Форум » Полемики » Ложь ради добра » Ответить

Ложь ради добра

АлександрМ: Можно ли обманывать ради добра? Или иначе выбирать меньшее из возможных зол? Вот допустим такой простой пример из множества подобных: у некоего человека беда и тебе быстро нужно доехать до него на машине, во время поездки совершаешь нарушение и тебя тормозит гаишник, оформление штрафов долгое дело и ты даешь ему взятку, чтобы быстрее уехать, допустимо ли это с православной точки зрения?

Ответов - 4

Саныч: Иногда случается такое дело, что бывает необходимость скрыть что-то, и если не скроешь, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность и видит кто-либо себя в такой нужде, то может изменить слово для того, чтобы не вышло, как я сказал, большего смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев. Ибо как бывает со слабительными: если кто часто их принимает, то они вредят; если же кто примет однажды в год по великой нужде, то они приносят ему пользу. Так следует поступать и в этом деле: кто хочет, по необходимости, изменить слою, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё, и необходимость, и тогда он будет прощён, но вред он всё-таки получает. (Авва Дорофей). Ну и во многих житиях встречается подкуп христианами охранников, чтоб освободить заключенных христиан. А так, рецептов на все случаи жизни не придумаешь, по обстоятельствам нужно действовать.

АлександрМ: Саныч, не очень авва Дорофей убеждает. Что может случится большая скорбь понятно, но апостолы говорили, что многими скорбями надлежит нам войти в ЦБ (Деян. 14, 22) так получается, что избегая неких больших скорбей мы избегаем ЦБ, выявляя в себе маловерие, малодушие и ложь.

Алимхан: АлександрМ пишет: Можно ли обманывать ради добра? Или иначе выбирать меньшее из возможных зол? Вот допустим такой простой пример из множества подобных: у некоего человека беда и тебе быстро нужно доехать до него на машине, во время поездки совершаешь нарушение и тебя тормозит гаишник, оформление штрафов долгое дело и ты даешь ему взятку, чтобы быстрее уехать, допустимо ли это с православной точки зрения? По моему в данном случае вам лучше было бы взять такси они быстро ездят и не понесете ответственность. А так если сами едете и еще нарушаете чем ставите жизни других под угрозу и провоцируете аварии это уже неразумно и ни одна беда такого не стоит ибо за случившееся будете отвечать перед Богом а иногда и перед людьми вот и взвесьте стоит ли такая поездка и вред другим той пользы что наверное получит тот кто в беде? А насчет взятки полиции тут все просто смотрите на мотив поступка и будет легче понять. Например один мой знакомый вынужден был дать взятку чтобы просто документы на пенсию приняли к рассмотрению а без этого не брали потому что помарки в бланках или ошибки арфографические ну и прочее а тут сразу сами сделали и приняли и никаких справок не надо все сами запросили. И я в таких делах не обвиняю взятку.


Алимхан: АлександрМ пишет: Саныч, не очень авва Дорофей убеждает. Что может случится большая скорбь понятно, но апостолы говорили, что многими скорбями надлежит нам войти в ЦБ (Деян. 14, 22) так получается, что избегая неких больших скорбей мы избегаем ЦБ, выявляя в себе маловерие, малодушие и ложь. А может когда тот ваш человек попал в беду не просто так и вам вообще не нужно ехать к нему? Он выходит тоже избегает скорбей и вы ему не должны помогать а то лишите его ЦБ?



полная версия страницы