Форум » Полемики » О кресте (продолжение) » Ответить

О кресте (продолжение)

Виталий Новый: Читал я споры меж ветковцев о предмете Христа. Был там один "смутьян", говоривший, что все кресты суть кресты Христовы (конечно это не относилось к крестам апостолов). Я доселе стою на этой же позиции. Вот прочел на форуме как диаконовцы тоже так думали, а можно ли где-то про честь про эту полемику, т.к. мною упомянутый смутьян, диспут проиграл. Проблема вот в чем: трисоставный крест очень редко употреблялся как в Греции, так и на Западе, а в некоторых местах и вовсе не употреблялся. Говорить, что лишь трисоставный крест был искуплен кровью Христовой - глупо, т.к. например титла не была обагрена кровью. Умер он именно на двусоставном кресте, а значит четырех-конечный крест такой же крест Христов. Тем более, как заметил о. Андрей, оный крест используется и у нас. Ведь могли заповедовать запечатлевать трисоставный крест на лбу, но нет, такого повеления не было.

Ответов - 10

о. Андрей: Иерей Вадимъ пишет: Идеологи раннего никонианства учили, что нельзя одной рукой изображать и Св.Троицу, и Христа в двух естествах, поелику-де получается "два Христа" - один в Троице, другой - во плоти. В этом они усматривали "несторианскую ересь", "злобожное разделение" и т.п. Именно этим они и оправыдывали свое проклятие двоеперстия. Поэтому и старообрядцы того периода обвинялои их в упразднении Христа в Крестном знамении. Книга "Жезл правления" в дпнном пункте расходится с мнением грека архимандрита Дионисия, положенным в основу Деяний БМС, а посему - и с самими подписанными греческими и русскими иерархами Деяниями. Современное же толкование значенипя перстов в никонианских молитвословах явно заимствовано у староверов, только "вверх тормашками". Надо же было оправдаться, что они Христа не упразднили. Но тогда получается, что они - такие же "несторниане", по суду их родоначальников! Простите Христа ради. Я уже вполне показал, что учили они и так и так. Книга Жезл не может рассматриваться отдельно от БМс. Поэтому никониан можно обвинять в противоречивости взглядов, но определенном учении о праздности двух перстов. Что там и где положено в основу - не суть важно, важно то, что стало соборным определение. Жезл по заявлению участников БМс заключает в себе их исповедание веры.

Игорь Кузьмин: о. Андрей пишет: Не смог своевременно прокомментировать – забыл, где видел текст, а сейчас случайно попался на глаза, и решил его процитировать: цитата: Глаголют … : яко они лучше творят две тайне изобразующе, двема перстома: два естества Христова, трех же совокуплением, три лица Божественная. ОТВЕТСТВУЕМ. Яко много унше, те обе тайне нами воображаетеся, ибо трех первых перстов соединением, первое трех лиц безначальное во единстве естества является пребывание: Таже двема последнима преклоненныма перстома, последняя тайна еже есть поклонение небес и смиренное Бога Слова вочеловечение, унше являтися может (Жезл правления. Л. 47об.) Как видим, в изначальном никонианском исповедании указано, что два крайних перста в троеперстии отнюдь не праздны, но символизируют два естества во Христе. Напомню, что Жезл был издан от лица Большого Московского собора 1667 года, таким образом, он является официальным исповеданием никониан, а, следовательно, необъективно упрекать их в том, что они в крестном знамении не исповедуют Распятого Христа. Вы указали, что именно в этом, якобы погрешает троеперстие, я показал, что соборное мнение никонов. Возможно, что Вы зазираете их перстосложение в чем-то еще? о. Андрей пишет: Я уже вполне показал, что учили они и так и так. Книга Жезл не может рассматриваться отдельно от БМс. Поэтому никониан можно обвинять в противоречивости взглядов, но определенном учении о праздности двух перстов. Что там и где положено в основу - не суть важно, важно то, что стало соборным определение. Жезл по заявлению участников БМс заключает в себе их исповедание веры. О. Андрей, а из какого источника Вы взяли цитату из Жезла? Потому как вот сама Скрижаль, вместе с отвещательным соборным словом Никона о проклятии на двуперстное знамение, свидетельствуют, что невозможно иметь правильного богословия о плотском смотрении Iсуса Христа в двух перстах, кроме несториевой ереси. «Аще кто отселе ведый не повинется творити крестное изображение на лице своем, якоже древле святая восточная церковь прияла есть и якоже ныне четыре вселенстии патриархи, со всеми сущими под ними христианы, повсюду вселенныя обращающимися, имеют, и яко же прежде православнии содержаша, до напечатания слова Феодоритова в псалтырях со возследованием московския печати, еже тремя первыми великими персты десныя руки изображати, во образ святыя и единосцщныя и нераздельныя и равнопоклоняемыя Троицы, но имать творити сие неприятное церкви, еже соединя два малыя персты с великим пальцем, в них же не равенство святыя Троицы извещается, и два великосредния, простерта суща, в них же заключати два Сына и два состава по Несториеве ереси, или инако изображати крест, сего имамы, последующее св. отец седми вселенских собор и прочих пометсных правилом и св. восточныя церкве четырем вселенским патриархом, - всячески отлучена, от церкве вкупе и с писанием Феодоритовым, яко и на пятом (соборе) прокляша его ложная писания на Кирилла архиепископа александрийскаго и на правую веру, сущая по Несториеве ереси, проклинаем и мы. и к сему настоящему правилу, и ко прочим вещем божественнаго писания, обретаемых в книзе сей, и руки своя подписуем» (из Скрижали из отвещательного Никонова слова); И это из самого богословия никонианского исходит. Каптерев вот доказал убедительно (Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович), что деяния московского собора 1667 г. против «старых обрядов» составлены дословно из обличительного сочинения архимандрита Дионисия грека афонского, который в своем обличении и прямо указует почему следует праздными два персат держать. «Или две ипостаси исповедаете в Сыне Божии: едину испостась Божества, а другую человечества, зане два перста токмо числа являет двое, или две ипостаси, или два Бога; а Божество и человечество како можешь показати в перстах? Никако, токмо число. Два перста вкупе и паки три перста вкупе, которые бывают пять, - и с тем сложением перст или пять ипостасей исповедуете в Божестве, или два Бога: едина сугуба, а другаго трегуба и неравна; не буди вредословие»; [стр. 381 указ соч. Каптерева, по изд. М. 1996 г.] «Сице и вы исповедуете во дву перстах – единаго Бога сугуба и болша, а в трех перстах – другаго Бога трегуба, и неравна, и менша, зане те три перста стоят наклонены под двема. Елицы еретицы бяху изначала и до ныне, никто же таковая вредословия не дерзну рещи, или показати Божество в перстах, или богословити о Божесте, или о воплощении Христове в перстах руки; но токмо вы, антихристовы предтечи и ученицы, или кто прежде вас научи, или мудрствова сице, или написа, и он антихристов ученик бе и предтеча» [там же]. То есть Скрижаль однозначно учит, что токмо первыми тремя перстами следует изображать кретсное знамение, вкупе в сих перстах оба таинства и исповедывать. Еже треми персты первыми воображати на лице нашем честный крест, и сим исповедати Святыя Троицы тайну, вкупе и смотрения» [Скрижаль Никона патриарха, лис. 805, 806, изд. 1656 г.]. «Темже вся сия разсмотревше, и уведевше предложенная вам свидетелства от Божественнаго писания о честнем и животворящем кресте, вкупе и о еже киими его персты на лице нашем изъображати… Еже первыми треми персты десници своея на лице своем воображати крест, в них же заключают тайну Святыя Троицы, вкупе и смотрения» [Скрижаль, лист 816]. Такожде научают и никоновские Псалтыри со возследованием, и Пращица. «Онаго собора отцы (т.е., Стоглаваго) новопредаша, еже креститися двумя персты, указательным и средним, а то предание еретика Мартина мниха, армянина суща: и скланяется таковое сложение перстов подобием ереси Несториеве... Еще оное же сложение перстов скланяется подобием ереси еретика Ария» [Пращица, ответ 21, л. 75. По изд. М. 1753 г.]. «Еже в Соборном Свитке и во Псалтири, и в Скрижали оное противное повеление, еже креститися двумя персты, названо Арианством, Несторианством и Армянством, не туне, понеже от имущих незавестный ум, и дух смирения разумеется тако, ибо таковое предание не восточныя церкви, но содержащийся обычай еретиков армянов, и проклятых латинов» [Ответ 30, л. 90, Там же]. Посему как то и не видели никакого разногласия у никониан и наши первобытные благочестивые предки, которые писали свои обличения на никонианские ереси, как выше я приводил цитату из соч. солов. инока Герасима Фирсова. И Пращица достаточно длительное время печаталась к обличению «староверцев», так что не зрится, чтобы у реформаторов в сем вопросе было некое разномыслие о двух перстах. Но все утверждали ересь несторианскую в знаменовании двух перстов, как не могущих по их мудрованию «правильное» богословие утверждать о Божестве и человечестве Iсуса Христа. И како-то неудобно зде будет полагать некое отсутствие здравомыслия в исповедании отцов реформаторов-никониан. Како сами полагают в дву перстах человечество и божество, и вместе с тем хулят его как несторианскую ересь?!

о. Андрей: Игорь Кузьмин пишет: О. Андрей, а из какого источника Вы взяли цитату из Жезла? А из самого Жезла и взял, у меня под рукой полный текст. Поэтому, даже если в Скрижали утвержденной собором 1656 года никоны и писали о невозможности изображать что-либо двумя малыми пальцами, то собором бОльшим 1667 года они сие дело исправили. Об исповедании же того или иного общества следует судить, прежде всего, по его соборным постановлениям, а не частным высказываниям. Игорь Кузьмин пишет: не зрится, чтобы у реформаторов в сем вопросе было некое разномыслие о двух перстах. Но все утверждали ересь несторианскую в знаменовании двух перстов, как не могущих по их мудрованию «правильное» богословие утверждать о Божестве и человечестве Iсуса Христа. Ну, Вам может и не зрится, а я цитату привел из официального соборно утвержденного никонианского учения. Можете еще и «Увет духовный» посмотреть, что от собора 1682 года издан (8гл.), там в том же духе написано. Игорь Кузьмин пишет: И како-то неудобно зде будет полагать некое отсутствие здравомыслия в исповедании отцов реформаторов-никониан. Како сами полагают в дву перстах человечество и божество, и вместе с тем хулят его как несторианскую ересь?! А вот в этом все никонианство и есть - то хулить, то поклоняться.


Игорь Кузьмин: о. Андрей пишет: А из самого Жезла и взял, у меня под рукой полный текст. Поэтому, даже если в Скрижали утвержденной собором 1656 года никоны и писали о невозможности изображать что-либо двумя малыми пальцами, то собором бОльшим 1667 года они сие дело исправили. Об исповедании же того или иного общества следует судить, прежде всего, по его соборным постановлениям, а не частным высказываниям. Вот мне и сомнительно, как раз сие место из Жезла, потому как оно самого автора и обличает. Не мог же автор Жезла обличать еретичность двуперстия, и вместе с тем сам его же исповедывать :-) Возможно здесь стоит исследовать (сравнить) списки Жезла. Постановление собора выразилось в печатных Псалтырях с возследованием, которые исповедали крестное знамение по Скрижали. Автор Пращицы описует, что тако тако осуждала еретичность дву перстов не токмо Скрижаль, но и Псалтыри и Соборное Деяние. Но како мог Питирим ссылаться на то, что по-Вам должно уже иметь значения?! Явно значит зрится, что Питирим сие не против соборных деяний писал. Посему стоит значит верить больше Питириму, а не Вам :-) ««Еже в Соборном Свитке и во Псалтири, и в Скрижали оное противное повеление, еже креститися двумя персты, названо Арианством, Несторианством и Армянством, не туне, понеже от имущих незавестный ум, и дух смирения разумеется тако, ибо таковое предание не восточныя церкви, но содержащийся обычай еретиков армянов, и проклятых латинов» [Ответ 30, л. 90, Там же].» Тако и разумевали наши первобытные благочестивые предки, что само двуперстие похулялась собором именно за саму его «еретичность». И Деяние на Мартина выдумано было с тою же целью «доказать» ертическое происхождение именно дву перстов в символическом знаменовании. Два перста именно и Дмитрий Ростовский похулял в своем Розыске. Так что нет никаких оснований считать, что сие цитата из Вашего Жезла имела некое значение для первобытных реформаторов-никониан. А если еще учесть, что сочинения сего автора (Симеона Полоцкого) в ближайшее время подверглись такой критике (и даже уничтожению) со стороны новообрядцев (п. Иоаким и дело пестрых, собор 1890 г.), то и зело неудобно было никонианам иметь все утверждаемое сим автором за твердость. Так что и зде Жезл имел мало шансов противостоять Скрижали :-) К тому же для Вашей теории требуется и все обличения первобытных отец наших в неисповедании в перстах Распятого Христа никонианами подвергнуть осуждению. Конечно же Вы самовластны судить како хощете, но для меня пока нет никаких серьезных оснований к сему. Я считаю, что первоыбные отцы наши справедливо и зело опасно рассмотрели еретичество никониан, и именно в их (никонианском) духе исповедания, а не тако как Вы никонианам приписываете, сиречь, почитание двуперстия. И неубедительны Ваши ссылки на пременение якобы собором 1667 г. Исповедания богословия знамения кретсного. Тамо ясно разъясняется богословие токмо трех перстов, а о двух ничего не изречено, кроме того, что они должны быть праздны и свободны. Таки образом нельзя зде от себя добавлять некое богословие. Если праздны и свободны, значит праздны и свободны от всякого богословствования о них. Почему и умолчано в сем в соборных деяних. А почему они лишены сего богословствования подробно разъясняется в иных книгах. Подробнее зри у Каптерева. Именно Каптерев же доказывал, что в основу деяний соборных против «старообрядцев» положено обличительное сочинение Дионисия грека. Уже ему то какая нужда доказывать законность утверждения именно версии отличной от Вашей цитаты из Жезла :-) о. Андрей пишет: А вот в этом все никонианство и есть - то хулить, то поклоняться. Ну если Вы в сем обвиняете никонианство, что они не могут здраво мыслить в своих же законных актах, то следует тогда Вам опасней присмотреться к тем правилам Кормчей где описуется како следует присоединять к Церкви таковых, которые находятся не в здравом уме :-)

о. Андрей: Игорь Кузьмин пишет: Ну если Вы в сем обвиняете никонианство, что они не могут здраво мыслить в своих же законных актах, то следует тогда Вам опасней присмотреться к тем правилам Кормчей где описуется како следует присоединять к Церкви таковых, которые находятся не в здравом уме :-) Главное, чтобы они находились в твердой памяти :-).

В.Анисимов: Свежевыложенная статья: БОРЬБА С КРЕСТОМ ХРИСТОВЫМ Братья и сестры! Как все мы хорошо знаем, учение антихриста будет отличаться от учения Господа нашего Исуса Христа только отсутствием Креста. Поэтому исчезновение Креста из нашей жизни, в том числе и исчезновение его верного изображения, являются одним из главных признаков прихода царства антихриста. На Западе давно уже ставят вопрос о том, чтобы заменить знак крестика-сложения в математике на что-либо другое, его не напоминающее. Протестантизм, являющийся передовым движением в борьбе против невыносимой для демонов графики, устами своих последователей иеговистов проповедует, что Господь был распят не на Кресте, а на столбе, и те так и изображают Его привязанным к столбу. А это вот изображение совершенно не опасно для демонов, и в аду ему вполне есть место. Потому что это насмешка и надругательство над Господом нашим Исусом Христом, отрицающее не только подлинность Его распятия на Кресте, но и весь смысл сего распятия. Поэтому, давайте, повнимательнее присмотримся ко всему тому, что скрыто за тайной Креста Христова. Итак, Крест Господень состоит из вертикальной линии пересеченной в трех местах разновеликими перекладинами, нижняя из которых наклонена. Что же означают все они? Для этого мне снова понадобится привести слова преподобного Серафима. «Радость моя, - говорит преподобный, - все творение Божие схематически можно изобразить только в виде восьмиконечного православного Креста. Все вокруг видимое и невидимое сотворено воплотившимся Господом нашим Исусом Христом, Сыном Божиим. Здесь нет ничего, чтобы появилось помимо Его Божественной Воли. Он держит на Себе и Сам Собой все творение, одновременно являясь в Своем воплощении частью его. Все и вся живет и движется только Им Самим. Но поскольку Он делегирует созидание вселенной сотворенным Им Ангелам («Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями своими пламенеющий огонь»), то сам процесс сотворения Ангельских Сил выглядит так. Господь Сам Собою непосредственно творит три великие Ангельские силы: Архистратига Божьего Михаила, основателя рога Ангелов-Зиждителей или же Ангелов Силы, соответствующих в мистическом Теле Христовом правой руке Господа, Архистратига Божьего Гавриила, основателя рога Ангелов-Благовестников или же Ангелов Благодати, соответствующих левой руке Его и бывшего архистратига Земли денницу, нынешнего сатану, основателя рога демонов, являющегося в Теле творения Божьего Его мистическими ногами. Каждый из этих двух первых Великих Ангельских Сил творит сам собою и держит на себе и в себе первый Ангельский Чин Херувимов, Херувимы созидают Серафимов и так далее, вплоть до созидания предпоследним ангельским Чином Архангелов простых Ангелов, являющихся последним Ангельским чином Святых Небесных Сил Бесплотных. Тот же процесс последовательного творения одних другими существует и в бывшем ангельском, но сегодня отпавшем от Бога роге диавола, с той лишь разницей, что на определенном этапе этот рог начинает разделяться на два отдельных подрога, соответствующих двум отдельным ногам в мистическом Теле Исусовом. А чин людей, еще только рождающийся на наших глазах, является в этом мистическом Теле его главой-плодом, которому еще только предстоит созреть. Потому что мистическое Тело творения Божьего – это одновременно и Древо, в котором есть и корни, и ветви, и плод. И потому смысл Распятия заключается и в том, что Тело Иисусово пригвожденное к Древу, в попытке убить не только своего Создателя, но и Его творение, несет в себе очень глубочайшие внутренние мистические смыслы. И от этого сама чистая графика Креста свободная от каких-либо примесей посторонних добавлений является подобием пламени опаляющим демонов. Даже простой четвероконечный крест несет в себе такое богословие, от которого демонам становится плохо, а что говорить о Кресте восьмиконечном?! Вот почему они так панически боятся его и борются с ним, добавляя к нему черточки и узоры или же искажая его! Крест Христов – высшее Богословие Божие! Маленький крест на Крестном Древе вверху, созданный на основе поперечной дощечки с надписью некогда прибитой над головой Господа, означает венец творения Божьего и его плод – человечество. Правая перекладина – это ветвь Ангельского рога Архистратига Божьего Михаила, левая – ветвь рога Ангелов Архистратига Божьего Гавриила, а нижняя перечеркнутая перекладина – сдвинутые вместе два корневища рога демонского, возглавляемого сатаною. Нижняя косая перекладина означает и весы Суда Божьего, и копие, которым были прободены пречистые ребра Исусовы и многое другое, но самое главное, что этот рог перечеркнут и отвержен Богом, и потому корни укрыты в земле, а в будущем мы никогда не увидим в пакибытии ни одной открытой ноги человеческой, потому что все они будут укрыты под длиннополым одеянием чистоты и целомудрия. Это сегодня бесы уделяют ногам людей столько внимания, зная, что они являются образом их рога, а завтра все их старания и усилия будут сведены на нет, и окончится и футбол, и порнография, и педикюр, и мода, и люди оденут длиннополую одежду, и окажется все это, сегодняшнее, далеким и кошмарным сном беснования. И все станет иным и другим. Аминь.» http://ryibak.pravoverie.ru/mode/585

Konstantino: О Кресте Христовом и гонениях на него Церковь святая имеет три вида креста: четвероконечный, шестиконечный, восьмиконечный. В святоотеческой литературе и в богослужебных книгах нет этих названий. Там кресты именуются: двучастным, тричастным, или трисоставным, и четверочастным, соответственно количеству частей, из которых крест состоит. Все они «святолепно» чтутся и прославляются. Но каждому виду установлено свое место. Крест восьмиконечный есть крест совершеннейший в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос. О нем именно пророчествовал великий пророк Исаия: «Слава Ливанова к тебе приидет — кипарисом, певгом и кедром вкупе, прославит место святое Мое, и Я прославлю место ног Моих» (Исаии, 60: 13). Так у Григория Амиритского в разглаголании с Ерваном (Беседа третьего дня) написано что церковные учители разъясняют - прямое древо Креста Христова было из кипариса; поперечное, на котором были пригвождены пречистые руце Спасителя, из певга, и подножие, к которому были прибиты ноги Христовы, — из кедра. Собственно, и шестиконечный Крест есть совершенный Крест, именно на шестиконечном был распят Христос, как воспевает Церковь за богослужением: «На кипарисе и певге и кедре вознесся еси Агнче Божий»( Октая, в среду и пяток седальны на утрени третьего гласа). Два остальных конца восьмиконечного креста составляет титлу, о которой говорится в самом Евангелии: «Пилат же написал и надпись и поставил на Кресте. С этой титлой полнее изображается Голгофское событие. В Катихизисе говорится: «Царем Вечным называет Его (Христа) ангел, благовествуя (Луки, I): и даст Ему Господь Бог престол Давыда Отца Его, и воцарится в дому Иаковли вовеки и царствию Его не будет конца, яко же и титла, яже на Кресте Его свидетельствует (Иоанн, 10)(лист 7 и об., объяснение 2-го артикула Символа). По эму на крестах восьмиконечных пишется и эта Пилатова надпись(Большой Соборник, глава 48: Слово св. Иоанна Златоустаго в среду Страстной недели, лист 527 об. и 528). Четвероконечный крест считается «сокращенным»: он применяется в миропомазании, маслопомазании, в священническом или архиерейском осенений рукою или свечами, в ограждении себя рукою, а также на священных облачениях, на покровцах и на других церковных вещах. Восьмиконечный Крест, как полный, ставится или изображается на всех важных и видных местах: на церковных главах, на престолах, антиминсах, на просвирах, на всенощных хлебах, на артусе (Артус, артос (греч. — квасной хлеб) — просфора большая всецелая, освящаемая на первый день Пасхи. Олицетворяет Пасху, Агнца, «вземляюще грехи мира»), на панагиарном хлебе (Панагиарный хлеб — Богородичная просфора) и на других многих местах и вещах. На четвероконечном Кресте не изображается распятие Господа, оно имеется лишь на шестиконечном и восьмиконечном Кресте. Шестиконечный Крест, то есть трисоставный, по учению Церкви представляет собой и образ Святой Троицы, как поется за богослужением: «Крест трисоставный честное древо Троицы бо носит трисоставный Образ». Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Троицы. Так противники восьмиконечного Креста пытаются вытолковать образ Святой Троицы в четвероконечном Кресте, несмотря на столь ясное указание в приведенном тексте на трисоставный крест. Св. Григорий Синаит. Канон Кресту, песнь 8-я. [...] на шестиконечный или восьмиконечный, если не считать [...] Крест Четвероконечный имеет четыре конца, как ясно [...] состоит из двух древ, [...] изобразить тричислие, т. е. три лица Святой Трои¬цы. «По древам ли? Но сих два токмо. По концам ли? Но сих четыре суть. По совокуплению ли? Но сие едино есть. Убо како и чем двучастному кресту тричислена именования Святой Троицы изображати, недоумеемся». Некоторые прибегают к натяжкам и уловкам, чтобы в двучастном. кресте, имеющем четыре конца, истолковать три Лица Святой Троицы. Одни из них прямое древо разделили надвое и применили эти две части к двум Лицам Святой Троицы, а цельное, поперечное — к третьему Лицу; а другие поперечное древо разделили надвое и отыскали тогда два Лица Святой Троицы, а прямое оставили целым и еще одно Лицо нашли в нем. Но с такой легкостью можно и в одном жезле (единичном предмете) отыскать образ трех Лиц, разделив его просто на три части. Подножие Креста Христова во многих местах богослужебных книг воспевается и прославляется: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть», — возглашает прокимен за службой Кресту Христову. К четвероконечному кресту это призывание не применимо, так как он не имеет подножия. После разделения церквей на восточную и западную (1054г.) восьмиконечный крест стал символом православия, а четвероконечный — символом латинства. Он и получил у нас на Руси название «латинского» креста, или даже «крыжа» (польское название). В западной церкви нигде теперь не заметишь ни восьмиконечного, ни шестиконечного креста, а лишь один четвероконечный. На Руси же крест восьмиконечный получил некоторое преимущество. Он свидетельствовал о совершенстве и чистоте русского православия и благочестия. Крест восьмиконечный стал выражать собою не только победу Христа над смертью и над диаволом, не только красоту церковную и царям державу, но и торжество истинного православия, победу над еретиками и прежде всего — над латинщиками. Всюду во всей Руси, на всяком подобающем месте возвышались и сияли своим благолепием восьмиконечные кресты Христовы: на святых храмах Божиих, на колокольнях, над входными воротами в ограду церковную, даже над воротами или калитками каждого дома христианского, а внутри церквей — на престолах Господних, на антиминсах, на просвирах, на всенощном хлебе, на артусе, на панагиарном хлебе; возвышался он над хоругвями, сам будучи хоругвию христианства, над дверями церковными и во всех других местах храма Божия, где полагался Крест; на груди всякого русского человека висел восьмиконечный крестик, на всех могилах умерших православных людей; на перекрестках проселочных дорог возвышались восьмиконечные кресты и свидетельствовали о благочестии и усердии православного народа. Словом, вся святая Русь украшена была восьмиконечными крестами. Так славянофил И. В. Киреевский писал: «Удивительно, что в русской университетской типографии кресты все латинские» (Цит. по: прот. Четвериков С. Оптина пустынь. С. 142). Даже сам обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев в письме к царю Александру III возмущался: «В Галиции полиция снимает русские шестиконечные кресты и заменяет их латинскими»(Письма Победоносцева к Александру III. 1926. Т. II). Кресты так же начали уродовать различными узорами получая уже не кресты, а цветники. Изгнанали Крест Христов восьмиконечного вида с просвир, с дискоса и с самого Агнца, пресуществляемого в Тело Христово. Раньше он изображался здесь в кругловидной печати, с тростию, копием, с голгофским возвышением и с Адамовой главой, т. е. изображалось во всей полноте голгофское событие. В кругловидной печати на просвирах была надпись: «Се Агнец Божии, вземляи грехи всего мира» (Иоанна, 1: 29). Круг бесконечности и свидетельствовал о вечности Агнца Божия. Со временем кругловидная печать (символ бесконечности Божества) была устранена, а на этом месте поставлен четыреугольник без всякого символического обозначения, в нем — четвероконечный крест с надписью по его сторонам: IС ХС с титлами сверху и НИКА. Такой вид креста и с такой надписью был явлен на небе св. равноап. царю Константину, о чем повествуется в его житии. Таким образом Голгофская картина на Агнце заменена на видение св. равноап. царю Константину, что вообще не имеет никакого отношения к Божественной Литургии. В стихерах на «Господи возвах» 4 седьмицы Великого Поста, творения св. Феодора Студита, «Поем распятие, копие, губу и трость, ими же нас обессмертив, в прежнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко человеколюбец». Не крестом только, но и копием и тростию Господь «обессмертил нас», поэтому они должны быть при Кресте.

Партизан: В.Анисимов пишет: Это сегодня бесы уделяют ногам людей столько внимания, зная, что они являются образом их рога, а завтра все их старания и усилия будут сведены на нет, и окончится и футбол, и порнография, и педикюр, и мода, и люди оденут длиннополую одежду, и окажется все это, сегодняшнее, далеким и кошмарным сном беснования. И все станет иным и другим. Аминь. Это чьи слова? Серафима?

Георгий Н.: Партизан пишет: Это чьи слова? Серафима? Щелкнул предложенную ссылку, но она не открылась. Вообще же учение это напоминает какой-то осовремененный гностицизм. "Рог", "подрог"... пока читал - продрог, простите. Хорошо когда-то Павел сказал: "Детки, не увлекайтесь суетными родословиями!".

гость: о. Андрей А где "Увет Духовный" Иоакима можно скачать или купить?



полная версия страницы