Форум » Полемики » "Ревность по вере" или "святая" инквизиция? (продолжение) » Ответить

"Ревность по вере" или "святая" инквизиция? (продолжение)

Людмила: На борьбу с ересью жидовствующих первым выступил блаженный Геннадий. Он явился для еретиков «яко меч обоюдоостр, посекая студеяние их и яко пла¬мень пожигая плевелы нечестивого замышления их и стадо от таковы прелести свобождая... Проникнутые твердым убеждением послания архиепископа Геннадия произ¬вели на епископов свое действие: они потребовали на еретиков Собора, который под председательством митрополита Зосимы и состоялся 17 октября 1490 года. Хотя святитель Геннадий требовал осуждения всех вообще еретиков, но великий князь, вероятно под влиянием митрополита и Курицына, приказал кончить дело только о новгородских еретиках, о которых ранее были розыски святителя Геннадия. Впрочем, к ним были присоединены еще два человека: священник Архангельского собора Дионисий и чернец Захар. Позванные на Собор еретики упорно запирались в своих ересях «и быша, по словам летописи, яко во исступ¬лении ума». Не добившись их собственного признания, Собор осудил еретиков на основании розысков блаженного Геннадия и свидетельств против них неко¬торых жителей Москвы: еретики были отлучены от Церкви и преданы прокля¬тию, а потом гражданской казни, состоявшей в заточении для одних и в иных, более легких, наказаниях для других, менее виновных. Этих последних возвра¬тили в Новгород. Святитель распорядился встретить их за 40 верст от города, посадить верхом на лошадей, лицом к хвостам, одежду перевернуть передом назад. На головы еретиков он приказал одеть берестяные остроконечные шлемы с мочальными гребнями и с ободами, свитыми из соломы и сена; к шлемам были пришиты ярлыки с надписью: «Се есть сатанино воинство». В таком виде еретиков водили по городу, причем православные приглашались плевать на них со словами: «Се врази Божии и христианстии хульницы». В заключение шлемы были сожжены на головах еретиков. http://www.saints.ru/g/17-Gennadii-Novgorodskii-blazhennyi.html Эту казнь Новгородский ревнитель устроил по образцу аутодафе папской инквизиции в Испании, о чем сам он писал: «Вон Фряги, смотри, крепость какую держат по своей вере, сказывал мне цезарский посол про Шпанского короля, как он свою землю-то очистил». Однако в отличие от инквизиции святой Геннадий велел сжечь не самих еретиков, а только их берестяные колпаки. Сия сотвори добрый пастырь, хотя устрашити нечестивыя и безбожныя еретики, – говорит преподобный Иосиф Волоцкий. http://textarchive.ru/c-2198210-p19.html

Ответов - 43, стр: 1 2 All

Буйносов: Что же вы все о прошлом спорите. Настоящим нужно жить. 28 декабря 2017 года, в Москве в 9.30, в Малом Харитоньевском переулке, дом 12, судья Замашнюк Александр Николаевич будет судить героя русского сопротивления Квачкова Владимира Васильевича. Москвичи, проявите сознание! Приходите поддержать отважного полковника в апелляционном суде Военной коллегии Верховного суда.

Алексей Рябцев: САП пишет: и простоял Новый Рим тысячу лет до своего падения, нет другой такой империи в истории Земли Вам бы в царебожники пойти. Они такие сказки любят. Сколько патриархатов было на территории Византии в четвертом веке? Пять! А сколько через триста лет? Один! Потеряли Рим, Иерусалим, Александрию и Антиохию. И всё благодаря особому благочестию и строгому следованию христианскому законодательству...

САП: Алексей Рябцев пишет: И всё благодаря особому благочестию и строгому следованию христианскому законодательству Ага, благодаря этому Новый Рим простоял тысячу лет. Кстати христианство очень рано стало государственной религией, в Осроене во второй половине 2-го века. В это же время исполнилось обещание Спасителя нашего, данное царю Осроены. Фома, по внушению Божию, посылает в Эдессу Фаддея проповедовать и возвещать Христово Евангелие, как сказано мною немного выше на основании найденной там рукописи. Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 2


Алексей Рябцев: САП пишет: Ага, благодаря этому Новый Рим простоял тысячу лет. Вы только не принимайте мои полемические выпады на свою личность. То есть на личность Сергея Александровича Панькина. Я полемизирую с некой ролью, маской, широко распространенной "общественной позицией" и т.д.. Эта роль существует в некотором вымышленном мире. Я, разумеется, не ставлю целью вывести САПа (и ему подобных) в мир реальности. Я вообще стараюсь нерешаемыми задачами не заниматься. Просто хочу показать другим людям (а возможно, и Панькину...) то, что их вымышленный мир сочинен не лучшим образом. То есть неизбежно ведет как к общественной катастрофе, так и к личной. Где и когда христианство стало "госрелигией" важный, конечно, вопрос... Раньше всех - у готов и армян (ну, и где эти готы и армяне?!). А Византия унаследовала свои территории от языческого Рима. При своем максимальном "христианском" расцвете (при Юстианиане) она была почти в два раза меньше (чем в языческом варианте). Потом "христианская" Византия только уменьшалась. Взбрыкнет чуть-чуть, часть вернет и на следующем шаге еще больше потеряет... К моменту унии фактически остался один город.

САП: Этот "вымышленный мир", существует тысячелетия, что говорит о его жизнеспособности, и нужности, коль его культивируют поколения людей.

Алексей Рябцев: САП пишет: Этот "вымышленный мир", существует тысячелетия, что говорит о его жизнеспособности, и нужности, коль его культивируют поколения людей. Как сказал Талейран: "Это хуже, чем преступление. Это ошибка."

о.Аркадий Кутузов: САП пишет:  цитата: и простоял Новый Рим тысячу лет до своего падения, нет другой такой империи в истории Земли То что упал и показало нежизнеспособность духовных и идеологических основ.А что долго стоял,так и труп можно долго искусственно поддерживать в состоянии нетления А на земле были и есть куда более жизнеспособные общества,и мы их видим и слышим и ещё увидим и услышим

Людмила: И сегодня есть желающие восстановить "христианское государство". Говорят красивые слова, а потом бросают бутылки с горючей смесью и устраивают теракты, как игиловцы. И при чем тут христианство? "Христианское Государство - Святая Русь ЕДИНСТВЕННАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ХРИСТИАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО - СВЯТАЯ РУСЬ". Открыта 25.06.2017"

САП: о.Аркадий Кутузов сами же про Исихастов писали, а это было как раз на последнем выдохе.

САП: Никониянство не христианство.

о.Аркадий Кутузов: Алексей Рябцев пишет: Потеряли Рим, Иерусалим, Александрию и Антиохию. И всё благодаря особому благочестию и строгому следованию христианскому законодательству... Да.А что может родить вешняя религиозная парадигма ,в основе которой дуалистический экстремизм с плодами генетического элитаризма?Может "крестовый поход"для поднятия авторитета христианства?Или инквизиция против свободно знающих и властвующих? Алексей Рябцев пишет: мир сочинен не лучшим образом. То есть неизбежно ведет как к общественной катастрофе, так и к личной Совершено верно. Потому что парадигма эта-жутко диссонирует с природой,ибо построена на борьбе искусственно спроецированных противоположностей как для внутреннего человека так и для общества,социума.

о.Аркадий Кутузов: САП пишет: о.Аркадий Кутузов сами же про Исихастов писали, а это было как раз на последнем выдохе. угу!Только свт.Паламу посадили,чуть не убив,по сути извергнув из сана(еле отделался по дружбе) Уж инквизиторы сразу поняли ЧТО есть свободное распространение исихастких истин! Так что исихазм чудом не стал очередной ересью в ряду с несторианством и арианством

о.Аркадий Кутузов: Людмила пишет: И сегодня есть желающие восстановить "христианское государство". Говорят красивые слова, а потом бросают бутылки с горючей смесью и устраивают теракты, как игиловцы. И при чем тут христианство? а при том,что"не мир но меч",и "пришёл разделить ...",и "несть добро отъяти хлеб от чад и поврещи псом.."

САП: Думаю, что общество создает условия для возникновения таких духовных феноменов, именно на запрос общества они раждаются. А общество существует в государстве и формируется его законами и властью.

о.Аркадий Кутузов: САП пишет: Думаю, что общество создает условия для возникновения таких духовных феноменов, именно на запрос общества они раждаются. А общество существует в государстве и формируется его законами и властью. нет не общество,а очень узкая компания,забывшая или не знающая элементарных естественных законов природы. Потому в долгосрочной перспективе- нежизнеспособно. Для желающих копировать ту же модель для своей маленькой,но гордой компании готовы те же последствия и тот же конец..

Алексей Рябцев: САП пишет: Думаю, что общество создает условия для возникновения таких духовных феноменов, именно на запрос общества они раждаются. А общество существует в государстве и формируется его законами и властью. Отношения общества и государства намного сложнее, чем Вам кажется. Вот один маленький пример. В Византии, как известно, 110 лет (с 30-летним перерывом) господствовали иконоборцы. И никакие "благочестивые христианские законы" им не мешали. Только способствовали (как же царю не подчиниться?!). А в это время при дворе нечестивого басурманского халифа (на очень высоких должностях!) служили два человека - Серджун ибн Мансур и его сын Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Несмотря на то, что халиф был нечестивый, а его законы богопротивными, оба этих человека спокойно исповедовали христианскую веру. А Мансур ибн Серджун ат-Таглиби даже писал пламенные обличительные сочинения против иконоборцев. И никто ему не мешал. Длинные руки византийских иосифлян не могли до него добраться. А если бы добрались, то нечестивый халиф сразу бы эти руки поотрывал. Жил бы Мансур в Византии, быстро бы на костер попал. Догадались о ком речь? Мансур ибн Серджун ат-Таглиби - это один из великих Отцов Церкви Святой Иоанн Дамаскин.

Людмила: Отче, надо понимать эти места в святоотеческом толковании, например: 34-36. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. (от Матфея, гл. 10-я). Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а, скорее, препятствуют нам в вере". Бутылки молотова и поджоги машин здесь никакого отношения не имеют: это самодурство царебожников, которые прикрываются христианством и компрометируют его в глазах светской общественности. Ведь Вы же не скажете, что царебожники ратуют за христианскую истину?

САП: Все как с футболом, когда высокий интерес к игре, в футбол играют во всех дворах, команды играют между собой, одарованные поднимаются выше, отсев мощный, самые талантливых приглашают в известные клубы. Так и с благочестием в средневековье, есть соцзаказ на святость, в РИ сто тысяч на период иконоборчества, школы монашества, церковной мысли, церковного искусства. Вот и расцвет православия в средневековье. А в новое и новейшее время полный упадок, потому как соцзаказа нет.

Людмила: САП, почитайте житие прп. Иоанна Дамаскина.

САП: Виноват, перепутал его писание о 100 ересях, там о исламе насмешливо, он написал его уже постриженником, а не чиновником.

Людмила: САП, разве в средневековье был расцвет православия? Тогда уже сильно склонились от духовного к материальному, потому что богатство и слава всегда рождают соблазны и беспечность. Но когда происходят разделения и гонения, тогда и проявляются истинно верующие, как было во времена реформы. "Истине необходимо быть гонимою" - прп. Макарий Великий.

САП: Людмила пишет: разве в средневековье был расцвет православия? А когда он был? В Риме конец 5в. до (на Руси) второй половины 17в.

Людмила: САП, сложный вопрос: как понимать, что такое "расцвет". Церковь была богатая, когда была неотделима от государства - поэтому можно сказать, что расцвет был в церковном искусстве - иконопись, зодчество и пр. Но в духовной жизни были существенные нестроения, т.к. в это время было очень много формальных христиан, от этого ереси, слабость среди духовных лиц, стремление к наживе, суровая расправа с обличителями (среди своих же) и пр. . Во время гонений, напротив, всегда был духовный подъем, т.к. в этот период проявлялись истинно верующие люди.

САП: Людмила пишет: сложный вопрос: как понимать, что такое "расцвет". Ну, сколько после себя оставила памятников: гимнографий, житий святых, учительных книг, икон, фресок, храмов.

о.Аркадий Кутузов: А вот об инквизиции в Европе стоит поговорить отдельно. Мы мельком коснулись процессов над ведьмами. Жгли отнюдь не от дури или тупой жестокости. Были причины. Очень серьёзные.. цитата: Первое упоминание о сожжении "лихих баб" за неурожай в Суздальском княжестве датируются 1204 годом, в летописной записи за 1227 год в Новгороде сожгли волхвов, осужденных архиепископом, причем заменить сожжение просили бояре князя, но их не послушали... в 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что якобы наслали на город мор, а в 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову «за волшебство» вот об этом завтра и поговорим В контексте силы ядерного оружия и власти,настоящей и не очень

Людмила: О. Аркадий: тема не об этом. Если хотите серьезно говорить о сожжении "лихих баб" - приведите соответствующие сканы из летописей - после советского периода не знаю, насколько эти сведения достоверны (не исключаю, но нет полной уверенности). Но в любом случае - колдовство - тема отдельная, честно сказать: не интересуюсь, заведите свою страницу по этому поводу. Здесь тема о внутренней церковной жизни, не о частных случая, а о начале церковного раскола на Руси. О разделении общества. Ведь множество русских людей, которые в то время были сожжены в железных клетках, могли пострадать по клевете, вот о чем речь. Так же как оклеветаны были впоследствии прп. Максим Грек и инок Вассиан.

САП: В чем они были оклеветаны?

Людмила: В ереси, после того, как обличили вл. князя Василия за развод с законною женою, а инок Вассиан еще и за вероломство, по отношению к Дмитрию Шемяке. Вот выдержки из "Слова ответного". Полностью разделяю позицию инока Вассиана: «Господь повелевает: «И даждь я нищим». Мы же единаче сребролюбием и несытостию побежденыи, живущаа братиа наша убогиа в селех наших различным образом оскорбляем их, истязанми неправедными обидяще их, и лесть на лесть и лихву на лихву на них налагающе, милость же нигде же к ним показуем, их же егда не возмогуть отдати лихвы, от имений их обнажихом без милости, коровку их и лошадку отъемше, самех же с женами и детми далече от своих предел, аки скверных, отгнахом; неких же и княжеской власти предаете, истреблению конечному подложихом. И иже повелены есме и свое нищим роздати, даже съвръшении в добродетели будем, мы же, акы своа душа возненавидяще и аки противу заповедей господьских ополчающеся, обидим и грабим, продаваем христиааний, наших братии, и бичем их истязуем без милости, аки звери дивии на телеса их скакающе». «Что же ли по вас и блаженный Иван Златоуст зазрению великому и осужению достоин, возбраняа еретическую смерть, в них же изъявляет притчу плевелную? Рече бо сице яве: «Не подобаеть убо убивати еретика, занеже брань неумирима хотяще в вселенную въводитися». Или сие и глаголеть, яко аще хощете оружиа взимати и закалати еретиков, нужа и многым святым с ними погублятися. Или, яко от тех же плевелех многым мощно прелагатися и быти пшеници. И паки той же стесняти еретиков и заущати, и освеняти дръзновение их, и соборы и согласна разрешати возбраняеть, и убивати и закалати их возбраняеть. Что к сим глаголете, иже во вся дръзии? Вам ли повинутися паче лепо нам, или блаженым отцом, паче же Христу Богу нашему о вашего ослеплениа умнаго? Рците-нам, котораго от древних еретиков или мечем убиша, или огню предаша, или в глубину утопоша — не всех ли собором извержающе святии убо отци анафеме предаваху, благочестивие же царие заточением осужаху, сице Ариа , Македониа, Евномиа, Евтихиа, Диоскора, Севира, Навата, Дооната, Савеллиа, Павла Самосатьскаго? Которого от тех, рците, убиша или сожьгоша, или в глубине морьстей утопоша? Яко же вы мудроствуете, что убо съгрешаем о сем, аще Христу, и древним отцем повинующеся и последующе, не убивати еретиков, глаголем, но или в темници затворити их, или в заточение отсылати, откуду же не возможно- прочее будет им вредити простейших». http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/13_tom/Kazakova/Kazakova.pdf

САП: Людмила цитирует Вассиана: древним отцем повинующеся и последующе... еретиков, ... в темници затворити их, или в заточение отсылати Согласны?

о.Аркадий Кутузов: Людмила пишет: Если хотите серьезно говорить я не хочу открывать новую тему.Она вполне в канве данной и ей соответствует.Это вопрос власти официальной и другой власти,для которой всегда была готова инквизиция.. Мне плевать на сканы и тд .На поверку бумажные доказы в лёгкую могут быть и подлогом липой,только в старой бумаге и шрифтом. Примеры из жизни,взгляды художников куда информативней...

САП: https://www.youtube.com/watch?v=oMWfPBPeapA&t=2980s С 44 мин.

Людмила: САП: не знаю. Думаю, что здесь имеются в виду самые исключительные случаи и каждый надо рассматривать строго индивидуально и очень тщательно. Св. отцы чаще призывали Суд Божий и побеждали еретиков и чародеев силой своей молитвы. Например: "Когда Арий появился в Александрии, то произошло народное возмущение. В 336 г. имп. Константин вызвал его в Константинополь. Арий на вопрос императора: признает ли он определения Никейского Собора, ответил утвердительно. Обманутый им Константин велел патриарху Александру торжественно допустить Ария к Божественной литургии. Святитель стал ревностно молиться, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося. Арий умер внезапно, на пути в храм, войдя в общественную уборную. О его злокознях и о «приговоре, какой он получил от праведного Судии», рассказывает свт. Афанасий Великий, рассказ этот неоднократно приводится историками" (Викпедия").

Людмила: О. Аркадий, если мы будем безоговорочно принимать на веру все, что пишут в интернете, в том числе и на оккультных сайтах, то зайдем в очень дремучие дебри. До сих пор история старообрядчества, например, преподносится с синодальной стороны. Но мы же понимаем, что это подлог. Поэтому любую информацию из жизни Православной Церкви, где указываются якобы имевшие место события, которые, однако, не соответствуют принципам христианской морали и православного вероучения, не скоро принимаю на веру, но считаю, что каждый отдельный случай надо внимательно рассмотреть. Например, про "сожжение лихих баб" - оказывается, здесь есть две версии: 1 - 12 в 1411 г., 2 - 13 в 1489 (т.е., уже во время иосифлянства). В самой Викпедии информация про "жонок" выделена розовым текстом и при этом отмечено, что "источник не указан". Или вот еще (из Викпедии): "В летописи 1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» (имеется в виду искажённое 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать «повести о мучениках, врагами истины лживо составленные»), согласно которым «огнём зжещи или живого в землю засыпати» за ересь (другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнём сжечь или живого в землю загрести»).[9]" - ссылка: "искаженное правило" - кто и когда его придумал, от имени св. апостолов?? и что это за летопись - большой вопрос: нет подлинника, только догадки и искажения. О. Аркадий, что Вы можете сказать об "Иоакимовской летописи", которую переписывал п. Иоаким в 17 веке? Именно там указано, про крещение "огнем и мечом", но можно ли этот источник считать вполне достоверным? Ведь известно, что никонияне, для оправдания своих действий, искажали все правила, делали подлоги по древним летописям, чтобы иметь возможность утверждать, что они убивают православных "во имя великого бога". Но ведь это только самая настоящая ересь и богохульство - выдавать свои звериные методы за апостольское предание и учение Самого Христа.

Людмила: Приблизительная биография Даниила Рязанца, составителя свода русских летописей: Митрополит Даниил (ок. 1492 — 22 мая 1547) — митрополит Московский и всея Руси (1522—1539). Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал игуменом Волоцкого монастыря и продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих». Происходил из Рязани. Ранее 1513/1514 года стал монахом Иосифова Волоколамского монастыря. В монастыре Даниил отличился особым благочестием. Перед смертью преподобный Иосиф настоял, чтобы братия выбрала себе нового игумена. Монахи выбрали Даниила, который, видимо, к этому времени был уже в возрасте и способен принять игуменство. Свой выбор они мотивировали по определенным причинам: И полюбиша въ совѣтѣ своемъ старца, любяй нищету и пребывая въ трудѣхъ и въ постѣ, и въ молитвахъ, и не любя празнословія, нарицаема Данила, по реклу Рязанца, о немъ же и увѣдаша, яко хощетъ во инъ монастырь на игуменство.[1]. Их выбор был одобрен преподобным Иосифом и Великим князем Василием III, который был ктитором обители. Управляя Волоколамским монастырём, Даниил стремился следовать правилам, установленным преподобным Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава. Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в том числе книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. 17 декабря 1521 года оставил кафедру митрополит Варлаам, сосланный вскоре по повелению великого князя в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. 27 февраля следующего года на митрополичью кафедру, по желанию государя, так как был готов способствовать разводу великого князя с бездетной первой женой Соломонией Сабуровой, был поставлен Даниил. Отличался приверженностью и раболепием перед светскими властями и жестокостью. Преследовал Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других нестяжателей, обвиняя их в ереси на соборах 1525 и 1531 годов. При митрополите Данииле совершились канонизации преподобного Макария Калязинского — 9 октября 1523 года (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и преподобного Пафнутия Боровского — в 1531 году. Составил свод русских летописей, был автором ряда богословских и назидательных сочинений. В малолетство Иоанна Грозного поддерживал его мать правительницу Елену Глинскую и её фаворита князя Телепнева, после падения которого, 2 февраля 1539 года, был низложен князьями Шуйскими и удалился на покой в Иосифо-Волоколамский монастырь. Митрополит Даниил переработал ряд входивших в древнерусскую литературную традицию текстов философского и филологического характера, в том числе Пролог Иоанна экзарха, Определение философии Константина-Кирилла, а также «Точное изложение православной веры», или Богословие Иоанна Дамаскина[2]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Даниил_(митрополит_Московский) Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения. Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию. В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю. В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей. В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его. Такие поступки были вызваны честолюбивым желанием сохранить за собой высокий сан и опасением лишиться благоволения великого князя. Отрицательную роль сыграл митрополит Даниил и в деле преследования Максима Грека. Вооружив против него великого князя, он добился заточения Максима Грека в монастырь. Несмотря на враждебное отношение к нему общества, митрополит Даниил играл большую роль в церковных и государственных делах во время княжения великого князя Василия. После смерти великого князя Василия митрополит Даниил еще некоторое время прочно держался на своем месте, но роль его в Боярской думе была уже пассивной. А когда царем стал Василий Иванович Шуйский, затем брат его Иван, партию которых в свое время не поддерживал преосвященный Даниил, он был насильственно "сведен" с митрополии 2 февраля 1539 года и сослан в Волоколамский монастырь, где 26 марта написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства. "Митрополит Даниил как нравственная личность, — писал профессор Е. Голубинский, — представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митрополит Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий". http://www.terminy.info/biography/big-biographical-encyclopedia/daniil-ryazanec

Людмила: А что, господин старец Иосиф, до того, что скрижали Моисей руками разбил, то так и есть. Но когда бог хотел уничтожить народ израильский, поклонявшийся тельцу, тогда Моисей возразил господу и сказал: «Если уничтожишь их, господи, то меня раньше их». И не уничтожил бог израильтян ради Моисея. Видишь, господин, как любовь к грешникам и преступникам смогла утолить гнев божий. Так, господин, и пророк Илия, проявляя усердие к богу-вседержителю, заколол четыреста жрецов Ваала, потому что не покаялись они. Но другие покаялись, и он принял их покаяние, среди них был и пророк Авдей, удостоенный пророческого дара. Финеес же, господин, пронзил оружием родича, предавшегося блуду с мадианитянкой, ибо этот грех охватил тогда весь Израиль, потому и поставлено это ему в заслугу. А ведь тогда еще был Ветхий завет; нам же, в благодати Нового завета, владыка Христос открыл союз любви, чтобы брат не осуждал брата, а только бог судил грехи людей, сказав: «Не судите и не будете осуждены». А когда привели к нему женщину, схваченную за блуд, сказал милосердный судья: «Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от бога по своим делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом завете, что ненавистно богу. И апостол Петр низверг молитвой Симона-волхва, потому что при цезаре Нероне назвал себя сыном божьим коварный злодей, так что за большое коварство и зло принял он от бога заслуженный приговор. Сотвори и ты, господин старец Иосиф, молитву, и если есть недостойные еретики и грешники, то поглотит их земля. Но если принимает бог покаяние еретика и грешника, не будешь ты услышан. А мы имеем в виду разбойника, спасшегося покаянием, и мытаря, очистившегося милосердием, и помним, что рыдающая блудница прощена и господь назвал ее дочерью; апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва, потому что стремился тот отвратить проконсула от веры, но сам же апостол Павел написал: «Пусть бы мне была анафема, то есть проклятье, от Христа моего, спаслись бы только мои братья-израильтяне». Видишь, господин, как душу свою кладет он за братьев заблудших, чтобы спаслись, и не сказал им, чтобы огнем сгорели или земля их поглотила, а могли они претерпеть от бога и это. Вот, господин, епископ катанский Лев связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва и другого волхва, Исидора, также сжег молитвой при византийском цесаре. А ты, господин Иосиф, почему не испытаешь своей святости? Связал бы архимандрита Касьяна своей мантией, и пока бы он не сгорел, ты бы связанного его в огне держал! А мы бы тебя, из пламени вышедшего, приняли как одного из трех отроков! Пойми, господин Иосиф, велика разница между Моисеем, Илией и апостолом Петром, апостолом Павлом, да и между тобой и ими! Кто бы из них, господин, знал про великое милосердие бога, если бы сам он не открыл его людям, принимая раскаявшегося грешника, как, например, блудницу и мытаря, как того скверного Манассию, который пятьдесят два года поклонялся идолам и весь Израиль заставил жить в беззаконии, но в одно мгновенье покаялся и прощение получил? Представляешь ли, господин, сколько за пятьдесят лет погибло душ в народе израильском, чему виной был царь Манассия? Но человеколюбие бога превозмогло преступление Манассии: в Вавилоне был он заключен в медь и покаялся там перед господом, тогда разбил медь ангел господень, перенес его в Иерусалим, где и прожил он остаток лет в покаянии. А апостол Петр сказал, вопрошая господа: «Господи, если брат мой грешит, прощать ли его на дню по семи раз?» И сказал господь: «Не скажу тебе — по семи, но семьдесят раз по семи прости его!» Такова милость твоя, человеколюбец! Слава, господи, бессчетной щедрости твоей, по истинному приговору назван ты милостивым и бесконечно терпеливым к человеческим порокам, ведь праведных ты любишь, а грешных прощаешь — ныне и навечно! (Ответное слово заволжских старцев).

Людмила: КНЯЗЬ-ИНОК ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ. «И изшедше, внидоша в весь самарянску, яко да уготовят Ему. И не прияше Его, яко лице Его бе грядый во Иеросалим. Видевше же ученика Его Иаков и Иоанн, реста, Господи, хощеши ли речема, да огнь снидет с небесе, и потребит их, якоже и Илия сотвори; обращьжеся запрети има, и рече, не веста коего духа еста вы. Сын бо Человеческий не приде душ человеческих погубити, но спасти» (Лк. 48). Инок Вассиан (инок, в миру — князь Василий Иванович Патрикеев; ок. 1470 — после 1531) — русский духовный и политический деятель, публицист XVI века, ученик прп. Нила Сорского, сотрудник и соавтор прп. Максима Грека. Происходил из знатной, влиятельной и богатой семьи князей Патрикеевых, происходящей от второго сына литовского князя Гедимина, Нариманта, крестившегося в православие под именем Глеба. Дед, Юрий Патрикеевич, и отец, Иван Юрьевич, служили великим московским князьям Василию II Васильевичу и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности. В период ссоры Ивана III с сыном Василием Патрикеевы приняли сторону внука Ивана — Дмитрия Ивановича, провозглашенного наследником престола, в результате чего их постигла опала и в 1499 году князь Василий был пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Вассиана. После преставления прп. Нила Сорского – главный апологет движения «нестяжателей» и идейный противник Иосифа Волоцкого и Даниила Рязанского. Славный в миру воинской доблестью, умом и способностями, князь-инок скоро прославился в монастыре строгой жизнию и обширной начитанностью. Василий III называл Патрикеева-младшего своим «наставником в человеколюбии». Вместе с митрополитом Варлаамом он заступался за опальных и оступившихся. И небезуспешно. Так Василий прощает осужденных в 1504 году еретиков, переводит бывшего новгородского владыку Серапиона (память 16. 03., ст.ст.) из Андроникова монастыря в Троице-Сергиеву обитель, где его положение значительно улучшается. Явно под влиянием Вассиана Патрикеева в апреле 1511 года великий князь велел митрополиту Симону снять отлучение Серапиона. Дело дошло до того, что Василий Иванович прямо выражал желание, чтобы Иосиф Волоцкий отправился с повинной к бывшему архиерею. Тот согласился для виду но, для «истинного христианина» Иосифа покаяние оказалось недоступно. Заволжцы указывали Волоцкому игумену, что он ставил себя наравне с Всевышним, приписывая право карать и прощать грешников. В сочинениях Вассиана всюду сказывается редкий в Московской Руси критицизм. Он строго различает между писанием и преданием и между различными источниками вероучения и церковного права. Он считает Евангелие и апостольские писания основным источником веры и нравственности; его утверждение: "есть во святых правилах супротивное Евангелию и Апостолу и святой отец жительству" звучало в его время очень смело. В полемике Вассиан не нагромождает тексты и стремится следовать не букве закона, а духу Евангелия. Его требование простоты в церковном убранстве также заслуживает внимания. В истории русского канонического права Вассиан занимает видное место как автор особой редакции Кормчей, в духе "нестяжательских" доктрин, с устранением церковных уставов Владимира и Ярослава и "градских законов". Он внес в Кормчую толкования знаменитого византийского канониста Вальсамона, проложив тем путь его сочинениям в Россию. Важнейшими темами занятий Вассиана были такие темы, как содержание монастырских сел, владельческие права церквей, сведение епископов с кафедры, прием кающихся еретиков, пасхальные споры, литургика, поведение прихожан в церкви, пострижение рабов. На сегодня известны три редакции Вассиановой Кормчей, причем в две последние содержат все увеличивающееся количество переводов с греческого Максима Грека. Долгое время, но тщетным образом, Василий III просил митрополита Варлаама, нестяжателя по своим убеждениям, помочь ему обманным путем завлечь в Москву последнего новгород-северского князя Василия Шемячича, который без охранной грамоты митрополита решительно отказывался появиться в столице. Варлаам не пошел на сделку с Великим князем и по настоянию Василия III вынужден был покинуть митрополичью кафедру. 27 февраля 1522 г. на его место был поставлен игумен Валаамского монастыря иосифлянин Даниил, ставший послушным исполнителем воли великого князя. По словам австрийского посла, бытописателя С. Герберштейна, «он был человек дюжий и тучный с лицем красным – и что, по-видимому, он был предан более чреву, чем посту и молитвенным бдениям, что когда нужно было являться в народе для служений, он придавал лицу своему бледность посредством окуривания себя серой». Даниил выдал «охранную митрополичью грамоту» Василию Шемячичу, который по въезде в апреле 1523 г. в Москву был схвачен и посажен в тюрьму, где и окончил свои дни. Вся эта история произвела бурю негодования в русском обществе. Вассиан Патрикеев так же осудил поступок великого князя как нарушение честного слова, недостойное христианина. Наступило важное в свое время событие - развод великого князя. Василий обратился за разрешением к духовенству. Даниил, взявши себе за правило ни в чем не противоречить власти, а восхвалять все, что от нее исходит, беспрекословно одобрил желание Василия; но когда великий князь спросил о том же Вассиана, то бывший боярин смело сказал государю: "Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном Писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя". Он доказывал великому князю несообразность его намерения с Евангельскими и Апостольскими правилами. Спор был принципиальным. Сводился он к тому: подлежит ли царь общему христианскому закону? По Даниилу, оказалось, – не подлежит. Бояре, понимая желание великого князя иметь наследника, новый брак Василия Ивановича считали прелюбодейным. Константинопольский патриарх этот брак не благословил. Вассиан Патрикеев и Максим Грек сочли поведение благоволившего к ним тогда князя нехристианским, и впрямую заявили ему об этом. Василий Иванович хотел пойти на попятную, покаялся... Но митрополит упокоил совесть князя, сказав, что берет этот грех на свою душу. Василий был осторожен и не мстил тотчас тем, на кого был недоволен; ему не хотелось, чтобы все видели и понимали, за что он мстит; в таком случае Василий откладывал мщение до возможности придраться к чему-нибудь другому. Максим Грек был обвинен в порче книг и сослан в Волоколамский монастырь, но Вассиан оставался пока в покое. Между тем, после своего второго брака, Василий окончательно стал на сторону "осифлян". Не имея долго детей от второй жены, великий князь беспрестанно ездил по монастырям, давал вклады и жаловал имения. Его расположение к партии "осифлян" еще больше увеличилось, когда беременность Елены приписана была чудотворной силе Пафнутия Боровского, у которого в монастыре Иосиф Волоцкий принял пострижение и где он был некоторое время преемником Пафнутия. Благодаря монашеским молитвам, Василий наконец получил то, чего так долго желал: у него родился сын Иван. Вскоре после того, в 1531 году, Вассиан был предан соборному суду под председательством его заклятого врага митрополита Даниила, одновременно со вторичным судом над Максимом Греком. Представление о судебном процессе дают «судные дела» Вассиана Патрикеева, Исака Собаки и Максима Грека, состоявшиеся при митрополите Данииле. Процессы носили обвинительный характер, судьей и обвинителем выступал митрополит. На процессе присутствовали епископы и архимандриты. Обвиняемым предоставлялись свидетельские показания и делались очные ставки. Весь процесс протоколировался, как и обвинительный приговор. Однако исследователи считают, что до нас дошли не подлинные протоколы судебных процессов, а обработанные литературно-публицистические памятники. Одним из главных обвинений, выдвинутых против Вассиана Патрикеева на суде, было создание им Кормчей. Вассиан расположил в своей Кормчей правила в порядке Указателя XIV титулов, в связи с чем поместил не все каноны, значительно сократил он и дополнительные статьи Кормчей и включил в нее «Собрание некоего старца» - трактат о несоблюдении монахами предписанных им правил о нестяжании. Именно систематизация правил вызвала протест у митрополита Даниила, обвинившего Вассиана в искажении их текста. Злоба врагов его, и в том числе великого князя, не могла выдумать большего наказания, как отдать Вассиана под власть тех, с которыми борьба составляла главную задачу всей его деятельности. Вассиан был заточён в Иосифо-Волоколамский монастырь, где, по словам князя А. М. Курбского, и «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами». P. S. 17 декабря (н.ст.) – «память» свт. Геннадия Новгородского, «первого русского инквизитора» - как часто называют его идейные противники. Личное мнение – очень сожалею, что нет у нас в святцех имени инока Вассиана (Патрикеева) - истинного проповедника Евангелия Христова, нелицемерного обличителя пороков среди «сильных мира сего», заступника всем угнетаемым и неправедно гонимым. Вечная ему память!

Severo: как поступали с еретиками: отцы Второго Вселенского собора извергли из сана 36 македонианских епископов и передали их императору Феодосию Великому, который бил их говяжьими жилами, возил их на верблюдах на торгу, а затем сослал в город Сирийский Емекин, и там они умерли; отцы Четвёртого Вселенского собора осудили еретиков Диоскора и Евтихия, после чего их книги сожгли, а их единомышленников много били говяжьими жилами и палками с сучками, сажали в тюрьмы и отбирали у них по десять гривен золота; Пятый Вселенский собор вместе с царем Иустинианом, после осуждения еретиков (последователей Оригена), решил наказать их гражданскими законами и предать казням: им отрезали носы, уши, языки и руки, и в таком виде водили по торгу, а затем отправили их в пожизненное заключение; после осуждения иконоборцев Седьмым Вселенским собором царица Феодора сотворила «лепое отмщение» (красивое отмщение): велела нанести 200 ударов говяжьими жилами иконоборцу патриарху Иоанну, ослепила его и сослала в «лютейшая места». В документах собора сказано, что у Константина Арменопула можно найти и другие подобные истории, поэтому еретиков и раскольников надо предавать гражданским законам и разным казням.

Людмила: Severo, можно ссылку?

Людмила: Я уверена, что здесь подлог: прп. Феодор Судит писал, что нет никаких церковных канонов, которые бы оправдывали казни еретиков.

Людмила: К продолжению темы - начало 17-го века: Смещение деятельных, духовных и крепкожительных, строгих к себе и братии настоятелей и замена их аморфными Антониями Жаренами — общий поток русской церковной жизни этого периода, стремительно мчащейся к трагедии Раскола. Деятельность таких, как Капитон или Сергий Булычев, выбивалась из уютного мирка удобной и послушной миру Церкви, вызывая смутное подозрение, а то и неприкрытую ненависть многих — от посадских даниловских челобитчиков до церковных властей. Как в этой связи не вспомнить «Житие протопопа Аввакума»? Сколько раз его побивали, да и вовсе хотели убить, еще будучи ему в служении, в частности, в Юрьевце? При этом люди с обостренным духовным чутьем ясно сознавали общий вектор развития церковной жизни и общества в целом и провидели стремительно грядущую катастрофу. Для некоторых, видимо, сознание этого было непосильной ношей, а у иных же, наоборот, вырабатывало адамантову крепость в вере и готовность к любым испытаниям, передающуюся даже окружающим. К числу таких и относился старец Капитон. Это был выдающийся человек, обладавший тонким чувством времени, воспринимаемым многими как пророческий дар. Еще до Раскола Капитон предвидел грядущее социальное разложение, распад, оскудение веры. А, точнее сказать, он просто умел увидеть эти процессы в настоящем и понимал по Писанию, к чему они должны неизбежно привести. Собственно, он готовился к этому времени и готовил к нему своих учеников. Большое, мягко сказать, недоразумение вызывает оценка личности Капитона современными, даже весьма уважаемыми, людьми от науки, построенная на доверчивом использовании известного набора противостарообрядческих сочинений XVII–XVIII вв., единственной задачей которых являлось вылить как можно больше словестных помоев на староверцев. Если всерьез рассматривать как источник по истории Староверья опусы Игнатия Римского-Корсакова или Шушерина, то почему бы не ссылаться историкам на «Деяние на Мартина Армянина», а литургистам — на «Феогностов Требник»? И, уж точно, в источниках отмечено, что преображенские федосеевцы в 1812 г. поднесли Наполеону блюдо золотых червонцев и быка с золотыми рогами, а незаконорожденных младенцев массово топили в Хапиловском пруду. Ну а череда гарей XVII–XVIII столетий вызвана распространением странниками хлебцев, испеченных с золой сожженных специально для этого поморскими расколоучителями новорожденных младенцев — утверждает глава «О делех раскольнических» известного сочинения «Розыск о раскольнической брынской ве-ре». Сомневаюсь, что кто-то из уважающих себя ученых сегодня станет всерьез утверждать такое, даже со ссылками на авторитетные источники прошлого. Так почему можно утверждать подобные же нелепицы про старца Капитона?.. подробнее: http://ruvera.ru/articles/tropoiy_kapitona



полная версия страницы