Форум » Полемики » Первородный грех. » Ответить

Первородный грех.

САП: В соседней теме Еще раз к вопросу о "непорочном зачатии" (Богородицы) поднялся вопрос о первородном грехе, думаю будет уместно прояснить этот вопрос. Первородный грех - это порок/вина лежащая на всем людском роде или поврежденность человеческой природы/смертность? Какие будут мнения?

Ответов - 6

САП: Карфагенский собор: Славянская кормчая. http://kopajglubze.boom.ru/kormczaja.htm

САП: Макарий Египетский о человеке до и после падения.

САП: Иоанн Златоустый: Что же значит: “В нем (в Адаме) все согрешили”? То, что как скоро пал один, чрез него сделались смертными все, даже и не вкусившие запрещенного плода. “Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона”...А по моему мнению, будет более согласно с разумом и с мыслью апостола то, что намереваюсь я сказать. Что же именно? Когда (апостол) говорит, что грех был в мире еще до закона, то этим, как мне кажется, он сказал то, что, после дарования закона, возобладал уже грех преступления и господствовал потом во все то время, пока существовал закон, так как грех не мог утвердиться, говорит (апостол), пока не было закона. Итак, если этот именно грех, происшедший от нарушения закона, породил смерть, то как умерли все жившие до закона? Ведь если смерть имела свой корень в грехе, а грех, пока не было закона, не вменялся, то как возобладала смерть? Отсюда ясно, что не этот грех, не грех преступления закона, но другой, именно грех преслушания Адама, был причиною общего повреждения...А что были дарованы блага более многочисленные и был истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи, это (апостол) показал словами: “Дар благодати - к оправданию от многих преступлений”. Отсюда, с необходимостью доказывается и то, что смерть исторгнута с корнем. А так как (апостол) сказал, что первое было больше второго (т. е. благодатью даровано больше, чем сколько повреждено грехом), то нужно было доказать опять и это. Потому он сперва сказал, что если грех одного умертвил всех, тем более может спасти благодать одного; после этого он раскрыл, что благодатью истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи, даже не только истреблены грехи, но и дарована праведность, и Христос не только принес исправление в том, что повредил Адам, но и совершил нечто гораздо большее и высшее.


Игорь Кузьмин: САП пишет: Первородный грех - это порок/вина лежащая на всем людском роде или поврежденность человеческой природы/смертность? Какие будут мнения? "Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вмсете с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления. Тогда возник грех, первый и достойный порицания, то есть отпадение произволения от блага ко злу; через первый [грех возник] и второй - не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление. Ибо два греха возникли в праотце [нашем] вследствии преступления Божественной заповеди: один - достойный порицания, а второй - имевший своей причиной первый, - не могущий вызвать порицания; первый от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй - от естества, вслед за произволением отказавшегося от бессмертия" [св. Максим Исповедник, цит. по кн. Ларше, стр. 131]. Грех второй, по св. Максиму, такожде должен быть исцелен и искуплен. И человечество тако искуплено будет от клятвы и удаления от рая (херувим стрегущий врата). И тако мог сотворить токмо Господь, чрез воплощение и крестную смерть. Но сам по себе сей, второй, грех произволение человека не оскверняет. Токмо сами мы своим произволением соединяем первый грех, по св. Максиму, со вторым. И тако судимы бываем, како напр. Адам и Ева, по Максиму: «Поскольку первоначальный замысел Бога состоял в том, чтобы мы происходили на свет без брака и тления, преступление заповеди ввело брак актом беззакония Адама, то есть нарушением закона, который был дан Богом; с этих пор все, произошедшие от Адама, зачинаются в беззаконии (ανομία), подпадая под проклятие праотца. И «во гресех роди мя мати моя» означает, что праматерь всех Ева зачала во грехе, страстно желая удовольствия. Вот почему мы тоже, подпадая под клятву матери, приговорены к тому, чтобы быть зачатыми во грехе» [81]. [тамо же у Ларше , стр. 128]

САП: Игорь Кузьмин пишет: по Максиму: «Поскольку первоначальный замысел Бога состоял в том, чтобы мы происходили на свет без брака и тления, преступление заповеди ввело брак актом беззакония Адама, то есть нарушением закона, который был дан Богом; с этих пор все, произошедшие от Адама, зачинаются в беззаконии (ανομία), подпадая под проклятие праотца. И «во гресех роди мя мати моя» означает, что праматерь всех Ева зачала во грехе, страстно желая удовольствия. Вот почему мы тоже, подпадая под клятву матери, приговорены к тому, чтобы быть зачатыми во грехе» Матфей Правильник: Карфагенского собора - 109-е (123-е) и 110-е (124-е) правила к анафеме присудили тех, которые говорят, что Адам из начала был сотворен смертным и должен был умереть, хотя бы и не преступал заповеди, и что смерть вошла не по причине греха: ибо Церковь учит, что он был сотворен от Бога ни смертным, ни бессмертным, - но в среднем состоянии между величием и ничтожеством, т.е. способным к принятию и того и другого, как сказал Григорий Богослов (o thV qeologiaV epwnumoV), или что он сотворен был причастным и величия разумного естества и ничтожества чувственного естества. Ибо душа человека, получившая бытие чрез божественное вдуновение, гораздо выше бренного сего тела, но, получив в дар и свободу и избрав зло вместо добродетели, жизнь переменила на смерть. Итак, поелику чрез единого преступившего (заповедь) грех в мире вниде, как сказал Апостол, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5, 12), - т.е. как бы некоторое отцовское наследие, перешедшее на потомков, ибо в нем вси, говорит Апостол, согрешиша, то и младенцы не свободны, конечно, от греха Адамова, так как зачатие их бывает в беззакониях; ибо соединение и следующее за сим зачатие происходит от удовольствия и почиталось бы грехом, если бы закон не покровительствовал браку, так как сладострастие, очевидно, и плотское пожелание побуждают к сему, хотя это и бывает ради деторождения. Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него божественною банею пакибытия. Ибо хотя младенцы, по несовершенству естества, и не имеют разумного сознания, - но, по вере приносящих их, получают просвещение Духа; сие ясно показал Господь, когда, ради веры других, многих лишенных здравого ума по причине болезней, - освобождал не только от телесного недуга, но и душевного. Итак, и младенцев должно крестить во оставление грехов; а того, кто не так мыслит и делает, а думает, что образ крещения во оставление грехов по отношению к младенцам - ложен, а не истинен, - присуждают к анафеме. 111-е (125-е) правило того же собора говорит: благодать, даруемая нам чрез крещение, подает не только отпущение соделанных грехов, но и силу к тому, чтобы и впредь не грешить нам, если только мы по беспечности добровольно не предадимся грехам; а тех, которые не так мыслят, предает анафеме. 112-е (126-е) правило того же собора говорит: благодать (даруемая) посредством крещения, - открывающая нам познание грехов, не только подает помощь к тому, чтобы не грешить, знать то, чего должно искать и чего всею силою должно избегать, но подает тайно и силу, чтобы любить и усердствовать - делать то, что должно делать, ибо то и другое, и знание и любовь, есть дар Божий; а того, кто держится не такого мнения, но думает, что благодать дает нам только знание того, что должно делать, но не подает вместе с тем и силу любить то, что должно делать, правило причисляет к наследникам анафемы - так как один разум кичит, а любы созидает (1 Кор. 8, 1). 113-е (127-е) правило того же собора говорит: тех, которые говорят, что мы можем и без благодати, даруемой чрез крещение, исполнять заповеди, только с большею трудностию, ибо она только содействует выполнению их, - явно наказывает анафемою; ибо все принадлежит божественной благодати и без нее мы не можем исполнить ничего должного; ибо не сказал, говорит правило, Господь: без Меня не можете творить легко, но: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5). ЗЫ Забавно, что ныне возможно зачатие и без сладострастия и плотского пожелания, на которое указывал Матфей Правильник – зачатие в пробирке…

Игорь Кузьмин: САП пишет: ибо соединение и следующее за сим зачатие происходит от удовольствия и почиталось бы грехом, если бы закон не покровительствовал браку, так как сладострастие, очевидно, и плотское пожелание побуждают к сему, хотя это и бывает ради деторождения. Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него божественною банею пакибытия. Я бы тако сказал. Кто может сказать о себе, что он без греха? Однако мы почитаем пренепорочной Богородицу с самого зачатия Ее. Значит то что побуждает всех людей ко греху на Ее произволении не отразилось. Значит важный момент здесь человеческое произволение в приятии самого греха (в первом значении Максимовом). И если удобоприклонность падшей природы ко греху невозможно изменить человеку, то тако нельзя уже утверждать, о непременном сопричастности волею всех людей ко греху. Тогда почитание Богородицы пренепорочной и не имеющей произволения ко греху, было бы лукавством. Значит человеки могут, при содействии благодати Божией, противится греху (в первом Максимовом значении). И значит чюдо зачатия Богородицы св. Иоакимом и Анною возможно и без их согласия к пожеланию греховного наслаждения, которое было свойственно Еве, за что и осуждение приняла (по св. Максиму). Потомки же ее получили неукоризненный (как грех в первом Максимовом значении) хотя и нечистый сам способ зачатия (грех во втором Максимовом значении). Так что зачатие «непорочное»=неукоризненное (без личного возжелания получения удовольствия) как чудо Божие (при содействии благодати) возможно. Тако мне зрится возможно обоснование непротиворечивости различных мест св. писания (в толковании св. учителей). САП пишет: ЗЫ Забавно, что ныне возможно зачатие и без сладострастия и плотского пожелания, на которое указывал Матфей Правильник – зачатие в пробирке… Здесь и зачатие в «пробирке» или еще как от клеток не разрушает догмат, если исцеление и искупление требуется для падшей природы всех людей. Что и было сотворено токмо Христом. Сладострастие и плотское пожелание в браке не единственное способ вхождения греха. И падшее естество человека требует исцеления ( исцеление с приятием Христа и таин), потому как чрез него сладострастие и плотские пожелание приходят, и кроме «непорочного» зачатия :-)



полная версия страницы