Форум » Полемики » Духовное родство » Ответить

Духовное родство

Jora: Как известно, родство через воосприемство в Крещении, "больше есть телеснаго сродства" (Пр.53 6-го Вс. Собора). А у меня вот какой вопрос. Знаю несколько разных примеров, когда крестники наследовали нравственные и духовные качества крестных родителей. Причём, качества как положительные, так и отрицательные. Братцы, а ещё кто-нибудь наболюдл такое?

Ответов - 18

Олег Хохлов: Немного расширю тему, так как пытался озвучить проблему в другом форуме: Очень немногие в курсе сейчас о принципах духовного родства. Например, столкнулся с таким примером. Невенчанная пара окрестила ребенка, а когда встал вопрос о возможности им повенчаться оказалось, что через крестного муж с женой породнились и венчаться уже нельзя… Опровергнуть эту логику с тех пор мне никто не смог. Такие дела - будьте бдительными.

о.АлександрПанкратов: Хотел бы уточнить, что значит "пара окрестила ребёнка"? КТО КОНКРЕТНО принимал его из рук священника от св. купели? Если кто - то из этой пары, действительно, им уже не положено быть вместе, "занеже быша себе кумове", как сказано в правилах. Но вообще - то крестивший иерей был ОБЯЗАН не допустить такой ситуации ...

Олег Хохлов: Из купели принимал брат матери ребенка. Крестная также родственница матери.


о.АлександрПанкратов: Если это был действительно брат, а не муж (а раз не были венчаны, то как бы ещё жених), то почему ему нельзя повенчаться?! На каком, скажите на милость, основании?! Приведите точный текст правила какого, что ли ... И ещё одна странность. Обычно если у невенчанной пары есть дети, то сперва родителей венчают, а уж ПОТОМ крестят их чад. Здесь же как - то всё наоборот ...

Олег Хохлов: Я из-за этого даже кормчую скачал из интернета и ответы смотрел журнала Церковь дореволюционного, только глубоко не смог разобраться. То, что крестили ребенка невенчанных родителей - это понятно, что не есть хорошо, но это отдельная история. Касательно приобретенного родства – об этом сказали мне несколько священников, к которым я обращался. Родство вроде образовалось потому, что брат невенчанной жены через ребенка стал родственником мужа, при этом являясь кровным родственником жены, и через крестного они породнились. Вот что у меня под рукой оказалось из Слова Церкви за 1917 год:

САП: Да, но были случаи когда венчали и пожилых родителей и их взрослых детей, хотя они давно были крещеными, сие повелевал свт.Савва Освященный, кстати составитель Славянской Кормчей: Между прочим, выяснилось, что много было живших в брачном сожительстве, но без церковного венчания; Многие так жили давно и имели уже детей, даже взрослых. Святой Савва (Освященный) из своих учеников избрал достойных, поставил их протопопами и разослал по стране венчать тех мужей и жен, которые оставались без венчания, причем приказано было вместе с родителями венчать и их взрослых детей. От жития стаописменнаго, Савы архиепископа Сербскаго, от исповедовавших ереси святому [глава 141]. [ниже] Посылает же и эксархов много взыскующе; их же яко погански без благословения и молитв, жены поемлющих, и сих венчати повелевает. аще в старости и дети таковы имуще будут, и сих под крыле матере приити, и с ними венчатися".

о.АлександрПанкратов: Насколько знаю (читал об этом в "Номоканоне" при "Большом Потребнике"), духовное родство не "распространяется по сторонам" (в том числе назад, в прошлое), а следует ТОЛЬКО ПО НИСХОДЯЩЕЙ. Там вроде как сказано в одном месте, что тот, кого крестили, теоретически может жениться даже на матери своего крестнаго отца, не говоря уже о его, скажем, родной сестре. А выдержки из журнала "Церковь" - О ДРУГОМ. Не о возможности венчания тех, у кого брат был крёстным ребёнка, о О БРАКАХ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ "ПО КРЕСТУ". А какие же, скажите, могут быть браки между двоюродными?! Это же БЛИЗКОЕ кровное родство! Нет, что - то здесь не так ...

Олег Хохлов: Вот примерно также все и сомневаются, а вопрос не решается… А насчет нисходящей тоже можно тут развить: Были, мол, друг другу чужими а при крещении ребенка породнились. Какая же теперь свадьба?! И как же тогда толковать, что «Отец духовный крещенного бывает брат плотскому его отцу – родство второй степени?» А если духовный отец – брат жены, получается – все кругом родня… Нельзя сказать, что логики нет, только что теперь, не венчаться, коль надумают?

о.АлександрПанкратов: Христос воскресе! Для решения подобных проблем существует особая Комиссия по бракам при Освященном Соборе. Рекомендую подать туда обстоятельное описание дела, через аппарат Митрополии, для скорейшего исчерпания вопроса.

Андрей изограф: о.АлександрПанкратов существует особая Комиссия по бракам при Освященном Соборе. отче, спаси Христос, не ведал что есть такая комисия, думал так, собор разбирает сложности. А кто в комисии? И вот ещё вопрос, что тут можно сказать? Вобще тема весьма актуальна, особенно у нас в Молдавии, ты отче наверняка знаешь, тут очень, как говориться, понавязанно

САП: Усыновление, бывающее по восприятию от святого крещения, не вступает в наследие, но исследуется, как сказано, только в брачных степенях, ибо 53 правило VI Собора говорит: поелику сродство по духу важнее союза по телу, то определяем, чтобы восприемлющие детей от святого и спасительного крещения и после сего вступающие в брачное сожительство с матерями их овдовевшими отступали от такового супружества и потом подвергаемы были епитимиям любодействующих; ибо тот, кто не охотно оставляет зло и приносит раскаяние, судится как кровосмесник. Закон Закон говорит: "Воспринявший какую-либо от святого крещения не может впоследствии взять ее в брак, так как она сделалась его дщерию, ни мать ее, ни дочь; не может сделать сего и сын его, поелику ни что другое не может столько производить отеческого расположения и справедливого препятствия к браку, как такой союз, чрез который, при посредстве Бога, сочетаваются души их". Посему некоторые утверждают, что поелику и по правилу (53-му VI Всел. Соб.) и по закону духовное родство важнее родства по плоти, то связанные этим родством должны соблюдать запрещенные степени до седьмой, столько же, т.е. сколько и в родстве кровном; а большинство не так думало, но - что запрещение простирается только на лица, обозначенные в вышеприведенном законе. Впрочем, в обоих видах усыновления степени исчисляются иначе, чем в кровном родстве: ибо там (т.е. в кровном родстве) отец по отношению ко всем родным братьям (сыновьям своим) состоит в первой степени, а здесь (в родстве по усыновлению) духовный отец по отношению к сыну, которого он усыновил, состоит в первой степени, по отношению к плотскому отцу (своего духовного) сына - во второй, ибо почитается его братом, а по отношению к родным братьям духовного сына своего - в третьей, ибо он не имел и их своими сыновьями; а сын духовный по отношению к плотским братьям своим состоит во второй степени и по отношению к плотскому своему отцу - в первой, как и по отношению к духовному отцу. Посему дозволяется желающему взять в жены сестру своего кума. http://www.krotov.info/acts/canons/vlastar02.html

о.АлександрПанкратов: Не понял вопроса в связи со схемой. Конкретизируйте, пожалуйста. А председателем "брачной" комиссии Собора является настоятель Успенского храма г. Нижний Новгород протоиерей Михаил Шашков. Членство же за последние годы менялось. Но там по - любому несколько достаточно опытных, знающих священников.

Андрей изограф: о.АлександрПанкратов Не понял вопроса в связи со схемой. Конкретизируйте, пожалуйста. прости отче, какая степень родства здесь наблюдается между женихом Виктором и невестой Татьяной?

о.АлександрПанкратов: Уже писал вчера - ПЯТАЯ. Т.е. венчаться, увы, нельзя.

Jora: Небезынтересно, кажется . . . http://rusvera.mrezha.ru/580/5.htm

Олег Хохлов: Спаси Христос! не прочитал еще, но давно искал по этой теме материал!!! также по ссылкам из статьи -еще http://www.rusvera.mrezha.ru/576/9.htm http://www.rusvera.mrezha.ru/577/7.htm

Jora: Кстати, уважаемые братцы-знатоки, есть ли разница с нашими традициями?

САП: Jora пишет: Кстати, уважаемые братцы-знатоки, есть ли разница с нашими традициями? Вроде у всех одинаково, потому как на Кормчей основано: Вот поморский "обыск": Краткое объяснение о плотском родстве и о его определении степеней, в коих разрешаются браки, и в коих запрещаются.



полная версия страницы