Форум » Беседы форумчан » О християнской антропологии » Ответить

О християнской антропологии

Дмитрий Вячеславович: Касаясь християнского взгляда на строение человека, общепринятым, на мой взгляд, является позиция трехчастного строения человека - в отличие от животных человек имеет дух, душу и тело. Но у священномученника Иринея, епископа Лионскаго,в его книге "Против ересей" приведено следующее: "Если же не будет в душе Духа, таковой человек поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный: он имеет образ Божий в создании, но подобия не получает через Духа и потому несовершен". Простите, у меня нет произведений священномученика Иринея Лионскаго, цитирую фразу по другой книге. Вопросы: 1) можно ли понимать позицию священномученика Иринея по антропологии: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Без Духа Святаго человек душевно-телесный, а под действием Духа Святаго он становится человеком духовным?; 2) если смотреть с такой позиции, то в чем заключается образ Божий в человеке до действия Духа Святаго? Я всегда думал, что образ Божий в человеке - его трехчастное устройство (Единосущная Троица - единый человек с духом, душой и телом)? Поясните, Христа ради! Спаси Вас Христос!

Ответов - 56, стр: 1 2 All

Нина: Прасковья пишет: Я бы немножко иначе выразилась. Дух это общее название составляющих человека. нее...святые отцы именно дух,душу и ум различали,изначальная-душа,от нее рожденный разум(разумение,понимание) или дух,а исходящий из души-ум или духовные очи души

Прасковья: Вот в сети интересное нашла, жаль ссылку не сохранила, но кто ищет, тот всегда найдет, и яндекс ему в помощь Дух - высшая часть человеческой души Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. От такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетавания с нею духа. Все действия, или вернее движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой "психологией". 1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. 2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривать, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душею вовне. 3. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобрести знания и испытывать те или иные чувства. Дух из Бога, сочетавшись с душею животною, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк. Одно тянет его к Небу, другое - к земле. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т. е. страхом Божиим водится, и совести слушается, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров - страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, и дух этой безмерностью желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его. Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, и в самом их движении проявляется нечто, совсем животным несвойственное. О чем ни стать рассуждать, всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля. "Дух,- говорит свт. Феофан,- как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой, Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе. Дух в человеке проявляется в трех видах: 1. Страх Божий. 2. Совесть. 3. Жажда Бога. 1. Страх Божий - это, конечно, не страх в нашем обычном, человеческом понимании этого слова; это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. 2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это - совесть. Совесть указывает человеку, что право, что неправо, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать. Совесть есть наш внутренний судия - блюститель закона Божия. Святые отцы называют совесть "голосом Божиим" в душе человека. 3. Третье проявление духа в человеке свт. Феофан метко назвал "жаждою Бога". Ничем тварным и земным наш дух удовлетвориться не может, пока не обретет покоя в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится. По творениям Святителя Феофана Затворника (Вып. 8, пис. 1462, с. 211-213)

Дмитрий Вячеславович: Нина, Прасковья, спаси Вас Христос за интересную информацию! Прасковья пишет (из выдержек Феофана Вышенскаго): Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Святые отцы считали иначе. По-моему, у святителя Григория Паламы, в "Триадах в защиту священнобезмолствующих" указано, что мысли исходят из сердца, надо будет поискать цитату. По творениям Святителя Феофана Затворника (Вып. 8, пис. 1462, с. 211-213) Как говорится в соседней теме - Феофан Вышенский нерелевантен! Или как?


Прасковья: Дмитрий Вячеславович пишет: Святые отцы считали иначе. По-моему, у святителя Григория Паламы, в "Триадах в защиту священнобезмолствующих" указано, что мысли исходят из сердца, надо будет поискать цитату. поищите пожалуйста, мне тоже интересно стало. Дмитрий Вячеславович пишет: Как говорится в соседней теме - Феофан Вышенский нерелевантен! Или как? не знаю.А в какой именно теме пишут?

амартол Димитрий: Прасковья пишет: не знаю.А в какой именно теме пишут? В теме открытой Михаилом Юрьевичем Панкратовым (про археологические изыскания, в разделе "Беседы форумчан") было высказано мнение о нерелевантности куравника для археологии. Вобщем, по аналогии... Прасковья пишет: поищите пожалуйста, мне тоже интересно стало. Хорошо.

амартол Димитрий: Прасковья пишет: поищите пожалуйста, мне тоже интересно стало. Пожалуйста! Святитель Фессалонитский Григорий Палама во 2 части Триады I в защиту священнобезмолствующих (О том, что стремясь в исихии внимать самому себе, не бесполезно держать ум внутри тела) пишет: Разве не помнишь, брат, слов апостола, что "наши тела - храм живущего в нас святого Духа", как и господь говорит, что "вселюсь и буду ходить в них и буду их Богом"? А то, что по природе способно делаться Божиим домом, разве погнушается вселить свой ум всякий, ум имеющий? И зачем Бог изначально вселил ум в это тело? Уж не сделал ли плохо и Он? Подобные вещи пристало говорить еретикам, которые называют тело злом и изваянием лукавого, а мы злом считаем только пребывание ума в телесных помыслах, в теле же - никак не злом, раз само тело не зло. Недаром каждый посвятивший жизнь Богу возглашает Богу вместе с Давыдом: "Возжаждала Тебе душа моя, сколь же больше плоть моя" и "Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом" - и вместе с Исайей: "Чрево мое возгласит как гусли, и внутренность моя - как стена медная, которую Ты обновил", и: "Страха ради Твоего, Господи, во чреве зачали Духа спасения Твоего", дерзая в коем, не падем, но падут говорящие от земли и ложно перетолковывающие небесные речения и образы жизни в земные. Если апостол и называет тело смертью - "кто", говорит он, "избавит меня от сего тела смерти?" - то он понимает тело как приземленное и телесное помышление, совершающееся только в телесных образах, почему, сравнивая с духовным и божественным, он и называет его по справедливости "телом", причем не просто "телом", но "смертью тела". Немного выше он еще яснее показывает, что осуждается не плоть, а привходящее от преступления греховное желание: "Я", говорит он, "продан греху", но ведь проданный не по естеству раб; и еще: "Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе". Видишь? Он называет злом не плоть, а живущее в ней. То, что не ум {дух}, а "сущий в наших членах и противоборствующий закону ума закон" живет в нашем теле, это вот зло. Поэтому мы, противостоя "закону греха", изгоняем его из тела, вселяем ум управителем в телесный дом и устанавливаем с его помощью должный закон для каждой способности души и для каждого телесного органа: чувствам велим, что и насколько им воспринимать, действие этого закона называется "воздержанием"; страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя "любовь"; рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел умного закона именуем "трезвением". Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем. Тогда он сможет сказать вместе с апостолом Павлом: "Бог, велевший из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, чтобы просветить нас познанием славы Божией в лице Исуса Христа". "Это сокровище", говорит апостол, "мы носим в скудельных сосудах". Если даже свет Отчий, в лице Исуса Христа мы носим, для познания славы Святого Духа, как в скудельных сосудах, в телах, то неужели поступим недостойно благородству ума, если свой собственный ум будем сдерживать внутри тела? Да кто такое скажет, не горя уже из духовных, но хотя бы обладающих пусть лишенным Божией благодати, однако все же человеческим умом? Если наша душа - это единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием, то пользуясь какими частями тела как орудиями действует та ее способность, которую мы называем умом? Конечно, никто никогда не представлял себе вместилищем мысли ни ногти, ни ресницы, ни губы, все считают ее помещенной внутри нас, но богословы разошлись в вопросе, каким из внутренних органов мысль пользуется прежде всего, потому что одни помещают ее, как в некоем акрополе, в мозгу, а другие отводят ей вместилищем глубочайшее средоточие сердца, очищенное от душевного духа. Если сами мы определенно знаем, что наша способность мысли расположена и не внутри нас как в некоем сосуде, поскольку она бестелесна, и не вне нас, поскольку она сопряжена с нами, а находится в сердце как своем орудии, то мы узнали это не от людей, а от самого Творца людей, который после слов "Не входящее в уста, а выходящее чрез них оскверняет человека" говорит: "Из сердца исходят помыслы". Вот почему у Макария Великого сказано: "Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь и все помыслы души - в сердце": так что сердце - сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения. Стараясь в строгом трезвении соблюдать и направлять эту свою способность, что же мы должны делать как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов? Недаром достоименный Макарий сразу за только что приведенными словами прибавляет: "Итак, здесь надо смотреть, начертаны ли благодатью законы Духа". Где "здесь"? В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце. Видишь, что тем, кто решил внимать себе в исихии, обязательно нужно возвращать и заключать ум в тело, и особенно в то внутреннейшее тело тела, которое мы называем сердцем? (до зде св. Григорий Палама; красным - мое выделение слов святителя)

Прасковья: амартол Димитрий спаси Христос! амартол Димитрий пишет: В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце. а выше написано амартол Димитрий пишет: богословы разошлись в вопросе, каким из внутренних органов мысль пользуется прежде всего, потому что одни помещают ее, как в некоем акрополе, в мозгу, а другие отводят ей вместилищем глубочайшее средоточие сердца, очищенное от душевного духа.

амартол Димитрий: Во славу Божию, Прасковья! Некоторые замечания к твоему последнему сообщению: 1) Ты пишешь: амартол Димитрий пишет: Это не я пишу, это цитата из святителя Григория Паламы. 2) по второму фрагменту - святитель Григорий говорит, что есть разные мнения среди богословов по этому вопросу, но затем высказывается определенно в отношении исхождения помыслов из сердца, приведя при этом, в подтверждение своих слов, слова Господа и святого Макария Великого.

Прасковья: амартол Димитрий пишет: 2) по второму фрагменту - святитель Григорий говорит, что есть разные мнения среди богословов по этому вопросу, но затем высказывается определенно в отношении исхождения помыслов из сердца, приведя при этом, в подтверждение своих слов, слова Господа и святого Макария Великого. а если бы высказывался другой богослов, возможно в доказательства он привел бы не менее весомые аргументы

Нина: помышления рождаются в душе,которая в сердце,а мысли проявляются в мозгу

Прасковья: Нина пишет: помышления рождаются в душе,которая в сердце,а мысли проявляются в мозгу я бы сказала желания рождаются в душе и обрабатываются в мозгу... больше ничего не могу сказать,не хватает тяму

А. Гоголев: Прасковья пишет: …я бы сказала желания рождаются в душе… А иногда и ниже пояса.

Партизан: А может, там они проявляются?

Дмитрий Вячеславович: По данной теме нашел еще ссылку. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле

Дмитрий Вячеславович: Уточнение по Николаю Кавасиле - в нашей Церкви он не прославлен. Однако Феофилакт Болгарский также не прославлен в лике святых, но его толкованиями пользуются православные. То же можно сказать и о Николае Кавасиле. О краткой биографии Николая Кавасилы, его трудами можно ознакомиться здесь

иер.Алексан.Черногор: Konstantino пишет: (см. выше: в связи с сообщением от того самого о.В.Коровина, который, в действительности, подлежит быть под сомнением -- сомнение сколько законное, столько же обязательное для чад РПСЦ, коль скоро её Администрации дела нет до фикции в лице их саратовского настоятеля: "Его ли считать за священника, когда: 1), 2), 3) (о чём уже сообщал я на этом форуме несколько раз). При этом, им получена в окормление община РПСЦ без всякого чиноприема и без единого запроса: кто, где, и в каких обстоятельствах рукополагали его в одной из ветвей РДЦ?") Я вот диву даюсь в каких темах участвуют попы и дьякона. Вам че нечем заняться? Идите в злободневные темы или вера ваша только бы сан не потерять? Отнюдь! -- весьма о насущном поставлен вопрос данной темы. Разобрались бы в нём, и Вы более чем, в случае страха Божья, не решились бы последовать за Корнилием-в-Митрополитах в, объективно, Раздор корнилиан. Но! -- и оправдываете ныне ереси его и свое у Вас соучастие в его отпадении, хотя беззаконным, причем, регулярно литургически-подтверждаемым соучастием как раз-то и отпали прочь от приобщения Духу Святому, отступив самочинно от даров Его, подаваемых от Бога через православных иерархов в Таинствах Церкви. Отпадение же, опять же, в результате отпадения от Тела Церкви истинной. Итак, если ищите истинного покаяния пред Богом, то не отказывайтесь по книгам Святым от Святых не ложных отцов найти себе ответы: ведь принимая и соблюдая таковые, Вы всяко бы не отговаривались... Дмитрий Вячеславович, спрашивая: человек имеет изначально душу и тело, а дух в нем - следствие действия Духа Святаго. Ответ имеете также на примере Евхаристии, где, у тричастного человека, дух воссоединяется с Духом Христовым, поскольку человек участием в Человечестве Христа Исуса пребывает, пребывая в Его Славе, в общении с Богом: со Отцом и Сыном и Духом Святым. Дмитрий Вячеславович пишет: Уточнение по Николаю Кавасиле - в нашей Церкви он не прославлен. Если подходить к делу и вопросу с позиций пролатинской схоластики и их же пресловутого "юрисдизма", возможного не без такого "пупа земли" как "тот еще" еретичествующий папа Римский в рамках его Папизма.



полная версия страницы