Форум » Частые вопросы » Молитвословы » Ответить

Молитвословы

Владимир Владимирови: Доброго здоровья!Скажите отличаются ли молитвословы безпоповские от поповских?Есть ли видео безпоповской службы полностью.В google отрывки только службы.Хотя я думаю навряд ли запрещено снимать видео или только по договорённости.Хотя интересуют любые видео ссылки о беспоповских толках.

Ответов - 8

Сергiй Аветянъ: Владимир Владимирови пишет: Скажите отличаются ли молитвословы безпоповские от поповских? Владимир Владимирови, понимаете, само понятие "молитвослов" не вполне традиционно для старообрядчества. В наше время они безусловно есть (по крайней мере у поповцев, у беспоповцев же видел только детские, хотя особенно не интересовался), но более традиционно использовать для домашней молитвы Часослов, Псалтырь, Канонник, Шестоднев. Если знания устава позволяют, то Минеи, Октай и Триоди (в период великого поста и около него). Теоретически, эти книги у поповцев и беспоповцев идентичны, хотя на практике книги единоверческой печати бывают отличны от книг преображенской печати. Преображенские, по крайней мере на мой взгляд, более точно соответствуют исходным образцам, хотя и на тех и на других написано, что они "буква в букву" и "слово в слово" перепечатаны с книг иосифовской печати. В частности, Шестоднев единоверческой печати, имеющийся у меня в библиотеке, отличается текстом троичных канонов на полуношнице от тех же канонов в преображенских Октаях. Если говорить об отличиях между поповцами и беспоповцами в простой келейной службе, то они либо отсутствуют, либо незначительны и связаны с местными особеностями и традициями кажения, поклонов и т.п. Если говорить о домашней службе полного круга, то отличия есть, но связаны они не с разницей в книгах, а с необходимостью приспособить беспоповскую службу к отсутствию попа и диакона. Но это уже вопрос не молитвословов (евхологиев), а устава. Хотя, многие известные мне поповские уставщики пользуются беспоповскими уставными указаниями и вполне довольны.

А. Гоголев: Сергiй Аветянъ пишет: Теоретически, эти книги у поповцев и беспоповцев идентичны, хотя на практике книги единоверческой печати бывают отличны от книг преображенской печати. Объясните, что такое единоверческая и преображенская печать, и как это относится к заданному вопросу.

Сергiй Аветянъ: А. Гоголев пишет: Объясните, что такое единоверческая и преображенская печать Это название типографий в которых печатались богослужебные книги. Была старообрядческая типография при преображенском богадельном доме - беспоповская. Была типография единоверцев при Свято-Троицкой Введенской церкви. Была типография в г.Уральске (БИ) Эти типографии печатали дораскольные богослужебные книги, но не всегда и не во всём эти книги были друг с другом согласны. Например, троичные каноны осьми гласов на полуношнице - содержат многие догматические положения и не во всём совпадают в книгах преображенской печати и единоверческой. Вплоть до сомнительных догматических оборотов. (На вскидку могу ошибиться, но вроде в четвёртом гласе это хорошо прослеживается). А. Гоголев пишет: как это относится к заданному вопросу. Ответ относится вот к этой части вопроса: Скажите отличаются ли молитвословы безпоповские от поповских? Ввиду того, что роль молитвословов в традиционном старообрядчестве до относительно недавнего времени выполняли Часослов, Псалтырь и Канонник - различия в них и определяют разницу в беспоповских и поповских изданиях. Беспоповские издания, как правило, более точны. Современная РПСЦ (типография М. Тиунова в Верещагино) печатает Октаи и некоторые другие богослужебные книги именно с преображенских оригиналов. Хотя известный всем возглас заамвонной молитвы "сходящего от тебя Отца светов", а не "светом" как писано в старых книгах, попал в поповские служебники именно из новообрядческой церкви, возможно что и через единоверческую типографию.


Alexey_N: Здравствуйте. Вот меня вопрос о молитвослове интересует в таком контексте - вот в новообрядческой традиции существует Молитвослов, где содержатся утренние и вечерние правила и правило к Причастию (обычно ещё многое, но я отмечаю только то, что интересует). Какая книга или набор книг является аналогичным руководством для мирянина в старообрядчестве, если как Вы говорите, собственно молитвослова нет? Часослов, Типикон и другие богослужебные книги - это хорошо, но как понять - что из них читать на какой случай? И ещё,- где описаны правила поведения в храме, правила благочестия, форма одежды, способы употребления лестовки, подручника и пр., и пр., - ДЛЯ МИРЯН? Вот наверное что-то типа новообрядческого "Закона Божия", - есть ли такая литература для новоначальных? Благодарю.

Сергiй Аветянъ: Alexey_N пишет: где содержатся утренние и вечерние правила и правило к Причастию (обычно ещё многое, но я отмечаю только то, что интересует). Какая книга или набор книг является аналогичным руководством для мирянина в старообрядчестве, если как Вы говорите, собственно молитвослова нет? Часослов, Типикон и другие богослужебные книги - это хорошо, но как понять - что из них читать на какой случай? На буднях утром чтется рядовая полуношница из Часослова или Часовника, в субботу и воскресение субботняя или воскресная, соответственно. Вечером павечерница (постом несколько иначе). Для говения (приготовления к причастию) чтутся каноны и последование (из книги Правильные каноны), либо Псалтырь (в течении недели) + то, что назначит исповедающий поп и епитимья. Alexey_N пишет: есть ли такая литература для новоначальных? Есть и молитвослов изданный при митр. Алимпии и потом переиздававшийся и книжица под названием "Правила благочестивого поведения в доме Божием (издания Донской и Кавказской епархии). https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CDAQFjAA&url=http%3A%2F%2Fcrimean-rpsc.ucoz.ru%2Fload%2F0-0-0-14-20&ei=A1UFUcWzKcX24QTJ44C4Cw&usg=AFQjCNES1pbgwiucNomMqHudWZacF2Vylg&sig2=Gyg45VRqomAe65Mt8lKcvA&bvm=bv.41524429,d.bGE&cad=rjt Книги эти не дораскольные, но если у Вас нет никакого другого способа познакомиться с современной старообрядческой традицией можете ознакомиться.

Alexey_N: Спаси Вас Бог! Ссылочку скачал, остальные наводки буду искать... А.

Сергiй Аветянъ: Во славу Божию. Будут вопросы - обращайтесь. Только круг задач очертите и чего Вы хотите на выходе.

Сергей: То есть, получается, древлеправославным необязательно отмаливать весь суточный богослужебный круг, а достаточно читать токмо полуношницу - утром и павечерицу - вечером? Кроме, конечно же, молитв перед трапезой и после неё, а также, перед началом всякого дела и по окончанию. Ну и стремление к непрестанной молитве (Исусовой).



полная версия страницы