Форум » Беседы форумчан » Разсуждения о духовной деэволюции » Ответить

Разсуждения о духовной деэволюции

амартол Димитрий: Читая книгу Ивана Александровича Ильина: "Аксиомы религиозного опыта" нашел интересную характеристику причин современной бездуховности. Позвольте привести ее. [quote]Религиозно слепые и бескрылые поколения нашей эпохи возникли не сразу и выступили совсем не неожиданно: это плод, давно завязавшийся и долго зревший. За этим настроением, за этим душевно-духовным укладом лежит история ряда веков. Этот уклад возник из того, что человек ослепился закономерностью материи, стройностью рассудка и силой формальной воли и отдал им центральное чувствилище своего духа, а душевная инерция и эволюция техники доделали остальное. Человек зажил такими органами души, которые бессильны в обращении к священному; которые берут только внешнюю поверхность предметов и отвлеченную сторону мыслей, которые переоценивают силу формальной дисциплины и волевой организации. Бытовая, техническая, государственная (и даже "церковная") "полезность" этого акта утвердила человека в этом укладе: любопытствующий наблюдатель стал обслуживать прозаического корыстолюбца, оба вместе, соединенными усилиями, воспитали самодовольного резонера и отдались под защиту формальной морали и формального правопорядка. И когда привычный резонер и формальный плоскодум обернулся назад и увидел внешнюю видимость отвергнутых и заброшенных им святынь, он иронически и кощунственно засмеялся. Вместе с Рабле и вслед за Вольтером европейское человечество высмеяло и просмеяло все свои святыни. Вместе с Байроном оно увлеклось демонизмом. Вместе с Ницше оно выговорило свой нигилизм и свое антихристианство. Этим окончательно был подготовлен религиозный кризис нашей и вслед за нами эпохи. Началось с рассудочной насмешки. Эта слепая, самодовольная и легкомысленная ирония выдавала себя и наивно принималась за проявление "света", за высшую зрячесть. Бездуховный, религиозно беспомощный и беспризорный европеец стал называться "espritort" (сильный дух). На самом деле эта ирония закрепляла в душах духовную слепоту и религиозную немощь. Это был не только отказ от священного; это был отказ от серьезного и благоговейного подхода к священному. Эта ирония не только отрезала религиозные крылья у человека, но как бы прижигала урезанные места своим едким ядом, чтобы крылья и впредь не могли вырасти. Она опустошала душу и показывала опустошенной душе якобы пустой мир. И, следуя за ней, человек привыкал считать откровение вымыслом, догмат предрассудком, молитву - ребячеством или ханженством. Мало того, он привыкал стыдиться молитвы, а потом издеваться над ней, над собой, прежде молившимся, но более не молящимся, и над своим предметом своей бывшей молитвы. Религиозная слепота стала критерием просвещенности. А жизнь, опустошенная от святыни, стала мало-помалу подлинным царством пошлости. [/quote] Предлагаю обсудить.

Ответов - 5

Дмитрий Вячеславович: Чего-то игнорируют форумчане сию тему! Ну ладно, попробую задать наводящий вопрос! На самом деле эта ирония закрепляла в душах духовную слепоту и религиозную немощь. Это был не только отказ от священного; это был отказ от серьезного и благоговейного подхода к священному. Эта ирония не только отрезала религиозные крылья у человека, но как бы прижигала урезанные места своим едким ядом, чтобы крылья и впредь не могли вырасти. Вам это ничего не напоминает?

андрей ю.: Интересно, Ильин про себя пишет? На самом деле эта ирония закрепляла в душах духовную слепоту и религиозную немощь. Это был не только отказ от священного; это был отказ от серьезного и благоговейного подхода к священномуВедь если он умер в ереси,то духовно зрячим и религиозно мощным, его назвать нельзя.

Gleb22256: Где всю книгу прочесть? И желательно скачать.


Дмитрий Вячеславович: Глеб, прости, где скачать - не знаю. Читаю в бумажном исполнении, поелику рэтроград!

Дмитрий Вячеславович: андрей ю., скажи, а можно ли в разсуждениях о чем-то отойти от категории "ересь-не ересь"? Только, пожалуйста, сразу не анафематствуй, я просто спрашиваю. Я серьезно.



полная версия страницы