Форум » Частые вопросы » Вопрос по тягчайшим грехам » Ответить

Вопрос по тягчайшим грехам

Cocpucm: Знаю, что на форуме сем обретаются люди, хорошо разбирающиеся в богословии. Посему выношу сюда сей вопрос. Сейчас читаю Малый соборник. В Слове о явлении Ангела Господня в пустыни прп. Макарию Египтянину есть такой текст (вопрос Макария и ответ Ангела): Хотя и всегда считал себя крайне невежественным в богословии, но полагал, что есть грехи и тяжелее, нежели злопамятство, гордость и тщеславие. Прошу знающих людей разрешить мои сомнения.

Ответов - 14 новых

инспектор шульц: Мне в детстве старушка едина говаривала: "Гордыня -- матка всем грехом". В том плане, что как из одной добродетели вырастают другие, так и из этих грехов появляются новые прегрешения. Помнишь, в прологе про инока, которог бес, искушая, вопрошал, какой грех тот выберет, чтоб ему, бесу, от него отстать? Убийство, блуд или пиянственное веселие? Инок выбрал последнее, в результате чего и убил и соблудил. Вроде так.

А. Емельянов: Конечно же это для людей верующих. А для неверующего самый страшный грех - его неверие, безбожие. Сие есть преступление против первой Заповеди и против всего Закона.

Евгения: Cocpucm пишет: но полагал, что есть грехи и тяжелее, нежели злопамятство, гордость и тщеславие. Почему тягчайшие,я так поняла,потому что имеющие их с трудом обращаются..Именно Денница пал из-за гордости. Как пишет Св.Иоанн Златоуст о тщеславии:«Нет,истинно нет другой страсти,столь же сильной и везде господствующей,хотя в большей или в меньшей мере-но везде.» «Грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда, и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: "пути злопомнящих в смерть" (Притч. 12,26). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно. »Бл.Феофилакт.


Сергей Сергеевич: Злопомнение горше блуда... Верно отец заметил...

Косолапый: В монашестве акцент у древних Отцов был смещен еще и на борьбу с помыслами, рождающими грехи. Злопамятность и гордыня - это именно помыслы. Макарий был в-основном наставником монашествующих. Мирянам дай Бог и с грехами в делах своих управиться, не то, что с помыслами. Это, конечно, не значит, что с ними бороться не стоит.

Евгения: Косолапый пишет: Мирянам дай Бог и с грехами в делах своих управиться, не то, что с помыслами. «Вина всякого скорбного случая (встречающегося с нами)-суть помыслы каждого из нас: мог бы я сказать, что и слова и дела, но так как они не происходят прежде мысли, потому я приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами (и ближними нашими) общение. »Марк Подвижник «Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; тоже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.(Иак.1:15) - Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу.»Толкование Бл.Феофилакта. Не управив мысли-мы не сможем управить и дело..

Клава: Злопамятность и гордыня Вот бы научиться различать границы, где злопамятность , а где обличение за правду. Где гордыня , а где истиное следование за Господом.

Евгения: «Когда думаешь что либо сделать, и видишь смущение в помысле и оно после призывания имени Божия все еще будет оставаться, хотя бы на волос; то познай отсюда, что то дело, которое хочешь сделать, внушено тебе лукавым, и не делай оного; ибо ничто, делаемое с смущением, не угодно Богу. – Но когда кто сопротивляется смущению (когда бывает помысел сопротивляющийся смущению), тогда не должно сразу считать дело вредным, а рассмотреть его, хорошо ли оно или нет, – и если не хорошо, оставить его, если же хорошо, сделать, презирая смущение. » «Всякий помысел и всякое дело, как сказано, надо рассматривать, хорошо ли оно, или нет, и хорошее делать, а нехорошее отвергать. Однако, чтобы доброе не было сопряжено с смущением, надобно рассматривать господствующий (при сем) помысел, с какой целью он что либо предприемлет, – и когда допросишь его по страху Божию, то Бог не попустит тебе впасть в заблуждение. – Но и во всяком случае не забывай призывать имя Божие.» «Когда тебе представляется какое либо дело по Богу, а противоположный помысел сопротивляется ему; то из этого самого познается, что дело то действительно есть по Богу. – Но приложи молитву, – и смотри: если в то время, когда будешь молиться, сердце твое утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда будет ли оставаться противоположный помысел, докучающий тебе, или нет, знай, что дело то по Богу; ибо благому непременно бывает прискорбное сопротивление по зависти дьявольской, но оно (благое) молитвою берет над этим верх. Если же кажущееся добро будет внушено дьяволом, а притом будет и сопротивление от него же происходящее; тогда молитвою и самое мнимое добро умаляется, и вместе с ним мнимое сопротивление. В таком случае очевидно, что враг сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез это самое обольстить нас принять сей помысел за добро. » Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн

Клава: Евтения, спаси Христос , за труды по напутствию. Так и сделаю, три дня на молитву, а там как Господь вразумит.

Евгения: Во славу Божию.. Клава пишет: три дня на молитву, а там как Господь вразумит. Это хорошо.. «"Сколько раз надо помолиться, чтобы помысел получил извещение о деле?" – Когда не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, – так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу. "Как должно молиться по три раза, – в разное ли время, или тотчас? Бывает, что нельзя отстрочивать". – Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы, и молясь трижды, произносил одни и теже слова (Мф. 26, 44). » Святые Преподобные Отцы Варсануфий и Иоанн

Cocpucm: Благодарю всех откликнувшихся! Хочу задать еще один вопрос на уточнение. Где-то читал, что разделяют собственно грехи (действия, слова либо помышления, противоречащие христианским нормам) и страсти (черты характера, являющиеся причиной грехов). Правильно ли я понимаю, что такая трактовка существует и что согласно нее злопамятство, гордость и тщеславие являются именно страстьми?

Косолапый: Евгения пишет: Не управив мысли-мы не сможем управить и дело.. возможно, вы меня не совсем поняли. Я имел в виду, прежде всего, борьбу с одним помыслами. Например, если мы злопамятствуем, то первым шагом мы должны научиться не мстить словом и делом обидевшему нас человеку. Но, при этом, злопамятность может тлеть в нас, подобно углям (сравнение одного из преподобных, кого именно не помню). То же и с блудом, гордыней и . д. - помыслы об этом возникают и у опытных старцев, как Иван Синайский писал, но, при этом, делами они ничего подобного не совершали. Из этого можно сделать вывод, что борьба с помыслами - это более высокая и сложная стадия духовного совершенствования. Cocpucm пишет: Правильно ли я понимаю, что такая трактовка существует и что согласно нее злопамятство, гордость и тщеславие являются именно страстьми? злопамятство, сколько помню, относили к следствию такой страсти, как гнев. Гордость и тщеславие - старасти. По Дамаскину и Лествичнику, страсти даны нам и на пользу, и имеют свое естественное назначение: гнев должно обращать на врагов Божьих, печалиться нужно о грехах, желать (это тоже - страсть) нужно истинну Божью и т. д. Но люди и страсти извратили по вражию навету - стали гневаться на ближних, печалиться о богатстве и суете, желать себе почестей и славы. Поэтому страсти тоже имеют свои положительные и отрицательные стороны. Евагрий учил, что за страсти ответственна "страстная" часть души, являющаяся неразумной и близко отстоящая от животной. То есть страсти даны человеку Богом, и в нашей воле, с Божьей помощью, направить их в нужное русло.

Cocpucm: Косолапый, нажайший поклон за пояснение! Вызывает вопрос только эта фраза Косолапый пишет: злопамятство, сколько помню, относили к следствию такой страсти, как гнев. Возможно, что называется, по себе о людях не судят , но точно знаю, что гнев у меня прорывается излишне часто, но при этом злопамятства (слава Богу) почти нет

Евгения: Cocpucm пишет: и страсти (черты характера, являющиеся причиной грехов). Правильно ли я понимаю, что такая трактовка существует и что согласно нее злопамятство, гордость и тщеславие являются именно страстьми? Страстью они становятся от навыка и образуют уже корень греха.. «Зла нет в естестве, и нет никого, злого по естеству: ибо Бог не сотворил ничего злого. Но когда кто с похотением сердечным вносит в себя образ зла, тогда оно, не смотря на то, что не есть в естестве, начинает быть, в таком виде, как возжелал сего тот, кто так делает. Почему должно, со всем тщанием непрестанно памятуя о Боге, не внимать обычным позывам на зло; ибо добре, сущее в естестве, могущественнее зла, прибывающего в естество со вне чрез навык, – так как то есть, а этого нет, – разве только когда содевается.» Бл.Диадох «Греховная страсть - порок, вкоренившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством. От страстей гордости, тщеславия, чревообьедения и сребролюбия необходимо очищаться прежде всего. »Св.Иоанн Лествичник «Ибо не тот, кто однажды разгневался, называется уже гневливым; и не тот, кто однажды впал в блуд, называется уже блудником; и не тот, кто однажды оказал милость (ближнему), называется милостивым; но как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом этот навык или мучит, или покоит ее.»Авва Дорофей. «Две рюмки водки за трапезой могут быть вначале просто капризом, вкусовым желанием. При частом повторении то же самое становится привычкой; действием, введенным в роспись жизни, причем нарушение росписи уже вызывает недовольство и досаду. Наконец, далее эти две рюмки перерождают самые ткани организма, переделывают их так, что они нуждаются в "яде", как в питании. Это уже страсть. Таким образом, привычка, в сущности, случайный господин нашей воли, властный и сильный, но без действительных прав на властвование.И отсюда, хотя борьба с ней трудна, но трудна только для слабой уступчивой воли.За исключением привычек ничтожного значения в нравственном отношении (вроде привычки к тому или иному платью, привычки так или иначе распределять день и т.д.), привычка - будущая страсть.Отсюда, когда подается совет: бороться со страстью в начале ее развития, - это значит бороться или с помыслом, первым рождением желания, или с привычкой.»Епископ Михаил (Семенов)«Гигиена духа христианина» «Между помыслами есть много различия во всем, и одни из них безгрешны, а другие нет! Так называемый прилог помысла, то есть мысль о добром или злом, не заслуживает ни награды, ни порицания. Потом сочетание, то есть беседа с помыслом, к соглашению с ним или отвержению его, заслуживает похвалу, если оно богоугодно, но малую, также и укоризну, если оно лукаво. После так называемая борьба, или побеждающая, или побеждаемая умом, – приносящая венец или мучение, когда исполнится на деле. Также и сосложение, то есть преклонение души к явившемуся, соединенное с услаждением, от чего происходит пленение, насильно и против воли увлекающее сердце к исполнению на деле. Когда же страстный помысел долго остается в сердце, то образуется так называемая страсть, которая, привычкою к себе, произвольно увлекает душу и свойственно передает ее исполнению на деле. Такая страсть несомненно подлежит во всех или соразмерному покаянию, или будущей муке, говорит Лествичник, то есть ради непокаяния, а не ради брани; ибо если бы было так, то без совершенного бесстрастия не могли бы многие получить прощения. Как тот же Лествичник говорит: хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем возможно. Итак, разумный (делатель) отвергает лукавый прилог – матерь зол, чтобы разом отсечь все происходящее от него злое, а благой прилог всегда должно быть готовым обращать в дело, чтобы тело и душа пришли в навык добродетели и освободились от страстей благодатью Христовою.» Преп.Петр Дамаскин



полная версия страницы