Форум » Частые вопросы » О курении табака » Ответить

О курении табака

Алексей Рябцев: Некоторые (в том числе и вещающие на старообрядческую аудиторию) в интернете пытаются утверждать, что курение табака прямо не запрещено Церковью в дораскольный период. Это неправда. Вот выдержки из "Соборного уложения" 1649 года: Из вступления: "И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга." Из 25-й главы: "в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну."

Ответов - 176, стр: 1 2 3 4 5 All

Андрей изограф: У владыки Инокентия Усова есть прекрасное слово против табака!

Клепа: 81. О табаке А тятя, бывал-от, говаривал: табашника, богохульника, бритоустого не отпевать, гроба лишать, жезлом подцепить, в окно вытянуть и в ров валить. Табак - хуже вина. Где табак-от ростёт, тридцать лет земля стОнёт. Вино - оно надвое располагает: ковды гля веселья, ковды гля лучшей еды, много его толькя не надо. Вот ведь про пьяницу ничего не сказано, а сказано: "табашника, богохульника, бритоустого". Ковернинский р-н, Клавдия Матвеева, 1905 г. р., поморское согл. Запись 13.07.1991 Савельевой О. А. 82. Табак-от - такА трава вредна. Такого раньше не было, чтобы табак-от курить. А знаетё, откуда взялся табак-от? От, читала в книге-ту: в одном граде - а раньше-ту кажный град как страна был - в одном граде-ту царёв указ вышел, чтобы никто вина не пил, чтобы вина совсем не продавали-ту. И вот глядят: один мужичок - совсем будто пьяной, идёт - шатацца. Его схватили и к царю. Тот ёму: "Где взял вино?" - "А я не вино-т пил, - грит, - трава такА есть". (Дак накурился он, что как пьяной.) "Ну, веди нас на то место, где трава-та..." Повёл он их, показал место... И вспомнили тодЫ, что на том месте-ту было - блудница провалилась. Да, под землю провалилась-ту... И вот стали копать, разрыли землю-ту там, дак из-под земли такой смрад пошёл - так и не раскопали. От как. Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1905 г. р., беглопоповское* согл. Запись 2.07.1992 Беловой О. В., Савельевой О. А. Ср. Повесть о табаке, СККР, XVIIв. 83. [Табак курить грех потому, что] когда Исус Христос шёл по граду, все травы ему поклонилось, а не поклонились чай да табак. Богородский р-н, Клавдия Михайлова http://irisk.vvnb.ru/Folklor.htm

Severo: Алексей Рябцев пишет: И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди Жаль сейчас круг ограничили к приложению рук


nm: О табаке http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/36-1-0-747

Дмитрий: Уважаемые старообрядцы, скажите почему, присоединяясь к вам, человек должен обязательно бросить курить? Что такого негативно-сакрального вы нашли в табаке? У нас, в принципе, тоже курение считается грехом, но потому что табак вредит здоровью - Божьему дару. Но здоровью так же вредит чрезмерное употребление вкусностей (чревоугодие), бег утром (оч для сердца плохо), леность - это грехи, которые так же как и курение вредит здоровью, с ними, конечно, надо бороться, но в отношении их, почему-то не ставится таких ультиматумов.

Виталий Вараюнь: Потому что ваш дым воняет... я аж через ваше сообщение его пронюхал. Фю!

Dmitriy: Дмитрий пишет: почему, присоединяясь к вам, человек должен обязательно бросить курить? Что такого негативно-сакрального вы нашли в табаке? Насколько я знаю, у нас курение само по себе не считается грехом. Грех - привязанность к табаку. Ну и сама по себе эта привычка действительно вредна, поэтому она порицается. Но то, что у нас порицается, у старообрядцев имеет силу обязательности, и курение возводится в ранг греха как таковое. Почему? Наверное, действительно, "потому что воняет". А если серьезно, то на Руси не курили, традиции такой нет, вот поэтому и "грех". У старообрядцев все строже, чем у нас. В отношении курения такая строгость, на мой взгляд, не обоснована, но ничего особо плохого я в таком подходе не вижу.

САП: "в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну." "Соборное уложение" 1649 г. 25-я глава.

САП: Они также являются большими любителями табаку и некоторое время тому назад всякий носил его при себе: бедный простолюдин столь же охотно отдавал свою копейку за табак, как и за хлеб. Когда, однако, увидели, что отсюда для людей не только не получалось никакой пользы, но, напротив, проистекал вред (на употребление табаку не только у простонародья, но и у слуг и рабов уходило много времени, нужного для работы; к тому же, при невнимательном отношении к огню и искрам, многие дома сгорали, а при богослужении в церквах перед иконами, которые должно было чтить лишь ладаном и благовонными веществами, поднимался дурной запах), то, по предложению патриарха[12], великий князь в 1634 г., наряду с частными корчмами для продажи водки и пива, совершенно запретил и торговлю табаком и употребление его. Преступники наказываются весьма сильно, а именно — расщеплением носа [вырыванием ноздрей] и кнутом. Следы подобного рода наказания мы видели и на мужчинах и на [С. 181] женщинах. Описание путешествия в Московию. Адам Олеарий. Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Дмитрий: Виталий Вараюнь пишет: Потому что ваш дым воняет Не больше, чем воняет дым от сгорания травы, листьев и древесины. САП пишет: "Соборное уложение" 1649 г. 25-я глава. А что это за соборное уложение? Это Поместный собор или какой другой собор?

Косолапый: Табак - это наркотик, такой же, как и кофей и чай, он оказывает определенное влияние на психику. До раскола существовало предание о табаке, как его насеял сатана, и он пророс из чрева блудницы, а после люди стали его курить. Так вот, основа порицания табака в этом благочестивом предании - именно в том, какое воздействие он оказывал на психику и на состояние здоровья. К тому же считается, что курение табака - жертва бесам, потому, что само курение - совершенно бесполезный процесс, его не требует ни организм, ни жизненные условия, и при этом от него - явный вред здоровью, болезненная (читай - бесовская) привязанность к табачью. Вот поэтому в противоположность курению ладана (жертва Богу) - курение табака - жертва дияволу.

Виталий Вараюнь: Не больше, чем воняет дым от сгорания травы, листьев и древесины. А то пахнет хадашо, а ваше фуфло воняет жутко неприятно.

Сергий Аветян: Виталий Вараюнь , коли Вы уж перешли на жаргон, предлагаю краткую справку: Фуфло 1. человек,не заслуживающий довеpия 2. заведомая ложь 3. ягодицы 4. пpоигpать в каpты,заведомо зная,что pасплачиваться нечем http://mirslovarei.com/content_jar/Fuflo-6431.html Так как 1,2,4 пункт явно не соответствуют Вашему выражению: Виталий Вараюнь пишет: а ваше фуфло воняет жутко неприятно. остаётся предположить только одно.... Вроде как в теме речь шла о табаке? Конечно, у нас уже не золотые 90-е, но - выражаясь Вашим языком, на "метле" и по сей день попасть можно. Так что при любом накале беседы важно рамсы не путать.

Роман Майоров: Дмитрий пишет: А что это за соборное уложение? Это Поместный собор или какой другой собор? Соборное уложение-это первый печатный свод законов Русского государства, принятый на Земском соборе 1649г. (составлено комиссией во главе с кн.Н.И.Одоевским, который, кстати, занимался делом Никона).

Prohojiy: Косолапый пишет: табак - это наркотик, такой же, как и кофей и чай, он оказывает определенное влияние на психику. До раскола существовало предание о табаке, как его насеял сатана, и он пророс из чрева блудницы, а после люди стали его курить. Так вот, основа порицания табака в этом благочестивом предании - именно в том, какое воздействие он оказывал на психику и на состояние здоровья. К тому же считается, что курение табака - жертва бесам, потому, что само курение - совершенно бесполезный процесс, его не требует ни организм, ни жизненные условия, и при этом от него - явный вред здоровью, болезненная (читай - бесовская) привязанность к табачью. Вот поэтому в противоположность курению ладана (жертва Богу) - курение табака - жертва дияволу. В общем согласен,сам курю поэтому знаю о чём идёт речь. Если идёт речь, о том что всё хорошее от Бога,а плохое от диявола, тогда да. Но я не стал бы сравнивать воскурение ладаном и курение табака,а то следуя Вашей логике все курящие являются сатанистами а не грешниками,что далеко не одно и то-же.

Сергий Аветян: Prohojiy пишет: я не стал бы сравнивать воскурение ладаном и курение табака Prohojiy , оно конечно может и не стоит сравнивать с сатанистами, но если проследить историю вопроса - воскурение табака носило у индейцев (откуда оно к нам и пришло) - ритуальный характер. Воскуряли его именно как жертву, что и сейчас практикуется в некоторых культах в том числе вуду. Так что сравнение вполне правомерно. Считать это службой бесам или нет - вопрос гибкости мировоззрения.

Prohojiy: Сергий Аветян пишет: Prohojiy , оно конечно может и не стоит сравнивать с сатанистами, но если проследить историю вопроса - воскурение табака носило у индейцев (откуда оно к нам и пришло) - ритуальный характер. Воскуряли его именно как жертву, что и сейчас практикуется в некоторых культах в том числе вуду. Так что сравнение вполне правомерно. Считать это службой бесам или нет - вопрос гибкости мировоззрения. Сергий при всём моём уважении к Вам. Позвольте с Вами не согласиться. Если мы возьмём индуистскую традицию,то там в жертву богам практикуется воскурения благовоний в том числе и ладана.Насколько я понимаю, для Вас нет особой разницы между индуистскими и индейскими божествами.Поэтому когда вы кадите, Вас трудно заподозрить в симпатии к тем божествам.Посему меня и Дмитрия врядли можно причислить к жрецам вуду или вождям краснокожих. А столь резкое неприятие старообрядцами табака скорее всего получило распространение во время царствования Петра 1 и его "всешутейных" соборов. Так что гибкость мировозрения здесь ни причем .

Сергий Аветян: Prohojiy , нет уж позвольте Вам не позволить Вы на мой взгляд несколько изменили вектор моего ответа. Я совершенно не отрицаю, что каждение существует и в других религиях, более того волхвы, которые не были июдеями принесли Младенцу Христу золото, ладан и смирну. Так же не станете и Вы (надеюсь) отрицать культовую окраску курения табака у индейцев. Был у них даже специальный бог курения, вот он: (причём именно у индейцев майя, чья жестокость при жертвоприношениях общеизвестна. Возможно потому и попустил Господь их уничножение, подобно Содому и Гоморе) А вот что говорит псалмопевец Давыд: "Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим", – провозглашает псалмопевец Давид (см. Пс. 140) т.е. не малое значение имел именно приятный запах каждения. Думаю, Вы так же не станете отрицать, что все мы, непрестанно находимся пред лицом Божиим и воскуряя противоестественный и гадкий табачный дым, мы оскорбляем его, давая предпочтения плотской похоти перед целомудрием. Думаю, что у староверов, у которых культ чистоты был неимоверно развит, а у многих и оп сию пору соблюдается строго, вонь исходящая от табашника (возможно даже не сам дым при курении, т.к. трубочный табак часто и не так плохо пахнет, как сигаретный, а именно табачный "перегар") - не могли не вызывать отвращения и отрицания нечистоты. Ведь если мы соблюдаем чистоту рук, кланяясь в подрушник, не тем ли более мы должны соблюдать чистоту уст, которыми возносим молитву к Богу?

Prohojiy: Сергий Аветян пишет: Думаю, что у староверов, у которых культ чистоты был неимоверно развит, а у многих и оп сию пору соблюдается строго, вонь исходящая от табашника (возможно даже не сам дым при курении, т.к. трубочный табак часто и не так плохо пахнет, как сигаретный, а именно табачный "перегар") - не могли не вызывать отвращения и отрицания нечистоты. Ведь если мы соблюдаем чистоту рук, кланяясь в подрушник, не тем ли более мы должны соблюдать чистоту уст, которыми возносим молитву к Богу? Сергий Я не собирался доказывать что курение богоугодное занятие, но не стоит приравнивать его к смертным грехам,например пьянство по моему гораздо больший грех. Да и запах водки с чесноком, с утра на лирический лад не настраивает. Дядьку Вы однако сурьезного прикрутили. Я к своему стыду плохо знаю мифологию майя. Как зовут сие чудо? Извините не смог удержаться,я ему тут дивчину под стать подобрал: А если честно,я сейчас очень жалею, что не нашлось в моём отрочестве дядьки, который настучал-бы мне по ушам и не вразумил что курить плохо.Посему я с Вами согласен. Может быть Вы тот дядька?

Сергий Аветян: Prohojiy , мне кажется, что это Кали - богиня смерти у индуистов

Сергий Аветян: Сергий Аветян пишет: Дядьку Вы однако сурьезного прикрутили А косяк-то у него какой знатный! Не козья нога из газеты "Правда", конечно, но тоже вштырит так, что мало не покажется

Сергий Аветян: Prohojiy пишет: не стоит приравнивать его к смертным грехам, Я очень опасаюсь, когда люди приписывают, как-бы невзначай то, чего я не говорил. Разве хоть где-то я написал, что курение смертный грех? Смертные грехи - вполне определённое понятие. Один из них самоубийство. Вот если рассматривать курение с этой точки зрения - тогда, конечно да, но думаю это будет несколько притянуто.

Prohojiy: Сергий Аветян пишет: Prohojiy , мне кажется, что это Кали - богиня смерти у индуистов Она самая. Ка́ли (санскр. काली, Kālī?, «чёрная») — темная и яростная аватара Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах ее имя связано с Агни, богом огня. Может не место ей здесь ,я что-то не подумал.Ежели не место удалите.

Дмитрий: Сергий Аветян пишет: Разве хоть где-то я написал, что курение смертный грех? Но Вы не отрицаете, что у старообрядцев существует весьма радикальное отношение к курению табака, нежели к другим грехам? Почему человека страдающего чревоугодием, леностью, осуждением и прочими грехами, терпят в старообрядческих общинах, а курильщика нет? А тема получила развитие, правда неправдоподобно выглядит прикручивание к курению разных богов и сатанистов. Виталий Вараюнь пишет: А то пахнет хорошо, а ваше фуфло воняет жутко неприятно. Думаю, это зависит от обонятельных свойств каждого человека. Кому-то приятен табачный дым, даже не курильщикам, кому-то неприятен запах сена. Вот тут я недавно был в деревне и зашел в хлев, где жил козел, мне там было тяжело дышать и жутко неприятно было это нюхать, а мой друг (городской) сказал, что запах отличный. И ещё мне неприятно, когда у меня дома из подъезда тянет табаком, хотя когда курю сам, то мне нравится аромат табачного дыма.

Сергий Аветян: Дмитрий пишет: Но Вы не отрицаете, что у старообрядцев существует весьма радикальное отношение к курению табака, нежели к другим грехам? Где? Приведите цитату.

Михаил Орехов: Простите Дмитрий, Христа ради, что встреваю в Вашу тему. Просто со своими оппонентами Вы стоите на разных берегах и видя соседний берег "от горизонта до горизонта" свой можете обозреть лишь там где стоите. Я в свое время тоже курил и тоже не понимал этих строгостей, хотя в МП, как Вы заметили отношение к табаку более лояльно. Но бросив курить, пришлось даже на Исусову молитву благословление брать у духовника - так было тяжело, понял взгляд "с другого берега". И теперь сам, хоть и не говорю людям, неуютно себя чувствую в присутствии курильщиков. А теперь представте, что Вы стоите в храме на службе, а рядом с Вами стоит человек, от которого пахнет табаком. Это, кстати, как запах неприятных Вам духов. И, я думаю, Вам будет неприятно в таких условиях молиться(сейчас речь шла о МП). У старообрядцев традиции соборной молитвы более строгие. Замете, я не вдаюсь в правила и тд, но думаю есть одно, заповеданное Исусом Христом, которое нужно исполнять любому христианину - это любовь, в её изначальном понимании жертвенного служения. И разьве будучи Христианином вы по любви Христовой не сможете ради своих ближних (а ближнии согласно притче все кто нас окружают вне зависимости от вероисповедания, национальности и тд) присутствующих за соборной молитвой отказаться от своей привычки(которая, к тому же, Вам пользы также не приносит)? Или я ошибаюсь?

Сергий Аветян: Михаил Орехов пишет: Это, кстати, как запах неприятных Вам духов Вы, Михаил довольно тонко подмечаете. Дело даже не в приятных-неприятных духах. Вот у нас на Остоженке, бывает, жены с мужьями своими придут бритыми - мимо проходят, и явственно ощущается запах одеколона. В такой момент даже не задумываешься, приятный он или нет. У нас ведь свечи восковые горят, ладан, электричество на службе практически не используется (только когда крылоса на сход спускаются, прожектор на крюки включается), а так при свечах да лампадах. Так вот - любой посторонний запах - ощущается резко чужеродным, лишним в храме и неприятным. Что уж говорить о табаке. Хотя сам я к курильшикам отношусь спокойно главное это свобода воли и искренний выбор доброго. Бог даст - образумятся.

Ivant-I: Если позволите, я тоже кое-что добавлю. С медицинской точки зрения, пассивное курение гораздо вреднее активного. Если человек курит на открытом месте (на пример на улице), то все окружающие, кот. находятся в радиусе 5 метров от него, подвергаются вредному воздействию табака. То есть курильщик вредит не только своему здоровью, но и здоровью других. А если курит дома, то получается причиняет вред своей семье, самым близким и дорогим людям. По моему, знания этого уже достаточно, чтобы с Божией помощью, постараться бросить эту вредную привычку.

Jora: М.б., не ошибусь, если повторю где-то слышанную фразу: курение - антипод каждению священника, т.е., каждеие бесу. М.б., примитивно немного, но символика явно заметна. Михаил Орехов

Косолапый: Prohojiy пишет: все курящие являются сатанистами а не грешниками,что далеко не одно и то-же. Уточню - все наши грехи - это радость бесам, соответственно - вид некой жертвы. Ведь не обязательно быть сознательным сатанистом, распинать кошек и пить крысиную кровь, чтобы приносить жертву бесовом. В житии преподобного Нифонта сказано, как он однажды видел демона, взявшего из кармана музыканта монету, которую тот получил за игру на русалиях, и отнес дияволу со словами: "Вот, это жертва христиан тебе, князю тьмы". Всякое непотребное дело, совершаемое христианином - сознательная или несознательная жертва бесам. Именно это я и имел в виду в своем сообщении.

Дионисий К.: Димитрий хочет узнать причину особого отношения к греху табакокурения в старообрядных согласиях. Ритуальная чистота христианина (аще позволителен сей внешний. религиоведческий сленг), негативное отношение "холодного" консервативного позлнесредневекового сообщества к иноземному обычаю, затем массовое употребеление новолюбного класса (дворянского и чиновничьего) табака и другое прочее. Про инков - правильная фреска, здесь в "Пополь_Вух" не надо лазить, чтобы понять что табак из пределов Шибальбы происходит. Понятно, что психоделическая составляющая наркотика никотина (сейчас это конечно ерунда одна - "подсад на рубль, а приход на копейку"), изначально присутствующая в мезоамериканских воскурениях (в Сев Америкуя так понимаю он пришел позже) сейчас уступила просто психологической привычке снятия стресса. Но про курения демонам на 4 стороны света сам листовку на воротах Афонского что ль подворья - так что частично это мифология уже и современного "общеправославия". Есть кстати книга -"Дева Никотина" Как искоренить сие - думать о том можно ли устами, воскуряющими диаволову кадильницу, прикасаться к Честному Кресту и Евангелию. Ну и не зашибаться хмельным. Хороший повод - грядуший пост.

Prohojiy: Косолапый пишет: В житии преподобного Нифонта сказано, как он однажды видел демона, взявшего из кармана музыканта монету, которую тот получл за игру на русалиях, и отнес дияволу со словами: "Вот, это жертва христиан тебе, князю тьмы". Во,совершенно верно, енто я про музыканта. Нет-бы на девок бы поглазел,браги испил, чрез костёр пару раз сиганул, и сем довольствовался. Так он ещё и гроши за енто взял, а сребролюбие есть грех. Нам такой скрипач не нужен. Косолапый пишет: Именно это я и имел в виду в своем сообщении. Косолапый Ружжо убери, а то не ровён час стрельнет.А сие есть великий грех.

Косолапый: Prohojiy пишет: а то не ровён час стрельнет Это для отстрастки. Мол, бросай курить, и будет тебе щастье ... курицу приготовим ... кушать будем, а не бросишь, так...

Prohojiy: Косолапый пишет: это для отстрастки. Мол, бросай курить, и будет тебе щастье ... курицу приготовим ... кушать будем, а не бросишь, так... Хороший ты мужик Косолапый,хлебосольный, но дюже суровый. Даже за курями с ружжом ходишь,али енто соседские куры....

АлГеТ: Могу поделиться методой быстрого и безболезненного способа избавиться от тяжелейшего пристрастия к курению. Метода стара, как мир - сходить покаяться. Работает безотказно. Причем абсолютно без последствий в виде абстинентного синдрома и психологического желания занять чем-нибудь минуты досуга.

Konstantinъ: Итересная тема в том смысле, что Курилка Гундяев теперь рулит. http://starover.borda.ru/?1-1-20-00002341-000-0-0-1235832336 Здесь тоже хорошо написано. А насчёт табака - вот такая мысль: вы бы хотели чтобы Ваш ребёнок курил? Если - нет ,тогда зачем сами курите? Это же как лакмусовая бумажка и если Вы другому этого не пожелаете, тогда зачем сами делаете. И ещё, я не понимаю ка можно говорить будто прекратить курить сложно!!?? - бред!!!. Как же вы поститесь?

11: Выдержка из интервью Ректора Ленинградской духовной академии, профессора-протоиерея Владимира Сорокина, данного им "МГ" еще 30 марта 1988 года. ..."Курение, например, православной церковью возбраняется. Хотя и среди моих коллег есть курящие. Даже оправдание себе вычитали в Библии. Там есть такие слова: "Всяк злак - на службу человеку". Но это грех, правда, не тяжкий. Однако для истинного служителя культа курение исключено. Человек на исповедь пришел, а ты ему в лицо табаком дышишь! Прихожане всегда знают, курит их батюшка или нет, по-разному и ценят".

САП: о.Андрей Кураев "Ответы молодым" Были святые, которые курили. Например – святитель Николай Японский. В его дневниках есть замечательная запись: "Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья – более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить" . Значит, большую часть своей жизни святитель курил. Что не мешало ему быть истинным Христовым апостолом. Ну, а уж отношение последнего русского императора к курению всем известно. Со своей стороны могу заметить, что предметом моей острой профессиональной зависти является статус профессоров Московской Духовной Академии XIX века. В день получки они расписывались в нескольких ведомостях: кроме зарплаты, они получали деньги на оплату квартиры, на приобретение книг, и отдельная графа была – на табак (завидую я не последнему, а предыдущим пунктам). Действительно, русское духовенство XIX века не чуждалось табака, и это приводило к определенному курьезу. Знаменитый психолог Бехтерев отмечал, что в ту пору некоторые кликуши боялись запаха табака (кликушество – это когда баба начинает кричать, что она испорченная, и выкликает имена тех, кто якобы на нее порчу навел). Кликуши боятся всякой святыни. И соответственно, у них бывает кричащая реакция, реакция сопротивления на появление православного батюшки, на запах ладана, на мощи, на святую воду. И вот в этом же ряду такую же реакцию вызывал у них запах табака . Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поставить другой вопрос: а от кого не пахло табаком в ту пору? Атеистов в стране не было. А вот религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты – староверы и штундисты (баптисты). "Господа, не нюхающие табаку"– как называл их Василий Розанов. Соответственно, запах табака в России XIX века это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали.

SERG: САП пишет: Соответственно, запах табака в России XIX века это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали.

САП: Были святые, которые курили. Например – святитель Николай Японский. В его дневниках есть замечательная запись: "Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья – более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить". Значит, большую часть своей жизни святитель курил. Что не мешало ему быть истинным Христовым апостолом. Ну, а уж отношение последнего русского императора к курению всем известно. Со своей стороны могу заметить, что предметом моей острой профессиональной зависти является статус профессоров Московской Духовной Академии XIX века. В день получки они расписывались в нескольких ведомостях: кроме зарплаты, они получали деньги на оплату квартиры, на приобретение книг, и отдельная графа была – на табак (завидую я не последнему, а предыдущим пунктам). Действительно, русское духовенство XIX века не чуждалось табака, и это приводило к определенному курьезу. Знаменитый психолог Бехтерев отмечал, что в ту пору некоторые кликуши боялись запаха табака (кликушество – это когда баба начинает кричать, что она испорченная, и выкликает имена тех, кто якобы на нее порчу навел). Кликуши боятся всякой святыни. И соответственно, у них бывает кричащая реакция, реакция сопротивления на появление православного батюшки, на запах ладана, на мощи, на святую воду. И вот в этом же ряду такую же реакцию вызывал у них запах табака. Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поставить другой вопрос: а от кого не пахло табаком в ту пору? Атеистов в стране не было. А вот религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты – староверы и штундисты (баптисты). "Господа, не нюхающие табаку"– как называл их Василий Розанов. Соответственно, запах табака в России XIX века это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали.



полная версия страницы