Форум » Частые вопросы » Петров пост. » Ответить

Петров пост.

Дмитрий: Грядет Петров пост, расскажите пожалуйста, как правильно следует проводить пост? Если можно со ссылкой на Уставы, каноны и проч. Спаси Христос.

Ответов - 32

Константин Беляев: Дмитрий, Дима, да сходите Вы в Храм, купите календать: там всё написано.

Iwанн: Дмитрий На строгом сидите(до покупки календаря) ,не помешает ))

Cocpucm: Дмитрий, посмотрите в Малом Уставе всё подробно прописано


Дмитрий: Cocpucm Спаси Христос.

Cocpucm: Во славу Божию! А вообще, советую купить подобную книгу. Не знаю, есть ли современные издания, но в 19-м веке книга сия издавалась в подпольных старообрядческих типографиях множество раз; на Молотке можно купить за 2-3 т.р.

Горин: По уставу нужно ли в Петров пост читать молитву Ефрема Сирина? Или эта молитва читается, только в Великий пост?

Anoha: Нет не читается. А подробней этот вопрос обсуждался в начале этой ветки-в теме "Православие для начинающих.Сын церковный"-в самом конце темы.

о. Андрей: Как не читается!? В "Оке церковном" прямо сказано, что в Петров пост, когда служба аллилуйная все поклоны по чину Великого поста и указана молитва Ефрема Сирина.

Константин Беляев: о. Андрей, Anoha видимо про домашнее утреннее и вечернее правило.

савин: о. Андрей пишет: когда служба аллилуйная сколько раз в петров пост аллилуйная служба?

Репрев: По Уставу положена в понедельник, среду и пяток. Если в эти дни попадется святой с тропарем (т.е. которому "Бог Господь" поется), то он должен переноситься на вторник, четверг или субботу соответственно. Но сейчас аллилуйную службу мало где служат (если не сказать, что вообще нигде), кроме Великого поста.

Anoha: о. Андрей пишет: Как не читается!? В "Оке церковном" прямо сказано, что в Петров пост, когда служба аллилуйная все поклоны по чину Великого поста и указана молитва Ефрема Сирина. Отче,согласен,(тут я был не прав,-забыл),что когда есть аллилуйная служба, то читается молитва св. Ефрема.

о. Андрей: Константин Беляев пишет: о. Андрей, Anoha видимо про домашнее утреннее и вечернее правило Так дома правило практически всегда может быть земным, я, например, не вижу ничего предосудительного в том, чтобы дома молитву св. Ефрема вообще круглый год читать, если человек не уставной круг молиться, а "самодельное" правило, что в домашней молитве вполне допустимо. Репрев пишет: Но сейчас аллилуйную службу мало где служат (если не сказать, что вообще нигде), кроме Великого поста. У нас в Москве и Новозыбкове служба совершается ежедневно в течение всего года, таким образом, служится и аллилуйная служба. Но в основном действительно аллилуйная служба не совершается, ибо в приходских церквях это немыслимо по объективным причинам, а монастырей ныне у староверов почти не осталось… Репрев пишет: в понедельник Только в неделю вечером под аллилуйный понедельник молитва св. Ефрема бывает без 12 поклонов, но лишь с 3 великими (гл. 19 в Оке). Репрев пишет: Если в эти дни попадется святой с тропарем (т.е. которому "Бог Господь" поется), то он должен переноситься на вторник, четверг или субботу соответственно. ???

Григорий: о. Андрей пишет: Только в неделю вечером под аллилуйный понедельник молитва св. Ефрема бывает без 12 поклонов, но лишь с 3 великими (гл. 19 в Оке). Т.е. первые 3 - в землю, остальные - в пояс?

о. Андрей: Остальные просто не совершаются под понедельник.

Григорий: о. Андрей Спаси Христос.

о. Андрей: Помогай Бог!

Горин: Спаси Христос!

Репрев: о. Андрей пишет: ??? См. "Ключ..." Сырникова, л. 123. Или "Око" - л. 97, 2-го счета.

о. Андрей: Эти указы я знаю, но в них идет речь не о непременном переносе служб, а о возможности переноса по рассуждению настоятеля, а Вы написали, что служба должна переноситься.

Репрев: Да, дабы усилить постный подвиг в эти дни. Ибо при пении "Бог Господь" по уставу поклоны земные оставляются в храме. И пища 2-ды в день вроде. Вот Устав и рекомендует переносить этих святых, а понедельник, среду и пяток молиться и поститься более строго: с земными поклонами и с более строгим воздержанием в пище.

Михаил Родин: Cocpucm пишет: Не знаю, есть ли современные издания, но в 19-м веке книга сия издавалась в подпольных старообрядческих типографиях множество раз; на Молотке можно купить за 2-3 т.р. Было переиздание, кажется, в Верещагине. На Рогожке можно легко купить. 120 р.

о. Андрей: Репрев пишет: Да, дабы усилить постный подвиг в эти дни. Ибо при пении "Бог Господь" по уставу поклоны земные оставляются в храме. И пища 2-ды в день вроде. Вот Устав и рекомендует переносить этих святых, а понедельник, среду и пяток молиться и поститься более строго: с земными поклонами и с более строгим воздержанием в пище. Спору нет, но как правильно Вы здесь написали, устав лишь рекомендует переносить службу, однако если перенос не делается, то чуть выше в уставе сказано: «аще будет, Бог Господь, рекше, в понедельник, и среду, и пяток, дважды ямы». Безусловно, что в таком случае и прочие послабления поста, Вами указанные, также присутствуют. Чтобы Вы меня правильно поняли, скажу, что я не против строго поста, но считаю, что христиане должны иметь максимально полное представление об уставе поста, дабы каждый имел возможность применительно к обстоятельствам собственной жизни выбрать наиболее для него подходящее предписание или рекомендацию устава.

Репрев: На счет "должен переноситься" - это моя оговорка. Просто сам для себя этот вопрос уже решил однозначно. А вот насчет того, что о. Андрей пишет: христиане должны иметь максимально полное представление об уставе поста, дабы каждый имел возможность применительно к обстоятельствам собственной жизни выбрать наиболее для него подходящее предписание или рекомендацию устава. Вам, как священнику, следует понимать, что не всякое знание полезно для спасения души. Как пример, правда не связанный с уставом, хочется привести случай из жизни прп. Максима Грека. Когда он приехал в Москву и князь Василий III показал ему княжескую библиотеку, в которой были собраны и греческие книги, и попросил первести, то прп. Максим отказался переводить, например, книги, в которых говорилось о ересях первых веков христианства - дабы не соблазнялись чтущие. А на счет поста мое мнение - для современного человека не полезно знать о послаблениях. Лучше пусть изучают главу из Малого устава, где говорится о том, что уставы северных монастырей неприменимы на юге, например, а то сейчас даже указания Соловецкого или Кириллова монастыря "ямы сущи" переводят как "пища с рыбой". И если в монастыре ели соленную вяленную рыбу для подкрепления сил, потому что на севере не было обилия раститльной пищи, то мы сейчас, мало того, что имеем в достатке и фрукты и овощи (в крупных городах - круглый год), так еще и применяя северные уставы - уху едим после Успенского поста в среды и пятницы...

о. Андрей: Репрев пишет: Вам, как священнику, следует понимать, что не всякое знание полезно для спасения души. А кто дает право Вам или мне скрывать от людей то, что написано в общем для всех церковном уставе? Для того и духовник у христиан есть, чтобы, в том числе, обсуждать с ним и свои намерения относительно личной аскетической практики. Но скрывать это от христианина никто не имеет права. К тому же я написал не о частных (местных) уставах северных монастырей (неприменимость которых на юге ясна сама по себе), а о вполне конкретном указании общего для всех устава. Если св. отцы, его составившие, почитали возможным дать христианам выбор в этом вопросе, то кто такие мы с Вами чтобы их этого выбора лишать? Одно дело призвать человека к сугубому труду постническому, а другое дело обязать его к тому или иному поступку, через лишение права выбора. За собой Вы ведь право почему-то оставили - Репрев пишет: Просто сам для себя этот вопрос уже решил однозначно. Так давайте дадим возможность и другим решить за себя.

Репрев: Я никого ни в чем не упрекаю, и не пытаюсь кому-то чего-то навязать. Высказываю свое мнение - или на форуме это запрещено? Просто в последнее время мы стали слишком умными - святых отцов чуть ли не в подлиннике изучаем, ищем, где там на каком соборе вселенском про длину рукава было сказано? Нигде? Ну тогда с чего я должен с длинным руковом ходить? Мне жарко. Посмотрите, свобода выбора довела нас до того, то на соседнем форуме активно обсуждается вопрос о том, что пост такой, как он приписан в Уставе, для мирян не обязателен. Если раньше по вопросу брака главным было "Что Бог сочетал, человек да не разрушает", то сейчас известны 7 причин, по которым брак на законном основании может быть расторгнуть церковью. А у никонов их намного больше. Сейчас никонианские священники обсуждают вопрос о том, что в правилах-де нигде не сказано, что в пост нельзя совокупляться с женой. Только апостол сказал об этом, и то далеко не однозначно. И тема эта была поднята в Великий пост! Священниками! Мы не никоны, конечно, и нам это сейчас кажется абсурдным, но и у них не с этого начиналось, а с той самой свободы выбора. Природа человеческая с момента грехопадения удобопреклонна стала ко ЗЛУ, не к добру. И современное состояние мира очень красноречиво говорит о том, к чему привела нас свобода выбора. Так может стоит ее ограничить? В данном случае я не призываю никого переносить святых в обязательном порядке. Это действительно указано на усмотрение настоятеля. Могии вместити да вместит. Но вот например тогда на каком основании все аллилуйные службы заменяются "Бог Господь"? В субботу рядовую например? В уставе об этом нигде не сказано, даже на усмотрение. Просто так легче, правда? Но почему мы всегда выбираем то, что легче НАМ? Правильно ли это? Существует ли грань, за которой духовник начинает смотреть не на наиболее подходящее предписание для жизни, для режима, для работы, для ..., а для ДУШИ? Или ее не стало?

савин: Репрев Очень хорошо сказано!

сирин: Репрев пишет: мы сейчас, мало того, что имеем в достатке и фрукты и овощи (в крупных городах - круглый год), В крупных городах фрукты и овощи в достатке содержат в себе всю таблицу Менделеева,а с рыбой дело обстоит еще "лучше",нам ли тягатся с древними

о. Андрей: *PRIVAT*

Полихроний: Дни аллилуйной службы по Поморскому Уставу (стар. стиль): В Петров пост 27 мая, 5, 6 июня (пон., ср., пят.), 7, 10, 15, 16, 22 июня, В Успенский пост 3 или 4 августа, В Рождественский Пост 15, 26 ноября (по Поморскому Уставу, пон., ср., пят., если не празднуется вмч.), 29 ноября, 1, 2, 7 (пон., ср., пят.), 8 (ср., пят.), 11 (пон., ср., пят.), 16, 18, 19 декабря.

савин: Полихроний Спаси Господи!

о. Андрей: А почему мое вчерашнее сообщение стало скрытым? Это видимо к модератором вопрос.



полная версия страницы