Форум » Полемики » Является ли двуперстие апостольским преданием? » Ответить

Является ли двуперстие апостольским преданием?

SPECTATOR: Ссылки на более ранние темы: click here Работа С. И. Быстрова "Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности" click here Капподокия.

Ответов - 507, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Иерей Вадимъ: Братие! Икона - не фотография, а окно в духовный мир. Наша иконопись переросла из античной реалистичности, натурализма изображения в более возвышенную, одухотворенную форму. Многие детали икон совершенно нереалистично изображеются. Известна всем "обратная перспектива" как принцип построения иконописного изображения.Есть и множество других приемов иконописной стилизации. Икорнописец НАМЕРЕННО "искажает" изображаемые формы по сравнению с нашим обыденным восприятием. Это мнимое "искажение" используется именно для того, чтобы подчеркнуть потусторонность, неотмирность изображаемого. Поэтому искать на иконе фотографически точные изображения может лишь человек, мало знакомый с принципами иконописи. Посмотрите знаменитую икону Пресвятой Троицы, написанную прп.Андреем Рублевым.Обратите внимание на "палатку" в левом верхнем углу. Красная черепичная крыша изображена так, будто она обращена черепицей вниз, а не вверх. То есть это - заведомо нереальное изображение, и древние иконописцы пользовались подобными приемами. Очень часто икона изображает Христа или святого как бы в движении . На некоторых крупного размера иконах лик обращен немного вправо, а нос - немного влево. Или правый глаз смотрит в сторону, а левый - прямо на зрителя. Издалека это искажение незаметно, а при рассматривании вблизи, когда глаз просто переходит от одной детали к другой, не охватывая всего лика, - получается эффект поворота головы или взгляда Спаса. Так же и перстосложение на многих иконах писалось "в движении" - рука уже складывается в двуперстие, но пальцы еще не заняли до конца положенные им места. Об этом, ксатати, писано в "Поморских ответах" со ссылкой на объяснения иконопипсцев того времени.Это характерно для многих лучших древнерусских икон. Да и на рублевской "Троице" указательный и средний пальцы центрального Ангела (Христа) не сложены плотно друг с другом. Резюме: икона - не фотография, а стилизованное изображение, и не надо искать скрупулезной точности в изображении двуперстия на всех иконах. Что касается "оттопыренного мизинца" на древних иконах, то очень часто это бывает продуктом "поновлений" конца 17 века, об этом вам и реставраторы музейные скажут. В Кремлевских соборах выставлена икона Николы с картой-схемой участков, датированных разными веками. Самый новый по датировке участок (конец 17 века) - рука с оттопыренным мизинцем.Потому и могут такие иконы встечаться часто в музеях и альбомах.[pre][/pre] Простите Христа ради.

о.Василий: Вот читаю и вспоминаю, как год назад с одним настоятелем часовенных в Орегоне беседу вели о том, как истово персты складать...у них раскол уже из-за того, как истовей двуперстие изобразить...дошли нецые до того, что не почитают иконы с «сомнительным» крестным знамением... SPECTATOR пишет: Является ли двуперстие апостольским преданием? Для староообрядцев однозначно двуперстное крестное знамение является апостольским преданием.

володимipъ: SPECTATOR пишет: Да потому, что тогда никому даже в страшном сне приснится не могло, сто полторы тысячи лет спустя некие умники будут докапываться до каждой мелочи. Как сами привыкли творить крестное знамение и благословлять, так и писали. К тому же писали они, всё-таки, не "образец для перстосложения", а лик Господа нашего Исуса Христа. Конечно,конечно неважно где мизинец и то, что три персты не изображают Троицу(ето не важно),а иконописцы все как на подбор были по-вашему разгильдяи и делали все кое-как,в том числе и крестились и иконы писали.А кто смотрит и пытается понять:обрядоверы и некие умники,которые докапываются до каждой мелочи.В таком случае может и троеперстие тоже мелочь,до которой не надо докапываться .


о.Василий: володимipъ пишет: может и троеперстие тоже мелочь,до которой не надо докапываться . Старообрядцы троеперстие не трогали, пока не появилась хула и гонение на двуперстие...

SPECTATOR: Вова, не надо передёргивать. Иконописцы, наверное, всё-таки знали, что писали. Хоть и не ставили себе целью написать наглядное руководство по сложению перстов. Есть достаточно много икон, современных тем, что с отогнутым мизинцем, где изображено нормальное двоеперстие. Так если одновременно встречаются несколько вариантов перстосложения, о чём это по-твоему говорит? Как ты думаешь?

володимipъ: SPECTATOR пишет: Так если одновременно встречаются несколько вариантов перстосложения, о чём это по-твоему говорит? Как ты думаешь? Я чего-нибудь скажу и сразу пожизненный бан,сразу в екуменисты запишут.Ладно попытаюсь,думаю,если бы не насильственные никоновские реформы греки могли бы вполне мирно сосуществовать с русскими,хотя у них было троеперстие к тому времени или вообще могло случиться,что русские мирно и постепенно перешли бы на троеперстие,могло быть и наоборот:греки на двоеперстие.

SPECTATOR: Иерей Вадимъ пишет: Что касается "оттопыренного мизинца" на древних иконах, то очень часто это бывает продуктом "поновлений" конца 17 века Есть византийские и южнославянские иконы с таким жестом, причём века, например, XI.

имярек2: о.Василий пишет: Старообрядцы троеперстие не трогали, пока не появилась хула и гонение на двуперстие...

SPECTATOR: володимipъ пишет: Ладно попытаюсь,думаю,если бы не насильственные никоновские реформы греки могли бы вполне мирно сосуществовать с русскими,хотя у них было троеперстие к тому времени или вообще могло случиться,что русские мирно и постепенно перешли бы на троеперстие Это точно. Но почему разные жесты на иконах одного времени и, часто, одних и тех же авторов? Может быть они и не были вариантами одного и того же перстосложения, а изначально означали разные вещи? Тебе такая мысль в голову не приходила? Лично я встречал три варианта перстосложения на поздневизантийских иконах Спаса Вседержителя: "классическое" двуперстие, двуперстие с отогнутым мизинцем и "козу" (уж извините, не знаю, как этот вариант назвать). Причём двуперстие с отогнутым мизинцем очень часто встречается на иконах, изображающих святых как учителей, с книгой в руке. Когда они изображены благословляющими - у них всегда нормальное двуперстие. О чём это говорит?

володимipъ: SPECTATOR пишет: Причём двуперстие с отогнутым мизинцем очень часто встречается на иконах, изображающих святых как учителей, с книгой в руке. О чём это говорит? Предположу,что мне пришло в голову :мизинец отогнутый в сторону означает букву Е -евангелие,то есть бдагая весть.

SPECTATOR: володимipъ пишет: Предположу,что мне пришло в голову :мизинец отогнутый в сторону означает букву Е -евангелие,то есть бдагая весть. Ну можно и так сказать. Данный жест, как и "коза", означают учительство. Это т.н. "ораторский жест", превратившийся позднее в "именословное перстосложение", интерпретированное как сочетание букв IСХС. А "классическое" двуперстие всегда означало благословение.

володимipъ: Могу ещё предположить,что два перста скрещенных означать могли букву Х-Христос. У коптов еще встречается Спаситель с единым перстом ,предположу:греческую букву I-Иисус. Ну теперь точно в екуменисты запишут.

володимipъ: SPECTATOR пишет: Данный жест, как и "коза", означают учительство. А с "козой "фото не выставишь.

SPECTATOR: володимipъ пишет: А с "козой "фото не выставишь. Ещё здесь есть.

SPECTATOR: А ежели ты еще посмотришь на мозаичное изображение Христа Искупителя в константинопольском монастыре Хора (ныне Кахрие Джами), или Христа Вседержителя в монастыре Дафни, близ Афин - они почти идентичны, хотя изображение из Дафни древнее - то увидешь там... единоперстие! Но предполагать наличие единоперстия в Византии XII - XIII вв. может, я думаю, только законченный кретин.

Владимир: Иерей Вадимъ,Спаси Христос!Но мне кажется,что Вас не услышали.

Виталий Вараюнь: На электричках я не катался, а просто побродил среди какого-то страшного района. Пришел, думал сейчас тут много всего интересного будет... а толкового один о. Вадим написал. Остальное какая-то демагогия, ей Богу. Бог всем в помощь. Отбываю в Калугу.

Konstantino: Уважаемые собеседники. Тема - Является ли двуперстие апостольским преданием? У Быстрова есть раздел Двоеперстие в христианских памятниках апостольского времени (I век) все остальное относится к позднему времени.

САП: Иконы написанные апостолом Лукой, на которых Спас изображен с двуперстным перстосложением: Образ Смоленской Пресвятой Богородицы Образ Тихвинской Пресвятой Богородицы Солид императора Юстиниана II. Византия. VII век Наиболее достоверны литье и резьба по камню и кости, их в отличии от икон, фресок и мозаики не подновляли. Более раннее и очень важное свидетельство об употребления греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX и в начале X века. Желая примирить монофизитов с православными или мелхитами, как обыкновенно сирийцы-несториане называют православных, — и с несторианами, он говорит: «в согласии веры между несторианами, мелхитами и яковитами, что они несогласны между собою в изображении креста, что конечно неважно. Именно, они знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Яковиты, осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют в единого Христа — привел искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (мелхитами сирийцы называли православных), изображая крест в знамении двумя перстами — справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте божество и человечество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение прогнаны с левой». Кроме Илии Гевери уже давно были известны еще два свидетельства из ХП века, что православные употребляли тогда в крестном знамении двоеперстие. Так один грек XII века обличает латинских архипастырей в том, что они благословляют пятью перстами, а знаменуют себя, подобно монофелитам, одним перстом, «между тем как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы ими обозначались два естества (в Христе) и три лица (в Божестве)» т. е. правильным перстосложением считает именно двоеперстное. Монах Петр из Дамаска, писавший около 1157 года (хотя некоторые думают и утверждают, что он жил гораздо ранее) говорит, что в крестном знамении два перста убо и едина рука являют распятого Господа нашего Исуса Христа, во двою естеству и в едином составе познаваема». Силу приведенных свидетельств некоторые думают ослабить тем соображением, что эти свидетельства, если и говорят за существование двоеперстия, то только будто бы у одних сирийских христиан, живших среди монофизитов и несториан, так что на это явление следует смотреть только как на исключительно местный, как на специально сирийский обычай, которого совсем не знала и никогда не держалась вселенская православная константинопольская церковь, в которой двоеперстие вовсе не употреблялось. Но такое понимание дела будет несправедливо и несогласно с действительностию, так как в настоящее время найдены два таких свидетельства, которые ставят вне всякого сомнения существование двоеперстие в самой константинопольской церкви с начала XI и в XII столетиях. Первое свидетельство заключается в следующем: яковитсий патриарх Иоанн VIII Абдон, живший в Антюхии, которая в то время принадлежала грекам, был обвинен милитинским митрополитом Никифором пред греческим императором Романом Аргиропулом в том, что будто бы Иоанн старается совращать греков в свою ересь. Император приказал привести Иоанна в Константинополь. В 1029 году, 15 июля Иоанн Абдон с 6 епископами, 20 пресвитерами и монахами-яковитами, в сопровождении обвинителя митрополита Никифора, прибыл в Низанию. Здесь патриархом Константинопольским составлен был собор с целию обратить яковитов в православие, но они остались непреклонными в своем заблуждении. «Тогда, говорит Ассеман, снова устроивши собрате, патриарх (греческий) и приглашенные епископы (греческие) приказали Иоанну Абдону патриарху и Елию, епископу симнадийскому, присутствовать (на соборе). Когда же, после долгого спора, могли преклонить наших к своему мнению, потребовали них единственно того, чтобы не примешивали елея в евхаристии и крестились не одном перстом, а двумя». Таким образом, в 1029 году константинопольский патриарх, вместе с другими греческими епископами, желая обратить в православие яковитского патриарха Иоанна VIII и его спутников, торжественно от них потребовал на соборе, чтобы они крестились не одним перстом, а двумя. Ясное дело, что в начале XI века, как сам константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи, в крестном знамении употребляли двоеперстие, которое они и считали истинно православным перстосложением, вопреки тогдашнему монофизитскому одноперстию. Византийское императоры не раз усиливались примирить армян с православием, для чего они неоднократно вступали с армянами в церковные сношения. В этих видах император Мануил Комнин, в 1170 году, послал к армянам одного из константинопольских ученых, по имени Феориана, для богословских собеседований с ними. Феориан описал свои собеседования с армянами и о втором из них, между прочим, сообщает и следующее: «Когда это (предшествующее) было сказано, встал один сирский священник и сказал Феориану: для чего вы (т. е. константинопольские греки) изображаете крестное знамение двумя перстами не разделены ли (между собою) персты, как особые один от другого? следовательно, по вашему разделены и два естества Христовы. Но Феориан, как бы прибегая к шутке, сказал: не знаменуя два естества Христовы, так делаем мы, но, быв избавлены от мучительства диавола, мы научены творить против него ополчение и брань, ибо руками соделываем мы правду, милостыню и прочие добродетели, и это есть ополчение; а перстами, полагая на челе печать Христову, мы составляем брань и таким образом побеждаем его и с Давидом благословляем Господа, говоря каждый: благословен Господь Бог мой, научали руце мои на ополчение и персты моя на брань (Пс. 143, 1) — не персть (т. е. не один перст, как у вас — армян), но персты».[О перстосложении для крестного знамения, употреблявшимся в христианской церкви за различное время, находится довольно обстоятельный трактат в нашей книг: Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов, где (на стр. 72—91) указаны все относящееся к этому вопросу источники.] Из приведенного свидетельства видно, что когда один сирийский священник упрекнул константинопольских греков, представителем которых был Феориан, «для чего вы изображаете крестное знамение двумя перстами? не разделены ли персты, как особые один от другого, следовательно — по-вашему и два естества Христовы разделены между собою?», то Феориан подтвердил, что константинопольские греки действительно крестятся двумя перстами по таким-то основаниям. Значит, в 1170 году в Константинопольской церкви в крестном знамении несомненно употреблялось двоеперстие, которое служило и признавалось тогда внешним наглядным признаком, отличающим православных от монофизитов. (Н.Ф. Каптерев "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович" гл.5) http://www.sedmitza.ru/text/439645.html При этом проклятие на тех, кто не крестится двумя перстами, часто встречающееся в русских рукописях, восходит в конечном счете к греческим источникам; ср. чин принятия еретиков, из-вестный как в греческом оригинале, так и в церковносла-вянском переводе: "Ε'ί τις ου σφραγίζει τοΐς δυσι δακτύλοις καθώς και ό Χριστός, ανάθεμα / Иже не крестится двема перстома, яко и Христос, да будет проклят". http://www.krotov.info/history/17/1653uspe.html Церковь предает анафеме всякого кто не знаменается (и не благословляет, яко и Христос) двумя перстами. И сие древнее церковное установление от древних Кормчих и Требников познается в чине принятия от еретиков. Важность и значимость единого знамения (именно двуперстия) для Церкви и Каптерев подтверждает чрез свидетельство Конст. собора 11 века, который потребовал от яковитян непременно того, чтобы они не примешивали елея в евхаристию и крестились не одним перстом, но двумя. У Льва IV, папы Римского(847-855), есть такое наставление касательно благословения св. даров: «чашу и хлеб знаменуйте правильным крестом, т. е. не вокруг и кое-как перстами, как делают многие, но, разогнув два пальца и большой внутрь сложивши, через которые означается Троица, правильно старайтесь изображать сие знамение, ибо не иначе можете благословлять что-либо». Первьій московскій патріархъ Іовъ (1589г.) пишетъ обширное посланіе къ грузинскому митрополиту Николаю, чтобы научить грузинъ держать правую христіанскую веру безъ всякихъ переменъ и отступленій, которыя ими допущены. Въ это поученіе, составленное изъ старыхъ русскихъ поученій, патріархъ Іовъ вноситъ нечто отъ себя и именно относительно перстосложенія въ крестномъ знаменіи. Онъ пишетъ, поучая грузинскаго митрополита: «молящися, креститися подобаетъ двема прьсты; прежъ положити на чело главы своея, тоже на перси, потомъ же на плече правое, тоже и на левое; съгбеніе прьсту именуетъ сшествіе съ небесъ, а стоящій перстъ указуетъ вознесеніе Господне; а три персты равны держати — исповедуемъ Троицу нераздельну, т.- е. истинное крестное знаменіе. "Пидалион", стр. 229, изд. 1888г. толкование на 91 правило Василия Великого: "Древние христиане иначе слагали персты для изображения на себе креста, чем нынешние, то есть изображали его на себе двумя перстами, средним и указательным, как говорит Петр Дамаскин." Миссионерский журнал "Братское слово", кн. 4, стр. 624. изд. 1875г.: "В 1666 г., 15 мая греческий митрополит Афанасий Иконийский в Москве на допросе заявил, что в настоящее время греки крестятся тремя перстами, а в старину, у них, у греков крестились двумя перстами". Прение Панагиота с латинами:"Во дни Палеолога Михаила царя рече Никифор: Слышите, латини, есть у вас седьмдесят и три ереси. И рекоша богомерзския латыня: Скажи нам ереси нашя. И рече им Никифор: Слышите, окаяннии еретицы, да скажу вам почему не зовете первое, Пресвятая Богородица Богородицею, но именуете Ея Святая Мариа, ставите Ю со святыми женами в единство, а мы истиннии християне Матерь Избавителя нашего Богородицу прославляем, яко роди нам Творца, Царя небу и земли и всем сущим, яже суть на ней; и почему НЕ ЯКОЖЕ МЫ КРЕСТИМСЯ, ПРООБРАЖАЮЩЕ ИСТИННАГО КРЕСТА ДВЕМА ПЕРСТЫ НА ГЛАВЕ И НА СЕРДЦЫ, И НА ПРАВОМ ПЛЕЧЕ И НА ЛЕВОМ в силу его облачимся."

Konstantino: О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа http://sergij-german.livejournal.com/117880.html, и Феодорита (4 век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. В начале он сложил три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь. «... Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас... и тако посрами еретики». (Стоглав, гл. 31). Св. Мелетий был в большом почете в Константине граде и так учил священников благословлять людей, а мирян креститься.

SPECTATOR: САП пишет: Солид императора Юстиниана II. Византия. VII век Вот ещё: Золотой солид Юстиниана II, конец VII века.

SPECTATOR: Konstantino пишет: Уважаемые собеседники. Тема - Является ли двуперстие апостольским преданием? У Быстрова есть раздел Двоеперстие в христианских памятниках апостольского времени (I век) все остальное относится к позднему времени. Константин, если ты читал этот раздел, то наверняка заметил, что там сказано только об иконописных работах апостола Луки. Извини конечно, но его авторство лично у меня вызывает большие сомнения. В качестве примера могу привести историю с образом Ченстоховской Богородицы. И вообще, господа староверы, я эту тему открыл специально для того, чтобы вы, именно вы, выкладывали тут материалы, доказывающие апостольское происхождение двоеперстия. Так что не надо претензий.

SPECTATOR: Христос, говорящий с апостолами. Фрагмент мозаики. Церковь Санта Пуденциана, Рим, ок. 400 г.

САП: SPECTATOR пишет: если ты читал этот раздел, то наверняка заметил, что там сказано только об иконописных работах апостола Луки. Извини конечно, но его авторство лично у меня вызывает большие сомнения Но во времена ап.Луки была именно такая живопись рядом с Палестиной, в техники тепмеры, Фаюмский портрет 1в.: А вот фрески Помпеи 65г.

SPECTATOR: САП пишет: Но во времена ап.Луки была именно такая живопись рядом с Палестиной, в техники тепмеры, Фаюмский портрет 1в. Да я и не спорю. Просто сомневаюсь. И, кстати, "темпера", а не "тепмера" А это вот к вопросу о позднем происхождении т.н. "ораторских жестов": Фрагмент мозаики. Церковь Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна, V - VI вв. Большой палец не примыкает к мизинцу и безымянному. Это что, ораторский жест? А может быть какое-нибудь арианское влияние? Базилика-то построена при готах-арианах... Хотя "после завоевания Равенны император Юстиниан I передал все культовые здания ариан православным. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены". Но может что-то осталось?

САП: SPECTATOR пишет: И, кстати, "темпера", а не "тепмера" Я когда печатаю на монитор не смотрю и сообщения сразу посылаю, а потом правлю, потому часто ошибки леплю и забываю поправить SPECTATOR пишет: Большой палец не примыкает к мизинцу и безымянному. Ето латынское благословение. Мозаика осыпалась и ее подновляли латыны по своему вкусу. Вот миниатюра "морского епископа": По легенде, морской епископ впервые попался в сети польским рыбакам в 1433 году Диковинное существо было доставлено королю. К морскому епископу обращались по-польски и по-латыни (раз епископ– латынь знать обязан!), но он молчал в ответ, печально глядя на людей большими прозрачными глазами. По сохранившимся описаниям, морской епископ напоминал крупную чешуйчатую рыбу с острыми боковыми плавниками и плавником на спине, якобы таким широким, что рыба могла использовать его вместо плаща, и острым гребнем на голове, напоминающим епископскую митру, за который данное существо и получило свое наименование. Морской епископ отказывался от любой пищи — а предлагали ему рыбу и мясо — и хирел на глазах. В конце концов, он якобы сумел обратиться к группе католических епископов, и знаками просил их отпустить его в море. Епископам с большим трудом удалось уговорить короля, и наконец благодарное существо, осенив окружающих крестом, навсегда скрылось в водах Балтики. http://blogs.privet.ru/community/all_of_nature/76724426

SPECTATOR: САП пишет: Морской епископ САП пишет: Ето латынское благословение. И? Оно православно или нет? Мозаика-то аж VI века.

о.Василий: САП пишет: раз епископ– латынь знать обязан!), но он молчал в ответ, печально глядя на людей большими прозрачными глазами. ну и откопаешь же...видимо, он не хотел общаться с латынами ни в яде ни в питии, но курс на Русь держал...

САП: SPECTATOR пишет: Оно православно или нет? Православное такое: У Льва IV, папы Римского(847-855), есть такое наставление касательно благословения св. даров: «чашу и хлеб знаменуйте правильным крестом, т. е. не вокруг и кое-как перстами, как делают многие, но, разогнув два пальца и большой внутрь сложивши, через которые означается Троица, правильно старайтесь изображать сие знамение, ибо не иначе можете благословлять что-либо». SPECTATOR пишет: Мозаика-то аж VI века. САП отвечает: Мозаика осыпалась и ее подновляли латыны по своему вкусу.

САП: о.Василий пишет: видимо, он не хотел общаться с латынами ни в яде ни в питии, но курс на Русь держал... Точно, беловодской иерархии

SPECTATOR: САП пишет: Мозаика осыпалась и ее подновляли латыны по своему вкусу. Это твоё предположение?

SPECTATOR: Да, ещё давно хотел спросить, а почему Быстров в своей книге говорит, что бронзовая статуя ап. Петра из ватиканского Собора св. Петра относится к памятникам древнехристианского искусства? Она ведь была создана аж в конце XIII в. итальянцем Арнольфо ди Камбио. И, кстати, если присмотреться, то и перстосложение там тоже "латинское".

SPECTATOR: Я вот тут ошибку допустил. Фрагмент мозаики, изображающий Христа Вседержителя, из константинопольского храма св. Софии(в южной галерее) на самом деле относится вовсе не к VI в., а ко второй четверти XII века... Меня ввело в заблуждение изображение из книги Быстрова. Он приводит там ссылку на книгу Н. В. Покровского "Евангелие в памятниках иконографии". Позволим себе остановиться еще на одном любопытном памятнике VI в., это мозаическое изображение «Сошествие св. Духа на апостолов», находящееся в одном из куполов Софийского храма в Константинополе. Изображение это открыто в 50 гг. прошлого столетия (XIX. - прим.ред.) и представляет собою для исследователя понятный интерес к почтенной старине византийской эпохи. Я нашел саму книгу Покровского, там приведено такое изображение (найти цветную и более крупную картинку в Инете мне не удалось, Покровский указывает, что сие изображение находится в "куполе гинекея"): Но самое интересное не это, а то, что все мозаики в соборе св. Софии датируются временем Македонской династии. Ето, для тех кто не в курсе (как я, например ) - IX - XI вв. Оригинальных изображений VI в. там не сохранилось - они были уничтожены в период иконоборчества. Так-то! Причем на этих мозаиках (уже с IX в. - мозаика, изображающая Иоанна Златоуста) присутствуют и изображения двуперстия с отогнутым мизинцем... Теперь по-поводу знаменитых мозаик Равенны. Саныч был прав - от оригинала там тоже практически ничего не осталось. Во второй половине XIX в. все храмы и их оформление были отреставрированы, причем во многих случаях имела место полная замена изображений. Так что сейчас мы уже не можем сказать, какие элементы мозаик остались от древних эпох, а какие являются новоделом. Каппадокийские фрески также датируются временем Македонской династии, т.е. постиконоборческой эпохой. И там, как уже говорилось, присутствуют разные варианты перстосложений. Буду копать дальше. Никто помочь не хочет?

САП: SPECTATOR пишет: Буду копать дальше. Никто помочь не хочет? Храм св. Софии, Константинополь Император Лев VI перед Христом

САП: Храм св. Софии, Константинополь Дисис

SPECTATOR: Саныч, так я ж говорю, эти мозаики позднего происхождения, первая с IX в., а вторая - аж с XII в.! Тут нужны изображения доиконоборческого периода, т.е. до VIII в., не позже. Типа тех же монет.

SPECTATOR: Вот, например, икона из синайского монастыря св. Екатерины, VIII–IX вв., и уже с отогнутым мизинцем... Видимо, не такого уж и позднего происхождения этот жест.

SPECTATOR: Ветхий денми. Синайский монастырь св. Екатерины, VII в. И тоже с пальцами чего-то не то...

САП: (солид)

САП: SPECTATOR пишет: И тоже с пальцами чего-то не то... Триумф Юстиниана 6в. Но малакса (имясложенное перстосложение) выглядит вот так: Не так как на етих изображениях. Для соображенiй относительно разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты. У Квинтиліана въ качестве таковыхъ жестовъ указываются следующіе виды перстосложенія: 1) Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи, а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и обвиненіяхъ; 2) два середніе перста подгибались подъ палецъ, а указательный и мизинецъ протягивались; объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть жестъ более настоятельный, чемъ предшествующій, въ начале речей и при повествованіяхъ не идущій; 3) три последніе перста пригибались къ ладони, палецъ прижимался къ нимъ, а указательный протягивался; по Квинтиліану, это — жестъ для порицанія и для указанія; 4) четыре первые перста слегка соединялись своими концами (а мизинецъ протягивался?); 5) малый середній перстъ и мизинецъ пригибались къ ладони, большой середній и указательный протягивались, палецъ прижимался къ двумъ последнимъ; 6) четыре перста слегка наклонялись, палецъ сгибался внутрь; 7) малый середній перстъ наклонялся (остальные протягивались?); 8) указательный перстъ упирался въ ноготь пальца съ боку, остальные персты протягивались разъединенно или сжато; 9) все персты пригибались, а палецъ отгибался въ сторону. Апулей говоритъ объ употреблявшемся ораторами перстосложеніи, въ которомъ два последніе перста пригибались, а два первые и палецъ протягивались, при чемъ палецъ оттопыривался (отводился назадъ или въ сторону). весь отрывок целиком об ораторских жестах: …По своему происхожденію и первоначальному значенію перстосложенныя руки на иконахъ составляютъ символъ или условный, принятый иконописцами, знакъ того, что лица, изображаемыя на иконахъ съ таковыми руками (Спаситель или какой-либо святой) говорятъ (благовествуютъ, проповедуютъ), т.-е. должны быть представляемы нами какъ говорящія (благовествующія, проповедующія). Обычай употреблять перстосложенныя руки какъ символъ или условный знакъ того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящимъ, или обычай изображать говорящія лица съ перстосложенными руками введенъ еще живописцами дохристіанскими и взятъ ими съ живой действительности. Ораторы греческіе и римскіе, восходя на кафедру, приглашали слушателей къ молчанію и вниманію и вместе приветствовали ихъ посредствомъ поднятія и потрясанія перстосложенной руки, а равнымъ образомъ и во время самаго произнесенія речей жестикулировали посредствомъ разнообразнаго перстосложенія [1]. Сохранились до настоящаго времени списки классическихъ или языческихъ произведеній, украшенныхъ миніатюрами, на которыхъ лица говорящія изображены съ поднятыми и перстосложенными руками совершенно такъ, какъ это на иконахъ и вообще на живописныхъ изображеніяхъ христіанскихъ: Мартиньи въ своемъ Словаре указываетъ на творенія Гомера, находящіяся въ Миланской амбросіанской библіотеке, и на Энеиду Виргилія, находящуюся въ Ватиканской библіотеке (подъ сл. Benir, p. 85, col. 1); мы съ своей стороны можемъ указать на рукопись твореній Діоскорида, находящуюся въ Венской императорской библіотеке, рисунки которой напечатаны у Ламбеція и у Несселя въ Описаніи рукописей библіотеки. Известны примеры поднятыхъ и перстосложенныхъ рукъ на произведеніяхъ и скульптурныхъ. Что въ христіанской иконографіи перстосложенныя руки первоначально употреблялись съ темъ же значеніемъ, съ какимъ оне употреблялись въ иконографіи дохристіанской, на это мы имеемъ и словесныя свидетельства и свидетельства памятниковъ. Павелъ Силенціарій въ своемъ описаніи Юстиніановой св. Софіи говоритъ объ изображеніи Спасителя на одной изъ алтарныхъ завесъ, что Онъ представляется (изображенъ) протягивающимъ персты правой руки, какъ вещающій (въ знакъ того, что вещаетъ) присноживой глаголъ, (а) въ левой руке имеющимъ книгу, которая ведаетъ (содержитъ) божественныя глаголы (т. е. евангеліе) [2]. Въ Венской императорской библіотеке находится отрывокъ написаннаго въ IV-V веке Пятокнижія Моисеева, украшеннаго миніатюрами, которыхъ сохранилось 24 и которыя все воспроизведены у Ламбеція и у Несселя. На миніатюрахъ этихъ, представляющихъ текстъ Пятокнижія въ лицахъ, очень не малое количество перстосложенно протянутыхъ рукъ, и некоторыя изъ нашихъ рукъ, устраняя предположеніе, что мы имеемъ тутъ дело съ вольностію живописца, который ветхозаветнымъ лицамъ усвоилъ христіанскiй образъ благословенія и молитвы, съ неоспоримою ясностію показываютъ, что оне не суть руки благословляющія или молебныя, а руки служащія знакомъ того, что лица, которымъ оне принадлежатъ, изображены какъ говорящія или должны быть принимаемы за говорящихъ, ибо видеть въ большей части этихъ некоторыхъ рукъ руки благословляющія или молебныя было бы несообразностію [3], а въ одной — просто кощунствомъ [4]. Известны примеры древнихъ скульптурныхъ и въ собственномъ смысле иконографическихъ памятниковъ, на которыхъ первоначальное значеніе перстосложенно протянутыхъ рукъ какъ символа или условнаго знака, что лица изображены говорящими, представляется яснымъ съ совершенною безспорностію [5]… Примечанія: [1] Каковой обычай явился у ораторовъ, нетъ сомненія, потому, что и въ обыкновенной жизни при какихъ-нибудь усиленныхъ, особенно оживленныхъ, речахъ люди потрясаютъ перстосложенной рукой, а равнымъ образомъ и подаютъ знакъ къ молчанію среди шума если не перстосложенно, то просто поднятой рукой. Что касается до приветствія посредствомъ поднятія перстосложенной руки, то сравнивай употребленіе этого жеста въ настоящее время нашими военными. Объ обычае ораторовъ греческихъ и римскихъ предварять свои речи поднятіемъ и потрясеніемъ перстосложенныхъ рукъ, равно какъ и о жестикуляціи посредствомъ разнообразнаго перстосложенія во время самаго произнесенія речей, нарочито и довольно подробно говоритъ Квинтиліанъ въ своемъ сочиненіи De institutione oratoria, — lib. XI, cap. III, — De pronuntiatione, затемъ мимоходомъ и не нарочно говорятъ: Персій въ своихъ сатирахъ, sat. IV, de Alcibiade, v. 7, Апулей въ своихъ Метаморфозахъ или De auero asino, — lib. II, cap. XXI, и другіе (Цицеронъ въ своемъ спеціальномъ сочиненіи De oratore, не говоря подробно, делаетъ общее наставленіе о сообразованіи перстовъ руки, причемъ разумеетъ различныя перстосложенія, съ содержаніемъ речи, — lib. III, cap. 59). Простертіе руки и потрясаніе рукой, о которыхъ говорится въ книге Деяній апостольскихъ (XII, 17, XIII, 16, XIX, 33, XXI, 40. XXVI, 1), какъ знакахъ приглашенія къ молчанію, суть именно те самыя ораторскія поднятіе руки и потрясаніе рукой, о которыхъ мы говоримъ (что по-русски переведено: «давъ знакъ рукою, далъ знакъ рукою»). И въ позднейшее время, у ораторовъ христіанскихъ было въ обычае протягивать руку передъ началомъ речей, см. напр. свидетельство грамматика Кориппа объ имп. Іустине, — у Гретзера Т. I, р. 368 нач. (по нынешнему чину крещенія, оглашаемый отрицается сатаны, «горе руце имущь», но Кириллъ Іерусалимскій говоритъ объ этомъ: «слышишь, повеленіе, съ рукою простертою, какъ бы присутствующему, сказать ему: отрицаюсь тебя, сатана», — тайноводотв. сл. 1, § 4). — Для соображенiй относительно разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты. У Квинтиліана въ качестве таковыхъ жестовъ указываются следующіе виды перстосложенія: 1) Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи, а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и обвиненіяхъ; 2) два середніе перста подгибались подъ палецъ, а указательный и мизинецъ протягивались; объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть жестъ более настоятельный, чемъ предшествующій, въ начале речей и при повествованіяхъ не идущій; 3) три последніе перста пригибались къ ладони, палецъ прижимался къ нимъ, а указательный протягивался; по Квинтиліану, это — жестъ для порицанія и для указанія; 4) четыре первые перста слегка соединялись своими концами (а мизинецъ протягивался?); 5) малый середній перстъ и мизинецъ пригибались къ ладони, большой середній и указательный протягивались, палецъ прижимался къ двумъ последнимъ; 6) четыре перста слегка наклонялись, палецъ сгибался внутрь; 7) малый середній перстъ наклонялся (остальные протягивались?); 8) указательный перстъ упирался въ ноготь пальца съ боку, остальные персты протягивались разъединенно или сжато; 9) все персты пригибались, а палецъ отгибался въ сторону. Апулей говоритъ объ употреблявшемся ораторами перстосложеніи, въ которомъ два последніе перста пригибались, а два первые и палецъ протягивались, при чемъ палецъ оттопыривался (отводился назадъ или въ сторону). [2] Патрол. Миня, t. 86, pars posterior, col. 2149, vers. 776. [3] Изображены Иcавъ и Іаковъ, изъ которыхъ первый продаетъ второму свое первенство; Исавъ съ протянутой перстосложенно рукой, — у Несселя р. 69: ясно, что Исавъ не благословляетъ Іакова и не молится на него, а говоритъ ему. Изображенъ Іорифъ, разсказывающій своимъ братьямъ виденный имъ сонъ; Іосифъ съ протянутой перстосложенно рукой, — у Несс. р. 82: ясно, что онъ не благословляетъ братьевъ и не молится на нихъ, а говоритъ имъ. Изображенъ Іосифъ въ темнице съ хлебодаромъ и виночерпіемъ, а передъ темницей — стражъ ея съ своей женой; стражъ съ женой обращены другъ къ другу съ перстосложенно протянутыми руками, — р. 87: ясно, что они разговариваютъ. Изображены братья Іосифа, стоящіе передъ нимъ после того, какъ у нихъ въ мешкахъ найдены были деньги: Іосифъ съ перстосложенно протянутой рукой, — р. 88: ясно, что онъ говоритъ братьямъ. См. также рр. 60, 65, 71, 73, 76, 83 (особенно крайняя фигура вправо отъ зрителя), 89 и 90. [4] См. миніатюру, изображающую паденіе Лота съ дочерями, р. 64 — Ни одной изъ перстосложенно протянутыхъ рукъ на миніатюрахъ нельзя было бы принимать за руки молебныя, а некоторыя можно было бы принимать только за руки благословляющія; но благословеніе изображафтся на миніатюрахъ чрезъ возложеніе благословляющимъ своей руки на голову благословляемаго, — рр. 77, 78 и 99. На нашихъ миніатюрахъ ясно видно, что и перстосложенная рука изъ облака по своему первоначальному значенію не есть рука благословляющая, а рука, служащая знакомъ того, что Богъ говоритъ (Изображено грехопаденіе Адама и Евы и надъ ними рука изъ облака, — р. 55; ясно, что Богъ не благословляетъ Адама и Еву за грехопаденіе, а обличаетъ ихъ въ немъ. Изображено изгнаніе Адама и Евы изъ рая и надъ ними рука изъ облака, — р. 56: ясно, что Богъ не благословляетъ Адама и Еву, а повелеваетъ имъ изойти изъ рая). — Пророки, до сихъ поръ изображаемые на иконахъ съ перстосложенно протянутыми руками, собственно не благословляютъ и не молятся, а пророчествуютъ, т. е. перстосложенныя руки — знакъ того, что они изображаются пророчествующими. [5] Вотъ некоторые примеры. Барельефъ на одномъ саркофаге изображаетъ исцеленіе Спасителемъ двухъ слепыхъ; представлены Спаситель, слепые и два апостола; рука Спасителя на голове одного изъ слепыхъ; одинъ изъ апостоловъ съ перстосложенно протянутой рукой, обращенной къ Спасителю: ясно, что апостолъ говоритъ Спасителю, а не благословляетъ Его. Барельефъ на другомъ саркофаге изображаетъ исцеленіе Спасителемъ кровоточивой; представлены Спаситель, кровоточивая и одинъ изъ апостоловъ; у Спасителя и апостола, обращенныхъ другъ къ другу, руки перстосложенно протянуты: ясно, что они разговариваютъ. На одной фреске изображено обличеніе Спасителемъ отрекшагося отъ Него апостола Петра; Спаситель съ перстосложенно протянутой рукой, обращенной къ Петру: ясно, что Онъ не благословляетъ Петра, а говоритъ ему, т. е. держитъ обличительную речь къ нему, см. у Мартиньи въ Словаре рр. 64 (второе изображеніе), 288 и 577 (Имп. Юстиніанъ поставилъ на дворе построенной имъ св. Софіи свою статую съ протянутой къ востоку правой рукой; по объясненію Свиды, это протяженіе руки означало то, что императоръ изображенъ былъ говорящимъ къ восточнымъ народамъ). Печатается по изданiю: Къ нашей полемике съ старообрядцами (дополненiя и поправки къ полемике относительно общей ея постановки и относительно главнейшихъ частныхъ пунктовъ разногласiя между нами и старообрядцами). Е Голубинскаго, ординарнаго академика Императорской Академiи Наукъ (бывшаго заслуженнаго ординарнаго профессора Московской Духовной Академiи). – Изданiе второе, исправленное и дополненное, напечатанное Императорскимъ Обществомъ Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университете. М.: Типографiя Общества распространенiя полезныхъ книгъ, 1905. – с. 179-182.



полная версия страницы