Форум » Полемики » Вопрос по допустимости студийского устава и уставов студийской традиции » Ответить

Вопрос по допустимости студийского устава и уставов студийской традиции

Cocpucm: Хотелось бы услышать от уважаемых форумчан, разбирающихся в вопросе, ответы на следующие вопросы: 1) Является ли сейчас Студийский устав руководством в Богослужебной практике и не зазорно ли полностью следовать только ему (без смешения с Иеросалимским)? 2) Был ли Студийский устав Соборно отменен, либо просто заменен на Иеросалимский без отменения (т.е., и поныне имеется свобода выбора между уставами)?

Ответов - 11

Константин Беляев: Константин Cocpucm Спаси Христос за тему, я присоединяюсь к вопросу!

Владимиръ: Не от себя, но для вас. №1. В истории литургической традиции Русской Православной Церкви X—XVII веков можно указать три литургические реформы: I. Реформа преподобного Феодосия Печерского, проводившаяся с благословения церковных властей, результатом которой стал древнерусский перевод Типикона патриарха Алексия Студита и связанный с ним комплекс богослужебных книг. II. Реформа митрополитов Московских Алексия и Киприана, в результате которой на Руси появился перевод Константинопольской редакции Иерусалимского Устава и соответствующего комплекса богослужебных книг. III. Реформа Патриархов Никона и Иоакима, в результате которой была создана современная редакция Иерусалимского Устава и всего комплекса богослужебных книг. Соответственно, история литургической традиции Русской Церкви разделяется на четыре основных периода: 1) начальный, 2) студийский, 3) иерусалимский первый и 4) иерусалимский второй... №2 Отрывок из доклада Богословской конференции Русской Православной Церкви, проходившей в Москве в феврале 2000 года: Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности Во второй половине XIV столетия на Руси начался длительный процесс замены Студийско-Алексиевского Устава на Иерусалимский Устав, распространившийся к тому времени в Византии, на Афоне и у южных славян. Впервые Иерусалимский Устав появляется в Русской Церкви благодаря трудам святителя Московского Алексия (1354—1378), при участии которого в конце 60-х годов XIV века была составлена первая русская редакция Иерусалимского Устава, предназначенная для монастыря Архангела Михаила (Чудов монастырь), основанного в Московском Кремле в 1365 году. В конце XIV столетия, при митрополите Киприане (1390—1406), на Руси появилась еще одна редакция Иерусалимского Устава вместе с полным комплексом богослужебных книг, которая использовалась в богослужебной практике до литургических преобразований второй половины XVII столетия. Эта редакция Иерусалимского Устава предназначалась прежде всего для вновь устрояемых общежительных монастырей, чем было обусловлено наличие в ней большой группы общежительных глав, заимствованных из Тактикона Никона Черногорца. № 3 II. Реформа митрополитов Московских Алексия и Киприана, в результате которой на Руси появился перевод Константинопольской редакции Иерусалимского Устава и соответствующего комплекса богослужебных книг. А кто был между митрополитом Алексием (1354–1378) и митрополитом Киприаном (1389–1406)? Давайте обратимся к авторитетным источникам и узнаем какие дела творились в 14 веке. Св.Алексiй (въ 1378 году) скончался, и Митяй, къ изумленiю Духовенства, самовольно возложилъ на себя белый клобукъ; наделъ мантiю съ источниками и скрижалями; взялъ посохъ, печать, казну, ризницу Митрополита; въехалъ въ его домъ и началъ судить дела церковныя самовластно. Бояре, Откроки служили ему (ибо Митрополиты имели тогда своихъ особенныхъ светскихъ чи- новниковъ), а Священники присылали въ его казну известные оброки и дани. оригинал Карамзин.История Государства Российского Т.V. Гл. I. - В.К. Димитрий Iоановичъ стр.31

Алексей Муравьев: Досточтимый Константине! Студийский Устав оказал влияние на богослужение, сохранившееся в старообрядческих согласиях. Но в"чистом виде" он более не является руков.одством и не зазорно ли полностью следовать только ему как бы сказать.... это не то, чтобы "зазорно" - это практически очень сложно и едва ли возможно. Ученые спорят о его применении. Живой традиции уже нет. Любая реконструкция будет хоть и отчасти, но реформаторством. Был ли Студийский устав Соборно отменен нет, соборного решения не было, но, как говорят ученые, эта отмена произошла вслед за Византией потихоньку. И по местам осталоись некоторые следы студийского устава. Посмотрите книжку А. Пентковского "Устав Алексея Студита", там много материала.


Константин Беляев: А в чём основные оличия, если можно так выразиться. По каким признакам можно сказать сразу: это из Студийского а это из Иеросалимского?

Cocpucm: Алексие, спаси Господи за ответ! Алексей Муравьев пишет: это не то, чтобы "зазорно" - это практически очень сложно и едва ли возможно. Ученые спорят о его применении. Живой традиции уже нет. Любая реконструкция будет хоть и отчасти, но реформаторством. Погоди!.. Насколько я понимаю, имеются русские средневековые рукописи, содержащие именно студийский устав.

Алексей Муравьев: Cocpucm пишет: имеются русские средневековые рукописи Разумеется, имеются, но вопросов у литургистов все равно много. Там практически многое неясно

Вован: Уважаемый Сосрист! 1) Студийский Устав на данный момент не является руководством в Богослужебной практике. Следовать только ему - ПОЧЕТНО, ибо сей Устав на Руси ввел Святой Феодосий Печерский. 2) Сведений об отмене Студийского Устава лично мне не попадались. Студийский Устав был заменен на Новый Иерусалимский Устав без какого-либо Соборного рассмотрения в 14 веке.

Вован: Алексей Муравьев, конечно вопросов много, так Богослужебная практика Студийского Устава не совпадает с Богослужебной практикой Нового Иерусалимскаго Устава. Вопросы есть у тех, кто пытается за уши как либо притянуть Студийский Устав к Иерусалимскому. Что основное входит в служебник XII-XIII века: 1) Служба Василия Великого; 2) Служба Иоанна Златоуста; 3) Служба поста; 4) молитвы над исповедующимся, молитвы над болящим и молитва на исход души.

Cocpucm: Алексей Муравьев пишет: Разумеется, имеются, но вопросов у литургистов все равно много. Там практически многое неясно Не подскажешь, какие вопросы имеются и что конкретно неясно в этом уставе? Желательно, простым языком, а то в литургике, мягко выражаясь, несмь специалист

Вован: Да воскреснетъ Богъ и разидуться врази его и бежять от лица его ненавидящии его. Яко ищазаеть дымъ да ищезнуть. яко таеть воскъ от лица огню. Тако да погыбнуть грешници от лица Божия а праведьници възвеселяться. стр. 257-258 Текст очень сильно похож на текст Псалтыри XIII века опубликованный архимандритом Амфилохием На странице 374 прочитайте внимательно "О среде и о пятце". Этот пункт полностью относится ко всем и священникам и мирянам. Или там же "О Великомъ посте".

Симеон: Cocpucm пишет: Не подскажешь, какие вопросы имеются и что конкретно неясно в этом уставе? Любая традиция имеет много такого, что передается изустно, но не записано в книгах. Поэтому, когда она прерывается и заменяется другой, восстановление будет уже лишь творческой реконструкцией. Публикация Студийско-Алексеевского устава в книге, подготовленной А. М. Пентковским, дает представление о составе служб. В принципе, можно служить именно этим составом. Но все равно вопросы останутся. Например: порядок чтения пророческих песен вне Великого поста. Порядок чтения канонов, ибо, насколько понимаю, в Студийском нет строгого нормирования - на 14 - как в Иеросалимском. В рукописях Студийского устава много аллилуйных служб, которых нет теперь. Вопрос: а в приходском варианте они тоже служились? Я не знаю, есть ли практическая необходимость проводить большую исслед. работу, переучиваться, чтобы потом произвести то, что будет мало кому нужно. Содержание-то печатных Октаев и Триодей уже давно приспособлено именно к Иеросалимскому уставу.



полная версия страницы