Форум » Полемики » Свв.отцы о том, что антихрист будет не "духовным" » Ответить

Свв.отцы о том, что антихрист будет не "духовным"

Jora: Беспоповцы признают легитимность сборника поучений "Златоуст"? Употребляют на молениях? Нашёл там одно интересное место.

Ответов - 45, стр: 1 2 All

САП: Jora пишет: Беспоповцы признают его легитимность? Употребляют на молениях? Да.

Jora: Я догадывался, но на всякий случай спросил. Cлово 98.В неделю 20, поучение святаго Кирила Философа о исходе души от тела и о мытарствах (почти в конце):

Полихроний: Ну и что дальше? Некоторые святые отцы понимали 3,5 лета буквально, а иные как неопределённый период времени. В седмитолковом Апокалипсисе нередко тольбкования очень сильно различаются.

Jora: В поучении осудждаются говорящие, "яко `уже конец приближается мiру". И 350 лет царствования духовного антихриста не согласовываются с этим поучением. "Скончавающужеся року жития" - ясно, что в самом конце.

САП: Апокалипсис печатной, зачало: 54. лист, 83. Благо же бы имело слово, да аще всемирнаго вавилона начальство даже до пришествия антихристова. един царствующии град поставим, последнее же антихристово мучительство, еже мало время державствовати имать, аще на первая единоначальства воззрим. занеже овая убо от них над пять сот лет начальствоваша, овая же над тысящу. инако же, и всякое число летное малое есть противу будущаго святых безконечнаго царства. Апокалипсис трех толков.: глава: 33. ст. 145. иного толкования. Тысящю же двесте и шестьдесят дний объемлется все время от вознесения Христова на небеса. Тоже согласно сему глаголет, и в книге феодоритовой, новопечатная, часть, 2. от толкования на видение пророка Даниила. по переводу 70-ти толковников, по тексту еврейскому и греческому. Глава, 7. стих: 25. лист, 119. Далее когда глаголет (пророк) и дастся в руку его даже до времени и времен, и полувремени. чрез сие означает, ниже: время здесь полагается не за известныя месяцы или дни, ниже за три года с половиною, как некоторыя толкуют, но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт. Там же: глава 12. ст.: 11. лист, 215. От времени же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесять. ниже: От толкования. Сии дни составляют три лета и половину года. Но ангел без сомнения глаголет здесь иносказательно: якоже бо прежде положил время, времена, и пол времени, за продолжительное течение времени, и благополучное окончание онаго. Там же от толкования 70-ти толковников, на видение пророка Даниила, глава: 12. ст.: 7. лист: 209. часть 2. Сущее: И слышах от мужа оболченнаго в ризу льняну. яже бяше верху воды речныя, и воздвиже десницу свою и шуицу свою на небо, и клятся живущим во веки, яко во время и во времена их и в пол времени, егда скончаается разсыпание руки людей освященных, и уведят сия вся. Ниже: От толкования: Сии слова означают не три токмо года с половиною, как некоторые мнят. но время полагается в место продолжительнаго времени течения, а времена, в место продолжительнейшаго, пол же времени, вместо конца несовершеннаго истечения времени, как и выше протолковали мы во главе 7-й. под стихом, 25. и так сущность слов состоит в том, что многие еще протекут между тем годы, донележе Бог исполнит то, что пророку своему показал, и что верные не скоро еще достигнут конца желании своих, понеже время продолжится им, паче же и усугубится. что же касается до слова пол времене. то оное придастся для утешения благочестивых, дабы не унывали духом что Бог не скоро исполняет желания их, но ожидали бы терпеливо, доколе протечет время, и исполнятся времена. по сих присовокупляет: егда скончается разсыпание руки людей освященных, и уведят сия вся. то есть надлежит протещи времени, потом наступить временам. в пол же времени вся сия событие свое приимут, приимут же тогда, егда скончается разсыпание руки людей освященных. таким образом архангел паки напоминает, что церковь Божия, то есть верные благочестивые люди подвержены будут многим злоключениям: и потому весь сей стих содержит увещание к терпению, и притом долговременному.

Jora: А три с половиной дня не может быть? Или 3, 5 часа?

Игорь Кузьмин: «Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во области своей» (Деяния апостольск. в зач. 1). Пророчество же Даниилово, от которого и взято число лет сие, по скончании 70 седмины исполнилось плотски на иудеях. О сем многие отцы писаша. Напр. зри у Златоуста в 5 слове против иудеев. (Посему по букве исполнившееся пророчество непременно – 70-я седмина исчисляется такожде как и прежде бывшие в летах). В духовном же разуме сие пророчество свв. отцы полагали и на антихриство царство. Но если ветхозаветное пророчество сочтено было в седминах наших лет, то в новой благодати духовные иудеи - новые християне духовно и разумевают воцарение антихриста и его царство. Не в годах, что отречено Господом, но по сбывающимся явлениям всемирного отступления народов от Христовых установлений. Как о том повествуется в учительной книге О вере, главе 30. «Посредством свыше подаемаго им познания уразумеют (то что есть); живущии же в беззаконии и нечестии, из сущих внутрь познати ничтоже возмогут. Егда же приидет событие вещей, тогда явственно уразумеют пророчества силу, тогда разлучатся от праведных и делающие беззаконие, вся бо огнь искусит» (Феодорит на 12 гл. Даниила пророка).

Jora: САП, как думаешь, составитель поучения не знал этих цитат? Знал, несомненно. Но написал в поучении так, как соответствует Преданию. Ведь для чтения в храме отбирались самые выверенные, точные, тексты, имеющие общецерковное предание. Игорь Кузьмин пишет: В духовном же разуме сие пророчество свв. отцы полагали и на антихриство царство. Но если ветхозаветное пророчество сочтено было в седминах наших лет, то в новой благодати духовные иудеи - новые християне духовно и разумевают воцарение антихриста и его царство. ОТкуда цитата?

САП: Jora пишет: составитель поучения не знал этих цитат? Знал, несомненно. Но написал в поучении так, как соответствует Преданию. Ведь для чтения в храме отбирались самые выверенные, точные, тексты, имеющие общецерковное предание. Не все так прямолинейно, ты соседнюю тему посмотри: http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00001413-000-0-0-1286043195 Или составитель не ведал, что будет время когда царя у православных не будет? Патриарх Антоний (1389-1390; 1391-1397) на запрос Московского великого князя Василия I, можно ли опускать имя византийского императора на богослужениях в России, ответил:"Сын мой, ты ошибаешься, говоря:"У нас есть Церковь, но нет императора. Между Церковью и империей есть великое единство и общность, и их невозможно отделить друг от друга".

Jora: САП пишет: Или составитель не ведал Вполне возможно, один Гоподь всё ведает. Давай, друже, не станем смешивать знание будущего, которое очень немногим святым дано было, и знание существующих письменных толкований Отцов. Если бы 3, 5 года действительно понимались бы символически, об этом было бы сказано в обсуждаемом поучении.

САП: Jora пишет: не станем смешивать знание будущего, которое очень немногим святым дано было, и знание существующих письменных толкований Отцов. Если бы 3, 5 года действительно понимались бы символически, об этом было бы сказано в обсуждаемом поучении. Ето так, но Церковь традиционно верила и в то, что епископы пребудут вечно, а вышло иначе, но и внутри традиции были пророческие прозрения о которых писал Игорь.

Jora: САП пишет: вышло иначе Церковь и сейчас в это верит. Сергий, ты честный собеседник. Спаси тебя Христос!

Игорь Кузьмин: Jora пишет: ОТкуда цитата? Цитата была дана ниже из бл. Феодорита на 12 гл. пророка Даниила, где он разъясняет слова архангеловы Даниилу: «И рече мне: Гряди Данииле, яко заграждена и запечатана словеса, даже до конца времене. Доколе избраннии будут, и убелятся, и огнем искусятся мнози, и беззаконнуют беззаконницы, и не уразумеют вси нечестивии, и умнии уразумеют». То есть печать положена архангелом Гавриилом до конца времене на распознание сих таинственных слов о последнем времени. И токмо сущие тогда «умнии избраннии уразумеют при помощи ведения, подаваемого им свыше; а живущие в беззаконии и злочестии не возмогут уразуметь содержащегося в словах». Вот так, разумение от духовного распознания свершающихся событий всемирного отступления (как научает списатель книги О вере), а не слова Даниилова пророчества, разумение о времени по гласу архангелову запечатано «даже до конца времене». Лета от пророчества Даниилова приемлются (в последущих текстах церковных писателей о последних временах), а распознание духовно, когда Дух Св. откроет верным всемирное отступление от принятого благовестия Христова. «Будет же антихристова царства токмо полъчетверта лета, не пророчествую же, но от пророка Даниила глаголю; тако пишет дастся в руку его до времени и времене и пол времене; время есть год един возрастет пришествия его. а два времени другия лета злобы его. и тако суть три лета. а пол времени есть, шесть месяц. и прочая» [Кирилова, знамение, 1].

Sergey Sergeevich: САП а помнишь ты года два назад мне вдруг сказал, что тебя озарило, что ВСЕ христиане до раскола верили в буквальное понимание 3,5 годов и прочее про царство антихриста... Мне все здесь ясно как день... Не вмещает мой ум и сердце только одного, зачем Богу сотни лет наблюдать, как десятки поколений людей рождаются и умирают даже не прослышав об истинной вере. Зачем обрекать на сотни лет десятки поколений людей на подвиг, который не могли понести люди прежний столетий и спасались в браке, семье и обычной жизни в миру? Ну понятно, если 3.5 года буквально - оверившегося антихриста бегать и в подвизе пожить и вот - Второе Пришествие! А это, что получается: Церковь состоит из 100 человек живущих в России, русских по национальности, почти все родственники (дети, внуки, и прочее, восприявшие веру по наследству (неофитов почти нет или вовсе нет), никто кроме русскоязычных о таковой вере даже и узнать то не может... так за что ж судить то прочих несколько миллиардов? Вот никак этого понять не могу, антихрист везде, а христиане только в нескольких городах и весях российских, ну прям Земля Обетованная наша Русь Святая! Если б, еще об таком раскладе где-то было у святых прописано, а то все какие-то толкования на толкование... Я в интеллектуально-эмоциональном ступоре... Если б не мои козы с барашами, уже бы с ума сошел, а так отвлекаюсь повременам на тварь Божию и радуюсь душою грешной: Аллилуия!

имярек2: Sergey Sergeevich Простите , если скомпрометировал

САП: Sergey Sergeevich пишет: а помнишь ты года два назад мне вдруг сказал, что тебя озарило, что ВСЕ христиане до раскола верили в буквальное понимание 3,5 годов и прочее про царство антихриста... Дык, я и не отрицаюсь сего: Jora пишет: цитата: не станем смешивать знание будущего, которое очень немногим святым дано было, и знание существующих письменных толкований Отцов. Если бы 3, 5 года действительно понимались бы символически, об этом было бы сказано в обсуждаемом поучении. САП отвечает: Ето так Sergey Sergeevich пишет: Не вмещает мой ум и сердце только одного, зачем Богу сотни лет наблюдать, как десятки поколений людей рождаются и умирают даже не прослышав об истинной вере. Зачем обрекать на сотни лет десятки поколений людей на подвиг, который не могли понести люди прежний столетий и спасались в браке, семье и обычной жизни в миру? Я вот специально для тебя повесил тему, что всегда мало спасалось, а уж в последнее время вообще единицы, вот тут полнее. Я так понимаю, что Богу нужно от человечества качество (святость), а не колличество спасенных. Такой религиозный "фашизм", он мне бросился в глаза когда я впервый раз взял в руки Евангелие... Т.е. все ети конструкции, с правилами, чинами, Империей и пр. нужны лишь как средства для достижения святости единиц людей, коими и пополняется Царство Небесное. Етим оправдывает человечество свое существование, как только число спасаемых уменьшится до критической массы, произойдет то, что описано о Содоме и Гоморре, помнишь разговор Авраама с Богом, ради скольких праведников он пощадит города? И аще праведник едва спасается, нечестивый и грешный где явится?

SPECTATOR: Sergey Sergeevich пишет: Я в интеллектуально-эмоциональном ступоре... Добро пожаловать во Святую Католическую Церковь! Святейший Отец всегда рад гостям.

Jora: Sergey Sergeevich пишет: толкования на толкование... Вот то-то и оно! А мне САП в своё время говорил, что беспоповство простое, как яйцо, и многие соблазняются этой простотой...

САП: Jora пишет: А мне САП в своё время говорил, что беспоповство простое, как яйцо, и многие соблазняются этой простотой... Точно и я такожде!

Полихроний: Безпоповство - естественное состояние Церкви последнего времени.

А. Емельянов: А Вы не говорите за всю Одессу.

Jora: Игорь Кузьмин пишет: В духовном же разуме сие пророчество свв. отцы полагали и на антихриство царство. Но если ветхозаветное пророчество сочтено было в седминах наших лет, то в новой благодати духовные иудеи - новые християне духовно и разумевают воцарение антихриста и его царство. Вот здесь выделенные слова - это же Ваши собственные, Игорь? Ваше толкование святоотеческого толкования?

Игорь Кузьмин: Jora пишет: Вот здесь выделенные слова - это же Ваши собственные, Игорь? Конечно же, здесь все слова мои. Цитаты или ссылки я выделил особо. Jora пишет: Ваше толкование святоотеческого толкования? Толкование 70- ти седмин у святых отцов, как исполнившихся уже плотски на иудеях я привел. Толкуется то, что явлено. Явлена 70 седмица Даниилова (в летах), в которой дан был новый завет и воцарилась мерзость запустения - вот и доказательство у свв. отцов против иудеев, отвергших Христа. Почему подробно и толкуется свв. отцами. А то что не вполне исполнилось еще как возможно толковать. Здесь тайна еще не раскрыта. Печать архангелова еще не снята. Вот и нечего еще толковать. Посему и переносится все на время свершения пророчества. Как и показано чрез само пророчество и толкование его Феодоритом. Так и сам Господь в евангелии, по Благовестницем (бл. Феофилакт), указует своими словами на двоякий разум Даниилова пророчества. Один исполнившийся ко времени святых истолкователей по букве в летах на иудеях, а другой еще нет. Но он духовен и открыт для духовного разумения последних времен. Зри Благовестнице (на три евангелия: Мф. 24, 15; Мк. 13, 14; Лк. 21, 20) толкование слов Господних о Данииловом пророчестве и воцарении мерзости запустения.

Jora: Игорь Кузьмин пишет: Но он духовен и открыт для духовного разумения последних времен. Если и допустить, что точная продолжительность неизвестна, то почему Вы решили что духовно толковать период 3, 5 года нужно именно в сторону увеличения? Почему не 3, 5 дня, например? Или 3, 5 часа?

САП: Jora пишет: почему Вы решили что духовно толковать период 3, 5 года нужно именно в сторону увеличения? Почему не 3, 5 дня, например? Или 3, 5 часа? Время здесь полагается не за известныя месяцы или дни, ниже за три года с половиною, как некоторыя толкуют, но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт. Толкования на видение пророка Даниила. по переводу 70-ти толковников, по тексту еврейскому и греческому. часть, 2. глава 12. ст.: 11. лист, 215.

Jora: САП пишет: но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт. А начало оного отрезка времени - открыто?

САП: Jora пишет: А начало оного отрезка времени - открыто? Да, мерзость запустения на святом месте, прекращение принесения Жервы.

Jora: САП, понятно, мы подошли к самой сути наших различий. Тогда выкладываю следующий аргумент.

Jora: Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные Огласительное поучение пятнадцатое К готовящимся в Иepycaлиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Зрях дондеже престоли поставишася, и Bemxий деньми седе и проч. (Дан. 7, 9). Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый и проч. (Дан. 7, 13). … так и пред вторым пришествием истинного Христа, противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитить себе власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом, и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Месии, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями. http://pagez.ru/lsn/0124.php#o15

Sergey Sergeevich: *PRIVAT*

Игорь Кузьмин: Jora пишет: Если и допустить, что точная продолжительность неизвестна, то почему Вы решили что духовно толковать период 3, 5 года нужно именно в сторону увеличения? Почему не 3, 5 дня, например? Или 3, 5 часа? Духовное толкование не может относиться к спорам о времени плотском (секунд, минут, часов, годов ...). Здесь дело плотского ума искать сроки кончины мира, которое отречено Господом, «несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во области своей» (Деяния апостольск. в зач. 1). И апостол в сем же утверждает верных, «о временах же и сроках, братия, нет нужды писать вам, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» [1 фес. 5]. Преп. Андрей Кесарийский к сему же слагается, посему и не сроки предлагает открывать, но к духовному разумению некое толкование подает о последних временах, ведание же лет, одной токмо Премудрости Божией уставляет, человекам же искать не удобно сие, нои отречно: «Темже и мы, не яко достигше глубин съкровеннаго в нем Духа, виденых блаженным (Богословом) толкование творим. и ниже вся по писмени разумевати дерзаем, или о сразуменных нами извествуем: но обучение уму к быстроумию подающе: и настоящых убо, аки мимо текущих, пренебрежение, будущых же, аки пребывающых, въжделение: известное сих ведение божественней Премудрости оставлше, ведущеи и лета, по нихже пророкованная будут. яже искати нам апостолы отречена быша» [В предисловии автора к Апокалипсису]. И далее сей премудрый автор толкового апокалипсиса духовно разумевая полагает на антихристово царство неопределенное время, лишь качественно разделяя его с прошедшим или даже с бесконечным царством святых, «последнее же антихристово мучительство, еже мало время державствовати имать, аще на первая единоначальства воззрим. занеже овая убо от них над пять сот лет начальствоваша, овая же над тысящу. инако же, и всякое число летное малое есть противу будущаго святых безконечнаго царства» [зач. 54, гл. 17]. Посему мне зрится сим премудрым учителем здесь показано удобное отвещание по сущности Вашего воппроса, в согласии разума священного писания об испытании некиих сроков кончины мира, дабы не подать некоего соблазна к спорам и мнениям.

Jora: Игорь Кузьмин пишет: об испытании некиих сроков кончины мира Я и не испытываю сроки кончины мира. Хотел лишь показать противоречие в том, что беспоповцы считают антихриста воцарившимся давным-давно, но вот уже два поучения говорячт о другом. Есть и ещё одно место, скоро выложу.

Игорь Кузьмин: Jora пишет: Я и не испытываю сроки кончины мира. Ну, если Вы не испытываете последние сроки царствия антихристова, то значит они могут заключать в себе и значительно больший промежуток времени, известный лишь Премудрости Божией, значит и десятки и сотни лет здесь невозможно ограничить некиим пределом, а значит и заключать в одной личности токмо. «не от царей, ни царьска рода воздержит царство, но прелестию восхитит власть. кто же есть сей? или от какова чина? повеждь нам о Павле, коего глаголеши пришествие по действу сатанину, во всякой силе и знамениих и чюдесех ложных? сие последи повести указует, яко сатана ученики себе учинит, иже по онаго воли сам собою начнет действовати» [Кирилова, знамение 10].

САП: Jora пишет: который похитить себе власть над Римским царством И о каком Римском царстве идет речь?

САП: Sergey Sergeevich пишет: То, что спасающихся мало это понятно,но вот когда их вовсе нет, а мир живет, история идет, исскуство, музыка, живопись, литература, любовь, война, быт и прочее. Родина, мать, народ... А тут какие-то перцы говорят, что мол, ни хрена уже нет ничего, так мол, свв. отцы пророчили, и вот нас сто человек - это вся История и церковь Значит есть спасающиеся, а в остальном: как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех...

Константин Беляев: САП а кинь пожалуйста ссылку на Собор староверов, решивших, что священства больше нет и что его искать не имеет смысла.

Oleg23: Искать и не сдаватся, брат Костя надо, всегда! Именно в этом великое Дао староверства! Скажи, Серега!

SPECTATOR: Константин Беляев пишет: ссылку на Собор староверов, решивших, что священства больше нет и что его искать не имеет смысла. Ну как же! Здесь ведь Кузьмин приводил "епистолию", согласно которой, по его всегда безошибочному мнению, дьякон с протопопом, на пару, поотлучали и низложили всех епископов. Вот так, легко и просто, без всяких там заморочек с какими-то соборными правилами, архиерейскими судами... Дешево и сердито, одними словом.

САП: Константин Беляев пишет: кинь пожалуйста ссылку на Собор староверов, решивших, что священства больше нет и что его искать не имеет смысла. Новгородский собор 1694г.: http://www.staropomor.ru/Osnovy(3)/novgorod1694.html

Константин Беляев: Oleg23 пишет: Искать и не сдаватся, брат Костя надо, всегда! Именно в этом великое Дао староверства! Я так и знал что у тебя под шляпой дрэды!!!

Константин Беляев: САП а ето что все признали Собор то етот?

САП: Константин Беляев пишет: а ето что все признали Собор то етот? прафеодосеевцы, но все безпоповцы старопоморского корня мыслили так же.

Игорь Кузьмин: SPECTATOR пишет: по его всегда безошибочному мнению, дьякон с протопопом, на пару, поотлучали и низложили всех епископов. Ну, а у Вас есть иная версия, кто кроме меня мог надоумить страдальцев на такое суждение, а также царю с собором внушить такую мысль о гнушении тайнами навообрядными исповедников древляго благочестия? :-)

SPECTATOR: Игорь Кузьмин пишет: Ну, а у Вас есть иная версия, кто кроме меня мог надоумить страдальцев на такое суждение, а также царю с собором внушить такую мысль о гнушении тайнами навообрядными исповедников древляго благочестия? :-) Царь с собором такожде написали, что староверы исповедуют арменскую ересь, и что, етому тоже верить будем? А что до ентой "епистолии", то у меня есть сомнения по поводу её аутентичности. Мож её Ваши предшественники сочинили, шоб своё оригинальное безпоповское учение оправдать, а Субботин взял, да и опубликовал...

Игорь Кузьмин: Вы имеете право верить как хощете. Но отвергать вообще все источники и свидетельства ближайших современников и самих никониан, как подложные несерьзно при доказательстве своей позиции. Источники по Вам подложные, а тайны никонианские зазираются, и не приемлются, в первобытное время разделения. Как же сие возможно без утверждения от сущих тогда в «староверии» учителей и авторитетов? Вот Вам еще некоторые неразоблаченные неудобные «лжесвидетельства» :-) «Божией милостию смиренный Питирим епископ нижегородский и алатарский, Бог порученныя паствы моея балахонскаго уезда, чернораменских лесов жителям, старцам Александру, Иосифу, Варсанофию, Герасиму, и всем вашего согласия зовомого, диаконовщина, как вам монашескаго чина, так и мирскаго. [ниже]: Вопрос 165 [лис. 272 об.-273]. Понеже убо безпоповщина иже именуется перекрещевацы, последующе оному изложению, приходящих во их душепагубное мудрование, всех вторицею совершенно крестят, крещенных сущим крещением, о нихже вы сами всеконечно про все известны. А еже ли воспомянути прешедшая лета, отселе назад лет 25: то по оному изложению вы вси противники, мало не вси к вам приходящих крещенных паки совершенно крестили: Исидор поп Козма демьянский: по нем совершенно же крещенных крестил дворянин Феодор Токмачев: по нем совершенно же крестил Феодосий поп крещенных же совершенно. И прочия многия прелстившыяся оным изложением, многих к ним приходящих крещенных совершенно крестиша, о нихже сами подлинно известны есте. Таковых убо ради противных повелений, онаго изложения и не печатают в новоисправленных книгах» [Пращица. Питирима Нижегородск.]. «А между тем Ветковцы, собравшись с просьбами и молениями, взяли сего разстригу на Ветку, и определили предводителем душ своих. Сей Феодосий, приняв к себе белаго попа, роднаго своего брата Александра, первый сделал ту реформу в Поповщину, чтоб с примера Иоасафова принимать попов новаго посвящения. С сего самаго времени открылся путь к тому разрыву, который разделяет раскольников на двве оныя части, Поповщины и Безпоповщины, в котором разрыве непримиримо и поныне остаются, как вскоре увидим.» [Иоаннов А. "Полное историческое известие о старообрядцах ( а не о "так называемых старообрядцах"), их делах и разгласиях...(далее, как и в последующих изданиях)". СПб., 1794]. «2. Поповщинская секта сама произнесла о себе приговор, если не словом, то делом, как о секте заблуждающей. Первые насадители и руководители этой секты держались двух главных правил: а) принимали к себе священников, только до п. Никона, и строго запрещали принимать рукоположенных после; б) принимали всех приходящих от русской церкви непременно через перекрещивание, как величайших еретиков. Последующие поповцы, напротив, стали принимать к себе священников, рукоположенных после п. Никона, и, отменив перекрещивание, принимают приходящих от русской церкви – мирян чрез помазание маслом, а священников чрез одно отречение их от ересей, или также чрез помазание маслом. След. по суду первоначальной поповщины – последующая очевидно отступила от истины; а последующая поповщина прямо осудила и обличила в заблуждении первоначальную» [История русскаго раскола, известнаго под именем старообрядчества. Макария митр. московскаго, 1889, стр. 357-358].



полная версия страницы