Форум » Полемики » О медитации и знаменном распеве » Ответить

О медитации и знаменном распеве

Афанасий: Размышляйте (медитируйте, meditatio в переводе – размышлять) музыкально, музыка большого знаменного распева приходит вам на помощь. То, что сказал об иконе И.А. Ильин, вполне может быть отнесено и к знаменным песнопениям, особенно к большому распеву: «Икона является художественно данным средоточием религиозно-молитвенной медитации; чувственным началом сверхчувственного созерцания; священным обликом, сосредоточивающим на себе молитвенные “лучи” целых поколений страдающих, созерцающих и духовно-возносящихся душ; благодатною дверью к Богу, способной не только сосредоточивать духовные излучения людей, но по вере их – могущей и передавать им свыше всемогущие лучи Божией благодати (чудотворные иконы)»[1]. А. Позидис (Позов), врач и богослов, умерший в Штутгарте в 1984 году, назвал умное делание, Исусову молитву исихастов Логос-медитацией. В центре этой медитации Бог-Слово, Исус Христос. «В начале было Слово (Логос), и Слово было Богом»… Кстати, И. Ильин переводит Logoj – Разум, как это делалось со времен Платона, когда имелось ввиду духовное Первоначало, Божественный Разум. Тогда получается: «В начале был Разум…» А что скажут лингвисты, богословы – не лучше ли, и не правильнее ли так?.. Во всяком случае это понятнее. Медитация вообще, по определению А. Позидиса, «есть сосредоточение на одной идее, образе, понятии или представлении». Древнейшая форма медитации – погружение ума в Священное Писание, эта форма была излюбленной у всех христианских религиозных аскетов, отшельников и писателей. Прп. Исаак Сирин пишет: «Постоянно упражняй себя в размышлении (meditatio), читая Божественные писания, с точным их разумением»[2]. Ниже, рассуждая об умном делании, он опять говорит о Божественном размышлении (meditatio), то есть медитации . В литературе, поэзии, есть медитативная лирика (А. Фет и др.), в мире музыки есть также музыка медитативная (образцы которой, как бы островки созерцания, музыковеды находят у Рахманинова и др.). Большой знаменный распев преимущественно медитативен, углубленно созерцателен. Как поется в рождественском задостойнике: «Подобаше убо нам удобь молчати, любовию же, Дево, песнь сложити силою обостренною дело есть драго»… Это старый, дониконовский текст, новообрядный текст значительно ухудшен. Большой распев – это песнь, сложенная силою сугубо обостренною. Если об удачно сложенных поэтических строках сказано: «ручная молния в руке» (Н. Рубцов), то что сказать о большом распеве, способном проникнуть в темные глубинные пласты подсознания, туда, «иде же гади, им же несть числа», ибо что иное может быть в сердце грешного человека? Но ведь в этих же глубинах где-то и Рай, Царство Небесное, ибо сказано: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лук. 17, 21). Большой распев, сложенный силою обостренною, и дан человеку для того, чтобы изгнать гадов из своего сердца, да вселится туда Христос. Это и есть задача умно-сердечного делания, умной молитвы, в данном случае медитативной умно-музыкальной молитвы.(с) Б.П.Кутузов. "Большой знаменный распев – музыкальный исихазм". http://kutuzov-bp.ru/bol_znam_raspev.htm

Ответов - 24

Димитрiй: Где-то у Бориса Палыча было ещё о "логос-медитации", и рассуждения о "правильном монгогласии" (это когда хор поет одну стихеру большим распевом, под всеобщую медитацию, а чтец тайно вычитывает остальные стихеры), ну и много чего другого очень странного. Читая подобные его опусы, у меня всегда складывалось впечатление, что у него с головой не совсем в порядке.

Афанасий: Я только сегодня, благодаря наводке К.Я.Кожурина, познакомился с его произведениями. Особенно мне понравилась его компиляция работ Солоневича. Совершенно гениальные люди! Как просто и аргументированно излагают предмет. Я многие описанные им явления интуитивно чувствовал, но в силу незнания предмета не мог объяснить и доказать. Всем натоятельно рекомендую. http://kutuzov-bp.ru/k_voprosu_o_staroobrjadchestve.htm

Георгий Лоскутов: Афанасий пишет: Совершенно гениальные люди! Как просто и аргументированно излагают предмет. Простота хуже воровства.


Афанасий: А по Вашему нужно всё запутать и напустить побольше туману и серы? ..ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ-тоже хуже воровства?

Георгий Лоскутов: Афанасий пишет: ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ-тоже хуже воровства? Да, да, нет, нет - это основа здравого обыденного мышления, необходимая каждому человеку. Когда же речь идет о сложных, нежитейских, вопросах, требующих теоретического мышления, не сводящегося к обыденному, то здесь, действительно, простота хуже воровства, ибо она теорию запутывает, превращая ее в мутную и лукавую идеологию, а сложность теорию проясняет.

Афанасий: Вы о чем вообще? Конкретно по сути произведения имеете что сказать?

Георгий Лоскутов: Афанасий пишет: Конкретно по сути произведения имеете что сказать? Какого именно?

Афанасий: Б.П.Кутузов. "Большой знаменный распев – музыкальный исихазм", отрывок из которого приведен, и который Вы охарактеризовали как: "Простота хуже воровства"

Георгий Лоскутов: Нет, это я про статьи о Солоневиче, упомянутые Вами, и про некоторые другие кутузовские опусы.

Афанасий: А эти чем не угодили?

Георгий Лоскутов: Представьте себе Бухарина, Троцкого или Емельяна Ярославского: так вот Солоневич с Ильиным и Кутузовым - другая сторона той же медали. Это просто туповатая и довольно лукавая идеология - и, как правило, ничего более.

Георгий Лоскутов: А ссылочки на Резуна - вообще моветон. Что в сочетании с почти фашистом Ильиным создает некую нехорошую тенденцию ...

Oleg23: Георгий Лоскутов пишет: Это просто туповатая и довольно лукавая идеология - и, как правило, ничего более. Куда там Ильину и прочим ничтожествам, вот столпы- доктора наук, ешки матрешки- http://yuri-loskutov.livejournal.com/8658.html

Jora: Димитрiй пишет: когда хор поет одну стихеру большим распевом, под всеобщую медитацию, а чтец тайно вычитывает остальные стихеры

Jora: Афанасий, Вам нравятся такие перлы?! В России если и не было религиозной реформации в строгом смысле этого слова, то была полуреформация Никона, которая разбила православный народ на две части: ничего хорошего”. [2] Архиеп. Уфимский Андрей (князь Ухтомский) говорит об этом явлении более резко: “Никонианство”, как полное извращение христианства, есть несомненная ересь; но “никониане” до такой степени жалки и слепы, что их еретиками назвать почти несправедливо! Какие же это еретики! – Такие они несчастные... Это дети – крещенные, но ничему не наученные”.[12]

Афанасий: Jora пишет: нравятся такие перлы?! цитата: В России если и не было религиозной реформации в строгом смысле этого слова, то была полуреформация Никона, которая разбила православный народ на две части: ничего хорошего”. [2] мне не очень ясно что такое "полуреформация", а то что народ разбили на две части и это ничего хорошего-готов подписаться. Со второй цитатой я не согласен, но это ведь и не кутузов и не Солоневич.

Ivan: Георгий Лоскутов пишет: Да, да, нет, нет - это основа здравого обыденного мышления, необходимая каждому человеку. Когда же речь идет о сложных, нежитейских, вопросах, требующих теоретического мышления, не сводящегося к обыденному, то здесь, действительно, простота хуже воровства, ибо она теорию запутывает, превращая ее в мутную и лукавую идеологию, а сложность теорию проясняет. Объясняет Георгий Лоскутов , покровительственно похлопывая Христа по плечу. Потому, что слова про "да" и "нет" это слова, сказанные Исусом Христом. Георгий Лоскутов пишет: Это просто туповатая и довольно лукавая идеология - и, как правило, ничего более. А обвинения, не подкреплённые доказательствами и аргументацией, это просто ругань и ничего более. Георгий Лоскутов пишет: создает некую нехорошую тенденцию Какая лексика! 100%-ный совок!

Jora: Ivan, не трогайте, пожалуйста.

Георгий Лоскутов: Ivan пишет: Объясняет Георгий Лоскутов , покровительственно похлопывая Христа по плечу. Отнюдь нет. Во-первых, Исус Христос - мой покровитель. Во-вторых, формальная логика (да, да, нет, нет) - основа субъективной диалектической. Без формальной логики рассуждать о диалектических умозаключениях бессмысленно.

Георгий Лоскутов: Ivan пишет: Какая лексика! 100%-ный совок! Благодарю за комплимент.

Jora: У меня есть желание закрыть тему.

Георгий Лоскутов: Jora пишет: У меня есть желание закрыть тему. Как хотите.

Ivan: Jora пишет: Ivan, не трогайте, пожалуйста. Хорошо, не буду.

Алексий: на предмет книги не читал.. а вот про тему скажу следующее. знаменный распев. в исполнении старообрядцев схож с исполнением чтецов ригведы и сомаведы на сто процентов. очень схоже.. бусинки на нитке нанизаны. так и буквы и слоги и слова на некоем звуке распева, который не прекращается. так же, или чуть в меньшей степени пели песни и обычные. ну хоть степь да степь или Катюшу,к примеру, возьмите.. и слушал как перепевали их недавно на ТВ так называемые певцы нонешние. у них между словами дыры. между слогами - дыры. не поют,а говорят под музыку. петь не умеют. а старые песни непонятны иногда потому, что там иногда слог тянется минуту и боле. то есть, уже нам этот медленный ритм труден. молодые переняли негритянский реп. Коий есть скороговорение обрывистое, где нет ни мелодии ни голоса. Голос. Логос.Слог. когда поешь, надо рождать образы того, о чем поешь. ВИДЕТЬ. это и есть медитация или созерцание. как правильно надо перевести слово индийское дхиана. слово медитация весьма неверно его переводит и запутывает истинный смысл исходный. Созерцание. Зеркало ума. вот что такое Дхиана. Видеть Бога, если поешь Его. Бога никто же не видел нигде же. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.. Что и происходит во время пения.. рождается Слово..Голос.. Логос..



полная версия страницы