Форум » Частые вопросы » О церковно-славянском и старо-славянском языке. Грамматика » Ответить

О церковно-славянском и старо-славянском языке. Грамматика

Jora: Роман Ермаков пишет: [quote]Зри острожску, юже староверы честию честят даже до днесь. [/quote] Почитают. Роман Ермаков пишет: [quote]Аще ли не видеши[/quote] Не зриши. Выдумываете несуществующие слова. И ещё примеры есть, да поздно уже сегодня.

Ответов - 10

Роман Ермаков: Jora пишет: Не зришиСпаси Христос, друже. Порадовал. Он-лайн, сам понимаешь, свои минусы (мысль показалась важнее проверки традиционной формы написания). Стремлюсь к лучшему, но получается не всегда . (Стоит увлечься и съедешь на смесь разговорного русского со славянским). Теперь к делу. "Не зриши". Согласен. Во-первых, с выпадением "ятя" правильно писать - "видиши" (Мф 7:3: "Чтоже видиши сучецъ, иже во оце брата твоего", тожде и в Мк 13:2; Лк 6:41 и пр.), а не "видеши". Во-вторых же (для варианта с "не") традиционно - "не зриши". Прошу указать и остальное. Ибо учиться необходимо всегда. А ты порадовал, друже. Так держать!

Роман Ермаков: Jora пишет: Почитают. К тебе (как к специалисту) сразу вопрос: "честию честим" будет корректно? Или нет?

Jora: Я не спец, скажу откровенно. А зачем Вы вообще имитируете диалог на ЦСЯ? Роман Ермаков пишет: "честию честим" будет корректно? Нет такого глагола "честити". Чтити, почитати, честИ - но и тогда 1-е лицо мн. числа будет "чтим" или "почитаем". Попрошу обращаться на "вы".


Роман Ермаков: Jora пишет: Попрошу обращаться на "вы".Как будет угодно. Jora пишет: Нет такого глагола "честити". Чтити, почитати, честИ - но и тогда 1-е лицо мн. числа будет "чтим" или "почитаем". Выходит, не возможно и образование причастия по правилам ЦСЯ ? Разумею действит. причаст. наст. вр. мн. числа: "честяще"? Т.е. "честью честяще" - не возможно? Как по-вашему?

Агния: Роман Ермаков теоретически возможно и такое : маслом маслить, радостью радоваться, честию честить в зависимости от контекста и цели. Глагол честить, как правило употребляется в негативном смысле, например когда рассказывают что кто - то, кого - то честил и по матери и по батюшке. Сами понимаете о какого рода "чести" идёт речь. В положительном контексте употребляют глагол чевствовать кого- то, чтить, почитать что - то, как Вам уже и говорили.

Jora: Роман Ермаков пишет: "честяще"? Т.е. "честью честяще" - не возможно? Нет. Чтуще или почитающе, почитая.

Роман Ермаков: Роман Ермаков пишет: Т.е. "честью честяще" - не возможно? Jora пишет: Нет. Чтуще или почитающе, почитая.Славянская традиция свидетельствует об ином... Так, одна из древнейших дошедших до нас старославянских глаголических рукописей, датируемая IX - X вв., содержит данный вариант причастия наст. времени. Древлехаратейный источник включает в себя отрывок из Литоргии. И в ее начальной молитве Анафоры ("Довечныи Боже...") есть такие слова: Честнаго климента законика и мученика честию честяце . иже у тя же быти блаженному апостолу твоему ... ("Киевские глаголические листки", Цит. по изданию Ягича, 1890 г., адаптация транслитерац. и обработка редуцированных моя.) Так с какого времени начинается древлеправославие на нашей земле? Со времени книжной печати начала 17 века? Или оно восходит к древним славянам, т.е. берет свое начало от первых крестьянских общин, созданных Климентом? Прощай, и Бог тя простит.

andrej280964: Роман Ермаков пишет: Так с какого времени начинается древлеправославие на нашей земле? Со времени книжной печати начала 17 века? Или оно восходит к древним славянам, т.е. берет свое начало от первых крестьянских общин, созданных Климентом? Прошу,если возможно,-где можно ознакомиться с историей первых крестьянских общин, созданных Климентом?..,и какие Ц\С тексты Вы посоветуете(включая молитвенные)..?

Алексей Рябцев: andrej280964 пишет: где можно ознакомиться с историей первых крестьянских общин, созданных Климентом? В описаниях жития Святого мученика и Апостола Климента. Напомню, что Св. Климент - спутник и сотрудник Св. Апостола Павла. Первые христианские (мы предпочитаем старую русскую форму этого слова - "крестьянские") общины на территории нашей страны были созданы Св. Климентом в Крыму, куда Папа Римский Климент был сослан (и где он погиб). Обретение мощей Св. Климента Св. Кирилом и Мефодием было сочтено в Риме чудом, подтверждающим возможность перевода Св.Писания на славянский язык. Долгое время Св. Климент считался особым покровителем Руси, а его мраморная гробница (видимо, с частью мощей) была вывезена из Крыма в Киев. Потом что-то произошло. Покровителем Руси стал считаться Св. Апостол Андрей. Мощи Св. Климента были утрачены. Гробница Св. Климента была использована для захоронения князя Ярослава Мудрого (так считается).

andrej280964: Алексей Рябцев пишет: Долгое время Св. Климент считался особым покровителем Руси, а его мраморная гробница (видимо, с частью мощей) была вывезена из Крыма в Киев. Потом что-то произошло. Покровителем Руси стал считаться Св. Апостол Андрей. Мощи Св. Климента были утрачены. Гробница Св. Климента была использована для захоронения князя Ярослава Мудрого (так считается). Где о этом можно прочитать..



полная версия страницы