Форум

Боровские инокини.

Вера: Кто в теме, расскажите поподробнее об иноческой общине в г.Боровске. Вопрос не праздный. Спаси Христос!

Ответов - 203, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Сергей: Никто не ответил, однако, человеку. Странно. Неужели староверы не знают об этой истории.

Severo: Сергей пишет: Неужели староверы не знают об этой истории. Какой истории?

САП: Ну, про историю, что никониянские инокини перешли в РПСЦ, а потом порвали общение с предстоятелем оставшись в своей боровской, старообрядческой обители, как "напоминающие".


Severo: Ну они же у о. Артамона причащаются, на литургии бывают. Они когда ектению произносят про себя говорят: не за митрополита....?)))) Это же и к Леониду Якушеву относится. Глупо как-то

САП: Это лучше у них спросить

Сергей: Так или иначе, насколько мне известно, они остаются в РПсЦ,активно восстанавливают огромный храм Покрова в Боровске, под их попечением находится часовня боярыни Морозовой. Пусть они и в конфликте со своим священноначалием,но это очень интересный опыт возрождения женского старообрядческого иночества. Ведь это один из двух существующих в РПсЦ женских монастырей, причем наиболее яркий по своей проповеднической и просветительской деятельности. Но, насколько можно заметить по открытым источникам, даже в староверческой среде о них не очень любят говорить. А наша Русская Православная Церковь о них вообще молчит, как будто их и не было. Видимо пользователь Вера спрашивала об их повседневной духовной монастырской жизни.

Феодосия: Сергей, расскажите Христа ради все, что знаете. Очень интересно.

Сергей: Феодосия, ну я знаю отчасти только внешнюю канву событий. Тем более, я не старовер, вы-то эту ситуацию должны по любому знать лучше. О духовной жизни боровских инокинь сказать ничего не могу. Это могут оценить только сами староверы — кто бывал у них в паломничестве, на богослужениях. А вообще, конечно, это интереснейшая тема, через нее можно понять многое о современном состоянии старообрядчества. Ведь, фактически, эти монахини дали второе дыхание старообрядческому иночеству, это так сказать история современного женского старообрядческого монашества начала 21 века. Внятно изложенных сведений об этом монастыре в открытых источниках найти очень трудно. Со стороны РПЦ не было и нет вообще никакой информации, даже критической, на эту тему наложено табу. Но и со стороны старообрядцев (РПСЦ) ее не так уж много. Есть буквально 3-4 публикации, где можно хоть что-то узнать. А так - ни подробных рассказов о переходе монахинь в старую веру, ни публикаций о жизни монастыря, ни интервью с игуменьей. Официальные источники РПСЦ упоминают о них редко и скупо. Без сомнения, это потому, что инокини почти сразу (в 2006-2008 гг) вошли в конфликт с митрополитом Корнилием, считая его излишне уступчивым к «никониянам», и не поминают его за богослужением. Немножко информации есть в независимых старообрядческих источниках, в светских публикациях о жизни старообрядчества, в ЖЖ паломников-старообрядцев и светских туристов. Но в целом, они на периферии старообрядческого внимания. В 2015 г. у них юбилей — 10-летие основания монастыря, но старообрядчество словно о них забыло. Старообрядцы перестали упоминать о них даже в связи с крестным ходом Верея-Боровск в день празднования памяти боярыни Морозовой — 24 сентября. И вот это действительно показатель ситуации. Как всем известно, боровские инокини — это бывшие бывшие монахини Русской Православной Церкви, перешедшие в старообрядчество. В 2005 году в г. Боровске они основали старообрядческий монастырь, который официально называется «Покровский древлеправославный девичий монастырь, что во граде Боровске у часовни боярыни Морозовой». А до этого они были насельницами в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре, древней подмосковной обители, недалеко от современного города Ступино, на берегу Оки, напротив старинной Каширы. Белопесоцкий монастырь был возрожден в 1993 году и там поселились 5 монахинь под руководством настоятельницы Марии (Барановой). Они были переведены сюда из коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря (а тот, в свою очередь, был открыт в 1989 году, первым в Московской Епархии. И эти монахини были воспитаницы его игумении Ксении). Вот откуда идут корни современного старообрядческого монашества. Инокини фактически возродили свою обитель из руин. В 1998 году в г. Ступино торжественно отмечалось ее пятисотлетие, настоятельница Мария в знак признания ее заслуг была возведена в сан игуменьи. Были и новые пострижения, накануне ухода в старообрядчество в монастыре было уже 12-13 монахинь. Надо сказать, что в белопесоцкий период будущие староверки с теплыми чувствами относились к Ново-Голутвину монастырю, где они начинали свой монашеский путь, и к его настоятельнице матушке Ксении. Очень хорошие отношения у них были и с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, который несколько раз посещал их монастырь. Но в 2003-2004 гг. они всем составом монастыря во главе с настоятельницей перешли в старообрядчество. Осталась лишь одна монахиня, не последовавшая за ними. Как это произошло? В старообрядческих источниках говорится, что у белопесоцких монахинь возник интерес к старообрядчеству. На первом этапе они обращались за помощью к настоятелю знаменитого старообрядного прихода РПЦ - храма святителя Николы на Бересеневской набережной о. Кириллу (Сахарову), от которого узнали древлеправославном обряде, а потом, мол, в результате духовных поисков поняли правду староверия и т. п. Но есть и другие сведения - причиной был конфликт с правящим архиереем (т.е.с митрополитом Ювеналием) по поводу принятия ИНН. В начале 2000-х гг., когда в монастырям нужно было брать ИНН, возникло целое брожение в монастырской среде — многие были против. Вот видимо на этой волне они стали душевно метаться и как-то так получилось, что в этот момент они пересеклись со старообрядческой средой уже всерьез. Сначала они познакомились с маститым старообрядческим интеллектуалом Александром Антоновым (главред журнала «Церковь», староста храма Николы у Белорусского вокзала). А потом - с ныне покойным настоятелем Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище протоиреем Леонидом Гусевым (братом митрополита РПСЦ Алимпия). А тот очень жестко выступал против ИНН, это их, видимо, и сблизило. Вот он их и взял конкрентно в оборот, и уже перевел в старообрядчество. Это, как пишут, было в последние годы правления митрополита Алимпия (он умер 31 декабря 2003 года. Причем принимали их по самому жесткому чину, что вообще-то даже удивительно (в публикациях об этом моменте говорится обтекаемо, словно староверам самим неловко. Потому и имена у них сменились — настоятельница была инокиней Марией, а стала Олимпиадой. Первоначально новые старообрядки какое-то время жили в деревне Рытово недалеко от Вязников Владимирской области. Но во время правления митрополита Андриана (Четвергова) по его благословению они основали в 2005 году иноческую обитель в городе Боровске Калужской области. Ну а Боровск недаром называют «давней цитаделью подмосковного старообрядчества», тут и история ваша и традиции - пребывал в заточении протопоп Аввакум, были замучены боярыня Морозова и ее соратницы. Но сейчас (начало 21 века) старообрядческая община в Боровске, да и вообще, староверие в Калужской области, весьма слабы. В Боровске всего один старообрядческий приходской храм (Введенский) – это в городе, некогда бывшим старообрядческим центром! Древлеправославный монастырь возник на основе двух уже ранее существовавших старообрядческих храмов: часовни боярыни Морозовой и Покровского собора. Часовня была построена чуть раньше, в начале 2000-х гг., боровской старообрядческой общиной, и изначально ни с каким монастырем связана не была. Однако, как говорил потом В.Осипов, директор музея истории и культуры старообрядчества в г. Боровск, «к счастью, нашлись монашествующие, которые согласились в Боровске создать женский монастырь и взять под свое крыло эту часовню. Было бы страшно, если б она стояла пустая». Также инокини начали реставрацию огромного здания Покровского старообрядческого храма, в котором в советское время размещалась автоколонна. Конечно, все это потенциально усиливает современное староверие, и в целом, и конкретно в Боровске. Потому что создан полноценный монастырь, а их у старообрядцев почти нет — иночество в современном старообрядчестве практически отсутствует. А тут импульс, который может способствовать хоть какому-то возрождению настоящего женского старообрядческого монашества. Кроме того, они развивают почитание старообрядческих святых, способствуют установлению полноценного молитвенного почитания боярыни Морозовой и с ней пострадавших Евдокии Урусовой, Марии Даниловой и инокини Иустины, а также боровских старообрядческих мучеников священника Полиевкта и 44-х сожженных с ним, и других старообрядческих мученников XVII в., занимаются активной просветительской деятельностью, дежурят в часовне – памятнике боярыне Морозовой, встречают экскурсии, рассказывая им о старой вере, ими издаются брошюры и буклеты по истории старообрядчества. Ну и наконец, возрождение великолепного Покровского собора в Боровске в качестве монастыря и твердыни старого обряда — тоже не маловажное обстоятельство. Но все эти казалось бы положительные для староверия моменты купируются их конфликтом со священноначалием РПСЦ. Они почти сразу вошли в конфликт с новым митрополитом РПСЦ Корнилием, причиной стало то, что он недостаточно яростен по отношению к «никониянам». В 2006-2007 гг. они выступили с рядом открытых писем в адрес священноначалия в которых выступили против любых контактов с «еретиками». А в конце 2008 года отказались поминать своего митрополита за молитвой. Руководство же РПСЦ не предпринимает против них ничего, но, понятное дело, и не помогает. Но, насколько можно понять, с РПСЦ они все же не рвут, хотя и относятся к «непоминающим». Храм восстанавливают без помощи митрополии, уже отреставрировали кровлю главного купола, воздвигли кресты на колокольне, алтаре, главном куполе. Отношение же к РПЦ, где они некогда пребывали, у новых староверок крайне враждебное. Одни эпитеты в их письмах чего стоят: «никонианское сообщество», «никонианство». В общем интересный и поучительный пример младостарообрядчества.

Евгений Б.: На сайте "Русская вера" обсуждается тема "10-летие Боровского женского монастыря". Хотел оставить свой комментарий, но там мой комп почему-то глючит. Тема мне знакома, могу поделиться здесь. Насчет того, что Покровский собор и часовня являются собственностью Боровской старообрядческой общины храма Введения, и насчёт того, что эта община в Боровске «одна» и она «никому и ничего не передавала». Не секрет, что в этом городе не одна, а две старообрядческие общины РПСЦ: одна, скажем так, мирянская, и другая – иноческая. Согласно Уставу РПСЦ, местные общины не могут распоряжаться своим имуществом без Священноначалия, то есть не могут ни чего-то взять, ни чего-то дать кому-либо самочинно. Такие «штучки» наказываются так, что поп и председатель, учинившие подобное самодурство, могут «полететь» согласно архиерейскому решению. В данном случае история такова, как мне известно, что общине храма Введения, кроме, собственно, самого храма Введения на улице Циолковского в Боровске, были приписаны также старообрядческий Покровский собор и часовня Боярыни Морозовой в том же городе. Это было сделано ради удобства юридического оформления на тот момент, так как община храма Введения была очень малочисленна, а потому, чтобы зарегистрировать отдельную общину при соборе Покрова, в городе просто не хватало старообрядцев. Также и местный поп Артемон просто был против создания второй общины. В результате, как Покровский собор, так и новопостроенная часовня, будучи приписанными к общине храма Введения, попросту оставались брошенными во всех смыслах, а собор был в полном запустении. Это обстоятельство сильно тревожило ныне покойного митрополита Андриана (Четвергова). Тогда как раз уже в РПСЦ появилась новая иноческая община бывших белопесоцких насельниц, которая при митрополите Андриане официально получила статус полноправного монастыря РПСЦ. У меня есть копия соответствующего постановления м. Андриана № 166 от июня 2005 г., первый пункт которого гласит: «Изначально сестричество Белопесоцкого монастыря было признано митрополией как женский общежительный монастырь ..., исходя из чего на упомянутую общину распространяются все монастырские канонические правила». Изначально митрополит Андриан намеревался послать общину в Николо-Улеймский монастырь, чтобы влить в него новые силы, тем самым укрепив его и обеспечив его дальнейшую жизнь и развитие. Ведь известно, что тамошние матушки, в основном, в очень преклонных годах. Однако, насколько я в курсе, новая монашеская община, с благословения м. Андриана, избрала самостоятельный путь. Ведь, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Да и наверное, две игумении – это как два медведя в одной берлоге. А впрочем, это лучше спросить у них самих, вернее будет. Тогда м. Андриан и послал их в Боровск, потому что его именно заботила судьба Покровского собора. Потом митрополит Андриан умер, и уже митр. Корнилий (Титов) своим распоряжением поручил инокиням собор и часовню в Боровске. Спросите документы у матушек, они, может, вам покажут. Не могу взять на себя смелость без разрешения инокинь цитировать данное распоряжение митр. Корнилия дословно, но там чётко сказано, что данная иноческая община направляется именно в общину г. Боровска. Причём настоятелю Введенского храма и председателю общины вменяется в обязанность помогать инокиням в их обустройстве конкретно на территории переданного Покровского собора. Также сказано однозначно, что восстановление Покровского собора будет проводиться попечением инокинь, с последующей регистрацией восстановленных строений под монастырские нужды. То есть, естественно, зарегистрировать свой монастырь и свою отдельную общину, они смогут только тогда, когда будут отстроены и восстановлены подходящие для размещения монастыря помещения. Что неясно? Отдельным распоряжением № 459 от того же 2005 года, Боровской иноческой общине поручено митрополитом Корнилием осуществлять попечение за Часовней боярыни Ф. П. Морозовой, княгини Е. П. Урусовой и иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавших. Так что, насколько я понимаю, сомнения о существовании в Боровске женского монастыря совершенно излишни. Тем более, что, благодаря своей довольно активной деятельности и уже существующим публикациям, этот старообрядческий монастырь с уникальной, хотелось бы так выразиться, историей, не может оставаться незаметным. Как, впрочем, следует из вышесказанного и то, что всякая претензия кого бы то ни было на имущество, которое содержит боровская иноческая община, может быть направлена только на разорение именно уже существующего монастыря. Это надо понимать. А монастырей в старообрядчестве и так, мягко говоря, немного. За 10 лет после смерти митрополита Андриана до сих пор не слышно о создании ещё хоть одного монастыря, хотя отдельные иноки и переходят из никониян в РПСЦ, а бывает, что и обратно. Даже среди архиереев РПСЦ нет ни одного, кто бы прошёл путь простого инока в монастыре. В общем, монастыри надо беречь.

Сергей: Да, на сайте "Русская вера" была хорошая публикация о Покровском древлеправославном девичьим монастыре в Боровске, по которой состоялось активное обсуждение, где много дополнительного материала по этой теме: http://ruvera.ru/news/10_letie_borovskogo_jenskogo_monastyrya На сегодняшний момент это, наверное, наиболее полное собрание сведений о боровских инокинях, которое можно найти в открытом доступе. P.S. И вышеприведенный текст Евгения там тоже разместился

Сергей: Тема боровских инокинь получила неожиданное продолжение. Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви (г. Москва, 24–25 февраля 2016 г.) .......... 13. О положении дел в Боровской иноческой общине 13.1. Отстранить иноческую общину во главе с игуменьей Олимпиадой (Барановой) от попечения о памятнике-часовне мученицы и исповедницы боярыни Морозовой и о Покровском соборе в г. Боровске. 13.2. Вопросы дальнейшей деятельности иноческой общины рассмотреть при личном прибытии ее представителей к митрополиту. ....... А на сайте "Русская вера" по этому поводу вновь состоялось интересное обсуждение: http://ruvera.ru/articles/sovet_mitropolii_fevral2016

Светлана: Искренно жаль инокинь, они там много труда вложили. Дай им Бог терпения и пристанища, где им проживать и молиться теперь.

САП:

Агния: САП , фотошоп?

САП: Нет, перед тем как уйти черницы поставили этот монумент, правда его быстро сломали, но неции успели сфотографировать Черницы купили на окраине Боровска два дома и устроились там.

Агния: САП , какие странные черницы, дерзкие.

САП: Так они сколько уж лет в контрах с Корнилием и не поминали его в молитвах

Агния: САП , значит не считают себя овцами ограды сей. Чего ж обижаться. Чужие овцы забрели в чужую ограду и изгнаны суть.

САП: Агния они вышли из никониянства черницами, перекрестились и постриглись в РПСЦ. Они очень неприязненно относятся к своему прошлому исповеданию, а экуменическая политика Корнилия им как соль на рану.

Агния: САП , кто угодно может не состоять в молитвенном общении с кем угодно. Но судя по акции с монументом, монахинями они так и не стали, хоть и дважды крестились и постризались :(. Это уже не пыль с сандалей отрясти.

Феодосия: Помоги, Господи, исповедническому подвигу боровских инокинь!

Георгий Лоскутов: Агния пишет: какие странные черницы, дерзкие. Агния пишет: судя по акции с монументом, монахинями они так и не стали, хоть и дважды крестились и постризались :( Вот здесь - http://ruvera.ru/articles/sovet_mitropolii_fevral2016 - чада РПсЦ устроили духовный стриптиз перед никонианами на нестарообрядческом ресурсе, раскрывая подробности скандала в Боровске. Но самое примечательное - не в этом. Там цитируется письмо игумении: "В случае, если имущественные претензии боровской приходской общины храма Введения будут Вами удовлетворены, и инокини вынуждены будут покинуть территорию Покровского собора, будут ли также соблюдены законные гарантии в отношении их жилищ и другого имущества, принадлежащего инокиням и находящегося на территории храма?". "Имущество, принадлежащее инокиням" - это что-то новенькое ... Обет нестяжания уже отменили? А вот ещё: САП пишет: Черницы купили на окраине Боровска два дома и устроились там. Охренительными средствами эти "иночествующие" ворочают ... Подавляющее большинство граждан РФ пашут-пашут, но даже один дом приобрести не могут ... С моей стороны это не зависть, это крайнее удивление ...

САП: Георгий Лоскутов про покупку домов, традиционно в старообрядчестве имущество скитам дарилось богатым купечеством и записывалось на какого-нибудь надежного человека, чтобы власти не могли отнять его.

Георгий Лоскутов: Возможно, дома купили и таким образом. Но ведь игуменья прямо писала про имущество инокинь, если на Рувере не наврали.

САП: Георгий Лоскутов пишет: Но ведь игуменья прямо писала про имущество инокинь Это видимо из подаренного благодетелями, благодетели же дарили именно обители из уважения к житию черниц, в приходской храм так бы не жертвовали. А так благодетелям неприятно будет, как будто их обворовали.

Георгий Лоскутов: А раз обители больше нет, то имущество - ничейное, а не "имущество инокинь".

Феодосия: Сергей Агеев/историк, РПЦ МП/ ''Объективно говоря, инокини были приобретением старообрядчества.Точнее, могли бы стать потенциально. Ведь целый монастырь РПЦ в старообрядчество перешел, это не шутка ни с какой точки зрения. А в современном старообрядчестве монашества почти нет. А тут, соответственно, образовался настоящий старообрядческий монастырь. Причем, с настоящими инокинями, которые сознательно выбрали иноческий путь с молодых лет. Знаю про Николо-Улейминский монастырь, но вот в книжной лавке на Рогожском лежит небольшой буклет о нем, и там правдиво сказано о очень-очень преклонном возрасте монахинь и их небольшом количестве. Здесь же старообрядцы получили настоящий монастырь, с очень мотивированными инокинями. Это могло положить начало подлинному возрождению старообрядческого монашества. Вот в чем было приобретение. И даже будучи в конфликте со священноначалием РПсЦ, они не мало делали. Ведь и впрямь за часовней следили, и собор восстанавливали. И не просто следили - это постоянная монашеская молитва в этом месте. И еще они много сделали для развития традиции почитания (молитвенного и просветительского) старообрядческих святых (боярыни Морозовой, мч. Полиевкта и др). Ведь в современном старообрядчестве (и это тоже заметно постороннему) в силу исторических причин, это не очень развито. А они же выходцы из РПЦ, поэтому у них эта основа очень сильная. Да и вообще, их отношение к монашеству и монашескому служению очень серьезное. Ну просто это чувствуется. Почитайте книжку "Покровский собор, что во граде Боровске". Они ее писали или не они, в данном случае не важно. Просто обратите внимание на то, как описано их монашеское служение. Вот даже постоянная молитва на старом старообрядческом кладбище Боровска - лития за прошлые поколения староверов - это ой как о многом говорит! Или их желание наследовать традициям староверческого боровского женского монашества 19-20 веков, сбор ими информации об этом - тоже важный штрих. Поэтому потенциально это действительно было приобретение для РПсЦ. Но, также несомненным является тот факт, что все вышеизложенные положительные моменты для староверия были практически сведены на нет их конфликтом с руководством РПсЦ. Так сказать, негативные моменты взяли вверх, и одновременно эта ситуация стала наносить РпсЦ серьезный ущерб, и попытку както с этой ситуацией справиться мы сейчас наблюдаем. Сами понимаете, мне их хвалить не за что - они не просто от нас ушли, они очень негативно (мягко сказано) к РПЦ настроены. Потому они и вошли в конфликт с РПсЦ, что посчитали ее руководство недостаточно решительным в осуждении РПЦ. Но в отношении их пользы для старообрядчества, я стараюсь оценивать ситуацию объективно, как исследователь.'' С сайта ruvera

САП: Георгий Лоскутов пишет: имущество - ничейное, а не "имущество инокинь". Благодетели то знают чье, а не ничейное. Понесут свои пожертвования в те два дома, а на рогожское руководство обидятся...

Агния: САП , а благодетели несли свои вклады инокиням РПсЦ или своим личным подружкам? Да Вы и сами ,Александр, наверно, какую-то копеечку в бытность свою в РПсЦ вкладывали, не хотите попросить свои вклады назад?

САП: Агния к старообрядным, белокриницким черницам. История христианства рисует иноков как наиболее радикальный, безкомпромиссный класс христиан, основными противниками иконоборчества, к примеру, были именно иноки, они же и мученики и исповедники от иконоборцев (Памятуя, что сегодня неделя Торжества Православия).

Агния: САП , ох , зрится мне появилось много желающих не пострадать за веру , а быть причтёнными к страдальцам за веру православную и к нашим благочестивым предкам за православие пострадавшим. Вот и творят то письма открытые , то монументы, то... пусть уж вступают сразу в "Фемен".

САП: Агния пишет: появилось много желающих не за веру пострадать Ну, экуменизм Корнилия много кого раздражает и разочаровывает, румынского так вообще рассорил с московским, все на ниточке висит.

Агния: САП ,раздражаться не есть дело иноков. Пусть Богу молятся, чтобы Он даровал им достойного пастыря, раз они християне .Или пусть выходят из общения и молятся о всех православных християнах. Впрочем , я уверена, что истинное иночество есть смирение, а тут всё закончится харизматствующей сектой в двух домиках и "благодетелями" из неправославных источников.

САП: Агния пишет: раздражаться не есть дело иноков. Да, все так, но как ни странно, всю древнюю историю иноки именно этим и занимались (им терять нечего, а ревности выше крыши), вплоть до того, что толпы монахов выходили из пустыни и сволакивали с кафедры нечестивых предстоятелей.

Агния: САП , нечего терять?! ... но имущество требуют.

САП: Подарок благодетелей, перед ними неудобно. Когда моя узнала, что по кончине матушки из келии ее подарок кто-то забрал, осерчала не на шутку.

Агния: САП , передай жене, что дары они такие.... подарил и забыл.

САП: Оно так, но обидно.

Агния: САП , придут другие инокини, придёт другой митрополит своим чередом. Зачем же отчаиваться.

Jora: САП, ты всё верно пишешь. Смирение - это не идиотское всепрощение и преклонение всякому, кто у власти, пусть и духовной.



полная версия страницы