Форум » Полемики » "Ревность по вере" или "святая" инквизиция? » Ответить

"Ревность по вере" или "святая" инквизиция?

Людмила: На борьбу с ересью жидовствующих первым выступил блаженный Геннадий. Он явился для еретиков «яко меч обоюдоостр, посекая студеяние их и яко пла¬мень пожигая плевелы нечестивого замышления их и стадо от таковы прелести свобождая... Проникнутые твердым убеждением послания архиепископа Геннадия произ¬вели на епископов свое действие: они потребовали на еретиков Собора, который под председательством митрополита Зосимы и состоялся 17 октября 1490 года. Хотя святитель Геннадий требовал осуждения всех вообще еретиков, но великий князь, вероятно под влиянием митрополита и Курицына, приказал кончить дело только о новгородских еретиках, о которых ранее были розыски святителя Геннадия. Впрочем, к ним были присоединены еще два человека: священник Архангельского собора Дионисий и чернец Захар. Позванные на Собор еретики упорно запирались в своих ересях «и быша, по словам летописи, яко во исступ¬лении ума». Не добившись их собственного признания, Собор осудил еретиков на основании розысков блаженного Геннадия и свидетельств против них неко¬торых жителей Москвы: еретики были отлучены от Церкви и преданы прокля¬тию, а потом гражданской казни, состоявшей в заточении для одних и в иных, более легких, наказаниях для других, менее виновных. Этих последних возвра¬тили в Новгород. Святитель распорядился встретить их за 40 верст от города, посадить верхом на лошадей, лицом к хвостам, одежду перевернуть передом назад. На головы еретиков он приказал одеть берестяные остроконечные шлемы с мочальными гребнями и с ободами, свитыми из соломы и сена; к шлемам были пришиты ярлыки с надписью: «Се есть сатанино воинство». В таком виде еретиков водили по городу, причем православные приглашались плевать на них со словами: «Се врази Божии и христианстии хульницы». В заключение шлемы были сожжены на головах еретиков. http://www.saints.ru/g/17-Gennadii-Novgorodskii-blazhennyi.html Эту казнь Новгородский ревнитель устроил по образцу аутодафе папской инквизиции в Испании, о чем сам он писал: «Вон Фряги, смотри, крепость какую держат по своей вере, сказывал мне цезарский посол про Шпанского короля, как он свою землю-то очистил». Однако в отличие от инквизиции святой Геннадий велел сжечь не самих еретиков, а только их берестяные колпаки. Сия сотвори добрый пастырь, хотя устрашити нечестивыя и безбожныя еретики, – говорит преподобный Иосиф Волоцкий. http://textarchive.ru/c-2198210-p19.html

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

САП: Площадка такая, у всех бывает.

Severo: Людмила пишет: надо регистрироваться по новой Не регистрироваться, а заходить по новой.

о.Аркадий Кутузов: Очень полезная тема.Очень! И не до конца раскрыта. В теме практически доказана органичность и "вшитость" экстремизма в внешние догмато-канонические системы христианства(ровно ислама и иудаизма). Я много раз говорил о дуалистическом экстремизме авраамических религий. Христианство,на данном,догмато-каноническом уровне,никак не могло стать исключением. Выход только один:внутри каждого учения находится глубинный сакральный пласт.Мистическая первооснова.В христианстве это исихазм.Вот в этом направлении и надо двигаться. Не вовне,а внутрь. о.Аркадий Кутузов пишет: Алексей Рябцев пишет:  цитата: Если кто-то думает, что организаторы испанской инквизиции (которыми восхищается Геннадий Новгородский) были идиотами, всерьез верящими в ведьм и колдунов, то он глубоко ошибается. Перед испанским королем стояло вполне понятная задача - ликвидировать независимую власть грандов и установить абсолютизм. А этих самых грандов не то что судить, а даже арестовать нельзя было (они пользовались личной неприкосновенностью). За исключением колдовства, ереси и отравления колодцев. Вот им всем и лепили эти обвинения. Кроме того необходимо было ликвидировать нелегальные иудейские и мавританские структуры, оставшиеся после Реконкисты. Из сказанного выделенное-САМОЕ главное А вот была ли эта независимая власть властью грандов,нелегальных иудейских и мавританских структур,или в следствии междоусобиц,войн,эпидемий, в которых страдало простое население стали появляться спонтанные точки неуправляемой властью,силы?...Или все акты над ведьмами и колдунами-блеф,пыль в глаза? Вполне возможно что и то и другое.Причём важно что имело большую опасность для власти:независимые политические структуры под носом или неуправляемая мистическая сила сопливой отроковицы,вызывающей бурю на город,за шлепок хозяйки.. А вот об инквизиции в Европе стоит поговорить отдельно. Мы мельком коснулись процессов над ведьмами. Жгли отнюдь не от дури или тупой жестокости. Были причины. Очень серьёзные.. Первое упоминание о сожжении "лихих баб" за неурожай в Суздальском княжестве датируются 1204 годом, в летописной записи за 1227 год в Новгороде сожгли волхвов, осужденных архиепископом, причем заменить сожжение просили бояре князя, но их не послушали... в 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что якобы наслали на город мор, а в 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову «за волшебство»

о.Аркадий Кутузов: Первое упоминание о сожжении "лихих баб" за неурожай в Суздальском княжестве датируются 1204 годом, в летописной записи за 1227 год в Новгороде сожгли волхвов, осужденных архиепископом, причем заменить сожжение просили бояре князя, но их не послушали... в 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что якобы наслали на город мор, а в 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову «за волшебство»

о.Аркадий Кутузов:

Людмила: О. Аркадий: насколько достоверны эти данные - большой вопрос. Надо быть очень большим специалистом, чтобы выкладывать такие вещи. Сколько подлогов в истории христианства! Это делают специально наши враги, чтобы создать нужное для них впечатление. По поводу канонического обоснования казни и пыток для еретиков, еще раз напомню слова прп. Феодора Студита: он утверждает, что нет никакого канонического оправдания к подобного рода методам. Если и бывали отдельные случаи - они на совести исполнителей: будут сами за себя отвечать. Конечно, в Церкви всегда бывали люди, которые преступали ее каноны. Но по их действиям никак нельзя делать заключение о традиционном христианском богословии.

САП: Людмила пишет: Если и бывали отдельные случаи - они на совести исполнителей: будут сами за себя отвечать. Конечно, в Церкви всегда бывали люди, которые преступали ее каноны. Но по их действиям никак нельзя делать заключение о традиционном христианском богословии. Кхе, кхе: Синтагмы А 2 Гражданские законы И различными царскими законами еретикам не дозволено получать по наследству не только принадлежащего епископам или клирикам, но и мирянам-христианам, хотя бы они были и дети этих последних; а дети еретиков, сделавшиеся (православными) христианами, - принуждают своих родителей, чтобы кормили их и одевали, и давали им приданое по мере своего состояния. Кто не прославляет Святую Троицу во едином Божестве равносильную, тот не называется христианином, но безумен, и еретик, и безчестен, и подвергается наказанию. И тот еретик и подлежит законам на еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры; а мы определяем, чтобы еретики не проходили никакой воинской, или какой бы то ни было общественной должности, ни были сановниками, ни учили их, ни творили рукоположений, ни совершали церковных процессий; а еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Таин от священников в святой Церкви Божией. Манихеи и донатисты (не только) не должны иметь преимуществ, принадлежащих православным, но и должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию, равным образом и аполлинаристы, и те, которые не покоряются святым четырем Соборам, и те, которые дерзают или говорить что-либо, или учить против святаго IV Собора. Манихей, если бы оказалось, что он проживает в римской стране, должен быть обезглавлен. Монтанисты преимущественно не должны иметь внутри Константинополя ни одного из называемых у них патриархов, или клириков; также должно быть возбранено им и упражняться в воинском искусстве внутри этого города, или устроять общественные трапезы, или покупать раба. Еретик не должен свидетельствовать против православного. И еретические жены должны быть лишаемы преимуществ даваемых православным женам: ибо относительно удовлетворения своим приданым и предбрачными дарами они не должны быть предпочитаемы прежним заимодавцам мужа, как православные жены, ибо говорит: поелику они сами себя устраняют от даров Божиих и отчуждают от пречистого общения с Кафолическою Церковию, то справедливо и их сделать чуждыми прав и преимуществ, дарованных нами благочестивым женам, ибо мы поставлены от Бога благочестивыми благодетелями и законодателями для благочестивых, а не для тех, кои ни во что ставят здравую веру: с таковыми у нас нет ничего общего. А предавать еретиков законным погребениям позволяем.

Людмила: Но ведь здесь нет речи о пытках на костре. История Византии - очень и очень сложная: постоянная борьба. К тому же императоры - не богословы и гражданские законы - не догматы Вселенских Соборов. Будем видеть здесь принципиальную разницу. "Перегибы, неизбежные в религиозном государстве" - так характеризуют подобные вещи. "Перегибы" - кто "перегибал", тому и ответ держать.

САП: Людмила пишет: гражданские законы - не догматы Входили в списки Кормчей. Кормчая гл.49 Закон градской грань 39 Градской закон полный перевод Прохирона. Прохирон — сборник норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права. Создан в 879 г. по приказу императора Василия I. Прохирон являлся руководством для судей. «Сия божественная правила же, и градстии закони яже зде положихом, и инде паки тыяжде и другия в велицей книзе из начала трудолюбствованней благодатию Божиею положены быша, яже и ты написав с собою имаши. Смесишажеся в которомждо слове с божественными заповедьми Господними, и тех толкованьми и прочая словеса божественных отец, от единаго бо и тогожде Святаго Духа изложена быша божественная же правила и словеса святых отец и богоносных: от уст же самого Господа святыя его заповеди глаголаны быша. И обаче от древних божественая правила с градскими размешена бывше законы же и завещаньми, сице Номоканон книга сотворена бысть. Множае паче Божиим промыслом божественая правила с заповедьми Господними, и реченьми святых отец, и самеми паки градскими законы размешена бывша, предреченная книга сотворися. И зри колико отстоят заповеди Господни и речения святых отец смешения с божественными правилы от градских закон, их же предваршии отцы смесиша с божественными правилы; И градстии убо закони аще и божественным отцем и законом последуют уподобляеми, но обаче царскими взаконении быша повеленми, и утвержени быша согласующе божественым правилом: заповеди же Господа Бога нашего, такожде и речения святых богоносных и блаженных отец соглаголана быша Духом Святым, якоже и на святых соборех божественая правила святыми отцы». [книга Тактикон, слово 21, преп. Никона Черныя горы]. митр. Даниил на соборе указует Вассиану, «великаа книга, священныя правила апостолъскыя и отеческыя, и седми вселенъскых собор и поместных, и прочих святых отец, и от градскых законов к ним же приложенна и сочетанна, понеже градския закони священным правилом последуют и кому достоит чего възыскати, яко вязати и решати, иныя сим по гранем обрящет и по главам, яко же святии отци уставили и утъвердили и запечатлели».

Людмила: САП - имп. Василий 1 во святых не прославлен. Что за это человек, как умирал, какой ответ даст за себя - большой вопрос. Что это за Кормчая - так же большой вопрос. Прп. Феодор Студит прославлен во святых. Он глубоко порицает гражданские казни для еретиков, как несогласные с церковными канонами. Так же большой вопрос - кто этот м. Даниил, осудивший в заточение прп. Максима Грека. Во всяком случае, во святых он не прославлен. Чего ради верить его ссылкам, которые входят в противоречие с утверждением прп. Феодора Студита?

САП: Людмила пишет: Что это за Кормчая - так же большой вопрос. Иосифовская, и в более древних рукописных Кормчих так же, сие от греков на Русь пришло, бо законы Римской Империи (церковные и гражданские). Патриарх Антоний (1389-1390; 1391-1397) на запрос Московского великого князя Василия I, можно ли опускать имя византийского императора на богослужениях в России, ответил:"Сын мой, ты ошибаешься, говоря:"У нас есть Церковь, но нет императора. Между Церковью и империей есть великое единство и общность, и их невозможно отделить друг от друга".

Людмила: САП, но кормчие менялись со временем, вносились свои поправки, так же, как менялся и богослужебный устав. В церкви всегда были спорные вопросы, вносились коррективы. Кормчая - рабочая книга для священнослужителей, но это не Священное Писание. Прп. Феодор Студит лучше нас знал все правила и он утверждает, что пытки и казни инакомыслящих - вне всяких правил христианской жизни. Надо различать главное от второстепенного. Если что-то когда-то где-то было - не значит, что так и должно быть. Бывали ошибки и в книгах. Перед реформой Никона в кружке "ревнителей благочестия" поговаривали о том, что хорошо бы сверить книги с древними рукописями. Но сверять стали не с древними, а с латинскими, и получилась настоящая ересь. И императоры, и патриархи - дадут за себя ответ, за все, что говорили и делали. Как понимаю, суть полемики состоит в том, допускает ли христианская мораль пытки и казни к инакомыслящим. Мое мнение - ни коим образом, не смотря ни на каких византийских императоров, которые предстанут на Страшном Суде наравне со своими рабами. Сколько бывало лицемеров среди христиан, когда христианство было государственной религией! В тайне они делали самые ужасные грехи, в том числе и самые высокие чиновники, как открыто было о том святым. Учил ли этому Христос? Нет, конечно, но они следовали собственным страстям и служили лукавому, а христианами были только потому, что так требовал общественный этикет. Вспомните пример из истории, как свт. Амвросий Медиоланский не пустил в церковь к службе имп. Феодосия Младшего, за то, что он жестоко расправился с бунтовщиками в одном своем городе. Император потом приносил покаяние. Бог Судья императорам, но не надо забывать, что они - не богословы, а светские люди.

Алексей Рябцев: Кормчая, как известно, - это сборник византийских юридических норм. Гражданских и церковных. САПу эти нормы очень нравятся (и не ему одному). Видимо, эти люди считают эти нормы верхом совершенства. Возникает вполне закономерный вопрос: - Почему Господь такое идеальное государство раз за разом отдавал на растерзание кому угодно (крестоносцам, арабам, венецианцам, генуэзцам, туркам и т.д.)? А потом вообще стер с лица Земли?

о.Аркадий Кутузов: Людмила пишет: насколько достоверны эти данные Не стоит окунаться в поиски старинных цитат. Большенству достаточно личного опыта.Своего. Данные посты-просто целеуказание,наведение на цель,как в бою. Хорош кто выжил умен-кто уклонился.Как Алексей Рябцев. Инквизиция-это инструмент элитаристкого экстремизма в руках генетических элитариев!Она давала и даёт понять:не сметь!!не сметь!!уроды,знать Занятная фраза авторитета "Суть времени",конечно умеющего давать посылы не в прямой форме. Знал одного знакомого,который не любил,когда кто то из его знакомых хвалился генетической особливостью. Так вот таких он не обижал,но во время совместного чаепития у него в гостях,у гордого гостя оказывалась серебреная офицерская чайная ложка со свастикой на обороте.Гость не замечал. А хозяин не говорил. В общем не важно же,к кому Кургинян адресует свой посыл"Не лезь в себя!".(в нашем случае-быть исихастом))

Людмила: Отче, не совсем поняла, что вы имеете в виду. Честно скажу, меня очень сильно раздражает, когда инквизицию пытаются представить, как моральную норму христианства. В этом вижу жуткую ересь и богохульство. Христианство и инквизиторские костры и застенки - абсолютно несовместимые понятия. На руку врагам христианства - иудеям, родноверам и пр. выискивать подобные "нормы" - правда ли, подлог: ответить может только очень большой специалист в этой области - и чернить, таким образом, Христовую Церковь. Так было в советское время, теперь - новая волна.

Людмила: САП, вот еще пример антагонизма между гражданским правом и требованием христианской морали: вспомните житие прп. Зотика , прокаженных питателя (3о дек. ст. ст.). Сын св. Константина Великого - Констант, во время правления которого пострадал прп. Зотик, ради борьбы с эпидемией, отдал приказ, чтобы всех прокаженных в его стране предавали смерти через потопление. Прп. Зотик выкупал у воинов этих несчастных и устроил для них особый приют в сокровенном месте, где, в числе прочих, была и юная дочь царя. Но когда царь узнал об этом, то предал прп. Зотика мучительной казни: его привязали к диким коням и пустили их бежать по скалам. Где теперь император? И где прп. Зотик? Что смотреть на царей - все они не без греха: должность такая, св. царь Давыд и тот попадался в искушения. Бог им Судья. Их законы - юридические нормы, но не Евангельские заповеди, за соблюдение которых будем давать свой главный и последний ответ.

САП: Христианский Рим не идеальное государство, но христианское, за унию с латынянами Господь предал его бусурманам, как об этом свидетельствуют наши предки, и простоял Новый Рим тысячу лет до своего падения, нет другой такой империи в истории Земли.

Алексей Рябцев: САП пишет: простоял Новый Рим тысячу лет до своего падения Плохо историю знаете. А крестоносцам Господь его за что предал? А как они потом под венецианцами жили? А потом под генуэзцами? А дожа венецианского в храме Святой Софии по православному обряду похоронили?

Людмила: Христианство было государственной религией, поэтому только государство и называется "христианским". Но это весьма и весьма условное понятие и делается во многом для того, чтобы обозначить различие от языческого или мусульманского мира. Не следует упускать из виду, что византийские цари постоянно впадали в ереси и боролись с Православием, казнили и изгоняли православных христиан, как раз во время этого тысячелетия.

САП: За дело предал, а искоренил за унию.



полная версия страницы