Форум

Бога нет?

А. Гоголев: Моя бабушка, Анастасия Гавриловна, была набожной женщиной Греко - российского вероисповедания. Прожив трудную жизнь, так и не научилась грамоте, но, со счетом денег управляться умела. В довоенное время, как и в старь, на селе женщин уважали за порядочность, доброту, чистоплотность и умение вести хозяйство. Всеми этими качествами и обладала Гавриловна, рано овдовевшая и растившая трёх своих ребятишек. Когда мой дедушка Федька, в 1923 году сошелся с ней, то был уже дважды вдовец, имея пятерых детей. Правда, старший, - Никита, к тому времени, обзаведясь семьей, вел отдельное хозяйство. Федор с Анастасией жили хорошо, а, вскоре родились у них двое мальчиков, - мой отец и дядя Алексей. Бабушка Настя, часто ходила в церковь, соблюдала посты, безотказно принимала на ночевку странствующих и нищих. Даже тех, кому многие отказывали, по их болезни или образу жизни. В то время, по селам, побирался старик отравленный газами, еще в первую мировую войну. У него было постоянное сильное слюнотечение, зрелище крайне неприятное. Бабушка им не гребовала, и как могла, обихаживала, правда отдельно от общего стола. Перед самой войной, быт у людей наладился, отступили былые невзгоды. Вот только спокойная, счастливая жизнь длилась недолго, началась Великая Отечественная война. На Воронежское придонье, немецко-фашистские захватчики ворвались в 1942 году. Сначала в Голдаевку вступили войска вермахта, а затем их сменили мадьяры, которые вели себя хуже немцев. Нагло грабили людей, зверски насиловали женщин. Девушки и молодые женщины, старались не выходили из хат, вымазывались сапухой, надевали грязные одежды, кривили лица и пускали слюни. Правда, среди местных жителей предательства не было, потому и расстреляли лишь несколько человек. Фронт у реки Дон застопорился, и мадьяры стали выгонять, всех подряд, из прифронтовой зоны. Организовав массовую эвакуацию жителей, под конвоем вооруженным конников. Люди, что были в силах унести на себе, то и взяли. Нашей семье немного повезло, венгры не отобрали корову. Уж, больно была неказистая, маленькая, черная, старая да костлявая и к тому же, с одним рогом. На ней ехала верхом, обложенная котомками, восьмилетняя внучка Нюра. Фашисты безжалостно расправлялись с отстающими и нещадно били их палками. Последними в колоне, брели немощные старики - муж, с женой. Упорно катили возок с поклажей, но, вскоре, выбились из сил и бросили его. Еще некоторое время передвигались, держась друг за друга, а потом сели на дорогу, обнялись и заплакали. Подъехал на лошади мадяр, ткнул их палкой, и, видя, что те совсем выбились из сил, застрелил обоих, как собак. Так же были убиты и еще несколько человек, по разным причинам, отставших от основной массы народа. К вечеру, измученная дорогой колона, пройдя около двадцати километров, вошла в село Солдатское. Здесь, всех вновь прибывших людей, загнали в большой местный каменный храм. Фашисты, при проведении репрессий, в качестве тюремных помещений, обычно, пользовались имеющимися в селах церковными зданиями. Стены толстые, двери надежные, на окнах решетки, убежать было не возможно. Здесь же, находились разные люди из некоторых соседних сел. Выявились предатели – шептуны, и начали, сдавать мадьярам на расправу коммунистов, работников советских учреждений и их семьи. По такому подлому навету, схватили и жену председателя Голдаевского сельского совета. Это была добрая, работящая, отзывчивая женщина, которую, любили и уважали односельчане. Её, вытащили из толпы, подвели к церковной ограде и начали бить. Народ, стал кричать в её защиту, что она не активистка и не коммунистка. Но, фашисты уже вошли в раж, и продолжали над ней издеваться. Неожиданно, один из венгров, вскинул автомат и выстрелил по ней очередью. Кровь так и брызнула по её белой кофточке, голова поникла, но, женщина, уже мертвая, продолжала стоять, прильнув к ограде. Люди от неожиданности остолбенели, в наступившей тишине все услышали как бабушка Настя, прижимавшая к себе внучку, громко вскрикнула: «Бога нет!» Дети и соседи, зная её искреннюю набожность, были крайне потрясены услышанным, в неменьшей степени, чем увиденным. С плачем, обняли со всех сторон, и повели в устроенную фашистами тюрьму – здание Афанасьевской церкви. В наше время, некоторые лихие люди, подлые борзописцы и политиканствующие попы, стали бессовестно искажать историю. Перевернули все, с ног на голову, начали нагло убеждать молодежь, в яко бы светлых деяниях и благородных качествах фашистского отребья. Пусть, им всем, взявшим иудину моду холуйски чистить грязный, ржавый гитлеровский меч, от крови двадцати семи миллионов павших наших соотечественников, воздастся по делам их, как пособникам убийц.

Ответов - 70, стр: 1 2 All

alexa: Нарьян-Мар пишет: Русские по христиански мультинациональны Если вспомнить, что соседствовали русские с отнюдь не православными народами, о каком хритианском мульти-культи можно говорить? Ох, почитайте хоть былины, пусть даже в литературной обработке, там "мультикультурной" толерантности к поганым и прочим нехристям хоть отбавляй. Что ни страница любой русской летописи, так "благоверный князь воевал поганых и пожёг такие-то города"..."повоевал всю их землю"... Помните как толерантно Владимир Мономах с половцами разобрался? и как, согласно летописям, в небе во главе русских воинов архангел Гавриил на врага нёсся? Даже наш Александр Сергеич, на 1/12 немец, на 1/12 арап, писал о русском Боге, который нам помог прогнать мульти-культурное войско-сброд Наполеона.

Нарьян-Мар: alexa пишет: Если вспомнить Все что вы написали верно, верно для государственника. Христианство как единобожие прекрасно подходит для объединения государства плюс троичность Бога и Его единство одновременно - это просто супер! Един Бог, един царь, едина вера, един народ с царем и Богом – несокрушимая(и легендарная, в боях познавшая радость побед) сила! Кто не с народом, царем и Богом тот враг народа, царя и Бога подлежит уничтожению(идейному или физическому, на выбор). Все это чисто иудейское мышление, иудеи - ветхий израиль ожидал именно такого мессию, который объединит ветхий израиль под Богом, победит все народы, несогласных уничтожит оставшихся перекует идеологически и наступит рай на земле: Бог, наместники, народ пасомый. alexa пишет: согласно летописям, в небе во главе русских воинов архангел Гавриил на врага нёсся А как вы думаете, мог Христос призвать все воинство небесное на защиту всего лишь Себя? Конечно мог. Тем более для защиты Своего народа. Что же не призвал архангелов? Конечно можно ответить, что ветхий израиль уже отжил свое, а новый еще не народился и защищать пока некого было от поганых. В общем вы меня не убедили пока. Хочешь уничтожить христианство в людях, сделай его гос.религией и победа гарантирована. Сократишь христиан до минимума, до семейства Лота. P.S. А летописи пишут летописцы из союза писателей, орган подконтрольный власти. Во все времена, от начала появления писменности.

Степан сергеич: alexa пишет: Если вспомнить, что соседствовали русские с отнюдь не православными народами, о каком хритианском мульти-культи можно говорить? А если вспомнить Карелию? там местные народы прекрасно восприняли христианство в старообрядческом и странническом изводе, гонимое. Молятся Господу на своем языке, конечно этих христиан сегодня уже почти не осталось, но про сейчас отдельная тема. alexa пишет: Что ни страница любой русской летописи, так "благоверный князь воевал поганых и пожёг такие-то города"..."повоевал всю их землю"... Так благоверные князья и друг на друга ходили и с Ордою не брезговали на соседних русских нападать.


mihail: Степан сергеич , вы когда будете писать сообщение, поставьте "галку" пожалуйста,на "зарегистрироваться". И вам проще будет.

alexa: Степан сергеич пишет: благоверные князья и друг на друга ходили и с Ордою не брезговали на соседних русских нападать. На каких русских нападал с ордынцами Александр Ярославич?

alexa: А. Гоголев пишет: войска вермахта, а затем их сменили мадьяры, которые вели себя хуже немцев. Верно, нынешние "безвинные жертвы" гитлеризма намного превзошли в ненависти к русским самых отъявленных карателей сс. В Новороссии и на Кубани, например, особо отличились румыны, от которых прятаться местным девкам советовали сами немцы.

Степан Сергеич: alexa пишет: В Новороссии и на Кубани, например, особо отличились румыны, от которых прятаться местным девкам советовали сами немцы. А вот макаронничков наши казачки бывало и спасали и прятали от красненьких.

степан Сергеич: alexa пишет: На каких русских нападал с ордынцами Александр Ярославич? Александр Ярославич и без ордынцев справлялся с новгородцами в 1255 году не плохо. А кроме него были и другие князья.

alexa: А. Гоголев пишет: С плачем, обняли со всех сторон, и повели в устроенную фашистами тюрьму – здание Афанасьевской церкви. В наше время, некоторые лихие люди, подлые борзописцы и политиканствующие попы, стали бессовестно искажать историю. Глумлением над церквами на русской земле "просвещённые" европейцы занимались всегда: и поляки, и французы, и немцы...

Степан Сергеич: alexa пишет: Глумлением над церквами на русской земле "просвещённые" европейцы занимались всегда: и поляки, и французы, и немцы... Французы ни Преображенку ни Рогожку не тронули. На оккупированной территории немцы разрешали открывать церкви ранее закрытые по "просьбе трудящихся", кои трудящиеся в церквях (любой конфессии) любили устраивать овощехранилища, клубы или гаражи, еще при этом в алтаре сортир делая.

alexa: Степан Сергеич Если на то пошло, сортиры в овощехранилищах не делаются, крестьяне поумнее. Степан Сергеич пишет: На оккупированной территории немцы разрешали открывать церкви ранее закрытые по "просьбе трудящихся" А Вы внимательно сообщение, с которого тема началась, прочитали?

Степан Сергеич: alexa пишет: сортиры в овощехранилищах не делаются Так то же крестьяне. А сейчас колхозники даже городские сортир делают из подъездов. alexa пишет: А Вы внимательно сообщение, с которого тема началась, прочитали? Да. А. Гоголев пишет: Фашисты, при проведении репрессий, в качестве тюремных помещений, обычно, пользовались имеющимися в селах церковными зданиями. А. Гоголев пишет: Летом 1942 года, немцы открыли в городе Острогожске, - Ильинскую никонианскую церковь, ранее закрытую по просьбе трудящихся. Обычно по просьбе трудящихся в церквях открывали клубы и прочее, в нашей сделали конюшню, потом гараж. Как то не верится что открыв церковь немцы использовали ее как тюрьму. Может ту которая раньше "трудящимися" была загажена?

Нарьян-Мар: alexa пишет: Глумлением над церквами на русской земле "просвещённые" европейцы занимались всегда И сами русские с не меньшим энтузиазмом, а то и с большим, глумились над верой христиан и плодами их культуры. Вы что хотите сказать или доказать? Обожествить эфемерную русскость, избранность русского народа для великой миссии, патриотизма и жертвенности, гордости и самоуважения? Вон приехал старовер из Уругвая на родину свою и еле ноги унес(без преувеличения). Не понял он великой и загадочной русской души, еле спасся. Заметьте, не немцы его гнали, не французы ... . Может быть чечены, а может быть китайцы, а может быть …., но кто же его с семейством гнал, как вы считаете? Ну уж точно не русские, правда? Валите все на чиновников, режим, президента, низкую духовность, низкий уровень образования и культуры, не стабильную политическую обстановку в стране, …., в общем на весь перечень общепринятых штампов и мозговых клише. Так кто ж гнал старовера в Уругвай из России(которую умом не понять)? А может быть старовер не русский был, вот и не вписался в русский быт?

alexa: Нарьян-Мар пишет: Вы что хотите сказать или доказать? Обожествить эфемерную русскость, избранность русского народа для великой миссии Нет, в этом разговоре я хочу поддержать и развить мысль А. Гоголева о том, что не стоит забывать подвиги басурман, "освободителей от большевицкого ига", или от "александровского крепостничества", или от чего там нас ещё хотели освободить..., на русской земле. И Гоголев правильно вспомнил, вот из-за таких "подвигов" иноземцев русские люди, не разуверившиеся в Боге даже во времена большевистских гонений, восклицали: Бога нет?!

Нарьян-Мар: alexa пишет: разуверившиеся в Боге даже во времена большевистских гонений, восклицали: Бога нет?! Ну т.е. большевистский атеизм менее страшен чем те кто от него(якобы) пытался освободить(по сути агрессор) людей всего мира и в частности русских. Я правильно поняла?

Administrator2: Степан Сергеич пишет: Французы ни Преображенку ни Рогожку не тронули. Дык, все ценное припрятали до их прихода, франзузов же не иконы интересовали а золото, серебро и драгоценности

Федор фон Бок: Нарьян-Мар пишет: А летописи пишут летописцы из союза писателей, орган подконтрольный власти. Во все времена, от начала появления писменности. Я не любил еврейского народа, Дискуссии о гоях и маце, Я не любил любое время года – Ведь пили и болели от них все.

Степан Сергеич: Administrator2 пишет: Дык, все ценное припрятали до их прихода, франзузов же не иконы интересовали а золото alexa пишет: Глумлением над церквами на русской земле "просвещённые" европейцы занимались всегда Степан Сергеич пишет: Французы ни Преображенку ни Рогожку не тронули.

Нарьян-Мар: Федор фон Бок пишет: Я не любил Все заговоры разоблачаете, да чужие стихи перевираете. Вы и не немец, и не русский, "не рыба не мясо". Россию "любите", а за "сосисками" в Германию учесали, женщин унижаете, а под каблуком Агелы Меркель "колбасой с пивом" не гнушаетесь. Вот в России дела потихоньку поправятся побежите из Германии в Россию, начнете говорить что верили в страну и народ, что всегда говорили что поднимется страна. Так и будете бегать всю жизнь за "колбасой".

Федор фон Бок: Нарьян-Мар пишет: Вот в России дела потихоньку поправятся Особенно после выборов... Нарьян-Мар пишет: побежите из Германии в Россию, Я в России Советской жил, а в Ельцынской, так что посмотрим что будет. Для вас -все меряется "колбаской и пивом", а для кого-то присяга Советскому Союзу не совместима, с переприсягой пьяному предателю и его телохранителям Нарьян-Мар пишет: Так и будете бегать всю жизнь за "колбасой". Кормите дальше Москву и рассуждайте о божественном.

Нарьян-Мар: Федор фон Бок пишет: Я в России Советской жил, а в Ельцынской То-то и оно, что Россия не в "Ельциных, Путиных, Гундяевых, Титовых" как символах времени в которое мы живем, а в простых людях живущих в одной деревне, в одном доме, в одном подъезде, на одной лестничной площадке, ..., простых людях!!! Которые всегда будут в этой стране и перенесут все, что выпадет на их долю трудного и радоваться будут всему хорошему что случится у них. Хотя никаких присяг никому не давали, потому что и без присяги(договор, клятва) никуда не сбегут при первом удобном случае. Федор фон Бок пишет: присяга Советскому Союзу не совместима, с переприсягой пьяному предателю и его телохранителям Не смешите людей! Вы не белогвардейский офицер потерпевший поражение в гражданской войне, вы не гонимый за полит.взгляды или религиозные убеждения и не от ужасов ГУЛага вынуждены искать убежище в "благополучной" Германии. Не выковыривайте "патриотический мак из булки". Федор фон Бок пишет: Кормите дальше Москву и рассуждайте о божественном. То, что Москва живет материально лучше других регионов, это не повод раздражаться и завидовать Москве и пусть себе живет. "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих." Мф.4:4

mihail: Нарьян-Мар пишет: "Ельциных, Путиных, Гундяевых, Титовых" Леночка! Ну к чему такие сравнения? Я ни как не пойму, с какой радости вы написали тогда своё упование-РПСЦ?

Федор фон Бок: Нарьян-Мар пишет: Которые всегда будут в этой стране и перенесут все, что выпадет на их долю трудного и радоваться будут всему хорошему что случится у них. Хотя никаких присяг никому не давали, потому что и без присяги(договор, клятва) никуда не сбегут при первом удобном случае. Глупость. Между Яковом Соломоновичем и Васей Пузиковым всегда будет "берлинская стена". Одному будут в подъезде полы мрамором стелить, а другому - коробки с тараканами подбрасывать, чтобы жилплощадь освобождал под офис. Только ваша головка не может вместить, что такая ситуация начинается с присяги; и потом уже это и есть - прямое следствие того, кто у власти и что делает. Нарьян-Мар пишет: Вы не белогвардейский офицер потерпевший поражение в гражданской войне, вы не гонимый за полит.взгляды или религиозные убеждения и не от ужасов ГУЛага вынуждены искать убежище в "благополучной" Германии. А почему вы так ограничены штампами: белогвардейский офицер, гонимый... У вас есть представление о совести, чести, достоинстве, долге? По вашему выходит, что и староверы при царях-никонах изюм ковыряли в прибалтике да Польше... Мне абсолютно чужда белогвардейско-антисоветская иммиграция. Есть лишь желание сохранить Родину в своей памяти не такой, которую сейчас предатель уделал, а такую, какая досталась от великих созидателей Советской эпохи. Когда в ракетных шахтах - не советские червонцы были засыпаны, а ракеты стояли; когда в сельских магазинах можно было женские сапоги купить, которые в Москве было не найти... когда пахло хлебом, а не ладаном в перемешку с дерьмом...когда... Нарьян-Мар пишет: То, что Москва живет материально лучше других регионов, это не повод раздражаться и завидовать Москве и пусть себе живет. Позиция барана - не для меня.

Нарьян-Мар: mihail пишет: упование-РПСЦ Потому что РПСЦ большая, а Титов не самый лучший ее символ. Мне его деятельность на посту митрополита РПСЦ отвратительна. Слава Богу что все мы смертны и он не вечен. РПСЦ и после Титова останется, равно как и он останется в истории РПСЦ неприятным воспоминанием. ИМХО(по просьбам) А упование мое Бог. Просто я родилась в семье староверов исповедующих трехчинную иерархию Белокриницкого толка истинной, а в России это РПСЦ. Ничего плохого в Белокриницкой Российской РПСЦ не нахожу, то что Титов на посту митрополита, мягко говоря, не то что хочется наблюдать и не тот на кого нужно ровняться – это мое личное мнение основанное на моих знаниях о его поступках на посту митрополита. Мне лично стыдно за РПСЦ которую представляет сейчас именно Титов.

Федор фон Бок: mihail пишет: с какой радости вы написали тогда своё упование-РПСЦ? Я кстати, о протестантских воззрениях госпожи, писал еще в теме про "метафизику ереси".

Нарьян-Мар: Федор фон Бок пишет: Позиция барана - не для меня. Вы даже не отдаете себе отчета в том, что пытаясь оскорбить меня оскорбляете многих. В следующий раз, желая оскорбить, указывайте конкретного собеседника. Не оскорбляйте других и тем более многих.

амартол Димитрий: mihail пишет: Степан сергеич , вы когда будете писать сообщение, поставьте "галку" пожалуйста,на "зарегистрироваться". И вам проще будет Галки разные бывают, в том числе и хорошие

амартол Димитрий: Нарьян-Мар пишет: Слава Богу что все мы смертны и он не вечен. РПСЦ и после Титова останется, равно как и он останется в истории РПСЦ неприятным воспоминанием. Елена! Наверное не стоит радоваться смерти человека, пожелайте митрополиту Корнилию душевного спасения, Вам от этого также польза будет.

Нарьян-Мар: амартол Димитрий пишет: не стоит радоваться смерти человека Я написала:все мы смертны и он не вечен ВСЕ МЫ и он в том числе. Потому что никто Титова не сместит с поста митрополита. Собор не работает в силу его отсутствия на данный момент. Почему? Потому что наше уважаемое "высокопреосвященство" и иже с ним видят опору для РПСЦ в гос.власти, гос.церкви и в носителях истинных ден.знаков("меценаты"), а не в христианах. Потому соборность в жутком состоянии, но она сохраняется простыми людьми-христианами через общение "на кухнях". Вот и форумы, и сайты помогают поддерживать огонек соборности.

А. Гоголев: «В ФРГ вышла книга "Солдаты" ("Soldaten") - документальное исследование, посвященное военнослужащим вермахта. Уникальной особенностью книги является то, что она построена на откровениях немецких солдат, которыми они делились друг с другом в лагерях для военнопленных, не подозревая, что союзники их прослушивают и фиксируют разговоры на пленку. Словом, в книгу вошла вся подноготная, все то, о чем гитлеровцы избегали писать в письмах с фронта и упоминать в мемуарах. Как отмечает журнал Spiegel, "Солдаты" окончательно похоронили миф о незапятнанном вермахте ("Мы исполняли приказ. Жгли СС - мы воевали"). Отсюда и подзаголовок: "О том, как сражались, убивали и умирали" ("Protokollen vom Kaempfen, Toeten und Sterben"). Оказалось, что бессмысленные убийства, пытки, изнасилования, издевательства не были прерогативой зондеркомманд, а являлись обыденностью для немецкой армии. Военнопленные вермахта вспоминали о совершённых преступлениях как о чем-то само собой разумеющемся, более того, многие бравировали военными "подвигами", а уж раскаянием и угрызениями совести никто особенно не мучился. Как часто бывает, книга появилась благодаря сенсационной находке: немецкий историк Зенке Найтцель, работая в британских и американских архивах над исследованием, посвященном битве за Атлантику, в 2001 году наткнулся на стенограмму прослушки, в которой пленный немецкий офицер-подводник с непривычной откровенностью рассказывал о своих военных буднях. В ходе дальнейших изысканий было обнаружено в общей сложности 150 тысяч страниц подобных стенограмм, которые Найтцель обработал вместе с социопсихологом Харальдом Вельцером. За время войны в британский и американский плен попали около миллиона военнослужащих вермахта и войск СС. Из них 13 тысяч были помещены под особое наблюдение в специально оборудованных местах: сначала в лагере Трент Парк севернее Лондона и в Латимер Хаус в Бакингемпшире, а с лета 1942 года также на территории США в форте Хант, штат Вирджиния. Камеры были напичканы жучками, кроме того, среди военнопленных были шпионы, которые при необходимости направляли разговор в нужное русло. Союзники таким образом пытались выведать военные секреты. Если англичане прослушивали офицеров и высший командный состав, то в США пристальное внимание обращали на рядовых. Половину военнопленных форта Хант составляли нижние чины, даже унтер-офицеров было не больше трети, а офицеров - одна шестая часть. Англичане сформировали 17 500 досье, причем почти каждое из них насчитывает более 20 листов. Еще несколько тысяч досье было заведено американцами. Стенограммы содержат откровенные свидетельства представителей всех родов войск. Большинство военнопленных были захвачены в Северной Африке и на Западном фронте, однако многие из них успели побывать и на Востоке, на территории СССР, где война была существенно иной. Если во время войны союзников интересовали военные секреты, то современного исследователя и читателя скорее заинтересует возможность увидеть войну изнутри, глазами обыкновенного немецкого солдата. На один из главных вопросов как быстро нормальный человек превращается в машину для убийства - исследование Найтцеля и Вельцера даёт, как отмечает Spiegel, неутешительный ответ: чрезвычайно быстро. Возможность осуществить неприкрытое насилие является будоражащим экспериментом, и человек подвержен этому искушению гораздо сильнее, чем может показаться. Для многих немецких солдат "период адаптации" длился всего несколько дней. В книге приводится стенограмма беседы между пилотом люфтваффе и разведчиком. Летчик отмечает, что на второй день польской кампании ему нужно было нанести удар по вокзалу. Он промахнулся: 8 из 16 бомб легли в жилом квартале. "Я не был этому рад. Но на третий день мне уже было все равно, а на четвертый я даже испытывал удовольствие. У нас было развлечение: перед завтраком вылетать на охоту на одиноких солдат противника и снимать их парой выстрелов", - вспоминал пилот. Впрочем, по его словам, охотились и на гражданских: цепочкой заходили на колонну беженцев, стреляя из всех видов оружия: "Лошади разлетались на куски. Мне было их жаль. Людей нет. А лошадей было жаль до последнего дня". Как отмечают исследователи, беседы, которые вели между собой военнопленные, не были разговорами по душам. Никто не говорил об экзистенциальном: жизни, смерти, страхе. Это было некое подобие светской болтовни, с подшучиванием и похвальбой. Слово "убить" фактически не употреблялось, говорили "прибить", "снять", "подстрелить". Поскольку большинство мужчин интересуется техникой, разговоры часто сводились к обсуждению вооружений, самолетов, танков, стрелкового оружия, калибров, а также к тому, как все это работает в бою, какие имеются недостатки, какие преимущества. Жертвы воспринимались опосредованно, просто как цель: корабль, поезд, велосипедист, женщина с ребенком. Соответственно и сопереживания жертвам не было. Более того, многие из немецких солдат, чьи разговоры прослушивали союзники, не делали различия между военными и гражданскими целями. В принципе это неудивительно. На первом этапе войны такое разделение еще соблюдалось хотя бы на бумаге, а с нападением на Советский Союз исчезло даже из документов. Убийство женщин и детей все же считалось в вермахте жестокостью, что, однако, не мешало солдатам совершать эти зверства. Из разговора радиста Эберхарда Керле и пехотинца войск СС Франца Кнайпа: Керле: На Кавказе, когда партизаны убивали одного из наших, лейтенанту даже приказывать не приходилось: выхватываем пистолеты, и женщины, дети: всех, кого увидели - к черту. Кнайп: У нас партизаны напали на конвой с ранеными и всех перебили. Через полчаса их схватили. Это было под Новгородом. Бросили в большую яму, по краям со всех сторон встали наши и кончили их из автоматов и пистолетов. Керле: Зря расстреляли, они должны были сдохнуть медленно. Определение границ применения моральных принципов, как отмечают авторы книги "Солдаты", зависит не столько от индивидуальных убеждений, сколько от дисциплины, иными словами от того, рассматривает ли военное руководство те или иные действия как преступления или нет. В случае с агрессией против СССР командование вермахта определенно решило, что акты насилия в отношении советского гражданского населения не будут преследоваться и наказываться, что, разумеется, привело к росту ожесточения с обеих сторон на Восточном фронте. Львиную долю в беседах военнопленных вермахта составляли "разговоры о бабах". В этой связи Зенке Найтцель и Харальд Вельцер отмечают, что война стала для подавляющего большинства немецких солдат первой возможностью выехать за границу и увидеть мир. К моменту прихода Гитлера к власти иностранные паспорта имелись лишь у 4 процентов населения Германии. Война для многих стала своего рода экзотическим путешествием, где оторванность от дома, жены и детей тесно сопрягалась с ощущением полной сексуальной свободы. Многие из военнопленных со вздохом сожаления вспоминали о своих похождениях. Мюллер: Какие чудесные кинотеатры и прибрежные кафе-рестораны в Таганроге! На машине я много где побывал. И кругом только женщины, которых согнали на принудительные работы. Фауст: Ах ты ж, черт! Мюллер: Они мостили улицы. Сногсшибательные девочки. Проезжая мимо на грузовике мы хватали их, затаскивали в кузов, обрабатывали и выкидывали. Парень, ты бы слышал, как они ругались! Впрочем, как явствует из стенограмм, рассказы о массовых изнасилованиях вызывали осуждение, хотя и не слишком резкое. Существовали определенные границы, за которые пленные солдаты вермахта даже в доверительных беседах с товарищами старались не переступать. Рассказы о сексуальных пытках и издевательствах, жертвами которых были пойманные на оккупированных советских территориях шпионки, передавались от третьего лица: "В предыдущем офицерском лагере, где я сидел, был один тупой франкфуртец, молодой наглец-лейтенант. Так он говорил, что они..." И дальше следовало заставляющее содрогнуться описание. "И представьте себе, за столом сидели восемь немецких офицеров, и некоторые улыбались этой истории", - заключал рассказчик. Осведомленность солдат вермахта о Холокосте была, по всей видимости, большей, чем принято считать. Разговоры об уничтожении евреев занимают не так много места от общего объема стенограмм - около 300 страниц. Одно из объяснений этому может состоять в том, что не многие военнослужащие знали об усилиях по целенаправленному решению "еврейского вопроса". Если речь заходила о Холокосте, то в основном о технических аспектах, связанных с уничтожением множества людей. При этом никто из участников разговора не был изумлен услышанным и никто не ставил правдивость подобных рассказов под сомнение. "Уничтожение евреев, как можно заключить со всей убедительностью, было составной частью мировоззренческих представлений солдат вермахта, причем в гораздо большей степени, чем было принято считать ранее", - заключают исследователи. Разумеется, в вермахте были люди, которые противились происходящему. С другой стороны, как отмечают авторы "Солдат", нельзя забывать, что армия была слепком тогдашнего немецкого общества, которое молчаливо приняло и установление нацистской диктатуры, и расовые законы, и репрессии, и концлагеря. Ожидать, что вермахт мог быть лучше остальной Германии, было бы нелогично. Андрей Манчук. Социальный журнализм - Soldaten, 26 апреля 2011 г.



полная версия страницы