Форум » Полемики » Вопрос про Соборы.... » Ответить

Вопрос про Соборы....

Михайло: Смею озадачить уважаемых форумчан таким вопросом. Органом высшей власти в Церкви является Собор. Через что она и имеет определение Соборная. А вот существуют ли канонические требования к его созыву, составу и признаки, по которым можно определить правомерность именования некого собрания людей собором? Или же единственным критерием авторитетности собора является его принятие/не принятие в дальнейшем некой общностью людей(по Хомякову)? Простите Христа ради.

Ответов - 5

Сергiй Аветянъ: Михайло пишет: Через что она и имеет определение Соборная Нет, не через то.

Михайло: Сергiй Аветянъ пишет: Нет, не через то. Сергей Александрович, почто так кратко.

Сергiй Аветянъ: Михайло пишет: почто так кратко Михайло (по батюшке не вем - не ловко как-то), потому, что Вы умный человек и сам в состоянии поразмыслить. Оно и полезнее будет. А если не захотите сам увидеть, так и меня слушать не станете.


Михайло: Сергiй Аветянъ пишет: по батюшке не вем - не ловко как-то Викторовичи мы

прот. Вячеслав: 37-е правило Апостолов повелевает епископам каждой области дважды в год собираться на собор к своему митрополиту: в первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы, а во второй, в осеннее время, в 12-й день октября месяца. [См. Опыт курса Церк. Зак. Иоанна. Т.1, стр.183, прим.246 и прим. к правилу 20-му собора Антиохийского, в изд. Пр. св. Пом. Соб. с толкованиями, Моск. Общ. Люб. Дух. Просв. Москва, 1880 г. стр.194.]; причем (повелевает) разрешать всякое сомнение о догматах, письменных изысканиях и церковных предметах, а также бывающие друг с другом несогласия, суды и споры. Сему (правилу) почти буквально следует и 20-е Антиохийского собора; но оно прибавляет, что никому да не будет позволено составлять собор самим по себе, без присутствия на нем митрополита области: ибо совершенный собор бывает тогда, когда вместе с прочими присутствует и митрополит [Апост. 34. Ант. 9; IV-го Вс. 25.]. 5-е правило I Собора также повелевает, чтобы один из соборов собирался около осеннего времени, в октябре, а другой чтобы составляем был не во время пятидесятницы, но пред четыредесятницею, дабы, по прекращению всякой вражды и неудовольствия, чистые приносили дар поста чистым естеством. А 19-е правило IV Собора почитает хорошим делом - епископам дважды в год составлять соборы, где назначит митрополит, для исправления некоторых церковных дел, - а тем из епископов, которые не придут на собор, хотя пребывают в здравии и находятся в своих городах, - когда нет препятствия ни от какого иного необходимого дела, "братолюбно изъявити прещение" (по пр. 8-му VI-го Собора). А 8-е правило VI Собора буквально приводит это правило и узаконяет, чтобы собор был однажды, а не дважды в год, определив время от Пасхи до истечения октября; именно, по причине набегов варваров и иных случайных причин, которые делают для епископов затруднительными частые путешествия. То же подтверждает и 6-е (правило) VII Собора и велит отлучать, "аще обрящется некий начальник (светский), возбраняющий кому-либо из епископов, отходящих на собор"; а у собравшихся епископов главным предметом попечения, говорит (пр.), должно быть обсуждение, как научать подчиненных соблюдать Евангельские заповеди и предписания правил; и если обнаружено будет, что у кого-либо из собравшихся епископов против его воли митрополит требовал скота или иные вещи, то должен отдать вчетверо. И 40-е (пр.) Лаодикийского собора почитает делом, стоящим великой заботливости, чтобы соборы в каждой области были ежегодно. Посему оно и повелевает, чтобы епископы, призываемые на соборы, не уклонялись, но непременно отправлялись на оный, и чтобы или мудрейшие учили (других) тому, что знают, или простейшие учились, чего не знают: ибо таким образом благоустрояется и утверждается Церковь в правых догматах веры и в управляющих жизнию заповедях; а пренебрегающий и (потому) подвергшийся епитимии пусть винит сам себя, если (у него) не было препятствия ни от телесной болезни, ни от дел. И 19-е (27-е) пр. Карфагенского собора повелевает епископам ежегодно составлять собор, - а также и 73-е (84-е пр. того же соб.); его и ищи в 7-й главе буквы Π. Согласно с сими правилами определяет и 76-е (87-е пр. того же собора), приводя те же самые причины, какие изложены в сказанных правилах; а тому, кто не покоряется, повелевает воздерживаться от общения с прочими (епископами) и довольствоваться общением в своей токмо Церкви. А в 97-м (106-м) правиле (того же собора) не признается необходимым, чтобы ежегодно был собор епископов в Карфагене, чтобы не были утруждаемы братья; но если возникнут общие вопросы, например, о догматах, то епископы приглашаются грамотами и, когда соберется общий собор, недоумение разрешается; если же вопросы будут частные, то они получают разрешение в каждой области. Закон 137-я Юстинианова новелла хочет, чтобы однажды или дважды в год, в июне или в сентябре, был собор митрополитов у патриархов и епископов у митрополитов, и чтобы исследуемы были вопросы, которые имеют между собою епископы, клирики и монахи, о вере, правилах и церковных предметах, и чтобы исправляемы были погрешности против правил; а начальников, не побуждающих митрополитов и епископов, которые откладывают составление учиненных соборов, или не покоряющихся и не доносящих царю, - повелевает подвергать строжайшему наказанию [Новелла изложена буквально по 8-й гл. VIII]. В настоящее время сии соборы совсем не собираются. Алфавитная Синтагма Матфея Властаря гл 9



полная версия страницы