Форум » Полемики » О крестном знамении. » Ответить

О крестном знамении.

САП: Некоторые староверы после того как совершили крестное знамение возвращают правую руку на пуп (и поповцы и безпоповцы), а другие делают рукой отмашку. Если делать отмашку то получается вот такая фигура: Если же руку возвращаешь на пуп, то такой фигуры не получается. А вот тут в самом начале предачи Андрей Езеров знаменуется возвращая руку на пуп: http://evrazia.tv/news/12 Кто, что об этом слышал?

Ответов - 30

Илия: По моему ето полная ерунда. Крепковеры все делают отмашку. В одном из поучений я читал, что совершим кр. знам. руку делают просту, а куда ея девают не сказано.

САП: Илия пишет: Крепковеры все делают отмашку. Да, но и отмашку они делают не простую, а с уводом руки назд, сгибании кисти "лодочкой.

Илия: Руку ниже пояса нельзя опускать.


Елена: САП пишет: с уводом руки назд, сгибании кисти "лодочкой Как это? можно поподробнее?

САП: Елена пишет: Как это? можно поподробнее? Это такая манер знаменования Тонкинских крепковеров. Они когда касаются пестами левого плеча, делают рукой отмашку, заводя руку за спину, сложив ладонь лодочкой и согнув руку в запястье, как будто гребок рукой делают, когда плывут "кролем".

Jora: Тоже слышал об отмашке от древних староверов.

о. Андрей: В массе поучений сказано как налагать на себя крестное знамение. Зачем мудрить?

Белокриницкий: А по старинному руку полагается класть на пуп, разжав перстосложение. То издревле идет. А вот из Москвы или еще откуда завезли к нам, чтобы отмахивать руку, как у никониян. И брачные жаловались, что тоже их приезжие из Прибалтики этому научили. А прежде этого не было, даже старые никонияне всегда на пуп клали.

САП: Белокриницкий пишет: А по старинному руку полагается класть на пуп, разжав перстосложение. То издревле идет. А вот из Москвы или еще откуда завезли к нам, чтобы отмахивать руку, как у никониян. И брачные жаловались, что тоже их приезжие из Прибалтики этому научили. Во, об том и речь.

Евгений Иванов: Не знаю, меня раза 3, кажется, креститья переучивали. В одном согласии. Мне кажется, это народно. Сродни каждение и подходу к Евангелию, когда служат без попа.

Евгений Иванов: Про отмашку говорят ещё, что Англеа от себя отталкиваешь. Но мне кажется, все это местные обычаи.

Елена: о. Андрей пишет: В массе поучений сказано как налагать на себя крестное знамение. Зачем мудрить? Можно поподробнее, как в поучениях сказано об этом?

САП: Елена пишет: Можно поподробнее, как в поучениях сказано об этом? Сице и знаменованием честнаго Креста все в купе благоверия таинство учит ны исповедывати таинствене. Глаголю же, Самую Святую и покланяемую Троицу, и еже с Небесе Единароднаго на землю снитие и распятие Его и еже с Небесе второе Его пришествие, егда хощет судити живым и мертвым, сиречь праведным и грешным. Совокуплением бо триехъ перст, сиречь пальца и еже от средняго и малого, тайну исповедуем Богоначальных Триехъ Ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога Трое. Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перст еже на пупе, снитие Его на землю, и еже в Пречистей утробе Богоматере безсеменное зачатие Его, и девятомесячное вселение явствене возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом. Сего ради, рече, сии вам будут судии, сиречь, иже от роду их ведомии Божественнии Его ученицы и апостоли дванадесяти суще числом, дванадесяти коленом судят. Наместницы же апостольстии, святии отцы рекоша: аще ли кто двема персты не благословлет, якоже и Христос или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят.(стоглав гл.31.) Того ради слышав сия свидетельства всяк верный, да не нерадит, и не полагает сего ни во что, и еже быти без боязни, со страхом и с правою верою и с чистою совестию, да полагает Креста знамение на лице свое, якоже Божественая писания указуют. Есть бо и во отеческих книгах писано о сем: иже аще кто не по подобию лице свое знаменует, сиречь не истово крестит гордости радиили лености, и махает семо и овамо, и тому маханию беси радуются. (Максим Грек) СТОГЛАВ собор бывший в Москве в лето 7059 (1551г.) О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ КРЕСТЬЯНОМ ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31 Такоже бы священныя протопопы и священники и дьяконы на себе воображали крестное знамение крестообразно и по чину. И благословляли бы протопопы и священники православных крестьян крестообразно же, якоже предаша святии отцы. Так же бы и детей своих и всех православных крестьян поучали и наказывали, чтобы себя огражали крестным знамением по чину и знаменовалися крестообразно. Правую бы руку, сииречь десницу, уставливали по крестному воображению: большей палец да два нижний перста воедино совокупив, а верхний перст с середним совокупив, простер и мало нагнув. Тако благословити святителем и иереом, и на себя крестное знамение рукою возла-гати двема персты, якоже предаша святия отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, таже на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения. И потом покланятися душою и телом, умом и сердцем, и всем помышлением пречистому образу и животворящему кресту господа бога и Спаса нашего Исуса Христа и пречистой Богородицы, и небесным силам, и великому во пророцех Иванну предтече, и святым апостолом, и великим чюдотворцом, и всем святым на святых иконах воображенных и написанных, и святым церквам, и святому евангелию, и прочим святыням поклонятися. Якоже предаша нам самовидцы и слуги божия слова святии апостоли и святии отцы, такоже подобает и всем православным крестьянам руку уставляти и двема персты крестное знамение на лице своем воображати и покланятися, якоже и преди рехом. Ащели кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша. Прочее же о крестном знамении известно и достохвалъно списани преподобных отец наших Мелетия и Феодорита, сице возвещают с прочим толкованием, како рукою благословляти и креститися всем православным. Иже кто не знаменуется двема персты, якоже и Христос, да есть проклят. Креститися и благословити два долныя, а третий верхний к долнима перстома. Тоже согбение персту толкует: преклонъ бо небеса и сниде нашего ради спасения, а два верхние сими же двема благословити в божество и в человечество креститися подобает и благословити. Персты три совокупити низу, а два верхний купно - теми благословити и креститися в божество и в человечество. Так же и Мелетий севастийский и Феодорит научают нас, и инде речено бысть. Мелетий сей, севастийский епископ, житием и словом славен зело. Безчиния же ради сущих под руку его отрекся епискупъи и бысть в безмолвии. Тогда еретицы, мневше яко мудрствует с ними Мелетий, просиша его у царя. До будет патриярх, еже и бысть. И посем вывшу собору о вере единосущества и арияном инако глаголющим, Мелетий же божественного правила показа явление. Людем же просящим скорое учение от бога показати, он же показа персты той во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. По сем же Мелетий два совокупль, а три пригну и благослови люди. И изыде от него яко огнь молнии, достохвальный он испусти глас. Трие убо разумеем о едином же беседуем, и тако посрами еретики. И посем в Константин град прииде, от великого царя Феодосия зело почтен бысть святый. Сице благословити рукою и креститися. Три персты равны имети вкупе по образу троическому: бог Отец, бог Сын, бог святый Дух. Не три бози, но един бог в троицы. Имены разделяется, а божество едино. Отеу, нерожен, а Сын рожен, а не создан. Дух святый ни рожен ни создан, но исходя. Т рие во едином божестве: едина сила, едина божеству честь, един поклон от всея твари ото ангел и человек. Тако и тем трем перстом указ. Два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако: то образует две естестве божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а во обоем совершен. Вышний перст образует божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышних спасе нижняя. Тоже гбение персту толкует: преклонъ бо небеса и сни-де нашего ради спасения, да тако достоит креститися и благословити. Тако святыми отцы указано и узаконено. О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32 Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся, а всуе тружающеся. Тому бо маханию бесирадуются. А тако есть право креститится. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, таже на правом плече, потом на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злаго супостата и от бога мзду приимет за то, аще кто и единова прекрестит лице свое и по истине право крестится. Аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и предается дьяволу. И аще кто наставник будет и научит неразумных, а они приемлют с радостию, то от Господа сугубу мзду восприимет за то. А кто не внимает, ни послушает благаго наказания, да будет отлучен. И о тех и о всех предиреченных церковных испрвлениях священным протопопом и всем священником по священным правилом бречи накрепко.

Клава: Меня учили, почившие отцы ,руку ниже пупа не опускать, перстосложение после знамения до срамного уровня не доводить.

Петрович: Елена пишет: Можно поподробнее, как в поучениях сказано об этом? В "Сыне Церковном".

Виктор: Илия пишет: Руку ниже пояса нельзя опускать. У меня получается , что задерживаю руку на левом плече , недалеко от сердца. И только потом разжимаю двоеперстие. Есть где-то об этом?

САП: Считается, что пояс, который одевается при крещении, отделяет чистую часть тела от нечистой, потому во время молений ниже етого уровня руку и не опускают, потому и руки держат сложеннными на груди, а не вдоль тела. Впрочем, у отцов нет объяснений на ету тему (по крайней мере я не встречал). Только в епитемийных дораскольных опросниках, встречается вопрос, не снимал ли пояса? Отсюда и пресловие:"Что ты распоясался?"

Партизан: А во время поклона руки тоже на пупе?

САП: Партизан пишет: А во время поклона руки тоже на пупе? Да, раскрытая ладонь.

Илия: По нашей вере вилками не ядят и руку на пуп кладут раскрытой ладонью

Партизан: А левая рука тоже на пупе? Если ее оттуда не убирать, она не мешает креститься? А как крестятся и кланяются странники, если они руки держат скрещенными на груди, как во время причащения?

Severo: Илия пишет: По нашей вере вилками не ядят а рыбу или мясо крупные куски?

САП: Партизан пишет: А левая рука тоже на пупе? Если ее оттуда не убирать, она не мешает креститься? Левую с лестовкой отводишь в сторону.

Илия: Severo пишет: а рыбу или мясо крупные куски? руками хавают

Партизан: Илия пишет: По нашей вере вилками не ядят А китайскими палочками?

Партизан: Спаси Христос!

Jora: Илия пишет: руками хавают М.б., ты хотел сказать, Сергий, так: вкушают Божий дар с благодарением?!

and: http://video.google.com/url?docid=5317726879851993466&esrc=sr1&ev=v&len=27&q=old%2Bbeliever%2Bcross&srcurl=http%3A%2F%2Fvideo.google.com%2Fvideoplay%3Fdocid%3D5317726879851993466&vidurl=%2Fvideoplay%3Fdocid%3D5317726879851993466%26q%3Dold%2Bbeliever%2Bcross%26total%3D349%26start%3D0%26num%3D10%26so%3D0%26type%3Dsearch%26plindex%3D0&usg=AL29H23FyDSIP2NCBDQw5ZYnGJhm3GLdKg

Мария: САП пишет: Тонкинских крепковеров Помилуй мя Боже! сколько я уже об этом слышала! так здорово, кажись здесь все древлеправославные забаненные на нашем православном форуме(\

САП: Мария пишет: сколько я уже об этом слышала! Ето Илия!



полная версия страницы