Форум » Полемики » Митрополит Макарий. История Церкви. » Ответить

Митрополит Макарий. История Церкви.

Дмитрий: Читаю сейчас сего никонианского митрополита. Про двуперстие он пишит много. В частности смущают вот такие вещи: 1)[quote] Святой Иоанн Златоуст (IV в.) учил креститься перстом, и об этом обычае креститься одним перстом упоминают святой Епифаний, современник Златоуста, и потом блаженный Иероним, блаженный Феодорит Кирский, Созомен (V в.), святой Григорий Двоеслов и Иоанн Мосх (VII в.), повествуя о разных православных христианах, подвижниках и святых, творивших крест таким образом. А святой Кирилл Иерусалимский, также отец четвертого века, учил совершать крестное знамение перстами, всего вероятнее тремя - так, как оно совершалось тогда, по ясному современному свидетельству святого Ефрема Сирина, во имя Пресвятой Троицы.[/quote] Где можно почитать о единоперстии у святого Епифания, блаженного Иеронима, блаженного Феодорита Кирского, Созомена, святого Григория Двоеслова и Иоанна Мосха? Есть какая-то апология у староверов на этот счет? 2) [quote]Остальные достоверные свидетельства о сложении перстов для крестного знамения, употреблявшемся в православной Церкви в Греции и России с Х до половины XVI столетия, все говорят о православном троеперстии. Разумеем а) святые мощи подвижников XI-XII вв., нетленно почивающих в киевских пещерах, и именно преподобного Илии Муромца и Иосифа многоболезненного, у которых три первые перста правой руки соединены, хотя неравно, но вместе, а два последние, безымянный и мизинец, пригнуты к ладони, и преподобного Спиридона, у которого три первые перста соединены даже совершенно равно, а два последние пригнуты; [/quote] Тут митрополит Макарий либо явно лжет, либо не видел мощей Ильи Муромца, либо мощи в те времена были другие (прости Господи), либо на картинке не мощи Ильи Муромца (взято в одном ЖЖ):

Ответов - 15

Дмитрий: Не надобно забывать, что Стоглавый Собор был только Собор частный, или Поместный, а частные Соборы, как и частные Церкви, не изъяты от возможности погрешать; тем более не изъяты от нее частные лица и иерархи, даже самые просвещенные. И как погрешности, допущенные Стоглавым Собором и его председателем по простоте и неведению, касаются вовсе не догматов веры, а лишь обрядовой ее стороны, то они и не могут служить для нас препятствием признавать как Собор, так и знаменитого святителя Макария православными. Митрополит Макарий. История Церкви.

Shavkunov Dmitry: Дмитрий пишет: Где можно почитать о единоперстии у святого Епифания, блаженного Иеронима, блаженного Феодорита Кирского, Созомена, святого Григория Двоеслова и Иоанна Мосха? Есть какая-то апология у староверов на этот счет? Нигде не найдете Вы о единоперстии у данных авторов. Единоперстие - это сугубо монофизитская выдумка. Макарий тут ничего конкретно не может привести в защиту одноперстия, только предположение, ни на чем не основанное. На монофизитских иконах везде единоперстие (указательный палец вытянут, остальные 4 собраны в щепоть).

Cocpucm: Поскольку тема о никонианском богословии, то перенесена мною в соответствующий раздел


Iwанн: Дмитрий Когда у нас хоронят человека, руки складываю вместе, а персты в крестное знамение ... А лежит то у еретиков, да еще и в хохляндии

Shavkunov Dmitry: На фотке вижу двуперстие (хоть в глаза мои насцы). В Киеве часто бываю, в Печеры лажу - тоже вижу двуперстие. А экскурсоводы из монахов , когда останавливаются у преп.Илии и преп.Иосафа , всегда говорят, что это троеперстие."Не верь глазам своим" - так получается. Может от тухлой тушенки у никонианских отцов в глазах двоится и третий палец мерещится?

Дмитрий: Shavkunov Dmitry пишет: На фотке вижу двуперстие (хоть в глаза мои насцы). Конечно, двуперстие. Я просто привел эту фотку в качестве доказательства "правдивости" м.Макария.

о. Андрей: Дмитрий пишет: А святой Кирилл Иерусалимский, также отец четвертого века, учил совершать крестное знамение перстами, всего вероятнее тремя А это элементарно узнать, чему учил св. Кирилл. У греков, как и у славян имел место т.н. двойственный число, которое употреблялось для обозначения двух предметов, или парных по природе (напр. частей тела – глаз, рук, пальцев…). Таким образом, из самого текста (словоформы) будет видно о двух или трех перстах идет речь у св. Кирилла. В славянском, если речь о двуперстии, то говорится: «креститься двума перстома», а если о троеперстии – «креститься тремя персты». Если я ошибаюсь, то пусть меня специалисты поправят.

Cocpucm: о. Андрей пишет: В славянском, если речь о двуперстии, то говорится: «креститься двума перстома», а если о троеперстии – «креститься тремя персты». Если я ошибаюсь, то пусть меня специалисты поправят. Совершенно верно, с одной лишь оговоркой: в 16-17 вв. могли вместо двойственного числа употребить множественное

о. Андрей: Да, но речь ведь о трудах св. Кирилла Иеросалимского, поэтому нужно по-видимому проверить его труды на греческом языке. У греков ведь такой же был принцип словообразования.

Cocpucm: Да, три числа изначально были присущи всем индоевропейским языкам. о. Андрей, вопрос по св. Кириллу весьма интересен. Вы по греческим текстам можете проверить? Я, увы, греческого не знаю.

о. Андрей: Я с греческим знаком, мягко говоря, поверхностно, но имам людей, что оный разумеют весьма, однако для того, чтобы сверять греческий, хорошо бы узнать, где содержится по-русски в трудах св. Кирилла учение о перстосложении. Узнав это, можно будет найти сей текст и греческом "оригинале".

САП: о. Андрей пишет: А это элементарно узнать, чему учил св. Кирилл. У греков, как и у славян имел место т.н. двойственный число, которое употреблялось для обозначения двух предметов, или парных по природе (напр. частей тела – глаз, рук, пальцев…). Таким образом, из самого текста (словоформы) будет видно о двух или трех перстах идет речь у св. Кирилла. Св. Кирилл Иерусалимский, в одном из своих огласительных поучений, произнесенных им около 347 г., говорил, как выше замечено, готовящимся ко св, крещению: «Да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем перстами (δακτύλοις) знамение креста на челе и на всем»...http://www.klikovo.ru/db/book/msg/962 При этом проклятие на тех, кто не крестится двумя перстами, часто встречающееся в русских рукописях, восходит в конечном счете к греческим источникам; ср. чин принятия еретиков, из-вестный как в греческом оригинале, так и в церковносла-вянском переводе: "Ε'ί τις ου σφραγίζει τοΐς δυσι δακτύλοις καθώς και ό Χριστός, ανάθεμα / Иже не крестится двема перстома, яко и Христос, да будет проклят". http://www.krotov.info/history/17/1653uspe.html

Дионисий К.: А из Златоустова поучения?

Григорий: о. Андрей пишет: Да, но речь ведь о трудах св. Кирилла Иеросалимского, поэтому нужно по-видимому проверить его труды на греческом языке. У греков ведь такой же был принцип словообразования. ЕМНИП, двойственное число у греков практически не употребляется уже даже в Евангелиях. Тем более у Кирила Иеросалимского его вряд ли можно ожидать. В приведенном САПом тексте "дактилойс" - это дательный падеж множественного числа (как будет двойственное уже не помню, но если это и двойственное то в данном случае оно полностью совпадает с множественным).

о. Андрей: Григорий пишет: ЕМНИП, двойственное число у греков практически не употребляется уже даже в Евангелиях. Тем более у Кирила Иеросалимского его вряд ли можно ожидать. Да, в современных текстах сие уже утрачено. Я хотел по старым сверить. Григорий пишет: В приведенном САПом тексте "дактилойс" - это дательный падеж множественного числа (как будет двойственное уже не помню, но если это и двойственное то в данном случае оно полностью совпадает с множественным). Да, я уже проверил. Вы полностью правы.



полная версия страницы