Форум » Частые вопросы » О курении табака » Ответить

О курении табака

Алексей Рябцев: Некоторые (в том числе и вещающие на старообрядческую аудиторию) в интернете пытаются утверждать, что курение табака прямо не запрещено Церковью в дораскольный период. Это неправда. Вот выдержки из "Соборного уложения" 1649 года: Из вступления: "И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга." Из 25-й главы: "в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну."

Ответов - 176, стр: 1 2 3 4 5 All

vinarevi55: Dmitry91477 пишет: Я надеюсь Вы это не в отношение меня грешнаго? - Да азъ вас не знаю, да и ..., может вы и вовсе не куращший? - Мое ж высказывание против всякого чадящаго...! - Помнится притча (жаль не от поляков). cотана ко Господу Богу Саваофу: - вот Тебе кадят дьяки в церквах, а я же сделаю так, что мне будут кадить все (а не токмо священнослужители), и везде, (а не токмо в храмах) - и подучил слуг своих курить (а главное распространять) табак...

САП: "в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну." "Соборное уложение" 1649 г. 25-я глава. "Они также являются большими любителями табаку и некоторое время тому назад всякий носил его при себе: бедный простолюдин столь же охотно отдавал свою копейку за табак, как и за хлеб. Когда, однако, увидели, что отсюда для людей не только не получалось никакой пользы, но, напротив, проистекал вред (на употребление табаку не только у простонародья, но и у слуг и рабов уходило много времени, нужного для работы; к тому же, при невнимательном отношении к огню и искрам, многие дома сгорали, а при богослужении в церквах перед иконами, которые должно было чтить лишь ладаном и благовонными веществами, поднимался дурной запах), то, по предложению патриарха, великий князь в 1634 г., наряду с частными корчмами для продажи водки и пива, совершенно запретил и торговлю табаком и употребление его. Преступники наказываются весьма сильно, а именно — расщеплением носа [вырыванием ноздрей] и кнутом. Следы подобного рода наказания мы видели и на мужчинах и на женщинах. Подробнее об этом будет сказано при упоминании о русском правосудии". (Олеарий А. Описание путешествия в Московию.) "Московиты никого (из провинившихся иностранцев ) не отсылают назад в их страну, из опасения, что они опять приедут, но видя, что приезжающие к ним греческие монахи совершают бесстыдства, гнусности и злодеяния, пьянствуют, обнажают мечи друг на друга для убийства, видя их мерзкие поступки, они после того, как прежде вполне доверяли им, стали отправлять их в заточение, ссылая в ту страну мрака, в частности же за курение табаку предавать смерти. Что скажешь, брат мой, об этом законе? Без сомнения, греки достойны того и заслуживают такого обхождения...Когда приехал сюда митрополит Миры, то за многие гнусные поступки его и его служителей и спутников-оказалось, что его архимандрит, а также его мнимые родственники и дьякон курили табак-немедленно всех их сослали в заточение. Только один митрополит избавился, по ходатайству патриарха Пантелярия, а дьякон был впоследствии переведен в монастырь близ столицы." (Павел Алеппский.)

vinarevi55: Во, дорогой САП, какими вы свидетельствами обладаете, а мене тут заклювали.


Dmitry91477: Сергий, это всё-таки гражданские законы. Один предложил - всем стали ноздри рвать. Просто все разговоры, абсолютно ничем не подкрепленные о сатанинстве и табаке совсем неубедительны, и я думаю, что появились из суеверия. Винареви55 поаккуратнее с выражениями и цитатами. Не переходите на личности и не используйте такие цитаты без указания источника. Тогда никто "клювать" не будет.

САП: Dmitry91477 пишет: это всё-таки гражданские законы. Один предложил - всем стали ноздри рвать. Так тогда Святая Русь была, царь помазывался на царство, чтоб защищать православных от ересей. Патриарх обратился к государю, государь издал указ. Стали злой, еретицеский обычай искоренять... Староверы потому и не курили, что видели в етом чуждый русскому человеку - еретицкий обычай. Ну и как следствие староверческий фольклер: 79. Табак - всех злее. Вино-то легче. Шарангский р-н, Матрёна Фёдорова, ок. 1930 г. р., федосеевское согл., "филимоновская" ветвь. Запись 22.07.1997 Новиковой Л. Н., Савельевой О. А. 80. Из которой кружки поест или попьёт табашник - её надо розбить.Табак - сАма скверна, сАма бесовска трава. В последнее время дадутся всем вино и бесовски [sic] табак. Топерь и бабы, и девки курят - и даже без стеснения... Сейчас девки-ти, и молодёжь - жорма жрут, совсем расхлябались. Арзамасский р-н, Феодора Иванова, ок. 1924г. р., спасовское согл., "некрещенный спас". Запись 29.07.1994Савельевой О. А., Точилиной Л. Н. 81. О табаке А тятя, бывал-от, говаривал: табашника, богохульника, бритоустого не отпевать, гроба лишать, жезлом подцепить, в окно вытянуть и в ров валить. Табак - хуже вина. Где табак-от ростёт, тридцать лет земля стОнёт. Вино - оно надвое располагает: ковды гля веселья, ковды гля лучшей еды, много его толькя не надо. Вот ведь про пьяницу ничего не сказано, а сказано: "табашника, богохульника, бритоустого". Ковернинский р-н, Клавдия Матвеева, 1905 г. р., поморское согл. Запись 13.07.1991 Савельевой О. А. 82. Табак-от - такА трава вредна. Такого раньше не было, чтобы табак-от курить. А знаетё, откуда взялся табак-от? От, читала в книге-ту: в одном граде - а раньше-ту кажный град как страна был - в одном граде-ту царёв указ вышел, чтобы никто вина не пил, чтобы вина совсем не продавали-ту. И вот глядят: один мужичок - совсем будто пьяной, идёт - шатацца. Его схватили и к царю. Тот ёму: "Где взял вино?" - "А я не вино-т пил, - грит, - трава такА есть". (Дак накурился он, что как пьяной.) "Ну, веди нас на то место, где трава-та..." Повёл он их, показал место... И вспомнили тодЫ, что на том месте-ту было - блудница провалилась. Да, под землю провалилась-ту... И вот стали копать, разрыли землю-ту там, дак из-под земли такой смрад пошёл - так и не раскопали. От как. Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1905 г. р., беглопоповское* согл. Запись 2.07.1992 Беловой О. В., Савельевой О. А. Ср. Повесть о табаке, СККР, XVIIв. 83. [Табак курить грех потому, что] когда Исус Христос шёл по граду, все травы ему поклонилось, а не поклонились чай да табак. Богородский р-н, Клавдия Михайлова, ок. 1907 г. р., спасовское согл., "малый начал". Запись 20. 06. 1993 Савельевой О.А., Точилиной Л.Н. ("Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую..." Старообрядческий фольклор Нижегородской области)

Dmitry91477: САП пишет: Староверы потому и не курили, что видели в етом чуждый русскому человеку - еретицкий обычай. Не всякий обычай еретиков еретический, и не всякий обычай Християн благочестивый. САП пишет: Стали злой, еретицеский обычай искоренять... А вот чем можно доказать что он злой? Я просто хочу разобраться в критериях бесовского/не бесовского, дабы мог в будущем высказывать свое обоснованное мнение.

САП: Dmitry91477 пишет: А вот чем можно доказать что он злой?Я просто хочу разобраться в критериях бесовского/не бесовского, дабы мог в будущем высказывать свое обоснованное мнение. Тем, что благочестивые русские пастыри, имевшие благодать Святого Духа сочли сей обычай злым. У меня нет основания не доверть им. И даже Павел Алеппский (грек), соглашалс с тем, что справедливо русские наказывают за табокукурение и приезжих монахов-греков (табакокурение в то время процветало среди греков, так же как и теперь)...

Игорь_Яров: САП пишет: И даже Павел Алеппский (грек), соглашалс с тем, что справедливо русские наказывают за табокукурение Хотя сам не брезговал, как можно из его писаний понять.

vinarevi55: Игорь_Яров пишет: Хотя сам не брезговал, как можно из его писаний понять. - Ну, раз он не брезговал, значится и нам не ..., ?...

Фрейд: Хороши только: полная трезвость . полное воздержание от курения. полное воздержание от "легких" и тяжелых наркотиков.

Константин Беляев: Хороши только: полная трезвость Ха-ха-ха

lukas81: Dmitry91477 пишет: к какому греху можно приравнять табакокурение. УГОЖДЕНИЕ ЧРЕВУ

Константин Беляев: lukas81 ув РПЦ же не запрещено! Сколько у вас в монастыре курящих? ПС Судя по вашему лицу вы не курите. Здоровое оно. У курильщиков - серое.

Сергей Петрович: Фрейд пишет: Хороши только: полная трезвость . Константин Беляев пишет: Ха-ха-ха А что тут смешного? Полная трезвость - это невхождение в состояние опьянения, а малое количество добраго вина - для здравия (сосудов, сердца). Пьянство - грех, который закрывает вход в Царство Небесное, об этом писано-переписано тысячи раз во все времена и у всех народов. В какой-то мере и бесовская музыка, которую многие любят, - тоже опьянение и повреждение здравого рассудка.

lukas81: Константин Беляев, один трудник курящий .

mihail: Други , ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Не буду врать, первый раз затянулси, еще до школы!

mihail: А что Вы хотити в бараке 90% уголовники , дети , КСТАТИ НЕ ВСЕ ПЛОХИЕ РЕБЯТА, начали курить бычки ну и я курильщик с 30-летним стажем!А помогает избавиться- ИСУСОВА МОЛИТВА! ПРавда правда!!!!!

Дмитрий: Сергей Петрович пишет: Полная трезвость - это невхождение в состояние опьянения, а малое количество добраго вина - для здравия (сосудов, сердца). Да ну, полная трезвость - это когда организм довольствуется собственным алкоголем. Бокал вина, в зависимости от стажа, возраста, пола, веса, может весьма одурманить голову.

mihail: Дмитрий пишет: Да ну, полная трезвость - это когда организм довольствуется собственным алкоголем. Бокал вина, в зависимости от стажа, возраста, пола, веса, может весьма одурманить голову. Дмитрий, а Вы сейчас трезвый?

vinarevi55: Константин Беляев пишет: ув РПЦ же не запрещено! Сколько у вас в монастыре курящих? Сколь вас читаю, стольже и диву даюсь..., ну отчего в вас так много паталогической, паче напускной злобы ко всему никонскому?! Все ж ваши нападки на мнишство никонско голословны! А ето уже грехом клеветы попахивает! Азъ, грешный, бывал в никонских монастырях (и на Руси, и в Абхазии), бывал и в трудниках, и на послушании (не говоря уж об экскурсиях), и ни разу(!) не видел мниха, паче послушника, курящих! А вот сдесь, на форуме, познаю, что весьма многие из РПсЦ курят табак, к великому моему прискорбию!

САП: vinarevi55 пишет: А вот сдесь, на форуме, познаю, что весьма многие из РПсЦ курят табак, к великому моему прискорбию! Да, ну, не видел ни единого курящего староверца, пишут на нсф про одного курящего клырошанина с Рогожки, да и все кажись?

Юрий : vinarevi55 пишет: Азъ, грешный, бывал в никонских монастырях (и на Руси, и в Абхазии), бывал и в трудниках, и на послушании (не говоря уж об экскурсиях), и ни разу(!) не видел мниха, паче послушника, курящих! Я тоже ни разу не видел новообрядных монастырях курящих монахов или послушников за это дают епитимию или вообще могут попереть из монастыря. На приходах есть курящие попы,но это исключение ,в РПЦ курение считается большим грехом.

САП: Юрий пишет: Я тоже ни разу не видел новообрядных монастырях курящих монахов или послушников за это дают епитимию или вообще могут попереть из монастыря. Греки курят Юрий пишет: На приходах есть курящие попы,но это исключение ,в РПЦ курение считается большим грехом. Куреав так не думает: Были святые, которые курили. Например – святитель Николай Японский. В его дневниках есть замечательная запись: "Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья – более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить" [1]. Значит, большую часть своей жизни святитель курил. Что не мешало ему быть истинным Христовым апостолом. Ну, а уж отношение последнего русского императора к курению всем известно. Со своей стороны могу заметить, что предметом моей острой профессиональной зависти является статус профессоров Московской Духовной Академии XIX века. В день получки они расписывались в нескольких ведомостях: кроме зарплаты, они получали деньги на оплату квартиры, на приобретение книг, и отдельная графа была – на табак (завидую я не последнему, а предыдущим пунктам). Действительно, русское духовенство XIX века не чуждалось табака, и это приводило к определенному курьезу. Знаменитый психолог Бехтерев отмечал, что в ту пору некоторые кликуши боялись запаха табака (кликушество – это когда баба начинает кричать, что она испорченная, и выкликает имена тех, кто якобы на нее порчу навел). Кликуши боятся всякой святыни. И соответственно, у них бывает кричащая реакция, реакция сопротивления на появление православного батюшки, на запах ладана, на мощи, на святую воду. И вот в этом же ряду такую же реакцию вызывал у них запах табака [2]. Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поставить другой вопрос: а от кого не пахло табаком в ту пору? Атеистов в стране не было. А вот религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты – староверы и штундисты (баптисты). "Господа, не нюхающие табаку"– как называл их Василий Розанов. Соответственно, запах табака в России XIX века это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали.

Юрий : САП пишет: Греки курят САП пишет: Куреав так не думает: Эти же доводы приводят курящие новообрядцы.

САП: Юрий пишет: Эти же доводы приводят курящие новообрядцы. Так я их доводы и привожу, насаждавшие реформу греки сплошь табокуры были

vinarevi55: САП пишет: Да, ну, не видел ни единого курящего староверца, пишут на нсф про одного курящего клырошанина с Рогожки, да и все кажись? Азъ не реку, что знаю, но познаю, так как християнину некурящему и не придет в голову произносить сии реплики, и задавать подобные вопросы: Где табакокурение описывается, как большой грех? И почему табакокурение считается большим грехом, чем виноупивание? Просто все разговоры, абсолютно ничем не подкрепленные о сатанинстве и табаке совсем неубедительны, и я думаю, что появились из суеверия. - и прочие о конопле и т.д. Создается соответствующее впечатление. САП пишет: Греки курят Кураев так не думает: - Не многие и новообрядцы сих жалуют, ну, кроме архиерейства и священства, да и то не всех, мнитмися (надеюсь, что говорим о современниках). - Попов кураших (РПЦ) тоже не видывал (но читал о таких), хоша и объехал всю страну от Калининграда и до Владивостока, Находки (но может, просто, не повезло!

САП: vinarevi55 пишет: Попов кураших (РПЦ) тоже не видывал г.Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке о.Владимир (Лапшин)

vinarevi55: САП - Ну, блудница, она и есть блудница, а вот в глубинке ето, все таки редкость, стесняются людей,... может быть, хотя... жиды сейчас, мнитмися, уже ничего не боятся! Токмо, еще патриотизмы, чуть-чуть.

Дмитрий: mihail пишет: Дмитрий, а Вы сейчас трезвый? И сейчас, и в момент написания моего предпоследнего постинга абсолютно трезв. Последний раз немного выпил на Пасху. А что?

Константин Беляев: vinarevi55 я туда хожу, потому что многие интересуются, спрашивают адреса, ссылки, литературу. Рука помощи.

alexa: lukas81 пишет: к какому греху можно приравнять табакокурение. УГОЖДЕНИЕ ЧРЕВУ А если табачок не в тяг неции покуривают - сигарки там, трубочки Собственно, табашников попрекали, что табак-трава - у Вавилонской блудницы из одного места растёт. Вроде так. И св. Аввакум о связи табашного дыма с Вавилонской блудницей прорицал.

alexa: САП пишет: насаждавшие реформу греки сплошь табокуры были Да, и в Москву в своих патриарших обозах десятки пудов табака "контрабасом" провезли. Для реализации и пополнения своей казны, видимо.

alexa: "Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись...запаха табака? ...религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты – староверы и штундисты (баптисты). "Господа, не нюхающие табаку"– как называл их Василий Розанов." После такого экспромта на исторические темы хочется выяснить, не была ли у предков этого "научно-атеистически" и "богословски-философски" образованного товарища фамилия - КурЯевы Энто мнение Кураева - вроде исторически образованного человека... Мда.. Вообще-то запах табачка исходил попервости от лютеранских "религиозных людей" из Немецкой слободы. Расплодившихся потом на Руси, как... А тёплых чувств к ним не испытывали не только "кликуши"..

Dmitry91477: Всякому наблюдательному человеку известно, как развита у детей страсть к подражанию взрослым, при чём, к сожалению, это подражание направлено скорее в отрицательную сторону, то есть в сторону подражания дурным привычкам, а не христианским добродетелям. К числу наиболее вредных привычек, которые проявляются людьми открыто, без всякого стыда и сознания нелепости самой привычки, относится курения табака – привычки, губительно действующей на душу христианина, потому что приучает к неповиновению благочестивым уставам и обычаям, и на тело, потому что отравляет жизненные силы человека. Обычно эта привычка начинается в юных летах, когда ребёнок ещё не в состоянии управлять своей волей и действует почти безсознательно. Он видит старших курящими и начинает подражать им, не смотря на то, что начало курения сопровождается болезненными явлениями: головной болью, головокружением, рвотой и т. д. Но злой порок всё более заражает людей всех возрастов, полов и положений, уже можно сказать, что ему подвержено большинство населения нашей родины. Нужно заметить, что даже животные, которые инстинктивно охраняют себя от всего, что угрожает их здоровью и жизни, не выносят ядовитого табачного дыма, а люди наперекор рассудку и чувству самосохранения добровольно принимают в свой организм эту отраву. Насколько пагубна эта привычка видно также из того, как трудно от неё избавиться, ведь она подчиняет себе волю человека, лишает его возможности бороться с этим пороком. Наша обязанность заключается в том, чтобы с ранних лет внушить детям отвращение к этой нечистоплотной и омерзительной привычке и разъяснить им весь её вред. Научно подтверждено, что в табаке присутствуют сильные и быстродействующие яды. Родина табака – Америка, где его в 1491 году в первый раз увидел Колумб во всеобщем употреблении у дикарей на острове Гванагани. Поселившиеся на острове испанцы переняли этот гадкий обычай и начали распространять его среди европейцев. При Иоанне Грозном курение табака начало проникать и в Россию. Правительства разных стран издавало строгие законы против курения, так как видело пристрастие людей к этому одурманивающему растению. В 1619 году английский король Яков I писал, обращаясь к своему народу: «если вы ещё не потеряли стыда и совести, то откажетесь от этой нечестивой привычки курить, которая расстраивает здоровье, подрывает семейный быт и навлекает гнев Божий. Табак – это преисподняя в её настоящем виде, потому что он так же зловонен и отвратителен, как и сама преисподняя». В средние века в Турции курильщикам прокалывали нос, вставляли в сделанное отверстие курительную трубку и возили верхом на осле в назидание другим. В России при Иоанне Грозном очень строго наказывали курильщиков. Даже при царе-раскольнике Алексее Михайловиче воеводам приказывалось «смотреть, чтобы посадские люди поганаго табачнаго зелия не жевали, в ноздри не пхали и не курили». Кроме того, курильщиков били кнутом, пороли ноздри, резали носы, а тому, кто жевал табак, отрезали губы и после наказания и пыток ссылали в дальние города, чтобы «иным не повадно было». Подумать только, сколько народных трудовых денег уходит на приобретение этого яда! Сколько несчастных случаев, сколько пожаров происходит из-за забытых окурков! Ничего, кроме вреда не приносит табак человеку. Но самое пагубное действие табака состоит в том, что курильщики производят соблазн для детей, а Христос сказал, что «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Евангелие от Матфея, 18: 6-7) Этими же словами говориться в Писании о самоубийцах, то есть грех соблазна приравнивается к греху самоубийства. Больше того, курение табака приводит к целому ряду болезней, а зачастую и к смерти от рака лёгких. Таким образом, курильщики сокращают свою жизнь и грешат против шестой заповеди. А ведь помимо этого табак становится необходимостью, и курящие предпочитают «пойти покурить» многим другим, полезным делам, начинают строить свою жизнь вокруг пагубной привычки. Он становится для них кумиром, а это есть нарушение второй заповеди. Когда курению табака подвержены дети, они впадают и в другие грехи: неповиновение власти родительской (нарушение пятой заповеди), воровство денег для покупки табака (нарушение восьмой заповеди). Табачники иногда в оправдание своей привычки спрашивают, как оно может быть вредно, если Бог создал эту траву? Ведь сказано, что «всякий злак на службу человеку»? Конечно, и табак, и белена, и мышьяк и другие яды созданы Богом, но что же из этого следует? Неужели, чтобы люди травились? Ведь табак сам по себе, пока люди не начали употреблять его себе во вред, не был вреден. Так же, как, например, железо, которое тоже сотворено Богом, но не для того, чтобы люди делали из него оружие и убивали друг друга! Табак сделался вредным, когда люди стали употреблять его для удовлетворения своей прихоти. Между тем, Бог действительно создал «всяк злак на службу человеку», если только человек находит ему разумное применение. В жарких странах, где водится множество ядовитых насекомых, причиняющих людям вред и беспокойство, только табачным дымом можно отогнать от себя этих насекомых, подобно тому, как у нас на юге пастухи жгут навоз, чтобы едкий дым отгонял мошку и комаров. Но ведь никто не курит навоз, то есть не вдыхает навозный дым! Также табачным раствором лечат кожные болезни домашнего скота. Но ведь человек курит табак не для излечения от болезней, а просто по простой, но противоестественной привычке. Табак не только не может лечить болезни, а наоборот, становится их причиной. Пристрастившиеся к курению часто оправдывают себя тем, что все курят, что это прилично и даже модно. Но какое же приличие в том, что люди вдыхают в себя вонючий дым, а потом выдыхают его и обдают им присутствующих? Подражание безсмысленным поступкам свойственно только неразумным существам, например, обезьянам. Разве подражать глупой моде – разумно? Наконец курильщики табака говорят в своё оправдание, что курение не запрещено ни святым Писанием, ни учением святой Церкви. Но ведь известно, что в Писании не сказано, что грех играть в карты на деньги, подделывать купюры и т. д. Тогда ещё не был так развращён ум человеческий, чтобы придумывать всякие новые грехи против заповедей Божьих. Общеизвестно, что курение вошло в привычку только в 15 столетии по Р. Х., вот почему в Писании и не сказано о курении напрямую. Но пастыри и учители церкви всегда с появлением курильщиков указывали на греховность этой привычки и свидетельствовали, что эта страсть весьма пагубна для людей и должна быть изгнана из христианского общества, как соблазнительная. Все эти наставления нужно прилежно и часто напоминать детям, чтобы они с юных лет приучались остерегаться подражания дурным привычкам, зная, что они не только вредят здоровью, но, что особенно страшно для христианина, губят его душу, мешая нашему спасению и получению Царства Небесного.

Константин Беляев: Я читал, что Паисий Лигарид табаком торговал.

Анастасия: Я не древлеправославная, я православная .Но вообще-то в среде православных-никонианцев курение тоже не рекомендуется.

Игорь_Яров: В особенности потерях курилка борец с табакокурением.

САП: Dmitry91477 пишет: очему табакокурение считается большим грехом, даже бОльшим грехом, чем виноупивание? Анастасия пишет: Но вообще-то в среде православных-никонианцев курение тоже не рекомендуется. Кураев о курении: Были святые, которые курили. Например – святитель Николай Японский. В его дневниках есть замечательная запись: "Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья – более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить". Значит, большую часть своей жизни святитель курил. Что не мешало ему быть истинным Христовым апостолом. Ну, а уж отношение последнего русского императора к курению всем известно. Со своей стороны могу заметить, что предметом моей острой профессиональной зависти является статус профессоров Московской Духовной Академии XIX века. В день получки они расписывались в нескольких ведомостях: кроме зарплаты, они получали деньги на оплату квартиры, на приобретение книг, и отдельная графа была – на табак (завидую я не последнему, а предыдущим пунктам). Действительно, русское духовенство XIX века не чуждалось табака, и это приводило к определенному курьезу. Знаменитый психолог Бехтерев отмечал, что в ту пору некоторые кликуши боялись запаха табака (кликушество – это когда баба начинает кричать, что она испорченная, и выкликает имена тех, кто якобы на нее порчу навел). Кликуши боятся всякой святыни. И соответственно, у них бывает кричащая реакция, реакция сопротивления на появление православного батюшки, на запах ладана, на мощи, на святую воду. И вот в этом же ряду такую же реакцию вызывал у них запах табака. Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поставить другой вопрос: а от кого не пахло табаком в ту пору? Атеистов в стране не было. А вот религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты – староверы и штундисты (баптисты). "Господа, не нюхающие табаку"– как называл их Василий Розанов. Соответственно, запах табака в России XIX века это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали.

Феодосия: запах табака в России XIX века это был запах человека, принадлежащего к православной вере, и бесы на это реагировали. Воняешь табаком - православен! Ну и закрутил "козью ножку" курилка! Впрочем, как всегда в своем стиле.

Анастасия: Константин Беляев пишет: цитата: Я не древлеправославная, я православная . Но вообще-то в среде православных-никонианцев курение тоже не рекомендуется. А что здесь смешного? Любой православный священник скажет Вам то же самое.



полная версия страницы