Форум » Полемики » Об однопогружательном крещении у латын. » Ответить

Об однопогружательном крещении у латын.

САП: ПОСЛАНИИ НИКИФОРА МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО К КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ (против латын) 12в.: "Пятнадцатое - это то, что во время святого крещения креститься в одно погружение и говорить: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" - это неправильно, подобно иудейскому крещению или арианскому, а не крестить в три погружения и называть три имени: не единочестно, и не единославно и не единосущно повелевают Отцу Сына и Святого Духа, но как еретик Савелий - единосоставно и три имени в одном (триименито). Он же говорил: "Един Отец есть", подразумевается (называется) же Отец и Сын и Святой Дух. Правая же вера проповедает и исповедует три ипостаси - совершенный, присносущный, единославный и равный по престолу в едином божестве неразделимо покланяемый [Бог]." http://www.philosophy.ru/iphras/library/nikifor/03.html Из письма Св. Григория Двеслова испанскому епископу Леандру: "Никак не может быть укоризненным погружать крещаемого младенца или трижды, или однажды, когда тремя погружениями изображается троичность лиц, и одним погружением может быть изображено единство Божества... Но так как еретики [ариане] доселе погружали младенца в крещении трижды, то, по моему рассуждению, этому не должно быть у вас [то есть, в испанской церкви], дабы те, счисляя погружения, не разделяли божества, и дабы, продолжая делать то, что делали, не хвастались, будто пересилили наш обычай" Из Книги П.Сырку "Время и жизнь патр.Евфимия Тырновского" (СПб, 1898) История этого обряда [крещения в одно погружение ] весьма интересна, но вместе с тем и мало известна. В виду этого я укажу на те данные о нём, которые мне удалось собрать. Однократное погружение при крещении употреблялось на западе; но, несомненно, было известно и на востоке, где оно и получило своё начало. Блаженный Феодорит Кипрский (V в.) в своём ересеологическом труде «αίρετικης κακομυθίας επιτομή» говорит об этом обряде, установленном Аецием и Евномием, и вместе с тем описывает его довольно подробно. Некоторые учёные думают, однако, что однократное погружение в обряде крещения практиковалось и гораздо раньше этого времени, как евномианами, так и монтанистами и савеллианами. Такое мнение основывается будто бы на словах церковного историка V в. Ермия Созомена. Едва ли, однако, это справедливо. Созомен об этом говорит следующее: «Некоторые полагают, что Евномий первый осмелился полагать правилом, чтобы святое крещение было совершаемо через однократное погружение, следовательно, искажал предание, всюду сохраняющееся от апостолов до настоящего времени, да и вообще измышлял какую-то особенную церковную практику, и новость её прикрывал важностью и величайшей точностью... Впрочем, иные полагают, и мне кажется, справедливее, что вводить новости относительно как других евномиевых мнений, так и святого крещения, начали в настоящее царствование [т. е. Феодосия Младшего] отделившиеся от своего общества ревнители этой ереси, Феофроний Каппадокийский и Евтихий. Они-то именно стали требовать, чтобы крещение совершалось не в Троицу, а в смерть Христову; а Евномий касательно этого предмета не установил ничего нового, но с самого начала согласился с Арием и в таком убеждении оставался». Из слов блаженного Феодорита видно, однако, что способ погружения, предложенный восточными еретиками, отличался от способа западного. Так или иначе, но судя по тому, что об однократном погружении до XI в., то есть, до Михаила Керулария, больше не упоминается у восточных отцов Церкви и писателей, нужно полагать, что на востоке оно совсем не было распространено. Помимо этого, Созомен прямо говорит, что усилию евномиан положен был предел императором Феодосием Младшим (408-450 гг.), «который самых ересеначальников из областей империи более населённых изгнал в места пустынные». Зато однократное погружение при крещении было обычно в западной церкви, и именно в церкви испанской. Изменение там общей церковной практики допущено в VII веке. Побуждением к установлению такого обычая было то, что ариане начали совершать крещение по православному обряду, - через троекратное погружение, хотя погрешали относительно существенных христианских догматов. Во время упомянутого выше папы Григория Великого один из испанских епископов, именно севильский, Леандр, друг этого папы, обратился к нему с посланием, испрашивая его мнения об этом предмете. Григорий Великий ответил епископу, что различие в обрядах не производит разницы в догматах, и вместе с тем высказал ему свой взгляд на спорный предмет в приведённых выше своих словах, то есть, дал ответ в благоприятном смысле для однократного погружения. Это мнение папы Григория многими не было одобрено в церкви испанской. Одни из тамошних православных священников продолжали трижды погружать при крещении, а другие однажды; но и те, и другие почитали друг друга поступающими неправильно, и через это в церкви нарушался мир и разрывалось единство. По этому поводу составился собор в Испании в 633 году, называемый по месту толедским, а по числу четвёртым, который состоял из 62 епископов. Отцы этого собора, повторив мнение папы Григория, положили окончательное решение спорного вопроса. В их решении, между прочим, сказано: «Поэтому, когда столь великий муж дал ответ об обоих таинствах, бывающих в крещении, что то и другое справедливо, то оба они должны быть почитаемы в святой церкви Божией безукоризненными; но чтобы избежать раскольнического соблазна или употребления еретического догмата, будем содержать однократное погружение в крещении, дабы не показалось, что трижды погружающие у нас одобряют учение еретиков, когда следуют и обычаю их. А чтобы кто-нибудь не имел сомнения относительно тайны этого однократного погружения, в нём всякий должен видеть обозначение смерти и воскресения Христова; ибо погружение в водах есть как бы сошествие в преисподнюю, а вынутие (выход) из воды есть воскресение. Вместе с сим всякий же должен видеть в этом таинстве показание единства божества и троичности лиц; единства в том, что погружаемся однажды, а троичности в том, что крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее указываются основания тайны однократного погружения в Св. Писании (1 Кор. 10, 1-2). Это постановление отцов собора составлено было, следуя не своему, но отеческому установлению, именно, определению «блаженной памяти Григория, предстоятеля западной церкви, наставлявшего своим учением не только италийские местности, но и отдалённейшие церкви, - определению, изложенному им в письме к святейшему епископу Леандру». Несмотря, однако, на соборное освящение этого обряда, против него продолжали раздаваться сильные голоса иногда выдающихся людей VIII и IX вв. Так, известный учёный VIII в. Алкуин или Альбин в двух своих письмах сильно порицает введение в употребление этого обряда и говорит, что он подвергает сомнению письмо папы Григория к еп. Леандру, так как оно не найдено им между другими письмами этого папы в его Epistolari Libro в Риме, и думает, что оно могло быть написанным кем-то из еретиков от имени папы. Другой западный учёный IX в., фульдский монах Валафрид Страб, если и не употребляет столь резких выражений о введении в употребление однократного погружения, как Алкуин, то, всё-таки, относится к узаконению этого обряда неодобрительно. Говоря об освящении однократного погружения при крещении толедским собором, и затем приводя подлинные слова папы Григория из его письма к Леандру, послужившие для отцов собора основанием для такого освящения, Валафрид говорит, что, несмотря на соборное постановление, древний обычай всё-таки должен иметь большую силу; ибо иначе православным пришлось бы отказаться от всех обрядов в виду того, что последние обычны и у еретиков. Чтобы положить конец пререканиям об однократном погружении при крещении, вормский собор, собранный в 868 г., в своём 5-м правиле освятил однократное погружение для всей католической церкви, наравне с троекратным погружением, основываясь, главным образом, также на авторитете папы Григория Великого. Как долго держалось в обычае однократное погружение, с полной определённостью сказать трудно. Но во всяком случае нельзя согласиться с теми, которые думают, что оно практиковалось только в VI веке; тем более, что единократное погружение, по-видимому, и в наше время существует в испанской церкви, хотя, по всей вероятности, только спорадически. Мало того, можно указать некоторые основания, что оно существовало и после IX века; по крайней мере, константинопольский патриарх Михаил Керуларий в своё время написал (1054 г.) патриарху антиохийскому Петру следующие слова: «некоторые нам передали, что [латиняне] божественное крещение совершают в одно погружение». http://dmitri-kapustin.livejournal.com/56063.html

Ответов - 2

mistedge: Как же так долго оно просуществовало? Вот празднование Пасхи в иной день чем у остальных в Малой Азии коничлось почти сразу после запрещения Вселенским Собором. Но если до этого оно существовало (а за Малоазийцев заступался сщмч. Ириней Лионский), то разве может это быть названо ересью? Просто тогда думается аргументации против щепоти надо опустить, а все же сфокусироваться именно на отношении к обрядам. Кстати бл. Феофилакт сказал, что только тот обряд, который искажает веру, имеет силу разделять. Вообще вот этот исторический прицендент все же сильно говорит в пользу Единоверия.

САП: mistedge пишет: Как же так долго оно просуществовало? САП цитирует: Изменение там общей церковной практики допущено в VII веке. Мало того, можно указать некоторые основания, что оно существовало и после IX века; по крайней мере, константинопольский патриарх Михаил Керуларий в своё время написал (1054 г.) патриарху антиохийскому Петру следующие слова: «некоторые нам передали, что [латиняне] божественное крещение совершают в одно погружение». Но и среди латын бытовало православное отношение к таковому новшеству: Так, известный учёный VIII в. Алкуин или Альбин в двух своих письмах сильно порицает введение в употребление этого обряда и говорит, что он подвергает сомнению письмо папы Григория к еп. Леандру, так как оно не найдено им между другими письмами этого папы в его Epistolari Libro в Риме, и думает, что оно могло быть написанным кем-то из еретиков от имени папы. Другой западный учёный IX в., фульдский монах Валафрид Страб, если и не употребляет столь резких выражений о введении в употребление однократного погружения, как Алкуин, то, всё-таки, относится к узаконению этого обряда неодобрительно. Говоря об освящении однократного погружения при крещении толедским собором, и затем приводя подлинные слова папы Григория из его письма к Леандру, послужившие для отцов собора основанием для такого освящения, Валафрид говорит, что, несмотря на соборное постановление, древний обычай всё-таки должен иметь большую силу; ибо иначе православным пришлось бы отказаться от всех обрядов в виду того, что последние обычны и у еретиков. А кончилось все расколом...



полная версия страницы