Форум » Полемики » Апокрифы и старообрядчество » Ответить

Апокрифы и старообрядчество

Алексий: Известно, что старообрядцы имели книги, которые часто православием более поздних времен было названо апокрифическим или потаенным. а после и отреченным. Многие книги , уважаемые в среде старобрядцев и поныне считаются таковыми. Книга аввы Дорофея . где он пишет про то как практиковать умную молитву и соотнесено три периода с тремя Лицами троицы, как пример такого существования в старообрядческой среде таких устных поучений и отвержения их более поздней официальной церковью. А вот книга -Тайная книга Иоанна так же считается якобы уважаемой в среде старообрядцев. А есть ли этому хоть какие доказательства? Упоминания про нее, или свидетельства? или это чистый новодел? ссылку не привожу, чтобы рекламы не делать сайтам. в сети легко ее найти..

Ответов - 5

Дмитрий: Не слыхал я про такую книгу. Но само название, тайная книга, говорит о том что это подделка. Задача Иоанна была проповедовать, а не тайны создавать. Христианская вера это не тайные знания, а свет миру, для спасения всех душ человеческих. Чтоб все знали где правда. К чему здесь тайны. А вот мозгоблудам всяким удобнее всего сказать что их бредни это древние тайные знания, оставленные великими, и спрятанные где-то, например в скитах у староверов. Подогреть этим интерес читателей. А потом издать и процент с тиража получить. Схема испытанная. Сколько денег заработано так на велесовой книге и на славянских ведах.

Владимир Федорович: В наше время актуален, как никогда, http://www.krotov.info/acts/01/1/didahe_1.htm , хотя в апокрифы его перевели позже, ибо в нем опасность для клерикалов. В качестве справки см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%85%D0%B5 и более основательно http://www.pravenc.ru/text/171988.html Но, повторю, это то, что способно стать твердой основой в жизни христиан последних времен.

Евгений Иванов: Тайная книга Иоана - это у французских альбигойцев. Там якобы на Тайной Вечере Спаситель Иоанну Богослову что-то сверх Евангелия поведал. У старообрядцев такой книги нет. Была книга Апокалипсис семитолковый. Эту книгу в Окружном послании проклинают. Потом был Мирный Собор и вроде как бы окружное послание отменили. Но я ни разу эту книгу в руках не держал. Ходят слухи, что там про Ульянова и Джугашвили пророчества были.


Евгений Иванов: Сейчас, современные реформаторы, даже среди староверцев уже и Палею Толковую и Пролог к апокрифам отнесут. Я не говорю уже о "Страстях Христовых", которые в Церкви читать положено.

САП: Беспоповские тетради http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/bespopovskie_tetradi.html Первая тетрадь «Апокалипсис седмитолоковой, напечатанный повелением государя царя Иоанна Васильевича. Глава 91 Святый Иоанн Богослов глаголя: будет вождь лукав, человек, сын погибельный, антихрист. Родится от колена Данова, от девки (жидовки) чернавки. Толкование: Девка чернавка сказуется жена скверная, сиречь вера жидовская. И возлюбят ю с честию великою царие земстии, и патриархи, и епископы, и попове, и диакони, и весь богатых чин. Что есть враг его? Глаголет Иоанн Богослов: воспримут человеци печать его - три тайны антихристовы. Вопрос. Что есть тайны его? Ответ: Глаголет святый Иоанн Богослов, три персты десныя руки толкуется: 1. Лев, 2. Змий, 3. Лживый пророк, посреди же их сам сатана. Якоже скрыся древле на смоковнице, и прельсти снедию Адама и Еву, такожде и в последняя времена скрыется в три персты простыя десныя руки. Толкует святый Иоанн Богослов: Мерский образ восприимут царие земстии и патриархи, и епископы, и попове, и диаконы. И сотворят ему всенощное пение, и принесут ему дары, яко Богу, и принесут ему фимиам и ладан, и свещи, и пение со слезами зело пестрое. Вопрос: Что есть пестрое? Ответ: Сиречь разногласие еретическое. Святый Иоанн Богослов толкует: Антихрист сядет на престоле Бога живаго, и поставит кумир свой на месте святе. Вопрос: Что есть кумир его? Ответ: Кумир его ничтоже разве сень креста предпочтут слуги его вместо животворящаго и трисоставнаго креста Христова, крыж латынский. Иоанн Богослов толкует словенскую речь: по словенски крест, а по латынски – крыж. По словенски – Исус, а по латынски – Иисус. Святый Иоанн Богослов вопиет и верным прикладывая имя антихрист назвася Иисус. Агнец неправеден, дух лукав, злоначальник, уподобися льстец Сыну Божию: крестися Христос во Иордане реце, крестися и антихрист в Римстей Иудеи. У Бога трудницы будут и у антихриста трудницы, у Бога поклонницы, и у антихриста поклонницы будут. Богу плач и антихристу плач, у Бога пустынницы и у антихриста пустынницы будут. Чем Бога почитают, тем же и антихриста во всем предпочтут слузи его, сиречь священницы, яко сущаго Господа Бога нашего Исуса Христа Сына Божия. Христос смирен сердцем, и антихрист будет прежде смирен и тих, молчалив и нещелюбив, возлюбит правду. Святый Иоанн Богослов: Вселится прежде в царие земстии и потом в патриархи, и в епископы, и в священницы, и в диаконы, и в весь чин богатый, не в свое ему лице, во своих предотечах сосуды источатся. И будет Агнец Божий закалатися, тело и кровь Христова не имать явитися, понеже тогда змий изблюет свою блевотину и будет Агнец антихрист. Аще кто приимет Агнец антихристов, той выпишится из книг животных, тогда нигде священства, ни рукоположение истиннаго не будет, и тогда начнут еретицы в неведении спасатися и помышляти, в себе всю благодать исправити, яко пиавицы во тьме шаташеся или малыя дети в колыбели седя, начнут преписовати нравы и законы, книги и заповеди апостольския превратят в еретическая, якоже святыя отцы несовершенно написаша святыя книги, и повелит антихрист горам преставлятися с места на место. Толкование: Святый Иоанн Богослов глаголет: «Горы суть книги и заповеди апостолския в еретическая превратят, ничтоже от нечистых действуется, но точию скверная».



полная версия страницы