Форум » Полемики » Символизм службы "мирянским чином" » Ответить

Символизм службы "мирянским чином"

Феодот: Я вот одно время восхищался Богослужением: все что-то символизирует, да сразу на нескольких уровнях, да нет ничего лишнего или праздного - все для назидания или пояснения. Но вот как-то отъехал батюкша в Москву и Евангелие читал уставщик посреди храма. Когда эти слова звучат из алатаря и ты знаешь, что читает их облаченный иерей, символизм прост и понятен. Но когда это происходит по мирянскому чину, в голову убедительных объяснений не приходит. А они есть? И, если да, то каковы? Если же нет, то почему мы служим именно так?

Ответов - 27

САП: Феодот пишет: Но вот как-то отъехал батюкша в Москву и Евангелие читал уставщик посреди храма. Когда эти слова звучат из алатаря и ты знаешь, что читает их облаченный иерей, символизм прост и понятен. Но когда это происходит по мирянскому чину, в голову убедительных объяснений не приходит. А они есть? И, если да, то каковы? Если же нет, то почему мы служим именно так? Потому простец и не может в соборной церкви не то, что Евангелие, а и Апостола читать: Вдадимирский собор 1274г. 6пр. Пакы же оуведехъм в тех же странах, яко нецыи несвящении освящают приносимая к церкви плодоносия, рекше кроупы или коутья за мертвыя, повелеваем от сего времени таковомоу не бытии, ни от дьяконов да не освящено. Писано бо есть в правиле 18 Никийскаго Сбора; пакы же Сбора иже в Лаодикии правило 15: «неосвященоу ни Пети, ни чисти на анбоне, или божествьнаго словесе людем почитати, аще священничьскаго постриженья на главе не имать, ни благословения от своего пастыря, по святым правилом, не приял боудет; аще приял боудет, обачеже и таковомоу несть инако како Пети или чисти на анбоне, аще не облечеться в белыя ризица. Малыя же ризица глаголеться гречьскым языком диффера или фелонь. Повелеваем же от селе в всех церквах ни Апостола чисти, ни прокимена пети, ни в олтарь входити неосвященомоу. Дьяк аже освящен боудет, да не прикасаеться к съсоудом освященым, ни святаго кандила никакоже да не дьрзнет принести, разве аще не дьякон или поп, ни самомоу томоу великомоу подьякоу. Древнеславянская кормчая XIVвв.: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/kormchaya.html

Евгений Иванов: САП пишет: Потому простец и не может в соборной церкви не то, что Евангелие, а и Апостола читать: В староверии читают. На мой взгляд, это правильно. Евангелие и Апостол - проповедь миру и в устах попа и в устах мирянина. Приведенные уставы, весьма благочестивы. Но устав может прелагаться от времени и места.

САП: Евгений Иванов пишет: В староверии читают. На мой взгляд, это правильно. Евангелие и Апостол - проповедь миру и в устах попа и в устах мирянина. Приведенные уставы, весьма благочестивы. Но устав может прелагаться от времени и места. Для етого есть келья-часовня.


Евгений Иванов: САП пишет: Для етого есть келья-часовня. А если храм. Поп уехал. Служат Обедницу? Или Утреню? Понятно, что в алтарь не входят.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Потому простец и не может в соборной церкви не то, что Евангелие, а и Апостола читать: Ты бы еще постановление II века привел. В книгах печатных 17 века везде есть указ, аще поп, аще инок (сиречь простец). И эта традиция осталась и в остальцах православия после раскола. Так служат и в РДЦ и РПСЦ, не говоря уже о "безпоповцах". А то еще можно сослаться на известное писание Никона Черныя Горы, где он рассказывает про иноков молящихся и в соборе по келейному, там запрещение и прокимен провозглашать и прочее.

САП: Sergey Sergeevich пишет: Ты бы еще постановление II века привел. В книгах печатных 17 века везде есть указ, аще поп, аще инок (сиречь простец). И эта традиция осталась и в остальцах православия после раскола. Так служат и в РДЦ и РПСЦ, не говоря уже о "безпоповцах". А то еще можно сослаться на известное писание Никона Черныя Горы, где он рассказывает про иноков молящихся и в соборе по келейному, там запрещение и прокимен провозглашать и прочее. Так и приведи из правила? Я таковых не обрел... Евгений Иванов пишет: А если храм. Поп уехал. Служат Обедницу? Или Утреню? Понятно, что в алтарь не входят. За Евангелие 17 поклонов с Исусовой молитвой.

Феодот: САП пишет: За Евангелие 17 поклонов с Исусовой молитвой А как же тогда узнать, что там написано?

САП: Феодот пишет: А как же тогда узнать, что там написано? Келейно прочесть, без символизьму

Полихроний: Вот это - 17 поклонов за Евангелие - считаю, духовный изврат, хотя и распространённый и защищаемый многими. Изветом благоверия и лжесмирения из службы исключают самую главную часть, а потом удивляются, что духовности мало

Oleg23: САП пишет: Келейно прочесть, без символизьму Это, Полихронию.

Сергей Петрович: САП пишет: Келейно прочесть, без символизьму

Jora: Феодот пишет: Когда эти слова звучат из алатаря и ты знаешь, что читает их облаченный иерей Вот это и есть норма, а практика наша - исключение, потому и умолчано о семъ. Но лучше ведь, когда хотя бы мирянин читает, а не вовсе отставить службу и в воскресный день, например, амбарный замОк на вратехъ церковныхъ повесить...

Jora: САП пишет: За Евангелие 17 поклонов с Исусовой молитвой. Мы частенько служили и служим сами, но такого не слышал. Беспоповство, мню...

Jora: Покровский уставщик, со стажем лет 50, помню, 3 поклона в пояс ложил непосредственно перед чтением (как перед целованием иконы).

Сергей Петрович: Jora пишет: ложил клал, Юрочка, клал.

Сергей Петрович: Jora пишет: Но лучше ведь, когда хотя бы мирянин читает Лучше не когда какой "символизЬм" невнятно или небрежно читает, а любой из христиан так, что все стоящие окрест до единого слова понимают, чрез себя пропускают, в серд(е)це слагают и в жизни применяют. Потому и без символизьму предпочтительнее.

Sergey Sergeevich: САП пишет: За Евангелие 17 поклонов с Исусовой молитвой. Ахинея "безпоповская". Евангелие не молитва, а учение, при чем здесь 17 поклонов.

Sergey Sergeevich: Сергей Петрович пишет: клал, Юрочка, клал. Тогда уж "полагал", хотя все говорят все-таки "ложил" и это правильно

Sergey Sergeevich: И по теме: на службе надо молиться, внимая умом словам молитвенных текстов, а не размышлять о символизме. Этим можно заняться на досуге. Символ - вопринимается непосредственно без интерпретаций. А когда начинаются объяснения, тут можно в такие дебри зайти... звезда - символ коммунизма, свастика - нацизма и прочее... а для простых людей не читающих газеты и умные книжки по истории и философии звезда - просто звезда, а свастика - просто коловрат - знак вращения. Так и в службе, кто живет жизнью Церкви, тот в Священном круге пребывает, для него ВСЕ символично НЕПОСРЕДСТВЕННО. Потому как символ - это сама реальность, сама вещь данная в неком внешнем проявлении, и переживаемая субъектом причастником этого явления. Так что хоть с попами, хоть без них Христос пребывает среди верных. Но при полном чине конечно все сильнее, ярче, эстетичнее, более насыщенней смыслами... и потому психологически оказывает большее воздействие на людей.

Сергей Петрович: Sergey Sergeevich пишет: Тогда уж "полагал", Это - еще возвышеннее! Sergey Sergeevich пишет: Но при полном чине конечно все сильнее, ярче, эстетичнее, более насыщенней смыслами... и потому психологически оказывает большее воздействие на людей. Каждому из людей требуется для духовного утешения своё. Один утешается пышностью одеяний, множеством зажженных светильников, большим стечением народа, другому там тесно, душно и непривычно, ему требуется уединиться, чтобы ничто не отвлекало от самой молитвы. По мне, так полный чин - когда ничто не сокращается. Из литургий милее всех прежесвященная, особенно, когда храм полупустой. Оттого я преспокойно молюсь и в одиночестве, в то время как иные не выдерживают и идут к никониянам, чтобы вместе с большим количеством народа постоять. Увы, не придумываю.

Aleko: Sergey Sergeevich пишет: Ахинея "безпоповская". Евангелие не молитва, а учение, при чем здесь 17 поклонов. Не спешите гнобить безпоповство, тем более если не знаете о чем речь, вот что сам безпоповец Полихроний пишет: Вот это - 17 поклонов за Евангелие - считаю, духовный изврат, хотя и распространённый Но если разобраться, то 17 поклонов за евангелие кладут как правило тогда, когда службу правят бабушки (т.е. женщины).

Jora: Aleko пишет: 17 поклонов за евангелие кладут как правило тогда, когда службу правят бабушки Почему именно 17? И как это назывется, епитимией и ещё как-то?

Aleko: Jora пишет: Почему именно 17? И как это назывется, епитимией и ещё как-то? 17 поклонов с Исусовой молитвой это малая епитимия, которая распространена так же в качестве как бы малого покаяния за допущнные ошибки и попущения в чем либо. Так в некоторых общинах часто в конце службы молятся 17 поклонов за ошибки и небрежение, за худость и убогость и т.п., а так же вместо Евангелия - когда некому читать.

Новгородец: Служба без Евангелия = тело без головы:(

Сергей Петрович: Новгородец Отче, а у поповцев, если нет братьев на службе, а только сестры присутствуют, Евангелие читается? Я никогда не был в таких ситуациях, полагаю в непрочтении Евангелия большую ущербность.

Новгородец: Читают, если на это есть благословение духовного отца. Как правило, если кого-либо (в том числе и женщину) благословляют вести службу, это подразумевает, что такой человек может и Евангелие читать. Но некоторые "благословлённые" жены по сугубому смирению от сего воздерживаются.

Роман: Всё верно, евангелие свято, посему и отношения требует соответственного. А за исполнение воли Божией "немытыми руками" 17 поклонов



полная версия страницы