Форум » Полемики » прп.Иосиф Волоцкий о казни еретиков и о мирщении. » Ответить

прп.Иосиф Волоцкий о казни еретиков и о мирщении.

САП: Ино, господине, тобе пригоже государю поминати, каково имели подщание и ревность прьвии благочестивии царие о непорочней христианьстей вере и како еретиков по проклятии в заточение посылали, а иных казньми казнили. Вси благочестивии царие, кои были на седмих соборех, еретиков по проклятии в заточение посылали и казньми казнили, а иные цари и на соборех не были, а еретиков казнили. Православный царь Ираклие повеление изложи по всему своему царству: аще жидовин не крестится, да убиен будет. Тако же и Омиритский царь Аврамие повеле убивати не хотевших креститися жидов. По тех же Устин и Тивирие благочестивии царие повелеша главу отсещи епарху Аддусу и Елеферию Самчию, поборником ереси. Феодора же царица и сын ея Михаил благочестивый Анния еретика, патриарха Констяньтина града, в заточение повеле послати и дати ему двесте ран ремением. Потом же вавилонскый царь Моавия, в светем крещении нареченый Иоан, его же крести святый Феодор, епископ Едесский, посла вь Едес повелением святаго Феодора и повеле несториан и иных еретиков из града изгнати, а манихеяном повеле языки из резывати; и много такова обрящеши в божественом писании. Боже ственая же правила повелевают, в еже о градских законех, сице: иже сподобившеися святаго крещениа, и отступлеше православныя веры, и еретици бывше, или творящеи еллиньскиа жерътвы, конечней повинни суть муце; аще жидовин дрьзнет развратити христианьскую веру, главней повинен есть казни; манихеи же или инии еретици христиане бывше и потом начнут еретическая творити или мудръствовати, иже таковыа сведающе, не предающе их князем, конечней муце повинни суть; аще ли же хто, воевода или воин, или соньмища начялник, должни суть о сем пещися, егда хто будет еретическая мудрьствуя или творя, и аще увидевше не предадять его, аще и правоверии сами суть, конечную муку подоимут. И святый Иоан Златаусты глаголеть: «Иже еретиком приобщаяся в совете или в дружбе и в ядении и в питии, и с ними осужение да приимет». Сице убо творяху благочестивии царие и святии отцы не от себе умысливше, но от апостольских писаний сие приимше. Глаголеть бо великий апостол Иван богослов: «Аще хто не исповедуеть Исуса Христа Бога, сей есть лестец и антихрист — таковаго в дом не приемлете. Приемля же таковаго в дом причящается делех его злых». И великий апостол Павел глаголеть: «Еретика человека отовращайся — зело бо съвратися таковый». (Послание Иосифа Волоцкого архимандриту андронниковскому Митрофану. 1503 г.) http://www.krotov.info/acts/15/3/voloz_01.htm#26

Ответов - 64, стр: 1 2 All

САП: Клава пишет: Это как? Нечистого духа нету?? Антихрист придет во плоти подобно Христу, об етом много отцы писали.

САП: Клава пишет: Но палач тоже не наследует Царства, он есть "сосуд для низкого употребления". А пророк Илия?

Георгий Лоскутов: Евгений Иванов пишет: Старообрядцы наследники - иосифлян. Несомненно. Но в еще большей степени - наследники нестяжателей.


Клава: САП пишет: Антихрист придет во плоти Да конечно. Но и дух нечистый тоже присутствует, до воплощения, может быть это о нем говорится "духовный анти-ст".

САП: Клава пишет: Но и дух нечистый тоже присутствует, до воплощения, может быть это о нем говорится "духовный анти-ст". Нет, отцы говоря об антихристе имели ввиду конкретную личность из плоти и крови, как Христа, только против-вместо Христа.

Евгений Иванов: САП пишет: Нет, отцы говоря об антихристе имели ввиду конкретную личность из плоти и крови, как Христа, только против-вместо Христа. Так смотря кто? Есть же целые сборники, оправдывающие теорию о духовном антихристе. На Старопоморе выложен. С другой стороны, мне видится, что есть более четкие границы: "добро и зло". И на практике, надо ориентироваться на них. Если строить свое спасение на столь зыбком критерии "пришел/не пришел антихрист" - слишком шатко.

САП: Евгений Иванов пишет: Есть же целые сборники, оправдывающие теорию о духовном антихристе. На Старопоморе выложен. С другой стороны, мне видится, что есть более четкие границы: "добро и зло". И на практике, надо ориентироваться на них. Если строить свое спасение на столь зыбком критерии "пришел/не пришел антихрист" - слишком шатко. А ты почитай их аргументацию, и нашу, и увидишь у кого шатко, а у кого крепко...

Клава: САП пишет: имели ввиду конкретную личность из плоти и крови Об этом и у апостола есть, недвусмыслено. Там же и о том , что явится он тогда, когда будет взят от среды удерживающий теперь. Это о ком? кто удерживает? (2 Фес 2;3)

Клава: САП пишет: А пророк Илия? Смерть отступнику - это Закон. Исполнить закон 100% мог только Илия, больше никто из людей. Спастись законом невозможно. Спаситель принес Новый Завет. Мы спасены помилованием. Долг помилованого -быть милостивым.

САП: Клава пишет: Исполнить закон 100% мог только Илия, больше никто из людей. Ну, ето от незнания, вот например: И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. И вот, некто из народа Израилева пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества народа Израилева, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение народа Израилева. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от народа Израилева, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил народа Израилева в ревности Моей; поэтому скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил народ Израиля.

Евгения: Вот как обьясняет,Св.Кесарий Арелатский,относительно того,почему святые и праведные мужи в сем веке отмщают грешникам: «Суды Божий, возлюбленные братья, почти всегда сокровенны, но никогда не несправедливы. И поскольку мы читаем, что святые мужи отмщают в этом мире некоторым грешникам, мы должны рассмотреть, по какой причине так происходит, но сделать это с чистой и проникновенной верой. Ведь поскольку в Ветхом Завете наказание за грехи было телесным, всем были известны примеры, сколь часто кто-либо подвергался достойному наказанию. Однако не каждый, как хотел, во гневе своем истязал народ, но начальники или судьи, чтобы прочие имели страх, осуществляли справедливое наказание. Ведь сам блаженный Моисей, о котором читаем, что он был кротчайший из всех людей на земле (Чис 12:3), сходя с горы, когда узнал, что народ принес жертвы идолам, приказал умертвить три тысячи человек (ср. Исх 32:28) — не для того, чтобы утолить свой гнев, но чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное Богу, и чтобы прочие, увидев это, никогда не пытались впредь совершать подобные грехи. И чтобы мы понимали, в каком состоянии духа он приказал так сделать, он, возвратившись к Господу, молил [Его], говоря: Если не отпустишь народу Твоему грех его, изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (ср. Исх 32:31-32). Вот истинная и непорочная любовь: он приказал убить немногих, чтобы шестьсот тысяч, не считая женщин и детей, освободить; посему, если бы и он, движимый ревностью о Боге, не покарал немногих, то Божественная справедливость уничтожила бы всех. Также и праведный священник Финеес убил собственной рукой, [пронзив] мечом, одного из начальников, который возлег с иноплеменницей. И о том, в каком духе он сотворил это, свидетельствует Сам Господь, говоря: Финеес, возревновав о Мне, утолил гнев Мои так, что я не погубил весь народ Мой (ср. Чис 25:7, 10-11). Ибо Финеес сотворил так, [движимый] не животной ненавистью, но ревностью и любовью к Богу, не с тем, чтобы за себя отмстить, но чтобы спасти народ от Божиего гнева. Мы знаем, что сотворил также и Илия: когда весьма гордый и беззаконный царь отправил к нему пятидесятоначальника с его воинами, поручив ему привести [Илию] к себе, блаженный Илия, скорбя о погибели своего народа, который был понуждаем нечестивым [царем] к идолопоклонству, в Духе Святом изрек, чтобы сошел огонь с небес и попалил их; чтобы после того, как одни погибли телесно, другие стали бы здравы сердцем. Но так как духовное лекарство никак на них не подействовало, Святой Дух устами Илии приказал убить и второго, пришедшего высокомерно, а также его воинов (ср. 4 Цар 1:3-17). То, с какой любовью совершали это Святой Дух или с каким духом Илия, засвидетельствовало смирение того, который пришел в третий раз: из чего мы ясно понимаем, что если прежде смирит себя человеческая слабая природа, то тотчас помилует ее милосердие Божие. Ибо не следует полагать, что они затем были посланы к Илии, чтобы его убить, но чтобы позвать его к царю. И поэтому блаженный Илия не свой гнев утолил, но отмстил за оскорбление Бога. Так же он поступил с языческими жрецами на Кармильской горе, когда приказал всех их убить (3 Цар 18:40): разумеется, для того, чтобы ложная религия, уничтоженная вместе со своими учителями, уступила бы место в человеческих сердцах истинной вере. Очевидно, что Илия совершал все это не своими силами, но силой Святого Духа. Наконец, если хочешь знать, каким был Илия в одиночку, сам по себе, когда его ненадолго оставила благодать Святого Духа с тем, чтобы испытать его — и он не смог вынести угроз и одной блудницы, но бежал в пустыню на сорок дней пути (ср. 3 Цар 19:1-8). Тот, который, преизобилуя благодатью Божией, с помощью Святого Духа словом затворил небеса (3 Цар 17:1) и пламя низвел с высоты (3 Цар 18: 37-38), не смог вынести слов жалкой блудницы. Я для того рассказал об этом, чтобы мы понимали, что все эти деяния совершались не столько Илией, сколько Святым Духом, [действовавшим] через Илию. Поэтому не следует считать, что когда Илия причинял смерть, то хотел отомстить за себя. Таким же образом мы должны думать в отношении праведного Елисея. Когда дети, насмехаясь над ним, кричали ему: Поднимись, плешивый! Поднимись, плешивый! (А Цар 2:23) Святой Дух, обитавший в нем, повелел, чтобы вышли две медведицы и растерзали сорок два ребенка (4 Цар 2:24). Хотя это было прообразом и таинственно изображало страдание Господа, когда иудеи, насмехаясь, кричали: Да будет распят, да будет распят!(Мф 27:23), как эти [дети] кричали: Поднимись, плешивый! Поднимись, плешивый!, — то есть вознесись на крест на лобном месте, однако немногие были умерщвлены согласно буквальному смыслу для того, чтобы исцелились многие; и чтобы они — поскольку иудеи не только отвергали пророков, но и насмехались над ними, — пораженные таким наказанием, познали силу Святого Духа. Но поскольку они не хотели исправляться, то в другом месте Святой Дух сам возгласил через пророка: Я поражал детей ваших, и вы не приняли вразумления (ср. Иер 2:30). Итак, если в этих случаях действовал Святой Дух, то непозволительно ставить что-либо в заслугу праведному Елисею, ибо, действительно, один человек без Святого Духа не может обладать такой силой. Ведь если мы ставим что-либо в заслугу святому Елисею, мы таким образом позволяем себе рассуждать о праведном суде Божьем. И чтобы мы опрометчиво не предполагали, что такое происходило только в Ветхом Завете, давайте внимать блаженнейшему и кротчайшему апостолу Петру, и посмотрим, как действовал через него Святой Дух в отношении Анании и Сапфиры (Деян 5:1-10). Как бы то ни было, это совершилось не для того, чтобы блаженный апостол отомстил за себя, ибо он не претерпел от них никакого оскорбления, но Святой Дух устами Петра вырвал с корнем начавший давать побеги дурной пример неверности. Итак, духовно и верно поразмыслив над всем вышесказанным, не будем подозревать ничего превратного в священной ревности и суде праведных: да сподобит нас поступать так Сам Господь и Спаситель наш, Который с Отцом и Святым Духом живет и царствует во веки веком. Аминь.»

Евгения: «В каком-то году приближался день памяти блаженного мученика Прокула. В то время в Ференте жил некто Фортунат, человек именитый. Он усильно просил достопочтенного Бонифация, по совершении торжественного Богослужения в честь блаженного мученика, посетить дом его для благословения. Угодник Божий не мог отказаться от того, что предлагаемо было ему сердечным расположением Фортуната. Поэтому, совершив торжественное Богослужение, он приходит в дом упомянутого Фортуната ко времени вкушения трапезы. Но прежде, чем он совершил обычную предтрапезную молитву, у дверей дома явился какой-то человек с музыкальными инструментами и стал бить в кимвал (так как у некоторых есть обычай вкушать пищу под звуки музыки). С неудовольствием слушая звуки этой музыки, святой сказал: "Ах, умирает, умирает этот несчастный! Я пришел к этой приятной трапезе и еще не успел открыть уст своих к славословию Божию, как он уже начал заниматься своей музыкой". Потом он присовокупил: "Пойдите, и с любовью предложите ему пищу и питие, но знайте, что это мертвец". Действительно, как скоро этому несчастному человеку вынесли из дома хлеб и вино и он пошел назад, вдруг огромный камень упал с крыши дома и поразил его в самое темя. После этого удара он полуживой был поднят с земли и на другой день, по предсказанию святого, совсем простился с жизнью. Посуди же теперь, возлюбленный Петр, какой благоговейный страх должны мы питать к святым людям, в которых видимо обитает Бог! И как скоро возбуждается на что-нибудь гнев во святом человеке, к кому мы должны относить это, как не к Тому, Кто невидимо обитает в душе святого? Посему тем более должны мы опасаться, чтобы не возбудить гнева в праведнике, чем несомненнее то, что в сердце его присно обитает Тот, Который всегда силен воздать нам отмщение, по Его желанию.» (Св.Григорий Двоеслов )

Клава: и чтобы прочие, увидев это, никогда не пытались впредь совершать подобные грехи. В этом суть Закона, чтобы выжить физически надо исполнять Закон. О спасении души еще речь не идет. Максимально сохранить неоскверненным народ, для последующего в нем воплощения, возможно было через страх. Грех смывается только кровью. если бы и он, движимый ревностью о Боге, не покарал немногих, то Божественная справедливость уничтожила бы всехЭто очищающая жертва. Вопль о помиловании. Спасение всех стало возможно через милость к нам Спасителя. Сейчас спасение возможно только через помилование. Суд без милости, не оказавшему милости. Все это не отрицает священной ревности о Господе, а наоборот. Участь отступника и грешника усугубилась Его кровью. За нарушение Закона пологалась по Закону смерть тела , за небрежение Новым Заветом- гибель всего человека. не будем подозревать ничего превратного в священной ревности и суде праведных: Не будем подозревать. Но не буду на себя брать роль праведного, и тем более роль праведного судии. И хотел бы посмотреть на того , кто первый кинет камень . Илия может кинуть камень. Кто еще?

САП: Клава пишет: За нарушение Закона пологалась по Закону смерть тела , за небрежение Новым Заветом- гибель всего человека. Не будем подозревать. Но не буду на себя брать роль праведного, и тем более роль праведного судии. И хотел бы посмотреть на того , кто первый кинет камень . Разговар-то не о нас, а о законе християнского государства. Государь должен наказывать преступников - ето его предназначение.

Ардалион Феофилактов: Где государь, где христианское государство??? Кругом благодать и христианские попы и епипскопы!!!

Ардалион Феофилактов: Простите-"христианские" они же австрийские!

о.АлександрПанкратов: С наступающим днём памяти преп. Иосифа Волоцкого всех, кстати. БДЕННАЯ служба ему положена по Уставу, однако.

САП: Ардалион Феофилактов пишет: Где государь, где христианское государство??? Риторический вопрос...

Ардалион Феофилактов: Вопрос не риторический, а практический и про попов то же.

САП: Ардалион Феофилактов пишет: Вопрос не риторический, а практический и про попов то же. Без царя жить можно, а без попа нет Причастия.

Ардалион Феофилактов: Ишь ты! Живут много без чего, и даже очень благочестивые люди, сам знаешь

Евгений Иванов: САП пишет: Без царя жить можно Это мы просто не жили. Да и кандидатов нет. Так смехота, что с царями, что с попами. А, вообще, я в душе, поповец-монархист. Но это уж совсем "поэтическое".

о.АлександрПанкратов: ... Тогда ваша душа, похоже, находится в разделении с телом:) Досрочно, так сказать:)

САП: Евгений Иванов пишет: А, вообще, я в душе, поповец-монархист. Но это уж совсем "поэтическое". Я знаю!



полная версия страницы