Форум » Частые вопросы » Старчество » Ответить

Старчество

Валентина: Есть ли в старробрядчестве такое явление, как "старчество"? Несмотря на то, что старообрядцы считают РПЦ МП безблагодатной, старцы у нас есть. Предвижу возражения, что раз благодати нет, то сие явление не от Бога. Но отчитки проводятся, и исцеления имеют место. Вопрос задаю с чистым сердцем, не с целью вызвать на дебаты, просто хочу разобраться.Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

Administrator2: Валентина пишет: Есть ли в старробрядчестве такое явление, как "старчество"? Нет. Валентина пишет: Несмотря на то, что старообрядцы считают РПЦ МП безблагодатной, старцы у нас есть. Никонианское «старчество» Андрей Езеров Часть первая Учение об "учащей" и "учимой" Церквях, разложение института духовничества стали причинами появления неправославных форм отношений между духовниками и их духовными чадами. В первую очередь, это касается появления нового, доселе неизвестного (во всяком случае, в таком виде) христианской Церкви института, получившего в новообрядчестве наименование "старчества". В древнехристианской и древнерусской Церквах старцами называли опытных, имевших духовные и аскетические познания иноков. Эти опытные, прошедшие искушения плоти имолитвенные труды, иноки по прошествии немалого времени могли становиться учителями молодых, новоначальных иноков. Со стороны учеников такие опытные монахи часто назывались "отцами", "наставниками", "учителями", "духовными исправителями", "восприемниками", "старшими" (то есть "старцами") или другими местными именами, означающими глубокий духовный и аскетический опыт и сыновнее уважение. Эти аввы-старцы имели исключительно нравственный авторитет, и отношения между ними и другими иноками определялись не какими-либо внешними фактами жизни того или иного старца, но духовными потребностями иноков. Святитель Василий Великий предостерегает новоначальных иноков от поисков наставников, прославившихся какими-либо внешними делами. Главным критерием при выборе наставника он называет духовный опыт и вeдение Божественных Писаний. Как правило, у старца был один ученик (преп. Досифей – у аввы Дорофея). Со временем его духовного возрастания и удаления на самостоятельное пустынножительство, у старца мог появиться другой ученик. Реже встречались случаи, когда у одного старца одновременно обучались премудрости иноческого жития несколько или даже десятки учеников. Впрочем, иногда к многоопытному старцу за советом могли придти посторонние иноки, но это происходило весьма редко, можно сказать - в исключительных случаях. Наставник и ученик жили под одной крышей. Василий Великий поэтому называет союз старца и ученика "вместе живущие" (Цит. по: Смирнов С.И. Духовной отец в древней восточной Церкви. С. 43.). В истории монашества описаны весьма разные способы, которыми наставники обучали учеников. Иной старец мог ничего не говорить, но ученик должен был повторять все его дела. В других случаях наставник испытывал послушание новоначального. Иногда практиковалось откровение помыслов. Однако при любом способе наставничества главной целью старчества было должное воспитание инока, помощь новоначальному в сложном и тернистом пути монашеского возрастания. Вне среды иноческого воспитания старчество не существовало по одной простой причине: старец мог научить только той науке, которую постиг – иноческому житию. Известный исследователь монашества С.И. Смирнов отмечает, что старчество являлось исключительно иноческим институтом, было "основой всего строя монашеской жизни, …совместимой со всеми формами монастырской жизни, и его можно наблюдать всюду, где только было устроено христианское монашество" (Там же, с. 25.). Бывали отдельные случаи, когда духовные советы давались признанными своей святостью иноками (преподобными Феодосием Печерским, Авраамием Смоленским, Сергием Чудотворцем, Савой Сторожевским, Иосифом Волоцким, Максимом Греком, Дионисием Радонежским и т.д.) и мирянам, чаще всего князьям, но это воспринималось как тягостная необходимость и "особый случай", что и подчёркивалось житиями. Древние монахи нередко обладали особыми духовными дарованиями. Однако они считались дарами, связанными не с наставничеством и старчеством, а непосредственно с подвижнической, иноческой жизнью и особым промыслом Божиим. Отцы монашества предостерегали от увлечения прозорливостью, видениями и прочими чудесами. Преподобный Пахомий поучал братию: "Человек, имеющий твердую веру и живущий по заповедям Божиим, предпочтительней того, который имеет дар видений, ибо он храм Божий" (Там же, с. 62). Преподобный Кассиан говорил, что "чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни"; "большее чудо составляет выгнать из себя пороки, нежели бесов из других" (Там же, с. 62). Эта же мысль - что духовно подвизающийся должен больше научаться от Отеческого Предания в целом, чем от отдельных, даже кажущихся (или являющихся!) великими отцов, - есть и у преп. Викентия Лиринского, и у ряда других отцов, особенно преп. Никона Черныя горы. Послушание наставнику было обязательной чертой иноческого старчества. Однако в случае обнаружения ереси ученик был обязан немедленно прекратить обучение у старца. Преподобный Иоанн давал такой ответ: "Когда действительно окажется, что он заражен ересью, то должен отставить его" (Там же, с. 51). Совсем иное учение о старчестве появилось в новообрядческой Церкви в XIX веке. Во-первых, в этом новом явлении было почти полностью утрачено понятие обучения иноческому деланию. Среди новых "старцев" были монахи, вовсе не имевшие никаких учеников: схимник Симон, некоторые оптинские старцы - например, Анатолий (Зерцалов). Такие "старцы" перестали учить иноков, но все свое внимание переключили на светскую паству. Апологеты нового "старчества" и не скрывали, что это принципиально новое, неизвестное древней Церкви явление. Так, исследователь оптинского старчества В.И. Экземплярский писал: "Остановлюсь лишь на одной стороне русского старчества, которою оно очень резко отличается от древневосточного. …Наше старчество едва ли не с первых дней своего появления в России вступило на самостоятельный и новый путь и явилось не столько монашеским, сколько народным. Достоевский популяризировал идею старчества и очень удачно отметил этот его характер, несомненно, на основании своих оптинских впечатлений… Оптина пустынь — другое дело. Ее старцы — отцы и советчики для всего русского народа и только в очень ограниченной мере — для иночествующих. Теперь мне трудно себе представить монастырь без старцев. Бывают и при этих старцах послушники, но центром их духовной работы являются так называемые богомольцы. Поэтому когда на какого-либо из иноков возлагается послушание быть старцем, то, сколько мне лично известно, прежде всего имеется в виду это умение, духовный дар религиозно говорить с народом, удовлетворять по возможности всем запросам народной души, и, кажется, неизбежно оказывалось, что монашествующие в этом случае отступили как бы на второй план… В Оптиной пустыни целые корпуса построили для приезжающих к старцам мирян, и старцы от зари до зари принимали их, отдавая лишь вечера своей братии". (Экземплярский В.И. Доклад о старчестве. Киевское Религиозно-просветительское общество, 1917). Раз "старчество" утратило свои древние, иноческие черты, то и "старцем" мог стать любой человек. Неудивительно, что значительное число новолюбных старцев поэтому и не имели никакого иноческого духовного опыта. Многие из них были простыми священно- и церковнослужителями, а иногда и мирянами, вставшими на стезю духовного наставничества. В конце XIX - XX веках наиболее известным старцами такого рода стали священники Иоанн Сергиев (Кронштадтский), Егор Чекряковский, Алексий Мечев, Василий Швец, Николай Гурьянов, Артемий Владимиров, миряне Григорий Распутин (Новых), Иван Яковлевич Корейша, Семен Митрич, Митюша Козельский, схимница Макария, мирянки Матрона Московская, Пелагея Рязанская. Старцами стали становиться даже епископы: Тихон Задонский, Антоний Воронежский, Андрей (кн. Ухтомский), Варнава (Беляев), Иоанн (Максимович), Геннадий (Секач). Феофан (Говоров) Затворник руководил мирянам через письменные наставления. Скажем прямо, белым священникам более пристойно отвечать на вопрошания мирян, тем более в делах житейских и бытовых. Но в каком контексте эти ответы даются? Какую тенденцию выражают? Одно дело, когда духовный отец советует или не советует своему духовному чаду ехать на курорт, и другое дело, когда говорит незнакомому человеку из толпы: "Продай дом и купи велосипед". Появление нового "старчества" привело к возникновению целой плеяды лжеучений, касающихся наставнической и духовнической деятельности. Если древние старцы-иноки обучали новоначальных той науке, которую сами прошли и уразумели, то новые старцы должны были отвечать на самые разные, иногда совсем посторонние вопросы и запросы. Беседы, которые проводили со старцами богомольцы, зачастую не касались не только иноческой, но и даже духовной сферы. В литературе, посвященной Оптинским старцам, описано множество случаев, когда старцы своими советами помогали осуществить выгодные бизнес-проекты. Биографы старца Амвросия (Гренкова) отмечают: "К Амвросию обращались купцы, прося советов и указаний по своим торговым делам. Помещикам он рекомендовал управляющих имениями... Он указывал, как лучше распорядиться капиталами или недвижимой собственностью, как вести хозяйство в обителях, как направить дело в суде…". Известный писатель Сергий Нилус неоднократно упоминает о предпринимательских консультациях у старцев: "Меняй, – говорит о. Егор, – землю на иную, если найдешь лучше, а о заводских лавках забудь и думать на два года. Нынче стоит завод, а что-то еще через два года с заводом будет!" (Нилус С. Отец Егор Чекряковский. Почаевская лавра, 2002. С. 20). С. Нилус и сам преуспел в бизнесе за счет старческого менеджмента. Многие авторы с умилением описывают, как Амвросий (Гренков) "учил" баб "правильно" выкармливать гусей, чтоб не дохли, квасить капусту… Один помещик спрашивал старца Амвросия, сколько окон должно быть на фасаде его строящегося нового дома - не дай Бог, больше или меньше, чем "должно быть". Ясно, что ни иеросхимонах Амвросий (Гренков), ни прочие "старцы" не обладали как правило достаточными экономическими, юридическими, политическими, ветеринарными, агрономическими и прочими познаниями, чтобы давать советы по вопросам такого рода. А потому главной чертой новых старцев стал не аскетическо-духовный опыт и уразумение Писаний, а обладание даром "пророчества" и "прозорливости", с помощью которых он могли ответить на вопросы, о которых не имели понятия. Чудесные "дары Духа" и непрерывное их источение стало обязательным признаком нового "старчества". Старец становится не простым иноческим наставником, но голосом свыше, посредником, изрекающим Божию волю. Дореволюционный исследователь Оптинского старчества И.М. Концевич отмечает: "Найдя истинного, благодатного старца и подчинившись ему, ученик должен уже беспрекословно повиноваться во всем старцу, через последнего открывается непосредственно воля Божия. То же самое вопрошать старца ни для кого не обязательно, но, спросив совета или указания, надо непременно следовать ему, потому что всякое уклонение от явного указания Божия через старца влечет за собой наказание" (И.М. Концевич. Из книги "Оптина пустынь и ее время").Ему вторят современные авторы: "Старец — это носитель "ума Христова", выразитель внутренней силы Церкви, как апостолы и мученики, вместитель не только сердечного опыта, но и сверхъестественных даров: различения духов, прозорливости, врачевания" (Дар ученичества). Некоторые доводят эту мысль почти до полного отождествления старца с Господом: "В своем пророческом служении, которое всецело вдохновляется Богом, старец сообщает ученику божественную волю. …Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13)" (Иеродиакон Николай (Сахаров). Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова) // Журнал Института богословия и философии. № 10 – СПб., 2001.Cс. 84-112 - http://sophrony.narod.ru/texts/starch.htm). В перечисленных выше положениях кроется сразу несколько ересей, противоречащих учению Святых Отец. Во-первых, "старец" заслоняет Самого Бога, отождествляется с Самим Христом, становится личным, приватным пророком. Учение о старце как об "уме Христовом" тождественно католическому учению о римском первосвященнике как о "викарии (заместителе) Христа", ибо Папа – "это Исус Христос, скрытый под покровом и продолжающий чрез посредство человеческого органа свое общественное служение среди людей" (Епископ Буго (Bougart) "Церковь" 1922. Цит. по: Зноско-Боровский Митрофан. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектатнтство. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 36). Во-вторых, главнейшей чертой новообрядного старчества становится не кропотливое духовное делание, а обладание сверхъестественными способностями. Все они необходимы для удовлетворения самых разнообразных интересов приходящих к старцу – от исцелений до бизнес-прогнозов. Исследователь этого явления священник Владимир Соколов отмечает: "Они (старцы – прим. авт.) всегда ощущают себя харизматиками и духовидцами, стяжавшими высокие духовные дары. Они говорят с характерным пророческим пафосом… Из-за этой ложной уверенности в дарованном им свыше источнике знаний они совершенно равнодушны к знанию традиционному. Поэтому они не считают нужным изучать православную традицию, им кажется, что они приобщаются к ней изнутри. Им всегда требуется какое-либо подтверждение их харизматичности – они всегда находятся в поиске знаков, в ожидании чудес и знамений, свидетельствующих о правоте их поступков" (Соколов В., священник. Младостарчество и православная традиция. М., 2005. С. 69.). По мнению некоторых новообрядцев, без старчества, оказывается, уже становится и невозможно действие благодати Святаго Духа: "Старчество - это особое служение Богу и людям, добровольная жертва, без которой невозможно стяжать благодать Святаго Духа" (Тарасова Т. "Избави мя от клеветы человеческия..." // Русский Вестник, 19.12.2003). Требование сверхъестественных способностей вкупе с провозглашением особого служения для стяжания Святого Духа формируют еретическую мысль о недостаточности и неполноценности церковных форм богопочитания. Эта ересь противоречит православному учению о том, что благодать Святаго Духа передается человеку через участие в таинствах и священнодействиях, то есть в церковных и личных взаимоотношениях человека с Богом. О сопричастности человеческой воли благой и святой воле Божией есть достаточно разработанное церковное учение, и отступление от него можно рассматривать как уклон, пусть даже и стихийный, в сторону "единовольничества" (монофелитской ереси). Часть вторая Важным выражением этой ереси является обильное "литургическое творчество" новообрядных старцев. Выходя за рамки церковных уставов, старцы без всякого сомнения реформируют старые священнодействия и вводят новые, неизвестные доселе "чины" и "обряды". Этим самым они прямо указывают пастве, что участие в церковных таинствах не дает человеку полноты спасения, а получение "благодати", духовного и телесного исцеления, пророчеств, лицезрение "чудес" и "знамений" возможно только через особые, необычные, изобретенные самими старцами формы богослужения. Литургические изобретения старцев весьма разнообразны. Так, о. Георгий Чекряковский освящал литургическим копием воду и вводил разнообразные маслопомазывания. Священник Иоанн Сергиев (Кронштадский) ввел в употребление массовую исповедь. В ходе этого таинства набившиеся в храм люди выкрикивали свои подлинные и мнимые грехи, доводя друг друга до экстатического состояния. Он же составил особую молитву Богородице, в которой просил об умерщвлении графа Льва Толстого. Старец-мирянин Иван Яковлевич Корейша "благословлял" табачок, старица Матрона Московская "освящала" воду. Серафиму Саровскому приписывается изобретение чина хождения по "Богородичной канавке" и освящение "благодатных" сухарей в "серафимовом" горшочке. Современные старцы еще больше преуспели в этом творчестве. Так, схимонахиня Антония разработала чин крещения убиенных во чреве младенцев. (Соколов В. священник. Младостарчество и православная традиция. М., 2005. С. 237) Известны "чины" избиения крещаемых младенцев "освященными" вениками и четками (там же, с. 241). Схимник Феодосий исцеляет от страсти винопития через особые молитвы над вином и водкой. (Берестов Анатолий, иеромонах, Печерская Алевтина "Православные колдуны" –кто они? М. "Новая книга", "Ковчег"; 1998, с. 125 - 126.) Большую популярность приобрели разного рода "отчитки" – психодуховные сеансы экзорцизма. В Казанском монастыре Ивановской епархии старец игумен Викентий (Кривошеев) помазует маслом половые органы отроковиц и детей для "исцеления от блудного греха". Известны старцы, исцеляющие с помощью полового сношения. Некто именущийся "старцем" Таврион (Батозский), кстати, будучи одним из последних архимандритов и настоятелей (1957-58 гг.) известной Глинской пустыни, приложивший руку к отмене древних иноческих и литургических обычаев, заведенных ещё при прославившем её в начале ХIХ века Филарете Глинском, более традиционном представителе "старчества", и во время хрущевских гонений - к закрытию обители, практиковал множество нововведеных кощунств: например, удаление из алтаря запрестольного Креста, причастие без поста, а то и без исповеди, и не натощак, и даже служение литургии без антиминса и престола "на груди у исповедника", что смахивает на "чёрную мессу" или, в лучшем случае, на гомоэротическое шоу. Изобретения старцев столь многочисленны, что их невозможно перечислить и исследовать в данной статье. Для изучения этих "литургических" нововведений, а также ересей, стоящих за ними, требуется отдельное научное исследование. Одни только "таинства" и "учения", придуманные (или якобы придуманные) Серафимом Саровским, ждут специализированных научных изысканий. Среди них ряд мариологических еретических практик, связанных с культом Богородицы и ныне прижившихся в практике разных новообрядных церквей (учения о серафической, богородичной святости, т. е. "стяжания" Святого Духа лишь через Богородицу), ряд эсхатологических ересей (о воскресении Серафима Саровского, о богородичной канавке, которую, де, не сможет перейти антихрист), учение об особом стяжании Святого Духа, "православный" фетишизм, связанный с культом серафимовых сухариков и приготовлении еды на богоявленской воде Великого освящения, и многое другое. Жития некоторых "старцев" и "стариц", например, Феодосия Кавказского или Матроны Московской изобилуют историческими несообразностями и нелепостями. Но есть и более зловещие моменты: Матронушка не могла носить нательный крестик на груди, к схимнице Макарии прилетала "чёрная богородица" и т.п. Тем не менее, совершенно ясно, что эти новины или, лучше сказать, диковины не имеют никакого отношения к православной традиции. Иные изобретения старцев смешны и нелепы, другие кощунственны, третьи просто опасны для психического и телесного здоровья. По оценкам многих специалистов, сегодня старцы являют собой мощнейшую оккультную группу, под воздействием которой происходит необратимая и злокачественнная мутация новообрядчества. Один из новообрядческих ученых предупреждает: "Фактически они образуют свою "экклезию" со своими "истинными" таинствами. Это настоящие тоталитарные секты со всеми их характерными признаками"… Раньше эти процессы были локальными…, но в последние годы они принимают массовый характер, происходит "метастазирование" всего организма…Вскоре на почве церковной жизни нас ожидает появление неких анклавов монастырей или замкнутых приходов, со своей независимой, не связанной с Церковью жизнью, со своей догматической аскетической и канонической традицией". (Соколов В. священник. Младостарчество и православная традиция. М., 2005, с. 246, 248-249) В историческом плане старчество также является сравнительно поздним явлением. У Паисия (Величковского), известного исторического персонажа ХVIII в., действительно неплохого знатока греко-славянской аскетической литературы, ненавистника Старой веры, была страсть к учительству, в результате чего его ученики населили несколько больших молдавских монастырей. В русском образованном обществе в этот момент происходил постепенный поворот от чужебесия (преклонения пред всем голландским) и увлечения протестантизмом петровских времён, а затем и Вольтером, Руссо, Дидеротом (Дидро) и проч. энциклопедистами к масонству (Лопухин, Новиков), "тамплиерству", "рыцарству" (император Павел I), западным мистикам и визионерам (их цитировал даже Тихон Задонский), экстатическим сектам (например, хлыстов, – этому увлечению отдал дань Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский). Казённое "православие" давно уже превратилось во что-то бездушное, ни к чему в духовном смысле не обязывающую обрядовую обязаловку, в выражение лояльности. А тут ещё патриотический подъём и духовный всплеск, связанный с Отечественной войной 1812 г. Надо было отвечать на "вызов времени". Именно таким ответом явилось старчество, занесенное иноками, выходцами из молдавских монастырей в некоторые южно-русские обители, например, Софрониеву пустынь. Характерна судьба первого из этих "старцев". Он стал "учить народ". Даже его новообрядным собратьям такая зацикленность инока на "просвещении мирян" показалась подозрительной, после чего ему предложили в свою череду почитать в храме псалтырь. Как он ни отнекивался, ссылаясь на необходимость "утешать народ" и, в связи с тем, занятость, братия оказалась непреклонной: "старец" должен прочесть псалтырь. Не снеся чтения псалтыри, старец накануне своей череды удавился. Но именно с этого нелепого и курьёзного, но страшного случая началось триумфальное шествие старчества по всей России. Сегодня в новообрядческой церкви иногда указывают, что большинство современных старцев – не настоящие старцы. А современное старчество часто называют младостарчеством. Некоторые новообрядческие авторы полагают, что младостарчество не имеет никакого отношения к "старчеству" XIX – начала XX веков. Однако при внимательному рассмотрении этого феномена нельзя найти существенные различия между ними, и обвинения, высказываемые в современной прессе против младостарцев, повторяют обвинения, высказанные в дореволюционный период в адрес старцев. Кстати, в критике дореволюционного старчества отметились некоторые известные деятели Синодальной Церкви и, прежде всего, Игнатий (Брянчанинов), открытым текстом писавший, что современные "учителя и старцы", как правило, "не подобны древним". Он же советовал доверять более Святоотеческой литературе, особенно аскетическим книгам, нежели новоявленным "учителям". Дореволюционное и современное старчество объединяют самые характерные черты этого явления, а именно: существование старчества вне иноческой традиции, гипертрофированная харизматика, отступление от канонических правил и православных традиций, самочинное литургическое творчество, духовный деспотизм, вмешательство в бытовые стороны жизни паствы, факты использования "старческого" авторитета для реализации сексуальных и иных пристрастий. Об этих сторонах старчества более чем достаточно говорилось и в дореволюционной прессе, не исключая официальную новообрядческую публицистику. Дореволюционный исследователь и апологет Оптинского старчества профессор кафедры нравственного богословия Киевской духовной академии В. Экземплярский, например, не раз отмечал: "Нельзя закрывать глаза на тот опасный уклон, который теперь очень нередко принимает старческое руководство в отношении мирян, обращающихся к старцу за разрешением всевозможных вопросов своей жизни и своего быта. Соблазн такого расширения сферы своего влияния, как показывает опыт наших дней, очень велик даже для достойнейших старцев. Но такой выход за границы собственно духовно-религиозной жизни не имеет никакого оправдания во вселенских традициях старческого устроения и едва ли в каком-либо отношении может оказаться полезным для Церкви".(Экземплярский В. И. Доклад о старчестве. 1917. Киевское Религиозно-просветительское общество). О том, что Оптинские и прочие дореволюционные старцы занимались предпринимательскими прогнозами и консультациями, уже говорилось выше. Тем же самым занимаются и современные старцы: "К старцу, относятся, грубо говоря, как к гадалке: где сейчас мой сын, он давно пропал из дому; менять ли мне эту квартиру на другую, на какую именно и какого числа; поступать ли мне в торговый колледж или педагогический институт". (Хоружий С. С. Феномен русского старчества.//Церковь и время. 2002. № 4 (21), с. 217). Дореволюционное "старчество" и современное "младостарчество" имеют схожие политико-эсхаталогические взгляды, выражающиеся в том числе и в антииерархическом протесте. Достаточно вспомнить приписываемые Серафиму Саровскому высказывания о безумстве будущих архиереев: "Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, царствия небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от меня". (Настольная книга для священнослужителей. Москва, 1979, с. 601-602.) А вот что говорила известная старица XX века Пелагея Рязанская: "Нынешнее священство - всем бедам беда… К пришествию антихриста христиане из-за священников не будут понимать истинного Христова учения… Первосвященники при помощи помещиков свергли царя. За это их постигло кровь, мучения, смерть. Их судьба за гробом - огонь вечный. Скажете: Неправда?! Да, правда! Священство долго рубило тот сук, на котором сидело, и поэтому, великое множество духовенства приняли страшные мучения, и, несмотря на мученическую кончину, отправились в ад!" (Воспоминания раба Божия Петра записал и составил К.В.П. 1996, Крестовоздвижение. Журнал "Жизнь вечная" № 18. 1996 г.) Надо, впрочем, признать, что среди "пророчеств" Пелагеи Рязанской попадаются иногда и здравые мысли, относительно объективно описывающие ситуацию. "Старец" Лаврентий Черниговский, живший в 50-60-е годы XX века, так пророчествовал о роли духовенства в последние времена: "Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном восстановленном храме с участием российского духовенства и Патриарха". ("Преподобный старец" Газета "Жизнь вечная", май 1996г.) Немало подобных же высказываний принадлежит Григорию Распутину, другим дореволюционным и современным "старцам" и "старицам". Зародилось и любопытное учение о "трёх иерархиях": собственно иерархии, "царской" и "пророческой" (под коей подразумеваются всё те же "старцы"). Они вроде бы "взаимодополняют" и отчасти могут "взаимозаменять" друг друга, но "пророческая" из них, понятно, важнейшая. Число же пророчеств о времени конца света предсказанного старцами и вовсе не поддается исчислению. Немаловажно и то, что никаких различий между дореволюционным "старчеством" и современным "младостарчеством" между "плохими" и "хорошими" старцами не делают сами поклонники этого феномена. Даже члены императорской семьи не находили разницы в почитании тех или иных старцев. Как заметила А. А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай Второй и его супруга Александра Федоровна доверяли Григорию Распутину, как и прочим известным старцам: "Верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили". (Цит. по Царская семья и Г. Е. Распутин Приложение №5 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года). Эту же линию продолжают и современные апологеты старчества, утверждая, что и Григорий Распутин, и Иоанн Кронштадский были "благодатными старцами, пострадавшими от жидов". Кликушеский антисемитизм, кстати, и до революции, и сегодня является важной чертой новообрядного старчества.

Administrator2: Продолжение: Часть третья Есть мнение, что, осуждая современное "младостарчество", священноначалие РПЦ МП, может быть даже и невольно, поставило под вопрос святость "старчества" в принципе, т.к. совершенно очевидно, что "младостарцы" в той или иной мере подражали и подражают прежде бывшим "старцам". Даже если в этом утверждении и содержится доля истины, всё равно, нельзя истребить сорняк, не исторгнув его с корнем. К тому же официальный культ "старцев" и "стариц", в их числе и столь одиозных, как Матронушка, "обеляет" явление в целом. Новые "старцы" не придерживались и не придерживаются никаких правил, некогда обязательных для каждого древнего наставника. Так некоторые оптинские "старцы", в их числе и Амвросий (Гренков), свое иноческое правило поручали читать келейникам. В услужении у иных иночествующих "старцев" в виде келейниц и домработниц появилось большое количество женщин. И это при том, что по древним правилам инок вообще не должен лицезреть женщин, а схимники или схимницы отождествляются с "живыми мертвецами", не имеющими возможности даже служить службу, не говоря уже об общественной деятельности или занятиях домашним хозяйством у лиц противоположного пола. В этом отношении опять отличился Амвросий (Гренков), не вылезавший из женского Шамординского монастыря, что начало смущать даже местного, Калужского епархиального архиерея. Стоит ли говорить, что курение является грехом для православного человека, в том числе и мирянина, не говоря уже об иночестве. Как известно, старец Макарий Оптинский курил трубку. Курил и начальник монастырской тюрьмы в Суздале ныне канонизированный РПЦ МП еп. Серафим (Чичагов), обогативший литературу о Серафиме Саровском множеством новых, доселе неизвестных подробностей, которые даже нынешними новообрядными исследователями признаны по большей части недостоверными. Запрещено православным инокам и музицировать. Тот же Макарий любил играть на скрипке. Сохранилась фотография старца еп. Николы (Велимировича) с дудкой в руках. В отличие от древних, иные современные старцы являются собирателями больших денежных сумм и богатых состояний. Апологеты новообрядчества даже подчеркивают, что финансовое и материальное богатство нисколько не мешает современным "старцам" заниматься своей "прямой" деятельностью. Так один из современных почитателей Иоанна Кронштадского восклицает "У праведного Иоанна Кроншадтского был собственный пароход, каждый день почитатели предлагали ему за столом белу рыбицу и драгоценные французские вина, шили для него шелковые рясы, и что душа его "угобзилась" от мирского благосостояния, обнищала в роскошестве и неге"? (Кононов Андрей, иерей Христос и собачка // Проповеди // Православие.Ru Христос и собачка // Проповеди // Православие.Ru) Старец Амвросий Оптинский основав Шамординскую женскую обитель, занялся активным приобретением богатой недвижимости. О том, как старцы скапливали богатства в подобных монастырях, можно узнать из книги "Историческое описание Козельской Оптиной пустыни" (1902 г.). В 1889 г. кредитные расходы по делам старца составили 120 тыс. рублей. Амвросий приобрел для Шамординской обители заливные луга в Калужской губернии, усадьбу в 240 десятин в Тульской губернии, усадьбу в тысячу десятин чернозема в Курской. В тульское имение он назначил управляющим, как сказано в "Историческом описании...", своего внука. Неприкосновенный денежный капитал шамординских монахинь, постриженных Амвросием, составлял к 1895 г. 150540 рублей. Кстати, сам старец Амвросий в этот период уже не обитал в Оптиной пустыни. Для него были обустроены апартаменты в Шамординском женском монастыре. Воздерживаясь от нравственной оценки финансовой деятельности новообрядных старцев, тем не менее, можно отметить, что подобный образ жизни, конечно, не был присущ древлеправославному иноческому старчеству. Отношения между старцами были подчас далеки от христианских любви и мира, например, оптинский старец Иосиф, преемник Амвросия Оптинского, принял участие в травле архимандрита Варсонофия (Плиханкова), также имеющего репутацию старца, организованной епископом Серафимом (Чичаговым). Варсонофий, бывший армейский офицер, оказался в этой компании лицом случайным. Еп.Феофана (Быстрова) "подсидел", добившись удаления его от двора, "старец" Григорий Новых (Распутин), коего тот в свое время сам свёл с царской семьёй. Некоторые "старцы", о.Иоанн Кронштадский, Григорий Распутин, о.Димитрий Дудко отличались крайней политизированностью. Надо признать, что отдельные из так называемых "старцев", например, о.Сергий Мечов, не вызывают того отторжения, что другие, но в целом, в контексте учения о "старчестве", "старчества" как духовного явления, это ничего не меняет. Учение о "старчестве", распространившееся в современном новообрядчестве повлияла и на семантику славянского слова старец. В древнерусской Церкви термины "старец" или "старица" относился к любому пожилому иноку. В монастырях была категория иноков имевших наименования "соборных старцев", которые составляли орган соборного управления монастырем: "Двойная система управления посредством игумена и соборных старцев создавал равновесие в монастыре: с одной стороны, устанавливалось единоначалие, с другой - сохранялся основной принцип церковной жизни - соборность". (Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского монастыря средневекового монастыря. М.: Мол. гвардия, 2002. С. 102) Сегодня же термин "старец" имеет совсем иной смысл. "Старец" - это уже не старший и даже не старый. Это слово стало сродни таким выражениям как "прозорливец", "чудотворец", "пророк", а в среде малоцерковных людей – "гуру", "волшебник", "маг", "кудесник". Такая смысловая нагрузка несомненно зиждется на еретическом учении о "старчестве" с его требованием чудес, пророчеств и знамений, с одной стороны, и с гуруизмом, тотальном послушании без рассуждения, духовном деспотизме, разрыве с исторической православной традицией - с другой. Одной из важнейших задач "старца" является стремление любым способом сломить волю доверившегося ему человека. Причём, не только "свою", греховную волю, но и волю человека вообще. Православная догматика считает, что воля и разум отличают человека, "образ Божий" от зверя, животного. Но человеческая воля не должна быть направлена ко злу, не должна быть автономной по отношению к Божией воле (своеволие), а должна быть согласна со святой волей Божией. Такое гармоничное и благое согласие, сочетание, совпадение воль именуется "синергией". Господь и Спас наш Icуc Христос, взяв на себя, приняв всю полноту человеческой природы, освятил человеческую природу и, в том числе, волю (см. учение преп.Максима Исповедника направленное против единовольничества(монофелитства), отвергавшего наличие человеческой воли во Христе). Т.о., "отказ от своей воли", действительно нередко упоминаемый в духовной, а прежде всего, и особенно, в аскетической литературе, мы понимаем не как отказ от человеческой воли вообще, как таковой, а как отказ от греховного направления человеческой воли. В этой связи асимметричное, явно утрированное акцентирование многими "старцами" необходимости "отказа от своей воли" вызывает понятные опасения. Действительно, при сломе воли зачастую имеет место духовное, а иногда и психо-физическое порабощение адепта старцем. Человека надо сначала "закошмарить", "сломать", чтобы затем вполне поработить, подчинить своей воле и власти. Есть мнение, что определенное духовное влияние на т.н. старчество могло иметь и хлыстовство. К Старой вере подавляющее большинство "старцев", за весьма немногими, редкими исключениями (в свое время автора этих строк удивило сравнительно благожелательное отношение к Староверию о.Н.Гурьянова), относилось и относится крайне отрицательно. Что и не удивительно, т.к. старчество как феномен, историческое и духовное явление, не имеет непосредственного отношения к Старой вере Святой Руси. Современное "старчество" стало подлинным антиподом старчества древнего. Чего, впрочем, и следовало ожидать. Как сказал преподобный Викентий Лиринский, когда чуждое примешивается к своему, а непотребное к святому, то вскоре уже ничего не остается не испорченного и не растленного. http://txt.trans-komplekt.ru/lib/ezerov-starchestvo.html

Konstantino: Валентина пишет: Есть ли в старробрядчестве такое явление, как "старчество"? такого старчества как в никонианстве нет у староверов. А зачем оно нужно? Святые отцы достаточно оставили после себя трудов и практических наставлений. Первый борец против никонианского старчества был Брянчанинов. Он как и староверы шел за советом к трудам древних святых за что и был гоним митрополитом Филаретом (Дроздовым). Да и современные никонские попы и архиереи не советуют читать мирянам Брянчанинова. Почитайте хотя бы Авву Дорофея или Лествицу Иоанна Лесвичника и попробуйте пожить так.


Евгений Иванов: Валентина пишет: отчитки проводятся, и исцеления имеют место Если не вдаваться в вопросы благодати и сделать вид, что я пишу о какой-то Церкви, а не о конкретных людях, то "изгнание бесов" - это по идее дар любого священника. Естественно, не у любого проявляется. Даже у святых чудотворцев по 2-5 раз на жизнь выпадало. А тут у старцев - поток. Шарлатанство это всё. Вон у Бронникова "слепые видеть начинают".

Валентина: Конечно, все можно было бы оспорить. Безусловно, истинные старцы есть. Крест, который они несут, нам не по силам. Но дело-то не в этом. Не для споров я зарегистрировалась на вашем форуме. Ни в коей мере не хочу навязывать свое мнение. Но вот есть мысль, которая покоя не дает. Случилось так, что тема старообрядчества весь последний год присутствует в моей жизни. Мое мнение, что нам, то есть старообрядцам и православным, делить особенно нечего. Господь сам в свое время рассудит, кто в чем виноват. В погоне отстаивания чистоты веры иные доходят до ненависти. Историю раскола читала. Как она освящается и вами и нами. Еще раз повторюсь. Нам делить нечего. И вы, и мы исповедуем Святую Троицу, молимся Божией Матери. У нас много общих святых. В конце концов, мы русские. Кому выгодно, чтобы христиане врага видели в ближних своих, и не видели истинных врагов ? Вторая заповедь Господа гласит: возлюби ближнего своего, как самого себя. Вам православные не враги. Со времен раскола прошло много времени. Не мы вас гнали, и не вы были гонимы. Взаимной нелюбовью, ненавистью, доказыванием своей истины точно ничего в лучшую сторону изменить нельзя. Только любовью, только самопожертвованием, уважительным отношением. В то время, как истиннные враги веры Христовой, распинатели Господа Иисуса Христа уничтожают русский народ (посмотрите, как мы вымираем стремительно и страшно), нам надо объединяться перед лицом опасности, а не разъединяться. Оставаясь, так сказать, каждый при своем вероучении и своих интересах, смиряться друг перед другом и любить ближнего своего. В спорах истина не рождается. Там, где нет любви, где ее оскудение, там нет Христа. Прошлое наших предков не перепишешь. Это мое личное мнение.

Прасковья: Зачем объединиться? Перед какой опасностью? Опасность может быть только одна, ад. Но на суде каждый будет держать именно за себя ответ, а не за соседа. Впрочем это моя точка зрения)

Нина: Валентина пишет: Мое мнение, что нам, то есть старообрядцам и православным, делить особенно нечего. Господь сам в свое время рассудит, кто в чем виноват. В погоне отстаивания чистоты веры иные доходят до ненависти. Валентина,отстаивание чистоты веры как раз вызывает ненависть к тому,кто ее отстаивает как граждане одной страны мы итак объеденены,мы и должны быть добрыми соседями именно по этому признаку,кто б с этим спорил-то, но вы же предлагаете нам именно смириться с еретическими воззрениями никонианства и считать вас добрыми соседями по признаку веры,которым и делить-то особенно нечего,и Господь рассудит когда-то,кто прав,кто виноват. Господь уж рассудил,только никониане все упорствуете в своих еретических воззрениях,предлагая нам вам этого уж и не говорить,а умильно молчать,да объединяться перед лицом "опасности". Опасность для нас как раз-это предать православную веру и молчаливо согласиться с вами,что нам делить нечего,одноко, вы для нас анафематствованные от свв.отец еретики второго чина,и говорим мы вам это не от ненависти,как это понимаете вы,а как раз из любви и желания помочь вам не попасть в геенну огненную и спасти свои души кто ж мешает вам всем покаяться в раздоре и вернуться в лоно матери-Церкви,и будем истинные братья,а не лукавые добрососеди,играющиеся в веру

Administrator2: Валентина пишет: что нам, то есть старообрядцам и православным, делить особенно нечего. Господь сам в свое время рассудит, кто в чем виноват. Рябцев в свое время об этом замечательную статью написал: В НАШЕМ ЦАРСТВЕ-ГОСУДАРСТВЕ имеется сверхуважаемая организация. Ее имя не должно упоминать всуе, ее представителей необходимо выслушивать с великим вниманием и почтением, поскольку эти представители будто бы неприкосновенно хранят некие великие истины, являются единственными верными выразителями народных идеалов, оберегателями нравственности и прочее. Речь идет о Русской Православной Церкви (РПЦ). Чем вызвано такое подчеркнуто почтительное отношение? Несколькими причинами: во-первых, вполне естественным стремлением к Богу, неизбежным после стольких лет атеистических заблуждений; во-вторых, слабым знанием истории русской церкви, поскольку объективные источники малодоступны, а доступные суть труды приверженцев РПЦ и, в-третьих, чувством вины перед незаслуженно пострадавшими в огне революции К сожалению, наши люди, задавленные телевизором и тяготами жизни, давно разучились задавать себе самые простые вопросы. Например: — А невинно ли пострадала РПЦ, не является ли ее участь карой за ее предыдущую деятельность? — Точно ли она такая древняя, как утверждают ее апологеты? — Да вполне ли она Русская? — Да Православная ли? — Да Церковь ли это вообще, а не государственный департамент по духовному окормлению? Ответы на некоторые из этих радикальных вопросов удобнее всего можно получить на фоне изложения фрагментов истории межконфессиональных конфликтов в России в XVII—XX веках. Прежде чем продолжать, необходимо сделать некоторое уточнение. Автор данной статьи принадлежит к Русской Православной Церкви, которая для отличия от вышеупомянутой РПЦ (“никонианской” — по имени основателя) вынуждена прибавлять к своему названию “Старообрядческая”; все изложенное в данной статье есть его личное мнение, которое может совпадать, а может и не совпадать с мнением старообрядческой священноиерархии. Кроме того, резкие выпады данной статьи касаются отнюдь не всех никониан, среди которых (особенно в провинции) встречаются такие подвижники, такие добрые и прекрасные люди, что язык не поворачивается сказать про них что-нибудь осуждающее. История русского раскола XVII века полна мифами и небылицами, усиленно распространяемыми как никонианами, так и малообразованными религоведами. Так, многие до сих пор убеждены, что в старых русских богослужебных книгах накопилась масса грубейших ошибок, а их необходимое исправление привело к восстанию невежественных ретроградов и расколу Церкви. Серьезная историческая наука давно перечеркнула эти наивные положения. Собственно, и все честные и образованные представители никонианской организации давно уже признают и богословскую необоснованность и практическую вредность никоновских реформ. В старообрядческой среде до последнего времени была достаточно распространена уверенность в том, что не следует идти на конфронтацию с никонианами, что просветление умов, которое наступит после перенесенных гонений, уничтожит дореволюционные предрассудки и заблуждения, что время, по Божьей милости, уврачует великий Раскол. Но грянули “реформы”, и все, к сожалению, вернулось на круги своя. И вновь возникла необходимость освещать некоторые бесспорные, но забытые или замалчиваемые события как прошлого, так и настоящего времени. Тем более что количество грубых выпадов против старообрядцев со стороны Московской патриархии превысило некоторую критическую массу и переполнило чашу терпения. Тут и оскорбления старообрядческой священноиерархии в издаваемой по благословению патриарха газете “Радонеж” (“лжеиерархия”, лжеархиепископ Алимпий”, марионеточная “альтернативная” церковь”, “финансируемая олигархом Березовским или “Завтра” с оккультно-евразийско-патриотическим Прохановым”, “те, кто желает расчленить Россию на сотню кусков” и т. д., и т. п.). Тут и сокрушения в “Независимой газете” главного юриста московской патриархии Калинина о том, что “власть не исполняет свою обязанность обеспечить соблюдение закона всеми без исключения, включая религиозные объединения...”, поскольку не принимает действенных мер к старообрядцам, которые свои внутренние установления ставят выше законодательства (в общем, обычный донос). Тут и присвоение имущества, имеющего старообрядческое происхождение, и многое другое. Раскол явился логическим продолжением Смуты начала XVII века. В результате этой смуты к власти пришла наиболее беспринципная и алчная группировка, опиравшаяся на послеопричную дворянскую рвань и сплотившаяся вокруг клана бояр Романовых. Этот клан, не имея никаких династических прав (подумаешь, родственники одной из шести жен одного из предыдущих царей), шел к власти, не выбирая средств. Поддержка самозванцев, клятвопреступления, сотрудничество с интервентами — все было пущено в ход. И тем, кто сейчас восторгается Земским Собором, единогласно избравшим Михаила Романова на престол, следовало бы знать, как подобные мероприятия организуются. Далеко ходить не надо: Ассамблея народов Казахстана, единодушно предложившая продлить полномочия Назарбаева, — наглядный тому пример. Вектор политического и нравственного развития общества был задан на многие годы вперед. Сильная Церковь, давившая своим моральным авторитетом на власть и не дававшая ей особенно распоясываться, стала мешать. Романовым Гермогены не надобны. Кроме того, огромные богатства Церкви, ее земельные владения приковывали жадные взгляды осознавшего свою силу дворянства. Реформация стала неизбежной. Идеологическое обоснование придумывать было не надо, оно было прекрасно апробировано во времена западноевропейской Реформации. Всегда и везде это обоснование звучало так: Церковь уклонилась от неких древних истин и норм, ее следует вернуть на “правильный” путь и очистить от накопившихся искажений. Но фронтальная атака на Церковь представлялась тогдашним верхам малопродуктивной. Следовало взорвать ее изнутри. Прием был выбран достаточно распространенный. Необходимо было поставить во главе враждебного ведомства своего человека, обладающего определенными качествами: огромным властолюбием, жестокостью. Этому человеку надо было дать полную свободу действий, одновременно подпитывая извне политическим влиянием. В определенный момент его надо сковырнуть под благовидным предлогом, и враждебное ведомство рассыплется в труху. Такой человек был найден. Патриархом был поставлен Никон, простой человек с национальной окраины. Читатель вправе спросить: “Да способны ли были тогдашние верхи на столь хитроумные комбинации”? Не сомневайтесь. Те еще были молодцы. И в монетаризме толк понимали (медные деньги вместо серебряных). И в финансовых махинациях разбирались (те же медные деньги, только фальшивые, в свой карман). А уж приватизаторы государственных земель были такие, что нынешним еще поучиться надо. В общем, реформы пошли. Казалось бы, зачем менять имя Исус на Иисус? Да затем же, зачем и добавлять второе “н” в слово Таллин, — поиздеваться над людьми и внести разброд и шатание в их умы. Но если написание названия чухонской столицы российское население всегда мало волновало, то согласиться с двумя “и” означало сказать себе: “Я такой дурак, что даже имени Спасителя правильно написать не могу; и отцы наши, и деды, и все святые русские были глупые невежды”. Креститесь, говорят, тремя перстами, греки, мол, так под турками крестятся. Да если бы греки тогда двумя перстами крестились, реформаторы заставили бы кукишем омахиваться или еще какую-нибудь гадость придумали бы. В ходе этих реформ Церковь как политическая сила и нравственный авторитет была устранена и не могла сопротивляться ни конфискации своих владений, ни прогрессирующему разврату верхов, ни установлению в стране рабовладельческого строя, ни засилию иноземцев и иноверцев на всех уровнях власти. Выше Священного Писания встал “Духовный регламент” Петра I, по которому священники были обязаны доносить об услышанном на исповеди. Искренне верующие православные христиане не приняли проводимого властями надругательства над Верой. Образованные люди понимали, что внедряемые нововведения есть ничем не обоснованная чушь, а простые видели, какие подонки проводят эти реформы в жизнь и какими методами — пытками и казнями. Характерен пример одного из активнейших проводников никоновской реформы, самозванного митрополита Паисия Лигарида — человека, несколько раз менявшего вероисповедание, развратника и торговца запрещенным табаком. Остальные были не лучше. А ведь в вопросах религии огромное значение имеет не только то, что человек говорит, но и то, что этот человек собой представляет. Заведомого негодяя никто слушать не будет, как бы правильно он ни рассуждал. Возникшее сопротивление дало прекрасные образцы мужества и стойкости. Это и протопоп Аввбкум, и епископ Павел Коломенский, и иноки Соловецкого монастыря, выдержавшие многолетнюю осаду и погибшие в мучениях, но не предавшие свою веру. Это и сестры-мученицы боярыня Морозова и княгиня Урусова. И многие, многие тысячи замученных и казненных. Православная вера старообрядцев — это вера свободных людей. Староверы говорят: “Невольник — не богомольник”. Не случайно старообрядчество было распространено там, где крепостническому рабству не удалось пустить глубоких корней. Это, в частности, северные окраины и районы расселения казачества. Примерно до середины XIX века около половины всех казаков были старообрядцами, а терские, уральские и некрасовские казаки сохраняли свою истинную веру вплоть до недавних времен. К сожалению, в нынешнем движении за возрождение казачества широко представлено “ряженое” течение. Представители этого течения имеют самое превратное представление об истории казачества, поскольку черпают свои знания не из серьезных источников, а из брошюрок, наполненных высосанными из пальца сведениями и псевдопатриотическими благоглупостями. Только этим можно объяснить такое кощунство, как недавнее перезахоронение героя войны 1812 года старообрядца атамана Платова в никонианский собор. Трезвые и грамотные люди, старообрядцы бережно хранили и развивали народную культуру. Именно в старообрядческих районах были записаны древние былины. Если бы никонианское “просвещение”, с неизбежно сопутствующими ему пьянством и начальственным произволом, проникло в эти районы, то русский эпос пропал бы бесследно. Кстати, и не только русский. Финская Калевала была записана среди карелов-старообрядцев. А русская Икона? Да без героических усилий подвижников-староверов древнее письмо никогда бы не сохранилась. Никонианское духовенство выискивало и уничтожало старые книги и иконы. За их хранение полагалось уголовное наказание. Те же иконы, которые чудом сохранились, варварски “подновлялись”, то есть замалевывались халтурной росписью. У человека, хотя бы немного разбирающегося в иконах или просто обладающего художественным вкусом, волосы дыбом встают при взгляде на ту безобразную мазню “под Европу”, которой заполнялись и заполняются до сих пор никонианские храмы. Не говоря уж про современный софринский кич на пластмассе — это что-то запредельное. Если бы подобную “красоту” увидели наши предки, приехавшие в Византию за крещением, они бы, наверное, приняли ислам. Откуда у никонианских служителей в дореволюционное время бралось такое неподдельное рвение в преследовании староверов? Вероятно, причиной тут была обычная зависть. Ну сами посудите, старообрядческие попы пользуются у своих всеобщим уважением, а в никонианстве “поп” — зачастую чуть ли не ругательство и предмет грязных анекдотов. Методы же преследования всегда выбирались самые подлые. Сфабриковали, например, фальшивое постановление никогда не проходившего собора, на основании которого обвинили старообрядцев в “армянской ереси”. Ну, как водится, показнили еретиков маленько, пограбили, по острогам рассовали. А теперь, судя по деятельности “Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами”, никониане скоро объявят о том, что никакой “армянской ереси” в природе нет, даже у армян. Вот радость-то! Преследования продолжались вплоть до 1905 года. Но, как говорится, нет худа без добра. Репрессии сплачивали православных христиан, заставляли помогать друг другу, много работать, верить на слово. Не случайно большинство крупных русских купцов были староверами. Всем известны фамилии текстильщиков Морозовых, финансистов и промышленников Рябушинских, фарфоровых заводчиков Кузнецовых, издателя Солдатенкова и многих других. Свои огромные капиталы они не прожигали без толку. После них оставались школы и больницы, фабрики и заводы, потребительские и производственные кооперативы, возрожденные народные промыслы. А их меценатство и любовь к искусству? Коллекции древнего искусства и импрессионистов, МХАТ (и Константин Станиславский, и Савва Морозов происходят из старообрядческих семей), прекрасные московские особняки стиля “модерн”, — да невозможно перечислить, чего бы мы лишись, не будь в России такой высококультурной среды, как старообрядцы. А среда эта была совсем не малочисленной. Старообрядцы, по разным оценкам, составляли 10-20 % населения Российской Империи. Чего же добилась никонианская иерархия своими преследованиями? Чего она добилась своим превращением из священников в чиновников синодального ведомства? Своей поддержкой крепостничества? Своим “блуждающим богословием” (как убедительно показал в своих сочинениях известный старообрядческий начетчик Ф. Мельников: ни по одному догматически важному вопросу у синодальной иерархии нет твердого мнения)? Она добилась закономерных результатов. Практически стопроцентного атеизма интеллигенции. Исчезновения веры в простом народе и замене ее различными суевериями. Падения нравов во всех слоях населения. Дело дошло до того, что в некоторых семинариях в начале ХХ века среди выпускников не находилось желающих стать священниками. Тогдашняя пресса писала, что священники обходятся государству на вес золота, если учесть затраты на содержание семинарий и количество выпущенных священников. Куда же шли учащиеся духовных училищ? Кто куда, многие (видимо, от отчаяния) — в профессиональные революционеры. Чернышевский, Добролюбов, Сталин — список можно продолжать и далее. Так что когда грянули такие стихийные бедствия, как революция и гражданская война, кто угодно мог считаться невинной жертвой, — только не никонианское духовенство. Но вернемся в современность. Может быть, ниспосланное Богом наказание привело к раскаянию в прежних грехах? Как бы не так! В 1971 году поместный собор никониан принимает деяние “Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их”. Клятвы отменялись “яко не бывшие”. В переводе на обычный язык это означает: “Мы, синодалы-никониане, торжественно обещаем, что сжигать и пытать старообрядцев, гноить их в тюрьмах и присваивать их имущество больше не будем”. Очень серьезное и важное заявление (это без всякой иронии, поскольку уж чем-чем, а репрессиями история нашего государства богата). Однако это заявление не вызвало немедленного взрыва энтузиазма в старообрядческой среде, потому что тогда невозможно было проверить на практике, а правду ли говорят никонианские иерархи? Иное дело сейчас. Очень часто наше телевидение показывают, как то или иное высокое должностное лицо передает, а никонианские служители с благодарностью принимают иконы, кресты, прочую церковную утварь. Благостная картина. А знает ли читатель, что многие (если не большинство) из этих предметов никогда не принадлежало никонианской организации? Старообрядческие храмы, жилища наших священнослужителей и прихожан постоянно подвергаются ограблению, некоторые по нескольку раз в год. Контрабандисты везут похищенное на Запад (а везут в основном, старообрядческое имущество, никонианское “искусство” никому не нужно), таможня и прочие органы отлавливают небольшую часть украденного, а потом эти предметы попадают не к своим хозяевам, а к совсем посторонним лицам, и эти посторонние лица без зазрения совести присваивают чужое добро. Вот в качестве примера совсем уж безобразный случай. К построенной на Красной площади копии Казанского собора привозят колокол, вынутый откуда-то из кремлевских подвалов, и этот колокол достаточно длительное время стоит у входа в собор для всеобщего обозрения. Колокол, по нынешним временам, очень большой — около трех тонн. На колоколе литая надпись, повествующая о том, что это дар семьи Морозовых московскому старообрядческому кафедральному Покровскому собору в память об умерших родственниках. Имена родственников перечислены тут же на колоколе, в том числе и знаменитый Савва Морозов. Высокопреосвященнейший Алимпий, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси, пишет очень сдержанное и благожелательное письмо в патриархию с просьбой вернуть колокол законным владельцам. Представители митрополита везут это письмо в патриаршию канцелярию. Там их часа три томят в приемной, видимо, чтобы место свое знали, потом письмо принимают. Прошло почти пять лет, а Патриарх Алексий не нашел времени дать какой-либо ответ. Само собой, колокол тоже не вернули. Господин Аркадий Станько, считающий себя настоятелем православного Казанского собора, на вопрос, справедливо ли они поступают, ответил: “Я не знаю такого понятия “справедливость”. Другие же представители клира Казанского собора разъяснили, что поскольку имущество было национализировано после революции, теперь исполнительная власть имеет право раздавать его кому захочет. Ну, с имуществом все ясно — брали и будут брать, — а как с пытками и казнями? Тоже надежд на снисхождение мало. Вот что пишут в своих сочинениях современные никонианские высокопоставленные иерархи: “Всех сожженных на Руси еретиков можно пересчитать по пальцам. Как правило, уличенных в таких преступлениях отправляли в дальние монастыри с суровым уставом — на покаяние. Исключение власти сделали лишь дважды: в деле еретиков-жидовствующих и на процессе против вождей Раскола — оба раза ввиду особой тяжести преступлений и нераскаянности главных зачинщиков”. Ну, во-первых, ложь, что можно по пальцам пересчитать, а во-вторых, поскольку старообрядцы до сих пор совершают все те же преступления, что и раньше, и каяться в них перед никонианами не намерены, то, надо полагать, будут и сожжения, как только представится такая возможность. В чем особенность никонианства? В умильности, превратившем суровую и прекрасную православную веру в дряблое обрядолюбие, в готовности прислуживать любым властям в надежде получить дары с барского стола. Становится понятным поведение никонианской верхушки в октябрьские дни 1993 года. Как поступил бы настоящий православный архиерей, если бы некие конфликтующие стороны, пригласив его в качестве посредника, вдруг в самый разгар переговоров затеяли стрельбу? Да кинулся бы со всех ног в полном епископском облачении под дула танков и автоматов, встал бы между врагами, подняв Святой Крест, втайне (в подсознании, чтоб Бога не гневить) надеясь, что, может быть, и его в этой заварухе пристрелят, и тогда грешная душа его, несомненно, будет спасена, а Церковь, обретя нового мученика, засияет в еще большем величии. Но это, если веруешь А если сомневаешься? Кто его знает, может, и Бога-то никакого нет? А тут в истеблишмент можно попасть... Нет, лучше здесь, в тепле посидеть, дипломата из себя поизображать. Поневоле вспомнишь слова огнепального протопопа: “Друг мой, Илларион, архиепископ Рязанской! Видишь ли, как Мелхисидек жил? На вороных в каретах не тешился, ездя! Да еще был царские породы. А ты хто? Вспомни-тко, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя на подушке, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу, по площади, чтобы черницы ворухи унеятки любили”. Правомерно задать некоторые чисто юридические вопросы. Как согласуются с законодательством, провозглашающим равенство всех конфессий и светский характер государства, постоянное присутствие на официальных церемониях представителей одной избранной религиозной организации, и, наоборот, частое присутствие высокопоставленных чиновников на религиозных церемониях все той же излюбленной конфессии? Почему места Воинской Славы обязательно должны быть застроены никонианскими храмами? Разве старообрядцы, павшие в Великую Отечественную войну (к примеру, мой дед и его братья), люди второго сорта? Кого же современное никонианство выбирает в качестве идеала? На архиерейском соборе РПЦ в 1994 году был канонизирован митрополит Филарет Московский (годы жизни 1782—1867). Чем же знаменит новоявленный святой? Ну то, что преследовал староверов, это понятно. Что по инспирированным им доносам люди гнили в тюрьмах, конфисковывались храмы и моленные, опечатывали алтари, это само собой. Но была у него еще одна страсть — он был активным сторонником телесных наказаний. Как тот городничий у Щедрина, что “был столь охоч до зрелищ, что никому без себя сечь не доверял”. Но, может, это враги в “Истории телесных наказаний в России” оклеветали невинного человека? Ничуть. Именно во время всевластия Филарета в России процветала страшная бурса (духовное училище), в которой одних ломали на всю жизнь, а других делали садистами. И вовсе не по недосмотру местного начальства. Читая “Очерки бурсы” Помяловского, можно подумать, что описываемые в ней ужасы происходят в какой-то глухой провинции. Но оказывается, Помяловский учился в центральной петербургской бурсе, а в провинции творились еще худшие безобразия. И вот покровитель этого узаконенного садизма объявляется святым. Во время написания этой статьи в Москве проходили мероприятия, организованные никонианским духовенством по случаю Дня славянской письменности и культуры. Да какое отношение они имеют к славянской письменности?! Только то, что пожгли несчетное количество древних рукописей и книг. Да если бы они и захотели заняться славянской письменностью, то никак не смогли бы, поскольку по “Духовному регламенту” им запрещено держать в кельях бумагу и чернила. Грустно, сограждане!

Валентина: Нина, Вы ошибаетесь. Я не предлагаю вам смириться ни с чьими воззрениями. В данном конкретном случае: не навязывать своих и не принимать чужих. А смириться просто, как перед ближним своим: не судить никого. Правду свою можно донести до человека только и только любовью. Господь еще ничего не рассудил, время не пришло. А вот не видеть опасности извне - вот это опасность опасностей. Вы поинтересуйтесь статистикой, как вымирает русский народ и отчего вымирает. такое впечатление, что вы не в России. Совсем душа о Родине не болит?

Нина: Валентина пишет: А смириться просто, как перед ближним своим: не судить никого. да я вас и не сужу,с чего вы взяли-то? Бог вам судия на Страшном Суде путь ваш никонианский не спасительный,вера православная извращена,от этого Русь и вымирает,а вы все извне опасности ищете,когда она внутри сверлит c 17 века Совсем душа о Родине не болит?

Валентина: Простите, может быть резко ответила. Очень хочу понять вас. И удивляюсь, почему вы видите врагом своим РПЦ МП. У нас никогда не говорят о старообрядцах так враждебно. По крайней мере, среди верующих. разговоры и наставления священства - как бороться со своими страстями, как прощать, о целомудрии, благочестии, смирении. Это мой опыт.

Валентина: Мы не никониане. Это прозвище. Мы православные. В Церкви благодать присутствует, чему я свидетель неоднократно, а многократно.

Savonarola: Валентина пишет: Простите, может быть резко ответила. Очень хочу понять вас. И удивляюсь, почему вы видите врагом своим РПЦ МП. Валентина.Я долгое время был чадом РПЦ МП.Был послушником в монастыре.И читая то,что Вы пишите в этой теме,мне очень стыдно.В наше время доступна практически любая информация,и тем не менее большинство чад РПЦ не считает нужным прочесть хотя-бы проф. Зиньковского. Валентина,Вы считаете преп.Сергия Радонежского,преп.Нила Сорского,преп. Димитрия Прилуцкого и многих многих других необразованными,неспособными отличить тёмное от светлого? Я убеждён,что дораскольные святые не за что бы не поверили,что ХХС-это храм Божий. У меня душа о России болит,когда я вижу Божественную литургию на музыку "выдающегося композитора" Глинки.

Нина: Валентина пишет: Очень хочу понять вас. И удивляюсь, почему вы видите врагом своим РПЦ МП. попытайтесь понять,если очень хотите! почитайте как святые отцы нас учат относиться к ереси,как они еретиков называли,и не старайтесь,чтоб к РПЦМП мы имели другое отношение,это грех для православного христианина искать общее с еретиками. а что касается про отношение к вам лично и к другим людям-да, пожалуйста,и с любовию, и с помощью, и поговорить за жизнь-милости просим только веру сюда не мешайте!разделены мы и не дай Бог нам это позабыть

Konstantino: Валентина РПЦ МП не почитает дораскольный святых ибо прокляло их, почитайте рашения БМС. Потом правда в 1929 и 1971 годах частично признала свою ошибку но тут же слукавило - решения соборищ. Почитайте что такое лукавство. Как по вашему церковь может лукавить?

Нина: Валентина пишет: Мы не никониане. Это прозвище. Мы православные. никониане-это не прозвище,а название вашего еретического сообщества по имени вашего ересиарха Никона,вспомните,что ариане,к примеру, назывались так как содержали ересь Ария,были несториане,николаиты,севериане,да сколько их было,отступников,тьма,и всех наименовывали по имени их основоположника-ересеарха или же по ложному учению,например-монофизиты,гностики

Валентина: А как же с заповедью Господа Иисуса Христа: возлюби ближнего своего, как самого себя. Повторюсь: там, где нет любви, там нет Бога. Все догматы, сколько бы их не цитировали, мертвы, если нет смирения перед человеком. Любовь, я так понимаю, подразумевает смирение. "Без любви все ничто..."

Балда: Валентина пишет: Все догматы, сколько бы их не цитировали, мертвы, если нет смирения перед человеком. Любовь, я так понимаю, подразумевает смирение. "Без любви все ничто..." Также и патриарх Кирилл говорит: "Все расколы от недостатка любви".

Валентина: Savonarola пишет: Валентина.Я долгое время был чадом РПЦ МП.Был послушником в монастыре.И читая то,что Вы пишите в этой теме,мне очень стыдно.В наше время доступна практически любая информация,и тем не менее большинство чад РПЦ не считает нужным прочесть хотя-бы проф. Зиньковского. Валентина,Вы считаете преп.Сергия Радонежского,преп.Нила Сорского,преп. Димитрия Прилуцкого и многих многих других необразованными,неспособными отличить тёмное от светлого? Я убеждён,что дораскольные святые не за что бы не поверили,что ХХС-это храм Божий. У меня душа о России болит,когда я вижу Божественную литургию на музыку "выдающегося композитора" Глинки. Вы меня, простите, пожалуйста, я не читала профессора Зиньковского, зато я встретила чудных старцев . Есть и сейчас старцы, не побоюсь сказать, не меньше чем преподобный Сергий Радонежский, очень мною любимый святой. Дорогие старообрядцы, нам нечего спорить, причины нет. Я вам не докажу, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата - единственная истинная Церковь, так и Вы мне не докажете обратное. Если и возможен между нами диалог, то только на взаимоуважении и братолюбии. Может ли кто-нибудь из вас вести диалог именно в этом ключе?

Savonarola: Валентина пишет: Повторюсь: там, где нет любви, там нет Бога. Тоесть,современные древлеправославные христиане любовь к людям не испытывают,и Бога лишены?

Savonarola: Валентина пишет: Не надо стыдится за других, стыдитесь за себя. Я за себя и стыжусь.Вы меня не правильно поняли.Мне стыдно,что я недавно рассуждал примерно так,как Вы.

Валентина: Спаси Вас Господи. простите, если обидела.

Savonarola: Бог простит,и Вы меня простите.

Валентина: Savonarola пишет: Тоесть,современные древлеправославные христиане любовь к людям не испытывают,и Бога лишены? Я боюсь, что это так и есть.

Димитрiй: Валентина пишет: я встретила чудных старцев . Есть и сейчас старцы Интересно, откуда эти "дивные старцы" взялись после стольких лет безбожной советчины на Руси? В каких сокровенных обителях их в духовности наставляли? Может в партейных школах да в профкомах умудрились?! Большинство этих современных "старцев" - вариант "православных" экстрасенсов. Самое близкородственное явление этому т. н. "старчеству" - суфийские шейхи, хасидские цадики и шаманы всех племён и народов. Недавно один такой "дивный старец" благословил попу, бросившему жену, одеться в мирскую одежду, и скрыв сан, обвенчаться с другой - и всё только "по великой любви к людям".

Валентина: Да нет, не в партейных школах и не в профкомах. От благодати Господа нашего ИИсуса Христа. о фактах, изложенных Вами, ничего не слышала. Что касается старцев, могу только пожалеть тех, кому не довелось с ними общаться. Экстрасенсы- суть сатанисты, происхождение их понятно. Старцы - это такое явление, что пока сами не увидите, не поймете.

имярек2: Валентина пишет: Что касается старцев, могу только пожалеть тех, кому не довелось с ними общаться. Да , нет Валенька , как раз доводилось . Причём не только с такими откровенными шарлатанами , как Амвросий Юрасов ,игумен Адриан и им подобные , а и с такими искренно-верующими экстрасенсами , как Николай Гурьянов ( последователь старца Григория Распутина ) и лжеисихастами вроде Иоанна Крестьянкина . Димитрiй пишет: Большинство этих современных "старцев" - вариант "православных" экстрасенсов. Самое близкородственное явление этому т. н. "старчеству" - суфийские шейхи, хасидские цадики и шаманы всех племён и народов. + 100

Нина: Валентинушка,так вы нам с любовью пришли про старцев никонианских поведать,а мы,темные, про их "благодатность" прочитаем и умильно смиримся перед человеками и побратаемся,наконец,с еретиками перед мифическим общим врагом,губящим Россию,тем самым ее погубив окончательно? может вам св.Николу Чудотворца напомнить,который еретика Ария несмиренно по роже ударил за ересь проклятую? что ж он не "смирялся" перед еретиками,а обличал их бредни,а мы, по-вашему, со смирением и с любовью должны слушать ваши никонианские басни про прелесть "благодатных" старцев? со смирением и любовью мы должны призывать вас покаяться от погибельного еретического пути и вернуться на путь спасения вы так любите преп.Сергия Радонежского,а почему вы его не слушаете? а ведь он имя Господа писал и произносил не ИИсус,а Исус,он крестился двуперстно и анафематствует всех щепотников-триперстников,увы, и вас тоже. Валентинушка,возлюбите Господа и смиряйтесь перед Ним,оставьте еретические прелести бесовские и не губите свою душу!

Severo: Называя нас старообрядцами, а ваше сообщество еретическое "православными" вы Валентина нарушаете правила форума. Смотрите шапку форума, так и называйте хотя бы, а лучше, что бы быть политкорректными называйте нас староверами, а вас господствующим исповеданием (что в принципе не дает вам автоматом православность). Да и не будучи вооруженной хоть какими то простейшими знаниями касаемых раскола, заходить на форум - не умно. От общения тут у вас станет плохо с мозгом, а вам же еще 10000000 уставов и откровений ваших старцев переварить нужно, выучить их придуманные молитвы и думать как банки с "благодатными" сухарями Серафима на зиму закатать и земли с могилки Матронушки для супа несколько мешков запасти.

Димитрiй: Валентина пишет: Что касается старцев, могу только пожалеть тех, кому не довелось с ними общаться. Скорее стоит пожалеть тех, кто с этими "старцами" общался. Те из современных "старцев", кто не аферист - тот одержим бесовской прелестью. Скольким людям жизнь попортили. При этом "аферисты" менее опасны - их только ваши деньги интересуют...

Konstantino: Валентина пишет: зато я встретила чудных старцев а где обитают эти чудные люди случаем не в туристических центрах типо монастырь? И там они люду показывают за долляры фокусы типо прозорливости? Вы хотя бы своего соеретика Осипова послушайте насчет старчиков.

Konstantino: Димитрiй пишет: Скорее стоит пожалеть тех, кто с этими "старцами" общался. Те из современных "старцев", кто не аферист - тот одержим бесовской прелестью. Скольким людям жизнь попортили. При этом "аферисты" менее опасны - их только ваши деньги интересуют...

Димитрiй: Валентина пишет: не в партейных школах и не в профкомах. От благодати Господа Чтобы благодать стяжать нужно долго и ревностно подвизаться, да под духовным руководством другого опытного подвижника. В России подобное физически невозможно в последние сто лет. А без подвига "благодать" кроет только на хлыстовско-харизматических радениях.

ZYX: Валентина пишет: Старцы - это такое явление, что пока сами не увидите, не поймете. Хоть и сказали уже достаточно, но не удержусь, добавлю. Наслушавшись от никонианских иеромонахов о "благодатности" и прозорливости в Троице-Серьгиевой Лавре (о.Наум,...) в 95-м поехал туда полный надежд на приобщение путём лицезрения к современной "святости". Опуская длинные подробности назову лишь финал: через полгода, в Неделю Торжества Православия, был крещён в РПСЦ, хотя до поездки о староверии, можно сказать, и не слышал. Очевидно, Благодать прп. Серьгия переборола "благодать" "старцев". Так что и действительно: Старцы - это такое явление, что пока сами не увидите, не поймете.

амартол Димитрий: Валентина пишет: И удивляюсь, почему вы видите врагом своим РПЦ МП. Врагом мы видим диавола. РПЦ МП, как принявшая ереси и внесшая изменения в Символ Веры есть противница Церкви Христовой.Валентина пишет: У нас никогда не говорят о старообрядцах так враждебно. По крайней мере, среди верующих. Может в Вашей общине так не говорят, но вспомните хотя бы изречения убиенного иерея Даниила Сысоева о староверцах. Дорогая Валентина! Простите Христа ради, если тебе написанное мной покажется резким. Не пытаюсь оскорблять твоих религиозных чувств. Но правда нелицеприятна, а то, что натворили никонияне - сродни Диоклетиановым гонениям. Действительно, в никониянстве есть добрые люди пытающиеся исполнять заповеди Христа. Но спасение возможно лишь в Православии, которое содержат християне, приемлющие Белокриницкую иерархию. Простите Христа ради

амартол Димитрий: Валентина пишет: Все догматы, сколько бы их не цитировали, мертвы, если нет смирения перед человеком. Любовь, я так понимаю, подразумевает смирение. "Без любви все ничто..." Смиряться надо пред Богом. И еще: смирение перед истиной есть истинное смирение, смирение перед ложью - ложное смирение

амартол Димитрий: Валентина пишет: Господа нашего И Исуса Христа Вы так мыслите: отдельно Господа И отдельно Исуса Христа? Это Православие?

амартол Димитрий: Димитрiй пишет: Чтобы благодать стяжать нужно долго и ревностно подвизаться, да под духовным руководством другого опытного подвижника. В России подобное физически невозможно в последние сто лет. А без подвига "благодать" кроет только на хлыстовско-харизматических радениях. 1000%

Валентина: Прочла все. простите ради Христа.

амартол Димитрий: Валентина пишет: Прочла все. простите ради Христа. Что-то похоже на прощание Загрызли Валю, теперь вот друг на друга переключились Валя, простите нас, Христа ради.



полная версия страницы