Форум » Беседы форумчан » позиция РПСЦ (ДЦХ БИ) во времена ВОВ » Ответить

позиция РПСЦ (ДЦХ БИ) во времена ВОВ

павел_кл: сперва-наперво хотелось бы определить мою личную позицию как противника фашистов, но это моя личная позиция, а мне бы хотелось (хоть и не вовремя, простите, но другого времени у меня нет), разобраться в позиции церкви во времена ВОВ. почитывая вики про тогдашнего Архиепископа Иринарха нашел следующее: [quote]В период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов призвал старообрядцев оказывать всяческое противодействие врагу на оккупированной территории в рядах партизан и доблестно служить в Красной армии[/quote] а на странице про Белокриницкого Митрополита Иннокентия следующее: [quote]После того, как в 1937 году у старообрядческих приходов, расположенных в Маньчжурии, прервалась переписка с епископом Афанасием (Федотовым), настоятель харбинского Петропавловского храма о. Иоанн Кудрин обратился к митрополиту Белокриницкому Пафнутию (а после его смерти — к митрополиту Белокриницкому Силуяну) с просьбой о принятии харбинского Петропавловского прихода в ведение Белокриницкого митрополита до времени падения в России коммунистического режима (из иерархов РПСЦ на свободе в 1939 году оставался только епископ Калужский и Смоленский Сава). В 1940 году митрополит Белокриницкий Силуян ответил о. Иоанну Кудрину, что принимает «Свято-Петропавловский приход в ведение Белокриницкой митрополии, к которой он отселе и будет принадлежать, но принимаю не непосредственно в своё ведение, а поручаю его Кишиневскому епископу Иннокентию». В связи с захватом Белой Криницы Красной армией, епископ Иннокентий не смог приступить к окормлению маньчжурских старообрядцев. В конце июня 1940 года Бессарабия отошла к СССР. Епископу Иннокентию пришлось покинуть Кишинёв. Он поселился в Тулче и получил титул епископа Тульчинского.[/quote]это все страницы вики и тут видится явное противоречие в их действиях. можно предположить, что каждый действовал в соответствии с его собственным окружением и не хотел противиться противоборствующим властям. вот в РПЦ было нечто похожее, кто был в Москве - призывали прихожан защищать отечество, а РПЦз призывали бороться с богоборческим режимом большевиков. [more][quote]https://www.youtube.com/watch?v=RAr1Jnp7h0g[/quote] [img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/%D0%97%D0%B0_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%83_%28%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0%29.jpg[/img] из статьи "Русский коллаборационизм во время Второй мировой войны":[quote]На духовный коллаборационизм гитлеровцы возлагали особую надежду. Если Советская власть считала Церковь и священнослужителей своими врагами, нацисты рассматривали их как своих потенциальных союзников. Они рассчитывали на всестороннюю помощь со стороны духовенства при осуществлении своей оккупационной политики на территории СССР. О месте религии в своих оккупационных планах в своем открытом отчете «Об отношении к русскому гражданскому населению» от 26 ноября 1941 года командующий тыловой армией северных областей сообщал: «Церковь начинает приобретать в народной жизни растущее значение. С успехом и усердием трудится население над восстановлением церквей. Церковная утварь, припрятанная от ГПУ, вновь начинает находить свое место. Старое поколение через церковную жизнь входит в сношение со старыми привычками и обычаями, с реальностью, которая, само собой разумеется, присуща русским в религиозных вещах». История "православия на службе у Гитлера" восходит даже не к началу Отечественной войны, а к заре советской власти, когда Афонский старец, о. Аристоклий перед своей кончиной в Москве пророчествовал: «Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие». А в июне 1938 года митрополит Анастасий, представитель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, написал Гитлеру позорное коленопреклоненное благодарственное письмо в связи с открытием Берлинского соборного храма, в котором есть такие строки: «Не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности. Ибо и эти последние находят в нашей Церкви свое освящение и увековечение. Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета» ("Церковная жизнь", 1938, №5-6). Всё бы — ничего, если бы этим всё кончилось, но с этого только всё началось. В июне 1941 года, уже после нападения Германии на СССР, другой православный отец, архиепископ Серафим, обратился к пастве с Воззванием, часть которого я вынужден процитировать: «Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Наконец-то наша вера оправдана!.. Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба… "Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, — исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!». Слышу голоса наших, что здесь речь идет о деятелях Русской Православной Церкви Заграницей — раз, и о реванше церковников за большевистский разгром РПЦ — два. Если бы так! Потому что всё это — не более чем прелюдия к массовому предательству православного духовенства! Здесь можно привести десятки церковных документов, датированных 1941-1943 гг., в которых отцы русского православия (Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской — «Новое слово», №27 от 29.06.1941), митрополит Серафим (Лукьянов) («Церковная жизнь», 1942, №1), Всебелорусский Церковный Собор, архиепископ Филофей (Нарко), епископ Афанасий (Мартос), епископ Стефан (Севбо) («Наука и религия», 1988, №5), митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), митрополит Серафим, протопресвитор Кирилл, священник Апраксин, капелланы РОА (А.Киселев, К.Зайц, И.Легкий и многие, многие другие) "упражнялись" в славословиях Гитлеру за нападение на СССР: «Началось исчезновение демонских криков "Интернационала" с земли русской», «Это будет "Пасха среди лета"», «Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого Вождя», «Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ярма», «И нет слов, нет чувcтв, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру, возстановившему там свободу вероисповеданий, возвратившему верующим отнятые у них храмы Божии и возвращающему им облик человеческий» и пр., и пр., и пр. Казалось бы, в последней здравице Гитлеру раскрыта причина предательства представителей РПЦ — долгожданное освобождение церкви от большевитского ига. Но как тогда быть с родиной, с уничтожаемым фашистами православным русским народом, с тотальным геноцидом соотечественников Иисуса Христа?.. А — никак! Из Пасхального Послания Митрополита Анастасия, 1942 г.: «...Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду уже запела... "Христос Воскресе!"» («Церковная жизнь», 1942, №4). Самое важное здесь — даже не предательство православных иерархов, а массовость перехода русского священства на сторону врага. В сотнях восстановленных и открытых немцами православных храмов русские попы возносили молебны победам оккупантов в переполненных паствой соборах. Это не мои придумки — так выполнялось предписание церковного циркуляра от июня 1942 года, подписанного протопресвитором Кириллом — «Совершать молебны о даровании Господом сил и крепости германской армии и ее вождю для окончательной победы…» Немцы прекрасно понимали роль церковников, хорошо финансировали возрождаемые церковь и клир, 30-тысячным тиражом выпускали газету «Православный христианин» и быстро обратили «в свою веру» служителей православного культа. Германское командование использовало русских священников в оккупированных районах для сбора сведений разведывательного характера, а также информации о настроениях населения. На Северо-Западе России была образована так называемая «Православная миссия в освобожденных областях России». В свом первом обращении к верующим она призвала всех «возрадоваться своему освобождению». Помимо ведения активной пропаганды и сбора сведений о политическом и экономическом состоянии районов, «Православная миссия», по предварительным данным, предала в руки немецких контрразведывательных органов 144 партизан и советских патриотов, проводивших активную борьбу против немцев. Я убежден в том, что резкое изменение отношения Сталина к РПЦ во многом обязано не его «прозрению», а слепому копированию тщательно продуманных действий фашисткого командования по «вербовке» православных «духовных отцов». [img]https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-TQXLxtEIG7I%2FU6reidhfZEI%2FAAAAAAAANeY%2FvwynppMdakE%2Fs1600%2F%25D0%2591%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258E%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B0%2B3-1.jpg&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*[/img][/quote] [/more] так вот у меня вопрос: с точки зрения православия как верно было поступить в той ситуации - сражаться с богоборческим режимом большевиков на стороне захватчиков и убийц или сражаться плечом к плечу с как минимум атеистами и антихристами разрушившими (пусть в основном и РПЦ но и РПСЦ тоже) храмы? только не подумайте, что я тут пытаюсь оправдывать фашизм - нет! мне его тут на Украине достаточно. я просто видел кадры как РПЦ благословляли фашистов на борьбу с большевизмом (чет не могу найти этого ролика) и подумал, что церковь не могла же благословлять большевиков на борьбу против фашистов, так как большевики же были безбожниками. тут получается - враг моего врага мой ... - а вот тут именно тот случай, когда нельзя сказать "друг", ибо те фашисты хоть и против богоборцев большевиков выступали, но выступали же еретиками латинянами! вот и получается: еретики против безбожников! - а что делать нам? п.с. тут как бы проскакивает вопрос об праздновании православными християнами 9 мая - день победы кого? п.п.с. еще раз повторюсь, что тут не идет речи об оправдании фашистов тех часов и нынешних, тут идет речь о непростой ситуации, в которой оказалась церковь. (к сожалению материала по РПСЦ мало, потому брал хронику РПЦ, а интересует именно роль РПСЦ во времена ВОВ).

Ответов - 7

Елена Антошина: павел_кл пишет: почитывая вики про тогдашнего Архиепископа Иринарха нашел следующее: цитата: В период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов призвал старообрядцев оказывать всяческое противодействие врагу на оккупированной территории в рядах партизан и доблестно служить в Красной армии а на странице про Белокриницкого Митрополита Иннокентия следующее: цитата: После того, как в 1937 году у старообрядческих приходов, расположенных в Маньчжурии, прервалась переписка с епископом Афанасием (Федотовым), настоятель харбинского Петропавловского храма о. Иоанн Кудрин обратился к митрополиту Белокриницкому Пафнутию (а после его смерти — к митрополиту Белокриницкому Силуяну) с просьбой о принятии харбинского Петропавловского прихода в ведение Белокриницкого митрополита до времени падения в России коммунистического режима (из иерархов РПСЦ на свободе в 1939 году оставался только епископ Калужский и Смоленский Сава). В 1940 году митрополит Белокриницкий Силуян ответил о. Иоанну Кудрину, что принимает «Свято-Петропавловский приход в ведение Белокриницкой митрополии, к которой он отселе и будет принадлежать, но принимаю не непосредственно в своё ведение, а поручаю его Кишиневскому епископу Иннокентию». В связи с захватом Белой Криницы Красной армией, епископ Иннокентий не смог приступить к окормлению маньчжурских старообрядцев. В конце июня 1940 года Бессарабия отошла к СССР. Епископу Иннокентию пришлось покинуть Кишинёв. Он поселился в Тулче и получил титул епископа Тульчинского. И какое Вы тут видите противопоставление? РПСЦ к коллаборационизму никакого отношения не имеет. День Победы над фашистами чада РПСЦ, как и все граждане России (и многих других стран) почитают! Простите Христа ради, по-моему какая-то надуманная у Вас тема.

Симеон: конечно, Церкви бы лучше оставаться в стороне от всех войн мирских, но это не возможно, верующих людей также призывают на войну, а благословлять нужно христиан, которые идут защищать свою Родину - думаю так, ведь и преп.Сергий Радонежский благословил христиан на битву с захватчиками, а вот в политике Церкви участвовать не пристало никоим образом.

Евгений Иванов: Оккупация в 39 ом части Румынии и других стран восточной Европы - совместное преступление ссср и рейха. ( см. Пакт Молотова Риббентропа). ДО 41 года было 2 года немецкой оккупации польши, было на что посмотреть и понять, что наци никакие не освободители


Елена Антошина: Евгений, прости Христа ради, ты как-то путано написал. Оккупация Польши Германией началась 1 сентября 1939г., то есть уже после подписания пакта Молотова-Риббентропа (23 августа 1939г.) Указанный пакт – это политика. К вопросу ….. (Павла кл) не относится.

Евгений Иванов: Так и часть Румынии ссср по тому же пакту захватил. Поэтому, наше священноначалие и писало об оккупации. И Румыния тогда была без Антонеску. А нападение германии на ссср - это уже воевать в красную армию без вариантов. Даже деникин и вертинский тогда на фронт просились

Severo: павел_кл пишет: мне его тут Трудно от Черновцов до Белой Криницы добраться?

павел_кл: Severo пишет: Трудно от Черновцов до Белой Криницы добраться? то есть?!?



полная версия страницы