Форум » Полемики » Интересное наблюдение о постах » Ответить

Интересное наблюдение о постах

Виталий Вараюнь: "Правда, я давно знала, что существует апостольское правило (69), согласно которому все христиане должны поститься в Великий пост и по средам и пятницам, под угрозой отлучения. Но тут мне стало интересно: а прочие-то посты что? О них в синаксаре на начало Великого говорится, что их надо тоже соблюдать, но синаксарь это лирика, а что же нам говорят правила? Правила ничего не говорят, это во-первых. Хорошо, тогда посмотрим толкования на это самое правило 69-е. Зонара и Аристин говорят только о необходимости соблюдать Великий пост и среду с пятницей, кроме случаев телесной немощи. Феодор Вальсамон (кон. 12 в., т.е., считай, последнее слово византийского канонического права) более пространен, и толкование его заканчивается так: Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокодневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова, не подвергнемся за сие стыду."

Ответов - 4

Jora: Виталий Вараюнь, откуда цитата? Виталий Вараюнь пишет: синаксарь это лирика, Это как так???! На службах в период Триоди мы слушаем лирику? Никифор Ксанфопул, кажется, написал синаксари.

САП: Рождественский пост. В настоящий период получил на Востоку всеобщее признание Рождественский пост, появившийся и распространившийся, как мы видели, на западе ранее, в VI в. (см. выше, стр. 364), В Сочинении, «О трех 40-цах», припичываемом Анастасию Синаиту, патр. Антиохийскому (561–600 г.), но появившемуся едва ли ранее IX в. (как видно из того, что здесь упоминается о посте Успенском, неизвестном ранее IX в.), говорится, что обязательность Рождественского поста еще оспаривалась, что его считали установление не апостольским, а монашеским, что продолжительность его соркращали до 19, 12, 6 или 4 дней, что в течение его считали позволительным вкушать все, кроме мяса, исключая одного дня; автор защищает апостольское происхождение и общеобязательность поста ссылкою на предание об ап. Филиппе, по каковому преданию апостолу за то, что он пред смертию просил небесной кары своим мучителя, было открыто, что он в течение 40 дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него эти дни{Cotelerius, Eccl. graecae monum. III, 126–430.}. В Ипотипосисе и (с. 455) Диатипосисе (IX в.) дается уже подробное наставление о пище в 4-we св. Филиппа. К-польский собор при п. Луке Хрисоверге и имп. Мануиле Комнене (1143–1180 г.) требует зачинать этот пост с 14 ноября; Вальсамон (XII в.) в толковании на правила этого собора считает пост во всем обхеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней{Вальсамон, Ответ на 3 вопр. монахов. (Иером. Алексий) Историч. рассужд. о постах пра. Церк. 38, 69.}. по свидетельству Кодина (XIV в.) при К-польском дворе Рождеств. пост соблюдался 40 дней, и в день Р.Х. по случаю разрешения проста протопапа (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора{Codinus, De off. ecll. et. cueiae, cap. 7. Martene, De ant. eccl. eitib. III, 76. Подробнее — Скабалланович М. Филиппов пост. Руков. для сел. паст. 1907, № 52.}. Успенский пост. В IX в. находим первые упоминания и о посте Успенском. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем и это в рукописях даже XIV века. Только в рукописи второго из этих уставов от XVI века на полях против главы о постах есть приписка: «замечательно (σημείωσαι), что ничего не говорится о посте Успения»{Дмитриевский, Τυπικὰ, 252 и д.}. Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI в.), Константинопольского Пандократорского монастыря 1136 г. Из типиконов впервые указание на Успенский пост встречаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Здесь под 1-м августа есть такое замечание: «Николая святейшего патриарха Константинополя, нового Рима (Николай I 895–925 с перерывом, II 983–996 г.) о четыредесятнице Успения Пресвятой Богородицы. Есть у нас другой пост. называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца, который упоминается святым собором о соединении (ἑνώσεως, — в другой рукописи: «и седьмым собором в Никее»). Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа (начинаем) учиненный пости, и последование Преобажения, т.е. 8 дней, все плоне поем») т.е. несмотря на пост, служба Преображени. в церкви поется с предпразднеством 8 дней). Н о тот же Типикон в «каноне» о пище не называет Успенского поста{Дмитриевский, Τυπικὰ, 817.}. Этот Типикон дает нам руководящую нить к отысканию начала для Успенского поста. По нему, древнейшего упоминания о посте нужно искать в деяниях так называемого «собора соединения» бывшего в 920 году. Собор этот по поводу (с. 456) вопроса о дозволительности четвертого брака постановил, что даже троеженцы подлежат особому церковному покаянию: они должны «приобщаться три раза в год: в Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Господа нашего Исуса Христа, так как сим праздникам предшествуют посты»{Martene De ant. eccl. rit. III, 75.}. Сомнительно более ранее упоминание об Усм. посте в письме апы николая I (859–867 u/) болгарам: «следующие посты св. римская церковь приняла от древности и содержит: по 40 дней пред Пасхой после 5-цы, пред успение Марии Богородицы, а также пред праздником Рождества Господны»: римкая церковь никогда не знала Успенсокго поста, и никогда он не продолжался 40 дней. В упомянутом сочинении «О трех 40-wf]@? приписываемом Анастасию Синаиту, Успенский пост представляется выделившимся из поста св. апостолов: последний первоначально продолжался от 1-a недели по 50-це до Успения, а потом,по немощи человеческой, из него исключен месяц июль. афонские иноки ок. 1085 г. спрашивали константинопольского патриарха Николая Грамматика о постах, между которыми их особенно смущал Успенский. О нем они писали патриарху: «О посте, иже августа месяце до пятагонадесять дне, обретаем в соединении в соборе, бывшем в Константине граде о брацех, и в том памятовати недоумевающе молится разрешими ны от стязания». Патриарх, по совещании с собором, ответил: «быше пост в то время преложен (т.е. пост с этого времени был перенесен на другое) сего ради, на не впадают в языческие посты, бывающие в то время; обаче и еще мнози от человек очищения ради от болезни постятся»{Кормчая, ч. 1, л. 156 об. Истор. расс. о постах 53, 67.}. Нарождающийся пост до того заинтересовывает общество, что о нем около того же времени — в XI–XII в. — появляется и специально исследование некоего Анастасия Кесарийского. Древность посте здесь доказывается ссылками на свидетельства о нем антиохийских патриархов и собора соединения. и автор приходи к выводу, что пост соблюдался еще до имп. Льва Мудрого (886–911 г.){Cotelerius Ecc. gr. mon. III, 435 sq.}. Наконец, около того же времени вопрос об Успенском, как и Рождественском посте, вновь рассматривается на Константинопольском соборе — при патриархе Луке и императоре Еммануиле Комнине (XII в.). По рассказу Вальсамона, некоторые на этом соборе говорили, что в постановлении предыдущего (вышеупомянутого) собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не (с. 457) может иметь места; но так как тот собор не указал, на какое время пост перенесен, между тем как из упоминания собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. В свое патриаршество Вальсамон писал окружные и частные послания с увещание соблюдать этот пост{Истор. расс. о пост. 24.}. Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем{Никон Черног. Тактик. сл. 10, л. 54 и д.}. Седмица 50-цы и пост после нее. Апостольские Постановления предписывают праздновать 50-цу целую неделю [796]. Но в Иерусалимской церкви, по словам аквитанской паломницы, «со следующего дни 50-цы все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные» [797]; восстанавливается и обычное богослужение. «После нее (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» [798], предписывают Апостольские Постановления. Т.о. теперь же получил начало Петров пост, в качестве торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной отмены их. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/

Евгений Иванов: Виталий Вараюнь пишет: О них в синаксаре на начало Великого говорится, что их надо тоже соблюдать, но синаксарь это лирика, а что же нам говорят правила? Это у иудеев все по правилам, а у нас согласно традиции. Церковь - такая большая семья, у которой есть свои устои, писанные и неписанные. И соблюдают их потому, что члены семьи, а не потому, что кто-то, где-то о том написал. Все записи: Кормчая, Синоксарь и т.д., чтобы со временем мы своих обычаев не забыли и не оставили.


Константин Беляев: Это у иудеев все по правилам, а у нас согласно традиции. Церковь - такая большая семья, у которой есть свои устои, писанные и неписанные. И соблюдают их потому, что члены семьи, а не потому, что кто-то, где-то о том написал. Все записи: Кормчая, Синоксарь и т.д., чтобы со временем мы своих обычаев не забыли и не оставили.



полная версия страницы