Форум » Женский раздел » Упоминания иностранцев о русской одежде в средние века. Подборка цитат XV-XVII вв. » Ответить

Упоминания иностранцев о русской одежде в средние века. Подборка цитат XV-XVII вв.

Агния: Георг Перкамота Сообщение о Русии, продиктованное в 1486 году. [quote]«Одеваются зимой они обычно в лисьи меха, особенно в их белые горла, и что этих мехов у них великое количество. В средние сезоны они употребляют более легкие меха, летом же льняные ткани, из которых делают рубахи и другие одежды. Дворяне употребляют соболя и другие ценные меха, а в теплое время горностаев и спинки мехом наружу, а кожей меха к рубашке, что дает возможность сохранять свежесть. Шерстяные ткани, шелка, парчи и подобные материалы возят иностранцы, а именно – германцы и другие купцы, приезжающие из Венгрии, Греции и других отдаленных мест, но немцы начинают посещать их более других».[/quote] http://www.clow.ru/a-moscow/1/6/znm1g17.html Климент Адамс Английское путешествие к московитам (1553-1554 гг.) [quote]«Северная часть Руси доставляет редкие и драгоценные меха, в том числе и соболей, которые наши дамы так любят носить на шее, также белых, черных и бурых лисиц, меха заячьи, бобровые и других животных, известных под разными скифскими именами. В море водится редкий зверь, называемый моржом… Его ловят, потому что зубы его у русских в таком же употреблении, как у нас слоновые…»[/quote] [quote]«Верхнее платье русские носят шерстяное; шапки конусом вверх, по их форме различают состояние людей, чем шапка выше, тем лицо почтеннее».[/quote] http://nebogy.blogspot.com/2010/01/blog-post_19.html

Ответов - 10

Агния: Антоний Дженкинсон Путешествие из Лондона в Москву (1557-1558 гг.) «Русский человек одевается следующим образом: его верхняя одежда состоит из парчи, шелка или сукна; она очень длинная, до земли, и застегивается большими серебряными пуговицами или же шелковыми шнурками, застегнутыми булавками; рукава очень длинные; ее носят собранной кверху. Под верхний одеждой – другое длинное одеяние, застегивающееся на шелковые пуговицы, с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьется узким. Далее идет тонкая рубашка, вышитая красным шелком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом. Под рубашкой – полотняные штаны, а на ногах – пара носков без пяток и сапоги из красной или черной кожи. На голове он носит белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней, а под ним – шапку из черной лисицы, сильно расширяющуюся кверху». http://www.kolamap.ru/library/1558_jankinson.htm Дон-Хуан Персидский(псевдоним) XVI в.Орудж-бек Баят, (1560(1560) — 1604) — посол дипломатической миссии Сефевидов ко двору испанского короля в 1599—1602 годах оставшегося в Испании, принявшего католицизм и в 1604 году написавшего книгу «История Дон Жуана Персидского»: «Жители хорошо сложены: мужчины очень белы, полны и высоки; женщины вообще весьма красивы; одежда и шапочки из куньего меха, которые они носят, придают им еще более красоты». Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица. Так как формы московитских женщин не стеснены узким платьем, а могут свободно разрастаться, как им угодно, то у них далеко не всегда можно встретить тот стройный и соразмерный стан, каким отличаются прочие европеянки». «Замужние или вдовы покрывают голову дорогими мехами, девушки ходят с открытой головой, нося только укрепленную на лбу богатую повязку; волосы девушек спадают с плеч и с гордым изяществом заплетены в косы».

Агния: Лизек Адольф — австрийский дипломат, секретарь посольства ХVII в. «Русские женщины сколько красивы, столько и умны, но все румянятся. Замужние прячут волоса под повязкой, а девушки спускают косу на плеча и на конце вплетают в нее шелковую ленту». «Шапки носят с меховой опушкой, по большей части из черной лисицы, ценою до ста рублей». Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник «В сенях нас встретили два осанистых старых человека, которые провели нас к воеводе в комнату, украшенную обоями, занавесами, серебряными чарами и бокалами. Воевода стоял в золотой парчовой одежде, окруженный многими красивыми мужчинами, принял нас ласково, благодарил за поклон и подарок во многих почтительных словах. Во время угощения, заключавшегося в пряниках, очень крепкой водке и многих родах меду, он говорил всякие веселые и умные речи». В Ладоге в 1634 г.: все дети от четырех до семи лет «и девочки и мальчики — были со стрижеными волосами, с локонами, свешивающимися с обеих сторон, и в длинных рубахах, так что нельзя было отличить мальчиков от девочек» Вундерер И. — немецкий путешественник, ХVI в. Об одежде псковичей. «Женское одеяние заключается в длинном платье из сукна разных цветов, головы же у них повязаны плотно платками, иногда белыми, вышитыми шелком и жемчугом, на лбу драгоценный камень, а около тела, вместо пояса, медная позолоченная цепь, на которой значок в два пальца ширины, на правой руке, на ее сгибе, браслет серебряный или медный позолоченный». «Все обитатели носят длинные цветные платья, без складок, с белыми шапками и красными сапогами до колен, под пятой - маленькие круглые железки. Великого князя мы видели перед дворцом. Его одежда была роскошна. На нем была длинная мантия до пят... У шеи - широкое оплечье из красного бархата, вышитое золотом и другими драгоценностями, которое они называют бармами. На голове - белая, заостренная, очень высокая шапка из ценных мехов, украшенная драгоценными камнями и золотом. На ногах - красные бархатные сапоги, вышитые золотом. Он был сопровождаем многими телохранителями, гайдуками и статными людьми. Коляска была покрыта красным бархатом, с золочеными изображениями. У каждого колеса стоял знатный московит в красной одежде».

Агния: Стефан Гейс (Гизен) Описание путешествия в Москву посла римского императора Николая Варкоча 22 июня 1593 г. «На нем (Годунове) было такое платье: во-первых, на голове была надета высокая московитская шапка с маленьким околышем из самых лучших бобров; спереди в ней вшит был прекрасный большой алмаз. Под этой шапкой носил он маленькую московитскую шапочку, вышитую прекрасными крупными жемчужинами, а в промежутках у них вставлены драгоценные каменья. Одет он был в длинный кафтан из золотой парчи с красными и зелеными бархатными цветами. Сверх этого кафтана надет на нем еще другой, покороче, из красного с цветами бархата, и белое атласное исподнее платье. У этого кафтана снизу и спереди, кругом и сверху около рукавов было прекрасное жемчужное шитье шириною в руку. На шее надето нарядное ожерелье и повешена крест-накрест превосходная золотая цепочка, пальцы обеих рук были в кольцах, большею частью с сапфирами». Ганс Мориц Айрман (1669 г.) Совершенно краткое изложение польского и московитского путешествия «Волосы свои они отпускают несколько коротко на самые уши; летом пользуются большими остроконечными шляпами, а зимой – большими шапками. Одежда их – длинный свисающий по икры кафтан, на боках он несколько сужен, носят его постоянно нараспашку, а под ним – другую одежду, доходящую до колен; сапоги, заходящие полько на икры и подбитые снизу железом (подковками). Притом пользуются разными расцветками для своей одежды. На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но, по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь… «Женщины ходят постоянно покрытыми (платками), как, по-видимому, и дома, и поэтому солнце и воздух не могут им повредить; но кроме того, они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки, поэтому их длинные, доходящие с верху до самого низа одежды сидят на них очень красиво. Они, по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; также и на пальцах носят драгоценные перстни. Свои волосы, будучи девицами, заплетают в косу и еще украшают жемчугом и золотом так, что это выглядит чудесно, а на конец свисающей косы навешивают они кисть из золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром, что очень красиво; на ногах носят кожаные сапожки разных расцветок».


Агния: ПОДЛИННОЕ ИЗВЕСТИЕ о РУССКОМ И МОСКОВСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ и въезде светлейшего высокородного князя и государя, ГОСПОДИНА ГЕРЦОГА ИОГАНСЕНА МЛАДШЕГО (1603 г.) «Все горничные женщины (царицы) ехали верхом, как мужчины: на головах у них были белоснежные шапки, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, на них золотые пуговки, к которым придеты были кисти, падавшие на плеча. Лица у женщин закрывались белыми покрывалами до самого рта, а одеты они были в длинные платья и желтые сапоги. Каждая ехала на белой лошади, а всех таких ехавших, одна возле другой, женщин было двадцать четыре». «Царь пожаловал всех людей, которые должны были по зимнему пути отправиться с тем, что потяжелее из нашего имущества, в Ивангород или Нарву: он послал им обыкновенных соболей и куниц, камки, шелковых тканей, платья и денег. То же дано было и каждому Русскому, по его званию». «Направо от Папы (Патриарха) шел в своем Царском облачении Царь с венцом на голове; кафтан его очень богато был вышит жемчугом, золотом и драгоценными каменьями, как спереди, так и на подоле кругом». «Потом следовал молодой Государь в богатом кафтане, убранном жемчугом, золотом и драгоценными каменьями, с прекрасными цепями на шее, в шапке из черных лисиц и скипетром в руке». «Шел молодой Государь с золотым посохом в руке, в черной лисьей шапке, в красном бархатном кафтане, богато вышитом жемчугом и драгоценными каменьями, в дорогих цепочках и регалиях на шее, в желтых сапогах, прекрасно вышитых жемчугом на самой ноге. За ним несли белую шапку, прекрасно убранную жемчугом, золотом и драгоценными каменьями, также дорогое белое платье, которое наденет он в монастыре перед тем, как идти ему в Кремль». «Царь прислал на наш двор, со многими Приставами и стрельцами, Царское жалованье, прекрасные подарки, как то: серебряную посуду, соболей, черных лисиц, дорогие Русские кафтаны, золотые парчи, бархат, камку, атлас, тафту и сукно, также деньги». Список подарков, которые в бытность Его Княжеской Светлости в Нарве были вручены ему от Царского имени, а также и о том, что подарено было Его Княжеской Милости на дороге и в Москве. Во 1-х, верхний кафтан из красного бархата по золотому полю, а потом еще семь нарядов: Один из синя-желтый верхний кафтан из золотой парчи, с 13 пряжками, в которых пять алмазов. Один парчевый кафтан с зелеными цветами, жемчужными застежками и с 13 жемчужными же пуговками. Один суконный кафтан телесного цвета с 15 золотыми пуговками, вышитый по краям жемчугом и золотом. Один парчевый кафтан с 13 маленькими жемчужными пуговками. Один парчевый кафтан с 10 пуговками. Один красный с цветами кафтан, шитый золотом, с 12 золотыми с жемчугом пуговками. Один красный с белыми цветами кафтан, с 13 пуговками из мелких жемчужин. Один красный атласный камзол с семью пуговками из мелкого жемчуга. Одна шапка из темнофиолетового бархата, вышитая жемчугом и подбитая соболями. Одна шапка, сплошь вышитая жемчугом, с кистью, а на верху с алмазами. Одна красная суконная шапка, вышитая по швам жемчугом и подбитая рысьим мехом. Четыре пары парчевых сапог, выложенные назади серебром. Два сорока дорогих соболей. Одна красная суконная шапка, вышитая по швам жемчугом и с двумя алмазными запонками. Одна шапка из черной лисицы. Один кожаный пояс, выложенный золотом. Один пояс из красного крученого шелка. Один пояс из синего плетеного шелка. Один пояс парчевый. Куски парчи. Во первых один кусок желтой парчи. Два куска с белыми цветами. Один кусок красной с белыми цветами. Один с зелеными цветами. Один с красными желтыми цветами. Один с желтыми цветами. Один с зелеными и красными цветами. Один золотного бархата. Один золотного бархата с белыми цветами. Один золотного бархата с изображениями. Куски бархата. Два куска рысьего цвета. Один кусок рысьего цвета. Два куска бархата. Один кусок огнистого бархата. Два куска красного бархата. Один кусок черного с желтым. Два белого. Один кусок коричневого цвета. Два куска синего. Два куска черного бархата. Камки Один кусок коричневый с цветами. Один зеленый с большими цветами. Два белой с большими цветами. Один зеленой. Два красной. Один темножелтой. Один синей. Атласа Один кусок атласа в цветах. Один с синими цветами. Два серого цвета с изображениями. Один зеленого, в цветах, с звериною охотою. Один с цветами по серебряному полю. Два белого. Два синего. Один желтого. Один серого. Два красного. Один коричневого. Глазета (Ganssaugen). Два куска бело-красного по зеленому полю. Один бело-красного с изображениями. Один красно-желтого. Английского сукна. Два куска телесного цвета. Один светло зеленого. Один серебристого. Один красного. Один телесного цвета. Один темно-желтого. Три куска темно-фиолетового. Меха. Девять сороков соболей. Двадцать рысей. Пять черных лисиц. Русские или Московские кафтаны. Кафтан из красно-желтой парчи с большими цветами. Кафтан парчевый с красными и синими цветами. Еще один несшитый парчевый кафтан. Конец подаркам в Кремле. Следует о том, что Его Царское Величество 4 Октября прислал в подарок на подворье Его Княжеской Милости. Русские верхние и нижние платья. Шуба белая камчатная на соболях. Желтая камчатная шуба на лисьих горлах. Белый камчатный зипун на простых соболях. Синяя камчатная шуба на простых соболях. Желтый зипун. Синий камчатный зипун на лисьих горлах Fuchskaelen. (Известно, что на шубы употреблялись разные части звериного меха: оне делались на пунках, черевах и хребтах, по тому и получали названия хребтовая, черевая и проч. Были также горлатные шапки.) Белый камлотный кафтан, ничем не подбитый, с золотыми позументами и 13 золотыми пуговками. Желтый камчатный зипун, не подбитый, обложенный серебряным и красным позументом, спереди до низу с 15-ю жемчужными пуговками, обниз (Krage) красного бархата, с жемчугом и дорогими каменьями, числом 13. Кафтан из красного шелкового камлота, с широкими золотыми кружевами кругом, напереди с 13-ю золотыми пуговками. Кафтан из Арраской ткани, печеночного (коричневого) цвета, с широким золотым и серебряным позументом напереди, с 4-мя жемчужными венцами и кистями. Зеленый, не подбитый мехом, шелковый камлотовый кафтан, с узким золотым и серебряным позументом и 13 золотыми пуговицами. Суконный не подбитый мехом кафтан вишневого цвета, с золотыми и серебряными кружевами (Knopffeln) и 13-ю пуговицами (Knopffen). Суконный зипун телесного цвета с золотыми и серебряными кружевами и 5 парами кистей с жемчугом. Две Русские обнизи, (К зипунам, как и к рубахе, пристегивали шитый и убранный жемчугом отдельный воротник или обниз. Обнизы были простые и парадные) выложенные большими жемчужинами. Три пояса, один из них красного шелка, с золотом и жемчужными пуговками.. Белье и постель Семь Русских рубашек, спереди, на воротнике и на плечах, вышитых золотом. Пять пар Русского полотняного исподнего платья. Сорок один носовой платок; платки белые и простые. Перина из разноцветного атласа. Две подушки: желтая атласная и желтая камчатная. Одно Армянское одеяло. Две малые красные атласные подушки. Одеяло парчевое, подбитое соболями, кругом обложенное бобрами.

Агния: ДАНИИЛ ПРИНЦ ИЗ БУХОВА НАЧАЛО И ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКОВИИ (1578 г.) «Московские Бояре (nobiles), бывшие с нами, тотчас, по выходу из нашей комнаты, поменялись верхними одеждами с другими своими родственниками, чтобы таким образом показать нам свое богатство, что, однако, мы встречали боле со смехом, чем с каким-либо удивлением. Невозможно сказать, как этот народ любит наружное щегольство. Сам Великий Князь также имеет обыкновение показывать чужестранным послам свое великолепие сколько возможно с большим тщанием. То же самое случилось и в это время: он почти из всех областей созвал своих дворян, или Бояр (Bojarones), которые, одетые в красивые и блестящие одежды, наполняли весь тот город, где мы были». «У Московского Князя сложено огромное число самых блестящих одежд, сделанных для этой цели, в его кладовой. Итак, когда приходят иностранные послы, он уступает оные своим боярам, которые вообще довольствуются дешевым платьем, и они очень заботятся, чтобы не замарать их; если же будет какой-нибудь вред, то принуждены бывают заплатить известную пеню начальнику казны и изъян вознаградить». «Одежда женщин почти такова: они носят длинные платья, мало помалу расширяющиеся от верхней части; где только открыты, с широчайшими рукавами; эти одежды немного отличаются от белых священнических одежд. На них накидываются другие, у которых рукава более узки и спускаются до земли; на плечах они связываются пряжками. В ушах женщины всех возрастов носят различного рода украшения, большею частью похожие на кольца, искусно сделанные из золота, серебра, меди, или олова. Серьги иногда бывают довольно больших размеров и считаются за особенное украшение. Головы покрывают маленькими шапочками и прикалывают к сорочкам цепи, украшенные жемчужинами». «У жен Великого Князя и других бояр даже до третьего года после совершения брака, или до тех пор, пока не родят в первый раз, привешены к ушам цепочки из золота, или жемчуга, и головы покрыты какими-то особенными повязками, которые называют киками (Kiky)». Иоганн Арнольд фон Бранд (1647-1690) "Путешествие через Бранденбург, Пруссию, Курляндию, Лифляндию, Псков, Великий Новгород, Тверь и Москву". "...Камергер был одет в подбитый соболем кафтан с воротником из такого же блестящего черного соболя. Он спускался с плеч на целый локоть и был богато украшен жемчугом. На груди он был перехвачен золотыми петлицами. Украшенная жемчугом и отороченная прекрасным мехом соболья шапка камергера была из того же материала, что и кафтан. На его ногах были мягкие желтые сапоги. В сани ,которые казались большими и высокими, украшенные позолотой и разными красками, покрытые спереди и сзади большими медвежьими шкурами, внизу же подбитые ярко-красным материалом, чтобы на него ставить ноги) была запряжена крупная сивая кобыла с длинным черным хвостом. Упряжь была богато уркашена серебром, на передке саней стояли одной ногой на санях, другой наружу, держась зруками за сани, двое пажей, одетых в длинные кафтаны. За ними стояли еще двое юных пажей-дворян, одетых в длинные кафтаны цвета морской волны, по обеим сторонам стояла остальная свита в зеленой и красной одежде." (Великий Новгород в иностранных сочинениях XV-нач. XX века / Составитель Г.М. Коваленко. - М., 2005. - С. 142-146). ГИЛЬБЕР ДЕ ЛАННОА ПУТЕШЕСТВИЯ И ПОСОЛЬСТВА (1413) В Новгороде «У женщин волосы заплетены в две косы, спускающиеся сзади на спину, у мужчин — в одну косу». В Пскове: «русские этого города носят длинные волосы, ниспадающие на плечи, а женщины круглый венец за головой, как у святых». Жильбер де Ланнуа (Гильбер де Ланноа, фр. Gilbert de Lannoy; 1386(1386)—1462) — фландрский рыцарь, советник и камергер герцога Бургундского, дипломат путешественник.

Агния: Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория ХII «Трон Великого Князя возвышался над полом на две ступеньки, и его убранство очень выделялось своим блеском и великолепием. Вотканные драгоценные камни с удивительным искусством украшали его золотую одежду. Каждый палец украшали по два-три перстня с оправленными в них большими драгоценными камнями. Был у него и серебряный посох, отделанный золотом и драгоценными камнями. Мягкие сапоги, загнутые наподобие клюва, также украшены драгоценными камнями. На нем были две цепи, состоящие из чередующихся золотых шариков и больших драгоценных камней. Украшение головы московиты называют короной, на ней много золота, украшена она многочисленными драгоценными камнями, намного больше, чем тиара папы». Неизвестный английский автор — посетил Россию в ХVI в. «Главнейшая вещь (среди сокровищ) — это корона Его Величества, замкнутая наверху, прекрасной работы; по моему мнению, немногие могли бы улучшить отделку такого количества золота. Она была украшена и изобильно покрыта дорогими драгоценными камнями, между прочим был рубин, возвышавшийся над верхом короны, он был величиною с добрый боб, корона эта была подбита прекрасным черным соболем». «Его Величество с знатными своими выехал в поле, свита его была на испанских и турецких жеребцах, изобильно изукрашенных золотом и серебром. На Царе было парчовое платье, на голове его алая шапка, усыпанная не только жемчугом, но и другими драгоценными каменьями. Царские придворные все были в парчовых халатах. Впереди их шли стрельцы по пять в ряд, каждый стрелец нес пищаль на левом плече и фитиль в правой руке». Ульфред Яков — посол Дании в России в 1575 г. «(Царь) одет был в красное платье бархатное, камнями и алмазами насаженное, на шее его висело украшение из золота и камней, на голове (он) имел золотую корону, возложенную на шлем, из алмазов и других драгоценных камней сделанный, в руке держал золотой шар величиною с отроческую голову, который со всех сторон драгоценными камнями был насажен. Сверх того держал в руке жезл, насаженный блестящими камнями; сапоги, бисером украшенные, надеты были на ноги его, по обеим сторонам стояли четыре юноши в белом бархатном платье, перевязаны золотыми цепями, с мечами».

Агния: Масса Исаак (1587—1635) — голландский купец и дипломат «Все улицы были полны народом, празднично разодетым, также много женщин в узорочьи из жемчуга и драгоценных камней». Иовий (1483—1552) — итальянский историк «Природа щедро вознаградила (русских) богатыми и редкими мехами, которые в наше время настолько возвысились в цене, что мех для шубы стоит не менее тысячи золотых монет». «Димитрий (посол Великого Князя Василия II) в великолепной национальной одежде представлен был папе и поднес от своего имени и от имени Царя дары, состоящие из собольих мехов». Давид Иржи (1647—1713) — чех, член иезуитской миссии в Москве в 1684—1689 гг. «В царских кладовых хранится множество роскошной одежды с той целью, чтобы знатные лица могли брать ее оттуда, когда прибывают послы или вообще нужно появиться перед народом». Ченслер Ричард († 1556) — английский мореплаватель и дипломат английский мореплаватель. Участник экспедиции Х. Уиллоби для поисков Северо-Восточного прохода. Достиг (1553) устья Сев. Двины. Был принят в Москве Иваном IV. Оставил записки о Московском государстве. «Сам Князь одевается богато свыше всякой меры; его шатер покрывается золотой и серебряной парчой, до того усыпанной драгоценными каменьями, что чудно смотреть; я видал шатры королей Английского и Французского, которые великолепны, однако же и не походят на этот». «Доспехи их состоят из кольчуги и шлема. Некоторые покрывают свои кольчуги бархатом или золотой и серебряной парчой, это их страсть роскошно одеваться в походе. Как я слышал, украшения их кольчуг очень дороги, отчасти это я и сам видел, иначе едва ли бы я поверил». Адам Климент — английский писатель, ХVI в. «Все отправляющиеся в поход должны содержать себя на собственном иждивении. Оружие их составляют панцири и шлемы, панцири сверху покрыты золотом или шелком, даже у рядовых». «Послы русского Императора к иностранным государям отправляются с великой пышностью. Когда наши были в Москве, то свиту двух послов, назначенных к королю Польскому, составляли полторы тысячи всадников, одетых большей частью в золотые и шелковые одежды; о дорогих уборах лошадей, блестящих золотом и серебром, расшитых весьма искусно шелком, и говорить нечего».

Агния: Мда.

Агния: Здесь не знают множества одежды и сковывающих движение бинтов, которыми пеленают и связывают детей во Франции. Они не только вредят развитию мускулов, но и являются главной причиной того, что в других странах Европы встречается большое количество уродов, в то время как в России они редки. Именно по этой причине люди там менее подвержены недугам. Воспитание физическое, которое я наблюдал в Сибири, практикуется по всей Русии. Шапп Клод (1763-1805), французский механик

Соломония: Подборка цитат не про одежду, но тоже иностранцы о русских: "Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость", - Шарль де Голль, французский государственный деятель, президент Франции. "Русским людям не нужны материалистические «ценности» Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью", - Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель. "Русским людям нужна Правда, и они ищут её, прежде всего в жизни", - Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист. "Жить по Правде - это по-русски!", - Уильям Томсон, английский физик. "Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель", - Фридрих Гегель, немецкий философ. "Концепция добронравия - жить по совести -- это по-русски", - Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании. "Русскость - это мировоззрение справедливого жизнестроя", - Станислав Лем, польский писатель. "Ради праведной идеи Русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками, - они обретают свободу", - Адам Смит, шотландский экономист и философ. "Общинность - в крови у Русских людей", - Имре Лакатос, английский математик. "Русская душа - это щедрость, не знающая границ", - Далай-Лама, духовный лидер тибетского народа. "Абсолютная трезвость - это по-русски! Русские люди не нуждаются ни в чём сверх меры", - Бичер Генри Уорд, американский религиозный и общественный деятель. "Мера - есть суть Русской цивилизации", - Клод Гельвеций, французский философ. "Русская культура не приемлет разврат", - Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий писатель. "Русские люди не терпят всякой мерзости!", - Генри Форд, американский инженер. "Русские люди никогда не живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю»", - Томас Джефферсон, американский просветитель. "«Жить для себя», «работать на себя», прожигать жизнь в различных удовольствиях - это не по-русски", - мать Тереза, основательница и настоятельница католического Ордена милосердия. "Русские люди неустанно работают на преображение себя и окружающих от человекообразия к Человечности!", - Дюма Александр, известный французский писатель.



полная версия страницы