Форум » Полемики » Вопрос » Ответить

Вопрос

Антон: Приветствую вас, уважаемые старообрядцы. Интересует тут один вопрос. Все мы более или менее, в общих чертах знаем историю церковного раскола, эпизоды с правкой книг, двуперстием-троеперстием и, насаждением греческих обрядов Никоном и так далее. Это вроде как сомнений не вызывает. Но что именно смущает меня, так это то, что до раскола народ и, скажем, те же самые боголюбцы относились к греческим обрядам, считали их спасительными, по крайней мере, общение с той же греческой церковью не разрывали. Я могу ошибаться, но обратной этому утверждению точки зрения я не видел. И вот приходит раскол — начинается история с бегами, гарями, обвинениями в ереси и т.д. и т.п., разрыв с «официальной» церковью. Неужели только в этот момент обнаружилась «неспасительность» обрядов тех же греков да и принявших их никониан? Как тогда быть с тем, что большое количество времени т.н. староверы пребывали в общении с еретиками? Или же все эти церкви «отошли» от чистоты православия раньше? Но тогда все равно назревает вопрос, почему это никого не интересовало до раскола (не в плане каких-то узких споров, а именно анафемах, обвинениях в ереси и т.п.)? Собственно, хотелось бы прояснить эти моменты. Прошу прощения за дилетантизм, если где не прав — тема для меня новая и почти незнакомая.

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 All

САП: о.А. Панкратов пишет: В том-то и дело, что ТОЛЬКО "фактически". о.А. Панкратов пишет: А всё потому, что БЕЗОГОВОРЧНОГО И ЧЁТКОГО размежевания с греками НЕ БЫЛО Так я так и написал, наши с ними не молились не сослужили, не помянали, без их ведома поставили себе митрополита и стали по факту автокефальной Церковью, а уж после их возвращения из унии, опять стали сослужить и помянать.

о.А. Панкратов: Вы читать умеете?:) Как можно "не молится", "не сослужить" и пр. с тем, от кого просишь благословения и принимаешь епископов, им поставленных?! Перечитайте как следует сообщение, на которое отвечаете.

Сергей Петрович: Отец Александр! Да всё тут ясно. Ну, хочется Сергию Александровичу ТАК понимать, а не иначе, да простит меня САП. Сергие, Сергие, очевидная ж вещь!


vinarevi55: Ivan пишет: Спаси Христос, но я тут - не при чём. Я только воспроизвёл мнение Илариона Киевского. Следовательно, Вы согласны с ним, отнюдь - не со мной. Азъ же, в основном, свое мараю .

САП: о.А. Панкратов пишет: Как можно "не молится", "не сослужить" и пр. с тем, от кого просишь благословения и принимаешь епископов, им поставленных?! Перечитайте как следует сообщение, на которое отвечаете. Прочитал. Ох, не партийный я человек, не охота грязное белье предков ворошить. Ну, было охота кому-то митрополитом стать, писали, ездили... Но, государи-то наши и народ, другого мнения держались, вам ли сего не знать? Сергей Петрович пишет: Ну, хочется Сергию Александровичу ТАК понимать, а не иначе, да простит меня САП. Я не люблю себя обманывать и прочих, тем и живу.

Сергей Петрович: САП пишет: Но, государи-то наши и народ, другого мнения держались, вам ли сего не знать? Сказки! Фантазии! САП пишет: Я не люблю себя обманывать и прочих, тем и живу Как раз в этом вопросе и выискиваешь, что подходит эмоционально. Тогда не надо ворошить и никоновский раскол, если не разбираться в действиях предков. Давай уж быть честными и принципиальными до конца.

САП: Сергей Петрович пишет: Сказки! Фантазии! был у Бога возлюбленный Израиль. И Израиля Бог отверже и предаде их в запустение, и в место Израиля приял Бог вас греков и прочих верующих; и церквы жидовския разорены, в то место созданы христианския. И от того времени и вы греки разгордестеся над многими и называете себе источник веры всем; и за ту вашу гордость вас Бог отринул, якоже и жидов, и царство ваше поганым бусурманам и вас всех в неволю отдал, и детей ваших емлют в янычары и неволею бусурманят, и церкви ваша мечетями учинены, и жен ваших бусурманы за себя берут. Ино какия вы нам учители и источник? И сами у темной власти живете под началом у бусурман, и сами себя просветить не можете, а называетеся всем вы источник! Скажите ми: кого вы своим учением просвещаете? Уже от вашего учения мало вы не все обусорманилися; и церкви ваши помечетены, но токмо лишь след мало знать. – Вы же патриархов своих сами меж себя удавливаете, а иных в воду сажаете; и ныне у вас в Цареграде четыре патриарха. (Арсений Суханов. "Прения с греками о вере".) ибо греки лживы и до наших дней. (Повесть временных лет. 12в.)

Сергей Петрович: "Повесть временных лет" - человекоугодническое тенденциозное произведение. Это - первое. Если греки в 12 веке лживы, то нечего было от них и веру принимать, она тогда тоже лжива. Не бывает чистой воды в нечистом сосуде.

САП: Сергей Петрович пишет: Если греки в 12 веке лживы, то нечего было от них и веру принимать, она тогда тоже лжива. Не бывает чистой воды в нечистом сосуде. Увы, вера чистая, а носители испроказились

Сергей Петрович: Читаю, читаю, а слова эти и подобные им меня не трогают, нет к ним расположения внутреннего. Больше говорить ничего не стану, да оно и без того понятно. Что зря воду в ступе толочь?

SERG: Аналогию с католиками здесь действительно можно провести.

САП: Сергей Петрович пишет: Читаю, читаю, а слова эти и подобные им меня не трогают, нет к ним расположения внутреннего. В то время християнство было путевкой в жисть, как нонче вступление в ЕВРОСОЮЗ или в ВТО, греки были против перевода богослужебных текстов на славянский, папа римский Константину и Мефодию сие разрешил

vinarevi55: САП пишет: Увы, вера чистая, а носители испроказились SERG пишет: Аналогию с католиками здесь действительно можно провести. Аналогию здесь надо провести с нынешним православием, мнитмися .

Сергей Петрович: САП пишет: греки были против перевода богослужебных текстов на славянский, папа римский Константину и Мефодию сие разрешил Да много в истории откровенной брехни, каждый под себя и перевирал. Где уж тут разобраться? А папе римскому тому - вечная память. Я по ссылке сходил, по почте подковырну Вашу светлость, вопросик провокационный пришлю, ждите.

о.А. Панкратов: САП, привели бы СОБОРНОЕ решение Русской Церкви дониконовских времён о полном духовном разрыве с греками, тогда бы никто с Вами не спорил. Но это, увы, невозможно, т.к. такого решения НЕ БЫЛО. А частных мнений и настроений может быть сколько угодно.

САП: о.А. Панкратов пишет: САП, привели бы СОБОРНОЕ решение Русской Церкви дониконовских времён о полном духовном разрыве с греками, тогда бы никто с Вами не спорил. Но это, увы, невозможно, т.к. такого решения НЕ БЫЛО. А частных мнений и настроений может быть сколько угодно. Я вам факты привел, что не сообщались с греками и без их согласия себе митрополита поставили, и автокефалами стали, етого мало?

Сергей Петрович: Ну, собственно говоря, мягко выражаясь, это - малое каноническое нарушение. Однако, патриаршество было установлено не без греческого патриарха и не без подписей (хоть и задним числом) остальных патриархов. Про методы говорить не буду, но "процессуальный кодекс" всё ж был соблюдён. Факты - временная размолвка, а не окончательный разрыв.

САП: Сергей Петрович пишет: Ну, собственно говоря, мягко выражаясь, это - малое каноническое нарушение. Однако, патриаршество было установлено не без греческого патриарха и не без подписей (хоть и задним числом) остальных патриархов. Про методы говорить не буду, но "процессуальный кодекс" всё ж был соблюдён. Факты - временная размолвка, а не окончательный разрыв. Меня юридизм вообще не колышит

Сергей Петрович: САП пишет: Меня юридизм вообще не колышит Вся история Православия - сплошной юридизм. Отвергая юридизм (постановления Соборов, правила...), отвергаемся Церкви. Церковь никогда не руководствовалась эмоциями, хотя многие люди в период нестроений и разделений были обладаемы эмоциями, это - понятно, как тут быть спокойным, когда творятся беззакония? Но по прошествии некоторого времени, чувства утишались, разум возобладал людьми, они собирались на Соборы и трезво разбирали вопросы. Тут и вступали в силу Господин Юридизм и Его Величество Закон. А чувства перемещались на кухни и на базары.

САП: Сергей Петрович пишет: Отвергая юридизм (постановления Соборов, правила...), отвергаемся Церкви. Нет. Все имеет свой разум, юридизм же спекуляция над здравым смыслом

Сергей Петрович:

о.А. Панкратов: Не первый раз уже замечаю Ваше пренебрежительное отношение к канонам:( "Ревность", однако:( Если бы и в Древней Руси мыслили совсем уж по-Вашему, не понадобился бы в Москве в 1589-м Конст. патр. Иеремия. ОДНАКО ПОНАДОБИЛСЯ, ДА ЕЩЁ КАК.

Сергей Петрович: о.А. Панкратов пишет: ОДНАКО ПОНАДОБИЛСЯ, ДА ЕЩЁ КАК. Я думаю, и в то время могли найтись люди, которым всё хотелось устроить, как им чувства подсказывают, но благоразумие взяло верх. И слава Богу!

Teutonicus: Антон пишет: Неужели только в этот момент обнаружилась «неспасительность» обрядов тех же греков Одно дело -- терпимо относиться к тому, что где-то далеко греки, от которых мы сами приняли веру, делают что-то иначе, чем русские, тем более что и греки не лезли с поучениями, как нам молиться. И совсем другое дело -- когда Никон похулил веру многих поколений русских святых-чудотворцев, когда принятое испокон веку двуперстное крестное знамение обозвали "армянской ересью", когда богослужебные книги изуродовали своими "исправлениями", в лучшем случае отвратительно корявыми, в худшем -- прямо богохульными ("молимся тебе, дух лукавый"). Orthodox пишет: еще имеется ересь "скверноядения" В каком ПСТБУ вас такой ахинее учат, интересно? Вам придется в той же мнимой ереси обвинить патриарха Фотия, греческих миссионеров, крестивших в IX в. болгар, первых киевских митрополитов -- греков по происхождению и много еще кого. (Хотя ничего специально греческого тут нет -- многие римские папы в древности то же внушали самое своей пастве, и разные копты с сирийцами.) Как мы приняли этот обычай при крещении Руси, так и храним. Извините, что забыли поинтересоваться вашим ученым мнением на этот счет.

САП: о.А. Панкратов пишет: Ваше пренебрежительное отношение к канонам А у нас все по канонам, и митрополита без греков по канонам поставили

Санитар леса: Teutonicus пишет: В каком ПСТБУ вас такой ахинее учат, интересно? Вам придется в той же мнимой ереси обвинить патриарха Фотия, греческих миссионеров, крестивших в IX в. болгар, первых киевских митрополитов -- греков по происхождению и много еще кого. (Хотя ничего специально греческого тут нет -- многие римские папы в древности то же внушали самое своей пастве, и разные копты с сирийцами.) Как мы приняли этот обычай при крещении Руси, так и храним. Извините, что забыли поинтересоваться вашим ученым мнением на этот счет. Вы тут хоть на кого ссылайтесь, только против Ап. Павла как то даже САП не решается переть. Читайте гл. 14 к Римлянам (желательно с толкованиями) и потом пишите про ахинею, которая у вас в голове. И еще Ап. Павел сказал: кто благовествует вам не то, что вы приняли, хотя бы то был ангел, да будет анафема (Гал. 1,8-9).

САП: Санитар леса пишет: только против Ап. Павла как то даже САП не решается переть. Я не чекнутый

Санитар леса: САП пишет: Санитар леса пишет: цитата: только против Ап. Павла как то даже САП не решается переть. Я не чекнутый Вот даже великий САП против Ап. Павла не прет, Вы что умнее САПа?

САП: Санитар леса пишет: Вы что умнее САПа?

Teutonicus: Ортодоксальнейший Волк, любезный, ну, вы думаете, что до вас никто апостола Павла не читал? Ни ученые греческие архиереи, ни отцы собора 1621 г., ни поколения старообрядцев, которых вы пришли сюда изобличить, ни я, грешник? По-моему, вас в ваших институтах или семинариях не только истории худо выучили, но и не привили привычки думать над Библией, а не выискивать в ней аргументы под свои готовые идеи. Вот, апостол Павел пишет: "Для чистых все чисто". А все апостолы, собравшись в Иерусалиме, заповедуют христианам, обратившимся из язычников, удаляться от идоложертвенного, удавленины и крови. Если абсолютно всё чисто, то откуда вдруг какие бы то ни было запреты? Апостолы противоречат друг другу? Или это вы не все хорошо поняли? Церковь Христова, когда находит нужным, устанавливает для своих чад ограничения, в частности, в пище. И для тех, кто невольно преступил церковный обычай, о котором мы говорим, в требниках с очень далеких времен, задолго до крещения Руси, и до сих пор содержится особая разрешительная молитва. А кто нарушил его по небрежению или нарочно, те точно с таких же древних времен подвергаются епитимье.

о.А. Панкратов: ...Однако потом ВСЯЧЕСКИ добивались ПРИЗНАНИЯ КАНОНИЧНОСТИ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ГРЕКОВ. В том числе униатов (письмо им цитировал выше). И добились в итоге. Если же всё было бы, как хотите представить Вы, не добивались бы ничего: к чему православным признание от еретиков? А вот если они не еретики, а тоже православные, тогда это необходимо. Ради единства и мира Церкви.

Стремящийся: Teutonicus пишет: А все апостолы, собравшись в Иерусалиме, заповедуют христианам, обратившимся из язычников, удаляться от идоложертвенного, удавленины и крови. Если абсолютно всё чисто, то откуда вдруг какие бы то ни было запреты? Апостолы противоречат друг другу? Или это вы не все хорошо поняли? А в чем противоречие? Удавленина - это удавленина, кровь - это кровь, идоложертвенное - это идоложерственное, а котлеты из медведя, который была застрелен охотником и кровь слита - это котлеты из медведя, которые вы считаете скверной, что прямо проторечит словам Ап. Павла, в частности гл. 14 к Римлянам. А на это Иоанн Златоустый пишет в беседе на Послание к галатам следующее: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Но аще и аз или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет) (ст. 8). Замечай благоразумие апостола! Чтобы кто-нибудь не сказал, что он по тщеславию составляет свои собственные догматы, но подверг проклятию также и самого себя. А так как они опирались еще на достоинство Иакова и Иоанна, то ввиду этого он упомянул и об ангелах. "Чтобы ты не указал мне, – говорит он, – на Иакова и Иоанна, (я и говорю): хотя бы даже кто из первых ангелов с неба стал повреждать проповедь евангельскую, – да будет анафема". И не напрасно он сказал – "с неба" (с небесе), но с тою целью, чтобы ты, на основании того, что и священники называются ангелами (в словах): "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко ангел Господа Вседержителя есть) (Малах. 2: 7), – не подумал, что здесь говорится об этих ангелах, он прибавлением слов "с неба" указал на горние силы. И не сказал: "если будут проповедовать противное", или – "ниспровергнуть все", но – "если бы и маловажное что стали благовествовать несогласно с тем, что благовествовали мы, да будет анафема". Вот и думайте: а не под анафемой ли вы, если поддерживаете "благовествование" противное апостольскому?

САП: о.А. Панкратов пишет: ...Однако потом ВСЯЧЕСКИ добивались ПРИЗНАНИЯ КАНОНИЧНОСТИ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ГРЕКОВ. В том числе униатов (письмо им цитировал выше). И добились в итоге. Если же всё было бы, как хотите представить Вы, не добивались бы ничего: к чему православным признание от еретиков? А вот если они не еретики, а тоже православные, тогда это необходимо. Ради единства и мира Церкви. Тогда с Руси было непонятно, кто униат, а кто православный - до Царь-града далеко, писали письма как православным (и не отправляли их, когда возникали сомнения в православности Императора и патриарха), сам будущий патриарх Геннадий по началу был горячим сторонником унии и на Флорентийском соборе защищал ее, а потом склонился к Марку Ефесскому и стал защитником Православия, но факт остается фактом: с 1441г. когда посадили мит.Исидора по 1453г., до православного патриарха Геннадия, Русская Церковь не сообщалась с униатской патриархией Константинополя и не молилась за нее, за ето время русскими святителями без согласования с греками в митрополита Киевского был поставлен Иона в 1448 г.

о.А. Панкратов: Да что Вы говорите! А как же письмо УНИАТСКОМУ патр. Царя-града 1441 г., с прошением БЛАГОСЛОВИТЬ самостоятельное поставление русскими митрополита в Москве вместо изгнанного Исидора, которое я цитировал выше? Ещё одно такое же было послано в 1443 г. (есть списки).А поставление тем же Исидором в Константинополе еп. Даниила для Владимира-Волынского в 1452-м (Киевская Митрополия была ещё единой с Московской)? А послание вел. кн. Василия Васильевича последнему греч. имп. Константину от июля 1452-го? ЧИТАЛИ ХОТЬ, как там наши ИЗВИНЯЮТСЯ И ПРОСЯТ ПРОЩЕНИЯ за самостоятелное поставление свт. Ионы? Чувствуется, что нет. А жаль. Рекомендую ознакомиться, хотя бы по 3-му т. "Истории Русской Церкви" Голубинского,М.,1997, с. 414 - 488.

САП: о.А. Панкратов "Мы хотели писать о наших делах церковных и о нашем митрополите и к Вселенскому православному патриарху и просить его благословения, да не знаем, есть ли уже в царствующем граде патриарх или нет: мы о нем ни от кого не слышали. А как Бог даст - у вас будет в великой соборной церкви патриарх по древнему благочестию, наш долг писать к нему о положении наших дел и во всем просить его благословения". На одном из сохранившихся списков этой грамоты помечено, что она "не пошла", т. е. не была отправлена в Константинополь. Но, не будучи отправлена в одно время по каким-либо обстоятельствам, она могла быть отправлена в другое время, когда обстоятельства изменились. Или, быть может, наш князь и вовсе не отправлял ее, услышав, что и новый император Константин хотя притворно, но склонялся на сторону латинян, сносился с папою в надежде получить от него помощь против турок и с честию принял "кардинала Польши, прежде бывшего архиепископа России" Исидора, присланного папою (в ноябре 1452 г.) для восстановления в Царьграде Флорентийской унии. А как оказалось, что один из них, именно Владимирский Даниил, был поставлен в Царьграде отступниками от православия - митрополитом Исидором и патриархом Григорием Маммою (следовательно, прежде 1451 г.) и при поставлении своем дал исповедание веры, согласное с их волею, то епископ этот вызван был в Москву, где (28 октября 1451 г.) торжественно пред Собором святителей отрекся от Исидора и латинства, произнес православное исповедание, какое обыкновенно произносили православные епископы пред своим рукоположением, и, получив от митрополита Ионы разрешительную грамоту, возвратился в свою епархию.

Teutonicus: Стремящийся пишет: А в чем противоречие? Удавленина - это удавленина Если вы способны слушать, я попробую объяснить попонятнее, потому что это на самом деле довольно элементарно. Апостол Павел пишет: "Для чистых все чисто". Многие святые отцы понимают эти слова в том смысле, что ничто из созданного Богом не является по своей природе нечистым. И так оно всегда было и есть. Следовательно, и все, что было когда-то евреям в Моисеове законе запрещено есть, не было по само по себе нечистым, однако ж запрещалось. Для чего запрещалось -- об этом подробно святые отцы пишут, легко можете найти. Точно так же идоложертвенное не меняет своей природы от того, что кто-то его принес в жертву, скажем, Кришне, не становится нечистым само по себе, и тем не менее апостолы, собравшись в Иерусалиме, запретили его есть. Противоречия тут действительно нет: хотя под определенным углом зрения абсолютно все без исключения чисто, пастыри Церкви (именно они, а не Моисеов закон, который прешел) сочли полезным запретить некоторые вещи христианам. В этом нет никакого отрицания слов апостола Павла, так что оставьте анафемы себе.

Стремящийся: Teutonicus пишет: пастыри Церкви (именно они, а не Моисеов закон, который прешел) сочли полезным запретить некоторые вещи христианам. В этом нет никакого отрицания слов апостола Павла, так что оставьте анафемы себе. А если такие "пастыри" сочтут полезным мне немножечко поблудить здоровья для, в этом тоже не будет никакого отрицания слов Апостола Павла. Не доходите до абсурда, лучше внимательнее читайте Апостола, даже в мелочах нельзя противоречить благовествованию, если противоречишь - анафема тебе, это самое эффективное лекарство против любитей мудровать на злобу дня. Спросите любого честного, не зашоренного старовера, он Вам скажет, что Вы заблуждаетесь.

vinarevi55: Стремящийся пишет: ...в этом тоже не будет никакого отрицания слов Апостола Павла... Дорогой Стремящийся, не буду полностью изобличать Ваши заблуждения, но укажу на явное (для меня, навскидку): На счет идоложертвеннаго (читал) - запрещено не потому, что нечисто в физическом плане (или может как то осквернить в мистическом), но дабы не явилося соблазном для "малых сих", и Ап.Павел, по причине етаго, даже от мяса отказался "во веки веком".

о.А. Панкратов: Ну и где же "необщение" Руси с греками в период 1439 - 1453 гг.? Патриарху - униату подобострастные грамоты шлют, поставленного ЯВНЫМ униатом Исидором епископа принимают В СУЩЕМ САНЕ, ДАЖЕ БЕЗ МИРОПОМАЗАНИЯ... Этот перечень может быть продолжен.

САП: о.А. Панкратов пишет: поставленного ЯВНЫМ униатом Исидором епископа принимают В СУЩЕМ САНЕ, ДАЖЕ БЕЗ МИРОПОМАЗАНИЯ... Исидор-то православного поставления, соборно не извергнут, одним словом - смута, а русские привыкли зависеть от греков, но с униатами вместе не молились, и за них не молились и не сослужили.



полная версия страницы