Форум

Причащение в праздники

Dmitriy: На святках пост запрщен. А можно ли причаститься на святках без поста?

Ответов - 75, стр: 1 2 All

САП: Dmitriy пишет: Меня смущает вот это "но". Фактически, оно "ставит крест" на причащении в праздники без поста. Получается, что причащаться в праздники без поста можно, НО фактически невозможно. Ну, да, разве только детей до 7 лет, священство и напутствовать умирающих...

Dmitriy: На мой взгляд, не "вяжется" что-то здесь. Зачем разрешать причащаться в праздник без поста, но выдвигать такое заведомо невыполнимое условие - каждодневное посещение Церкви? Ведь легче, как заведено, отпоститься седмицу. Ведь вся суть этого "дела" именно в том и состоит, что это ПРАЗДНИК. Это то редчайшее ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ, когда МОЖНО причаститься "и так". А по вашему получается что все-таки нельзя, что для этого необходимо весь год "пахать", чтобы "заработать" на это "бесплатное" причащение.

САП: Dmitriy пишет: На мой взгляд, не "вяжется" что-то здесь. Традиция такая.


о. Андрей: Dmitriy пишет: Да, когда пост запрещен. Муравьев написал Вам, что в такие дни пост не нужен, но достаточно помолиться Причастное правило. Я слышал о такой практике, но на деле никогда с ней не сталкивался. В староверии отношение к причастию все-таки серьёзное и кроме духовенства никто не дерзает преступать к Чаше без поста, а потому я и не знаю, что бы где-то причащались на Святки и Светлую седмицу. Естественно, что в древности причащались в эти дни все, но на Руси очевидно такой практики не было, а потому нет и возможности говорить об уставе на эти дни.

А. Емельянов: ИМХО по отношению к Причастию должны действовать четкие правила, а не "традиция". Другое дело, что с течением столетий и переменой мест бытования православия (извиняюсь за корявость - Рим, Византия, Русь, СССР) правила затмила собой традиция. Один ныне здравствующий архиерей говорил так: детей нужно причащать не чаще одного раза в месяц, т.к. причастие - это вам не лапша... Вопрос: а чего же он, у которого грехов больше, чем у детей причащается каждую службу? Ещё один архиерей (тоже здравствующий) говорил, что взрослому причастие вообще нужно подавать только при смерти, т.к. все люди сейчас страшно нечестивы и недостойны. После подобных речей невольно задумываешься не только о вменяемости епископата, но и о том, верующие ли это люди говорят?

САП: А. Емельянов пишет: Другое дело, что с течением столетий и переменой мест бытования православия (извиняюсь за корявость - Рим, Византия, Русь, СССР) правила затмила собой традиция. Ну, а сейчас пошла другая тенденция, берут правила которые по каким-то причинам не были в ходу целые тысячелетия и хотят навязать их не понимая причин почему они вышли из употребления...

о. Андрей: САП пишет: Ну, а сейчас пошла другая тенденция, берут правила которые по каким-то причинам не были в ходу целые тысячелетия и хотят навязать их не понимая причин почему они вышли из употребления... Да - это заскок в другую сторону.

Dmitriy: САП пишет: Традиция такая. Получается, что здесь та же ситуация, что и в случае частоты причастия? Прямого запрета причащаться в праздники без поста нет, но "по традиции" в праздники без поста мы причащаться не дерзаем. Так? САП пишет: берут правила которые по каким-то причинам не были в ходу целые тысячелетия и хотят навязать их не понимая причин почему они вышли из употребления... Да, причины нужно выяснять. Я и пытаюсь разобраться.

Dmitriy: А. Емельянов пишет: ИМХО по отношению к Причастию должны действовать четкие правила, а не "традиция По четким правила скорее следует как раз то, что нет каких-либо строгих установок ("вот столько раз в год, и не меньше и не больше") по отошению к причастию. САП ссылается даже не на правила, а на "традицию". А традиции действительно бывают разные.

САП: Dmitriy пишет: Получается, что здесь та же ситуация, что и в случае частоты причастия? Прямого запрета причащаться в праздники без поста нет, но "по традиции" в праздники без поста мы причащаться не дерзаем. Так? Да.

maxtalmann: o.Andrey pishet: В вопросе частоты причащений не должно быть каких-то рамок, ибо человек грешит круглогодично, а христианин, заботящийся о своем спасении, желает скорее освободиться от греха, через исповедь и примириться с Богом, через Причащение - во оставление грехов и в жизнь вечную... Об этом Златоуст и сказал. Регламентировать же, квотировать количество причащений, как редких так и частых - плохо, ибо в обоих случаях человек утрачивает благоговение к таинству, в первом, через отвыкание, а во втором, через привыкание. А нужно, чтобы человек понимал, что причастие необходимо, но не само по себе, а как средство примирения, соединения с Богом. Св. Марье Египетской хватило пары раз за 47 лет, а св. Василий Великий причащался четыре раза в неделю считая, что это необходимо делать каждый день. Нельзя просто рамки ставить. И обычая однозначного до раскола тоже не было, ибо в Номоканоне написано о причащении лишь в конце постов – на Пасху, Рожество, Петра и Павла, Успение (225пр.), а в Кормчей о необходимости частого причащения (гл. 24, л.253). В настоящее же время нет ни того ни другого обычая. Причащающиеся часто - вообще, как видим, не желают говеть, а причащающиеся редко - спешат к причастию поговев лишь первую неделю, хотя Номоканон говорит, что причастие – венец поста. В этом отношении более хорош Типикон (л.65об.)., который указывает, что причащаться можно в любое время - поговеть неделю или по нужде 3-4 дня с сухоядением и коленопреклонениями и причащаться. Srasi Gospodi o.Andrey za objasnenija.Korotko,emko i ochen ponjatno.

о. Андрей: Во славу Божию!

Jora: Dmitriy пишет: Получается, что здесь та же ситуация, что и в случае частоты причастия? И мне сдается так . . . Но как вспомнишь: "БОГОТВОРЯЩУЮ КРОВЬ УЖАСНИСЯ, ЧЕЛОВЕЧЕ, ЗРЯ..."

Виктор К.: о. Андрей пишет: В вопросе частоты причащений не должно быть каких-то рамок, ибо человек грешит круглогодично, а христианин, заботящийся о своем спасении, желает скорее освободиться от греха, через исповедь и примириться с Богом, через Причащение - во оставление грехов и в жизнь вечную... Об этом Златоуст и сказал. Регламентировать же, квотировать количество причащений, как редких так и частых - плохо, ибо в обоих случаях человек утрачивает благоговение к таинству, в первом, через отвыкание, а во втором, через привыкание. А нужно, чтобы человек понимал, что причастие необходимо, но не само по себе, а как средство примирения, соединения с Богом. Св. Марье Египетской хватило пары раз за 47 лет, а св. Василий Великий причащался четыре раза в неделю считая, что это необходимо делать каждый день. Нельзя просто рамки ставить. И обычая однозначного до раскола тоже не было, ибо в Номоканоне написано о причащении лишь в конце постов – на Пасху, Рожество, Петра и Павла, Успение (225пр.), а в Кормчей о необходимости частого причащения (гл. 24, л.253). В настоящее же время нет ни того ни другого обычая. Причащающиеся часто - вообще, как видим, не желают говеть, а причащающиеся редко - спешат к причастию поговев лишь первую неделю, хотя Номоканон говорит, что причастие – венец поста. В этом отношении более хорош Типикон (л.65об.)., который указывает, что причащаться можно в любое время - поговеть неделю или по нужде 3-4 дня с сухоядением и коленопреклонениями и причащаться Полностью согласен с отцом Андреем. Именно так и должно мыслить по этому вопросу. Украсс пишет: как часто..надо просто спросить у духовного отца...ему видней вот и я про то же. ПРОСТИТЕ, дерзну предположить, что в старообрядчестве такое редкое причащение могло сложиться из-за соответствующих и известных всем нам политической и экономической ситуации, когда священнослужителей было на столько мало, что они и могли приезжать в посты по деревням и сёлам и причащать верных, потом со временем это укоренилось как традиция. А сейчас иногда возводится в правило. Ведь мы не обладанм историческими источниками, которые бы нам однозначно указывали - причащаться 4 раза не более (или ино что), но мы имеем, как раз, по сказанному отцом Андреем - разные свидетельства авторитетных источников. Поэтому, опятьже как правильно отметил о. Андрей - однозначного правило наши предки не имели. Здесь встаёт и другой вопрос а зачем тогда вообще литургия, которая служится в неделю несколько раз???? 4 раза в году отслужил и норма. Все будут довольны. Зачем присутствовать на ней (литургии) - если поемые на ней песнопения, призывающие именно причаститься - просто игнорируются присутствующими???? А ведь не для того свт. Иоанн Златоуст, Василий Великий, ап. Иаков - призывали к причастию, Ведь, как сообщает нам Св. Предание Василий Великий по Откровению свыше писал свою Литургию - и это откровение ничего о нормах причащения нам не говорит. ПРОСТИТЕ ЕЩЁ РАЗ. это сугубо моё мнение.

о. Андрей: Виктор К. пишет: А ведь не для того свт. Иоанн Златоуст, Василий Великий, ап. Иаков - призывали к причастию, Ведь, как сообщает нам Св. Предание Василий Великий по Откровению свыше писал свою Литургию - и это откровение ничего о нормах причащения нам не говорит. Это так, но чины составленные святыми отцами претерпели все-таки определенные изменения, в частности задолго до раскола отсутствие причастников на Литургии считалось вполне нормальным, более того в самом служебнике часть относящаяся непосредственно к причащению составлена таким образом, что «по умолчанию» предполагается причащение ЛИШЬ священника и диакона, относительно же народа сказано: «Аще убо суть нецыи хотящии причаститися, пречистых таин…» - то есть обычно народ не причащается, но если есть желающие причаститься, то тогда их причащают. Таким образом, обычай редкого причащения не связан напрямую с оскудением священства во времена гонительные. Однако, я смею предположить, что Бог предвидя оскудение священства попустил такую практику, чтобы христиане смогли духовно вынести грядущие гонения, ибо если бы нормой было ежелитургийное причащение всех, то внезапное лишение такой возможности, привело бы к бесчисленному количеству личных катастроф, когда многие духовно слабые люди, по причине легкодоступности «причастия» у схизматиков, отпадали бы от Церкви к ним.

Виктор К.: о. Андрей пишет: Это так, но чины составленные святыми отцами претерпели все-таки определенные изменения, в частности задолго до раскола отсутствие причастников на Литургии считалось вполне нормальным, более того в самом служебнике часть относящаяся непосредственно к причащению составлена таким образом, что «по умолчанию» предполагается причащение ЛИШЬ священника и диакона, относительно же народа сказано: «Аще убо суть нецыи хотящии причаститися, пречистых таин…» - то есть обычно народ не причащается, но если есть желающие причаститься, то тогда их причащают. Таким образом, обычай редкого причащения не связан напрямую с оскудением священства во времена гонительные. Однако, я смею предположить, что Бог предвидя оскудение священства попустил такую практику, чтобы христиане смогли духовно вынести грядущие гонения, ибо если бы нормой было ежелитургийное причащение всех, то внезапное лишение такой возможности, привело бы к бесчисленному количеству личных катастроф, когда многие духовно слабые люди, по причине легкодоступности «причастия» у схизматиков, отпадали бы от Церкви к ним. Спаси Христос Вас, отче, за разъяснение.

Dmitriy: Jora пишет: Но как вспомнишь: "БОГОТВОРЯЩУЮ КРОВЬ УЖАСНИСЯ, ЧЕЛОВЕЧЕ, ЗРЯ..." А после седмицы сухоядения не "ужаснися"?

САП: Око Церковное (Иеросалимский Устав).32гл.

Dmitriy: Сергий, а Вы не встречали где-нибудь рекомендации, как причащаться в праздники, когда запрещен пост?

САП: Dmitriy пишет: вы не встречали где-нибудь рекомендации, как причащаться в праздники, когда запрещен пост? Нет, об том и речь, что уставных указаний нет, только эти...

Dmitriy: САП пишет: Нет, об том и речь, что уставных указаний нет, только эти... Сегодня слушал по дороге на работу слово Иоанна Златоуста на Пасху (аудиозапись скачал с "самстара"). Там были слова: приидите все... постившиеся и не постившиеся...

Dmitriy: Насколько я понял, к причастию приидите все...

САП: Dmitriy пишет: Сегодня слушал по дороге на работу слово Иоанна Златоуста на Пасху (аудиозапись скачал с "самстара"). Там были слова: приидите все... постившиеся и не постившиеся... Да, так и написано, а в нашем Уставе иначе...

Jora: о. Андрей пишет: Аще убо суть нецыи хотящии причаститися, пречистых таин…» - то есть обычно народ не причащается, но если есть желающие причаститься, то тогда их причащают. Да, и в "Обеднице" написано нечто вроде: АЩЕ ЕСТЬ ЕСТЬ ПРИЧАЩАЮЩИЕСЯ . . .

Jora: Dmitriy пишет: слово Иоанна Златоуста на Пасху (аудиозапись скачал с "самстара"). Там были слова: приидите все... САП пишет: Да, так и написано, а в нашем Уставе иначе... Златоуст к совести призывает, чтобы лодыри следующий Пост трудились. Да и не думаю, что, например, слова "ВСИ НАСЛАДИТЕСЯ ПИРА ЦЕРКОВНАГО" - это о Причастии. Просто к празднику, к торжеству о победе над смертью призываются ВСЕ. В наше время всеобщей лени пусть к Причастию лучше относиться построже.

о. Андрей: Jora пишет: В наше время всеобщей лени пусть к Причастию лучше относиться построже. Это с одной стороны, а с другой, следует все же стараться донести до христианских сердец важность Причастия, ибо, как правило, многие и не состоящие под отлучением, самопроизвольно отлучают себя от приобщения на годы.

Dmitriy: Jora пишет: Да и не думаю, что, например, слова "ВСИ НАСЛАДИТЕСЯ ПИРА ЦЕРКОВНАГО" - это о Причастии. Я не читал, только слышал, но из контекста и всего слова понял, что о причастии. Кажется, и прямо о причастии упоминается.

Dmitriy: Jora пишет: Златоуст к совести призывает, чтобы лодыри следующий Пост трудились. Мне кажется, Златоуст призывает ВСЕХ разделить радость праздника.

Dmitriy: САП пишет: Да, так и написано Значит, можно предположить, что во времена Златоуста существовала такая "традиция" причащения в праздники?

о. Андрей: Во времена Златоуста существовала традиция общего причащения за каждой службой, об этом говорит, например 9пр. св. Апостол. К рассматриваемому вопросу относится и такое правило: Без причины более сорока дней не причащавшийся инок – год запрещен (Номок. гл. «о иноцех», л.167/736 по разным изданиям).

Dmitriy: о. Андрей Спаси Христос за информацию.

Jora: Dmitriy пишет: Кажется, и прямо о причастии упоминается. Да нет. Рыданию о нищете и страху смерти противопоставляется явившееся общее Царство и радость о Воскресении.

Dmitriy: Jora пишет: Да нет. Рыданию о нищете и страху смерти противопоставляется явившееся общее Царство и радость о Воскресении. Прослушал еще раз. Да, прямо не говорится. Но: "да приимет сего добраго бисера", "трапеза церковная готова исполнь" и сразу далее, "телец питанный готовый лежит", или что-то такое, не разобрать, "вси насладитеся пира церковнаго". Я думаю, это о причастии.

Иерей Вадим: Несомненно, каждый христианин, не отолученный от св. Причастия, может причащаться на каждой Литургии. Это установлено св.правилами, которые отлучют от Церкви мирян, не причащавшихся без причины более 3 воскресных дней, а также и клириков, если они без греховной вины отлучают от причащения верных, желающих причаститься. Это подтвердил и Совет митрополии РПСЦ, приняв решение о том, что по совету с духовным отцом христианин может причащаться и вне постов. При этом он должен готовиться к причастию так же, как это делают пред Литургией епископы, священники и диаконы - то есть, читая соответствующее Правило. С другой стороны, на Руси, вероятно, со времен ее крещения, не прижился обычай частого причащения ирян. Древние святители уговаривали христиан хотя бы 1 раз в год приступать к Телу и Крови Христовым - и то не все это исполняли. Думаю, вопрос о частом причащении каждому нужно решать совместно с духовным отцом.

Михаил Орехов: Иерей Вадим пишет: При этом он должен готовиться к причастию так же, как это делают пред Литургией епископы, священники и диаконы - то есть, читая соответствующее Правило. Если я Вас правильно понял, отче, Вы говорите о равнозначности подготовки мирян и священников? Т.е священники должны поститься седмицу, вычитывать правила и тд. или это только мирянам напридумано столько? И как Вы относитесь к термину - "достойно" причаститься? P.S. Кстати о развитии традиции: сначала она одна( еженедельное причащение), затем начинаются перемены, в конце с точностью до наоборот(хоть-бы раз в год). Так может вернуться к началу традиции? Уж тем более, что она была установлена самими Апостолами, а не Святыми отцами (те по иерархии первые наверное повыше вторых, как думаете?).



полная версия страницы