Форум » Полемики » Средневековье! Вот такое! » Ответить

Средневековье! Вот такое!

Sergey Sergeevich: Идеал САПа: [quote]А в том, что они себя и других не жалели, в огонь так в огонь. А ты тут либеральные слюни по монитору размазал...[/quote] [quote]Собор присудил: "арх. Дионисия и попа Ивана от церкви Божией и литургии служити отлучаем, да не священнодействуют." Дионисия положено было сослать в оковах в Кирилло-Белозерский монастырь. Но из-за военного положения и закрытия дорог Дионисий оставлен был на месте в Ново-Спасском монастыре с публичной (в церковном смысле) епитимией в 1.000 поклонов в день с битьем плетью в течение 40 дней. Жестокая грубость митрополита Ионы была такова, что он по праздникам приказал приводить Дионисия на патриарший двор, чтобы здесь, под открытым небом, перед толпой народа он отбивал свои 1.000 поклонов. А толпе велено разъяснять, что это еретик, хотевший "вывести огонь из мира." Иногда приводили скованного Дионисия в сени патриарших покоев и заставляли там в жаркие летние дни стоять без капли воды. Истязания длились целый год. Арсения также держали в оковах на Кирилловском Подворье, муча всякими лишениями. И это был тот самый Дионисий Троицкий, имя которого вместе с Авраамием Палицыным, вписано золотыми буквами на страницах истории, как спасителей России.[/quote] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 2

Ответов - 100, стр: 1 2 3 All

Sergey Sergeevich: Это вот тоже такой штрих к портрету святейшей всех святых средневековой ИДЕАЛЬНОЙ Руси и ее идеальных жителей православных христиан, благочестивых князей и митрополитов. Митр. Даниил, при вступлении своем во власть, застал на Москве общественное мнение, представляемое высшими кругами - самим в. князем, боярами и среди них иноком Вассианом Патрикеевым, и объединившееся теперь около Максима Грека, ибо нравственный авторитет его был несравнимо выше Вассиана. Вассиан открыто агитировал против самой кандидатуры Даниила в митрополиты. Агитация Вассиана находила общественную поддержку в критике угоднического поведения митрополита. И Максима, в обществе Вассиана, вероятно, вызывали на критику поведения митрополита. Но уже вполне в невыгодную сделку вовлек Вассиан Максима в болезненном вопросе незаконного развода и брака вел. князя, принятых на свою совесть митр. Даниилом. Сам Вассиан осуждал, как бы по родственному праву, но в устах Максима это легко подводилось под криминал lиzе Mаgеstй. Не так скоро м. Даниил добрался до личности Вассиана, как легко и скоро до Максима. Не без провокационного умысла м. Даниил возложил на Максима послушание перевести Историю Церкви Блаж. Феодорита. Максима это начинание не вдохновляло. Ему казалось, что для русских читателей эта Феодоритова работа могла быть сбивающей с толку по множеству включенных в нее еретических текстов - Ария, Македония и др. Максим не проявил торопливого усердия в переводе, а его критическое брюзжание было, конечно, доведено до сведения митрополита. Дан был заказ "сверху" собрать обвинительный материал, не стесняясь искажением и клеветой, со включением и фатального "оскорбления величества." Быстро скомпонован был обвинительный материал, и вел. князь Василий Иванович дал разрешение на арест и процесс против Максима. Деспотичного вел. князя взорвало, что Максим по его положению широко принимал у себя разного рода недовольных людей и с ними, как гласило обвинение, "называл вел. князя гонителем и мучителем, нечестивым, как и прежние гонители и мучители нечестивые были." Собрали доносы, подговаривали к клеветам, наращивали количество обвинительных пунктов для усиления впечатления. Первое судбище над Максимом проведено было в 1525 г. Сохранились не точные протоколы процесса, а частные записи, довольно тенденциозные, так что нельзя ручаться за точность самозащитительных ответов Максима. Страстно возненавидевший Максима митр. Даниил начал судбище с раздраженного упрека Максиму за саботаж личного интереса и заказа митрополита: "достигоша тебе, окаянне, греси твои, ο нем же отреклся превести ми священную книгу блаж. Феодорита." Для внешнего впечатления начали с самого страшного обвинения, ни более ни менее как в "ересях." Максим непосредственно по приезде, еще не преуспев в русском языке, был посажен за исправление Цветной Триоди. Естественно, что тут могло быть найдено достаточное количество просто грамматических неточностей в славянском переводе. И, например, при разнице оттенков в формах прошедшего времени, Максим еще не имел чутья передать по-русски форму греческого аориста. Β службе на Вознесение читалось ο Христе: взыде на небеса и седе - έκάθισεν (аорист) одесную Отца. Или: " седяй καθίσας (причастие аориста) одесную Отца." Переведено правильно. По грамматической форме это аористное причастие звучит для русского слуха, как причастие настоящего времени. Равно, как если бы было написано причастие настоящего времени: καθίζων. Но и греческое аористное причастие καθίσας, т.е. севший, стало быть и теперь еще сидящий, равно по смыслу (а не по букве) настоящему времени. Максим не ухватил еще этой тонкости живого русского языка, но думал отвлеченно, что в формах церковно-славянского языка, скопированных с греческого, должна быть выдержана грамматическая адекватность греческому глаголу. Форму έκάθισεν = "седе," он тоже продиктовал исправить на: "седел есть," думая, что это для славянского уха будет звучать как sеssus еst (т.е. "засел и сидит"). А καθίσας продиктовал исправить из "седяй" на "седев," думая, что это будет звучать как "воссевший" (т.е. значит и теперь сидящий). Получилась у Максима нелепица: Христос как бы только "сидел" в прошлом и не сидит в настоящем; Он только был "сидевшим." Словом, пред всеми искренними объяснениями Максима уши были заткнуты. Обвинение записано так: "Максим инок Святогорец говорил и учил многих и писал ο Христе, яко седение Христово одесную Отца мимошедшее и минувшее." Ради безоговорочного осуждения Максима, ему "пришили" ряд страшных политических обвинений. Максим, как нерусский подданный, свободно общался с приезжавшими из туретчины и Крыма торговыми и посольскими людьми. Греки были уже потоплены в волнах ислама и туретчины. Окраины Московской Руси, освободившейся в центре от того же мусульманского потопа, были все же под напором той же азиатчины. Если москвичи и были полны предчувствий и надежд на окончательный разгон этих туч, затемнявших солнце христианства, то разочарованные греки искренно думали, что надежд мало и что вот-вот и Московское государство будет затоплено. Перманентное военное борение с Казанским, а отчасти и Крымским, ханствами для греческого глаза подтверждало пессимизм греков. Шпионские уши подслушали разговоры Максима с архимандритом Новоспасским Саввой, родом тоже греком: "ратует князь великий Казань, да николи ему будет (т.е. никогда это ему не удастся), и сором - турскому, ему не терпети (т.е. такого срама султан не стерпит)." Униженные и напуганные греки искренно рассуждали, что "сильнее кошки зверя нет." К этим шпионским доносам судьи прибавили уже грубейшую добавку, что Максим и Савва "посылали донесение турецким пашам и султану, поднимая его на государя."

Sergey Sergeevich: А вот о христианской жизни и узком пути. ...Немощи, о коих говорю я, суть следующие: всякий человек немоществует и не может иметь чистой любви, не может не завидовать, не поносить, не осуждать, не презирать, не пересмеивать, не говорить лжи, не гневаться, не похотствовать благ мира сего, которые видит, не тщеславиться, не любоимствовать. Будь он благоразумнейший между благоразумными, мудрейший между мудрыми, мужественнейший между мужественными, честнейший между честными, будь он всех других лучше и совершеннее, но, коль скоро немощь естества нашего пребывает в нем (неуврачеванною), неизбежно, что он или целомудрия не сможет сохранить, или не одолеет себя, чтоб простить тому, кто погрешил против него в чем-либо, или не находит в себе добрых расположений – милостыню подавать и Бога всегда благодарить, вообще воздерживаться от всякого зла и делать всякое добро. Наблюдающему не может не быть явным, что все такие немоществования зависят иногда от самовластного произволения, а иногда – от насилия со стороны естества. Впрочем, не все люди в равной степени немоществуют, но иной больше, а иной меньше. Такие-то немощи необходимо уврачевать в нас. Но, прежде всего, необходимо взыскать врача, который бы уврачевал их. Почему святые отцы предали нам, христианам, чтобы мы всегда так молились Богу, взывая к Нему с сокрушенным сердцем: Призри на нас, Господи, по милости Твоей, и уврачуй немощи наши имени ради святого Твоего . То есть воззри на немощи наши и уврачуй их благодатию Твоею, да будет славимо имя Твое, что Ты милостив и благостынен, и единый еси Врач, и да не хвалится никто сам по себе, когда уврачеван будет, но о Враче своем да хвалится, и Его да благодарит день и ночь от всего сердца своего, истинно смиренномудрствуя. И вот, в ком уврачеваны будут, таким образом, немощи его, тот и стал христианином (настоящим), а у коих есть еще какие-нибудь из тех немощей, о коих мы сказали, явно, что он еще не уврачеван. И это страждет он или от неведения, или от неразумия, как такой, который не знает, что говорит к Богу, когда молится, и какие немощи уврачевать просит Бога. И, если умрет он неуврачеванным, то вечно будет плакать о том в аде, не чая когда-либо освободиться от огненного жжения оного. Сего-то ради надлежит нам горько плакать о том жалком состоянии, в какое мы пришли. Люди-христиане да взывают день и ночь: призри Господи и уврачуй немощи наши. Но и Господь не может уврачевать их, если они не знают, что это за немощи, о коих они просят, при всем том, что их так много и так они разнообразны. Вот причина погибели, по коей гибнет столько христиан, богатых и бедных, властителей и простых, юных и старых, монахов и иереев. Одно врачество от всех вообще этих немощей – причастие Божественного естества или приятие Божией благодати. Если христианин не приимет Божественной благодати и силы, по мере веры своей, то хоть он бдения совершает, хоть спит на голой земле, хоть поет псалмы день и ночь, молится и постится, все же он остается неуврачеванным и находится вне части Христовой, как и неверные. Прп. Симеон Новый Богослов, слово 12

Sergey Sergeevich: Там же и о том же. Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или немудрый, сведущий или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, - если это не способствует к оздоровлению души его от немощей ее, суетно все сие и безполезно для него, и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здравые души, не имеющие никакой немощи. А немощи эти, нами прежде указанные, эти непотребные стремления плотских похотей, эти пристрастия к земным и мирским вещам, богатству и славе суетной, никакая душа не может уврачевать в себе и стать здоровою ни сама собою, ни с помощью другого какого человека. Только Господом нашим Иисусом Христом они могут быть уврачеваны, как написано: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф.8,17). Ибо, если бы человеческие души, не говорю язычников и безбожников, хотя бы самых иудеев, веровавших в Бога истинного, могли удобно возненавидеть мирские похоти и плотские наклонности и таким образом избегнуть миродержателя диавола (ибо он посредством этих страстей стяжал себе державу смерти), то не было бы никакой нужды благому, благоутробному и человеколюбивому Богу соделываться человеком, распинаться и по смерти низходить в преисподняя земли, то есть во ад. Но в том и дело, что возненавидеть мир и все мирское и плотское никто не может, если не сделается причастником Божественной благодати и не получит силу на то от Господа Иисуса Христа. А кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде, от всего сердца своего, всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых, или, как написано, всегда уклоняться от зла и творить благое. Посему всякий, верующий во Христа, прежде всего другого да просит у милостивого Бога благодати и силы возненавидеть мир и все мирское, все страсти и похоти плотские, а после того, как возненавидит их, над тем да трудится с теплою верою, чтоб достигнуть мертвости их, каковая мертвость Христова есть, как говорит Апостол Павел, что он мертвость Господа Иисуса всегда в теле своем носил (2 Кор.4,10). Таковые-то прошения и бывают благоугодны Богу, и Он благоволительно слушает их, как удостоверяет святой Иоанн Богослов: когда просим чего по воле Его, Он слушает нас (1 Ин.5,14). Ибо этого только и хочет Бог, чтоб искали у Него люди, то есть того, что ведет человека к вечному спасению. Почему пусть никто из людей ни о чем другом не заботиться и ни на что другое не иждивает трудов своих в настоящей жизни, как только на то, чтоб душа его в последний час смерти оказалась здравою и свободною от всякой мирской и плотской страсти. Так-то необходимо, чтоб душа сделалась здравою от всякого недуга своего, и тогда, как сделается она здравою, может послужить Богу достодолжно, исполняя божественные заповеди Его, и явится непостыженною, когда предстанет пред страшное судилище Христово. Если же не сделает она этого, то есть не послужит Богу и не исполнит заповедей Его, хотя не в большой мере, то, конечно, и в день суда окажется она нездравою от страстей, и будет за то ввержена в огнь геенский, который поглотит ее в своей пещи неугасимой и будет жечь вечные веки. Ибо огнь геенский не может жечь никаких других, а только тех, которые оставили неуврачеванными души свои в настоящей жизни и так неуврачеванными перешли и в другую жизнь. Вот это и есть узкий путь Христом указанный.


Sergey Sergeevich: Это я к тому, что не обычаи исторических эпох надо лилеять,и их соблюдение считать узким путем, а жить надо по христиански. В средние века истинных христиан было тоже не очень много, и доставалось им от называемых братий бывало также как первомученикам от язычников и христоборцев.

САП: Посетив Варлаамов Хутынский монастырь, Павел Алеппский пишет, что болышая часть его монахов «славится своей добродетелью и святостью: мы видели собственными глазами, что некоторые из них носят на теле по сорока лет железные пояса из цепей; свои рубахи и платья они не меняют, пока те совершенно не истлеют на них. О удивление! Мы обоняли от них запах, подобный мускусу. Как они счастливы, блаженны и благополучны! Бог да соделает нас соучастниками их! Благодарим Всевышнего, Который удостоил нас зреть в наши дни таких святых». Кроме монахов у них есть особенные отшельники (eremites), которых они называют святыми людьми (holy men), очень похожие на гимнософистов и по своей жизни, и по поступкам... Они ходят совсем нагие, даже зимою в самые сильные морозы... с длинными волосами... Их считают пророками и весьма святыми мужами (prophets and men of great holines), почему и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге (of the very highest himselfe). Если такой человек явно упрекает кого-нибудь... то ему ничего не возражают, а только говорят, что заслужил это по грехам. Если же кто из них, проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров... то купец почтет себя весьма любимым Богом... Есть один в Москве, который ходит голый по улицам и восстанавливает всех против правительства... Был еще такой же другой... по имени Василий, который решался упрекать покойного царя [Ивана Грозного] в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ... Причли его к лику святых... Был еще один такой же, пользовавшийся большим уважением в Пскове [Никола]... Угрожая царю, что с ним случится какое-нибудь ужасное происшествие, если он не перестанет умерщвлять людей... он таким образом спас в это время жизнь множеству народа. Вот почему блаженных народ очень любит, ибо они, подобно Пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу (rude libertie), которую они позволяют себе, прикидываясь пророками (by imitation of prophets), от них тайно отделываются... за то, что они уж слишком смело поносили правление царя. Также ходил он [Годунов] часто к ворожее (vaerseg-ster), которую в Москве считают святою и зовут Елена Юродива (Olrodiva). Она живет в подземелье подле одной часовни... Эта женщина обыкновенно предсказывала будущее и никого не страшилась — ни царя, ни короля, но всегда говорила все то, что должно было, по ее мнению, случиться. И это подчас сбывалось. Когда Борис пришел к ней в первый раз, она не приняла царя, и он принужден был возвратиться. Когда он в другой раз посетил ее, она велела принести... бревно... и совершать над этим бревном отпевание... Царь... ушел опечаленный. (Джильс Флетчер)

Konstantino: Поучительную тему подняли, спаси Христос, но вот название темы конфликтное на мой взгляд.

Балда: Да, САП вообще не христианин, поскольку некрещеный, чего может быть его идеалом.

САП: Балда пишет: Да, САП вообще не христианин, поскольку некрещеный, чего может быть его идеалом. Открою вам тайну диалектики, некрещеные могут быть по вере християнами и иметь некие идеалы

Konstantino: Что то Балда тут за судию работать вздумал.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Павел Алеппский пишет Олеарий и заезжий грек - это очень сильные свидетельства! Впросем и они говорят много правды... и не только восторженной... САП пишет: Также ходил он [Годунов] часто к ворожее (vaerseg-ster), которую в Москве считают святою и зовут Елена Юродива (Olrodiva) А у благочестивейшего царя Иоанна Васильевича был придворный астролог и доктор то ли немец, то ли жид, и жен было как у Соломона! Это тоже штрих к портрету эпохи. И наконец, свидетельство самого Аввакума. Просто умиляет благочестие во многих русских весях и градех откудова ревностного протопопа с побоями смертными изгоняли православные людие. Средневековье! Блаженное и святое, достойное всякого подражания высоко духовным житием православного народа! А се по мале времени, по писанному, “объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох”. У вдовы начальник отнял дочерь, и аз молих его, да же сиротину возвратит к матери, и он, презрев моление наше, и воздвиг на мя бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти меня задавили. И аз лежа мертв полчаса и больши, и паки оживе божиим мановением. И он, устрашася, отступился мне девицы. Потом научил ево дьявол: пришед во церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время. Таже [21]ин начальник, во ино время, на мя рассвирепел, — прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покиня меня, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря бога, завертев руку платом, пошел к вечерне. И егда шел путем, наскочил на меня он же паки со двемя малыми пищальми [22]и, близ меня быв, запалил из пистоли, и божиею волею иа полке порох пыхнул, а пищаль не стрелила. Он же бросил ея на землю и из другия паки запалил так же, — и та пищаль не стрелила. Аз же прилежно, идучи, молюсь богу, единою рукою осенил ево и поклонился ему. Он меня лает, а ему рекл: “благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет!” Посем двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал. В то же время родился сын мой Прокопей, которой сидит с матерью в земле закопан. Аз же, взяв клюшку, а мати — некрещенова младенца, побрели, амо [23]же бог наставит, и на пути крестили, яко же Филипп каженика [24]древле. Егда ж аз прибрел к Москве, к духовнику протопопу Стефану и к Неронову протопопу Ивану, они же обо мне царю известиша, и государь меня почал с тех мест знати. Отцы же с грамотою паки послали меня на старое место, и я притащился — ано [25]и стены разорены моих храмин. И я паки позавелся, а дьявол и паки воздвиг на меня бурю. Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари [26]и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, — одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле. И за сие меня Василей Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в Казань на воеводство, взяв на судно и браня много, велел благословить сына своего Матфея бритобрадца [27]. Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя, протолкали. А опосле учинились добры до меня: у царя на сенях со мною прощались; а брату моему меньшому бояроня Васильева и дочь духовная была. Так?то бог строит своя люди. На первое возвратимся. Таже ин начальник на мя рассвирепел: приехав с людьми ко двору моему, стрелял из луков и из пищалей с приступом. А аз в то время, запершися, молился с воплем ко владыке: “господи, укроти ево и примири, ими же веси судьбами!” И побежал от двора, гоним святым духом. Таже в нощь ту прибежали от него и зовут меня со многими слезами: “батюшко?государь! Евфимей Стефановичь при кончине и кричит неудобно, бьет себя и охает, а сам говорит: дайте мне батька Аввакума! за него бог меня наказует!” И я чаял, меня обманывают; ужасеся дух мой во мне. А се помолил бога сице: “ты, господи, изведый мя из чрева матере моея, и от небытия в бытие мя устроил! Аще меня задушат, и ты причти мя с Филиппом, митрополитом московским; аще зарежут, и ты причти мя с Захариею пророком; а буде в воду посадят, и ты, яко Стефана пермскаго, освободишь мя!” И моляся, поехал в дом к нему, Евфимию. Егда ж привезоша мя на двор, выбежала жена ево Неонила и ухватала меня под руку, а сама говорит: “поди?тко, государь наш батюшко, поди?тко, свет наш кормилец!” И я сопротив того: “чюдно! давеча был блядин сын, а топерва [28]— батюшко! Большо [29]у Христа тово остра шелепуга [30]та: скоро повинился муж твой!” Ввела меня в горницу. Вскочил с перины Евфимей, пал пред ногама моима, вопит неизреченно: “прости, государь, согрешил пред богом и пред тобою!” А сам дрожит весь. И я ему сопротиво: “хощеши ли впредь цел быти?” Он же, лежа, отвеща: “ей, честный отче!” И я рек: “востани! бог простит тя!” Он же, наказан гораздо, не мог сам востати. И я поднял и положил его на постелю, и исповедал, и маслом священным помазал, и бысть здрав. Так Христос изволил. И наутро отпустил меня честно в дом мой, и с женою быша ми дети духовныя, изрядныя раби Христовы. Так?то господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Помале паки инии изгнаша мя от места того вдругоряд. Аз же сволокся к Москве, и божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец?Повольской. И тут пожил немного, — только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, — пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, — человек с тысящу и с полторы их было, — среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва [31]велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят: “убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров кинем!” Аз же, отдохня, в третей день ночью, покиня жену и дети, по Волге сам?третей ушел к Москве. На Кострому прибежал, — ано и тут протопопа ж Даниила изгнали. Ох, горе! везде от дьявола житья нет! Прибрел к Москве, духовнику Стефану показался; и он на меня учинился печален: на што?де церковь соборную покинул? Опять мне другое горе! Царь пришел к духовнику благословитца ночью; меня увидел тут; опять кручина: на што?де город покинул? — А жена, и дети, и домочадцы, человек с двадцеть, в Юрьевце остались: неведомо — живы, неведомо — прибиты! Тут паки горе.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Открою вам тайну диалектики Или другими словами: И скажу вам не тая, диалектик - это я!

САП: Sergey Sergeevich я твоего нового упования не приму.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Sergey Sergeevich я твоего нового упования не приму. У меня одно - было, есть и будет - упование: Верую ... во единую, святую, соборную (кафолическую)и апостольскую Церковь. Кафолик я. Вот мое упование. А что ты там примешь или нет, это дело хозяйское. Поживем - увидим, все течет, все меняется. Мне вот лично надоели все эти пустые споры и медитации на темы ни к чему не ведущие...

САП: Sergey Sergeevich пишет: У меня одно - было, есть и будет - упование Вспомни прошлый год

Александра: Sergey Sergeevich пишет: У меня одно - было, есть и будет - упование: Верую ... во единую, святую, соборную (кафолическую)и апостольскую Церковь. Кафолик я. Разве можно быть кафоликом и не принимать попов, и таинства церковные?

Александра: Sergey Sergeevich пишет: Слова: возненавидеть мир и все мирское и плотское никто не может, если не сделается причастником Божественной благодати и не получит силу на то от Господа Исуса Христа. А кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде, от всего сердца своего, всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых, или, как написано, всегда уклоняться от зла и творить благое. Без таинств сие не возможно.

Сергей Петрович: Sergey Sergeevich пишет: и жен было как у Соломона Нет, Сергей Сергеевич, в 100 раз поменьше. Всего-то.

Законник: Sergey Sergeevich пишет: Мне вот лично надоели все эти пустые споры и медитации на темы ни к чему не ведущие... Ведущие в конкретное место, путь туда очень пространен и ворота широки...

Игорь Кузьмин: Sergey Sergeevich пишет: У меня одно - было, есть и будет - упование: Верую ... во единую, святую, соборную (кафолическую)и апостольскую Церковь. Кафолик я. Вот мое упование. Ну да вера в «едину святую и соборную» "в душе", а в реальности разделение и новое екклектическое «упование», в котором «милость» выше закона (сиречь, закона по разуму сущих уже упований). Основатель нового упования – един хозяин Христовой «милости». Ну наверное так удобно бывает «богословствовать», пока новое тело из одного члена состоит. Сложнее будет когда иной кто объявится, желающий, кроме слепой веру в слова учителя, познать некие пределы таковой Христовой «милости»: чего не должно преступать, и чего не покроет «милость». "Вопрос: Чесому учимся сего девятаго стиха, во едину святую соборную и апостольскую церковь? Ответ: Учимся сим вещем о Церкви Божии. Первей, яко едина есть соборная церковь Божия. обаче во едином Дусе Iсус Христове. во единой вере, и во единых догматех о той вере, и святых тайнах учащих. и во единой главе Господе нашем Iсусе Христе, и под единем чином Его и рядом, правил апоcтольских, и вселенских седми соборов святых богоносных отец, пастырей и учителей. сиречь, святых пап патриархов и митрополитов; архиепископов, епископов, и всего священническаго чина. Другой вещи научаемся. яко сия Церковь Божия есть святая, сих ради вин. первая убо от Христа Жениха и главы своей, верою, и тайны с ним соединившися освящается. вторая же, яко Дух Cвятый пребывает в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет. Третий вещи учимся, яко сия едина церковь есть вселенская, или соборная. сиречь, яко она всех верных везде во всем мире, и в коемждо веце сущих объемлет, и в себе содержит. Четвертой вещи научаемся, яко веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиречь, уповаем на учения и догматы святых апостол, и святых вселенских седми соборов, а не в люди верим. пятой и конечней вещи научаемся, из сего девятого стиха. о общении святых, о нем же апостольский символ сице глаголет. верую святых общению, сиречь, верую яко вернии в Церкви Божии, яко же уди во едином телеси совокуплени себе. и приобщают себе едины другим, воздеятельных служении, благодеянии и молитве, имут общее участие божественныя литургия и тайн церковных, оставления грехов, и добродеянии яже в церкви содеваются. сице убо приобщают себе все, якоже в телеси един уд бывает участник силы другаго. и не точию иже суть на земли вернии, но и иже на небеси, вси сии суть во общем участии святых" [Б. Катихизис].

Законник: Игорь Кузьмин пишет: Ну да вера в «едину святую и соборную» "в душе", а в реальности разделение и новое екклектическое «упование», в котором «милость» выше закона (сиречь, закона по разуму сущих уже упований). А у Вас какое упование? Вот такое: "Аз же смиренный глаголах ему. и где убо и которая правила не повелевают крестити их; он же глаголаше, яко в шестом вселенском соборе о сем писано есть, да и везде рече писано есть о сем, в божественом писании. Аз же смиренныи глаголах ему, от божественных правил святых апостол, и святых отец. яко еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение. якоже святых апостол свидетельствует правило, 46, да пятдесятое, да святаго перваго вселенскаго собора правило, 19." http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1621.htm Т.е. Патриарх Филарет осознанно преступает 95 правило 6 В.С.! У Вас такое же средневековое упование?

Мнение: Sergey Sergeevich пишет: У меня одно - было, есть и будет - упование: Верую ... во единую, святую, соборную (кафолическую)и апостольскую Церковь. Кафолик я. Вот мое упование. Громко, но не без лукавства, ибо в параллельной теме читаем: о. Андрей пишет: Сервилизм был, а сергианства не было. Очень правильное замечание. А я вот этот момент упустил. Да, в РПЦ МП есть именно учение о том, что надо повиноваться власти какой бы но ни была, и в частности власти большевиков богоборцев, при чем именно на их условиях! (Sic!) А староверцы просто приспосабливались ради выживания, но никак идеологически это не обосновывали Ну и где здесь всецелое упование на Христа? Да еще тут же и оправдание подыскали: Хотя конечно доупскать до церковных дел чиноников богоборцев дело нехорошее, но ведь и в прежние времена иноверная и христоборная власть вмешивалась в дела Церкви, в малой Азии, в Африке, в Греции, на балканах, да и на Руси тоже.[/quoye] В общем: Вот мое упование хоть с чертом лысым, лишь бы "выжить" и достаточно лишь одного - постараться "никак идеологически это не обосновать", так, дурачком прикинуться и довольно.

Игорь Кузьмин: Законник пишет: А у Вас какое упование? В профиле указано Законник пишет: Т.е. Патриарх Филарет осознанно преступает 95 правило 6 В.С.! У Вас такое же средневековое упование? Патр. Филарет осознанно разобрался в крещении осужденных еретиков (еже есть водою и Св. Духом), а Вы видимо еще нет. 6 вс. собор утвердил также и решение собора бывшего при свт. Киприане Карфагенском, во 2 правиле. И 1-м правилом свт. Василия В. разъяснил, что есть обдержность, а что смотрение, сиречь икономия/акривия. Древний обычай - апостольскими правилами утвержден, а смотрение - есть лишь снисхождение к немощам, а не утверждение святости их крещения. Равно как по таковой же икономиии, ап. Павел обрезание и очищение иудейское дозволил, а свт. Василий В. временно не исповедывал Св. Духа Богом (разделившимся с никейцами), не ради утверждения некоей истины (буквы иудейского закона или ереси), но ради немощи присоединяющихся, которые соединившись с Церковью, Св. Духом просвещенные познают и всю истину доконца. "икономию, которую иногда использовали некоторые из Отцов, нельзя считать ни законом, ни примером"[Пидалион].

Законник: Игорь Кузьмин пишет: Патр. Филарет осознанно разобрался в крещении осужденных еретиков (еже есть водою и Св. Духом), а Вы видимо еще нет. А с 1 правилом 6 В.С. Патр. Филарет и Вы осознанно разобрались? "Кратко рекши, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: то да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианскаго, яко чуждый, да будет изключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоем образом." А с 1 правилом 7 В.С. Патр. Филарет и Вы разобрались? "Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучением, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третьяго неба, и слышавший неизреченные глаголы, Божественный Апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольные сущим." А с толкованием к 46 Ап. правилу Патр. Филарет и Вы осознанно разобрались? "Книга правил. Сие Апостольское правило относится к еретикам, каковые были в Апостольские времена, повреждающим главные догматы о Боге Отце и Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. О других родах еретиков дальнейшие постановления представляют следующие правила: Первый Вселенский собор правило 19-е, Лаодикийский 7-е, 8-е, Шестой Вселенский собор 95-е, Василий Великий 47-е. http://www.agioskanon.ru/apostol/001.htm#51 Буду также благодарен зело, если разьясните неучу, какая икономия придумана в обоснование того, что медвежатина - СКВЕРНАЯ пища согласно Собору 1621 г!

САП: Законник пишет: какая икономия придумана в обоснование того, что медвежатина - СКВЕРНАЯ пища согласно Собору 1621 г! Об етом еще прп.Феодосий Печерский писал: Зазирает латын за то, что они ели: желвы ї дикїе кони,..ї мєдв_дину, ї бобровину, ї хвостъ бобров. ("Слове о вере христианской и латынской" Феодосия Печерского) http://www.philosophy.ru/iphras/library/nikifor/03.html Зонара лист 47

Законник: САП пишет: Об етом еще прп.Феодосий Печерский писал: Сначала пусть энциклопедист Кузьмин придумает икономию на СКВЕРНУ, он помнится мне в этом плане был православного упования, а не средневекового!

САП: Законник пишет: придумает икономию на СКВЕРНУ А что велосипед выдумывать, все уже есть, вот из Василия Великого: Ибо и болиголов есть зелие, и мясо ястреба есть мясо, но никто в здравом уие не будет ясти белену, ниже прикоснется песиему мясу, разве в великой нужде. Посему ядший не сделал беззакония.

Законник: САП пишет: Ибо и болиголов есть зелие, и мясо ястреба есть мясо, но никто в здравом уие не будет ясти белену, ниже прикоснется песиему мясу, разве в великой нужде. Посему ядший не сделал беззакония. Так это не икономия - это православный канон. Василий Великий никакое животное СКВЕРНЫМ не нарицает. Василий Великий в своем 47 правиле, "создание Божие скверным нарицающих" к еретикам причисляет. Собор 1621 г. определил медвежатину СКВЕРНОЙ, что противоречит православной догматике, в частности, Василию Великому. Вот и требуется от энциклопедиста Кузьмина придумать соответствующую икономию, обосновывающую это грубое отступление от ДОГМАТА!

САП: Законник пишет: Василий Великий никакое животное СКВЕРНЫМ не нарицает. Василий Великий пишет: никто в здравом уме не будет ясти белену, ниже прикоснется песиему мясу Патриарх Константинопольский Михаил пишет о латынах в 1054г.: и что скверноядят http://www.krotov.info/acts/11/2/kerullar.html

Законник: САП пишет: Патриарх Константинопольский Михаил пишет о латынах в 1054г САП, давайте дождемся эксперта, он скажет свое веское слово, обязательно придумает какую-нибудь монолитную икономию. Я сейчас Вас могу завалить каноничными источниками, доказывающими то, что Вы не правы. Вопрос не в том, скверна или нет МЕДВЕЖАТИНА, понятия СКВЕРНА в отношении создания божия нет места в православии. Любители делить животных на чистых и нечистых должны искать удовлетворения своему "благочестию" в иудаизме с исламом, но никак не в православии. Вопрос в том, какую найдет "икономию" энциклопедист Кузьмин в обоснование этого грубейшего попрания православной догматики Собором 1621 г!

САП: Законник пишет: давайте дождемся эксперта, он скажет свое веское слово, обязательно придумает какую-небудь монолитную икономию. Я сейчас Вас могу завалить каноничными источниками доказывающими то, что Вы не правы. Вопрос не в том, скверна или нет МЕДВЕЖАТИНА, понятия СКВЕРНА в отношении создания божия нет в принципе в православии. Чем вам Кузьмин дался? Ету тему уже столько раз на форуме перетирали, факт остается фактом - до раскола (1054г.) греки считали грехом вкушения скверных мяс, ето предание переняли и русские у греков, оно вошло в наши Потребники (чин от скверноястия) и в Епитимийники (Опросники). На соборе 1621г. было повторено известное на Руси с времен принятия християнства. Скверным мяса нечистых животных считаются не по поврежденности их природы, а по отвращению к гурманству, если есть законные мяса, зачем есть экзотические (хищников и трупоядцев)?

Игорь Кузьмин: Законник пишет: А с 1 правилом 6 В.С. Патр. Филарет и Вы осознанно разобрались? ... А с 1 правилом 7 В.С. Патр. Филарет и Вы разобрались? Ну так разум св. писания непротиворечив. Киприановы древние соборы, а заодно и в Каппадокии и Икониии единым гласом подтвердили догмат о Церкви, запечатленном Вертограде, в котором единственно тайны Св. Духом действуются. И этот догмат не токмо не отвергнут, но утвержден вышереченным 2 правилом 6-го вс. собора. Двух же противоречивых догматов Церковь не может содержать. Догмат же всякий на разуме св. писания утверждается, а не кроме его. "Един Господь, едина Вера, едино Крещение" (Еф. 4, 5), а следовательно, едина Церковь, в которой лишь и возможно совершение Таинств. Крещение от веры не разликует. Да собственно читайте свт. Киприана Карфагенского, там все разъяснено о догмате. Законник пишет: А с толкованием к 46 Ап. правилу Патр. Филарет и Вы осознанно разобрались? "Книга правил. Сие Апостольское правило относится к еретикам, каковые были в Апостольские времена, повреждающим главные догматы о Боге Отце и Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. О других родах еретиков дальнейшие постановления представляют следующие правила: Первый Вселенский собор правило 19-е, Лаодикийский 7-е, 8-е, Шестой Вселенский собор 95-е, Василий Великий 47-е. http://www.agioskanon.ru/apostol/001.htm#51 Вообще-то апостольские правила не подают смотрения. И византийские толкователи здесь ничего не добавляют. Догматы же повреждают и позднейшие еретики, как то ариане, македониане, аполинариане и проч. к коим смотрение прилагали. А вот 47- правило свт. Василия В. полезно и Вам посмотреть внимательно. Повреждали ли главные догматы сии еретики, которых свт. Василий В. уже после 1-го вс. собора перекрещивал, в отличие от обычая в Риме? На основании какого догмата свт. Василий В. перекрещивал таковых «наватиан... и т п.» в правиле 47? Законник пишет: Буду также благодарен зело, если разьясните неучу, какая икономия придумана в обоснование того, что медвежатина - СКВЕРНАЯ пища согласно Собору 1621 г! Ну если Вы разобрались в разуме св. писания, ради чего Господь в ветхом законе нарек некоторых животных для пищи скверными и отделенными для вкушения, то познав кроме буквы дух св. писания познаете и какая польза в ограничении вкушения таковых и в новом законе. Не ради природной нечистоты, но ради упражнения в ограничении плотоугодия. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_48.htm А против жидовского догмата «нечистоты» вкушали свиные мяса. Но сохраняя дух заповеди Господней и «скверное» опасались отвергнуть вовсе, дабы не подать повод немощным падения в плотоугодие.

Законник:

Законник: Игорь Кузьмин пишет: На основании какого догмата свт. Василий В. перекрещивал таковых «наватиан... и т п.» в правиле 47? Касательно 47 пр. Василия Великого Матфей Властарь в Синтагме все популярно объясняет и вообще он все очень четко объясняет в гл. 2 "О еретиках и как должно принимать обращающихся от ересей": "Теперь должно рассмотреть как божественные отцы повелели принимать обращающихся от ересей и приходящих к кафолической Церкви; но предварительно, как бы в виде разделения отступающих от правого мышления, должно сказать о родовых наименованиях, которые они получили по различию заблуждений: "Ибо иное, говорит в 1-м правиле Великий Василий, св. отцы нарекли ересью, иное расколом и иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" как, например, манихеев, валентиниан, маркионитов, пепузиан и подобных им. "Раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание", и особенно отделяющихся от Православной Церкви во мнении об образе покаяния; а самочинными сборщиками - противозаконные собрания; например, если кто из епископов, или пресвитеров, быв обличен в грехе, удален от священнослужения, - но, не желая покориться правилам, сам удержал за собою предстояние и священнослужение; с ним отступили, оставив кафолическую Церковь, некоторые из мирян, страждущие недугом неведения. Посему, говорит св. Отец, изначала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать, потому что у них есть разность в самой вере в Бога; крещение раскольников - принимать, а устрояющих самочинные сборища и показывающих обращение приличным покаянием - опять присоединять к Церкви, даже иногда возводить в прежний чин находящихся в церковных степенях и отступивших вместе с непокорными, потом раскаявшихся. Но кафаров, которые суть из числа раскольников, и енкратитов и идропарастатов, говорит (св.Отец), угодно было отцам, бывшим с Киприаном и нашим Фирмилианом, всех снова крестить; ибо в Карфагене, епископом которого был великий Киприан, был собран древнейший из всех собор отцов, которыми постановлено было, по общему определению, крестить всех, обращающихся к Церкви, - не только еретиков, но и раскольников, - ибо они заключали таким образом, хотя бы раскольники и не погрешили относительно догматов, но, поелику глава тела Церкви, по божественному Апостолу (Еф.5:23), Христос, Которым живут и от Которого приемлют духовный рост все члены, а они, как отторгшиеся от тела Церкви, уже не имеют пребывающей в них благодати Св. Духа, - то каким образом могут преподать другим то, чего сами не имеют. "Но однако, говорит сей великий отец, поелику некоторым в Асии угодно было, ради назидания многих, прияти крещение кафаров, то да будет оно приемлемо". Об енкратитах Енкратитов (крещение) не позволено принимать, ибо ересь их есть очевидно отрасль ереси маркионитов; потому что, согласно с сими, и они гнушаются браком, объявляя его сатанинским, отвращаются вина, запрещают употреблять в пищу животных и создание Божие нарицают скверным: "Ибо да не глаголют, яко крестятся во Отца и Сына и Святаго Духа, когда они, подобно Маркиону, называют Бога творцом зла". Но дабы, по причине строгости, не сделать их более медлительными в обращении к кафолической Церкви, должно, говорит (св. отец), держаться обычая и следовать отцам, "благоусмотрительно устроившим дела наши", и, согласно с их мнением, должно допускать их до причащения св. Таин после помазания св. миром [Указание на обычай принятия енкратитов в Церковь посредством таинства миропомазания встречается в 47-м прав. св. Василия Великого. Говоря о принятии енкратитов чрез перекрещивание св. Василий Великий замечает, что "наше винословие да имеет силу... хотя у других и не принят сей обычай перекрещивания"; обычай принятия енкратитов чрез таинство миропомазания имеет свое основание в положительных церковных правилах (II вс. с пр. 7; VI вс. с. пр. 95; Лаод. 7); и св. Василий Великий, изложив свое личное мнение о принятии енкратитов чрез перекрещивание, в конце правила прибавляет: "Итак, аще сие угодно будет, то должно собратися множайшим епископам и т.д.". Эти слова показывают, что своего мнения св. Василий Великий не выдавал за положительное правило, предоставляя решение соборам.]. Об идропарастатах Идропарастаты суть те, кои, принося для священнодействия святой чаши одну только воду, запрещают смешивать ее с вином, и думают, что законный брак ничем не отличается от блуда. То же самое определяет и 47-е правило св. Василия Великого. Ищи об идропарастах и армянах в 8-й гл. буквы Κ. 7-е правило второго Вселенского собора ясно узаконяет, как должно принимать обращающихся от ереси; ибо, разделив всех (таковых) на два разряда, оно определило - одних помазывать миром, а других перекрещивать. Итак, ариан, македониан, савватиан и наватиан, именующих себя чистыми, аристеров и четыренадесятидневников, или тетрадитов и аполлинаристов, поелику божественное крещение над сими совершается одинаково с нами, правило не считает нужным перекрещивать, - но повелевает после письменного анафематствования своей (их) ереси помазывать святым миром чело их, очи, ноздри, уста и уши, и, запечатлевая, произносить печать дара Духа Святаго." http://www.pagez.ru/lsn/0360.php

Законник: Игорь Кузьмин пишет: А против жидовского догмата «нечистоты» вкушали свиные мяса. Но сохраняя дух заповеди Господней и «скверное» опасались отвергнуть вовсе, дабы не подать повод немощным падения в плотоугодие. Я так и не понял вашей позиции в отношении того православно или нет называть ту или иную пищу, в частности, медвежатину, СКВЕРНОЙ? Как-то очень уж кудряво пишете...

САП: Законник пишет: Я так и не понял вашей позиции в отношении того православно или нет называть ту или иную пищу, в частности, медвежатину, СКВЕРНОЙ? Как-то очень уж кудряво пишете... Вам же все пояснили, что вы к Игорю Кузьмину цепляетесь?

Законник: САП пишет: Вам же все пояснили, что вы к Игорю Кузьмину цепляетесь? Ну, он вроде как здесь главный богослов. А цепляюсь я к нему для того, чтобы любители "средневековья" не соблазняли народ православный своими придумками и "икономиями". Простите великодушно, но Бога нужно бояться больше чем людей, как завещал нам божественный Ап. Павел. Вот и Сергеевич уже по-ходу что-то начал подозревать, может Бог даст и другой кто задумается...

САП: Законник пишет: Ну, он вроде как здесь главный богослов. Он самый умный и эрудированный форумчанин.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Вспомни прошлый год А что изменилось? Мое отношение к радикалам безпоповцам, но не вера в кафолическую истину. Есть пророчества - они верны и я верю в их исполнение. Вся разница только в том, что неции считают, что все кончилось в 1666 году и последний час, время, которое Господь обещал сократить, ради верных, иначе бы не спаслась НИКАКАЯ плоть, это время длится якобы вот уже 4 столетие. Вот с этим я не согласен. А то что наступит такое время, что будем токмо бегать и таиться, - в этом спору нет. И что рассыпана будет рука освещенных, и не будет Жертвы, и прочее, все это будет, но не вчера, а завтра. А пока, да, в мире правит антихрист, но но не во всех, и Церковь еще совершает свое обычное служение - вопрос только в том кто именно составляяет Церковь. Кто знает, в такой смуте м.б. это не одно согласие, а несколько. ...Вот во времена смут арианской, несторианской, монофизитской, иконоборческой, кто мог определить с точностью границы Церкви? Мне кажется и сейчас так. Ну, это только мысли вслух. Честно говоря у меня большое желание удалиться от этих разговоров в келию и заняться умным деланием, чтением свв. отеческих книг, а потом лет через несколько что-то решить. А так между пивом и форумом, мне так кажется, Истина вряд ли откроется.

Sergey Sergeevich: Игорь Кузьмин пишет: «милость» выше закона Я с тобой дискутировать не хочу. Милость конечно выше закона. А твое законопоклонство, как и прочих законопоклонников ведет в ересь жизнеотрицания, о которой и сказано в апостольском послании: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. 4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается словом Божиим и молитвою. Вот это про тебя и тебе подобных. Все заблуждения всегда облекались высокой эрудицией и множеством непротиворечивых цитат, ссылками на авторитет Предания и Писания. Так что я закрываю глаза и затыкаю уши, что бы не слышать и не видеть поющих сладкоголосых, но смертоносных сирен.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Скверным мяса нечистых животных считаются не по поврежденности их природы, а по отвращению к гурманству, если есть законные мяса, зачем есть экзотические (хищников и трупоядцев)? А чего ты тогда пупыришься, я вот понять не могу? Я баранину то не ел уже лет 25, не то что медвежатину или кроликов, нужды нет. А ежели голодуха будет, сам сожрешь все что попадется (Аввакум ел, в кормчей писано о том же). Вот так же и во всем. Будет нужда, будет и жизнь иная, нет нужды - обычный порядок жизни.



полная версия страницы