Форум » Беседы форумчан » "Златоуст" (избранные цитаты) » Ответить

"Златоуст" (избранные цитаты)

Людмила: Сия святая и богодохновенная книга, нарицаемая Златоуст, напечатася с древлеписменнаго перевода вторым тиснением в християнской типографии, при Преображенском богаделенном доме, в Москве, в лето 7421 (издание Российского Совета ДПЦ, 2010).

Ответов - 30

Людмила: Не того бо ради (мы) сотворени быхом, да ямы и пием, и облачимся в красная, но да угодим Господеви, и будущая благая получим. («Златоуст», сл. 107-е).

Людмила: Аще бы ведал человек, какое блаженство потеряет, и какие славы и радости лишится, егда удален будет от Бога и святых Его, и в какие впадет муки, самохотения ради своего, и лености, то бы непрестанно плакал день и нощь, и на всякий час, и молился бы Богу с сокрушением и слезами. («Златоуст», сл. 107-е).

Людмила: Един день в оном веце во Царствии Божии, лучше тысящи лет века сего. («Златоуст», сл. 107-е).

Людмила: На се бо создан всяк человек, еже душею славити Бога, телом же поклонятися Ему. Ангели убо на небесех Бога славят, а человецы на земли поют. Вся убо дела разна суть ангелом и человеком, молитва же едино есть дело ангелом и человеком. («Златоуст», сл. 107-е).

Людмила: Аще бо кто в житии сем что изгубил, злато, или ину кую вещь, то ину в тоя место обрящет: а время покаянию изгубльши, или день, или час, то другаго в того место не обрящеши. Не телесна бо вещь сия, но духовна и разумна: аще же и видима есть, но неосязаема. Темже рече Господь: бдите прилежно и молитеся по вся часы, да не внидите в напасть. («Златоуст», сл. 11-е).

Людмила: Не того бо ради сотвори нас Бог, да скотски поживше, в вечную муку пойдем, яже есть уготована диаволу и аггелом его: но малогодно потрудившися в веце сем, прейдем в вечную жизнь, юже обеща прияти нам, соблюдшим заповеди Его. Темже не льстимся братие, вдавающеся житию сему: житие бо се кратко есть, а мука долга, никогда же покоя, ни конца имущи. («Златоуст», сл. 11-е).

Людмила: Устави (Бог) урок жития человеком на земли предопределенное время, да изберет в сие святых, живших по закону Божию, и теми исполнит чин ангельский, спадший с небес. Сего ради вельми завидит диавол роду человеческому, и не престает прельщая человеки, хотя ны враги Богу сотворити, якоже и сам: да якоже он отпаде от Бога, такоже и нас творит. («Златоуст», сл. 107-е).

Людмила: Не вси бо знающии Бога спасаеми суть, но творящии волю Его. («Златоуст», сл. 108-е).

андрей юрьевич: Думаю в этой теме надо помещать цитаты не только из Златоуста, а вообще все любимые цитаты этого отца и учителя Церкви, верно?

андрей юрьевич: В чем смысл трехпогужательного Крещения цитата: ". А что вода потребна и необходима, это можешь узнать вот из чего: однажды, когда Дух сошел, прежде употребления воды (Деян. 10:44), апостол не остановился на этом; но смотри, что сказал он о воде, как о веществе необходимом и не излишнем: "кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа" (Деян. 10:47). Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, -выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: "мы погреблись с Ним крещением в смерть" (Рим. 6:4); также: "ветхий наш человек распят с Ним" (ст.6); или: "мы соединены с Ним подобием смерти Его" (ст. 5). Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. "Крещением", говорит Христос, "которым Я крещусь, будете креститься" (Марк. 10:39). И в другом месте: "крещением должен Я креститься" (Лук. 12:50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел – воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробе) три дня." (Златоуст, толк. на Иоанна, беседа 25)

Людмила: Андрей Юрьевич, совершенно верно: именно это и имелось ввиду. Спаси Христос!

андрей юрьевич: Людмила Тогда еще одна полезная цитата, которая ниспровергает ужастики озвученные никонианской "старицей" Антонией про абортируемых детей. О детях, убитых еще в утробе.Златоуст говорит: цитата: "Души праведных в руках Божиих, и если так происходит с душами праведных, то же происходит и с душами детей, поскольку их души лишены порока."

Людмила: Что бо требует от нас, земных Небесный Царь, иже всего блага исполнен; хвалы ли; но хвалят Его присно ангели. Поклонения ли; но поклоняются Ему вся небесныя силы. Желает же того, еже на пользу нам и на спасение. Требует бо милостыни, желает кротости, любит мир. Темже ты чадо, сотвори волю Его вмале, а Он твою во веки. Даруй Ему малое, возьми от Него вечное. Даждь единою, возьми сторицею. Присвойся Богови, да врагом своим видимым и невидимым страшен будеши. («Златоуст», сл. 108-е).

Людмила: Разумей же, чадо, суету века сего, и виждь скоро распадающуюся плоть нашу. Днесь бо растуще веселимся, а утре гробу предаемся и истлеваем. Темже в малем сем житии взыщи вечныя жизни, идеже несть ни скорби, ни печали, ни воздыхания, ни сетования: но всегда радость и веселие, и свет немерцаемый паче солнца светящ. К той жизни по вся дни тщися, и о той выну помышляй. Буди ти спящу возглавие, мысль небесныя радости: востающу же ти брашно, память Царства Небеснаго. («Златоуст», сл. 108-е).

андрей юрьевич: О пользе слушания Слова Божия: цитата: "Как от бездействия рождается ленность, так и от упражнения появляется усердие.Поэтому,хотя бы ты был исполнен бесчисленным множеством грехов,хотя бы ты был нечист,- не убегай от здешнего собрания.Но что же скажешь, если я слушаю, но не исполняю? Не малое приобретение и это - признать себя достойным сожаления.Не бесполезен и этот страх: не бесплодна и эта боязнь.Если только будешь сокрушаться о том, что, слушая, не исполняешб, то неприменно приидешь когда нибудь и к исполнению." (И.Златоуст)

Людмила: Несытый имения, подобен есть пиянице, иже любит упиватися много: лихоимец же любит собирати много. Якоже работает пияница питию, такоже и несытый работает имению, собирая неправдами. Лихоимца очи мзда ослепляет: а пияницы хмель омрачает. Оный скупостию оглох, не слышит вопля нищих, а сего пиянство глуха сотвори, не слышит бо Божественных словес чтомых. Оба раба диаволу, а не Богу: оному убо лихоимство, другому же чревоненасытство: пияница и лихоимец брата еста. Темже да не укоряет лихоимец пияницы, ни пияница лихоимца. Апостол Павел глоголет: лихоимец и пияница Царствия Небеснаго не наследят: оба волю диаволю сотворяют. О лихоимче, вжегл ли еси свещу свою в церкви, и приидет он иже тобою обидимый, сирота или вдовица, и воздохнет на тя к Богу, и пролиет слезы, и свещу твою угасит. О лихоимче лицемере, лучше бы тебе не грабити, и не обидети, нежели храм Божий просвещати неправедным собранием. Лучше помилуй тех, ихже еси обидел. Се бо лютость, а не милостыня, еже сирот обидети, а иных миловати: иных порабощати, а иных наделяти. Того бо есть истинная милостыня, иже всегда правду творит, и от своих праведных трудов неимущим подает. («Златоуст», сл. 16-е).

Людмила: Любимая моя братия и сестры, имейте всегда страх Божий пред очима своима, и час смертный вспоминайте, и оны страшныя муки, уготованныя грешником. Всем бо не творящим воли Божия, люто будет осуждение. Братие, или мук боящеся, останите злая деяти, яже на пагубу души: или Небеснаго Царства желающе, потщимся добродетельно пожити в худем сем веце. Вся бо света сего временна и тленна суть, богатство и славу человека смерть приемлет: а онамо вся нетленна суть, ни конца имуща, ни числа летом, ни времен пременения. («Златоуст», сл. 17-е).

Людмила: О любимицы, видим убо кождо нас, яко век сей скоро кончается: мнози бо на одрех возлегоша в вечер, заутра же не восташа, но отидоша от жития сего. Что же тогда человек может добро сотворити; ни покаятися, ни Тела и Крове Сына Божия восприяти. В чем же постигнет ны смерть, в том и осудит ны Бог, или в добродетели, или в злобе. Тем убо братие, внимаем себе, а чужия грехи не осуждаем. Аще бо не осуждаем, то и сами не осуждени будем. Кийждо бо нас о своих делех ответ даст пред Богом: никому же никто же тамо поможет, ни отец сыну, ни сын отцу, ни брат брату: но когождо своя дела спасут, или погубят. («Златоуст», сл. 17-е).

андрей юрьевич: "Наша душа,будучи беспечной,имеет нужду в постоянном напоминании.И как тело ежедневно нуждается в телесной пище,чтобы не впасть в совершенное расслабление и бездеятельность,так и душа требует духовной пищи и наилучшего управления,чтобы утвердившись в навыке к добру,ей быть наконец неуловимой кознями лукавого."(И.Златоуст)

Людмила: Блажен иже обрете премудрость и разум: лучше бо есть искати мудрости, нежели злата и сребра. И паки: мудрый не кует на друга зла, гордый же и несмысленный свар воздвизает. На гордых клятва Господня, а на смиренных Господня милость, от ныне и до века. («Златоуст», сл. 22-е).

Людмила: Буди уповая во всем на Бога, а о своей мудрости не возносися, да право ходит нога твоя, и не имать претыкатися. («Златоуст», сл. 22-е).

Людмила: Аще взыщеши премудрости паче злата и сребра, тогда уразумееши страх Божий, и разум обрящеши: яко Господь дает разум, и премудрость, и спасение. («Златоуст», сл. 22-е).

андрей юрьевич: Про смирение, и опасность которая кроется в добродетельной жизни: цитата: "Не столько грешнику, сколько добродетельному нужно заботиться о смирении.Почему так? Потому что грешник понуждается к смирению совестью, а добродетельный, если не очень бодрствует над собою, как будто подъятый ветром, превозносится и тотчас омрачается подобно известному фарисею2(И.Златоуст) Т.е. опасность добродетельного кроется в том, что он, видя что ни в чем не согрешает, начинает внутренне превозноситься.....а это хуже всего, ибо и дьявол был уловлен этим...хотя и был ангелом...

Агния: Святитель Иоанн Златоуст о Целомудрии.

андрей юрьевич: Дети не отвечают за грехи родителей. цитата: "Что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию,но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах. Так например: душа согрешающая, та умрет(Иез.18,20)и еще: да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы(Втор.24,16)....нечестие предков не расстраивает вовсе нашу природу.Вот эти ниневитяне, которые своим покаянием заслужили милосердие Божие и отклонили (произнесенный на них)приговор Господа, имели прародителем сперва Хама,...,а потом Неврода...Но так как ниневитяне захотели показать искреннее раскаяние, то нечестие предков и не повредило им; напротив, они приобрели такое благоволение свыше, что даже доныне прославляются за свой подвиг покаяния. Итак им то будем и мы подражать, и зная, что ни пороки предков не повредят нам, если только сами захотим быть внимательными, ни добродетели предков не принесут нам никакой пользы, если сами мы будем баспечны...(И.Златоуст)

Людмила: Уста смиренных учатся премудрости, а величавых еретичеству. И паки писано есть: малоумный завидя умному впадает в ереси. («Златоуст», сл. 22-е).

Людмила: Несть милости не сотворшим милости. О горе неправо судящему, по делом бо его судится ему. Писано бо есть: не спасет князя княжение, ни епископа епископство, и ни кий же сан сановников: но кииждо в своем чину просияет, заповеди Господни сохраньше. («Златоуст», сл. 22-е).

Людмила: Иже не послушает молящагося, и той начнет молитися Богу, и Бог его не послушает. А иже поминает вражду, законопреступник есть, и молитва его неприятна будет Богови. («Златоуст», сл. 22-е).

Людмила: Неции убо содержаще веру православну, не творяще же заповедей Божиих, мнятся единою верою спасени быти. Друзии же живуще благочестно, о вере же небрегуще, аки мзды должны ожидают: обои же Царствия Божия не обретоша. («Златоуст», сл. 25-е).

Severo: Людмила пишет: Неции убо содержаще веру православну, не творяще же заповедей Божиих, мнятся единою верою спасени быти. Друзии же живуще благочестно, о вере же небрегуще, аки мзды должны ожидают: обои же Царствия Божия не обретоша. («Златоуст», сл. 25-е). Аминь((



полная версия страницы