Форум » Полемики » Подлог или описка? » Ответить

Подлог или описка?

Стремящийся: п. 9 Собора 1621 г.: "В божественныя церкви входяще, ницы на земли падше, и преклоньше лице к земли шепчют. и потом крест на земли назнаменавше перстом, и целовавше востают, и в то лице молитву совершают. и о сем обличает их святых апостол правило, 65." Апостольсокое правило 65: Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного. Очевидно, что "святых апостол правило 65" ни в чем, о чем говорится в п. 9 Собора 1621 г., не обличает католиков. В этой связи вопрос: ссылка на апостольское правило 65 - это умышленный подлог или описка? Если описка, то какое именно апостольское правило и/или церковное установление преступили католики, совершая действия, описанные в п. 9 Собора 1621 г.?

Ответов - 70, стр: 1 2 All

В.Анисимов: Скорее всего, сюда более подходит вот это: Правила Шестого Вселенского собора - Константинопольского 73. Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучать. Зонара. Когда Господь наш и Бог и Спаситель Христос был распят на кресте, тогда мы были спасены и освобождены от древнего рабства греху. Итак, священные отцы говорят, что сему виновнику нашей победы должно воздавать честь и мыслию и словом и чувством. Мыслию мы воздаем сию честь, когда, помышляя в себе и рассуждая сколько благ мы получили чрез Него, изумляемся благодеянию Божию к нам; словом, когда говоря о сем с другими, воздаем благодарение Спасшему нас; а чувством, когда взирая на Него, воздаем Ему честь и лобызаем. А как некоторые, быть может желая воздать кресту большую честь, повсюду изображали оный, между прочим и на земле; то настоящее правило запрещает это и повелевает не изображать креста на земле и, попирая оный, не бесчестить тем знамения нашей победы; а на дерзнувших сделать это налагает отлучение. Аристен. Крест, изображенный на земле, уничтожается. Должно нам прилагать всякое тщание, чтобы воздавать подобающую честь животворящему кресту, которым мы спасены от древнего падения. И если кем-нибудь изображение креста сделано на земле, его должно стереть, дабы попиранием ногами не было оскорбляемо знамение нашея победы. Вальсамон. Некоторые на полах церквей, или и других мест делали крестные знамения из камня, или из других веществ. Итак, правило, запрещая это, говорит, что чрез животворящий крест совершено спасение людей, и должно нам воздавать ему соответствующую честь и поклонение мыслию, и словом и чувством, то есть, мыслию посредством безмолвной благодарности, словом – посредством исповедания пред всеми соделанного для нас блага, и чувством, когда, видя оный пред собою, лобызаем. Посему определило уничтожать изображения креста, находящиеся где бы то ни было на земле, дабы не было попираемо ходящими знамение победы нашей над Диаволом. Дерзнувших сделать изображение креста на земле подвергать отлучению. И 5-я глава 1-го титула 1-й книги (Василик) говорит: ни монах, ни другой кто в публичном месте, или в таком, где бывает зрелище, пусть не поставляет креста, или мощей святых. И 6-я глава: на полу, или на жерновном камне, или на половом мраморе никто не должен вырезывать, или писать крест. Но если написан, должно уничтожить оный, подвергнув нарушителя тягчайшему наказанию. И 48-я глава 1-го титула 3-й книги Василик говорит между прочим: честных крестов, с которыми выходят на общественные моления, нигде не полагать, кроме благопристойных мест. При таких определениях сего правила и законов никто не дерзает делать крест на земле из какого-нибудь вещества. Но святые иконы и кресты на общественных дорогах поставляются желающими. И мы, по чистой вере в Бога и во святых Его, покланяемся сим святыням, и лобызаем их, где бы оне ни были поставлены. А в законах написано сказанное, как кажется, по причине злобы неверных и беспутно живущих. Думаю, что отлучению подвергаются те, которые делают честный крест на земле по простоте и из благочестия, потому что делающие что-либо такое с злым умыслом, чтобы спасительному изображению креста нанести оскорбление, должны быть наказаны, как нечестивые. Славянская кормчая. Иже на земли крест написан, да загладится. Толкование. Всяко потщание подобает нам имети, еже достойную честь отдавати животворящему кресту, им же ветхого преступления спасени быхом. И аще на земли образ креста от некоего написан будет, или сложен, да потрен будет, или развержен, да не от человек неведящих, или от животин попран будет, и поругано будет победное наше оружие.

Стремящийся: (6) Сыропустныя недели мяс не оставляют, и не знают что есть сырная неделя. А в этом случае какой канон нарушили католики?

В.Анисимов: А тут, конечно, для сердца ближе вот это: Послание ап. Павла к Римлянам (XIII, 11 — XIV, 4) Братья, так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Исуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Евангелие от Матфея (VI, 14-21) Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Вообще-то по этому и близким вопросам было уже много дискуссий, и вот, в частности, одна из них: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=199636.0 Кстати, участвовали в ней и известные здесь люди.


Стремящийся: (8) Образы святых в церквах не пишут, кроме единаго Распятия, но и то Распятие не шаровным строением пишут, но цело во едином древе, или в камени изваяно творят, рекше издолблено; А здесь какой церковный канон нарушен?

Teutonicus: Стремящийся, Православная иконография распятого Господа и барочные скульптуры, изображающие агонизирующего, залитого кровью человека, отражают не только разные художественные вкусы, но и разную веру. Отцы собора поэтому и указывают на католическое религиозное искусство как на один из многих знаков чуждости католиков в вере. По-моему, это все довольно просто и понятно. Менее понятно, для чего вы тратите столько энергии на изобличение этого собора в каких-то мнимых заблуждениях. В этом соборе не было ровным счетом ничего особенного -- обыкновенное христианство, как оно существовало с апостольских времен. Ну, непохоже оно, видимо, на то, что вы о христианстве нафантазировали в своей голове, но кто ж виноват? Потратьте лучше свой полемический задор в другом месте.

САП: Стремящийся пишет: А здесь какой церковный канон нарушен? Вот и думайте, что древние под канонами принимали

Стремящийся: САП пишет: Вот и думайте, что древние под канонами принимали (17) От среды первыя недели поста, даже и до пасхи, аллилуия никакоже не поют; А здесь постановление какого Вселенского собора нарушили католики?

о.А. Панкратов: Это нарушение не соборных правил, а Устава церковнаго. Что не менее серьёзно.

САП: Стремящийся пишет: А здесь постановление какого Вселенского собора нарушили католики? Каноны видать иные были, а не как сейчас у никониян

Стремящийся: о.А. Панкратов пишет: Это нарушение не соборных правил, а Устава церковнаго. Что не менее серьёзно. Если не лень искать, ссылку представьте, будьте добры. Этот устав обязателен для католиков? Сможете доказать этот тезис, используя каноничные источники?

САП: Стремящийся пишет: Этот устав обязателен для католиков? Латыны отрадясь не жили по Иеросалимскому уставу

САП: Стремящийся пишет: Сможете доказать этот тезис, используя каноничные источники? Я ж говорю, видать, древние иное держали за каноны нежели никонияне

Виталий Вараюнь: Что-то впоследнее время все заинтересовались собором 21го г. Умные все какие...)

Teutonicus: Стремящийся, Все, что вы цитируете в этой ветке, имеет только косвенное отношение к отцам собора 1621 г. Все эти пункты -- из греческого сочинения "О фрязех и прочих латинех" (кон. XI в.), перевод которого с очень раннего времени имел хождение на Руси, а тут его целиком включили в соборные постановления. Это первое. А второе: чего вы заладили про постановления Вселенских соборов? Вам кто-то сказал, что единственным критерием ереси является непризнание правил Семи соборов? Это не так. Вера латинян чужда Церкви Христовой -- о многочисленных проявлениях этого факта здесь идет речь. Вдаваться в споры о том, очень весом пункт про Аллилуию или не слишком, не хочется, скажу только, что Аллилуия -- это не бантик какой-то там, а древнейшая хвала Богу, и то, что латиняне не пели ее весь пост, -- это не просто дело личного вкуса.

Виталий Вараюнь: Teutonicus как жизнь???

Стремящийся: Teutonicus пишет: Стремящийся, Все, что вы цитируете в этой ветке, имеет только косвенное отношение к отцам собора 1621 г. Все эти пункты -- из греческого сочинения "О фрязех и прочих латинех" (кон. XI в.), перевод которого с очень раннего времени имел хождение на Руси, а тут его целиком включили в соборные постановления. Это первое. А второе: чего вы заладили про постановления Вселенских соборов? Вам кто-то сказал, что единственным критерием ереси является непризнание правил Семи соборов? Это не так. Вера латинян чужда Церкви Христовой -- о многочисленных проявлениях этого факта здесь идет речь. Вдаваться в споры о том, очень весом пункт про Аллилуию или не слишком, не хочется, скажу только, что Аллилуия -- это не бантик какой-то там, а древнейшая хвала Богу, и то, что латиняне не пели ее весь пост, -- это не просто дело личного вкуса. Судя по вашим постам, Вы, простите, лирик. Зачем людям ваши личные сентименты и "благие намерения", имеем текст собора, конкретный вопрос: есть в нем ересь или нет. Мой ответ отнозначнен: в соборе 1621 года на лицо ересь. Ересь "скверноядения" прямо противоречит Ап. Павлу, так как у Бога все чисто. Отцы умышленно или неумышленно посчитали ту или иную тварь божью скверной, соответственно они и все, кто эту ересь поддерживают, автоматически подподают под анафему (гл. 1 к Галатам). Честный человек прямо говорит: да, мол есть нестыковки, а лукавый, начинает мудровать. Да только со "скверноядением" ничего не намудруешь, даже если захочешь, явная ересь. Будете спорить, спорьте с Первоверховным апостолом и сразу подпадете под анафему, ничего не попишешь, таков закон. А в отношении идей, мотивов и пр. доводов, на которые вы опираетесь в своей сомнительной аргументации, Иоанн Златоустый ясно написал в беседе на послание к галатам "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко ангел Господа Вседержителя есть) (Малах. 2: 7), люди к священству идут за чистым вероисповеданием, а не за агитками по тому или иному наболевшему вопросу. Невежество, коньюнктурность и небрежность клириков не могут быть оправданием в создании тои или иной ереси. И если отцы ссылаются на неприменимый каноничный источник в обоснвание своей позици, то для любого честного человека это - подлог, так как на соборе никаких описок не может быть в принципе, на то он и собор, чтобы коллективно все проверять и перепроверять.

Петр: Стремящийся пишет: И если отцы ссылаются на неприменимый каноничный источник в обоснвание своей позици, то для любого честного человека это - подлог, так как на соборе никаких описок не может быть в принципе... Как многому Вы смогли бы научить отцов собора?! Жаль!!!

Teutonicus: Стремящийся пишет: И если отцы ссылаются на неприменимый каноничный источник. Так вы до такой степени живете в плену собственных фантазий? Нда-а, а еще старообрядцев учить лезете! Ну, так я вам скажу по секрету, что в с е сочинения, написанные греками и русскими против латинян с XI по XVII в. те же самые заблуждения латинян перечисляют, включая, конечно, и скверноядение. Для первого ознакомления могу посоветовать: Бармин А. В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006 (автор -- католик, но на научной стороне дела это мало сказалось). Вы не знаете христианства совсем, как, впрочем, и очень многие другие неофиты РПЦ, но думаете, что все уже поняли -- и намного лучше, чем до вас две тысячи лет поколения святителей и преподобных понимали. Пока нам просто не о чем с вами говорить, извините.

о.А. Панкратов: Иеросалимский Устав не очень-то отличается от прочих. Разве что бОльшей строгостью (службы длиннее и т.п.). А первохристиянская основа богослужения - ОДНА.

vinarevi55: о.А. Панкратов пишет: Иеросалимский Устав не очень-то отличается от прочих. Разве что бОльшей строгостью (службы длиннее и... - и посты постнее!

САП: vinarevi55 пишет: и посты постнее! Без рыбы Великим Постом, как по Студийскому Уставу.

Стремящийся: Teutonicus пишет: Пока нам просто не о чем с вами говорить, извините. Я здесь время трачу не для того, чтобы с Вами по душам беседовать, а для того, чтобы по возможности обличать и доказывать на основании писаний ваши (по моему личному мнению) заблуждения, чтобы дилетанты, заходящии на этот сайт могли увидеть, что разница между РПЦ и староверами не только и не столько в обрядах, сколько в догматике, что в корне меняет дело. Есть широкораспространенный миф, что вера у нас одна, разница только в обрядах и перстосложении и этот миф нужно разрушать, чтобы люди не "покупали кота в мешке", чтобы потом, когда уже "поздняк метаться", не занимались придумками, и в качестве доводов не ссылались на "древних" (возможно еретиков), а ссылались прежде всего на Евангелие, Апостол и др. каноничные источники и уж потом на те или иные церковные авторитеты. Вы меня тут можете как угодно называть, да только я пишу строго по-существу и аргументированно и что-то никто из староверов меня не обвиняет в голословности. САП молчит, он человек умный, на анафему нарываться не хочет, Вараюнь тоже молчит, великий Кузьмин тоже. Где же все апологеты? Любой маломальски грамотный человек сразу увидит, что со "скверноядением" явный прокол вышел и если ему на свою душу не начхать, он в наглую черное белым называть не будет, чтобы хулу на Духа Святаго не сотворить.

vinarevi55: САП пишет: Без рыбы Великим Постом, как по Студийскому Уставу. А в Петров, лишь в субботу и воскресение.

Orthodox:

Виталий Вараюнь: Стремящийся, вам не пишут, поскольку САП знает что такое высокоблагочестивый троллинг (вы тут не первый). Про скверноядение лично я написал, а все что писалось после этого - явно не приняло во внимание мои доводы. О чем еще говорить? Вам сказали, что запрет на конкретных животных был не потому, что животные сами по себе не чисты, а из-за того, как их добывали, как их забивали и т.п. Посему запрет на конкретных животных шел неразрывно с апостольским постановлением о запрете удавленины и т.п. Мы даже это с САПом обсудили на конкретных примерах, что также может объяснить почему апостолы дали такое запрещение. Зачем спорить с теми, кто выдирают цитаты из контекста и жонглируют ими? Спорить нужно не с каждым и проповедовать нужно не каждому. Возможно и сейчас вам не стоило отвечать, но т.к. речь зашла не только обо мне, я счел нужным ответить.

Orthodox: Виталий Вараюнь пишет: Вам сказали, что запрет на конкретных животных был не потому, что животные сами по себе не чисты, а из-за того, как их добывали, как их забивали и т.п. Вы сами верите в то, что пишете? Собор 1621 года пишет: (12) Давленину ядят, и звероядину, и мертвечину, и кровь, и медведину, и выдры, и желвы, и еще и тех сквернейша и скареднейша. но о сем обличает их святых апостол правило, 63. Где здесь про то как "сквернейшую" медвежатину добывали, забивали и пр. Вы лучше, как САП, ничего не пишите, если нет мужества признать очевидное, а то такими постами только вредите староверию, на мою мельницу воду льете. А насчет троллинга, если у Вас вера истинная, то вам не страшен никакой тролль, хоть сам сатана с вами будет спорить, Господь даст своим Духа Святаго и на любой вопрос у верных будет убедительный ответ. А если приходится прибегать к банам, к уничтожению "неприятных" тем и постов, то сами делайте выводы...

Anoha: Стремящийся пишет: Я здесь время трачу Стремящийся пишет: для того, чтобы по возможности обличать и доказывать на основании писаний ваши (по моему личному мнению) заблуждения, чтобы дилетанты, заходящии на этот сайт могли увидеть, что разница между РПЦ и староверами не только и не столько в обрядах, сколько в догматике, что в корне меняет дело Послушайте,Orthodox, он же Стремящийся, он же Санитар леса и прочая. Судя по Вашим высказываниям о староверах, прозвучавших в одной из недавних тем "Мало вы по-жизни получали, еще получите, и за хулу на крест Христов и за хулу на Духа Святаго...", Вам здесь абсолютно нечего делать.Поверьте,никому не интересны обличения и доказательства зацикленного на скверноядении и собственной правоте сквернослова. P.S. Это Вам,кстати,на досуге подумать о хуле на Крест Христов: Думаю,на хуле на Святого Духа подробно останавливаться не будем: всем известен никонианский перл :" ниже да сниидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый..."

Teutonicus: Стремящийся пишет: ...чтобы дилетанты, заходящии на этот сайт могли увидеть, что разница между РПЦ и староверами не только и не столько в обрядах Дорогой Стремящийся, все уже поняли, что вы-то не дилетант, а, как теперь на Украине говорят, проффесор. Но кое в чем вы правы: разница между староверами и РПЦ не только и не столько в обрядах. Это хорошо видно и на примере того, как религиозная организация, в которой вы состоите, действовала в отношении скверноядения. Думаю, эта история может быть кому-то интересна, а то на вас, скажу честно, время тратить не стал бы. Вплоть до 2-й пол. XIX в. синодальные попы внушали своим прихожанам, что скверноядение -- безусловный грех. Вот что, скажем, писал прот. Евгений Попов (1824--1888, см. о нем здесь: http://www.bogoslov.ru/text/441459.html) в популярной когда-то книге "Нравственное богословие для мирян" (3-е изд. СПб., 1901; перепеч.: М., 1996; онлайн: http://karthor1.narod.ru/NB/b1.htm): Сквернояденье в разных видах с сознанием. Оно состоит: а) В принятии пищи или питья, которые запрещены в законе Божьем; это, например, чайка или молоко от животных, имеющих нераздвоенные копыта. Подобная пища называется в слове Божьем "осквернением душ". Но, без сомнения, как запрещенная она вредна и для здоровья; например мясо свиней, которые не жуют жвачки и по природе нечистые животные, — самая трудноперевариваемая пища; от него происходят нечистые соки. б) В принятии пищи и питья вместе с собаками (с одной тарелки), затем — из неотмытых и скверных сосудов, из такой муки или соли, или воды в колодце, которые осквернились прикосновением к ним нечистого животного: в таком случае освещаются, по чиноположению церковному, и сосуды, и хлебные припасы оскверненные, и сами люди скверноядшие. в) В ядении и питье вместе с таким человеком, который почитается нечистым, например идолопоклонник, и вообще некрещеный, а также еретик. Впрочем, в случае нужды не возбраняется есть вместе с такими людьми, а также не поставляется в вину принять пищу прямо из рук язычников, если б кто находился в плену у них и в подобном тому положении; в таком случае "вместо большего зла избирается меньшее". г) В принятии пищи, которая хоть сама по себе не запрещена законом Божьим, но осквернилась, будучи принесена в жертву идолам. Наконец, д) в ядении и питье среди бесстыдных песен, пляски и музыки, которые нарочно придуманы и употребляются по найму или домашним образом для удовольствия во время стола. Для нас же с тобой, православный христианин, скверноядение во всех этих видах, кроме вреда здоровью, несвойственно в высшей степени еще и потому, что мы приступаем к Божественной трапезе Христовой, что и обыкновенная, домашняя трапеза наша должна напоминать нам ту духовную трапезу! Поскольку, однако, тогдашние баре не только продолжали предпочитать французскую гастрономию всем прочим, но и были недовольны, что попы к ним пристают из-за этого, пришлось, как обычно, никонианским попам постепенно заткнуться и даже сделать вид, что так и надо (как они сделали еще раньше с брадобритием и табакокурением). Отстать от петербургской знати им было тем более легко, что у них было неплохое денежное утешение в виде "исповедного налога" с коренных народов Севера за скверноядение, т.е. за употребление в пищу во время охоты беличьего мяса. Про эту очень неприглядную историю, в которой в тысячный раз проявилась безудержная алчность и бессовестность основной массы синодальных попов, можно удобнее всего прочесть в основательно документированном очерке Н. С. Лескова "Сибирские картинки XVIII века" (онлайн: http://www.azlib.ru/l/leskow_n_s/text_0370.shtml) "Паства", которую только что накрестили, вся состояла из кочевников, которых целый год не увидишь -- только раз в год, в обычное время они сближаются к известным местностям для взаимного торгового размена, и тут-то надо около них сделать всё, что нужно, т. е. и "осетить, обрать ясак и научить святой вере". <...> Исповедный ясак иногда доходил до двухсот белок на семейство, и дикари этим очень тяготились, но "по простоте своей" своих грехов всё-таки не скрывали, а только спешили скорее "очиститься и бежать". Обыкновенно они "убегали" тотчас же после исповеди и не дожидались причастия, о важности которого совсем не имели понятия. Сибирские священники распоряжались наложением ясака по всей своей воле. Светские власти в это не вмешивались, за исключением нескольких лет "бироновщины", когда "духовного чина людям началось от светских командиров и еретиков притеснение и туга", но они "через это время отстоялись и скоро достигли лучшего века Елизаветы". Однако же, как и в Елизаветино время, духовным большого жалованья не дали, то духовные прибавили к ясаку "подать за скверноядство". Что значит "скверноядство"? Это то, если человек ест что-нибудь "скверное", т. е. "непоказанное ему для употребления в пищу". Скверное это не у всех одно и то же: в старой Руси скверным почиталась телятина и теперь многими почитается за "скверно" - угорь, налим, минога, раки и устрицы, мясо козы, зайца, голубя и черепахи и т. д. В Сибири на огромных пространствах, где кочуют "народцы", нет ни посевов, ни убойного скота, имеющего раздвоенные копыта и отрыгающего жвачку, а потому кочевники употребляют в пищу всё, что можно съесть, и между прочим мяса "животных, не показанных" по требнику, а именно: "медвежью говядину, соболей и белок". Дикари ели эту пищу всегда, с тех пор как живут, и пока они не были окрещены Иннокентием Кульчицким, им и не представлялось, что это "скверно". Впрочем и св. Иннокентий, зная местные условия жизни, взысканий за эту "скверность" не налагал. Но теперь настала пора извлечь из этого выгоду. Сибирские духовные положили очищать "скверноядущих" дикарей особою молитвою, а за прочтение её наложили "новый ясак" с таксациею: 1) за ядение медвежьей говядины -- одна цена, 2) за ядение лисьего и собольего мяса -- другая, и 3) за белок и иных меньших зверков -- третья. За всё это пошли сборы очень прибыльные, но и хлопотливые, так как надо было "следить за скверноядцами, и настигать их", и тут их "обкладывать и очищать молитвою", чтобы они потом вновь начинали "скверно есть" наново. <...> Духовные отъезжали в поля для "настигания и сбора", причём полевали не всегда тихо и случалось, что народцы на них плакались, и светские власти пробовали защищать "народцы"... Для расследования "злоупотреблений" назначались следователи, но до конца эти дела никогда не доводились по понятной причине. Из следственных дел уже XIX в. Лесков приводит тарифы, по которым взимали дань попы: за прочтение разрешительной молитвы от скверноядения за каждого человека в большой семье по 20 белок, а в малом семействе по 30 белок с души. Все это паскудство продолжалось до самой революции, о чем сообщают этнографы того времени (см., напр.: Шульц Л. Р. Салымские остяки, с. 131, онлайн: http://www.citylib-tyumen.ru/uploads/files/luk/2000/2000_6.pdf По материалам экспедиций 1909-1911 гг.)

Orthodox: Anoha пишет: Послушайте,Orthodox, он же Стремящийся, он же Санитар леса и прочая. Судя по Вашим высказываниям о староверах, прозвучавших в одной из недавних тем "Мало вы по-жизни получали, еще получите, и за хулу на крест Христов и за хулу на Духа Святаго...", Вам здесь абсолютно нечего делать.Поверьте,никому не интересны обличения и доказательства зацикленного на скверноядении и собственной правоте сквернослова. Аноха, Вы наверное хороший человек, только ревнуете не по разуму, ну запутал Вас бес, заставил крест Христов хулить, но ведь всегда можно покаяться, а я здесь для того, чтобы других, таких же как Вы, "ревнителей" не соблазняли придумками человеческими. Если я Вас очень сильно обидел, то Вы, если можете простите меня, но я Вам сказал правду и готов за нее на суде Христовом ответить. Еще раз повторю, ничего доброго не ждет людей, называющих четырехконечный крест Христов крыжем, который Иоанн Златоустый воспевает и славит, с этим ничего не поделаешь. Но Вы, скорее всего, по невежеству попали в эти непонятки, так что все поправимо. Еще раз, простите и почитайте Иоанна Златоустого "На поклонение честному древу". А по поводу моей зацикленности на ереси скверноядения и обязательности бороды, объясняю: моя цель доказать, что в староверии есть ереси и что церковная реформа была оправдана и что владыко Никон, в отличии от некоторых предшествующих архиереев (которые вместо того, чтобы пасти овец Христовых и защищать чистоту веры, занимались коньюнктурными вопросами), хотя бы попытался искоренить крамолу, пусть с ошибками, но он боролся, потерял патриаршию кафедру (кстати, псы его тело не ели, кто Вам эти басни рассказал), хотя мог бы просидеть на своем теплом месте до конца дней. Для меня боец пусть даже поверженный, лучше безынициативного "одобрямса"! А по поводу того, что Вы тут Алексия 2 выставили, что-то пытаясь обличить, не могу понять цели вашего демарша, я не защищаю иерархов РПЦ МП и в отличии от Вас, я не буду говорить на белое черное, если есть ересь и/или апостасия, то я соглашусь, что есть ересь и/или апостасия, мне моя душа дороже. Вы обвиняете иерархов, а я Вам на это сошлюсь на Августина (о том, что чистота Церкви не зависит от благочестия клириков). Вы меня лично можете в какой-либо ереси обличить, только с доказательствами, а не как у вас принято "древние" то сказали, "древние" се сказали, конкретно на основании каноничных церковных источников? Сомневаюсь... А я Вас могу и обличаю, я не пишу про ваших "иерархов", я пишу про ваше вероисповедание, которое в случае противоречия Евангелию и Апостолу подподает под анафему. Ваше учение под анафемой, так как "сверноядение" - ересь, ну а хула на четырехконечный крест Христов, тут и так все понятно... А по поводу "молимся тебе, дух лукавый", так этот соблазн давно исправлен в году этак 1912, если не ошибаюсь, так что это тоже, простите, было "пальцем в небо"...

Anoha: Еще раз Вам пишу: у каждого старовера на груди ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ крест.Где Вам померещилась хула? Хула-это изображение на крестах звезд жидовских (вот для чего я привел рисунки,и патриарх РПЦ просто "попал в кадр" с таким крестом),хула-это крестопопирательство,

Anoha: которое имеет место в никонианских храмах-когда ногами попирают начертанное на земле изображение креста,когда ковровые дорожки крест на крест стелят на архиерейских службах. Да,из молитв при крещении убрали слова "...молимся тебе дух лукавый...",опомнились

Anoha: через 200 с лишним лет.И после этого (и не только) Вам не совестно обвинять староверов в хуле на Святого Духа? Двуликая,однако, совесть.А на счет останков вашего дражайшего "владыки" Никона-почитайте документальные источники (он,кстати,только за самовольное ос

Anoha: тавление кафедры и без помощи разбойничего собора должен был подлежать низвержению,так что "владыка"-громко сказано).И как бы там поклонники не заявляли о "святости и радении о чистоте Православия" бывшего владыки, собачкам виднее.

Orthodox: Вот хула, которую Вы поддерживаете и защищаетете, а значит разделяете ответственность. Христов крест трисоставный истинный животворящий, и сень законную — четвероконечный крест — почитает паче истинны. Паче же рещи не сень, но крыж латынский, умысл диявольский. Я же в отличие от Вас никакую хулу против креста Христова и никакую ересь и апостасию против православной веры Христовой не защищаю и не поддерживаю и мне неважно какой иерарх это делает или попускает. Вам Аввакум дороже Иоанна Златоустого? Только где Иоанн Златоуст сейчас пребывает мы знаем, а где Аввакум находится за хулу на крест Христов, мы можем предолагать с вероятностью в 99%, хотите вместе с ним там оказаться? Ваше право. Еще раз повторяю, что в отличие от Вас, я ересь "за компанию" не поддерживаю, мне моя душа дороже, а Вы без разбору любой, как минимум, сомнительный тезис - "одобрямс", "древние" же так сказали, а что это за "древние", может быть это древние еретики или невежды, Вам, к сожалению, неважно.

САП: Orthodox пишет: Вам Аввакум дороже Иоанна Златоустого? Только где Иоанн Златоуст сейчас пребывает Святый Златоуст, в слове в неделю 3-ю поста, глаголет: а Исаия, откуду бы было и иаковыя Креста древеса были, именует тыми словы: на кипаресе и певге и кедре, вкупе местце святое прославите.

Orthodox: И при этом вот так "хулит" четырехконечный крест Христов: Поспешите, возлюбленные, укроемся под сенью крыл честнаго и животворящего креста. Ведь крест, с его ЧЕТЫРЬМЯ КОНЦАМИ, означает, что распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет. А вот еще как Иоанн Златоустый пишет про четерыхконечный крест Христов, который для кого-то (не будем показывать пальцем) - умысел дьявольский: Какой дом не имеет в своем основании креста? Какое судно обходится без креста в устройстве руля? Какой город не ставит себя под защиту креста? Какой царь не употребляет креста в качестве скипетра? Какая Церковь не осеняет себя победным знамением креста и не ограждает им себя? Какая вдова не имеет креста своей опорой? Какая сирота не прибегает к помощи креста? Крест ночью светится, днем испускает лучи, души делает ясными, бури зол утишает, супружества скрепляет, сирых питает. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_67.htm Это все написано конечно же про восьмиконечный крест, а никак не про четырехконечный, который некоторые с великим благоговением называют "крыжем"!

Anoha: Orthodox,хотелось бы уточнить Вашу конфессиальную принадлежность. Кажется мне (прошу прощения,если не прав),что Вы-чадо РПЦ МП. Так вот, даже внутри вашей РПЦ есть разные мнения по поводу отношения к слову "Крыж".Одни считают его чуть ли не ругательным, другие-вполне обычным. Вот что пишет по этому поводу досточтимый всеми новолюбцами "разбойничий" собор с своей соборной книге "Жезл": "Крыж в польстем языце не что ино знаменует, токмо еже славенски - крест, гречески же - ставрос, латински паки - крукс. Несть в самом деле укоризна Кресту Господню именоватися крыжем" // Издание 2-е. Ч. I. Возобл. 23. Л. 51. Славянофил И.В. Киреевский писал: "Удивительно, что в русской университетской типографии кресты все латинские" (Цит. по: прот. Четвериков С. Оптина пустынь. С. 142). Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев в письме к царю Александру III возмущался: "В Галиции полиция снимает русские шестиконечные кресты и заменяет их латинскими". Письма Победоносцева к Александру III. 1926. Т. П. С. 11. Если Вам не нравится само слово "Крыж" не произносите его.Я еще раз задам вопрос,где Вы узрели хулу на четырехконечный крест? Думаю,уж у кого-кого,а у свщм.протопопа Аввакума, когда тот писал вышенаписанное,и в мыслях не было хулить двучастный крест.Здесь на форуме уже это обсуждали-да,изначально на храмах были четырехконечные кресты. Но "Всюду во всей России, на всяком подобающем месте возвышались и сияли своим благолепием восьмиконечные кресты Христовы: на святых храмах Божиих, на колокольнях, над входными воротами в ограду церковную, даже над воротами или калитками каждого дома христианского, а внутри церквей - на престолах Господних, на антиминсах, на просвирах, на всенощном хлебе, на артусе, на панагиарном хлебе; возвышался он над хоругвями, сам будучи хоругвию христианства, над дверями церковными и во всех других местах храма Божия, где полагался Крест; на груди всякого русского человека висел восьмиконечный крестик, хотя и на четвероконечном, как на основе изображенный; на всех могилах умерших православных людей ставился обязательно восьмиконечный крест; на перекрестках проселочных дорог необъятной страны тоже возвышались восьмиконечные кресты и свидетельствовали о благочестии и усердии русского народа. Словом, вся святая Русь украшена была восьмиконечными крестами" (Мельников В.Е.Краткая история Дреплеправославной Церкви). Древлеправославная Церковь всех времен прославляла Крест Христов и каждый из его видов имела на своем месте. Все они чтутся и прославляются. Крест восьмиконечный есть крест совершеннейший в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос. О нем именно пророчествовал пророк Исайя: "Слава Ливанова к тебе приидет - кипарисом, певгом и кедром вкупе, прославит место святое Мое, и Я прославлю место ног Моих" (Исайи, 60:13).Четвероконечный крест считается "сокращенным": он применяется в миропомазании, маслопомазании, в священническом или архиерейском осенений рукою или свечами, в ограждении себя рукою, а также на священных облачениях, на покровцах и на других церковных вещах. Восьмиконечный Крест, как полный, ставится или изображается на всех важных и видных местах: на церковных главах, на престолах, антиминсах, на просвирах, на всенощных хлебах, на артусе, на панагиарном хлебе и на других многих местах и вещах. На четвероконечном Кресте не изображается распятие Господа, оно имеется лишь на восьмиконечном Кресте. Трисоставный Крест, по учению Церкви представляет собой и образ Святой Троицы, как поется за богослужением: "Крест трисоставный честное древо Троицы бо носит трисоставный Образ". Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Троицы . Подножие Креста Христова во многих местах богослужебных книг воспевается и прославляется: "Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть", - возглашает прокимен за службой Кресту Христову. К четвероконечному кресту это призывание не применимо, так как он не имеет подножия. После разделения церквей на восточную и западную восьмиконечный крест стал символом православия, а четвероконечный - символом латинства. Он и получил у нас в России название "латинского" креста.В западной церкви нигде не встретишь ни восьмиконечного креста, а лишь один четырехконечный.

vinarevi55: Anoha пишет: Еще раз Вам пишу: у каждого старовера на груди ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ крест.Где Вам померещилась хула? Хула-это изображение на крестах звезд жидовских (вот для чего я привел рисунки,и патриарх РПЦ просто "попал в кадр" с таким крестом),хула-это крестопопирательство, Есть такое дело, никоны давно уж пребывают в ереси, а ныне то и вообще, в самой последней (пред явлением антихриста), мнитмися, жидомасоноэкуменической! Но, ведь, ОртодоксоСтремящийся и не оспаривает сего прискорбнаго факта. Надо бы и нам, набравшись мужества, признать некоторые "косяки", иже напороли наши древлие отцы ( с благими намерениями), аще они есть в действительности! . Не гоже, стоя по уши в дерьме, кричать, дескать, мы благоухаем (аще оно так есть)! Мой помысл! Паче оскорблять друг друга. После разделения церквей на восточную и западную восьмиконечный крест стал символом православия, а четвероконечный - символом латинства. Он и получил у нас в России название "латинского" креста.В западной церкви нигде не встретишь ни восьмиконечного креста, а лишь один четырехконечный. Мнитмися, Ортодокса возмущает эмоциональная окраска "крыжа" в устах старообрядцев.

Anoha: vinarevi55 пишет: Мнитмися, Ортодокса возмущает эмоциональная окраска "крыжа" в устах старообрядцев. Да,согласен.И эмоции эти есть историческая память. Сколько веков католики пытались подмять православных под себя, сколько в истории было русско (украинско,белорусско)-польских войн. И не счесть.И реформа именно как католическая "диверсия" (как ее метко назвал Б.П.Кутузов)-самое реалистичное объяснение. В умах православных (читай древлеправославных) четырехконечный крест твердо ассоциируется с "латинством", которое,в свою очередь,также твердо ассоциируется с "польскостью", ну и,наконец с "никонианством". А вот оно уже ("никонианство") так крепко переплелось с католичеством,протестантизмом,иудаизмом и язычеством, что и не оторвать. Но, в двадцатый раз повторю,сверхэмоциональность и хула-две огромные разницы. Вот хула:

vinarevi55: Anoha пишет: Вот хула: Ну, конечно же, дорогой Вы мой, Посему то азъ и бежал етаго сраму... . Но необольщайтеся, все сие грядет и на голову РПсЦ, ведь туды "тащит ю м.Корнилий"! Посему не радоваться злому ближняго свово, но плакать и трепетать грядущаго достойно здравомыслия, мнитмися.



полная версия страницы