Форум » Полемики » Нищие духом » Ответить

Нищие духом

АлександрМ: Давно мучал вопрос, кто такие нищие духом, которых есть царствие небесное, помогите разобраться.

Ответов - 139, стр: 1 2 3 4 All

Роман Ермаков: rasergiy пишет: Не знаю что Вас удивляет - слова "дух" и "душа" в применении к человеческой бессмертной душе, и в славянском пишутся под титлой... Сего ради рцы ми друже, како разумееши или кое толкование приемлеши сей блажене, яже начертана есть κατα ματθαιον; рекше по глаголу или по суждению матфееву, по образу, ли в согласии с матфеем, сиречь всяко ПОСЛЕЖДЕ МАТФЕЯ толк __________________________ а, блажени нищии духу человеческу; русски: благодаря духу своему, подстрочн.: для духа своего, у духа своего, вариант: в духе своем и пр., т.е. сильные духом, все сотворившие свой выбор, последовавшие за Христом и обретшие социальную нищету (как следствие верного выбора и неуклонного шествия по Его истинному пути) __________________________________ в, блажени нищии духу святому; для Духа Святаго (эсхатология ?), у Духа Святаго (под покровом Его), о Духе Святом (пребывающие в Нем "здесь и сейчас", уже принявшие действие Духа) или иное _______________________________ г, блажени нищии душе; для души своей, у души своей, в душе, ко спасению души или пр.

Саныч: Свт. Григорий Палама Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Нищими же Он называет живущих в нужде и убожестве; но не просто всех людей такого рода. Он ублажает, но именно тех, которые нищи духом, т.е., тех, которые по внутреннему и сердечному смирению и благому произволению таким образом распорядились всем внешним, что проводят жизнь в убожестве.

rasergiy: Бл. Феофилакт: "Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой – это нищие духом." Прп. Авва Исайя: "Не те только нищи, кои, отрекшись от всего, обнищали в видимом, но те, кои обнищали всяким злом, и всегда алчут памяти Божией."


Саныч: Толкование Паламы важно тем, что оно уточняет Луку, говоря о мотивах добровольной нищеты, ради ЦН.

Тамара: Роман Ермаков пишет: рожение творит богословесию ложну Судя по всему, Климент Александрийский в большом авторитете у "православных"...как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания. Азбука веры РПЦ МП

Роман Ермаков: Тамара пишет: Судя по всему, Климент Александрийский в большом авторитете у "православных"... как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания. Списатель сей, егоже климент рекут, прославлен есть в собрании протестант, яко святыи. Климент Александрийский в лике святых англиканской церкви

Саныч: "Христовоскресники", что вы привязались к Клименту? На него сослались лишь из-за того, что это христианский учитель доконстантиновских времен цитировал о нищих духом из Матфея, стало быть это не константиновская подделка. Палама же да и другие учителя церковные (могу привести еще) не видели противоречия с Лукой, истолковывали, что это именно внешняя нищета, но не абы какая, ведь много неблагочестивых нищих, а что сия нищета ради ЦН. В чем проблема?

Тамара: Саныч пишет: что вы привязались Зачем так грубо? Уж Вы, похоже, себя считаете "благочестивым нищим"?)

Саныч: Ну, а как это ещё называется? Именно, что привязались и совершенно ни к селу, ни к городу.

Роман Ермаков: Саныч пишет: ...что вы привязались к Клименту?Западный мир — плод протестантизма, для которого главное свидетельство Божиего промысла о человеке — его успешность в плане богатства. "Климент Александрийский" — знамя одной из этих сект ("англикан", на которых ориентирована значительная часть последователей запоздалой реформации XVII века на Руси, т.н. никониан). Оцените набор идей книги, на которую я дал ссылку ("Кто из богатых спасется").

Роман Ермаков: 1. "Божественное предопределение" судьбы людей, обреченных на бедность для спасения богатых (да будут "птохос", копающиеся в помойках, и добродетельные миллионщики, благотворящие к ним!). Все сие ко спасению и тех, и других. Между друзьями Божиими есть различные степени до особо отличных. Но все они, по совету Божию, в мир посылаются, дабы при помощи спасительных порядков Божиих, упражняясь в добродетели, стать им отобразами и наследниками Бога... (глава 36)

Роман Ермаков: 2. Культ "золотого тельца". Приобретать советует писатель друзей при посредстве Маммона не права: они исходатайствуют нам небо... (главы 34, 35)

Роман Ермаков: 3. Метафизическая война с истинными смыслами Благовестия, когда все сложное и требующее усилий, нужно понимать "духовно". Между тем, это продай нужно было понимать не буквально о пожертвовании всей собственности, а только о внутреннем духовном отрешении сердца от разнузданных страстей и доброй трате имущества на бедных (главы 11, 12, 13) Причем, вся штука в том, что это не на пустом месте (но это совсем другая, отдельная история).

Роман Ермаков: 4. Попытка внедрения эллинской филсофии в крестьянство, что напрямую противоречит учению апостола Павла (Гал.3:28; Кол.2:8). Климент обосновывает необходимость философии для Церкви. ... Пророчества и философствование неравнозначны, хотя взаимно дополняют друг друга: они подготавливают душу к истине, к познанию Логоса. Иными словами, философия необходима как интеллектуальная ограда божественного откровения. Климент подвергает решительной критике взгляды тех, кто полагает, будто философия — это пустое мирское мудрствование, от которой одни ереси и смятения в душах.

Роман Ермаков: 5. Ну, и конечно, обоснование иерархии и христопреданных наставников-пастырей. Куда ж нам без них... На сей конец необходим святой и благочестивый руководитель, который на пути ко спасению ободрял бы нас, убеждал, нам напоминал, а то и страхом удерживал нас на спасительном пути. (главы 41, 42) Не заграждай уста волу молотящу и прочая...

Роман Ермаков: Но давайте все же по теме.

Тамара: Скорей всего, понавешали на человека в более поздние времена... Он и сам, наверно, не знает о своих трудах. Простите, часовню тоже я...

Роман Ермаков: Одна из технологий полит-рыбарей. Протащить что-то необходимое через того кто "вне церкви" (К.А. ни у католиков, ни у никониан официально сейчас не канонизирован)... Эффективное, кстати, средство. Запретный плод сладок...

Саныч: Какой то "белый шум", вы о чем вообще? Заголовок темы читали? Глубокий оффтоп

Роман Ермаков: Саныч пишет: вы о чем вообще? Заголовок темы читали? Извольте, по теме. Предлагаю начать с конца, ибо заведомо ясно, что наша беседа упрется именно в это. ("Все идет в одно место...", Еккл.3:20). Вопрос. Саныч, Вы сторонник сословного общества или древней братчины, исконно русской идеи крестьянского общинного коммунизма? После ответа я начну излагать то, что по нашему мнению, свидетельствует о редакционной правке блаженной о спасении нищих в тексте κατα ματθαιον.

Саныч: Я уж понял вашу конспирологическую версию, это настолько в духе Рябцева, "что хоть святых выноси". Послушайте, Церковь всегда превозносила благочестивую нищету, преподобных Христа ради, возпевала как истинных святых, коим нужно подражать. А то, что общество менялось, от античного к феодальному, затем капиталистическому, так это законы истории, против них не попрешь.

Алексей Рябцев: Саныч пишет: Я уж понял вашу конспирологическую версию, это настолько в духе Рябцева, Так изложите, Христа ради, эту самую версию. Мне самому интересно. Ну, версию не сможете, так хотя бы своё "понимание" этой версии. А "в духе Рябцева" - это вообще шедевр (в рамках обсуждаемой темы)! Так сказать, "то пнэумати Рябцев"! Саныч пишет: А то, что общество менялось, от античного к феодальному, затем капиталистическому, так это законы истории, против них не попрешь. Так Вы марксист, оказывается?! Кто бы мог подумать! Про себе наперед скажу (чтобы зря люди время и силы не тратили), я - не марксист.

Саныч: Что де древнее коммунистическое христианство в угоду правящему классу было изменено посредством подтасовок Евангелия, в частности вместо заповеди обязательной бедности, тиснули абстрактную "нищету духа". И тем исказили первоначальный смысл. Такое христианство закрепилось как государственная религия в Римской Империи. Правильно я понял?

Роман Ермаков: Саныч пишет: древнее коммунистическое христианство в угоду правящему классу было изменено посредством подтасовок Евангелия... Неверный образ жизни всегда формирует ложное богословие, оправдывающее этот самый неверный образ жизни. Т.е. первично житие. Искажение же Благовестия переписчиками иных мест и времен (имеющих те или иные воззрения и влияния) - добавляет масла в огонь. В миробытии все связано...

Роман Ермаков: Саныч пишет: ...заповеди обязательной бедности... Сотворившие свой выбор и последовавшие за Христом обретают социальную нищету (как следствие верного выбора и неуклонного шествия по Его истинному пути). Т.е. она сама вас найдет, если вы на верном пути... По одной из научных версий, кстати,"Блаженны нищие" - заголовок вверху рукописного листа, а все остальные заповеди -комментарий на нее ...

Роман Ермаков: Важно только помнить: не всяк нищий - блажен, но всяк блаженный - нищий.

Феодосия: Роман

Роман Ермаков: Говорить не мешки ворочать, прощай жено, и тебя Бог простит. Ушел.

Саныч: Ну, значит я все правильно понял про эту рябцевскую конструкцию.

Тамара: Саныч пишет: я все правильно понял Сомнительно.

Алексей Рябцев: Саныч пишет: Ну, значит я все правильно понял про эту рябцевскую конструкцию. Неправильно. Саныч пишет: Что де древнее коммунистическое христианство в угоду правящему классу было изменено по средствам подтасовок Евангелия, в частности вместо заповеди обязательной бедности, тиснули абстрактную "нищету духа". И тем исказили первоначальный смысл. Такое христианство закрепилось как государственная религия в Римской Империи. Вас, видимо, смутила невольная тавтология Романа ("общинный коммунизм"). Слово "коммуна" значит "община". Поэтому получилось что-то вроде "общинной общины". Добавление "духу" (а не "духом"), возможно, и искажение. На сто процентов я в этом не уверен (уверен процентов на шестьдесят). На сто процентов точно, что толкование этого места - корыстно. Абсолютно уверен, что текст искажен выбрасыванием второй части ("горе вам, богатые!"). По совокупности всех новозаветных текстов получается, что бедный может войти в Царствие Небесное (разумеется, - не каждый бедный!). А вот богатому это практически невозможно. Приведу такую аналогию. Человеку со связанными ногами прыгать сложнее, чем человеку, у которого ноги свободны. При этом отнюдь не всякий со свободными ногами становится чемпионом по прыжкам. Но абсолютно точно, что со связанными ногами чемпионом не станешь.

Саныч: Так в тексте Матфея дальше об этом прямо сказано. К чему огород городить с подтасовками если о трудности/невозможности войти в ЦН богатому столько раз в том же Евангелии сказано? При том, что древние, я уже приводил из Паламы, ровно так и понимали это место, о необходимости благочестивой нищеты для спасения.

Алексей Рябцев: Саныч пишет: К чему огород городить Так я что ли эту тему тут поднял?!

Роман Ермаков: Саныч пишет: Послушайте, Церковь всегда превозносила благочестивую нищету, преподобных Христа ради, возпевала как истинных святых, коим нужно подражать... Да уж. Как не превозносить?.. Аксиньюшка тоже не плошала, но била в баклуши неутомимо. Она ходила по домам и рассказывала, как однажды черт водил ее по мытарствам, как она первоначально приняла его за странника, но потом догадалась и сразилась с ним. Основные начала ее учения были те же, что у Парамоши и Яшеньки, то есть, что работать не следует, а следует созерцать. «И, главное, подавать нищим, потому что нищие не о мамоне пекутся, а о том, как бы душу свою спасти», — присовокупляла она, протягивая при этом руку. Проповедь эта шла столь успешно, что глуповские копейки дождем сыпались в ее карманы, и в скором времени она успела скопить довольно значительный капитал. Да и нельзя было не давать ей, потому что она всякому, не подающему милостыни, без церемонии плевала в глаза и, вместо извинения, говорила только: «Не взыщи!» М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города"

Роман Ермаков: rasergiy пишет: Древность чтения "нищие духом" подтверждается и Климентом Александрийским, который читает это место (в 201 году) именно так: "Блаженны также и нищие, будет ли то духом или естественными богатствами, лишь бы это было из-за любви к правде." // Строматы IV, 6. Шутить изволите? Сама величина "Стромат" опровергает древность датировки. Да и перевод, мягко сказать, странный. Судите сами. ...Души истинных гностиков отменностью своего созерцания возвышаются над строем каждого рода святой жизни. Им за это назначены посему для местопребывания жилища блаженных богов. За превосходящую свою святость причисляемые к святым и перенесенные из мест счастья в места блаженства, они переходят из одной обители блаженства в другие, еще более их осчастливливающие. Вместо того, чтобы созерцать существо Божие как бы в зеркале, гадательно и в тумане, будучи дружественно приняты на вечерю бессмертия, они созерцают Божество особенно ясно и чисто как бы при свете солнечном и насытиться сим созерцанием не могут. По наивысшей своей любви к Богу они наслаждаются блаженством нескончаемым, проникаются радостью неизъяснимою, никогда не имеющею кончиться. Они оказываются удостоенными так сказать отождествления по своей природе с существом Того, Кто обладает всеми совершенствами. Таково созерцание, вмещаемое чистым сердцем ; они созерцают и некоторым образом познают самое существо Божие. При посредстве Великого Первосвященника достигший совершенства гностик беседует с Богом. Чрез полноту своего благочестия... (VII,3). Лихо...

Саныч: А по вам все православные-нестяжатели проходимцы и мошенники? А Климент собственно и не был признан Учителем Церкви (равно как и Ориген) за гностицизм. Ориген "О Началах": "Это небо и земля и будут служить безопасным и вернейшим местопребыванием всех разумных существ в окончательном и совершенном состоянии их; а именно: одни существа заслужат обитание в той земле после исправления и наказания, которые они перенесут за грехи, для очищения от них, и после исполнения и уплаты всего; другие же существа, бывшие покорными слову Божию и уже здесь научившиеся воспринимать Премудрость Божию и повиноваться ей, удостоятся, говорят, царства неба или небес. И так достойнейшим образом исполнятся слова: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» и «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», и слова псалма: «Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю», – ибо на эту землю, как говорится, нисходят, а на ту, вышнюю, возносятся. Таким образом, преуспеянием святых как бы открывается некоторый путь с той земли к тем небесам, так что на той земле они (святые), по-видимому, не столько пребывают, сколько находятся временно, чтобы потом, по достижении должной степени совершенства, наследовать царство небесное."

Тамара: Саныч, Вы так и не ответили на вопрос Романа о мирском устроении (с:185). Вы умышленно умалчиваете? Это какой-то секрет?

Саныч: Я ответил, Юрьич меня понял. Перечтите внимательней.

Тамара: Ещё вопрос возник по теме (для прояснения термина "птохос"): Вы когда в странствии находитесь (может быть сейчас даже), на подаяние живёте или зарабатываете собственным трудом? Скорее всего, Вы не ответите, так же, как и на предыдущий вопрос. Если бы Вы были готовы свидетельствовать о вере, рассказали о своих взглядах на образ жизни, ведь вера неразрывно связана с житием.

Саныч: Милостыней благодетелей. Работать некогда, моления отнимают слишком много времени, от 8-ми часов и более. Не нужно за меня отвечать. Если чего то не понимаете попросите разъяснить, поясню. О жизни ИПХС я подробно изложил в своём жж: https://iphs.livejournal.com



полная версия страницы