Форум » Беседы форумчан » Нужна консультация о жизни предков » Ответить

Нужна консультация о жизни предков

Евгения Подшивалова: Уважаемые форумчане! Хочу восстановить свои корни по линии своего дедушки. Дедушка родился в 1917 году на Алтае, в селе Блинова (Гусельникова) Сорокинского района. Отец его в этот год умер. Из-за того, что семьи старших его сестер подверглись репрессиям, мать дедушки отдала его в 7 лет на воспитание к своему брату в Гурьевск. Там он окончил школу, ушел в Армию. В свое село он вернулся в 1956 году. Исследуя свои корни, столкнулась с проблемой: в поименных списках за 1910 год числится 5 семей Черновых. Но нет ни одной записи по Черновым в метрических книгах православной церкви (см. 1914 - 1917 года). По воспоминаниям внучки одного переселенца, который хотел поселиться в селе "С районным начальством дед договорился быстро. А сельская община принимать не хотела. ( Т.к. приезжие курили и крестились тремя пальцами). Требовали что бы все мужчины бросили курить, ругаться матерно и дали выкуп за землю." Еще я помню из детства (когда приезжала в гости к бабушке и дедушке), что некоторых людей в селе называли кержаками. Из википедии вычитала, что обряды у кержаков совершались мирянами. То есть я правильно понимаю, если мои предки были кержаками, то нигде официально не зарегистрированы факты их рождения, брака, смерти? Или все-таки велись какие-то книги?

Ответов - 5

mihail: Ваши предки скорее из поморов, а может и часовенные. В никонианской церкви они конечно не регистрировались, нужно искать книги общины где они жили.Дата рождения обычно не указывалась, а только дата крещения и смерти. Кержаки- ето собирательный образ, от названия реки Керженец в Н-Городской г-ни. Попробуйте поспрошать на http://forum.vgd.ru/17/32518/ там модератор Константин Иванов, у него большие "архивные" возможности. Удачи.

Олег: mihail пишет: из поморов Из поморцев.

Е.Подшивалова: Спаси Бог!


Агния: #932 Ирина Хабаровск История 05 июля 2010, 16:24 Здравствуйте! Мой дед вначале 20 го века был ребенком привезен на Алтай. Семья поселилась в д. Блиново Сорокинского (ныне Заринского) района. Подскажите, пожалуйста, где можно узнать о переселенцах в эту деревню. Откуда они прибыли? Состав семьи? Интересна любая информация. Какова история д. Блиново. Чем люди жили в 20-30е годы 20 века? Может быть существуют списки жителей деревни? Заранее благодарна. Здравствуйте, Ирина! Согласно Списку населенных мест Томской губернии за 1911 год, деревня Блинова (Гусельникова) находилась на правом берегу реки Чумыш, там были хлебозапасный магазин и две мукомольных мельницы, там было 64 двора, где проживало 186 мужчин и 210 женщин (С.268-269). Согласно Списку населенных мест Сибирского края за 1928 год, дата возникновения деревни Блинова - 1826 год. Число хозяйств по переписи 1926 года - 97, число жителей 1030, преобладающая национальность - русские (С.606). В 19 веке территория Алтайского края была в составе Томской губернии, поэтому за информацией о первых переселенцах можете обратиться в Государственный архив Томской области. Адрес: 634009, г.Томск, ул.К.Маркса, 26 Поселок Блиново был включен в черту г. Заринска в 1984 году (Решение АКИК от 14.08.1984 № 245 "О некоторых административно-территориальных изменениях в крае" (ЦХАФ АК. Ф. Р-834. Оп. 10. Д.3376. Л.100). (Справочник административно-территориальных изменений в Алтайском крае, 1981-2001 / сост. Л. А. Гусейнова.- Барнаул: Алт. полиграфкомбинат, 2002.-С.96, 261). Возможно, какая-либо информация об этом населенном пункте хранится в музее и библиотеке г. Заринска: Адрес Заринского межпоселенческого краеведческого музея: 659100 Алтайский край, г. Заринск, ул. Ленина, 25. Директор музея Борзова Светлана Васильевна, т. (8-38595) 22-0-16. Адрес городской библиотеки: 659100 г. Заринск, ул. 25 партсъезда, 34/1 Тел.(8-38595) 4-20-74, 4-14-08 (дир.т/факс) zarinsk-bl@mail.ru. Директор Матюхина Надежда Григорьевна Всего доброго! #936 Ирина Хабаровск Религия 06 июля 2010, 15:14 Здравствуйте! Семья моей бабушки проживала в д. Гоношиха Сорокинского района (ныне Заринского). Семья староверов-кержаков. Бабушка родилась в 1896г. Скажите, пожалуйста, где записывали своих детей староверы в эти годы- в православных приходах или как-то иначе? К какому приходу относились д. Гоношиха Сорокинского района? Спасибо! Здравствуйте, Ирина! Согласно Перечню церковных приходов, бывших на территории современного Алтайского края, составленному на основе "Справочной книги по Томской епархии за 1909-1910 годы", деревня Гоношиха относилась к Сорокинскому приходу, Церковь Вознесения Господня, год постройки - 1865 (Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.).- Барнаул, 1997.-С.373). Староверы (старообрядцы) не регистрировали своих детей в православных храмах, они их и не посещали, у них были свои книги для записи детей. О жизни староверов в Алтайском крае мы уже рассказывали, посмотрите, пожалуйста, ответ на Вопрос #657. Всего доброго! Ответ дан оператором: Вердиева Тамара Гуламовна Дата ответа: 06 июля 2010, 16:21 http://bibl.rubtsovsk.ru/questions/archive.html?page=71

Агния: О семейном укладе кержаков. Воскресенье, 02 Ноября 2008 г. 22:35 (ссылка) Старообрядческое сообщество было предельно закрытым, к чу-жим относилось недружелюбно. По этой причине суждения о них были, например, такими: «Это был сильно развитой народ, хитрые мужики, чрезвычайные начетчики и буквоеды, народ надменный, заносчивый, лукавый и нетерпимый в высшей степени». Так Ф. М. Достоевский писал о сибирских старообрядцах. Суждение, думается, искреннее. Кержаки те еще люди были, если говорить о характере. Кержака упертого, его, и верно, не нагнешь. Ему что? Он вон в чисто поле выйдет, лаптем землю поковыряет, в затылке почешет да и возьмет от этой землицы все: и пропитание, и одёжу, и дом поста-вит, и мельницу изладит. Лет через пять вместо голого места - пол-ное хозяйство и в ребятах прибыток. Что ему, мужику, графья-дворяне, которые не уважают его? А он от Ильмень-озера до Оби всю землю прошел и обжил. Всех накормил и одел-обул. Он себя уважает, хотя и слабо знает свой исторический путь. Мужик свою значимость чувствует. Российское общество этой значимости не чувствовало никогда! Отношение к кержакам было завистливо-неприязненным, описание их быта высасывали из пальца, поскольку внутри никто из описателей не бывал. И чего-чего только не напридумано, какого бреда не нагорожено! И в семьях террор, и в религиозной жизни истязательства! Ста-роверы, мол, упорно цеплялись за уже отжившие традиции! Интерес-но, где это в России бытовали, но отжили традиции чистоплотности, трезвости и общей целесообразности жизни? А если были -то почему же считать отжившими? Чего ж за них не цепляться? Чтобы не одичать, культурные навыки нужно не выкидывать, как хлам, а накапливать, передавать от семьи к семье, от поколения поколению. Понимать и ценить их нужно! Ведь, как ни суди, на нашей суровой земле до староверов никто успешно не крестьянствовал; а их с корнем повыдирали - земля вновь дикой делается... Самое главное, что никогда не понимали и не ценили, - стрем-ление и способность кержаков жить в согласии. Рассыпанная по всей России диаспора староверов была самоуправляющимся, самодоста-точным сообществом, которое выживало в любых (в любых!) при-родных и социальных условиях. Если была возможность, староверы работали на заводах, занимались ремесленничеством и торговлей. Если таких условий не было - уходили в изоляцию, на полное само-обеспечение. Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживае-мые и укрепляемые всей сутью жизни крестьянина. В семье, где иног-да насчитывалось по 18-20 человек, также все строилось по принципу старшинства. Во главе большой семьи стоял старейший мужчина - большак. Ему помогала хозяйка - болыпуха. Авторитет матери - большухи - был непререкаем. Дети и невестки называли ее ласково и поч-тительно: «маменька». В семье сложились и поговорки: жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамоньки; материнская ладонь высоко поднимается, да не больно бьет; материнская молитва со дна моря достанет. Авторитет главы семейства? Да, был, но не авторитарным было это сообщество. Держалось оно не на страхе, а на совести членов семьи, на уважении к нему, большаку. Такое уважение заслуживалось только личным примером, трудолюбием и добротой. И опять вопрос: отжившее это или это недостижимое? А отношение к детям? Счастлив был тот ребенок, который родился в кержацкой семье или хотя бы смог ощутить тепло рук деда и бабки. Ведь дом с детьми - базар, без детей - могила, а один и у каши сирота. Воспитанием детей занимались все, вся община. Но так как в любой семье почитание и уважение старших было нормой для всех, то и при-слушивались всегда к слову и мнению старшего по возрасту или поло-жению в общине: разумное родится только от разумного. В семьях иногда жили вместе по три поколения. Старик в нор-мальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал от скуки. Всег-да у него имелось дело. Он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Исстари сложилось: старый ворон мимо не каркнет, а прожитое, что пролитое, - не воротишь. В старообрядческих семьях воспитывалось особенно почтитель-ное, можно сказать святое, отношение к труду. В большой крестьяне ской семье трудились (робили) все, от мала до велика, и не потому, что кто-то заставлял, а потому, что от рождения каждый день видели пример в жизни. Трудолюбие не навязывалось - его как бы впитывали. На работу благословение просили! Младшие члены семьи обращались к старшим: благослови, тятя, на работу. Нравственная суровая простота деревенского быта, - писали современники, - была чиста и выражалась заповедью неустанного физического труда, молитвой Богу и воздержанностью от всяких из-лишеств». Подражание старшим считалось хорошим тоном, и девочки возле матери, старших сестер или невесток, а мальчики с отцом и братьями в неустанных заботах о семье приобретали знания и умения, так необходимые в будущей самостоятельной жизни. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с пяти-шести лет выезжали на пашню, боронили, возили снопы, а уже в восемь лет им доверяли пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста обучали ткачеству и рукоделию и, конечно же, умению вести дом: все должно быть трудово, а нетрудово - грех. Ребенок усваивал трудовые навыки и на посиделках. Слово «посиделки- означало не просто сидеть, просиживать место. На посиделках обсуждали, как прошел день или год, решали проблемы, заключали вы-годную сделку, сватали невесту, пели, плясали и многое, многое другое. А чтобы руки не были в праздности, обязательно делали какую-нибудь работу - женщины вышивали, шили, а мужчины мастерили нехитрую домашнюю утварь, упряжь и т.д. И все это в глазах детей приобретало элемент нерасторжимости, необходимости - так делали и жили все. А как же иначе? В старообрядческих семьях лень была не в почете. О ленивом че-ловеке говорили: «На работушку у него волосок не стряхнись, а с работушки головушка не оторвись; сойдутся сонливый да ленивый, так быть ли им богатыми? Не та ленива ленивица, что баню не топит, а та ленива ленивица, которая в готовую не ходит». Подлинное основание жизни человека - труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, ко-торый ворует. Запечатление трудового действия происходит с младен-чества и активно усваивается в 10-14 лет. Характерной чертой семейных традиций староверов было серь-езное отношение к браку. В основе норм поведения молодежи - крес-тьянский взгляд на семью как на важнейшее условие жизни. Встречи мо-лодых людей находились под постоянным контролем старших, зависели от общественного мнения села и традиций различных семей. Причем очень строго следили за тем, чтобы не было браков «по родне», то есть между родственниками. Еще в девичестве девушкам внушали, что чужая шуба не одёжа, чужой муж не надёжа. А парню наказывали так: «Женись, чтоб не каяться, любить да не маяться; женился на скорую руку да на скорую муку». Четкие нормы поведения создавали основу самодисциплины и исключали вседозволенность. Общим было требование соблюдения чес-ти, порядочности, скромности. Это находило отражение в сложившихся представлениях о хорошей невесте и о хорошем женихе. Сватовству и созданию брачных союзов посвящено множество шедевров русского устного народного творчества: поверья, бывальщина и, конечно же, пословицы и поговорки. Общественное мнение осуждало неуживчивость и сварливость характера, эти качества считались «наказанием Божиим». Про злую жену говорили: "Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злой женой; назло мужу сяду в лужу; железо-то: уваришь, а злую жену не уговоришь-. А жениху внушали: «Жена мужу не прислуга, а подруга; за хорошей головой жена молодеет, а за плохой как земля чернеет». Семьи старались жить так, чтобы не причинять горя и неприятностей один другому. Не принято было заводить ссоры, обманывать кого-то, подшучивать или насмехаться над кем-либо. Конечно, крестьянская среда была и не без уродов. Но принятая система устройства семьи уверенно сохраняла устойчивость, так как на нарушителей находили управу. Если в какой-то семье не было мира, если муж бил жену, то заступаться никто не бегал. Уж тут так: твоя семья, твои порядки. Но вот подрастут сыновья и дочери - и тогда сам не сможешь к своим дочерям сватов дождаться, и твое сватовство никто не примет. Парень к вдовице какой уйдет, да и то в другую деревню! Или в дом возьмут девку из погорелой семьи, которой деться некуда. А своим девкам или вековать, или за вдовцов соглашаться идти. И дурная слава семьи годами тянется за каждым, совсем невиноватым. Семья, где не смогли наладить мир, постепенно рассыпалась, исчезала. Раздор в семье осуждали, боялись пуще огня.. Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: «Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе - родная сестра, клевета, что уголь: не обожжет, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись». Спеть похабную частушку, произнести скверное слово - это значило опозорить себя и свою семью, так как община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет». В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не-ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро-вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре-менно побеседовать. И рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?» Пьянство очень осуждали, говорили: «Мне еще деданька наказы-вал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места». Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека куря-щего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак». И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу. Для меня очень важно то, что, по убеждению староверов, молитвы, заговоры, все накопленные знания обязательно должны быть переданы по наследству детям. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/177-1-0-206 И пора-зишься, когда поймешь, что правила в этом сообществе только сила морали, которая и обеспечивала им полную самодостаточность. Если выбрать слово, которое в наибольшей степени их характеризует, я бы сказала: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. В невероятно тяжелых жизненных усло-виях вымерло все слабое. Тот, кто пускал ночевать чужого или подавал прохожему ковш с водой, тот вымер давно от тифозной вши или иной неведомой лихоманки. Кто за скотиной не умел ходить, не толковал, как хлебушко посеять и убрать хоть бы и в проливной дождь, того тоже давно не было на свете. У кого топор из рук валился, кто избу со щелями ставил, вымерз в трескучий мороз вместе с семейством. Именно из этой неописуемой целесообразности силой - то в здешней деревне старались не женить. Уж вот так, чтобы вовсе друг другу не глянулись, другого желали – редко так было. Жить и робить легче, «веселяя», когда муж с женой хотят друг друга, глянутся. Тут, знаете ли, каждая теплиночка была на учете. Хотя если парень – самый и есть раскольник, то очень все было непросто. И новая староверческая родня могла не принять, топились иные девки из-за этого. И незаконный брак порой развенчивали и девку с пузом приводили домой к родителям. Непросто и жить было в старом-то законе. Ты попробуй хоть одну чашку непомытой оставь! Да это для свекровки-кержачки все равно, что землетрясение! Она-то, свекровушка, с малых лет слышала, что «гнойный грязный бес ищет посуду ленивых хозяек и омывает в ней свой гной и язвы». Такую посуду в лес уносят и закапывают. (Так ведь и холера обходила стороной старообрядческие деревни!) А робить каково? Утром ранехонько спроси: Благослови, матушка, в пролубе рубахи мыть! А вымытые рубахи свекровушка перенюхает, не поглянется, снова мыть подёшь. В пролубе! А после того, как с мужем помилуешься, рубашку меняй, омывайся, молись! И все равно шли замуж хорошие девушки за кержаков-раскольников, шли и все тут в извечном желании иметь непьющего и работящего мужа. И ребят рожали – сколь Бог даст. Может поэтому старообрядчество не только простояло сотни лет в непрерывных гонениях, но и численностью прирастало? Отдадим дань значимости духовной проповеди. И все же думается, что для простых крестьянских девушек и парней был привлекателен именно кержацкий образ семейной жизни. В непрерывных трудах и молитвах, ярко и полнокровно жила деревня староверов. «Кержаки ране-то широко свадьбы гуляли…». Настоящей народной оперой была такая свадьба! Песенный был народ… Бывало, вечером две деревни усядутся на бережках речки друг напротив друга и поют, кто кого краше. Любую работу с песней робили. Семейство Власовых («Кержаки – семейный альбом»), трое братовьев, построили часовню, пели там, да так, что сходилась слушать вся деревня. Книг было – множество. «Пря о вере», то есть спор по таким книгам, устраивалась летом, в хорошую погоду. Старики из одной деревни нагружали телегу (!) книг, везли в другую деревню, где их встречали таким же объемом книжной мудрости. С раннего утра и до ночи, весь длинный день читали книги и спорили наши долгобородые философы. И ребятишки тут же – слушали, впитывали… Ни пьянки, ни драк, ни мата… Стоит ли удивляться, что девки крестьянские, валясь в ноги родителям, просили: "Тятя и мама, пустите замуж за раскольника!" http://www.liveinternet.ru/tags/%F1%F2%E0%F0%EE%E2%E5%F0%FB/page2.html



полная версия страницы