Форум » Беседы форумчан » Чем молитва отличается от заклинания? » Ответить

Чем молитва отличается от заклинания?

р.Б.А.: Чем молитва отличается от заклинания? Есть ли отличие по сути и по форме?

Ответов - 10

Константин Беляев: Есть множество литературы о древнерусских заговорах.

Konstantino: Константин Беляев пишет: Есть множество литературы о древнерусских заговорах. а чем древнерусское волхование отличается от современного или не русскаго?

Сергiй Аветянъ: Константин Беляев пишет: Есть множество литературы о древнерусских заговорах. А есть немало литературы и о христианских заклинаниях. Ты, Константин Беляев, если не понимаешь о чём вопрос, лучше не встревай. Ответить на этот вопрос ты всё равно не сможешь.


А. Гоголев: По словаарю В. Даля Молить маливать кого о чем; просить смиренно, покорно и усердно. Моли Бога о себе и за нас. Прошу и молю тебя, не делай худа. Кто в беде Бога не маливал? Говорят о пище : молить, благословлять и есть, с обрядами, первинку, новинку : молить кашу, вор. тамб. варить молочную кашу впервые после новотела. Я ныне ягодок еще немолила, твер. не ела первинки. Говорят и молит корову : впервые, после новотела, варят кашу на молоке, ставять ее на стол с блюдом, в котором сено, овес и хлеб; молятся и едять кашу, а блюдо относят корове, и с этого времени едят молоко ее. Резать, колоть животных, по обряду или обычаю (вор. вят.), например поросенка на Васильев вечер, или курицу на день Космы Дамиана и пр. Вероятно выражение это осталось еше от язычества; в каз., чуваши и черемисы молят или чуклят, приносят на жертву первый хлеб; в симб. мордва по весие молить птицу, овцу, черную и рыжую корову, на мирской счет села; в вят. не говорят : резать, бить, колоть скотину, а всегда молить : Сегодня мы молили убоинку, били скотину. Он зычал меня молить опойка, звал бить теленка, -ся, кому о чем или за что; молить, смиряясь просить, благодарить. Молиться Богу, сознавая ничтожество свое перед Творцом, приносить Ему покаяние свое, любовь, благодарность и просьбы за будущее. Я ему чуть не молился, на столько уважал его, ставил выние себя. Перм. сиб. просить у кого, выпрашивать; вор. говеть. Кто в море не бывал, досыта Богу не маливался. Богу молись, а сам не плошись. Богу молись, а к берегу гребись. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет (расшибет). Без толку молимся, без меры согрешаем. В лесу родились, пенью молились. На зло молящего Бог не слушает. И вор Богу молится (прибавк. да черт молитву перехватывает). Работай - сыт будешь : молись - спасешься; терпи - взмилуются. Бог с вами, а о грехах молитесь сами. Господь с вами, а богам молитесь сама. Правда в дело и годится, а в кивот (ее) поставить, да молиться. К кому еду, тому и молюсь. Которому вы чудотворцу молитесь, что у вас у всех молодые мужья! Ни пьяного молитва, ни голодного пост (не доймет, не поправит). Что тому богу (святому) молиться, который не милует! Не про лукавого молитва читается, а от лукавого. Как ни молись, Бог все услышит. Не всяк царя видит, а всяк за него молит. Не годится Богу молиться, так годится горшка покрывать! дразнят суздальских богомазов. Молись Богу! прощайся с жизнью. Ни рожен, ни ряжен, а Богу молится? (очеп). Без рук, без ног, Богу молится? очеп, журавец. Взмолюсь я Господу. У кремня не вымолишь. Домолились дождя. Замаливай грехи. Испостился, измолился в нитку. Намолили ведра, ан засуха изняла. Обмолил и окропил всех, благословил. Отмолясь, да за дело. Не торопись, наперед Богу помолись. Всех перемолил, благословил. Промолился долго, умолил мало. Умоляю тебя, не откажи! Моленье ср. длит. мольба, молитва ж. об. действие по глаг. и самое содержание, суть просьбы. Моление бывает втуне. Мольбами зовут и церковные празднества (вост.), по местным установлениям в обычаям, с молебствием, в память каких-либо событий : также молебны и пиры по обету, и приходские престольные праздники. Молитва Господня, Отче наш. Давать молитву, молитвовать родильницу и младенца, в день родов, обряд совершаемый священником, при дальности которого крестьяне привозят домой молитву в шапке. На сороковой день совершают сороковую молитву. Хоть в шапке принеси, да чтоб была молитва! Через лес молитву дает (невпрок пошла). Молитву твори, а муку в квашню клади. Вашими молитвами живем. Украв часовник (или часослов), да : "Услыши, Господи, молитву (или правду) мою!" Денежна молитва, что острая бритва (все грехи сбреет). Молитва места не ищет. Пению время, молитве час. Не хлебом живы, а молитвою. Послушание паче поста и молитвы. С молитвой на устах, с работой в руках. Моленый, моленый вост. баженый, сердечный, желанный, любезный, милый, дорогой; освященный, благословенный; выпрошенный, вымоленный. О живности, скоте : резанный, колотый, битый на пищу. Моленый ты мой, насилу тебя дождалась! Моленая кутья. Моленый отец, крестный, посаженный, и тесть или свекор. Моленое пиво,моск. тул. общинное, складчиной, на Козьму и Дамиана, на Святую. Моленое дитя, вымоленное, выпрошенное у Бога. Правда кус моленый; неправда - проклятой. Моленная, молельня ж. особая комната в доме для молитвы; особое здание, помещение, для той же цели, по недостатку церкви, либо у иноверцев, у раскольников и пр. Молельница, мольбище ср. общее название места или здания или сборища для мольбы. Моленный, молельный, мольбищный, к молельне относящийся. Моленник м. -ница ж. прихожанин моленной, не церковник. Моленик м. новг. именинный пирог. Молево, моленина ж. моленая, благословенная пища; убоинка, мясо. Молины ж. мн. твер. гостинец, съестное, печенье, лакомства, особенно свадебные. Молительное письмо, умоляющее, просительное. Молитвить или молитвовать кого, давать кому, либо совершать над кем молитву. Молитвить птицу, скотину, кур. вят. молить, бить и колоть благословясь; -ся, быть молитвуему. Молитвенный, к молитве относящийся. Молитвенник м. книга молитв или молитвослов, сборник молитв. Молитвеница ж. моленная, место собрания для молитв. Молитвенник, -ница (церкв.), молебщик, -щица, молельщик, -щица, кто молится, богомолец, стоящий на молитве. Молильница ж. калужск. канунщица, псалтирница, богомольная девка, не идущая замуж, а читающая по домам кануны, псалтырь по усопшим; богородка. Молебен м. короткое богослужение, в виде благодарности или просьбы. По молебну и плата, а по деньгам молебен, по покойнику канун. Пой молебен тому святому, который милует. И молебен пет, да легче нет (да пользы нет)! И молебны петы, да пользы нету. Он по карманам молебны служит. Зашел чужую клеть молебен петь. Люди за молебен - семька и я пристану (даром)! Хлеб-соль ел, а молебна не отпел. -бенный, к молебну относящийся. -бенник, книга, содержащая чин, обряд молебнов. Молебный, молебенный; просительный. Молебно нареч. моля, умоляя, с моленьем. Молебник м. молебница ж. или молебщик, -щица, молельщик; кто служит заказной молебен. Молебница, моленная, часовня. Молебствие, -ство ср. всенародный молебен, общее приношение Господу благодарности, просьбы. Молебствовать, совершать молебствие. Моляк м. (одного корня?) ниж. мордовские праздники, оставшиеся в памяти с языческих времен. Он не моляка, не велик богомол. Молитвословить, молиться, приносить Богу молитву. -словие, -деянье, -приношенье ср. моленье, мольба, молебствие. Заклинать заклясть что, заповедать, заказывать запрещать под страхом проклятия, кары небесной; - кого, упрашивать, умолять всем, что дорого свято; заговаривать, завораживать, заколдовывать. Умеючи и заклятый клад вынимают. Заклинать духов, призывать. Заклятый, заклятой враг, вековечный, непримиримый. -ся, закаиваться, зарекаться, принять клятву или обет не делать вперед чего; божиться и клясться, отрекаясь, что де не знаешь, не делал чего; начинать клясться, ротиться, стать божиться. Заклинанье ср. длит. заклятие окончат. действ. по знач. глаг. на ть и на ся. На это дело ты меня никакими заклинаниями или заклятиями не умолишь. Этот клад положен с заклятием : на три головы молодецкие! Заклинательный, к заклинанию служащий. Заклинатель м. -ница ж. кто заклинает, молит, просит; вызыватель духов, или повелевающий ими.

Константин Беляев: Сергiй Аветянъ пишет: лучше не встревай Сергий, зачем ты так написал?

Сергiй Аветянъ: Константин Беляев пишет: Сергий, зачем ты так написал? Ты мало процитировал. Лучше так:если не понимаешь о чём вопрос, лучше не встревай Первая часть определяет вторую. Речь в вопросе идёт не о языческой практике заклинаний и волхований и христианской практике молитв, а о всецело христианской практике. Твой уровень знаний "православная охота" и "православный алкоголь" всем форумчанам известен. Всем понятно, что даже на том уровне, на котором ответил А. Гоголев ты ответить не можешь (хотя в теме есть о чём поговорить, например о проклятии псалмами и других интересных византийских формах заклинаний). Вот я и написал. Прости, если обидел.

Константин Беляев: Сергiй Аветянъ пишет: Речь в вопросе идёт не о языческой практике заклинаний и волхований и христианской практике молитв, а о всецело христианской практике. всецело "християнская" практика для заговоров - не бывает такого. Это по любому языческая традиция, в которую после Крещения Руси привнесли христианские мотивы.

р.Б.А.: Константин Беляев, Вам верно заметили, что в вопросе спрашивается о молитве, о её характерных отличиях. Заклинания не интересуют по определению. Данный форум - христианский форум, со всякими бабкиными мерзостями здесь легко могут забанить.

р.Б.А.: А. Гоголев пишет: По словаарю В. Даля Молить Благодарю, конечно, но посмотреть словарь, всякие википедии я и сам бы смог. Неужели Вы не понимаете, что если на многочасовой бубнёж приделать сверху неоновую вывеску "Это молитва. Очень правильная", то человеческим соизволением это невразумительное всё равно в молитву не превратишь. Советская педагогика пусть постоит в сторонке. Рассматривать существо молитвы можно, как я догадываюсь, сравнивая молитву с заклинанием. Формы ,на первый взгляд, могут быть в чём-то похожими, но суть, наверное, отличается. Я не могу точно сформулировать. Наверное, один из признаков - то, к кому мы обращаемся. Но сразу возникает затруднение. Произнесение одного и того же имени на словах собьёт с толку. Важна и суть просьбы. Если недостойной просьбой мы приписываем Богу неприемлемые черты (Боже, убей соседа-предпринимателя), то как такое глумление может быть названо словом "молитва"? Это был простой хрестоматийный пример, я надеюсь, что никакие христиане до такого не докатились.(Хотя вспоминаю, что у Аввакума такое было. Он потом долго сокрушался.) Но возможен и очень часто встречается смягчённый вариант (дай мне прибавку к пенсии, чтобы внучка поступила в институт, чтобы зятя из партии не исключили). Хорошо, если эти просьбы останутся не услышанными, а если вдруг получит просимое, да ещё каким-нибудь необычным способом, исключив элемент случайности? Возникает вопрос: А кто ЭТО исполнил? Если недостойная, атихристианская суть просьбы может влиять на "адресата"(прошу прощения за выражения, другого слова не подыскал), то насколько хорошо надо знать отличие молитвы от заклинаний и прочих заговоров ("на счастье, на удачу, на защиту от змей"), чтобы не впасть в языческое или сатанинское кощунство. Ведь кроме словесных кощунств (как у новообрядцев: " молимся тебе, дух лукавый" "поглумлюся в заповедях твоих" и пр.) гораздо опаснее впасть в кощунство по сути. Вопрос к Гоголеву или другим толковникам по Далю: " А является ли молитвой известное "Да воскреснет Бог и расточатся...?" (Первый вариант ответа - Да! А как же! Там же на обложке написано "молитвослов" - ответ неверный.) Вот почему хочется знать хотя бы основные отличия молитвы от заклинания. Может быть: 1)адресат 2)форма 3)суть прошения или иное? Чтобы по собственной глупости и неосмотрительной доверчивости не впасть в многочасовой бубнёж , который может оказаться даже призыванием тёмных сил. Был бы это форум никониан-сергиан, а то ведь большинство просвещённее меня в этом основополагающем вопросе: христианская молитва - общение с Богом. Поэтому надеюсь, что , когда будет время, кто-нибудь поделится своими мыслями. Не обязательно расписывать научный труд. Даже рассказ об отрицательных примерах молитв-заклинаний будет полезен.

Сергiй Аветянъ: Константин Беляев пишет: всецело "християнская" практика для заговоров - не бывает такого. Ну во-первых, не заговоров, а заклинаний (твои ассоциативные ряды никому не интересны, так что потрудись не менять слова) А во-вторых, я ж уже писал, с твоим уровнем знаний ответить на какой-либо вопрос весьма затруднительно. Искать для тебя более серьёзную подборку мне недосуг, потому ограничусь никонианским источником. Молитвы запрещений в чине оглашения Помимо научения оглашаемого истинам веры в чинопоследование входят молитвы запрещения нечистых духов. Чтение их всегда было и ос-тается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого к Таинству Крещения. Именем Божиим изгоняли из людей нечистых ду-хов апостолы. «И бесы нам повинуются о Имени Твоем»,— говорили они Христу (Лк. 10, 7). Тем же оружием изгоняли бесов и христиане. В Древней Церкви, начиная с конца II века, заклинатели были не только священники, но и специально на то посвященные лица — экзорцисты. По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждающимися в них. В основу молитв запрещения положено призывание Имени Божия и воспоминание земной жизни Господа Исуса Христа, который пришел в мир разрушить мучительство диавола и победить «сопротивные силы». «Всякий демон, — говорит святой мученик Иустин Философ, — побеждается и покоряется через призывание Имени... Сына Божия, «перворожденного всей твари» (Кол. 1, 15), Который родился от Девы и сделался страждущим Человеком, был распят... и умер, и воскрес из мер-твых, и вознесся на Небо». Чтение этих молитв во время приготовления ко Крещению всегда было делом важным и ответственным и для священника, и для оглашае-мого. В деле подготовки ко Крещению огромное значение имеет сила произносимых молитв, сочетаемая с дерзновением иерея и верой оглашае-мого. В Древней Церкви запретительные молитвы читались над оглашае-мым в течение нескольких дней. Святитель Симеон Солунский (XIV в.) указывает, что «не однажды только надобно читать положенные в начале (чина Крещения) заклинания и другие молитвы, а несколько раз. Ибо в Требнике написано читать их восемь или десять, так как в Церкви в древности было обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из се-ми дней прочитывали их над крещаемыми, а в восьмой день — ... ар-хиерей или имевший крестить иерей». В Русской Церкви в XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности. Огласительные молитвы читались также по десять раз. Сло-ва четвертой молитвы «Изжени от него...» произносились единожды. Во-просы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды. В XV веке огласительные молитвы читались по три раза каждая. Практика читать их по десять раз соблюдалась только при крещении старых евреев. В XVI веке число огласительных молитв оставалось тем же. Но в практику начал входить обычай читать их один раз, хотя допускалось читать их три и даже четыре раза. При Крещении иноверцев продолжали читать до десяти раз. Перед чтением молитв священник троекратно дул в лицо крещаемого и благо-словлял чело, уста и грудь его. Те же части тела благословлялись при однократном чтении слов «Изжени от него всякого лукавого и нечистого духа». Особо отмечу явный магизм сознания: Практика читать их по десять раз соблюдалась только при крещении старых евреев. Видать с одного раза Господь недослышивает. Общая же суть различия молитвы и заклинания не столько в том, что заклинание произносится с клятвой и уже в следствии этого носит договорной характер "ты мне я тебе", сколько в том, что произнося заклинание человек подсознательно действует по принципу "нажми на кнопку получишь результат" для того же кто молится, всегда остаётся упование на милость Божию, а не на сделку. Очень хорошо это прослеживается на примере эволюции чина покаяния, когда из прошения о прощении Господом грехов (без каких либо подтверждений и удостоверений) оно трансформировалось в разрешительную формулу отпущения грехов жрецом (со вполне конкретным утверждением такового отпущения - так оно и народу спокойнее и попу сытнее). Впрочем, я думаю, что р.Б.А. сам найдёт ответы на свои вопросы.



полная версия страницы