Форум » Беседы форумчан » О християнской антропологии » Ответить

О християнской антропологии

Дмитрий Вячеславович: Касаясь християнского взгляда на строение человека, общепринятым, на мой взгляд, является позиция трехчастного строения человека - в отличие от животных человек имеет дух, душу и тело. Но у священномученника Иринея, епископа Лионскаго,в его книге "Против ересей" приведено следующее: "Если же не будет в душе Духа, таковой человек поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании, но подобия не получает через Духа и потому несовершен". Простите, у меня нет произведений священномученика Иринея Лионскаго, цитирую фразу по другой книге. Вопросы: 1) можно ли понимать позицию священномученика Иринея по антропологии: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?; 2) если смотреть с такой позиции, то в чем заключается образ Божий в человеке до действия Духа Святаго? Я всегда думал, что образ Божий в человеке - его трехчастное устройство (Единосущная Троица - единый человек с духом, душой и телом)? Поясните, Христа ради! Спаси Вас Христос!

Ответов - 56, стр: 1 2 All

андрей ю.: Может это подойдет: "Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты.В самом деле, какая польза человеку иметь душу, облеченную в добрые дела, но мертвую?... И Корнилий получил свидетельства о своих милостынях и молитвах, но не знал Христа; и так как Око истины, великий Судья, видел, что эти дела хотя и хороши, но мертвы, потому что не соеденены с верой,то посылает ангела, присуждающего награду за дела, чтобы увенчать прекрасно подвизающегося верой. Корнилие, говорит он ему, молитвы твоя и милостыня твоя взыдоша на память перед Бога(Деян.10,4) Но если молитва услышана и милостыни приняты, то чего же не достает мне до праведности? Но посли, говорит, во Иоппию, и призови Симона, нарицаемого Петра, который, пришед, речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой(ст.5,6)Если таким образом, сам он и дом его спасается благодаря словам Петра, то, следовательно, он не имел еще спасения через дела, пока вера не присудила награды делам его."(И.Златоуст т.12, стр.548)

Дмитрий Вячеславович: Спаси Христос, андрей ю.! Но повторю вопрос: Дмитрий Вячеславович пишет: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?

Евгений Иванов: Есть дух человека, подобный Божьему, а есть Святой Дух подаваемый в святом Крещении и других таинствах. Дух человеческий от рождения у каждого, а чтобы осознать мир нужен Дух Божий, а не его подобие.


Дмитрий Вячеславович: Евгений Иванов, то есть Вы полагаете, что строение человека трехчастное? И что такое - осознать мир? Спаси Христос!

Море: Дмитрий Вячеславович пишет: "Если же не будет в душе Духа, таковой человек поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании, но подобия не получает через Духа и потому несовершен". Человек всегда имеет образ и подобие Божие, потому что его так создал Бог. А тот кто написал это пытаеться сприть с основами: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27) Дух жизни всегда есть в человеке пока он жив. Когда умирает, мы говорим "испустил дух". Дух Святый же снисходит. Но человека духовным делают его поступки, а не наличие или отсутствие духа. Дух всегда есть, и есть возможность поступать по духу. Например вы злитесь и можете либо потерпеть собеседника или излить на него злобу. Когда вы терпите то поступаете по Духу, а изливая злобу поступаете по плоти - страстям. "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал.5:25)

Дмитрий Вячеславович: Море, ну это не я пишу, а священномученик Ириней епископ Лионский. Море пишет: Но человека духовным делают его поступки, а не наличие или отсутствие духа. Ну, а как ты поймешь, какой это поступок - хороший или плохой, как ты оценишь его, где критерий оценки?

Море: Дмитрий Вячеславович пишет: Ну, а как ты поймешь, какой это поступок - хороший или плохой, как ты оценишь его, где критерий оценки? Кретерий оценки плод поступков: 18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал.5:18-23)

Бокл: Все дело Дмитрий Вячеславович в том, с чем вы себя отождествляете. Одни отождествляют себя с телом, другие с душой (хотя до сих пор никто не дал ей определение), третьи - с душой и телом одновременно (совсем уж что то непонятное), четвёртые - с Духом, который тождественен Духу Святому. Выбор за вами,хотя и выбора то никакого нет.

Сергей Мизов: Бокл пишет: Все дело Дмитрий Вячеславович в том, с чем вы себя отождествляете. Одни отождествляют себя с телом, другие с душой (хотя до сих пор никто не дал ей определение), третьи - с душой и телом одновременно (совсем уж что то непонятное), четвёртые - с Духом, который тождественен Духу Святому. Выбор за вами,хотя и выбора то никакого нет. Здесь христианский диалог а не конгресс Адвайта Веданты.

Иерей Вадимъ: Некоторые отцы говорят о душе и теле человеческих (и дух приравнивают к душе в таком случае), некоторые разделяют дух и душу человеческие. В данном отрывке это не разделяется, но говорится не о духе человека, а о Духе Святом, присутствующем в человеке благочестивом, то есть любящем Бога, по сказанному: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим"(Иоан.14:23). А кто не любит Бога, что проявляется через пренебрежение Его заповедями, тот остается "душевным", то есть плотским. Простите Христа ради.

Konstantino: Я вот диву даюсь в каких темах участвуют попы и дьякона. Вам че нечем заняться? Идите в злободневные темы или вера ваша только бы сан не потерять?

Дмитрий Вячеславович: Konstantino, тема эта очень важная для меня! Если тебе нечем заняться, то пожалуйста, не пиши так, чтобы просто написать! Спаси Христос!

Дмитрий Вячеславович: Бокл вопрос лежит в несколько иной плоскости. Уточню. Что человек имеет от рождения в мiр: дух, душу и тело, или душу и тело, а дух появляется в человеке от рождения свыше (то есть от крещения)? Спаси Христос!

Дмитрий Вячеславович: Море, ты цитируешь Ветхий Завет: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27) А как думаешь, что есть образ Божий в человеке? Спаси Христос!

Дмитрий Вячеславович: Иерей Вадимъ, спаси Христос! Можно ли понимать, что человек от рождения в мiр имеет душу и тело, это двухчастное строение присуще перстному человеку, а от рождения свыше (Духом Святым в крещении) у человека появляется дух и, таким образом, у человека появляется трехчастное строение? Попутно появляются другие вопросы: что есть образ Божий и подобие Божие в человеке? Спаси Христос!

Сергей Мизов: Дмитрий Вячеславович пишет: А как думаешь, что есть образ Божий в человеке? Спаси Христос! На этот вопрос можно ответить настолько насколько известен мне Бог. А известен ли Он мне ? Я бы вам предложил этот вопрос задать самому Богу. Он ответит. Ведь Он сам сказал: обратитесь ко Мне и Я вам сам откроюсь.

Дмитрий Вячеславович: Сергей Мизов катафатический путь познания неправославен! Православным присуще апофатическое богомыслие. И идя апофатическим путем можно познать, что есть образ Божий и подобие Божие в человеке, этим путем шли святые отцы. Кто может привести святоотеческие цитаты об образе и подобии Божием в человеке? Спаси Христос!

Сергей Мизов: Дмитрий Вячеславович пишет: Сергей Мизов катафатический путь познания неправославен! Это кто ж такое сказал ? На Апостолов снисходил Святой Дух и они разными языками говорили и познавали и многое другое ... Маловерие это так говорит. А вот апофотическое богомыслие мне не нравиться, потому что вот только недавно из Индуизма ушел, а там это самый прославляемый путь богопознания. Но как и катафотический так и апофатический путь, это пути маловерия, когда предполагаеться что Бог где то там, неизвестно где, что он не живой и не видит вас и что его можно щупать как слона в темноте изучая, а это путь слепых. Бог живой. Я же вам предлагаю спросить у Господа самого, а не утверждать что либо или отрицать. Спросите, или вы не верите в Его существование ?

андрей ю.: Дмитрий Вячеславович:Можно ли понимать, что человек от рождения в мiр имеет душу и тело, это двухчастное строение присуще перстному человекуДа, так и есть. Бог все дал нашей природе в двойном числе: два глаза, два уха....но душу Он дал нам одну, и если мы погубим ее, то с чем будем жить? (И.Златоуст. сл.8 О душе) можно ли понимать позицию священномученика Иринея по антропологии: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?Так наверно и надо понимать.

Дмитрий Вячеславович: андрей ю., спаси Христос! А как думаешь, Дмитрий Вячеславович пишет: что есть образ Божий и подобие Божие в человеке?

Нина: я встречала такие объяснения у свв.отцов: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании,то есть: Дмитрий Вячеславович пишет: оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании но только христиане получают возможность сотворения по подобию Божьему,когда душа человека соединяется со Святым Духом ,т.е. почему Господь и говорит про истинное обожение в Святом Причастии,для тех,кто достойно принимает Святые Дары,ведет добронравную христианскую жизнь вот цитата из Бесед свят.Василия Великого: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: “Сотворим” и “по подобию”, если бы нам не была дарована возможность стать “по подобию”, то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, “по образу” я обладаю бытием существа разумного, “по подобию” же я делаюсь, становясь христианином.

Нина: а мне интересно другое-у животных душа живая,но они не имеют разума и ума? они не могут познать Бога по своему созданию,а вот людей,кто живет плотски и не хочет знать и почитать Бога,преп.Антоний Великий называл двуногими скотами,то есть такие люди имея образ Божий при создании, по сути как животные,плотские,живущие инстинктами и страстями тела

посетитель: Нина пишет: я встречала такие объяснения у свв.отцов: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании, Если не затруднит подскажите у кого?

посетитель: Нина пишет: я встречала такие объяснения у свв.отцов: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании, Если не затруднит подскажите у кого?

Михайло: посетитель пишет: Если не затруднит подскажите у кого? Прп. Анастасий Синаит http://www.pravenc.ru/text/114898.html. Дмитрий Вячеславович, глянь-ка сюда http://www.pravlib.ru/book/arch5.html

андрей ю.: Дмитрий Вячеславович:А как думаешьКак в приведенной Ниной цитате свят. Василия Великого.

Дмитрий Вячеславович: Нина, спаси Христос за душеполезную выдержку! Нина пишет: человек создан по образу Божьему,потому что человек имеет душу, разум и ум. При этом душа является нерожденной по образу нерожденного Бога Отца, разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа,то есть любой человек имеет образ Божий в своем создании Спаси Христос, очень хороший образ! Дополнительный вопрос: может ли быть образ Божий в присущей природе человека внутренней свободы? Особенно в связи с этим отрывком из творений святителя Василия Великого: Ведь, “по образу” я обладаю бытием существа разумного, “по подобию” же я делаюсь, становясь христианином. И еще вопрос - разве возможно полное богоподобие до Второго Пришествия Христа в славе? Ведь тела наши тленны и должны отойти в землю, а после Суда Божия, Духом Святым должны быть созданы новые тела, не имеющие тления, для соединения с душами праведных? То есть, можно ли утверждать, что состояние богоподобия имеет своим образцом Воскресшего Христа? Спаси Христос!

Дмитрий Вячеславович: Михайло, благодарю тебя за столь подробную душеполезную ссылку! Спаси тя Христос!

Михайло: Дмитрий Вячеславович, во славу Божию!

посетитель: Михайло Спаси Христос за ссылку.

Михайло: Во славу Божию, посетитель!

Нина: Дмитрий Вячеславович пишет: Нина, спаси Христос за душеполезную выдержку! во славу Божию! Дмитрий Вячеславович пишет: Дополнительный вопрос: может ли быть образ Божий в присущей природе человека внутренней свободы? это скорее внутреннее качество,а не сам образ,но пояснений от святых отцов не читала по этому поводу мои мысли по этому поводу таковы,что образ Божий,именно в трисоставности души,ума и разума,а душа,как безсмертная божественная частичка уже имеет внутренние состояния: силу ума,силу вожделения,силу раздражения,(по свт.Григорию Богослову)и внутреннюю свободу выбора добра или зла,что дано только человеку простите Христа ради,очень хотелось бы найти по этому поводу пояснения святых отцов

Нина: Дмитрий Вячеславович пишет: И еще вопрос - разве возможно полное богоподобие до Второго Пришествия Христа в славе? Ведь тела наши тленны и должны отойти в землю, а после Суда Божия, Духом Святым должны быть созданы новые тела, не имеющие тления, для соединения с душами праведных? То есть, можно ли утверждать, что состояние богоподобия имеет своим образцом Воскресшего Христа? вопрос сложный,но вспомните,что и на земле жили великие ПРЕПОДОБНЫЕ святые отцы,которых называли небесные человеки и земные ангелы а мощи святых нетленные почему? верные христиане подобились во всем Христу,стяжали Святаго Духа,их и тела нетленные,а некоторые и с телом были забраны на небо,думаю,что подобие тут не то,чтоб в теле,а прежде всего в очищении души

Дмитрий Вячеславович: Нина пишет: а мощи святых нетленные почему? Я думаю, благодатью Святаго Духа. Также и Вы пишите: верные христиане подобились во всем Христу,стяжали Святаго Духа,их и тела нетленные Но в полной мере богоподобие, - то есть подобие воскресшему Христу во всем существе - возможно, на мой взгляд, после второго пришествия Христа во Славе и праведного Его Суда. Нина пишет: некоторые и с телом были забраны на небо Но для чего они вновь перед Вторым пришествием Христа придут? Для того, чтобы проповедовать до смерти от антихриста. То есть они тоже должны получить новые тела. Нина пишет: думаю,что подобие тут не то,чтоб в теле,а прежде всего в очищении души Думаю и в том, и в том. Человек существо целостное.

Дмитрий Вячеславович: Нина пишет: образ Божий,именно в трисоставности души,ума и разума,а душа,как безсмертная божественная частичка уже имеет внутренние состояния: силу ума,силу вожделения,силу раздражения,(по свт.Григорию Богослову)и внутреннюю свободу выбора добра или зла,что дано только человеку Очень хорошо написали, спаси Христос! Попутно вопрос: что есть дух человека?

Партизан: А что скажете об этом. Может, читал кто? http://www.katakomb.ru/6/Pozov.html

Нина: Партизан пишет: А что скажете об этом. Может, читал кто? интересная работа,много полезных ссылок и мыслей от святых отец,но жаль,что автор понамешал всякой йоги в работу,приходится отсеивать((( спаси Христос за вашу ссылку

Нина:

Нина: Дмитрий Вячеславович пишет: Попутно вопрос: что есть дух человека? это и есть разум,который дан душе,Адаму Бог вдохнул его при сотворении,получился человек-разумная душа,а ум-это духовные очи души: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем" а у людей неверующих, "ум заходит за разум",т.е.они безумны,поскольку не ищут Бога,душа умирает,человек уподобляется скотам безсмысленным и становится игрушкой вражией

Прасковья: Нина пишет: это и есть разум, Я бы немножко иначе выразилась. Дух это общее название составляющих человека. То есть ум + душа+ сердце= дух грубо сказано, но как то так



полная версия страницы