Форум » Частые вопросы » Вопрос о "смешанном браке" » Ответить

Вопрос о "смешанном браке"

Shavkunov Dmitry: Православные, подскажите - если канонические правила относительно "смешанных браков". Если муж и жена были никонианами, муж перешел в Древлеправославие, а жена осталась в никонианстве и разводиться с мужем не собирается? Является ли такой (невенчанный в Древлеправлслдавии) брак блудом?

Ответов - 141, стр: 1 2 3 4 All

КарякинАлексей: Найти себе более покладистую жену.

Дмитрий: КарякинАлексей пишет: Найти себе более покладистую жену. Простите, что влезаю, но сердцу ведь не прикажешь, и как можно бросить человека, которого любишь и который любит тебя из-за конфессиональной принадлежности? Не по христиански это.

Cocpucm: КарякинАлексей, мягко выражаясь, нелепо глаголиши Вот 72-е правило 6-го Вселенскаго собора (по старообрядческому переизданию иосифовской Кормчей): Т.е., если супруг(-а), принявший(-ая) православие после законнаго брака, желает жить с неверною супругой(-ом), то такой брак остается в силе


Cocpucm: В 1-м послании к коринфяном мысль сия написана еще более определенно (скан Федоровскаго Апостола):

КарякинАлексей: Дмитрий пишет: Простите, что влезаю, но сердцу ведь не прикажешь, и как можно бросить человека, которого любишь и который любит тебя из-за конфессиональной принадлежности? Не по христиански это. Да конечно, а органам, что по ниже сердца тем более.

КарякинАлексей: Cocpucm пишет: Т.е., если супруг(-а), принявший(-ая) православие после законнаго брака, желает жить с неверною супругой(-ом), то такой брак остается в силе Вот только на практики такие случае были, когда были гонения на Веру, будь то языческий Рим или мусульманская иго.Фактически правило написано для замужних женщин,чтобы тех не отлучали от Церкви.

Shavkunov Dmitry: Спаси Христос всех за консультацию.

о. Андрей: КарякинАлексей пишет: Вот только на практики такие случае были, когда были гонения на Веру, будь то языческий Рим или мусульманская иго.Фактически правило написано для замужних женщин,чтобы тех не отлучали от Церкви. Это правило Шестого Вселенского Собора, который был во времена Православной Византии, когда никаких гонений на Церковь не было. Правило написано на основании слов ап. Павла и оно применяемо как для женщин, так и для мужчин.

КарякинАлексей: о. Андрей пишет: Это правило Шестого Вселенского Собора, который был во времена Православной Византии, когда никаких гонений на Церковь не было. Правило написано на основании слов ап. Павла и оно применяемо как для женщин, так и для мужчин. Ко времени Шестого Вселенского Собора 65% территории Византии (Сирия, Палестина, Джезира, Египет, Северная Африка, Армения) была завоевана мусульманами. Мне не известны случаи на протяжения 1000 лет, когда бы муж был православным, а жена нет, а вот обратных примеров я знаю очень много. Факты, когда муж правосланый, жена нет известны мне только в современности.

Cocpucm: КарякинАлексей, я правильно понимаю, что Вы дерзаете противоречить словам ап. Павла?

о. Андрей: КарякинАлексей пишет: Мне не известны случаи на протяжения 1000 лет, когда бы муж был православным, а жена нет, а вот обратных примеров я знаю очень много. Факты, когда муж правосланый, жена нет известны мне только в современности. Если Вам лично что-то неизвестно, это далеко не значит, что такого не было или такое было невозможно с точки зрения Церкви. Правило прямо говорит: "Если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и ЕСЛИ ПРИ ТОМ НЕВЕРНОЙ ЖЕНЕ УГОДНО СОЖИТЕЛЬСТВОВАТЬ С МУЖЕМ ВЕРНЫМ, или напротив мужу неверному с женою верною: ТО ДА НЕ РАЗЛУЧАЮТСЯ, ПО БОЖЕСТВЕННОМУ АПОСТОЛУ: святится муж неверен от жены, и СВЯТИТСЯ ЖЕНА НЕВЕРНАЯ ОТ МУЖА".

о. Андрей: Cocpucm пишет: КарякинАлексей, я правильно понимаю, что Вы дерзаете противоречить словам ап. Павла? А это не только он. В РПСЦ лет десять назад был целый конфликт у дальневосточников с епископатом по этому поводу. Епископы утверждали, что подобное сожительство блудное и считали, что в таком смешанном браке православная сторона должна быть непременно отлучена от причастия. Я знаю примеры, когда людей допускали до крещения, но не допускали до причастия из-за такого смешанного брака. А то и вовсе отказывали в крещении, если один из супругов не желал принимать крещение, а второй не желал, несмотря на это, разводиться. Вы задайте данный вопрос духовенству РПСЦ (в Москве ведь немало клириков), интересно, как изменились взгляды за прошедшие десять лет и изменились ли.

Партизан: о. Андрей пишет: ЕСЛИ ПРИ ТОМ НЕВЕРНОЙ ЖЕНЕ УГОДНО СОЖИТЕЛЬСТВОВАТЬ С МУЖЕМ ВЕРНЫМ, или напротив мужу неверному с женою верною: ТО ДА НЕ РАЗЛУЧАЮТСЯ, ПО БОЖЕСТВЕННОМУ АПОСТОЛУ А если обратившийся в православие не желает жить с неверным супругом, как тогда?

Евгения: о. Андрей пишет: Епископы утверждали, что подобное сожительство блудное и считали, что в таком смешанном браке православная сторона должна быть непременно отлучена от причастия. Я знаю примеры, когда людей допускали до крещения, но не допускали до причастия из-за такого смешанного брака. А как у вас,допускают?..Или Вы имеете ввиду причащение,которое дается непосредственно после крещения?..

о. Андрей: Брак такого рода Церковь не расторгает лишь в надежде на то, что неверный супруг примет крещение и им обоим дается не обязанность, а право сохранить брак. Блаженный патриарх Феодор Вальсамон комментируя указанное правило пишет: Если который из них захочет разлучиться, то брак тотчас должен быть расторгнут. Это и было во дни святейшаго патриарха господина Феодота, ибо трубач Василиск, после принятия крещения, по патриаршему определению, был разведен с его неверною женою, которая не согласилась на убеждение мужа принять крещение Матфей Властарь в Афинской Синтагме также пишет: Впрочем, смотри, что и божественный Апостол, допуская снисхождение, говорит: "аще благоволит" верная половина сожительствовать с неверною, посему, если не благоволит, брак, без сомнения, должен быть расторгнут Блаженный Феофилакт Болгарский на соответствующие слова св. ап. Павла пишет: 1Кор.7:15 - Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие. Если муж ссорится с тобой за то, что ты не принимаешь участия в его неверии, то разведись с ним. Ибо ты не порабощена ему в таком случае, то есть тебя не принуждают следовать за ним и в таковых делах. Лучше разделиться с ним, нежели ссориться; потому что и Бог не хочет этого: к миру призвал нас Господь. Итак, если муж ссорится с тобой, то этим он сам подал причину к разводу. Снова обратившись к тому увещанию, что не должна оставлять жена мужа, предлагает настоящий вопрос. Ибо если, говорит, он не ссорится с тобой, то останься с ним, и увещевай его: может быть, что-нибудь и сделаешь. Представляет успех сомнительным, с одной стороны, для того, чтобы не подумали, будто поставляет жене в непременную обязанность - совершенно убедить своего мужа, а с другой - для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние.

о. Андрей: Евгения пишет: А как у вас, допускают? Да, допускают. Вот, что о таком браке пишет блаженный Феофилакт Болгарский, поясняя, что такой брак не есть блуд, но действительно брак: 1Кор.7:14 - Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. То есть изобилием чистоты верующей половины преодолевается нечистота неверующей. Это значат слова Апостола, а не то, будто язычник делается святым. Ибо Апостол не сказал: бывает свят, но: освящается, то есть побеждается святостью верной половины. А говорит об этом для того, чтобы верующая жена не опасалась сделаться нечистой, если будет иметь сожительство с таким мужем. Но спрашивается: совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым (ср. 6:16); очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом. Если первый нечист, то как же не делается нечистым последний? Что касается блудодеяния, в нем бывает точно так. Когда имеют общение между собой блудники, то их смешение имеет нечистоту, и потому они оба нечисты. Но иначе это дело при сожительстве верующей половины с неверующей. Неверующий муж - нечист по его неверию. Но жена имеет с ним общение не в неверии, а в ложе. В ЭТОМ ОБЩЕНИИ НЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ НИКАКОЙ НЕЧИСТОТЫ. ИБО ОНО ЕСТЬ ЗАКОННЫЙ БРАК. Посему-то верующая половина и не делается нечистой. Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты. То есть не нечисты. Излишним выражением святы Апостол изгоняет страх подобного подозрения.

Евгения: Спаси Христос отче.

о. Андрей: Помогай Вам Бог!

Константин Беляев: Cocpucm цитирует: .е., если супруг(-а), принявший(-ая) православие после законнаго брака, желает жить с неверною супругой(-ом), то такой брак остается в силе Он что вне Церкви может быть законным? Таким образом брак это нечто святое вне Церкви и от неё не зависящее... Понимаю, что нарываюсь на это:я правильно понимаю, что Вы дерзаете противоречить словам ап. Павла? Но тем не менее...

Cocpucm: Константин Беляев пишет: Он что вне Церкви может быть законным? Таким образом брак это нечто святое вне Церкви и от неё не зависящее... Насколько я понимаю (не уверен абсолютно, что прав), здесь подразумевается та форма брака, которая принята у конкретных не-християн

имярек2: Хотелось бы мнение Игоря Кузьмина узнать по этому вопросу.

КарякинАлексей: о. Андрей пишет: 1Кор.7:15 - Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие. Если муж ссорится с тобой за то, что ты не принимаешь участия в его неверии, то разведись с ним. Ибо ты не порабощена ему в таком случае, то есть тебя не принуждают следовать за ним и в таковых делах. Лучше разделиться с ним, нежели ссориться; потому что и Бог не хочет этого: к миру призвал нас Господь. Итак, если муж ссорится с тобой, то этим он сам подал причину к разводу. Снова обратившись к тому увещанию, что не должна оставлять жена мужа, предлагает настоящий вопрос. Ибо если, говорит, он не ссорится с тобой, то останься с ним, и увещевай его: может быть, что-нибудь и сделаешь. Представляет успех сомнительным, с одной стороны, для того, чтобы не подумали, будто поставляет жене в непременную обязанность - совершенно убедить своего мужа, а с другой - для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние. Первое о втягивание христианина в свое неверие, а фактически так и происходит, из сегоднешних конкретных примерах, которые я лично знаю среди староверов. Второе речь идет о женщине-христианки, в голову не могло предти тогда, что жена будет противоречить мужу-христианину.

о. Андрей: Я высказал свой взгляд и его основания. Вы высказали свою оценку этих оснований. Таким образом, участники и читатели форума имеют возможность сделать свои выводы. Я полагаю, что со своей стороны сказал достаточно по данному вопросу.

Jora: Уважаемые форучмане, сами посудите, какой взгляд более соответствует этим словам Апостола: 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:12-14)

Игорь Кузьмин: Константин Беляев пишет: Он что вне Церкви может быть законным? Таким образом брак это нечто святое вне Церкви и от неё не зависящее... Ну тамо же в правиле 72 указано и различие между сим законным браком и церковным. Церковный брак между таковыми (даже хотя бы и одной верной стороной) не тверд, заключатися не может, а если заключен, то должен быть расторгнут. Если бы речь была об одном законном (церковном) браке, то како можно принятое в закон церковный (сиречь Богом утвержденный) разрушати. «Яже Бог сочетал, человек да не разлучает» [Мф. 19, 6]?! В византийской книге законов, Синтагме Матфея Властаря, в разделе законов гражданских, указано что есть (и как познается) законный гражданский брак для римлян (сиречь, для всех граждан римского государства, значит и кроме православных християн): «Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора. А что бывает помимо сего, считается недействительным. Римляне составляют между собою законные супружества, когда исполнят все обнародованное законами относительно браков. А требуется, чтобы брачущиеся мужского пола были в (совершенном) возрасте, а женского - способны к замужеству, - т.е. те превзошли четырнадцатилетний возраст, а эти были более двенадцати лет. А сие говорим, самовластны ли или подвластны сходящие к браку. Брак не бывает, если не будут согласны совокупляющиеся и те, которые имеют их подвластными. Брак состоит не в том, чтобы муж и жена разделяли ложе между собою, но в супружеском их согласии. Полновластный, имеющий совершенный возраст, вступает в брак и помимо согласия отца» [Матфей правильник, начало буквы Г, глава 2]. Брак, как социальный гражданский институт, имеет важное значение в каждом государственном устройстве (для его самосохранения), для установления и разрешения важных право-гражданских отношений. Если государство не принуждает насильственно граждан к одним неким религиозным установлениям, то оно должно подавать возможность своим гражданам свободно выбирать форму установления своих брачных отношений. Потом таковые установившиеся формы гражданского заключения брака (древний обычай (для римского права), имеет значение писанного закона), утверждаются и государственными законами, и ими регулируются. После чего имеют законную форму брака, признаваемую государственными институтами. Посему Матфей Властарь и указывает, что такой законный брак в римском государстве, признаваемый государством, может быть составлен «посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора». Чрез письменный договор (закрепленный гос. институтами) брак получил начало всеобщего государственного введения со времени Юстиниана. До сего видимо гражданский браки римлян признаваемыми были и кроме брачных записей, как зрится напр. из сей Юстиниановой новеллы. "Когда определено древними законами и нами самими было так же постановлено, что браки могут иметь силу и законность, и без брачных записей, на основании одного взаимнаго расположения, то государство наше наполнилось ложными договорами, стали являться свидетели, лгавшие без опасения, что такой-то муж женщину с ним жившую, звал женою, а она его мужем, и таким образом у них оказывалось мнимое супружество, не бывшее законным. Потому мы признали должным определить сие по естественным законам. Лица высших чинов, сенаторы наши и важныя особы чтоб сего не допускали, но чтоб было у них и приданое и предбрачные дары и все прочее, что приличествует славному имени. Из лиц, занимающих должности в военной службе, или места судебныя, если кто пожелает вступить в законный брак с женщиною, а не захочет сделать брачных записей, то не должен поступать в сем деле неосторожно, разсеянно и бездоказательно, но пусть идет в какой либо дом молитвы и снесется с екдиком оной святой церкви, а этот, взяв трех или четырех благочестивых местных клириков, составит свидетельство, показывающее, что такого-то индикта, такого-то месяца и числа, в такой-то год царствования, при таком-то консуле, пришли к нему в дом такой-то мужчина и такая-то женщина и заключили брачный договор" (Курс гражд. права. Новелла Юстиниана. 74 глава, 4.5). Таким образом, договор получает зде твердую законную силу чрез твердые законные (для римскогого сударства) институты (брачные записи). То есть вместе с церковными институтами гражданского признания брака, государством подается возможность заключения брака (и признания законным) и кроме них, для тех кто по свободе совести не может чрез них принять утверждение в законном гражданском браке.

имярек2: 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:12-14)Игорь,а о чём это по Вашему?

имярек2: Shavkunov Dmitry пишет: Является ли такой (невенчанный в Древлеправлслдавии) брак блудом?

Игорь Кузьмин: имярек2 пишет: 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:12-14)`Игорь,а о чём это по Вашему? имярек2 пишет: Shavkunov Dmitry пишет: цитата: Является ли такой (невенчанный в Древлеправлслдавии) брак блудом? Мне зрится (св. писание не может ратничествовать против себя), о том, что по естеству, по райской заповеди Божией, свободное согласное брачное сожительство мужа и жены само по себе блудом (грехом) быть не может. Потому как грех определяет закон (вера). Что не по вере – есть грех. Апостол Павел подает снисхождение (смотрение: я говорю, а не Господь) такому браку лишь ради удобного приведения неверной части к вере, но никак не утверждает на сем саму церковную законность, равночестную новозаветному таинству брака. Посему и зри выше (у о. Андрея) како церковь истолковала сие смотрение. На условиях, и в условиях когда брак сам по себе не являлся препятствием в вере. Когда благочестие укрепляется, а иудейство, язычество, еретичество умаляется, то уверовавшей стороне удобнее есть чрез такой нерасторгаемый (токмо смотрительно) брак (на условиях) использовать к исцелению неверной части в вере. И в древности (как зрится из истории) церковь благословляла такое сожительно (не само по себе) только на условиях. А если неверная часть являет препятствие к исправлению всего благочестия верной, то как церковь может заставить такой брак сохранять? Зде сильнее уже (райского повеления), не отменяя его, новая заповедь апостольская (сиречь, такожде и Божия) «время прекращено есть прочее, да имущие жены, яко же неимущие будут (1 кор. 7, 29)». Како подобные браки благословлялись в древности (верной части) духовенством зри напр. из Истории: «Царь греческий Михаил Палеолог дщерь свою за князя татарскаго присутствием архимандрита даде. [Историк Пахимер. книга 3 глава 88]. И паки благоверный великий князь Иван Васильевич, дщерь свою Елену выдал за литовскаго князя Александра, венчана в Вильне, имела же при себе всегда священников своих, Фому и проч. [Летописец руский книга 3].». И зде тако не без участия Церкви и ради спасительной цели таковое сожительство благословлялось, а не само по себе, токмо от некоего согласного совокупления освещалось. Ограждение же святоцерковное для верных, дерзающих такие браки заключать без благословения церковного, есть заповедь: "Их-же бо не совокупи Бог священными молитвами призываем, тии все сходятся на блуд" (Кормчая глава 43. лист 336). Посему все благочестие святоцерковное возможно рассматривать токмо в приложении святоцерковных законоустановлений и смотрительных вин, а не само по себе. Все, что не по вере, грех. [Рим. 14, 23].

Константин Беляев: Спаси Христос всех писавших!

имярек2: Исходя из выше,Вами приведённого,можно заключить,что безбрачность современных християн обязательна не потому,что их обвенчать некому,а потому как Игорь Кузьмин пишет: «время прекращено есть прочее, да имущие жены, яко же неимущие будут (1 кор. 7, 29)». ?

Jora: имярек2 пишет: «время прекращено есть прочее, да имущие жены, яко же неимущие будут (1 кор. 7, 29)». Так когда это было сказано?! Почти 2000 лет назад!

Игорь Кузьмин: имярек2 пишет: ? Не так. Сие апостолово слово лишь свидетельствует волю Божию об уже «необязательности» брака самого по себе (плодитесь и наполняйте землю). Более того он (брак) налагает лишнее бремя християнину, который должен готовится к исходу, а не стремиться внутрь (бежать от мирских попечений, а не притягать их), по Златоусту. Посему небрачующиеся християне не могут быть нарушителями заповеди, но исполнители наилучшего о них попечения Господом. А совр. время лишь показует, что не сами християне отъяли у себя вину к законом токмо попущенному брачению, но тако установленный церковный закон не повелевает кроме попа поставленного от законного епископа. И нуждное гонительное время не подает возможности благоустроения на мирских поприщах (как браку удобное ограждение), кроме как веры и благочестия погубления. А кто противится сему положению, то пусть ужаснется на кого его гнев неразумный может пасть. Зри напр. како писали о сем ранние выговские отцы: «мы не возбраняем брака, почитаем девство паче брака, и зело советуем, по нуждному сему настоящему времени, не обремененным чистым путем тещи; аще же кто и не послушает, но хощет сопрящися, сопрягайся, не возбраняем, но точию по церковному преданию. И како? Слыши, что глаголет священный церковный закон в вышереченных: взыщи епископа благочестиваго, или от его парахии священника, и блюди, чтобы оба были благочестивы, зане священник от епископа бывает, и от его правим и наставляем и разрешаем, и его повелением вся тайны строит. К сему жених и невеста были бы кроме всякаго препятия правильнаго; к сим же да обрящеши церковь благочестивую, по благословению православнаго епископа освященную и от еретик не оскверняемую, и тако венчайся, и живи по Божию закону, якоже лепо православным християнам, и клеветы не сшивай на смиренных и безответных пустынников, яко брак возбраняют, се — и не возбраняют брака. Аще ли же кто правоверен и не может обрести ни епископа благочестиваго, ни с ним, ни от его благословляемаго священника, к сим же ни жертвенника православнаго: прочее в сопряжении жены, кроме сих, не дерзай, и ниже на нас оглаголуй: не мы сия, ими же брак состоится, отымаем, но закон: епископ, иерей, и церковь, в ней же венчание, но Божиими праведными судьбами. Будеши ли от невоздержания хулити для возбранения сопряжения? Ужаснися, на кого пойдет хульное твое слово? Понеже Его владычним священным церковным законам в сих уставех брак заключися, а кроме сих отнюдь не попустися, Его же судьбами той и отъяся. Прочее, аще и не воздержен еси, Законодавца убойся, Царя горних сил усрамися, священнаго церковнаго законоположения устрашися, яже объявлене вся супружества, кроме вышереченнаго церковнаго чиннаго браковенчания, яко беззаконны, отмещет. И к сим убо от нашего малоумия довольно мним во объяснение священныя сия браковенчания тайны».

имярек2: Т.е. надо понимать так,что указания апостола и св. правил о том,что недолжно оставлять верному супругу супруга невернаго, ныне не актуально,потому и следовать обязаны все, желающие соединиться с Церковью ,противоположному,т.е. бросить неверную жену вместе с паспортом,свидетельством о браке и свидетельствами о рождении детей и тогда уже с чистой совестью прибегнуть к единственному таинству оставшемуся у истинных християн.

Евгения: «время прекращено есть прочее, да имущие жены, яко же неимущие будут (1 кор. 7, 29)» Толкование: «Если и имеющие жен должны быть как не имеющие, то что за польза связываться браком и возлагать на себя бремя? Что же значит: как неимеющие? Значит: не прилепившиеся к браку и жене и не истощающие всех попечений на них. Таким же образом никто не должен слишком озабочиваться и другим чем-либо: ни печальными обстоятельствами, на которые намекнул словом плачущие, ни радостными, которые означил словом "радоваться", ни договорами, которые выразил словом "покупать". И для чего, говорит, перечислять то и то? Просто пользующиеся миром сим не должны злоупотреблять им, то есть прилепляться к нему со всем усердием и пристрастием; ибо употребление излишнее и выходящее из пределов должного есть злоупотребление» Бл.Феофилакт. о «необязательности брака» и слова нет..

имярек2: Евгения пишет: о «необязательности брака» и слова нет.. Спаси Христос!Полностью с Вами согласен. Но вопрос тут стоит о невозможности брака для истиннаго християнина,а не о его необязательности .

Евгения: это я на слова Игоря: Сие апостолово слово лишь свидетельствует волю Божию об уже «необязательности» брака самого по себе (плодитесь и наполняйте землю). Брак ведь не только для продолжение рода.. «Конечно, хорошо чадородие, которое производит брак; хорош брак блудодеяния ради (1 Кор. VII, 2), пресекающий блуд и при посредстве законного совокупления не позволяющий неистовству похоти устремляться к беззаконным деяниям; хорош брак для тех, в ком нет воздержания..»Св.Иоанн Дамаскин.

Дмитрий: Простите, что влезаю, но староверы безбрачники вообще живут в целомудрии? Не размножаются? Или размножаются, но без брака?

Косолапый: о. Андрей пишет: Брак такого рода Церковь не расторгает правильно ли я понял, что в случае, если муж крестился, а жена остается в нечестии, то их брак признается законным и без венчания? Выходит, что венчание не есть абсолютно необходимое условие законного брака? Дмитрий пишет: но староверы безбрачники вообще живут в целомудрии? размножаются, еще как, кроме одельных субъектов, про которых говорил Апостол, что в последние времена появятся лжеучители, которые будут обманывать народ и настраивать против законных браков. А размножаются они, по безумию полагая, что законное сожитие с одной женой без венчания - это блуд. Каждый будет судим от своих слов, вот и они по их же мнению, живут все в блуде. На самом же деле, как видно из слов Апостола, брак без венчания вовсе не бесчестит христиан, что можно увидеть на примере сожития с женой-нехристианкой и отношения к такому браку Апостолов и Св. Отцов.

о. Андрей: Дмитрий пишет: размножаются, но без брака? Вегетативно :)

SERG: Игорь Кузьмин пишет: Апостол Павел подает снисхождение (смотрение: я говорю, а не Господь) Вот как Иоанн Златоуст объясняет эти слова: " С тех самых слов Господа, которые Он вещает через блаженного Павла; ибо надобно веровать, что совет апостола есть совет Господа. Так словами: "а вступившим в брак не я повелеваю, а Господь" (1 Кор. 7:10), и еще: "прочим же я говорю, а не Господь" (1 Кор. 7:12), апостол не то хочет сказать, что одно из этих (завещаний) принадлежит ему самому, а другое Господу. Как решился бы сказать, или помыслить что-нибудь неугодное Христу, и притом в виде узаконения, тот, кто имел в себе говорящего Христа, кто для того только старался и жить, чтобы жил в нем Христос, у кого и царство и жизнь, и ангелы и силы, и всякое другое творение и вообще все занимает второстепенное место после любви к Нему? Итак, что же значат слова апостола: "я" и "не я"? То, что одни из законов и догматов преподал нам Христос, Сам, непосредственно, а другие через апостолов. А что Сам Он не все (законы и догматы) постановил непосредственно, об этом, послушай, что говорит Он: "еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить" (Иоан. 16:12). Таким образом, "жене не разводиться с мужем" (1 Кор. 7:10) Христос еще прежде постановил, когда был на земле во плоти, и потому апостол говорит: "а вступившим в брак не я повелеваю, а Господь". Но касательно неверных Он ничего не сказал нам Сам непосредственно, а дал закон, подвигнув к тому душу Павла. Посему и сказал апостол: "не Господь, но я", желая выразить не то, что сказанное им есть учение человеческое (как это возможно?), но что Господь преподал эту заповедь не тогда, когда обращался с учениками, а после - через него. Как слова: "Господь, не я" - не то означают, будто он не соглашается с повелением Христа; так и слова: "я, не Господь" - означают не то, будто апостол говорит что-нибудь особенное, неугодное Богу, но только то, что эта заповедь теперь преподается через него. Так и, беседуя о вдовице, он говорит: "но она блаженнее, если останется так, по моему совету" (1 Кор. 7:40). Потом, дабы ты, услышав слова: "по моему совету", не подумал, будто это суждение человеческое, он, устраняя недоразумение, прибавил: "а думаю, и я имею Духа Божия" (1 Кор. 7:40). Как то что он вещает от Духа и называет своим мнением, мы поэтому не назовем изречением человеческим, так и здесь, когда он говорит: "я говорю, не Господь", не думай, будто это - слово Павлово; ибо он имел в себе говорящего Христа, и не дерзнул бы изречь такого учения, если бы не принял от Него для нас этого закона."



полная версия страницы