Форум » Частые вопросы » Нужно ли освящать нательные кресты? » Ответить

Нужно ли освящать нательные кресты?

Prohojiy: Возник вопрос: нужно-ли освещать нательный крест, если нет,то чем руководствуются попы РПЦ МП,есть-ли какой особый чин освящения креста? Есть-ли поучения Святых отцов,или постановления соборов?

Ответов - 63, стр: 1 2 All

Iwанн: Да ,освящают

and: Да

боинг: да.


Александра: Присаединяюсь.

Jora: Prohojiy пишет: освЕщать Корень слова не СВЕТ, а СВЯТ, святость. Поэтому освЯщать.

Андрей изограф: Нет, такого чина нету, а если где и освещают то это новые веяния. Так же как не освящаются и иконы, они святы и нет смысла проводить над ними ещё дополнительный чин.

and: Jora пишет: Корень слова не СВЕТ, а СВЯТ, святость. Поэтому освЯщать. да.

and: Андрей изограф пишет: Нет, такого чина нету, а если где и освещают то это новые веяния. Так же как не освящаются и иконы, они святы и нет смысла проводить над ними ещё дополнительный чин. Требник (то же, что и Потребник) - жанр православных богослужебных книг, определяющих чинопоследования так называемого частного богослужения (тех священнических служб, которые не входят в суточный богослужебный круг, а совершаются по мере необходимости — "по требованию" верующих — таких, как крещение, венчание, отпевание, исповедь, постриг и др.); таинства, обряды и молебны вне храма (елеосвящение, освящение дома, колодца, судна и т.п.), а также чины освящения храмов и церковных вещей (креста на храме, колокола, икон, иконостасов и др.). У славян первый Требник был переведен с греческого языка св. Кириллом и Мефодием в 863. Различают малый, полный и дополнительный требники (напр., в малом требнике нет чина пострижения в монахи). http://www.ozon.ru/context/detail/id/3987765/

Severo: Мой первый крест купленный в ТСЛ еще в юности о. Геннадий кропил...с ним я никонианином ходил, с ним же и крестился потом, он обычный медный мужской староверский.

САП: Андрей изограф пишет: Нет, такого чина нету, а если где и освещают то это новые веяния. Так же как не освящаются и иконы, они святы и нет смысла проводить над ними ещё дополнительный чин. Точно: Иконоборческий собор, созванный в 754 г., декларирует в своих постановлениях: "Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя оснований ни в Христовом, ни в отеческом апостольском учении, нет также специальной молитвы, освящающей их, чтобы из обыкновенных предметов сделать их святыми; но они (т.е. иконы) постоянно остаются вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им иконописец". На, что отцы VII Вселенского Собора созванного в 787 году в Никее отвечают так: "Над многими такими предметами, которые мы называем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени полны святости и благодати". Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучать. (73пр.Шестого Вселенского Собора.)

А. Емельянов: Подумайте сами: Если священник что-то освящает, будь то: мед на 1-й Спас, плоды на Преображение, жилище, "мерседес" и прр., то используется святая вода. А сама вода освящается св. Крестом. Или точнее сказать при помощи Креста. Так что Крест сам освящает всё (простите за брутальность фразы)

and: А. Емельянов пишет: Подумайте сами: Если священник что-то освящает, будь то: мед на 1-й Спас, плоды на Преображение, жилище, "мерседес" и прр., то используется святая вода. А сама вода освящается св. Крестом. Или точнее сказать при помощи Креста. Так что Крест сам освящает всё (простите за брутальность фразы) Как понимать? Если кто-то купается и вода стекает по кресту это становится освящённая вода Это ведь эта вода плывёт к стоку . То есть снимать крест перед купанием

and: and пишет: Требник (то же, что и Потребник) - жанр православных богослужебных книг, определяющих чинопоследования так называемого частного богослужения (тех священнических служб, которые не входят в суточный богослужебный круг, а совершаются по мере необходимости — "по требованию" верующих — таких, как крещение, венчание, отпевание, исповедь, постриг и др.); таинства, обряды и молебны вне храма (елеосвящение, освящение дома, колодца, судна и т.п.), а также чины освящения храмов и церковных вещей (креста на храме, колокола, икон, иконостасов и др.). У славян первый Требник был переведен с греческого языка св. Кириллом и Мефодием в 863. Различают малый, полный и дополнительный требники (напр., в малом требнике нет чина пострижения в монахи). http://www.ozon.ru/context/detail/id/3987765/ Сaп, а ты как объяснишь, потому что как-то никто не попробовал ???

А. Емельянов: and пишет: Как понимать? Если кто-то купается и вода стекает по кресту это становится освящённая вода Это ведь эта вода плывёт к стоку . То есть снимать крест перед купанием Не верно поняли. Я же сказал: А. Емельянов пишет: при помощи Креста т.е. освящается вода Духом святым при прочтении молитв и погружении Креста. (имеется в виду святая вода)

and: В таком случае вопрос по-прежнему открыть: ли крест принадлежит посвятить ли не

САП: and пишет: а ты как объяснишь Что именно объяснить?

and: САП пишет: Что именно объяснить? Если существует такой стариj трeбник в котором речь об освячении креста это почему не который утверждают что креста не святиться ??

САП: and Первый чин освящения икон и крестов появился в Потребнике Петра Могилы: В 1646-м году вышел знаме-нитый требник или «Евхологион», в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными стать-ями. Эти статьи взяты обычно z lacinskiey agendy, т. е. из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Отсюда довольно острая латинизация обряда, — на это обращали внимание даже униаты. Впрочем, не Могила первый начал эту латинизацию, — латинские литургические мотивы и идеи усваивались уже и раньше, и усваивались постепенно. Могила выделяется только своей настойчивостью и последовательностью. По-видимому, у Могилы в руках был хорватский перевод, «Ритуала», сделанный далматинским иезуитом Кассичем (изд. в Риме, 1637). Это позволяет и все его предприятие связывать с иллирийским униатством (откуда приходит позже Крижанич)... Трудно дать четкую характеристику Петра Могилы. Есть что-то нечеткое в самом его образе и во всех его делах. Он сделал много. При нем За-падно-русская Церковь выходит из той растерянности и дезорганизации, в когорых она страдала со времени Брестского собора. И вместе с тем все пронизано чуждым, латинским духом... Это была острая романизация Православия, латинская псевдоморфоза Православия. На опустевшем месте строится латинская и латинствующая школа, и латинизиции подвергается не только обряд и язык, но и богословие, и мировоззрение, и сама религиозная психология. Латинизируется сама душа народа. Эта внутренняя интоксикация религиозным латинизмом, этот «крипто-романизм» был вряд ли не опаснее самой Унии. Обычно делается оговорка, что «чистота веры» при этой «романизации» не пострадала. Вернее сказать так: при всем этом внутреннем латинизме была удержана каноническая незави-симость. Странным образом, латинизировались часто именно ради внешней национально-политической борьбы с Римом. Но внутренняя свобода и независимость были потеряны, и было утрачено и само мерило для самопроверки... Восточные связи были перерваны. Утверждается чуждая и искус-ственная, неорганическая традиция, и она как бы перегораживает творческие пути... Неверно винить в этом одного Могилу, процесс начался до него, и сам Могила скорее выражал дух времени, чем прорубал новые пути. Однако, именно он сделал больше других для того, чтобы этот «крипто-романизм» укрепился и удер-жался в жизни Западно-русской Церкви. http://www.vehi.net/florovsky/puti/02.html

САП: and пишет: Если существует такой стариj трeбник в котором речь об освячении креста это почему не который утверждают что креста не святиться ?? Старинные потребники с чином освящения Крестов и икон? Порпробуй найди такой чин в старинных? http://stsl.ru/manuscripts/index.php?col=1&gotomanuscript=224

and: Первый чин освящения икон и крестов появился в Потребнике Петра Могилы: ....... Агааа тепер понял

Андрей изограф: and я же писал что это новые веяния, облатиненные. В древнихъ требникахъ ничего подобного нет!!! НИ КРЕСТЫ НИ ИКОНЫ НЕ ОСВЯЩАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ЧИНОМ, ОНИ СВЯТЫ БЕЗ ЭТОГО!

and: Андрей изографА откуда это взялось ???: "При освящении, совершаемом в алтаре, свя-щенник читает две особые молитвы, в которых просит, чтобы Господь влил в крест небесную силу и чтобы он хранил не только душу, но и те-ло носящего его от врагов, колдунов, чародеев и злых духов. Вот почему на многих нательных крестах на оборотной стороне написано: «Спа-си и сохрани». Также на кресте может быть на-чертано начало молитвы Честному Кресту Господню: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази (враги) Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его...» При желании можно попросить батюшку совершить освящение креста в вашем присутст-вии, чтобы соучаствовать в молитве. "

САП: and пишет: А откуда это взялось ??? От латын, больше не от куда.

Severo: Над моим не читали молитвы, просто покропил...после моего ношения его во время никонианства

Andy: На практике, во время освящения воды, часто прихожане, желающие освятить крестики, кладут их на особое блюдо и священник кропит их, сразу по завершении чина освящения.

Jora: Andy пишет: На практике, во время освящения воды, часто прихожане, желающие освятить крестики, кладут их на особое блюдо и священник кропит их, сразу по завершении чина освящения. По-моему, языческий магизм. Сам слышал, что крестик покупают, "ЧТОБЫ ЗАЩИЩАЛ". Для этого и в машины иконки цепляют, и военным молитвы зашивают.

Severo: Andy пишет: На практике, во время освящения воды, часто прихожане, желающие освятить крестики, кладут их на особое блюдо и священник кропит их, сразу по завершении чина освящения. У никониан такое видел много

САП: САП пишет: Первый чин освящения икон и крестов появился в Потребнике Петра Могилы:

Просто жена: Крест (осьмиконечный) сам по себе священен. Я думаю традиция освящать кресты пошла по одной простой причине: видели ли вы у никониан нательные кресты с осьмиконечным крестом? Нет. А остальные кресты - вещь простая (в Поморских ответах это, кстати, есть). Вот и освящают никоны свои кресты.

and: Просто жена пишет: Крест (осьмиконечный) сам по себе священен. Я думаю традиция освящать кресты пошла по одной простой причине: видели ли вы у никониан нательные кресты с осьмиконечным крестом? Da videl neodnokratno.

Просто жена: Специально сегодня заглянула в никонианскую лавку около метро. Не видела.

САП: Просто жена пишет: Специально сегодня заглянула в никонианскую лавку около метро. Не видела. Изредка бывает, у меня знакомая никониянка носит мужской, медный, старообрядческий крест купленный в никониянской лавке.

Prohojiy: Благодарю всех, за полезную информацию.

and: Просто жена пишет: Специально сегодня заглянула в никонианскую лавку около метро. Не видела. Smotritie tut kakoje mnozhestvo : http://sklep.cerkiew.pl/index.php?cPath=35_140_142 http://sklep.cerkiew.pl/product_info.php?products_id=1206 http://sklep.cerkiew.pl/product_info.php?products_id=1127 http://sklep.cerkiew.pl/product_info.php?products_id=1125 http://sklep.cerkiew.pl/product_info.php?products_id=1208 http://sklep.cerkiew.pl/product_info.php?products_id=1807 http://sklep.cerkiew.pl/product_info.php?products_id=1711

Просто жена: Русские твердо верили, что святые храмы и затонувшего града Китежа "увенчаны были восьмиконечными креста-ми". Всюду во всей России, на всяком подобающем месте возвышались и сияли своим благолепием восьмиконечные кресты Христовы: на святых храмах Божиих, на колоколь-нях, над входными воротами в ограду церковную, даже над воротами или калитками каждого дома христианского, а внутри церквей — на престолах Господних, на антиминсах, на просвирах, на всенощном хлебе, на артусе, на панагиарном хлебе; возвышался он над хоругвями, сам будучи хоругвию христианства, над дверями церковными и во всех других местах храма Божия, где полагался Крест; на груди всякого русского человека висел восьмиконечный крестик, хотя и на четвероконечном, как на основе изображенный; на всех могилах умерших православных людей ставился обязательно восьмиконечный крест; на перекрестках проселочных дорог необъятной страны тоже возвышались вось-миконечные кресты и свидетельствовали о благочестии и усердии русского народа. Словом, вся святая Русь украше-на была восьмиконечными крестами. Так было до никоновского патриаршества. А с этого вре-мени начинается изгнание этого Креста Христова со всех его мест, сначала излегка, постепенно, потом со все более и более усиливающейся настойчивостью и, наконец, с откро-венной наглостью, даже с остервенением, с ненавистью и ругательствами. Сбросили его с Храмов Божиих, изгнали с просвир, с артуса, с хлеба всенощного, даже с панагий и ан-тиминсов. Всюду его преследовали и вытравляли. (с) Мельников Ф.Е. Так что осьмиконечный крест у никониан скорее нововведение. И никониане не последней волны, а воцерковленые еще при советах относятся к нему настороженно. Во всяком случае считают, что носить на себе такой нельзя.

and: Просто жена пишет: Так что осьмиконечный крест у никониан скорее нововведение. И никониане не последней волны, а воцерковленые еще при советах относятся к нему настороженно. Во всяком случае считают, что носить на себе такой нельзя. вздор ! Posmotri na hramy nikonjanskie v Polshy kakije u nich kresty?:

Aleko: Prohojiy пишет: Возник вопрос: нужно-ли освещать нательный крест, САП пишет: отцы VII Вселенского Собора созванного в 787 году в Никее отвечают так: "Над многими такими предметами, которые мы называем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени полны святости и благодати". Хочу высказать свое личное мнение. Отцы Вс. Собора абсолютно правы, но если быть точными, то речь здесь идет именно о предметах "которые мы называем святыми". По моему мнению в этом вопросе правы (отчасти) и те и другие. Конечно же предметы святость которых не подлежит сомнению освящать нет нужды, они святы по своему существу, а вот как быть скажем с покупными вещами, приобретенными у иноверных или еще где? Скажем если я купил старую икону в антиквариате, или в никонианской лавке? как тут быть? Т.е. если предметы которые мы считаем святыми какое то время были у иноверных (у поганых), а возможно и были ими использованы в идоложертвенных действах? Или уже упоминалось здесь про освящение храмовых крестов перед установкой, или помещений, как храмовых так и домашних (в том числе посуды, трапезы и т.д.). Я думаю, что само слово "освящение" в данном случае не подразумевает, что сам предмет делается "святым", скорее он проходит некое "очищение". Схоже с этим скажем каждение икон на службе, каждение молящихся, освящение куличей и пасхи. Хотя, в тоже время, мы же поклоняемся святым мощам и чудотворным иконам находящимся у иноверных. А можно вспомнить и такое: - если пес забежал в Церковь, то полагается ее заново освящать.

and: Aleko пишет: Я думаю, что само слово "освящение" в данном случае не подразумевает, что сам предмет делается "святым", скорее он проходит некое "очищение". Если неизвестно какие руки дотрагивались до этих предметов это тоже нужнoe "очищение"!

САП: Aleko пишет: Скажем если я купил старую икону в антиквариате, или в никонианской лавке? как тут быть? Т.е. если предметы которые мы считаем святыми какое то время были у иноверных (у поганых), а возможно и были ими использованы в идоложертвенных действах? Или уже упоминалось здесь про освящение храмовых крестов перед установкой, или помещений, как храмовых так и домашних (в том числе посуды, трапезы и т.д.). Я думаю, что само слово "освящение" в данном случае не подразумевает, что сам предмет делается "святым", скорее он проходит некое "очищение". Схоже с этим скажем каждение икон на службе, каждение молящихся, освящение куличей и пасхи. Хотя, в тоже время, мы же поклоняемся святым мощам и чудотворным иконам находящимся у иноверных. А можно вспомнить и такое: - если пес забежал в Церковь, то полагается ее заново освящать. Испоганиные иконы омывали проточной водой и все. Мощи также омывают. А вот храм освящают, в этом и отличие: Над многими такими предметами, которые мы называем святыми (мощи иконы, кресты), не читается священной молитвы, потому что они по самому имени полны святости и благодати.

Andy: САП пишет: Над многими такими предметами, которые мы называем святыми (мощи иконы, кресты), не читается священной молитвы, потому что они по самому имени полны святости и благодати. А как обстоят дела с освящением вновь пошитых церковных облачений?

САП: Andy пишет: А как обстоят дела с освящением вновь пошитых церковных облачений? Cпросите у попов, я тонкостей не знаю, читал только, что при надевании священных риз читаются особенные молитвословия из Потребника.

Andy: САП пишет: я тонкостей не знаю Знаю, что кропят святой водой новые ризы, но молитвы на их освящение не встречал. САП пишет: при надевании священных риз читаются особенные молитвословия из Потребника. Да, это действительно так. На каждый элемент облачения имеется отдельная молитва (стихарь, патрахиль, уларь (для диакона), пояс, правую поруч, левую поруч, саккос, набедренник, амафор, понагию, крест, митру, а также на служебник, трикирий и дикирий).

Пирожок: А на орлец? и седалище?

Aleko: САП пишет: Испоганиные иконы омывали проточной водой и все. у нас в деревне так же, а вот если иконы писанные? А если скажем купленные впредметы из никонианской лавки, а там их часто кропят водой, получается что они "священы" иконианами. Думаю, в некоторых случаях даже после омовения не лишним будет отнести в моленную и покадить.

САП: Aleko пишет: не лишним будет отнести в моленную и покадить. Так икону покадить завсегда хорошо.

САП: Andy пишет: А как обстоят дела с освящением вновь пошитых церковных облачений? Вчера спросил об этом у архидиакона Варнавы, так он ответил, что ревностные попы/епископы освящают новые облачения кроплением святой воды.

Andy: САП пишет: Вчера спросил об этом у архидиакона Варнавы Спаси Христос! Я тоже видел освящение облачений кроплением святой водой.

Andy: Сколько вообще диаконов ныне в Москве служит и кто именно? Знаю об архидиаконе Варнаве и протодиаконе Викторе Мосейчуке и все.

Андрей изограф: Andy протодиаконе Викторе Мосейчуке Витя Мосейчук пока не диакон, а только чтец, а у протодиакона Виктора фамилия Савельев!

Андрей изограф: Также в Москве служит диакон Роман Маслов, и наезжает диакон Максим Андреев

Andy: Андрей изограф пишет: у протодиакона Виктора фамилия Савельев! Простите, Христа ради, перепутал...

Партизан: and пишет: Как понимать? Если кто-то купается и вода стекает по кресту это становится освящённая вода Это ведь эта вода плывёт к стоку . То есть снимать крест перед купанием Снимать или нет?

САП: Партизан пишет: Снимать или нет? Нет, проточные вод и так чистые, в них выливается крещенская вода из купели если нет святого колодца, в них притапливали ветхие иконы, в них высыпали пепел от вещей на которых нечаянно пролилась Кровь Христова при Литургии.

Партизан: Если в ванне или душе мыться, то вода с креста попадает в канализацию, поэтому некоторые считают, что надо снимать, а другие говорят, что крест никогда нельзя снимать. Как быть?

Iwанн: всегда снимать .. кто ж с крестом моется то ? не слыхал такого

Jora: Никогда нельзя снимать.

Iwанн: JoraГрязь же с себя смываешь . Иконы когда чистишь воду в унитаз льёшь ? да и гайтан порвется быстро если его регулярно мочить.

and: Jora пишет: Никогда нельзя снимать. Присaединяюсь.

савин: обязательно надо снимать

Andy: При освящении крестов и новых икон иерей использует "Молитвы на различныя потребы"

Андрей изограф: Andy да не освящаются они, это не логично даже. Как Вы думаете, "неосвященный" крест что перестаёт быть крестом?

Andy: Андрей Изограф пишет: да не освящаются они, это не логично даже. Как Вы думаете, "неосвященный" крест что перестаёт быть крестом? Я так не думаю, а лишь привожу факты. И неоднократно видел, как освящают и новые, и старые иконы, побывавшие в руках безбожников или приобретенные в антикварных магазинах.

Jora: Andy пишет: лишь привожу факты. Если бы Вы приводили соответствующие факты из времён Андрея Рублёва и иже с ним, то это было бы аргументом...



полная версия страницы