Форум » Полемики » Паки об обливательном крещении. » Ответить

Паки об обливательном крещении.

senkin: Вопрос сей на форумах не раз обсуждалсяя. Хотелось бы выяснить его определенно, следует ли нижеприведенные цитаты понимать таким образом, что обливательное крещение не считалось в беглопоповстве бездейственным? Мельников Ф.Е. "О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия". "первый Вселенский Собор определил принимать приходящих к Церкви еретиков-наватиан без перекрещивания, а если они клирики, то принимать их с сохранением священной степени (8-е правило). "Они должны непременно сохранять свои степени",- категорически заявляет толкователь канонов патриарх константинопольский Вальсамон (Трехтолковая Кормчая, стр. 198). Раскол наватиан произошел от Навата, пресвитера римской церкви. По свидетельству историка Евсевия, епископа кесарийского, Нават "сделался вождем новой секты людей, в надмении ума называвших себя чистыми" ("Церковная история" Евсевия, стр. 354). Он обманул трех епископов и при их посредстве получил себе сан епископа. "Вдруг является епископом, выскочив на средину, будто из какой машины", - так отзывается о Навате Корнилий, папа римский (там же, стр. 356). Став во главе созданного им еретического общества, Нават, как родоначальник его, принимал в нем самое близкое и живейшее участие: он совершал таинства, рукополагал, составлял соборы. Словом, был главою и душою собственной церкви. Каково же было крещение на этом вожде наватианского раскола? Оно было весьма сомнительным. Вот что рассказывает о крещении Навата вышеупомянутый Корнилий, папа римский: "Поводом к уверованию для Навата был сатана, вселившийся в него и долго живший в нем. Получив помощь от заклинателей, он впал в тяжкую болезнь и, признаваемый едва не мертвым, на той же кровати, где лежал, принял крещение посредством окропления, если только, - оговаривается Корнилий, - можно сказать, что такой человек принял его. Потом, выздоровевши, он не сподобился прочего, чего по уставу Церкви сподобиться должен был, то есть - не запечатлен епископом (то есть не миропомазан)". "Рукоположениe его совершилось, - продолжает свой рассказ папа Корнилий, - вопреки желанию не только всего клира, но и многих мирян, потому что облитого на кровати, во время болезни, как было с Наватом, не следовало возводить ни на какую церковную степень" ("Церковная история" Евсевия, стр. 357 - 358). Казалось бы, от такого еретика ничего не может быть принято: крещен он обливательно, рукоположен незаконно и обманно, кроме того, совершил церковный раскол, был еретиком. Однако, Церковь Вселенская, которой руководит Сам Христос, признала действительным и крещение и хиротонию, совершаемые в обществе наватиан."

Ответов - 3

senkin: Исторические исследования открывают, что даже в нашей древней русской церкви нередко встречалось обливательное крещение, занесенное к нам с западных стран. И церковь, в лице ее соборов и архипастырей, боролась с этим злом. "Действительно, - свидетельствует профессор А.А. Дмитриевский, - мы имеем целый ряд канонических свидетельств, которые направлены к тому, чтобы совершенно уничтожить так называемое обливательное крещение. "Более да не обливают никого же, - говорится в актах Владимирского Собора 1274 года, - но да погружают: несть нигде же писано обливание, но погружение в сосуде отлучене". "А что есте доныне крещали дети, в руках держа, а водою сверху поливали, а то неправо крещение", - писал митрополит Киприан к псковскому духовенству в 1396 году. Тот же митрополит в ответах к игумену Афанаcию (1390-1405 гг.) говорит по этому поводу следующее: "Крещение же святое творите сице: не обливати водою, яко же латыни творят, но погружати в реце или сосуде чистом, установленном на се, глаголати же на коеждо погружение едино имя Святыя Живоначальныя Троицы: "во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", не творяй же сице, неправо крещение творит". "А крещение творите, по преданию святых апостол, - писал в своем послании в Новгород от 1410 года митрополит Фотий, - не обливайте водою, но погружайте в воде, в кадце таковской, трижда, молвя на первое погружение: "во имя Отца", и на второе погружение: "во имя Сына", и на третье погружение: "во имя Святаго Духа и нынe, и присно, и во веки веком, аминь". Буквально то же самое он повторил в грамоте в Псков от 1410 - 1417 года и в поучении "попам и инокам", написанном в 1431 году. Наконец, и Стоглавый Собор сказал свое слово по этому поводу. "Этот ряд свидетельств, - продолжает господин Дмитриевский, - кажется, довольно красноречиво говорит нам, что в практике древней русской церкви обливательное крещение имело место наряду с погружательным. На основании богослужебных памятников можно думать, что дети в большинстве случаев крестились через обливание, а не через погружение. "Аще младенец есть крещаемый, - замечается по поводу образа крещения почти во всех наших богослужебных памятниках, - посаждает того доле в крестильници, воде сущи по шии, и куплет. Придержа левою рукою, десною прием теплую воду, возливает на главу его, за еже младенцу слабу сущу блюстися залития". Быть может, вот это-то столь распространенное правило и было причиною, почему обливательное крещение имело такое широкое применение на практике, несмотря на строгие запрещения и весьма частые убеждения русских митрополитов". ("Богослужение в русской церкви в ХVI веке" А. А. Дмитриевского, стр. 290-293, изд. 1884 г., Казань). То же свидетельствует о крещении в русской церкви и пpoфeccop Е.Е. Голубинский. "И у нас в России, - говорит он, - это крещение детей чрез неполное погружение было более или менее распространено с древнего до позднейшего времени. О древнем времени смотри "Вопрошание Кирика Новгородскаго" в Памятниках словесности ХП века, Калайдовича, стр. 198, п. 16, и в "Памятниках каноническаго права" Павлова, col. 55, п. 16. Относительно позднейшего времени смотри многие рукописные Служебники и Требники XV - XVI века, указанные в опыте сличения церковных чинопоследований, по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами, иером. Филарета, втор. изд., стр. 38-39, и печатные, им же указываемые Служебники иовлевский и междупатриарший и Требник болобановский (также в "Выписках" Озерского, ч. 2, изд. 4, стр. 400). Рукописные Служебники и Требники и болобановский печатный Требник говорят: "Аще младенец есть убо крещаемыи, и посажает его доле в крестильници воде сущии, и по шию куплет, придержа левою рукою, приим теплую воду возливает на главу его, занеже младенцу слабу сущу, блюстися залитиа" (текст синодальн. Служебника XVI в., по Опис. Горск. и Невостр., № 358, л. 179 об.); а печатные Служебники иовлевский и междупатриарший, ограничивая наш способ крещения через неполное погружение случаями болезни крещаемых младенцев, говорит: "Аще ли болен (младенец крещаемыи), то подобно быти в купели воде теплой, и погрузит его в воде по выю и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя"... и прочее. Филаретовский Требник, устраняя существовавший у нас дотоле обычай неполного погружения младенцев, предписывает: " и аще убo млaдeнeц крещаемыи, и пoгружaeт его иерей в кyпeли, поддерживая уста ему рукою искусне от залития воды, занеже младенцу слабу сущу" ("К нашей полемике с старообрядцами" Голубинского, стр. 130 - 131). Ученые и исследователи, несомненно, преувеличивают в своих обобщениях и выводах. Но также несомненно, что некоторые епархии древней России (Новгородская, Псковская) были в значительной степени под влиянием латинских веяний и допускали в себе обливание. Очень может быть, что обливанцы попадали и в среду духовных лиц. Проверить это невозможно, но допустимо, что в Новгородской и Псковской епархии могли быть иерархические лица из кpeщенных или обливательно или неполным погружением. Если бы мы держались безрассудного требования - крестить не только самих обливанцев, но и соседей их, хотя бы они были крещены в три погружения, то нам пришлось бы зачеркнуть почти всю историю русской церкви и объявить все ее священство погибшим, уничтоженным. Пришлось бы всех наших русских святителей взять под сомнение, особенно того периода, когда действовал иовский Служебник. Но, да не будет сего. Мы не вправе подвергать испытанию ведомое только одному Богу. Он сохраняет свою Церковь и священство ими же весть судьбами. Сохранил Он Свою Церковь святой и чистой и в тот ее тягостный период, когда она ocтавленa была на время без личного присутствия в ней епископа. Священство не уничтожилось в ней и при этом величайшем ее испытании, как не уничтожилось оно и в эпоху иконоборчества, когда, как свидетельствует святой Феодор Студит, все священнослужители подлежали низложению по причине всеобщего сообщения с еретиками. Старообрядческое священство стоит вне всякого сомнения. Оно не утратило своего непрерывного преемства, не превратилось в состояние еретиков, не поколебалось в своей вере. Оно было вполне благочестивым и законным священством. Великий страдалец русской Церкви епископ Павел Коломенский благословил старообрядческое священство на подвиги и страдание и своей мученической смертию освятил ему дальнейший путь испытаний. А другой великий святитель старообрядческой Церкви, блаженной памяти Белокриницкий митрополит Амвросий, тоже страдавший в долголетней ссылке за свою паству, замкнул собою преемственность старообрядческого священства. В течение долгого времени оно, по воле Божией, заключало в себе только священников и диаконов; теперь же оно сияет всей полнотой священных чинов. Господь возвратил своей Церкви прежнюю красоту и сделал ее "более блестящей и великолепной". Преклонимся же с благоговением пред этим благодатным и спасительным промышлением Господа о Своей Церкви.

имярек2: В древней Церкви и архиереи женатыми были,но это не делает «обновленцев» меньшими еретиками.Есть решения Стоглава о таинстве крещения и это большая и жирная точка.

senkin: имярек2 пишет: В древней Церкви и архиереи женатыми были, Причем здесь это? В их-то крещении никто не сомневался.




полная версия страницы