Форум » Полемики » С какого времени христианам стала вменяться в обязанность десятина » Ответить

С какого времени христианам стала вменяться в обязанность десятина

Teutonicus: В соседней ветке о требах завязался спор о десятине: вменяют ли какие-либо церковные каноны или древние обычаи в обязанность каждому христианину уплату на нужды церкви десятины, понимаемой как 10% его доходов? Все считают, что да. Вот, напр., о.А. Панкратов пишет: [quote]В некоторых крепких современных общинах християне доселе жертвуют десятую часть своих "прибытков" Церкви. Сознавая это своей обязанностью. Без особых напоминаний со стороны священника. Просто потому, что у них так издавна принято.[/quote] Пошарив на скорую руку по интернету, я узнал, что, оказывается, не только некие особо "крепкие" христиане считают это своей обязанностью (за что их нельзя, конечно, укорить), но и священники тоже считают, что все их прихожане обязаны выплачивать десятину. Так, на сайте semeyskie.narod.ru опубликованы "Вопросы для подготовки к исповеди (а так же для совершения письменной исповеди)", в которых читаем: [quote]18.Исполняешь ли церковную десятину (каждый обязан регулярно жертвовать на церковь десятую часть своего дохода)?[/quote] Не знаю, кем составлены эти вопросы, но видно, что не очень давно (рядом упоминаются экстрасенсы и цветные репродукции икон). Для всех, кто не хочет потом каяться в грехе невыплаты десятины, опубликована детальная инструкция, как платить десятину. Автор -- древлеправославный менеджер Олег Хохлов. Оттуда можно узнать, на что употребить нелегально полученные доходы, что делать, если невозможно прокормить семью, отдавая 10% зарплаты, и много других душеполезных вещей. С какого же времени у нас в церкви возникли такие взгляды и на чем они основаны? Ни правила Вселенских и поместных соборов и святых отец, ни толкования на них ничего о подобной обязанности не упоминают. Напротив того, Матфей Властарь четко говорит: [quote]Весь ветхий закон обыкновенно посредством видимого научает состоянию невидимого и посредством телесного занимается исправлением духовного. Так, между прочим, древним повелено было посвящать Богу десятины и из имущества; но то, что ими совершаемо было образно, нами приемлется таинственно. Посему божественная красота - Апостолы, желая не нарушать закон, но восполнять недостаток его и в этом (отношении), определили (в 9-м правиле) посвящать Богу десятины не временных вещей, но дней жизни нашей[/quote] В Византии той десятины, о которой речь, никогда не было (см.: Schmid H. F. Byzantinisches Zehntwesen. -- "Jahrb. d. österr. byzant. Gesellsch.", 1957, 6, 45--110). Не было ее и на Руси, хотя в некоторых русских областях до XVI в. существовал одноименный налог, который был невелик, не был никак связан с размерами доходов или имущества и взимался когда в пользу епархиального архиерея или соборного протопопа, когда в пользу светских лиц. Ни слова о десятине я не нашел и в старообрядческих источниках сравнительно недавнего времени: в "Обычаях Ветковской церкви" И. Е. Кабанова или в ответах на вопросы читателей, печатавшихся в дореволюционном журнале "Церковь". Зато в новейшее время разговоров о десятине стало много. Напр., в 2005 г. некий помощник покойного владыки Андриана (С. Г. Вургафт?) заявлял в интервью светскому интернет-изданию, что "старообрядческая церковь до сих пор существует на перечисляемую верующими «десятину» – десятую часть их доходов". Если у кого-то есть сведения, как так вышло и когда, что старообрядческая церковь существовала на десятину, поделитесь ими, пожалуйста.

Ответов - 45, стр: 1 2 All

Сергей Петрович: Алексей Рябцев пишет: Видимо, человек считает, что надо пользоваться онлайн-переводчиками (пропагандирует, так сказать, продвинутый образ жизни). Хорошо, что посмотрел, что это Вы, а то чуть было не.... (лучше не дописывать).

Сергей Петрович: Teutonicus пишет: Но можно и перевести: Нужно! Иначе это - неуважение к участникам форума. "Нате вам, неучи-недоумки" и прочее в этом роде. "Стыдно, стыдно, Ваше Величество, стыдно, стыдно, король!"

Сергей Петрович: Первый "перевод": от епископа привратнику Второй перевод: от епископа и до привратника


Teutonicus: Сергей Петрович пишет: неуважение к участникам форума. "Нате вам, неучи-недоумки" Прости, Сергей Петрович, в моих глазах это было уже сто восьмое примечание к сказанному, и без него мне все казалось ясным, тем более что я пересказал по-русски в двух словах содержание цитаты. Но я счастлив, что моя писанина вызывает такой пристальный интерес, что даже самую второстепенную цитату желательно понять вплоть до запятой.

Сергей Петрович: Teutonicus пишет: сто восьмое примечание к сказанному А Вам лень сделать сто девятое? Вы же видите разницу "механического" перевода с переводом живого человека. Teutonicus пишет: и без него мне все казалось ясным, тем более что я пересказал по-русски в двух словах содержание цитаты Нет, сударь, ошибаетесь, для знающего язык это понятно, для незнающего - нет. Как-то я Олегу Валентиновичу написал рядышком по-немецки и по-русски... После того случая решил так больше не делать, потому что идентичность выражений была в тот момент ясна мне, а не ему.



полная версия страницы