Форум » Беседы форумчан » Исихазм Сергия Радонежского » Ответить

Исихазм Сергия Радонежского

Евгений Иванов: Очень часто об этом пишут, а в чем он заключался, кроме умной молитвы? Откуда такая информация? читал ли Сергий труды Паламы. Сам Сергий в Константинополь не ездил и был современником Паламы.

Ответов - 18

Sergey Sergeevich: Но в свете этих видений вполне позволительно указать на родственность духовной жизни преп. Сергия современному ему мистическому движению на православном Востоке. Это известное движение исихастов; практиков "умного делания" или умной молитвы, идущее от св. Гри-юрия Синаита с середины XIV столетня. Новую мистическую школу Синаит принес с Крита на Афон, и отсюда она широко распространилась по греческому и юго-славянскому миру. Св. Григорий Палама, Тырновский патриарх Евфимий, ряд патриархов Константинопольских были ее приверженцами. Богословски эта мистическая практика связывалась с учением о Фаворском свете[2] и божественных энергиях. С середины, особенно с конца XIV в., начинается - или возобновляется - сильное греческое и славянское влияние на северную Русь. При жизни преп. Сергия в одном из ростовских монастырей, мы видели, изучались греческие рукописи, митр. Алексий переводил им исправленное евангелие с греческого подлинника. Сам преп. Сергий принимал у себя в обители греческого епископа и получал грамоты от Константинопольского патриарха. Одним из учеников преп. Сергия был тезоименитый ему Сергий Нуромский, по преданию, пришелец с Афонской горы, и есть основания отождествлять ученика преп. Сергия Радонежского Афанасия, Серпуховского игумена, с тем Афанасием Русином, который списал на Афоне, в 1431 г. "под крылием св. Григория Паламы", сборник житий для Троицы Сергия. Библиотека Троицкой лавры хранит древнейшие славянские списки Григория Синаита XIV и XV веков. В XV же веке там были списаны и сочинения Симеона Нового Богослова. Все это еще не устанавливает прямых влияний Греции на религиозность преп. Сергия. Но пути духовных влияний таинственны и не исчерпываются прямым учительством и подражанием. Поразительны не раз встречающиеся в истории соответствия, - единовременно и, повидимому, независимо возникающие в разных частях земного шара духовные и культурные течения, созвучные друг другу.В свете мистической традиции, которая утверждается среди учеников преп. Сергия, его собственный мистический опыт, озаряемый для нас лишь видениями (можно сопоставлять светоносные видения Сергия с Фаворским светом исихастов) приобретают для нас большую определенность.http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/08.html

Sergey Sergeevich: Известно чудесное видение преп. Сергия, когда темнота ночи вдруг озарилась ярким светом, и преподобный, выйдя в сени, увидел бесконечную стаю пролетающих птиц, и был ему голос: «Сергий, Господь внял молитве твоей, как видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих по тебе, и не оскудеют последующие стопам твоим». В конце жизни преп. Сергию было дано лицезреть явление Богоматери. Это было в 1388 г., за 4 года до его кончины. В его житии также находим пример явления того Божественного света, который Григорий Палама именует «Божественными энергиями», «лучами Божества», и о которых св. Макарий Египетский говорит, что «Ангелы и служебные духи приобщаются свету этого огня». Мы хотим сказать о том видении, когда Исаакий-молчальник, пораженный ужасом, увидел, что преподобному сослужит дивной красоты блистающий юноша, и нисходит огонь на Святую Чашу, разливаясь по всему престолу и окружающий со всех сторон священнодействующего Сергия. Такие явления характерны для подвижников восточной аскезы, прошедших сначала путь внешних подвигов (праксис) и, как плода таковых, достигших созерцания (Феория). И, как говорит Палама: «Отделяясь от материального, в котором он (подвижник) сначала проходит известный ему путь… он идет к истине неизреченною силою Духа, духовным неизреченным восприятием он слышит неизреченные глаголы и видит несозерцаемое и уже здесь, на земле, есть и становится чудо». О подобных тайнах и глубинах внутренней подвижнической жизни, надо полагать, и приходили совещаться к Сергию его святые собеседники. Но духовные постижения не являются уделом большинства, а доступны лишь немногим избранным. Таким был и юный монах Кирилл, будущий основатель Белозерского монастыря. И потому Сергий, приходя в Симоново, спешит к нему на хлебную, где было его послушание, и наставляет его часами, оставляя в стороне других… И, как мы увидим ниже, Сергиевы заветы через Кирилла перешли к последующему подвижничеству, всего северо-востока России, — «Северной Фиваиды». Среди личных учеников преп. Сергия были два особенно ярких примера созерцательного подвижничества: это Сильвестр и Павел Обнорские, речь о них будет ниже. В монастыре Павла Обнорского, остался письменный памятник, как доказательство, подтверждающее только что нами сказанное. «Осталось, — говорит Смолич, — из его Павлова монастыря замечательное учительное писание о руководстве молодых монахов, которое дает понятие о монастырском быте. Хотя это писание в основе посвящено внешней аскезе, тем не менее находим мы в нем основные черты внутренней аскезы: встречаются понятия, как «духовная молитва», «собранность духа», «молчание». Все эти термины служат признаком школы восточной аскезы.http://www.pravmir.ru/velikij-pechalnik-zemli-russkoj-prepodobnyj-sergij-radonezhskij-1314-1392/

Sergey Sergeevich: Евгений Иванов пишет: Очень часто об этом пишут, а в чем он заключался, кроме умной молитвы? Для того что бы быть исихастом не обязательно читать труды Паламы. Исихазм - это обычный путь обычного подвижника. Ничего специфичеки "исихастского" в трудах Паламы нет. Молитва вообще не бывает не умной. Т.е. если не умная, значит и не молитва, а чтение или пение и т.п. А молитва - это возведение ума к Богу, для чего и должно держать ум в словах молитвы, почему внимание - мать молитвы. Все предельно просто. Какие аскетические приемы при этом используются - вопрос вторичный и не принципиальный. Везде, где находились люди живущие свято во Христе пребывала и священная исихия - безмолвие духа, ума и бесстрастие. Такими были и наши русские святые.


Евгений Иванов: Sergey Sergeevich пишет: Для того что бы быть исихастом не обязательно читать труды Паламы. Исихазм - это обычный путь обычного подвижника. Ничего специфичеки "исихастского" в трудах Паламы нет. Молитва вообще не бывает не умной. Т.е. если не умная, значит и не молитва, а чтение или пение и т.п. А молитва - это возведение ума к Богу, для чего и должно держать ум в словах молитвы, почему внимание - мать молитвы. Все предельно просто. Какие аскетические приемы при этом используются - вопрос вторичный и не принципиальный. Везде, где находились люди живущие свято во Христе пребывала и священная исихия - безмолвие духа, ума и бесстрастие. Такими были и наши русские святые. В том -то и дело. Мне кажется, что "умная молитва" совсем-совсем древнее, никакой не 14 и даже не 4-ый век. Безусловно, было греческое влияние. Но чем тогда исихат отличается от обычного монаха? Ведь в житии Сергия говорится о чуде, а не орезультате практики преподобного.

Sergey Sergeevich: Евгений Иванов пишет: чем тогда исихат отличается от обычного монаха А ничем. Исихазм, на мой взгляд просто ситуационный термин, при чем именно греческий. У ихних монахов и название келии - исихастирион называется. Да, еще вот что. Считается, что Григория Синаита практика непрестанной молитвы Исусовой в Греции пришла в упадок, даже и на Афоне, и он был ее реставратором, ну и далее Григорий и прочие исихасты.

Konstantino: О умной делании много изучал Брянчанинов, он же писал о том что Паисий Величковский был на Афоне и увидел упадок умному деланию. Хотя они никони но вроде изучали вопрос правильно

Феодосия: Konstantino пишет: Хотя они никони но вроде изучали вопрос правильно Я тоже так считаю. Брянчанинов вообще умница! Жаль, только до понимания сущности раскола почему-то не дорос. И Паисий Нямецкий со знанием дела писал об Исусовой молитве. Но его книжку я со злости разорвала (там в конце была злобная и неумная глава о староверах).

А,К.: Konstantino пишет: О умной делании много изучал Брянчанинов, он же писал о том что Паисий Величковский был на Афоне и увидел упадок умному деланию. Хотя они никони но вроде изучали вопрос правильно Очень интересный вопрос, как относиться к трудам никонианских подвижников, ведь в них ни всегда одна ложь?

о.Ал-др Панкратов: Соотносить их с древними святоотеческими трудами.

Konstantino: Феодосия пишет: Я тоже так считаю. Брянчанинов вообще умница! В 90-х годах никонское священство запрещало читать простолюдинам Брянчанинова по причине возникновения множество вопросов. Основной вопрос был о младостарчестве и иноческом подвиге. После того как я прочитал Брянчанинова то понял что он не больше "Предисловия" в книге Православие. Феодосия пишет: Жаль, только до понимания сущности раскола почему-то не дорос. И Паисий Нямецкий со знанием дела писал об Исусовой молитве. Но его книжку я со злости разорвала (там в конце была злобная и неумная глава о староверах). Почему? Есть у него и о староверах и после прочитания его слов тоже можно разорвать его труды как вы сделали с Паисием Нямецким. Но при чтении вот что я заметил, Брянчанинов очень детально писал основную часть своих трудов а про староверчество написанно тяп ляп лишь бы отвязались. Не свойственно было ему такое.

Феодосия: Konstantino пишет: он не больше "Предисловия" в книге Православие. Увы, сей книги мне и до сих пор держать в руках не приходилось. До моих задворков вообще мало что доходит. А Брянчанинова брала в личной библиотеке своего первого никонианского "батюшки". А тому пофиг было, с чего начала свое "православное образование" неофитка. И, как ни странно (хотя у Бога ничего не странно, но промыслительно), именно еп.Игнатий стал первой ступенькой на моем пути...к староверию. За что мое воздыхание о нем перед Спасителем.

Oleg23: Феодосия пишет: Увы, сей книги мне и до сих пор держать в руках не приходилось. Konstantino пишет: он не больше "Предисловия" в книге Православие. Людмила, это фигура речи.

Феодосия: Господи помилуй, туплю к ночи! У нас уже 19.00 и за окном темно. Но! Предисловие (Брянчанинов) в книге ПРАВОСЛАВИЕ - это уже очень много!

Severo: Феодосия пишет: Но! Предисловие (Брянчанинов) в книге ПРАВОСЛАВИЕ - это уже очень много! Мрак

Sergey Sergeevich: Феодосия пишет: Жаль, только до понимания сущности раскола почему-то не дорос. Некогда ему было, он молился непрестанно... А,К. пишет: ведь в них ни всегда одна ложь? Конкретно Брянчанинов - компилятор святоотеческих мыслей и цитат, переводчик, при чем сам практикующий, ярый латинофоб, сторонник аскезы, древних обычаев, знаменного пения, древней иконы и т.п. У него, уверен, не найдете никаких ересей, да и писал он в основном на аскетические темы. Вон, Оригена же Церковь не отвергла, и Евагрия с его аскетическими наставлениями и т.д. Кстати, недавно читал статью, где показывается, что исихасты-богословы весьма активно прибегали к писаниям Фомы Аквината.

САП: Sergey Sergeevich пишет: Оригена же Церковь не отвергла, и Евагрия с его аскетическими наставлениями и т.д. Да, ну?

Konstantino: Sergey Sergeevich пишет: Конкретно Брянчанинов - компилятор святоотеческих мыслей и цитат, переводчик, при чем сам практикующий, ярый латинофоб, сторонник аскезы, древних обычаев, знаменного пения, древней иконы и т.п. У него, уверен, не найдете никаких ересей, да и писал он в основном на аскетические темы. за что его ненавидел Филарет Дроздов и творил на него гонения

Сергей: Святитель Игнатий (Брянчанинов) жил в один из самых антистарообрядческих эпох Русской Православной Церкви, в синодальный период, следовательно такое отношение к староверию. Но он всегда был за внедрение знаменного распева, древнерусского благочестия и чистого православия, очищенного от господствующей в то время в богословской академической сфере латинской схоластики (в виде "школьного богословия"), протестантского либерализма, модернизма и всеобщего обмирщения! Очень много будет пользы от прочтения семитомника его "Полное собрание сочинений", один его том "Отечник" - просто безценен! Он систематизировал аскетический опыт древних и средневековых Святых Отцев и подвижников, и переложил его на наш современный скудный уровень!



полная версия страницы