Форум » Частые вопросы » Кто есть "ближний" мой? » Ответить

Кто есть "ближний" мой?

Константин Беляев: Подскажите, братия, где посмотреть толкования, кто из Святых Отцов писал об этом. И как я должен относиться, будучи православным христианином, к тем - не ближним. Являются ли чада других раскольничих упований (хоть та же РПЦ МП, как самая многочисленная) моими ближними? Спаси Христос!

Ответов - 94, стр: 1 2 3 All

имярек2: Косолапый пишет: за двухтысячелетнюю историю христианства это, пожалуй, единственные примеры монахов-воинов.Константин Беляев пишет: Пример Соловецких мучеников. Они ведь с оружием в руках защищали монастырь

SERG: Константин Беляев пишет: Насчёт вашей позиции: мне не понятно почему убить врага это грех. Монах ведь тоже убивает врага внутри себя. Константин Беляев пишет: Говоря "ближний" он имел в виду исключительно крещёных православных людей. И несколько раз на этой "полевой" проповеди данную мысль подчеркнул. Ужас... согласен с Косолапый пишет: ребята, вы меня поражаете. Дрипанные никонане, небось, это проходят в первых кассах воскресных школ..

Константин Беляев: SERG хватит туфту пороть, ответьте по сущесту. Я не ходил в : Дрипанные никонане, небось, это проходят в первых кассах воскресных школ.. - вот сюда не ходил. Ну чё мне с батюшкой разговаривать? Вы то тогда на что? Вот Косолапый тот хоть по существу отвечает. Спаси Христос! SERG если Вас ещё не забанили на другом сайте идите туда, не нужно вот этого: Ужас... согласен с Косолапый пишет: цитата: ребята, вы меня поражаете. Дрипанные никонане, небось, это проходят в первых кассах воскресных школ.. Если есть что ответить - извольте, если вопрос - говно, так и скажите. Все же свои!


Косолапый: Константин Беляев пишет: Как быть со словами того никоновского попа? это жид в никоновской рясе, к тому же еще и воинствующий. Такие перцы обычно ратуют за диктаторское насаждение "православия" для всех и вся. Чем это чревато для нас, староверов, не мне вам объяснять. Константин Беляев пишет: Можно ведь к иноверным относиться хорошо, но не любить их все по кругу гоняете. У вас отец и мать - никониане? Вы их любите? Или же просто "хорошо относитесь"? Это вопрос к вашей совести. Константин Беляев пишет: И если брат тебя ударит - подставить щеку, а если кто другой - сдачи дать если меня ударит брат-старовер, я ему тоже попробую насовать кулаков, не меньше, чем никонианину, и в обоих случаях я обязан буду раскаиваться, потому, что сделал это по греху. В идеале я должен хоть староверу, хоть никонианину простить.. Никонианам нельзя прощать только их ересь, потому, что ее и Бог не прощает, а мы во всем должны подражать Ему. Остальные грехи у никониан одинаковы со староверами, и их мы должны прощать, чтобы и нас Господь простил на том свете. Константин Беляев пишет: Пример Соловецких мучеников. Они ведь с оружием в руках защищали монастырь? защищало с оружием около 50 человек из тех сотен, которые были в осаде, и то совершая мелкие вылазки ради уничтожения подкопов. Среди них был бОльший процент засевших крестьян-разинцев, чем монахов. Мещеринова у ворот встретило только 30 человек, остальные предпочли с иконами и крестами выйти навстречу своей мученической кончине добровольно. Воин-монах - это чистейшая латинщина, вспомните тевтонский орден, тамплиеров, крестоносцев и прочие их еретические выдумки. Воинственный тевтоно-немецкий дух - дух сатаны так же, как и слащавый дух "толерантности" и пофигизма.

Константин Беляев: Косолапый пишет: Воинственный тевтоно-немецкий дух - дух сатаны так же, как и слащавый дух "толерантности" и пофигизма. Но как не скатиться ни туда ни сюда?

имярек2: Косолапый пишет: защищало с оружием около 50 человек из тех сотен,В таком слуае это был настоящий соловецкий спец.наз.Выдержать многолетнюю осаду элитной царской армиии?! Косолапый пишет: Воин-монах - это чистейшая латинщина, вспомните тевтонский орден, тамплиеров, крестоносцев и прочие их еретические выдумки. Воинственный тевтоно-немецкий дух - дух сатаны так же, как и слащавый дух "толерантности" и пофигизма.Конечно же ,Вы ,правы.Воин-монах в истинном восточном християнстве,является никак не правилом,а редким исключением в тяжелейшие моменты истории,полагающим душу свою за други своя ,а никак не выступающим в роли тевтона-агрессора.И миссионерство с оружием в руках,безусловно,бесовское изобретение.

Косолапый: имярек2 пишет: Выдержать многолетнюю осаду элитной царской армиии?! там все проще было. Никаких крупных сражний не было. Осада есть осада, да и то, долгое время монахи имели доступ к собствнным запасам вне стен монастыря. Только предпоследний из смененных воевод догадался выжечь скотные дворы вокруг и прервать сообщение с монастырем источников поставок продовольствия. Стрелять по монастырю вообще начали очень поздно. Все боевые действия сидельцев сводились к вылазкам за стены монастыря и ликвидации подкопов. Как видите, условия осады долгое время сводились на нет раздолбайством элитной царской армии. И только Мещеринов "закрутил гайки" окончательно, но только на 2 года, вроде. Поэтому тут важны не сами сражения, а опять же, немыслимая (и не предполагавшаяся так скоро) для человека того времени в лице соловецких страдальцев решимость прервать всякие отношения с отступившей от Бога "церковью" и царем, в общем с тем, что было раньше свято и неприкосновенно (словецкие монахи - царские богомольцы) и рушилось теперь на глазах, а также добровольное мученичество. Вот и Семен Денисов назвал свою повесть "об отцах и страдальцах", а не о воинах, потому, что прекрасно знал факты осады. Константин Беляев пишет: Но как не скатиться ни туда ни сюда? нужно книги читать Писания и отцов, там все есть. Врагов Божьих нужно ненавидеть, а своих прощать. Но всегда нужно помнить, что в любом человеке есть нечто, что ему Бог вложил хорошего. Известный пример Варлаама Хутынского, который убийцу и разбойника избавил от казни, чтобы тот не попал после казни в ад без покаяния. А с врагами Божьими нужно бороться словом, которое у праведников сильнее дела (напр. божественные апостолы, которые словом победили кумиры и демонов). А если у нас слово не такое, как у него, то нам прежде нужно справиться со своими грехами, а уж потом бороться с еретиками. А то выйдет, что "воинов" хоть отбавляй, да силенки у всех слабы. Как один из отцов писал: как ты намерен бороться с демонами в других, когда сам побежден ими? И еще священноинок Дорофей писал, что один из опаснейших грехов - весь мир винить в беззакониях, это плод дьявольской гордыни. Осуждать никого не нужно, но вот ненавидеть врагов нужно, чтобы уберечь свою же душу от их зла. Получается, та же оборона, как и на Соловках, только духовная, вот для этого и нужна ненависть к врагам. Получается, что это и не тевтонский дух, и не пассивный пофигизм.

Евгения: "Чуждыми сынами" (Пс. 143:7), мне кажется, он называет людей отчуждившихся от истины; как верных мы считаем своими ближними и братьями, так неверных - чуждыми; поэтому особенно мы отличаем своего от чужого. Мой ближний не столько тот, кто близок ко мне по родству, сколько тот, кто признает со мною того же Отца и имеет общение в той же Трапезе; эта связь крепче родства, равно как и несходство нравов ведет к отчуждению гораздо более, нежели различие по происхождению. Не на то смотри, что мы живем под одним небом и в одной вселенной; я ищу другого общения, которое выше неба; там наше отечество и жизнь. "Живот наш, - говорит Апостол, - сокровен есть со Христом в Бозе" (Кол. 3:3). Не на земле мы живем, но переселились в высшее жилище. У нас другой свет истинный, другое отечество, другие сограждане и сродники. Потому и Павел говорит: "несте странни и пришелцы, но сожителе святым" (Еф. 2:19). Как же, скажешь, Христос назвал ближним самарянина, хотя великое различие [между ним и истинно верующим]? Но и не по естественному родству. Так, когда нужно оказать благодеяние, то пусть всякий человек будет ближним твоим; а когда дело касается истины, то различай своего от чужого". св. Иоанн Златоуст. На Псалом 143

Iwанн: Когда читаю Евгению вспоминаю "опыты" Монтеня ,в первой части он пишет о неком своём знакомом ,который в любой дискуссии бежал к книжным полкам , на что автор сетует ,так как его это раздражало .Было бы интересно почитать Ваши соображения , остальное я могу прочесть сам , в книгах С косолапым согласен по всем пунктам .

Евгения: Iwанн пишет: Когда читаю Евгению вспоминаю "опыты" Монтеня ,в первой части он пишет о неком своём знакомом ,который в любой дискуссии бежал к книжным полкам , на что автор сетует ,так как его это раздражало . Понимаю Вас. Iwанн пишет: Было бы интересно почитать Ваши соображения Мои соображения таковы-любить всех и творить всем.Если человеку нужна помощь,не нужно размышлять мой он ближний или нет.Даже и если не только помощь(благодеяние),но и в деле спасения.Если кто-то и желает опровергнуть ересь или обличить-то нужно вооружиться любовью к человеку,а не ненавистью..

Константин Беляев: Короче, ничего не понял я, други мои...

Константин Беляев: И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель!что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всемразумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Исус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Исусу: а кто мой ближний? На это сказал Исус: некоторый человек шел из Иеросалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду,изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его,прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботилсяо нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Исус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Луки, 10:25-37

Nikodim: Если человеку нужна помощь,не нужно размышлять мой он ближний или нет.Даже и если не только помощь(благодеяние),но и в деле спасения.Если кто-то и желает опровергнуть ересь или обличить-то нужно вооружиться любовью к человеку,а не ненавистью.. Совершенно верно!

Jora: Константин Беляев пишет: Короче, ничего не понял я, други мои... Попробую подытожить дискуссию. Ближний не только крещёный в твоей вере или родственник, но и любой оказавшийся "близко" и кому можешь помочь в данный момент времени; тот с кем Господь привёл оказаться близко. Помочь делом, словом (еретику или нехристю - засвидетельствовать Истину). Любить - значит желать спасения. (Глагол "любить" в других языках имеет несколько разновидностей, потому в русском мы подчас путаем понятия). Убийство - грех, любое, даже из патриотических побуждений, что зафиксировано в канонах. Но кому-то иногда приходится и такое делать. Простите Христа ради.

Iwанн: Jora пишет: Убийство - грех, любое, даже из патриотических побуждений, что зафиксировано в канонах. Но кому-то иногда приходится и такое делать. Жора , а война , на сколько я слышал это не является таким уж "смертным грехом" Убийство - грех, любое, даже из патриотических побуждений А это вообще ,что такое ?

Константин Беляев: Iwанн пишет: война , на сколько я слышал это не является таким уж "смертным грехом" святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Iwанн: Брат Константин , я уже как-то писал ,что не являюсь прозелитом ,посему от старикое что-то да слышал .[рву на себе косоворотку]

Константин Беляев: Iwанн я ж не прошу тебя доказывать мне что-то. Мне мнение твоё интересно. Прости, ежели задел чем.

Iwанн: Константин Беляев пишет: Прости, ежели задел чем Константин Беляев брось ты ! ты о чем вообще ?! Просто речь зашла о войне , я думаю именно об этом Жора и хотел сказать ( иначе объяснить "патриотических побуждений" сложно ) Вот ты мне скажи воевать за свой дом ,семью ,землю есть грех ?

Константин Беляев: Вот ты мне скажи воевать за свой дом ,семью ,землю есть грех ? Нет. Я вот думаю, откуда беруться все эти разговоры про греховность войны и проч... Про то, что защищать мужчина вроде бы как бы и не должен никого, ну только чуть-чуть как то, постоянно подставляя левую щеку кому попало... Что то очень подозрительное в такого рода суждениях мне видится.

Jora: Iwанн пишет: Вот ты мне скажи воевать за свой дом ,семью ,землю есть грех ? Нет. И я не пацифист. Но по канонам за убийство на войне на несколько лет (3 или 4, не помню) отлучаются от Причастия. Это и имел в виду.

Косолапый: тут нужно сказать качественнее. Защита своих близких с оружием в руках - это не грех. Грех - само убийство. Понятно, что мотив смягчает вину либо ее ужесточает, но сам мотив в случае защиты от противника своей семьи и страны не греховен. А вот убийство в любом случае грех, и поэтому разсудительные отцы накладывали епитимью на участвующих в боевых действиях. Закон суров, но это закон.

Iwанн: Естественно , но в случае войны он рассматривается более мягко ,это я и хочу сказать . Константин Беляев пишет: Я вот думаю, откуда беруться все эти разговоры про греховность войны и проч... Про то, что защищать мужчина вроде бы как бы и не должен никого, ну только чуть-чуть как то, постоянно подставляя левую щеку кому попало... Что то очень подозрительное в такого рода суждениях мне видится. К тебе можно в бане спиной поворачиваться , если что будем вместе бороться с американскими империалистами

о.Олег: Jora пишет: Но по канонам за убийство на войне на несколько лет (3 или 4, не помню) отлучаются от Причастия. На один год.

Косолапый: Iwанн пишет: Естественно , но в случае войны он рассматривается более мягко ,это я и хочу сказать о.Олег пишет: На один год именно. Для сравнения: в случае вольного убийства шесть лет, в случае невольного - три года, вроде, по разсуждению духовника.

Константин Беляев: Первый вариант войны: меч, стрела, пуля, снаряд, бомба. Второй: телевизор, СМИ, идеология, политиканство, общественное мнение и проч. В первом случае за убийство - на один год отлучают. А во втором случае убийства на сколько отлучают.

Косолапый: Константин Беляев пишет: В первом случае за убийство - на один год отлучают. А во втором случае убийства на сколько отлучают. вы думаете, вы самый умный? А святые отцы глупее? Убийство это убийство, а телевизор, сми, идеология, политиканство и т. д. подпадают под другие прещения, это другие грехи, ничуть не легче убийства: развращение, гордыня, блуд, ложь, ересь и т. п. На все на это есть свои епитимьи. А мудрые мысли про убийства телевизором - это политическое учение про "холодную войну", которое, может, имеет свое основание, но к церковному праву никак не отностися. Убийство хоть на войне, хоть как - это грех, за который полагается епитимья, и различается он только по степени тяжести. Кто с этим спорит - тот еретик.

имярек2: Косолапый пишет: Убийство хоть на войне, хоть как - это грех, за который полагается епитимья, и различается он только по степени тяжести. Кто с этим спорит - тот еретик.А ещё,когда я посещал занятия в начальных классах школы,мы забавлялись тем,что отправляли друг другу записки «кто прочитал,тот дурак» Не стану перечислять ратные подвиги целого сонма святых воинов,мучеников и благоверных князей,не буду вдаваться в подробности значения армии в православных царствах.Скажу только,что не задумываясь убью человека,пытающегося изнасиловать мою дочь и не раскаюсь,а скорее возблагодарю Бога ,давшего мне силы совершить это убийство.

Косолапый: у вас эмоции, а мы говорим от книг и святоцерковного учения. имярек2 пишет: Не стану перечислять ратные подвиги целого сонма святых воинов,мучеников и благоверных князей а вы и не сможете их перечислить, потому как в их житиях ровным счетом ничего об этом не сказано. Воины прославлены, как мученики, и про ратные их подвиги во имя языческого Рима никто не вспоминает. Князья тоже прославлены явно не за свои подвиги, так как воевали они непонять с кем, а в большинстве случаев - со своими же благоверными соседями. Например Андрей Боголюбский, вроде, святой ( могу ошибаться). А Богородица послала против него самого и его воевод святых Бориса и Глеба, когда он хотел взять Новгород. Уж не думаете ли вы, что он прославлен именно за то, за что его били святые, то есть за "ратные походы"?

имярек2: Косолапый пишет: его били святые, А Богородица послала против него самого и его воевод святых Бориса и Глеба, И ещё Жития прп.Сергия Радонежскаго и св.блг.кн.Димитрия Донского вспомните и это ,только так на вскидку.

Косолапый: имярек2 пишет: ... так они же святые и это их посмертное деяние. И санкцию им дала Пресвятая Богородица, а не царь, генсекретарь, министр обороны или не сами они себе ее выдумали, как то обычно бывает у нас. Так и Илья-пророк зарезал жрецов Ваала. Только вы-то можете про себя сказать, что вы пророк и святой? А почему Борис и Глеб стали святыми, помните? С детства помню стих о Борисе и Глебе: "от очей слезы проливаху и к ногам главу преклоняху, и умильно моляхуся ко брату своему: брат наш единордный, не погуби пшеницы неспелыя, не пожни класы незрелыя". А вы рассуждаете, как наш великий Пу, который недавно говорил о Борисе и Глебе, что они поступили недостойно коммуниста и члена ГБ, надо было достать мечи и на ура порубать в куски Святополка. И вообще, я понимаю, сейчас все умные, у всех свое мнение. Но факт остается фактом - за участие в боевых действиях полагалась годовалая епитмья, отлучение от причастия и общения верных на год. И я с церковными установлениями тягаться не дерзаю.

Jora: Косолапый пишет: И вообще, я понимаю, сейчас все умные, у всех свое мнение. Но факт остается фактом - за участие в боевых действиях полагалась годовалая епитмья, отлучение от причастия и общения верных на год. И я с церковными установлениями тягаться не дерзаю. +1000

Константин Беляев: Косолапый ну что за тон: вы думаете, вы самый умный? А святые отцы глупее? Не хотите не отвечайте. Чё обижать то? Ежели мудак так и скажите - зачем моё убожество со Святыми сравнивать...

Константин Беляев: Косолапый прямо скажите - пойдёте воевать за Родину если что? ИмяРек2 пишет: Скажу только,что не задумываясь убью человека,пытающегося изнасиловать мою дочь и не раскаюсь,а скорее возблагодарю Бога ,давшего мне силы совершить это убийство. Благодарствую за честный ответ!

Косолапый: Константин Беляев пишет: Косолапый прямо скажите - пойдёте воевать за Родину если что? пойду, а если там буду убивать, не дерзну называть это добродетелью, по примеру нечестивых агарян или латинов, а за убийство вынесу положенную епитимью, и отдельную епитимью - за мирщение. Вы вообще, представляете, что вы себя даже за рамки своей церкви ставите: у вас тоже в этом руководствуются древними правилами. А вы все гоните эмоциями: Родина, Русь, враги, гады, насильники, негодяи и т. д. Это детский разговор. Никто не спорит, что Родину защищать надо, и я тоже не пацифист. Получается, что вы спорите с мнением святых отцов (я его тут и высказываю), которые постановили: любое убийство - грех, который различается лишь по степени тяжести. В христианстве нет понятия "джихад" или "крестовый поход". Вы что, с этим поспорить хотите? Хотите сказать, что если вы убьете на войне - это вам в грех не вменится и вы епитимью нести не будете? Я так вас понял?

Феодот: 39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. и так далее. От Марка, гл.5. Только вот "захочет судитися" и "принудит"(в Острожской Библии - "поимет по силе") -- это указывает на попытку совершить это против Вашей воли, насильно. Получается, насилию активно сопротивляться - неправильно. Остается только "23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой"(Мф. гл. 10) И еще, встречал в никониянском календаре праздник 40тысяч мучеников, вот в нецерковном оформлении(в церковном не нашел): Случилось, например, в Галлии восстание багаудов (так называли повстанцев, боровшихся против римских латифундиалов), и надо было послать хорошие войска на подавление этого восстания. Восстание было не христианским по существу, но какая-то часть этих багаудов или их вождей были христиане. А может быть, и не были, а про них только слух прошел, что они христиане, которые убивают своих помещиков-язычников, что они действительно и делали. В 268 г. против них направили для подавления один из самых лучших и дисциплинированных легионов империи - десятый фиванский легион. Те приехали в Галлию и вдруг узнают, что их посылают против единоверцев. Они отказались. Восстания в римской армии в то время были постоянно, легионы восставали запросто, а в легионе 40 тысяч человек вместе с обслугой. Но эти не восстали! Просто 40 тысяч человек отказались подчиниться начальству, и они знали, что за то полагается казнь через десятого - децимация. Они положили копья, мечи и сказали: "Воевать не будем!" Ну что ж? Через десятого - выйди, выйди, выйди... и отрубают голову. "Пойдете воевать?" - "Не пойдем!" Еще раз через десятого... и еще раз! Весь легион без сопротивления дал себя перебить. Они сохранили воинскую присягу, они дали слово не изменять и сдержали слово, но не пошли против своей совести. Совесть была для них выше долга. Есть такой церковный праздник "Сорок тысяч мучеников" - это в память о десятом фиванском легионе Отсюда(столбики 13 и 14 после слов "Византийский вариант")столбики 13 и 14 после слов "Византийский вариант" А сам считаю, что Отечество одно - Небесное. А "За Родину!За Сталина!" и т.п. - подмена ценностей.

Евгения: Афанасий Великий в послании к Аммуну говорит: "Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно". А Великий Василий в 13-м правиле говорит: "Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения святых Таин". Таким образом и сей божественный отец почитает похвалы достойными идущих на противников и защищающих род христианский: ибо что может быть более достойным похвалы, чем то, чтобы быть поборниками целомудрия и благочестия? Но поелику у сего св. отца было намерение - скверны, соединяемые иногда и с благими из дел, очищать, то он подвергает умеренной епитимии и сих, как, думаю, сделал бы и Великий Афанасий, если бы и он приложил эту вину, и не иначе упомянул бы о них. Но некоторые, не постигая великомыслия законоположника и не обращая внимания на близость человеческих поступков к злу, дерзают обвинять его, яко бы давшего совет тяжкий и чуждый правого суда: ибо это, говорят, может повести к тому, что самые лучшие из воинов, а особенно те, дело которых состоит в том, чтобы мечом и убийством отражать стремления иноплеменников, во всю жизнь будут лишаемы благого причащения, что для христиан нестерпимое наказание. Ибо зачем, говорят, нечисты руками те, о которых сам ты, лучше всех усмотрев, свидетельствуешь, что они ратуют за целомудрие и благочестие: ибо если воины не будут усердствовать - вступать в сражение с варварами и, обнажая мечи, покорять их, отнюдь не из-за желания чужого, но из опасения за свое, то не погибнет ли благочестие, когда варвары все подчинят своей власти, по совершенной бездеятельности противника, и будут стараться утвердить собственную религию? А кто будет подвизаться в целомудрии, когда все принуждаемы будут жить по обычаям тех, которые сделались уже их распорядителями? Вот что детским, так сказать, языком дерзают говорить против "Многоустой Трубы Духа" и "Книги Евангельского искусства"! Таковым я сказал бы следующее: после Адамова преступления, как мы знаем, в род человеческий, кратко сказать, вошел рой присущих нам естественных страстей, как бы общих недугов, вторгшихся вместе со злом; из них одни соединены с нами по естеству и необходимости, а другие зависят от естества и от произволения; первые извинительны, ибо имеют достаточное для себя оправдание в неразумной необходимости; что же касается тех (страстей), к которым ведет произволение, которое свойственно разумному и свободному естеству, убеждая его подчиниться страстям неразумного естества, при возможности под условием желания не поддаться (им), таковые, хотя бы были и прощены, не могут остаться вполне безукоризненными; а посему сие и требует очищения как последствие прародительского греха. Ибо и брак, хотя преемством рода, по-видимому, носит в себе некоторое изображение бессмертия, которого мы лишились, если бы не имел своим помощником закона и если бы не очистил ветхую скверну совершением священного обряда, почитаем был бы наисквернейшим из дел, как и рождаемые младенцы, если не будут очищены божественною банею, далеки бывают от нашего общения, хотя мы и веруем, что они естественно становятся причастными прародительской скверны, а не от произволения, так как виною бытия своего имеют плотское пожелание, как говорит божественный Давид: се в беззакониях зачат есмь и далее (Пс. 50, 7). Итак, если и войны и следующие за ними убийства суть отрасли преступления произвольных страстей, то без сомнения необходимо, чтобы и проводящие жизнь в сражениях и обагряющие свои руки в крови иноплеменников прежде очистились врачеством покаяния и огнем его попалили соединенные с таковым занятием скверны, и таким образом приступили к таинствам нового Адама. Ибо и все евангельское законоположение, возводящее нас в первобытное состояние и призывающее к духовной и, на сколько возможно, к лучшей жизни, нигде не одобряет войн и убийствами не позволяет воспрещать распространению зла, как это свойственно было древнему законоположению, но, будучи совершенно противоположно сему последнему, оно и учит противному: ибо некогда Господь, когда ученики Его, воспылав ревностию Фесвитянина, спрашивали Его, не позволит ли Он низвести огонь на Самарян, не принявших их, обратившись к ним, запретил им и сказал: не весте коего духа есте вы (Лук. 9, 55). Впрочем, если тщательно рассмотреть и ветхозаветное законоположение, найдешь, что и оно относительно сего мудрствует согласно с Евангелием, хотя различие нравов человеческого естества требовало различия и в управлении. Почему Бог, зная, что божественный Давид имел усердие воздвигнуть Ему храм, не допустил его до сего? Не потому ли, что десница его была осквернена бесчисленным убийством иноплеменников (1 Паралипом. XVII: 1-5; XXII, 8), - если и в этом случае достоин вероятия Иосиф? А почему Бог, когда Он посредством страшных знамений с неба и тончайшего гласа воздуха на Хориве беседовал с тем же самым вышеупомянутым Фесвитянином, - говорил, что в буре и землетрясении нет Господа, а в духе хлада тонка Он есть (3 Цар. XIX; 11-12)? Не ясно ли Он показал здесь, что Богу любезно только долготерпение и человеколюбие, а все другое, сему противное, привлекается лукавством людей. А в чем заключалась самая великая заслуга Моисея? Не в том ли, что он старался исторгнуть нечестие, господствующее над человеческою жизнию, и сокрушал всех явно уличенных в нем и совершенно ненадежных относительно перемены на лучшее? Почему тем, которые, по повелению Божию, вместе с телами человеческими некогда пожали и нечестие, он на определенные дни запретил вход в стан (Числ. XXXI, 19)? Ибо посланным от него к враждебнейшему Валааму с истинными пророчествами, совершенно опустошившим подчиненные ему города, беспощадно истребившим всех, находившихся в них, кроме младенцев, умертвившим даже самого царя - мужа и замышлявшего и причинившего прежде величайшее зло иудеям (ибо он, представив бесстыдных жен, растлил: блужением - тела, а нечестием - души осквернившихся с ними. Числ. XXV; 1) [И здесь Властарь имеет в виду не одно ветхозаветное Священное Писание, но и древние внешние источники, именно, "Иудейские древности". Иосифа Флавия, кн. 3, гл. VI и VII. См. в Русск. перев. Свящ. Самуйлова, стр. 182 и след.], - итак, сим, одержавшим победу над противниками, он повелел до седьмого дня пребывать вне стана (Числ. XXXI; 19), а великому жрецу Елеазару заповедал очищать их (Числ. XXXI. 21-24), показав, как думаю, что хотя убиение врагов и законно, но убивающий человека, хотя бы он и справедливо отмщал и делал это по принуждению, и к какой бы религии он ни принадлежал, почитается порочным ради высочайшего и общего родства, почему и назначил очищение убившим и тех, которые были далеки от нечестия, для освобождения от предполагаемой скверны. Итак, сей святый отец (Василий Великий), устремляя все свое внимание к закону Духа и смотря на пример Моисея, болезновавшего о правах духовного закона, но вполне пока не дерзавшего дать ему свободу, так как и время и обстоятельства не допускали ее, повелевает, чтобы и убийства, бывающие на войнах, не оставались вне наказания, смотря по суду растворяющего врачества и по расположению приемлющего их, хотя и определенным временем измеряет отпущение греха, как заповедует и в других грехах. Синтагма Матфея Властаря Простите Христа ради за длинный текст.

имярек2: Евгения пишет: Простите Христа ради за длинный текст. Спаси Христос!Исчерпывающе! Прошу,Вас,не оставляйте пожалуйста ни одной серьёзной темы без внимания.

SERG: Феодот пишет: И еще, встречал в никониянском календаре праздник 40тысяч мучеников, вот в нецерковном оформлении(в церковном не нашел): А что на самом деле есть такой праздник?

Константин Беляев: Косолапый пишет: А вы все гоните эмоциями: Родина, Русь, враги, гады, насильники, негодяи и т. д. Это детский разговор. Ну какие же это эмоции? Косолапый пишет: Получается, что вы спорите с мнением святых отцов (я его тут и высказываю), которые постановили: любое убийство - грех, который различается лишь по степени тяжести. В христианстве нет понятия "джихад" или "крестовый поход". Вы что, с этим поспорить хотите? Хотите сказать, что если вы убьете на войне - это вам в грех не вменится и вы епитимью нести не будете? Я так вас понял? Спорить не буду. Хочу мнение услышать. вот Евгения, спаси Христос, Василия Великого цитирует: Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения святых Таин Воин - поборник целомудрия и благочестия. То есть цель его - благородна. Но средства, которыми она достигается, достойны трёхгодичного удержания от Святых тайн. Или я не правильно понимаю?



полная версия страницы