Форум » Беседы форумчан » Пояса у старообрядцев - магический оберег? » Ответить

Пояса у старообрядцев - магический оберег?

прот. Вячеслав: ношение пояса старообрядцами это сублимация языческих верований? [more]В народных верованиях ношение пояса, тесьмы, нитей с завязанными узлами имеет магически-охранительное значение. У восточных славян была повсеместно распространена вера в целительную силу «наузов» (узлов) – различных «навязанных» амулетов. Мифопоэтическое сознание видит «главное противодействие и предохранение против всяких уз и оков чародейства… в вещественных навязах или наузах, одаренных также чародейной силой, которые… человек, с условными заговорами и обрядами, навязывал себе на разные части своего тела» . «Процесс завязывания есть процесс преодоления, употребления силы одного лица для уничтожения силы другого; процесс этот магический: нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается, человек завязан – завязана и болезнь, снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь. Чтобы видно было, что завязывается болезнь, на снятой с больного нити завязываются узлы. Магическое значение завязывания передается и нитям и узлам. Отсюда всякий узел сам по себе уже представляет нечто волшебное, магическое и служит источником магического воздействия. Носить на себе нить, шнурок, пояс, тесьму, полоску кожи, завязанные узлом, уже само по себе важно, так как эти предметы имеют охранительное значение...» С древнейших времен в обрядах и быту пояс рассматривался как очень сильный оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцу. Пояс из тонкой плетеной сетки, где завязывание каждого узла сопровождалось чтением определенной молитвы, носили на голом теле . В народном представлении ношение пояска (так же как и нательного креста) защищало человека от воздействия нечистой силы, колдунов и наводимых ими болезней и «порчи». (Если же нужно было, наоборот, привлечь нечисть, например, для предсказания судьбы, то гадающие снимали с себя нательные кресты и пояса, развязывали узлы на одежде.) А такие способы «лечения» болезней или «защиты от порчи», как обвязывание ниткой (часто красной шерстяной) рук, ног, поясницы, завязывание узелков, встречаются среди суеверных людей и в наши дни. Навязывание на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями осуждается как пережиток язычества уже в древнерусской церковной литературе Свт. Кирилл Туровский (XII в.) приравнивал «науз ношение» к «кощюнам (мифам) и бесовским песням». «Монахи исповедовались: “Согреших, наузы вязах на себе и к волхвом и к обавником и к чародеем ходих... согреших, наузы на себе нося”… Ношение волшебной повязки приравнивалось к колдовству, заклятиям» «В Требнике в главе о волховании указывается: “Елицы волхвуют... и обвязания на дети свои и на животная возлагают, урока ради… 6 лет да не причастятся... или опоясания... и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити... 6 лет да не причастятся... или в воспоминание Страстей Христовых в Пяток Великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся”. Из этих запрещений видно, что и нити и узлы употреблялись постоянно и употребление их было делом обыкновенным, но порицаемым со стороны духовенства» Осуждая использование «наузов», Русская Церковь следовала примеру Церкви Византийской. Амулеты и талисманы всякого рода были повсеместно распространены на территории Византийской империи. Употребление их неоднократно порицалось в поучениях святых отцов и в постановлениях Соборов. Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища» (филактерии, φυλακτήρια), которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души (δεσμωτήρια των ψυχών, animarum vincula) .«Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования или иные злые хитрости и другие сим подобные непотребства суть служения диаволу», - говорил свт. Кирилл Иерусалимский († 386) . Матфей Властарь (XIV в.), комментируя церковные каноны, писал: «Чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Самую Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство. А другие вешают на шеи детей сложенные бумажки, исписанные какими попало (случайными) песнопениями, перевязывая их красными лентами, для предотвращения будто бы всякого вреда» Отметим, что смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству» . Хотя после принятия христианства наряду с языческой символикой или вместо нее в колдовской практике и вообще в народной обрядности стали использоваться христианские понятия, символы, молитвы и т. п., магическая сущность того или иного языческого обряда при этом не изменилась. В качестве одного из примеров этого можно привести появление так называемых ладанок. В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки… Ношение… ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней» .. Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек, в который зашивали как собственно кусочек ладана (например, взятый от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы), так и другие предметы (сброшенная кожа змеи и проч.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана. Верили, что ладан сам по себе наводит панический страх на нечистую силу и колдунов. В ладанку нередко просто зашивалась бумажка с текстом какой-либо молитвы (например, так называемой «воскресной молитвы», то есть «Да воскреснет Бог…») или заговора (обычно от лихорадки). Ладанки носили на шейном гайтане, рядом с нательным крестом [more]Такого рода «ладанки» относились к разряду амулетов в работах как светских, так и церковных исследователей. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) писал: «Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки» Сходный с ладанками обереговый характер имели и пояса с текстами молитв. «Поскольку сам пояс всегда воспринимался как мощнейший оберег, то естественно было дополнять его знаками, несущими тоже значение оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые» . Основное значение амулетов придавалось ромбам, кругам и свастике. Иногда в своем сложном сочетании элементы орнамента образовывали целый рассказ. Позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями. С XVIII века пояса и опояски с надписями – «со словесами» – начинают широко распространяться . На поясах вышивались инициалы и имена владельцев, поэтические и дарственные формулы («Кого люблю, того дарю», «Дарю тому, кто мил сердцу моему»), а также тексты молитв. Изучавший текстовые надписи на прикамском крестьянском текстиле Александр Черных отмечает, что в Прикамье пояса с текстами молитв «были распространены как среди православного населения, так и среди старообрядческого. Однако у последних все же чаще. Изготавливались они в монастырях, старообрядческих скитах и совсем редко - крестьянками». На поясах встречаются Иисусова молитва, молитва «Да воскреснет Бог…», 90-й псалом и др. Как указывает А. Черных, «у старообрядческого населения юго-западного Прикамья к поясам было особое отношение. Например, чтобы защитить себя от векшиц и колдунов, а также от болезней, которые они напускают, достаточно было на нитку навязать сорок узлов, прочитав при этом сорок молитв: “Читала сорок раз молитвы Богородице, сорок раз Миколе, сорок раз Исусову молитву. Один раз прочитаешь и узел завяжешь, так на три нитки, потом их сплетешь в косичку и как пояс”. Такими же свойствами оберега обладали и пояса с вытканными текстами молитв… Именно в этом районе часто любая надпись на поясе, даже достаточно светского содержания, расценивалась как молитва» .[/more]

Ответов - 20

Сергiй Аветянъ: прот. Вячеслав пишет: ношение пояса старообрядцами это сублимация языческих верований? Нет, конечно. В бытовом отношении это связано с традицией носить длинную рубаху навыпуск. Соответственно, не подпоясавшись довольно неудобно в такой рубахе работать. При христианском осмыслении традиции подпоясывания её стали ассоциировать со словами "Да будут чресла Ваши препоясаны...", а также иноческой практикой ношения поясов. Во многих традиционных местах распространения старообрядчества рубаха подпоясывается обычным куском верёвки, без всяких "таинственных узелков". Так что не стоит сгущать краски и искать то, чего нет. Впрочем, к сожалению, не везде и не всё так просто. Например, мне самому приходилось слышать на Алтае, как потомки часовенных продавали узорчатые пояса, со словами, что это самые настоящие старообрядческие обереги, как их бабушки научили. Попытка вступить с ними в беседу и объяснить, что у христианина никакого иного "оберега", кроме молитвы Исусовой нет и быть не может - встретила полное непонимание. Их с детства научили иначе. Вообще, языческий и колдовской очень характерен для "бабкиной веры", но к христианству это имеет малое отношение. На современный момент в среде природных старообрядцев Пермского Края и Алтая очень силён элемент мистицизма и колдовства, но... К традиции подпоясывания это отношения не имеет.

прот. Вячеслав: Сергiй Аветянъ пишет: К традиции подпоясывания это отношения не имеет. и это радует

rasergiy: Пояс имеет символическое значение. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. (Лук.12:35,36) Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:14-17) Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Исуса Христа. (1Пет.1:13)


Сергiй Аветянъ: rasergiy пишет: Пояс имеет символическое значение. вернее будет сказать "поясу усвоено символическое значение". Или Вы считаете, что подпоясываться на Руси стали только с принятием христианства? Тут уж не взыщите - "был бы человек хороший, а статья найдётся". Символические обоснования всегда вторичны. Достаточно историю плешегрейки проследить. Никто и не подозревал, что она столько всего из себя представляет, сколько Арсений Уральский расписал.

rasergiy: Сергiй Аветянъ пишет: потомки часовенных продавали узорчатые пояса, со словами, что это самые настоящие старообрядческие обереги Я раньше думал что это миссионерская пропаганда, что среди старообрядцев широко распространены магические верования. Но вот в этом году побывал на Алтае и бывший безпоповец, а ныне председатель Мультинской общины РПсЦ, полностью подтвердил, что это правда - безпоповцы, по крайней мере на Алтае поражены чумой всяческого магизма. Собственно именно это ему открыло глаза на безпоповство, когда ему в руки в начале 90-х попалась Кормчая, и он увидел, что многое из творимого ими есть вещи проклятые.

rasergiy: Сергiй Аветянъ пишет: Или Вы считаете, что подпоясываться на Руси стали только с принятием христианства? Вот уж чего не знаю, того не знаю)) Ныне то он имеет именно символическое значение. Не для всех конечно

Сергiй Аветянъ: rasergiy пишет: Ныне то он имеет именно символическое значение. Вы хотите сказать, что если бы не символическое значение, то рубаху бы Вы не подпоясывали? Так бы и ходили в распашонке? Не нужно говорить ерунду. Символическое значение имеет скорее пояс носимый на теле с крещения (правда не всеми )

Severo: Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Исуса Христа. (1Пет.1:13) Мне кажется, что все же нужно ум свой препоясывать...А не брюхо веревочкой. И Христос наверняка это и имел ввиду. А "препоясаться" скорее символично значит быть на готове, как и написал Сергий, что в распашонке гостей встречать или дело делать неудобно. Но при чем тут кожанная куртка, рубашка, брюки с туфлями и веревка на пузе на голое тело?

Сергiй Аветянъ: Severo пишет: Но при чем тут А при том, что когда реально предъявить нечего, начинается широчайшее символическое и ритуальное творчество. (см. тему про миропомазание) К слову, разумное последование и ритуал сами по себе могут быть носителями весьма положительного и дисциплинирующего характера, особенно если дело касается соборного устроения. Они даже могут (кратковременно) удержать ослабевшего человека в сложный момент, просто в силу привычки и выработанного годами автоматизма. Однако, это не значит, что всю эту атрибутику нужно возводить в столп и основание веры (куда там Евангелию до лаптей!) и превращать в театральный реквизит, который снимается тут же по окончании представления. Очень важно соблюсти грань между уважением и применением традиции и возведением её в абсолют. Иначе от веры один маразм останется. Тут Илья Николаевич Поляков хорошо САПу разъяснил: По традиции, говорите? А от кого традиция-то? Вот Вы, как выяснилось, не различаете в произношении «дебелую» и «тонкую» «иже», хотя в выгорецкой традиции чтения их принято было различать. И я не думаю, что даже после того, как я указал Вам на этот факт, Вы измените своим привычкам. Ваши дети, воспринимут Вашу манеру произношения. И если они окажутся столь же последовательны, как и Вы, то рано или поздно возникнет самостоятельная традиция чтения. И при контакте с носителями иной традиции, с теми же поморцами, к примеру, Ваши потомки не моргнув глазом будут утверждать, что все истинноправославные христиане ВСЕГДА читали так, как читают они, а все отличия у иных чтецов – результат никонианского влияния! Ну в самом деле, не могли же их благочестивые предки неверно читать священные тексты! Вы в квартире прибираетесь? Ну вот и традиция - это такая же квартира, из которой периодически надо выметать мусор и залезать тряпочкой в самые дальние уголки. Иначе "традиция" очень быстро превратится в свалку неработающих вещей.

А. Гоголев: Severo пишет: нужно ум свой препоясывать...А не брюхо веревочкой У кого брюхо, а у нас чресла… И как, в Отечестве нашем, при крещении, с спокон веков перепоясывались, так и делать будем.

Дмитрий: Пояса на Руси носят с языческих времен, и у язычников они имели глубокий смысл, и узоры имели магическое значение. Но христиане начали носить пояса когда русских ещё не было. С принятием христианства и у Русских пояса стали носить христианское значение. В наследство от язычества остались традиционные узоры и многие обряды связанные с поясом. Так на то мы и русские что самобытность свою сохраняем вместе с христовой верой. А если от самобытных древних традиций откажемся, оставив одну только мертвую голую схаластику, так быстро в свидетели иеговы скатимся.

Иулиания: Пояса староверы носят. Как лицевые, так и сподние. Лицевой пояс (на показ) может быть очень даже простенький.Скорее всего он будет именно такой. У староверов не принято кичиться внешним помпезным богатством. Хотя иногда встречаются и кушаки для праздников (свадьбы или какого-то другого торжества), более роскошные - браные, золотного шитья, просто вышитые, тканые итд. Сподний пояс делается как для мужчин, так и для женщин. Его ткут на дощечках женщины Роды или доверенные староверские мастерицы. На нём выкладывают-ткут (из нитей, конечно) родовые знаки и слова молитвы. А какие-такие знаки и слова какой-такой молитвы, про это болтать не принято, тем более уж среди ищущих какой-то "магии" внешних посадских... Сподний пояс вообще показывать никому нельзя (тем более женщинам). Это большой грех и стыд!

Агния: Иулиания пишет: внешних посадских.. Иулияния, какие посадские в 21 веке, дачники что ли? И откуда Вы взяли что кому-либо нельзя показывать пояса и молитвы на них? :) Что за суеверия, простите Бога ради.Если у Вас есть старинный или современный пояс с молитвой спокойно показывайте всем, кому нравится. Иулиания пишет: Сподний пояс вообще показывать никому нельзя (тем более женщинам). Это большой грех и стыд! Теперь понятно почему я ни разу и не видела ) Иулиания пишет: женщины Роды А что это за Рода, про которую Вы в каждом сообщении пишете? Если это родня, то почему с большой буквы? У язычников есть бог Род, Вы случайно не с их форума заблудились?

Jora: Иулиания пишет: Его ткут на дощечках женщины Роды или доверенные староверские мастерицы. На нём выкладывают-ткут (из нитей, конечно) родовые знаки и слова молитвы. А какие-такие знаки и слова какой-такой молитвы, про это болтать не принято, Бред.

Severo: Агния пишет: У язычников есть бог Род, Вы случайно не с их форума заблудились? Похоже да. В теме о кольцах моей почитай

Агния: Severo , да ваще. Посадские интересующиеся магией, Рода мужа, тайные обережные пояса с "секретными молитвами", родовые знаки на обручальных кольцах.... Не знаю как вы, я такого "староверия" не знаю :)

Severo: Может она перепутала староверов со "староверами" - которыми себя язычники любят ныне именовать?

Иулиания: Я ВСЁ поняла. Больше сюда не приду. Доказывать что-либо не имеет смысла. Ничего не носите, всё отрицаете - как говорят современные сугубо светские люди "ваше право". Можете зачистить всё , что я здесь говорила. Ничего больше рассказывать не буду. Извините. Спаси, Господи.

Агния: Иулиания пишет: Извините. Спаси, Господи. Аминь , Бог простит. И нас прости Христа ради.

Severo: Иулиания а чего истерить? Можно объяснить какое отношение эти "Рода", пояски с заклинаниями и сушенные попки маленьких обезьянок имеют к Православию?



полная версия страницы