Форум » Частые вопросы » Молитвы о еретиках » Ответить

Молитвы о еретиках

Дмитрий: На никонианских форумах создается очень много тем с просьбой помолиться о себе, родственниках, знакомых и прочих. В связи с этим два вопроса: 1) Почему в староверии этого не наблюдается? 2) Какие каноны запрещают молиться о еретиках?

Ответов - 39

Iwанн: Дмитрий Это ж кто Вам такое сказал-то ?

Дмитрий: Iwанн пишет: Дмитрий Это ж кто Вам такое сказал-то ? Ну я довольно давно на этом форуме и не вижу публичных тем с просьбой о молитве.

Iwанн: Не понял , что мне теперь просить кого-то молиться за родственников ,родной мой ,так я и сам могу или к наставнику.


Дмитрий: Iwанн пишет: не понял , что мне теперь просить кого-то молиться за родственников ,родной мой ,так я и сам могу или к наставнику А почему бы не попросить православных христиан помолиться о ком-то? Мне кажется это очень хорошо, когда о человеке молится не только один его родственник и его духовный отец, но и ещё много людей. Поправьте меня, если я не прав.

Anoha: Дело в том,что в староверии есть ограничения молений за иноверных.Сами вы дома можете молиться за иноверных.А соборно-нет.

Anoha: Да,как мне объяснил духовник,у вновь присоединившихся есть некии "льготы"-они могут записки за упокой иноверных писать в 4-ре вселенские субботы,и за здравие-всегда (кроме каких-то определенных служб суточного круга).

Иерей Вадим: За всех людей живущих молиться мы не только имеем право, но и должны, по долгу любви, ибо все мы братья во Адаме. Поэтому и за иноверных св.Иоанн Златоуст повелевает молиться - для их вразумления и обращения к Богу. И просить о молитве других людей (верных христиан) - дело благое, ибо и св.апостол Ияков повелевает: Молитесь друг за друга, да исцелеете. За умерших же в ереси поминовения нет, по учению святых отцов. Простите Христа ради.

имярек2: Иерей Вадим пишет: За умерших же в ереси поминовения нет, по учению святых отцов. т.е. сын, келейно,не может поминать умершего в ереси отца?

Iwанн: имярек2 пишет: т.е. сын, келейно,не может поминать умершего в ереси отца? Вроде есть какой-то канон , Косолапый как-то писал ,но я не знаю какой

имярек2: Iwанн пишет: Вроде есть какой-то канон , Косолапый как-то писал ,но я не знаю какойКанон,как молиться или канон,что нельзя?

Iwанн: имярек2 молиться , к примеру канон Паисию Великому за умерших без покаяния ,такое же и за еретиков вроде есть . Тема уже была , посмотри в архиве

имярек2: Спаси Христос!посмотрю. Iwанн пишет: канон Паисию Великому за умерших без покаянияКстати,он у меня есть, ни разу не читаный .

Виталий Вараюнь: Тут уже это как-то обсуждалось. Христиане рассказали, что по именам за еретиков не молятся, а молятся в принципе за всех еретиков, чтоб они оставили ересь и присоединились к Церкви. В той теме даже текст молитвы приводили. Есть и отдельная молитва за родственников. Вообще молитв за ВСЕХ людей есть много... напр. помянник на конце павечерницы. Но по именам за еретиков, как уже я сказал, молиться нельзя, потому что христианское имя даруется только в лоне Церкви. Записки и т.п. за еретиков не подаются. За живых вытаскивают частичку для Причастия, а коли еретики не могут быть с нами одним Телом, то и подавать за их здравие мы не можем. За упокой мы не можем молиться, потому что спасение возможно лишь в Церкви, остальное лишь воля Божия (как напр. в случае с мч. Уаром). А на форумах, я думаю, многие и так друг за друга молятся. Просто у многих из нас близкие и родственники не староверы.

Евгения: Иерей Вадим пишет: За умерших же в ереси поминовения нет, по учению святых отцов. А св.мученик Уар? Отрывок из жития: «Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, тайно взяла тело мученика и погребла в своем доме. Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Она перенесла сюда мощи святого и положила их в семейной усыпальнице. Каждый день она молилась у гробницы мученика Уара. По ее примеру и другие христиане стали прибегать к его помощи и получали исцеления от мощей святого. Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. Ее семнадцатилетний сын Иоанн готовился вступить в римское войско, и мать усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником юноше и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а Иоанну — полезно. Она надеялась, что, когда храм будет построен, сын получит в войске почетную должность. В новой церкви мощи святого Уара положили под престолом. После совершения первой Божественной литургии блаженная Клеопатра устроила угощение и вместе с сыном прислуживала гостям. Внезапно у него начался сильный жар, и в полночь юноша скончался. Клеопатра побежала в церковь и стала укорять святого мученика: «Угодник Божий, вот как ты заплатил за мои труды! Лучше бы мне умереть самой, чем увидеть смерть сына». От крайней усталости и скорби блаженная Клеопатра заснула прямо в храме. Во сне ей явились мученик Уар и Иоанн в сверкающих одеждах и венцах. Святой сказал: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице. Я взял твоего сына — он предстоит престолу Божию и служит Царю Небесному; если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно». Но юноша обнял его со словами: «Нет, не лишай меня общения со святыми!» А матери сказал: «Что ты плачешь? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с ангелами». Придя в себя, блаженная Клеопатра рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав свое имение и отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, угождая Богу.»

савин: Обрати Господи, во христианство сродника моего по плоти; Обрати Господи, во христианство еретик иноверныя вся. Это молитвы за еретиков, поименно же молиться недозволительно, можно Исусовой молитвой, Бог знает все наши помышления. За умерших еретиков категорически нельзя, потому что они умерли вне Церкви, судья же им Бог.

Евгения: Посему и молитвы об усопших, — которые, прияв от самих Апостолов и Отцев, Церковь совершает в Таинственной Жертве и в иных богослужениях, совершаемых в различные времена, — творятся, в равной мере, о всех скончавшихся, и мы утверждаем, что эти молитвы всем что-то способствуют и содействуют и на всех простираются бывающие от них значение и польза: в отношении грешников и заключенных в аду — дабы они получили, если и не совершенное освобождение, хотя бы — некое малое облегчение. И сие говоря в молитвах, чтомых на Пятидесятницу, Василий Великий дословно пишет следующее: "Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися". И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, — царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них. И это очевидно — из самого того обхватывающего выражения: "всех", говорится "в вере усопших"; очевидно это также — и из вышеприведенных слов Василия Великаго; явствует это также и из того, что говорит блаженный Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Иоанна, в омилии 62-й: "Если умерший был грешником и весьма оскорбил Бога, достоит плакать; лучше же — не только плакать (ибо это никакая ему не помощь), но делать нечто, что может оказать ему помощь, как-то милостыню и приношения" 158). И затем, в толковании на 1-е Послание к Коринфянам, омилия 41-я, он говорит следующее: "Если и грешник умер, и сему достоит радоватися: что остановлены грехи его и к пороку ничего не прибавилось, — и достоит не плакать, но помогать, ему тем, что может помочь" 159). И после сего: "Зачем скорбишь, зачем плачешь, как будто бы это может принести прощение отошедшему?" 160). И, затем, в толковании на Послание к Филипписием он говорит так: "Если еллины вместе с усопшим сжигают его вещи, насколько больше ты — верный — должен спосылать с верным усопшим то,что принадлежит ему, не для того, чтобы это стало пеплом, как те вещи, но чтобы придать ему большую славу; и если усопший был грешником, — чтобы разрешить грехи; если же — праведным, чтобы было прибавление к его награде и воздаянию" св. Марк Ефесский.

савин: Anoha пишет: Да,как мне объяснил духовник,у вновь присоединившихся есть некии "льготы"-они могут записки за упокой иноверных писать в 4-ре вселенские субботы "Не прелагайте пределы, яже положиша отцы, и держите преданное неизменно." Никогда в старообрядчестве не было такого, чтоб на родительские можно было б иноверных поименно поминать, а духовник тот, мягко говоря, невежа.

Евгения: В "Алфавитном патерике" рассказывается о святом Макарии Египетском, который однажды, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: "Кто ты?" Череп отвечал: "Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, они получают некоторое облегчение".

савин: Евгения пишет: а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; К сожалению нынешнии аввы не имеют святаго духа, а только святую мзду, вот за эту мзду они за любого отмолятся. Например один очень маститый авва РПСЦ так говорит: "Если был на духу, погребение -тысяча, если нет, то три тысячи." За деньги можно всё, вы попов спросите.

Anoha: За умерших в иноверии читают канон муч.Уару. Канон этот есть в настольном календаре РПСЦ за 2009г.

Anoha: За умерших в иноверии читают канон муч.Уару. Канон этот есть в настольном календаре РПСЦ за 2009г.

Anoha: Савин,спаси Христос,я спрошу,откуда у него такие данные. Надо с этим вопросом разобраться подробней.

Jora: Вместо имени вставлять "всех православных християн". Таким образом можно тропарь молиться и за здравие, и за упокой. А Сердцеведец увидит, за кого молимся, и молящемуся подаст благодать, и тому, кого имеют в мыслях.

Косолапый: Евгения пишет: В "Алфавитном патерике" рассказывается о святом Макарии Египетском, который однажды, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: "Кто ты?" Череп отвечал: "Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, они получают некоторое облегчение". простите, но вы это известное сказание в какой-то раскуроченной редакции читали. В старом сказании вот что написано: Макарий же рече: иматели отраду хотя малу? глава же отвеща: егда християне молятся в субботу за прежде отшедшия християны, и бывает на них свет от вечера пятничнаго, и до понедельника свитающаго, тогда же и мы малу отраду имамы Понятно, что Макарий ни за каких еллинских жрецов не молился, так же, как и в Церкви никогда не принято было молиться за еретиков на имя. Хотя, конечно, молиться нужно за всех, но не за всех можно молиться, поминая по имени. Нужно читать каноны Уару и Паисию, как тут уже и говорилось неоднократно. Дмитрию. То, что на никонианских форумах просят друг о друге молиться - не показатель чего-то хорошего. Человек, который молится за весь мир - либо святой, либо лицемер и гордец. Думаю, вряд ли святые на форумах обретаются. Христианину для начала свои бы грехи замолить, и то не по силам, а уж потом думать о спасении мира и грешников. В конце-концов, отвечать то будем мы каждый за свои грехи. Кстати, по той же повести о Макарии, согрешившие христиане находятся в аду еще глубже, чем языческие жрецы - кому больше дано, с того больше и спросится.

Евгения: Косолапый пишет: простите, но Вы это известное сказание в какой-то раскуроченной редакции читали. Это есть и в молитвослове,который продается в нашей Церкви..Там сказано,что «когда ты молишься о находящихся в аду,то мы получаем облегчение.»

о. Андрей: Jora пишет: Вместо имени вставлять "всех православных християн". Таким образом можно тропарь молиться и за здравие, и за упокой. А Сердцеведец увидит, за кого молимся, и молящемуся подаст благодать, и тому, кого имеют в мыслях. Юра дорогой, прочитай, что написал - "всех православных християн". Если покойник православный, то о нем и так можно молиться, поминая имя его, а если он неправославный, то каким образом фраза "всех православных християн" обымет неправославного? Вот если поминать "и всех сродников", то среди сродников, безусловно, могут быть всякие, а среди православных лишь православные. Но опять же все эти хитросмти лишь для успокоения совести живых, а мервым… Здесь нужно стараться жить. В служебнике литургии св. Иоанна Златоуста в словах одной из предуготовительных молитв есть слова: «и сподоби мя чистым сердцем на всяко время хвалу Ти всылати, за вся живыя, и мертвыя в православней вере скончавшихся, и от всех грех кающихся». Таким образом, молиться можно и нужно за всяких живых, чтобы спаслись, а за мертвых лишь за тех, которые умерли в правоверии и в покаянии. О находящихся же в аду Церковь действительно молится, но раз в год – на вечерни Духова дня.

имярек2: о. Андрей пишет: а за мертвых лишь за тех, которые умерли в правоверии и в покаянии.Даже келейное поминание недопустимо? А если это родители или чада?

о. Андрей: Келейно допустимо, я о литургии написал. Просто иные думают, что, заменяя имя усопшаго вне правоверия некоторыми своеобразными формулировками, можно как-бы за него и жертву приносить. Это мнение весьма распространено, но очевидно неправильно. В келейной же молитве уверен, что можно и нужно с дерзновением приступать к Богу прося милости умершим близким, но опять же специальных молитв нет. Канон св. Уару... Лучше наверное по лестовке: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй и прости родителей и сродников моих по плоти" Как-то так... Думаю, что это лучше чем канон св. Уару, который написан совершенно на иную, отличную от заупокойной, тему. На краткой молитве и сосредоточиться проще.

имярек2: А панихиду келейно отчитать за родителей усопших в расколе или в раздоре ?

о. Андрей: С точки зрения акривии - нет, поскольку сам текст молитв панихиды составлен таким образом, что предполагает, что человек, о котором они возносятся, умер в правоверии и покаянии. Однако история Церкви имеет примеры икономии, когда для приобретения для Церкви живых людей православные священнослужители соглашались поминать их родственников, умерших вне правоверия. Некоторые из таких примеров указала выше уважаемая Евгения.

имярек2: о. Андрей пишет: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй и прости родителей и сродников моих по плоти"А упокой можно?

о. Андрей: Не вижу причин, почему нельзя. Коль скоро суд окончательный еще ни о ком не произнесен, то имеем и дерзновение, и повод к молитве. Ведь даже если и какое облегчение подадим душам усопших - все для них благо. Молитва об умерших - милостыня, "суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак. 2:13).

имярек2: Спаси Христос!

о. Андрей: Во славу Божию. Спаси Бог Вас и Ваших близких!

сирин: Интересно, насколько верно утверждение,что молиться за несовсем близких людей еще и опасно(для простеца)

о. Андрей: А какая в этом случае разница между простецом и священником? С моей же точки зрения опасней не молиться, чем молиться, но следует учитывать при этом все вышесказанное.

сирин: Я имел ввиду неискренне молиться опасно за чужих малознакомых людей. Священника все-таки сан обязывает,а простеца духи злобы поднебесной могут "неправильно понять".

о. Андрей: Увы, нет, неискренняя молитва одинакова пагубна для обоих... Священника неискреннего духи злобы могут понять еще неправильней....

Косолапый: Евгения пишет: Это есть и в молитвослове,который продается в нашей Церкви..Там сказано,что «когда ты молишься о находящихся в аду,то мы получаем облегчение.» Видимо, русский перевод не совсем точный. В том-то и дело, что на самом деле Макарий молился о находящихся в аду христианах, а уж от этого и язычникам перепадало. Просто сама формулировка "за находящихся в аду" очень уж пространна - ею, как видно, и поминовение еретиков на имя можно оправдать..



полная версия страницы