Форум » Полемики » Адельфопоэзис » Ответить

Адельфопоэзис

Severo: Адельфопоэзис (ἀδελφοποίησις, от. греч. ἀδελφός — брат и ποιέω — делаю, творю) — буквально «братотворение» — обряд, исторически совершавшийся в некоторых христианских традициях для объединения двух людей одного пола (обычно мужчин) в благословлённый церковью дружественный союз. Схожие ритуалы побратимства практиковались и другими культурами, в том числе американскими индейцами, жителями древнего Китая, а также германскими и скандинавскими народами. По свидетельствам византийских рукописей IX—XV в.в. молитвенные тексты провозглашали участников обряда «духовными братьями» и содержали упоминания пар, причисленных к лику святых, среди которых наиболее почитаемые святые Сергий и Вакх, прославленные своей дружбой[1]. В конце XX века исчезнувшая христианская традиция получила известность, оказавшись в центре полемики среди сторонников и оппонентов светской и религиозной легализации гомосексуальных отношений на Западе. До 1650 года в православной церкви существовал институт так называемого "адельфопоэзиса" ( ἀδελφοποίησις), буквально - «братотворения», сам ритуал которых весьма напоминал венчание. Главным образом адельфопоэзис был распространен в православном христианстве, в Греции, в славянских землях: в Киевской и Московской Руси. Данный обряд давал право наследовать имущество партнера и использовался для оформления своих отношений перед Богом. Обряд братотворения внешне очень сходен с совершением таинства брака — и то, и другое происходило в церкви перед алтарём. Желающие оба мужчины вступить в союз ставились перед аналоем, на котором лежали крест и Евангелие. В руки им давались свечи, священник соединял их руки, читались молитвы, Священное Писание. Священник водил их вокруг аналоя с пением церковных песен, причащал Преждеосвящёнными Дарами. Мужчины, желающие стать братьями или вступить в брак, обменивались поцелуями, целовали священника и шли на трапезу (агапу). Церковный чин братотворения имел такое же значение как и таинство брака, в частности, лица, вступившие в духовное братство при посредстве церкви, считались состоящими в близком родстве, служившем препятствием к браку между их родственниками и предоставлявшем право наследовать без завещания. Кстати, это же следовало и из 53-го правила Трулльского собора (691-692 г.), по которому духовное родство приравнивалось к кровному, «...ибо сродство по духу важнее союза по телу...».

Ответов - 5

andrej280964: Severo пишет: обряд, исторически совершавшийся в некоторых христианских традициях для объединения двух людей одного пола (обычно мужчин) в благословлённый церковью дружественный союз. если есть полное служение Христу,то необходима помощь единомышленника,ибо одному силы лукавого не одолеть,а где двое во имя Христа,там нет места иной силе...,надеюсь смысл обряда в этом.

Алексей Рябцев: Я первый раз слышу об этом "обряде". Могу только высказать некоторые общие соображения. Несомненно эта тема поднята сторонниками "однополых браков", и потому обращаться с ней нужно с сугубой осторожностью. Обсуждать обряды древних воинских инициаций (например, побратимства через смешивание крови путем специальных надрезов) нужно на других форумах (исторических, языческих и т.д.). Был ли такой обряд в средневековой (а не в древней!) Церкви? Весьма возможно, что и был. Дело в том, что после огосударствления христианства на церковь были возложены и обязанности ЗАГСов. А это значит, что все вопросы учета степеней родства решались в церкви. То есть церковные служащие вели записи, кто кого родил (усыновил, удочерил), кто на ком женился (вышел замуж), кто помер, а кто жив. В соответствии с этими записями осуществлялось и право наследования. Право наследования братьев (сестер) отличается от права наследования детей (родителей). В разных системах законодательства у них разная очередность и доля в наследстве. Весьма возможно, что кто-то таким образом (через "братотворение") упорядочивал имущественные отношения в семье и роде. Но это можно только предполагать. Точный контекст соответствующей исторической эпохи мы всё равно восстановить не сможем. Если мои предположения верны, то такие правовые записи обязательно сопровождались соответствующим церковным "обрядом". Церковь все (даже самые "приземленные") деяния сопровождает "освящающим чином".

Алексей Рябцев: Можно также увидеть здесь и проявление политической целесообразности. Например, какой-либо монарх (царь, король и т.д.) не имеет наследника, но находится во вполне детородном возрасте. Для стабилизации политической ситуации он вполне может завести себе "брата". Если у монарха когда-нибудь всё-таки родится ребенок, то право наследования перейдет к нему, если не родится - то к "брату".


andrej280964: да уж..,язычество всегда на высоте..

Евгений Иванов: Побратимство - это побратимство. Брат и сестра не живут друг с другом. А проблем, на самом деле нет. В Церкви далеко не всяки брак из ЗАГСа признают. А тут однополых венчать. Непонятно как-то. С иудейкой, буддисткой ни ни, а с Ваней, пожалуйста. Светская жизнь и жизнь церковная не должны пересекаться. Не надо попам наседать на законы светские, ровно как и ублажать всех реформаторов.



полная версия страницы