Форум » Полемики » "Ревность по вере" или "святая" инквизиция? » Ответить

"Ревность по вере" или "святая" инквизиция?

Людмила: На борьбу с ересью жидовствующих первым выступил блаженный Геннадий. Он явился для еретиков «яко меч обоюдоостр, посекая студеяние их и яко пла¬мень пожигая плевелы нечестивого замышления их и стадо от таковы прелести свобождая... Проникнутые твердым убеждением послания архиепископа Геннадия произ¬вели на епископов свое действие: они потребовали на еретиков Собора, который под председательством митрополита Зосимы и состоялся 17 октября 1490 года. Хотя святитель Геннадий требовал осуждения всех вообще еретиков, но великий князь, вероятно под влиянием митрополита и Курицына, приказал кончить дело только о новгородских еретиках, о которых ранее были розыски святителя Геннадия. Впрочем, к ним были присоединены еще два человека: священник Архангельского собора Дионисий и чернец Захар. Позванные на Собор еретики упорно запирались в своих ересях «и быша, по словам летописи, яко во исступ¬лении ума». Не добившись их собственного признания, Собор осудил еретиков на основании розысков блаженного Геннадия и свидетельств против них неко¬торых жителей Москвы: еретики были отлучены от Церкви и преданы прокля¬тию, а потом гражданской казни, состоявшей в заточении для одних и в иных, более легких, наказаниях для других, менее виновных. Этих последних возвра¬тили в Новгород. Святитель распорядился встретить их за 40 верст от города, посадить верхом на лошадей, лицом к хвостам, одежду перевернуть передом назад. На головы еретиков он приказал одеть берестяные остроконечные шлемы с мочальными гребнями и с ободами, свитыми из соломы и сена; к шлемам были пришиты ярлыки с надписью: «Се есть сатанино воинство». В таком виде еретиков водили по городу, причем православные приглашались плевать на них со словами: «Се врази Божии и христианстии хульницы». В заключение шлемы были сожжены на головах еретиков. http://www.saints.ru/g/17-Gennadii-Novgorodskii-blazhennyi.html Эту казнь Новгородский ревнитель устроил по образцу аутодафе папской инквизиции в Испании, о чем сам он писал: «Вон Фряги, смотри, крепость какую держат по своей вере, сказывал мне цезарский посол про Шпанского короля, как он свою землю-то очистил». Однако в отличие от инквизиции святой Геннадий велел сжечь не самих еретиков, а только их берестяные колпаки. Сия сотвори добрый пастырь, хотя устрашити нечестивыя и безбожныя еретики, – говорит преподобный Иосиф Волоцкий. http://textarchive.ru/c-2198210-p19.html

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

САП: Людмила пишет: первоисточник не православные историки, но римские инквизиторы Такие списки гуляют по инету и историки их не оспаривают. Вот из Синтагмы А 2: Гражданские законы И различными царскими законами еретикам не дозволено получать по наследству не только принадлежащего епископам или клирикам, но и мирянам-христианам, хотя бы они были и дети этих последних; а дети еретиков, сделавшиеся (православными) христианами, - принуждают своих родителей, чтобы кормили их и одевали, и давали им приданое по мере своего состояния. Кто не прославляет Святую Троицу во едином Божестве равносильную, тот не называется христианином, но безумен, и еретик, и безчестен, и подвергается наказанию. И тот еретик и подлежит законам на еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры; а мы определяем, чтобы еретики не проходили никакой воинской, или какой бы то ни было общественной должности, ни были сановниками, ни учили их, ни творили рукоположений, ни совершали церковных процессий; а еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Таин от священников в святой Церкви Божией. Манихеи и донатисты (не только) не должны иметь преимуществ, принадлежащих православным, но и должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию, равным образом и аполлинаристы, и те, которые не покоряются святым четырем Соборам, и те, которые дерзают или говорить что-либо, или учить против святаго IV Собора. Манихей, если бы оказалось, что он проживает в римской стране, должен быть обезглавлен. Монтанисты преимущественно не должны иметь внутри Константинополя ни одного из называемых у них патриархов, или клириков; также должно быть возбранено им и упражняться в воинском искусстве внутри этого города, или устроять общественные трапезы, или покупать раба. Еретик не должен свидетельствовать против православного. И еретические жены должны быть лишаемы преимуществ даваемых православным женам: ибо относительно удовлетворения своим приданым и предбрачными дарами они не должны быть предпочитаемы прежним заимодавцам мужа, как православные жены, ибо говорит: поелику они сами себя устраняют от даров Божиих и отчуждают от пречистого общения с Кафолическою Церковию, то справедливо и их сделать чуждыми прав и преимуществ, дарованных нами благочестивым женам, ибо мы поставлены от Бога благочестивыми благодетелями и законодателями для благочестивых, а не для тех, кои ни во что ставят здравую веру: с таковыми у нас нет ничего общего. А предавать еретиков законным погребениям позволяем.

САП: Алексей Рябцев пишет: Я спросил про Вашу моральную оценку. На мой вкус, в христианском государстве, достаточно изгнания для одиозных, а безвредных ограничить в правах.

САП: Строгие законы то в Новом Риме против еретиков были, но видимо и как в бывшем Третьем Риме компенсировались необязательностью исполнения. К примеру, Августин в юности был манихеем и ни кто их не трогал. Только его мать по нему плакала и отказывалась есть вместе.


Алексей Рябцев: САП пишет: На мой вкус, в христианском государстве, достаточно изгнания для одиозных, а безвредных ограничить в правах. А Вы считаете, что "христианское государство" возможно в принципе?

Людмила: Сап, кто такой Дмитрий Шибанов, у которого взяли свою первую ссылку? Еретик, католик, атеист, жидовствующий, родновер, а, может, просто сатанист? И такие есть теперь и распространяют подобные вещи, чтобы очернить Христианство в целом. Даже у Иосифа Волоцкого в Просветителе нет такого рода ссылки. Будь это подлинник, он обязательно бы знал и привел в пример. Сап, по инету что только не "гуляет": на каждый роток не накинешь платок. Евреи, например, пишут, что христиане грабили их имущество, издевались над женщинами и детьми и пр. Язычники так же говорили, что христиане убивают младенцев и едят их - будем преподавать историю христианства с точки зрения лютых его врагов? В какой "реалии" вы живете? Время, по вашему, может изменить или отменить Закон Божий? Ставить любовь и ненависть в равное положение, как говорит Просветитель, но не говорит ни Св. Писание, ни кто либо из св. отцов. И здесь как раз - прямая дорога к ереси: отмена первой христианской заповеди. Такая же ваша ссылка приводится в пример в группе "критического взгляда на Библию": кто эти ребята - вопрос, но явно, что не из "традиционной конфессии": https://ok.ru/kritiches/topic/67325716190535

Людмила: Сап, в гражданских законах ничего не говорится о том, чтобы сжигать берестяные шлемы на головах у еретиков, но как раз по "вашей реалии" - "экономические рычаги". Инквизиция - жуткая ересь, совершенно противная христианству. Родилась она у католиков, а в католичество, в свою очередь, проникали настоящие "жидовствующие" - ученики масонов, вольных каменщиков, которые с самого начала обосновались в Италии, пытались внедриться в церковь и делать там свои пакости. От них же образовались и многие ереси в христианстве, например, иконоборчество, о чем прямо свидетельствует церковное предание.

САП: Людмила у меня нет охоты проверять все ссылки достаточно Синтагмы. Уж она в свободном доступе. Алексей Рябцев ну да. В Апокалипсесе писано, что цари земные со своими народами войдут в Небесный Иеросалим. Эти цари были главами христианских государств.

Людмила: Сап, но ведь надо же отличать достоверную информацию от таких страшных подлогов!! Еще давайте по исследованиям советских атеистов (воинствующих безбожников) изучать историю Церкви. Я вас про Синтагму как раз и не спрашивала. Первая ссылка у вас от родноверов или кого-то в этом роде (группа "критического подхода к Библии"). Какую вы видите практическую пользу в еще в одном из основных положений учения "стяжателей" о пользе монастырского землевладения, с селами и крепостными крестьянами для монастырей? Вы считаете, что это правильно и соответствует древним иноческим уставам? Или здесь дурной пример еретической Европы?

САП: Когда закрепостили крестьян, превратив в рабов и лишив всех прав? Не при Петре ли? А земли монастырям дарили, и за помин душ давали. Обкладывали желавших работать на этих землях очень небольшим налогом, потому крестьяне сами переходили на монастырские земли, а владельцы земель с которых они ушли беднели. Собственно это и есть экономическая причина поддержки нестяжателей, запретить монастырские владения с тем, чтобы крестьяне работали на государя и его людей. Осуществить это удалось Петру I.

САП: Кстати, таже история с иконоборцами. Центры почитания святынь были в монастырях. Монахи не платили налогов и не служили в армии, монахини не рожали детей (будущих налогоплательщиков, солдат и их жён). В тот период по прикидкам историков в Римской Империи было до 100000 монахов. Разгром монастырей и был основной целью властей.

Людмила: Сап, но ведь известны и крупные конфликты, которые имели место между крестьянами и монастырскими землевладельцами (например, конфликт между Троицким монастырем и черносошными крестьянами) в 1503 году. "Очень небольшой налог" - это как еще понимать. В древних монастырях такого никогда не наблюдалось. Я уже приводили в пример слово 14-е из "Златоуста", прямо порицающее монастырское землевладение. Следуя примеру католической Европы, и на Руси игумены стали превращаться в удельных феодалов, со всеми печально вытекающими отсюда последствиями для духовной жизни. Г. Федотов называет конец 15-го века "концом Святой Руси" и началом будущего великого раскола. Так всегда бывает, когда в церкви материальное начинает брать верх над духовным и социальные проекты вытесняют заботы о спасении души. Особенно противно это иноческому чину.

Феодосия: Людмила

Феодосия: Сегодня праздник у ребят: Сегодня будут казни! И с воплем грешники горят, Горят с утра на Клязьме. И далее по всей Руси после Раскола... А что, преп.Иосиф со свят.Игнатием сие оправдали и благословили! Тогда жгли жидовствующих, а потом уже и своих братьев по вере, в одночасье вдруг ставших еретиками. Да, эффект бумеранга никто не отменял.

САП: Церковь была вторым землевладельцем после великого князя. Понятно, что она могла давать землю в наём по меньшей ставке чем более мелки владельцы, чем и привлекала к себе арендаторов. Те кто влезал в долги холопился, что понятно. Церковь землю ни у кого не отнимала, её дарили богатые жертвователи, чтоб за них молились. С какой стати отказываться от милостыни, если её владелец распорядился так? Реформаторы же пытались отнять церковное имущество, идейным обоснованием этого были ереси. Их дело завершил Петр I. Вот и думайте с кем вы, с реформаторами или с традиционалистами.

Людмила: Феодосия, много читала по теме и это не мои мысли: Историю Русского раскола сравнивают с падением западной церкви. Ведь и у них тоже был свой "переходный период" - еще в 9-ом веке появились споры о Символе веры, и только в 1054 оду был уже окончательно закреплен еретический вариант. И чем теперь закончилось: все их папы - истинные жидовствующие и магистры масонских лож, не смотря на костры средневековой инквизиции, которую теперь пытаются представить черным пятном на христианстве те же исконные его враги, пособники всякой ереси. Обратить внимание - кто сопротивлялся реформе, проклявшей Русскую Православную Церковь Святой Руси? В основном, белые попы и миряне: все крупные монастыри, за исключением Соловецкого, принявшие иосифлянство, молчат и верят, "как велит начальство". Т. е. монахи, вместо твердых духом подвижников прежних времен, становятся как бы бесправными рабами, которые разучились думать и могут делать только то, что прикажет игумен. Византия, где жили святые нестяжатели - пример совершенно противоположный, когда обострялась борьба с ересями, как раз монахи, как свободные от родственных связей и житейских попечений, первые вступали в борьбу, подавая пример для всей церкви верных. Упрекают старообрядцев - почему вы остались без епископов? Потому что, все епископы к тому времени были людьми знатного рода (ради них и оправдывал сам Иосиф наличие в монастырской собственности сел с крестьянами), было всего 16 епископов, но они оказались людьми нетвердыми и боязливыми, кроме св. Павла Коломенского. Как оранжерейные цветы - красивые на вид, но слабые по жизни: дунул ветер, сразу поникли. Вскоре Господь наказал всех иосифлян-монахов при Петре и Екатерине: пришлось им работать самим на себя. В древних монастырях монахи сами для себя работали, сколько было надо для жизни, и требовали очень немного, и были воистину как ангелы на земле. И на Руси сначала было так же: вспомнить труды прп. Сергия, прп. Феодосия Печерского и пр. русских св. чудотворцев. А как появились села с крестьянами, проблемы, заботы, роскошная церковная утварь и обеды для именитых гостей - стали уже вместо чудотворцев пьяницами и тунеядцами: так легко (кроме Соловков) перешли все иосифлянские монастыри в новую церковь, что даже удивительно.

Георгий Лоскутов: САП пишет: Церковь землю ни у кого не отнимала, её дарили богатые жертвователи, чтоб за них молились. С какой стати отказываться от милостыни, если её владелец распорядился так? Точно с таким же успехом можно презентовать монастырям кокаин и проституток. От чистого сердца.

Феодосия: Георгий , неожиданно...

Людмила: Сап, почитайте слово 92-е в "Златоусте" - там поучение на неделю 14-ю по памяти всех святых и говорится как раз о том, о чем вы спрашиваете. "Аще кто даст село монастыреви за душу, на пагубу души есть, и приемлющим несть спасения".

Людмила: Сап, я с прп. Нилом Сорским (надеюсь).

САП: Людмила пишет: на Руси сначала было так же: вспомнить труды прп. Сергия Уже при его преемнике: при игумене Никоне (1399–1428 гг.). Монастырь приступил к широкой скупке пустошей, деревень и сел, получал на них различного РоДа льготы от великого князя и удельных князей. Ряд земельных падений поступил в виде вкладов «на помин души». Троицкий монастырь естественным образом являлся молитвенным местом для населения большой округи, включавшей как сам Радонеж, так и соседние Переяславские и Дмитровские волости, так что поток «милостыни» не оскудевал. С 1410 г., после смерти Владимира Андреевича Храброго, Радонеж становится столицей удельного княжества его сына князя Андрея Владимировича (1410–1426 гг.). Новый патрон предоставил Сергиевой обители щедрые податные льготы, а под конец жизни завещал три села, расположенные в непосредственной от нее близости. Примеру князя следовало его окружение: так, радонежский боярин В. Б. Копнин сделал Троицкому монастырю значительные вклады, а впоследствии постригся и сам. Благоволило к монастырю и столичное боярство в лице И. Д. Всеволожского (дочь которого была замужем за князем Андреем Владимировичем) и А. Ф. Кошкина. Значительную прослойку в монастыре составили представители богатых купеческих фамилий: Антоновы, Ермолины, Сурмины. Поддержка купечества сыграла свою роль в материальном обеспечении обители.

САП: Людмила пишет: с прп. Нилом Сорским Его скит был под управлением "стяжательного" Кирилло-Белозерского монастыря.

Георгий Лоскутов: Людмила пишет: Сап, почитайте слово 92-е в "Златоусте" - там поучение на неделю 14-ю по памяти всех святых и говорится как раз о том, о чем вы спрашиваете. "Аще кто даст село монастыреви за душу, на пагубу души есть, и приемлющим несть спасения". Вот за что я Вас ценю - за утонченность и эрудицию :-) Не то, что я, простой пацан ...

САП: Людмила пишет: почитайте слово 92-е в "Златоусте" - там поучение на неделю 14-ю по памяти всех святых и говорится как раз о том, о чем вы спрашиваете. Вижу: http://slovo.sobornik.ru/text/zlatoust/zlatoust/zlatoust092.htm Там осуждается этот дар, потому как он ради кичения соделан и то, что жертвователь не сам молился за себя, а монахов даром нанял в ходатаев за свою душу.

Людмила: Сап, то же самое можно сказать и про всех других жертвователей. Прп. Нил Сорский был нестяжателем и вел полемику со стяжателями. Никонияне пытаются замять эту тему, потому что любят жить на широкую ногу: в инете история преподается в основном с их позиций (как и вы пытались сделать прп. Нила соавтором "Просветителя", следуя новейшим никониянским источникам). Все подвижники и чудотворцы были нестяжателями. Католики-стяжатели дали своим монастырям совсем другое направление и на Руси последовали их примеру. Результат: умножение соблазнов, умаление подвижничества. Хорошо ли было приобретать села с крестьянами Троицкому монастырю? Зачем? Чтобы устраивать суды и тяжбы из-за спорной земли? Это все очень и очень ослабило монашество: богатый Троицкий монастырь, например, не выступил против Никона, хотя имел для этого не меньше возможности, чем Соловки.

Алексей Рябцев: САП пишет: Алексей Рябцев ну да. В Апокалипсесе писано, что цари земные со своими народами войдут в Небесный Иеросалим. Эти цари были главами христианских государств. Вы уж слишком вольно толкуете Откровение! Там написано (синодальный перевод): 24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26 И принесут в него славу и честь народов. 27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Во-первых всё это будет ПОСЛЕ Второго Пришествия! К сути нашего разговора это никак не относится! К тому же то, что "цари земные принесут в него славу и честь свою", означает, что все государства будут ликвидированы, поскольку их честь и слава перейдут в Небесный Иерусалим. Так что не прошло Ваше обоснование возможности существования "христианского государства". Никак не прошло!

САП: Людмила пишет: богатый Троицкий монастырь, например, не выступил против Никона, хотя имел для этого не меньше возможности, чем Соловки. Соловки был самым богатым монастырем Московии: к началу XVII века все побережье Белого моря от Кольского полуострова до реки Онеги превратилось в соловецкую вотчину. Именно там монастырь развивал свою многостороннюю хозяйственную деятельность, и соловецкие старцы приобретали бесценный опыт по управлению вотчинами благодаря образцово налаженной системе монастырского хозяйства с его многочисленными промыслами, усольями и торговыми дворами в крупных русских городах. Сложная система хозяйствования в монастыре требовала от монастырских старцев организованности, инициативы и сметливости. Их опыт решил использовать царь Федор Иоаннович и его ближайший советник, фактический правитель России боярин Борис Годунов, которые стремились контролировать хозяйство богатейшего из русских монастырей – Троице-Сергиевой лавры. Это побудило их прислать в Троицкую обитель пострижеников Соловецкого монастыря, которые не были связаны духовными обетами с Лаврой. Начиная с 90-х гг. XVI столетия, на протяжении полувека соловецкие старцы назначались на главные административно-хозяйственные должности в Сергиев монастырь. В 1593 году Федор Иоаннович прислал в Троицу сразу десять соловецких старцев, причем двоих он назначил на должности келаря и казначея Лавры.

Людмила: Сап, вам для размышления (пророчество прп. Антония Великого о духовном падении иночества): 26."В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет монашество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями, и с таким жаром ревнующих в преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: Отче! долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все это множество монахов? Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самих мирян, от которых монахи отличаться ничем другим не будут, как одеянием и наглавником; и не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя "уединенниками". При этом они будут величаться, говоря: "я Павлов, я Аполлосов", как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как Иудеи - отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании. ("Добротолюбие", т. 1).

САП: Алексей Рябцев пишет: Так что не прошло Ваше обоснование возможности существования "христианского государства". Вошедшие в Небесный Иеросалим по Апокалипсису: цари есть, народы есть. А христианских царств в которых царили эти цари и жили эти народы нет?

САП: Людмила пишет: вам для размышления Ой, ну, читал я все это, с 18-ти лет занимаюсь христианством...

Алексей Рябцев: САП пишет: А христианских царств в которых царили эти цари и жили эти народы нет? Именно так! Ни царей, ни разных народов! А один народ без всяких царей.

Людмила: Сап, один-единственный пример - исключение, которому больше никто не последовал. В этом - духовное падение Иосифлян, ставших никониянами. В Византии, где жили многочисленные аскеты-подвижники, монашество всегда являлось твердым оплотом Православия, здесь - монастыри стали тюрьмами для православных и монахи-никонияне издевались над ними. Почему? Не было духовной силы, "одолела плоть душу", прилепившуюся к земным благам. Подумать только - семейные женщины с грудными детьми на руках идут в леса, в изгнание, даже на костры, за чистоту своей веры. А никонияне-монахи становятся надзирателями над православными. И это - практические плоды иосифлянства. Если бы все монашество встало бы на борьбу, подобно Соловкам, то, может быть, никониянство и не восторжествовало бы. Были, конечно, и истинные иноки-подвижники, но они жили по скитам, в нищете, скрываясь от гонителей, подобно примеру древних святых.

Людмила: Сап, одно дело - читать, другое - размышлять над прочитанным.

Нина: Людмила иосифлянство и инквизиторские разборки - это характерные особенности последнего столетия в дораскольной русской церкви, никто не каялся за него в староверии и после раскола, так что, причем здесь никониане, что вы на них всех собак вешаете за иосифлянство?)))победила бы тогда партия староверов, не меньше бы крови никониан пролили, если бы они триперстие стали вдруг отстаивать... и такие кровавые разборки православных с еретиками- далеко не редкость: например, в той же православной Византии, где тысячами уничтожали иконоборцев после победы иконопочитателей, а как православные христиане убивали павликиан, уничтожая под чистую целые города и селения, не щадя женщин и младенцев, и иных примеров масса....так что христианство часто понимали далеко не так, как учил Христос

Людмила: Нина, вы христианка? По каким источникам такое пишете про "уничтожение целых селений с женщинами и детьми"? По школьным учебникам советского времени или вы из той же самой группы "критического подхода к Библии"? (См. ссылку выше). Без лишних слов, приведите источник.

Людмила: Нина, вы пишите, что старообрядцы стали бы так же сжигать за троеперстие никониян, если бы победили. Почему же тогда Стоглав не принял такие меры, а только наложил анафему: "аще кто не крестится двумя перстами, якоже Христос, да будет проклят" (но: не сожжен)? Могли бы и костры палить (при Иване Грозном и по недавней памяти), но ведь не стали. Нина, пусть вам будет известно, что старообрядцы Никоновых времен - святые подвижники веры, подобные первомученикам и всегда готовые отдать жизнь за чистоту своей веры, даже женщины и дети. А никонияне - униаты с римокатоликами, кто по слабости, кто - и по убеждению, кто - ради карьеры. Не ставьте "на одну доску" св. мучеников с отступниками и еретиками!

Георгий Лоскутов: «Иосиф Санин в VII слове «Просветителя» выступает как теоретик сильной воинствующей церкви ... В этом отношении он, пожалуй, явился далеким предшественником патриарха Никона. … Параллели между ними можно было бы умножить. Патриарх Никон, например, также известен как защитник неприкосновенности церковного землевладения. Оба вели непримиримую борьбу с «еретиками» и со своими идеологическими противниками. Оба являются фигурами, характерными для Европы эпохи контрреформации. … Временный союз представителей воинствующей церкви с великокняжеской, а потом царской властью не являлся специфическим явлением истории России XVI столетия. Он был характерным порождением эпохи абсолютизма в Западной Европе и в славянских странах (в частности, в Польше) XV и XVI вв. Дальновидные церковные деятели этих стран для борьбы с реформационными течениями пытались найти опору в сильном монархе, которого они поддерживали, в свою очередь получая санкции на суровую расправу с еретиками». (Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. М. 1977 С.238, 250)

Severo: Так известно, что Никон был прямым потомком по духу иосифлян. В принципе это и было победившее мировозрение к тому времени. Я в юности начитался про дела над Васианом Патрикеевым и учеников Иосифа и мне как-то не по себе стало тогда.

САП: Георгий Лоскутов пишет: Оба являются фигурами, характерными для Европы эпохи контрреформации. … Временный союз представителей воинствующей церкви с великокняжеской, а потом царской властью не являлся специфическим явлением истории России XVI столетия. Он был характерным порождением эпохи абсолютизма в Западной Европе и в славянских странах (в частности, в Польше) XV и XVI вв. Дальновидные церковные деятели этих стран для борьбы с реформационными течениями Ага, Никон - контрреформатор!

САП: Людмила пишет: старообрядцы стали бы так же сжигать за троеперстие никониян, если бы победили. как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья-пророк, всех перепластал в один день.(Протопоп Аввакум). Бояре перепугались, но Иоаким наотрез отказался без царей идти к народу. Это был момент смертельной опасности для официальной Церкви и, возможно, для всех "верхов". Медведев справедливо указывает, что, уклонись тогда Иоаким от "прения" с вождями староверов, и "не только святейший патриарх с властями в тот день от свирепого народа были побиты, но и все бы священного чина были смерти преданы". http://krotov.info/history/17/1/bogdanov_09.htm

САП: Людмила пишет: Обратить внимание - кто сопротивлялся реформе, проклявшей Русскую Православную Церковь Святой Руси? В основном, белые попы и миряне: все крупные монастыри, за исключением Соловецкого, принявшие иосифлянство, молчат и верят, "как велит начальство". Т. е. монахи, вместо твердых духом подвижников прежних времен, становятся как бы бесправными рабами, которые разучились думать и могут делать только то, что прикажет игумен. Византия, где жили святые нестяжатели - пример совершенно противоположный, когда обострялась борьба с ересями, как раз монахи, как свободные от родственных связей и житейских попечений, первые вступали в борьбу, подавая пример для всей церкви верных. Ни одно другое событие не способствовало в такой мере распространению раскола, как этот монашеский бунт – чрезвычайно своеобразная страница в церковной истории русского народа. Монашество, которое в течение многих веков было верным помощником Церкви и государства, играло главную роль в формировании старомосковской культуры и мировоззрения и вообще являлось главной действующей силой в церковной жизни, – это монашество вдруг открыто выступило и против церковной иерархии, и против государственной власти. Нельзя забывать, что монастырская братия, какой бы она ни была, всегда имела огромный религиозный авторитет в глазах народа и древнерусский монастырь все еще оставался средоточием народной религиозности и благочестия. Оппозиционные настроения, проявлявшиеся более или менее заметно во многих монастырях, прорвались наконец с огромной силой в возмущении соловецкой братии, которое оказалось решающим для будущей истории монастырей. Этот бунт доказал, что монашество в целом против реформ Никона, и хотя позже монастыри и монахи приняли «никонианские новшества», это было не выражением внутреннего религиозного согласия с реформами Никона и продолжением его дела, а внешним подчинением; принятие реформ означало капитуляцию скорее перед силой государства, чем перед авторитетом Церкви. Внешнее вынужденное подчинение монашества имело важные последствия для его будущей роли в церковной жизни России. Корни нового типа отношений между монашеством и государством, монашеством и Церковью, по нашему мнению, надо искать не только в реформах Петра Великого, отодвинувшего монастыри на задний план церковной жизни, но и в ранней истории раскола. https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/russkoe-monashestvo/12 Вся статья посвящена участию монашества в борьбе с никоновой реформой.



полная версия страницы